• О смысле жизни
  • Что такое счастье
  • Конкретно об абстрактном

    Когда мы говорим о том, «что написано на роду» у того или другого человека, когда рассуждаем о «судьбе», «доле», чьих-то жизненных сценариях, мы все время возвращаемся к мыслям о достаточно, на первый взгляд, абстрактных понятиях: смысле жизни, своем предназначении, наконец, счастье. В книге, задающейся вопросами «что предопределено» и «предопределено ли», нельзя не коснуться того, что, по сути, в жизни каждого из нас, является основополагающим.

    О смысле жизни

    Что есть «смысл жизни»? Есть ли он? Не подразумевают ли люди, повторяющие, что «нет в жизни счастья», – на самом деле, что «нет в жизни смысла»? Быть может, истинный смысл жизни в ее осмысленности?

    Фрейд говорил: «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен». Действительно, занимаясь графоанализом – поскольку такие вещи можно проследить в почерке, – я не раз замечала, что там, где начинаются излишне «философствующее» мировоззрение и уход интересов человека из сферы окружающей его действительности в сферу метафизических вопросов, авторы почерков обнаруживали склонность к различным психоэмоциональным расстройствам, прежде всего депрессивности и невротичности.

    Однако еще важнее – что ведет людей к этому, к отчаянным поискам смысла жизни?

    Обычно какая-то внутренняя боль или неблагополучие. Человек, которому хорошо, не слишком склонен заморачиваться несовершенством мира или несправедливостью своей доли.

    А еще – часто ищущие смысла жизни – это очень несвободные люди, скованные искусственно навязанными догмами, стереотипами, идеологиями, чужими смыслами, именно в такой ситуации жизнь будет казаться человеку пустой или чужой...

    Важно понять, что не существует «универсального смысла жизни на всех». Что для счастья человеку нужно – то, что нужно именно ему!

    И все же, если задуматься, тем не менее можно отыскать что-то общечеловеческое, на чем держится «тот самый, правильный» смысл для большинства из нас. Хотя и достаточно общо, поскольку проявляется это у каждого по-своему, но можно назвать это удовлетворением от самореализации в своей жизни. Или наилучшим, оптимальным проявлением своего Я. Только так жизнь для человека наполнена особым смыслом, а без этого почти бессмысленна. Именно удовлетворение собой, своей жизнью, своей ролью в ней – вот что действительно важно.

    Кстати, неспроста во все времена проблема «самореализации» является одной из самых актуальных.

    Задумывались ли вы когда-либо о своей «миссии»?

    По большому счету личная миссия каждого из нас – это личное, индивидуальное предназначение. Предназначение отличается от назначения тем, что определяется не снаружи, а изнутри, нашей собственной природой, особенностями, склонностями и предрасположенностями. Таким образом, это естественная цель, это ориентир, заложенный изнутри и скрывающий в себе источник нашей личной, наиболее оптимальной и полной самореализации, а значит, и удовлетворения от жизни. Проще говоря, это уже существующий, в зависимости от особенностей личности, наиболее оптимальный для каждого из нас путь к цели.

    Чтобы быть удовлетворенным своей жизнью, собой, не важно, каким именно мышлением обладает человек – конкретным или абстрактным, творческая ли он натура или не очень. То, что важнее всего при определении «потенциала» человека, – это его способность связывать «желаемое» и «имеемое», чтобы разрыв между желаниями и возможностями был сбалансирован или не был слишком велик, только тогда человек доволен своей жизнью, собой и достигнутым. Чтобы получить представление о степени сбалансированности «хочу» и «могу», нужно обратить внимание на соотношение верхних и нижних отростков букв. Они должны быть примерно одинаковыми по длине и развитости или с небольшим перевесом в сторону нижних отростков. Если же последние малы, слабы или вовсе почти отсутствуют – это тревожный знак, такой человек совсем оторван от реальности и в практическом смысле ни на что не способен, варится в собственном соку или живет только в своих переживаниях. Если же у букв совсем отсутствуют верхние отростки – это, опять же, не очень хорошо в плане успешности, поскольку свидетельствует об отсутствии полета мысли, каких-либо амбиций и сокровенных сильных желаний. Человек живет здесь и сейчас и не стремится особенно ни к чему, лишь бы все было спокойно и приятно вокруг. Карьеру или что-то особенное он не сделает просто потому, что не хочет.

    Итак, «запрограммированность» человека на удовлетворенность определяется по самодостаточности его как личности: то есть когда нет большого разрыва между желаемым – амбициями, а не фантазиями – и возможностями воплощать желаемое в жизнь – присутствие уверенности в своих силах и реальной оценки своих возможностей.

    Перед вами образец почерка человека, довольного жизнью:

    Следующий образец почерка человека недовольного жизнью.

    Что такое счастье

    Что есть счастье, только ли это «чувство глубокого удовлетворения» или что-то еще? Почему одни счастливее других и от чего это зависит?

    Тема счастья настолько же важна, насколько абстрактно само это понятие, на первый взгляд. Похоже, что сколько людей, столько и вариантов счастья... Так ли это? Или все-таки возможно сформулировать какое-то общее для всех определение счастья?

