|
||||
|
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Ах, какое наслажденье Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.Выполнять упражнение 8—10 раз. * * *Вот грибок на тонкой ножке — Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек. * * *Ловко кисточкой забор Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх. * * * У щенка – малютки Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5. * * *Язычок наш молодец, 1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка. 2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными. * * * Широко разинув рот, Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения. * * * Смастерим мы дудочку, Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7. * * *Собираем мы без спешки, Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз. * * *Наливаем воду в бочку — Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом. Проделать упражнение 8—10 раз. * * *Не нужны сейчас улыбки - Губы сжаты, щеки втянуты. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз. * * *Мы печем, печем блиночки Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя». Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек. * * * Петя встал сегодня рано Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук «д-д-д-д...» – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек. * * * На лошадках по дорожке Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.) * * * Тик-так, тик-так - Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4—6 раз. На качелях мы качались Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз. * * * Мы с моей подружкой Светкой Улыбнуться, приоткрыть рот, «пожевать» передними зубами кончик языка. Язык широкий. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз. * * * Ходят по двору подружки — Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться «бл-бл-бл...». * * * Обезьянка, бегемотик - Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек. * * * И-У, И-У, И-У Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед («трубочка»). Чередовать движения 6—7 раз. * * * На нижней губке язычок Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10. * * * Эй, дружок, Антошка! Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. * * * Как волшебник, наш Николка - Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым. Чередовать движения 6—8 раз. Лида, Оля и Наташка Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх. Выполнять упражнение в медленном темпе 6—8 раз. * * * Поиграть тебе охота? Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка. Выполнять упражнение 6—8 раз. * * *По утрам мы чистим зубки, Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо. * * * Потолок покрасил гномик, Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления. * * * Шарик лопнул у Танюшки - Предложить ребенку длительно произнести звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая. * * * Заводи мотор, пилот! Предложить ребенку длительно произнести сочетание «дрррр...». Широкий кончик языка приподнят к нёбу и дрожит. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек. * * *Стучат колеса: т-т-т-т Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по нёбу за верхними зубами, произносить «ттттттт...». Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек. * * *Быстро по реке плывет Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается. * * * Язычок играет в прятки - Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5—6 раз в медленном темпе. * * * Чистить зубки тщательно Облизывать зубы снаружи и внутри по 3—5 движений в каждую сторону. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек. * * * С братом мы возьмем насос - Преложить ребенку длительно произнести звук «сссс...». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная. * * * Лопаткой ямку я копаю, Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым. Чередовать движения 6—8 раз. * * * Кормит ласточка птенцов - Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5—7 раз. * * * Ветер дул на одуванчик - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4—6 раз. * * * Юля бублик быстро съела, Округлить губы как при произнесении звука «о». Затем имитировать захват губами ягоды земляники. Выполнять упражнение 4—6 раз. * * * Мурка спинку выгибает, Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка. Выполнять упражнение 4—6 раз. * * * Киска сердится на Машу: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать. Выполнять упражнение 3—5 раз. * * * Кашку манную мы ели Растянуть губы в улыбке. Произносить: «ням-ням-ням...» Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууу...». Чередовать движения 4—6 раз. * * * Сосет апельсиновый сок И митировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек. * * * Тарелку вылизал Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек. * * *Бобик с мясом съел картошку, Имитировать вылизывание плошки языком. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек. ПРИЛОЖЕНИЕЭтапы формирования артикуляционных и произносительных навыковУсловно последовательность формирования артикуляционной базы можно представить следующим образом: • к первому году — появляются смычки органов артикуляции; • к полутора годам — появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель); • после трех лет — появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка; • к четырем годам — появляется возможность вибрации кончика языка. Таким образом, артикуляционная база постепенно формируется к четырем годам. В качестве основного решающего момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков (н, д, т, с, з, л). Механизм вибрации, необходимый для звуков (р, р') и работа по поднятию передней части языка (ш, ж, щ, ч) также сложны для всех детей. В работе И.Н. Горелова(Горелое И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. – Челябинск, 1974.) обобщаются как литературные данные, так и собственные наблюдения о ходе развития речевой деятельности. Приводим таблицу, составленную Гореловым. Стадии развития интеллекта и речи ребенка ЛИТЕРАТУРА Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006. ГенингГ.М., Герман НА. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. – Челябинск, 1974. Каше ГА. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972. Каше ГА., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста.. – М., 1971. Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопелии. – М., 1989. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|