|
||||
|
К вопросу о врожденном и приобретенном в личности и в почерке Тема врожденного и приобретенного в личности – достаточно интересна. В советское время, когда вся жизнь была политизирована и искусственна, идеологией было пропитано буквально все, в том числе и науки, непосредственно связанные с личностью человека, психология, педагогика, образование, социальные, культурные области. Суть советской идеологии отражалась в лозунгах того времени: «Все равны», «Незаменимых нет», «Я смог – и ты сможешь». Касалось это, к сожалению, не только прав (или их отсутствия?), но и природы человека. Отсюда закономерно развивающееся чувство вины, появление комплекса неполноценности и подспудного психологического прессинга. Например, считалось, что депрессия – это не болезнь, а слабость. Если не любишь что-то делать – лентяй. Не выдержал чего-то – слабак. По сути, психологи того времени были только теоретиками, да и занимала их больше не здоровая, нормальная личность, а патология (да и зачем «нашему человеку» психолог, если все зависит только от его воли!). Неудивительно, что психология в России еще не вполне реабилитирована, не считается желанной или престижной профессией. Она продолжит оставаться такой, пока не перестанет из ложного «патриотизма» отгораживаться от достижений современной мировой психологии. Идеологический источник «псевдопсихологии» уже забылся, но прежнее мышление (в том числе и на академическом уровне) пока сохраняется «по инерции» и в новых поколениях психологов... Конечно же, не все таковы, и это обнадеживает! Так или иначе, не хочется долго рассуждать о тех временах – затронута эта тема была лишь потому, что, к сожалению, и среди современных людей, а может быть, и читателей этой книги, наверняка найдутся те, кто отрицает влияние врожденного или признает, но лишь в том смысле, что это влияние не такое уж и принципиальное, что «человек может все» и т. д. Рискуя вызвать неприятие, я собираюсь в этой книге рассказать о том, насколько значительным, а порой и определяющим в жизни оказывается тот потенциал, который каждый индивидуум несет в себе с рождения. Что же касается влияния приобретенного – оно меньше, но оно, несомненно, есть – однако в основном это те внешние факторы, которые формировали личность в очень раннем возрасте. Если человек «меняется» в тот или иной момент жизни – это значит лишь то, что в нем всегда был потенциал это сделать, все закономерно. Итак, человек не рождается «чистым листом», из него невозможно «слепить идеального человека». Именно наши врожденные особенности определяют основной тип мышления, восприятие, нашу психосоматическую конституцию. Более того, смею добавить: наша сознательная воля, желание, какие-то внешние факторы отнюдь не являются основной частью всей личности, это только малая видимая часть айсберга, основной массив которого неизменен и покоится в толще океана подсознания и врожденных особенностей. Однако, как известно, знание – огромная сила и в этой книге попробую показать, насколько верны слова «предупрежден – значит, вооружен», поскольку, зная свои сильные и слабые стороны, мы получаем понимание многих важных вещей в жизни, происходящих с нами. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|