    С психологической, психоэмоциональной (а значит, в определенном смысле, и физиологической) точки зрения, несомненно, это возможно!

    Если бы передо мной поставили задачу сформулировать универсальное понятие «счастья» только двумя словами, то есть только единственная пара слов, способная передать всю основную, одновременно глобальную и простую суть счастья, а именно душевное спокойствие.

    Таким образом, можно утверждать, что в данном понимании счастье – это чувство отнюдь не кратковременное, как принято считать!

    А потому само по себе удовлетворение желания, удача или достигнутая цель не являются счастьем, как многие ошибочно считают. Временный успех или даже периодические личные достижения могут обуславливать эмоциональный подъем или хорошее настроение на какое-то время, однако не могут обуславливать того самого, внутреннего «иммунитета счастливого человека» (постоянства положительного эмоционального фона, преобладания чувства удовлетворения или самодостаточности, ощущения своей состоятельности как личности), по определению, так как все это факторы внешние, временные и относительные.

    Влияния внешние тем сильнее, и тем сильнее зависимость человека от них, чем слабее этот внутренний баланс, запас защитных сил души (то самое душевное спокойствие, другими словами – счастье). Поэтому единственная возможность быть безусловно счастливым (то есть иметь внутреннюю свободу как от удач, так и от неудач, от излишней зависимости от мнений окружающих или комплексов, удовлетворение собой и своей жизнью) заключается исключительно во внутренних факторах, то есть зависит только от нашего субъективного самоощущения.

    Ибо все, что вне нас, все объективные факторы относительны и опасно изменчивы, так как ими невозможно управлять. Так не стоит ли поставить свое счастье в зависимость от управляемого, безусловного и неизменчивого, чем продолжать ставить его, свое внутреннее спокойствие, самооценку, счастье в конце концов в зависимость от колебаний фортуны, настроения, чужого мнения или резкого слова, от переменчивых успехов и других превратностей судьбы?

    По моему глубокому убеждению, счастье – это не восторг, не упоение победой или эйфория. Поскольку это лишь временные эмоции, «состояние аффекта», не более.

    Счастье – вещь, отличная от ликования, оно непрерывно, безусловно и постоянно... Это своего рода «образ жизни и мыслей», а не объективный показатель. Счастье – субъективная суть личности.

    Ибо сколько уж человек сможет продержаться в упомянутом выше, которое часто принимают за «счастье», этаком восторженном состоянии аффекта (ликовать от, например, получения хорошей работы, зарплаты или выигрыша в пять миллиона долларов)?

    Человеческая психика настолько гибка, что привыкает ко всему – в том числе и к этому. А когда человек привыкает, он остается опять наедине с собой; и если он человек зависимый, неуверенный в себе, не самодостаточный и имеющий комплексы, он неизбежно не сможет быть счастливым, несмотря ни на какие успехи или события.

    С самодостаточным же происходит все наоборот: так как он как раз имеет этот безусловный внутренний стержень, то ничто, никакие (почти никакие) события в жизни не способны сделать его несчастным. А восприятие и переживание того, что принято называть несчастьем, будет сродни ощущению «испытания», но не «наказания»...

    Перед вами образец почерка счастливого человека:


    Следующий образец почерка несчастливого человека:


    Способность быть счастливым дана не всем. Не верно было бы утверждать, что эта способность является безусловно врожденной. Это не совсем так. Разумеется, существует много врожденных, изначально заложенных особенностей, которые так или иначе могут влиять на общее самоощущение их носителя. Однако есть еще критерий, который сам по себе не является сугубо врожденным, при этом очень важный для достижения человеком ощущения счастья. Проще говоря, для способности, создания предрасположенности быть счастливым человеком. Я говорю о так называемом уровне развития личности. Это очень важный критерий, как с психологической точки зрения, так и с графологической. Почему? Дело в том, что от того, насколько личность примитивна, или, наоборот, развита, зависит ее восприятие себя и окружающего мира, зависит ее психологическое и душевное «поле зрения». Чем человек более «зашорен» или мелочен, чем меньше он стремится саморазвиваться, чем он менее гибок и более субъективен – тем его шансы на то, чтобы стать самодостаточнее, гармоничнее, счастливее, обрести душевное спокойствие, меньше.

    Теперь поговорим об уровне личности как о явлении в почерке.

    Об уровне гармоничности личности говорит, например, соответствие подписи и почерка. Если подпись написана в том же стиле, не отличается резко ни наклоном, ни нажимом, ни формой букв или читабельностью, значит, перед нами человек, не пытающийся выдать себя за кого-то другого, притвориться, создать себе искусственный имидж, он тот, за кого себя выдает, и его это устраивает. Это трудно определить, если есть только подпись, а почерка нет.

    О «волшебной» формуле определения уровня личности я упоминала в своей обучающей книге «Графология шаг за шагом», но для читателей, еще не знакомых с другими книгами серии, ниже приведу этот важной и полезный прием. Однако дополнительно хочу акцентировать ваше внимание: если вы почувствуете, что этих объяснений вам недостаточно, советую обратиться к «учебнику графологии» – первой книге серии.

    Формула, позволяющая определить уровень развития личности

    В графологии есть так называемая «Шкала развития», позволяющая сориентироваться относительно уровня гармоничности и внутреннего развития анализируемой личности.

    Что касается уровня развития личности, гармоничности и интеллекта в целом, то существует достаточно быстрый и несложный способ определения развития личности. Это формула, состоящая из сочетания четырех параметров: скорость – читаемость – самобытность – организация.

    Чем больше их в почерке одновременно или, точнее говоря, чем выше будет ваша оценка по каждому из них, тем выше личностный и интеллектуальный уровень человека. И наоборот. Обратите внимание: он не связан со склонностями или типом мышления как таковыми.

    Помните о принципиальном влиянии скорости почерка! Медленный почерк всегда снижает нашу оценку или «вес» какого-либо из четырех параметров: чем медленнее скорость – тем сильнее снижение оценки. Дело в том, что, располагая лишним временем и соответственно вниманием, намного легче писать понятно, организованно и т. д. Например, порядок или ясность в почерке, написанном в медленном темпе, просто не должен производить на нас впечатления! Другое дело, если такие данные мы обнаруживаем в спонтанном, беглом почерке – тут уже параметры стоит оценить по максимуму, не боясь переоценить человека.


    1. Скорость почерка.

    Означает: беглость (не путать с небрежностью и другими подводными камнями). Скорость – это не физическая быстрота написания, а динамичность письма.


    2. Читабельность (степень читабельности).

    Для проверки берут одну отдельно взятую букву (не в контексте слова) и пытаются узнать ее. Читабельность полная, если узнаваема любая буква, частична – если примерно половина букв.


    3. Оригинальность, самобытность (индивидуальность).

    Означает: необычные с точки зрения стандарта формы букв или связки между ними, развороты и т. д., НЕ мешающие читабельности и НЕ являющиеся просто излишествами или украшениями. Оригинальность – при изобретении своих неповторимых форм и стиля, индивидуальность – при более простых вариантах.


    Примечание. Если у вас нет достаточного опыта – будьте готовы к тому, что вы не застрахованы от ошибки принять одно за другое, особенно там, где есть тонкие нюансы, которые трудно точно описать словесными формулировками из-за риска их субъективного восприятия. Например: «оригинальность формы букв» – понятие наглядное, его нужно научиться чувствовать, не нужно принимать за оригинальность любое отклонение от нормы (см. выше). Будьте осторожны!


    4. Организация (расположение на листе).

    Считается отличной, если при взгляде на листок или текст не возникает ощущения «единой массы», путаницы; строки и абзацы отделены друг от друга, логично и продуктивно использовано пространство листа.


    Каждый из четырех параметров формулы можно оценить по 5-балльной системе:

    • 5 – очень высокий уровень;

    • 4 – высокий уровень;

    • 3 – средний уровень;

    • 2 – низкий уровень;

    • 1 – очень низкий уровень.


    А затем можно вывести средний балл, означающий развитие (уровень) личности:

    • «Очень высокий» (когда все практически по максимуму в каждом пункте) – высочайший уровень развития личности, человек исключительный.

    • «Высокий» – хороший уровень, развитие и интеллект выше среднего.

    • «Средний» – будет означать «посредственный» или «обычный, среднестатистический уровень».

    • «Низкий» – уровень развития и интеллекта ниже среднего.

    • «Очень низкий» – минимальный, примитивный уровень развития личности.


    Попробуем определить уровень развития личности по данным образцам, помня, что уровень развития личности измеряется средним баллом от 1 до 5, где:

    • самый примитивный уровень развития личности – 1 (сумма баллов – 4);

    • самая высоко развитая личность – 5 (сумма баллов – 20);

    • «среднестатистический», нормативный уровень – 3 (или в сумме – 12).

    Скорость – 3

    Читабельность – 3

    Индивидуальность (самобытность) – 3

    Организация – 4

    Степень личностного развития: 3,25 (13)

    Скорость – 3

    Читабельность – 5

    Индивидуальность (самобытность) – 4

    Организация – 4

    Степень личностного развития: 4,0 (16)

    Скорость – 5

    Читабельность – 5

    Индивидуальность (самобытность) – 4

    Организация – 5

    Степень личностного развития: 4,75 (19)

    Скорость – 5

    Читабельность – 3

    Индивидуальность (самобытность) – 4

    Организация – 3

    Степень личностного развития: 3,75 (15)

    Скорость – 2

    Читабельность – 5

    Индивидуальность (самобытность) – 2

    Организация – 3

    Степень личностного развития: 3,0 (12)

    Скорость – 1

    Читабельность – 4

    Индивидуальность (самобытность) – 1

    Организация – 1

    Степень личностного развития: \,1Ь (7)


    А теперь, взглянув еще раз на упомянутые выше данные каждого из образцов и на сами образцы, попробуйте «вычислить» в целом, какова способность этих людей быть счастливыми, удовлетворенными, насколько они в ладу с собой и т. д.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх