|
||||
|
Пояснительная записка Большинство людей в России по-прежнему испытывают страх, а порой и неприязнь по отношению к людям с серьезными психическими нарушениями, что связано с непониманием их поведения и недостатком опыта общения с такими людьми. Отсутствие терпимого и уважительного отношения к людям с нарушениями развития и их семьям приводит к их изоляции от общества, создает зоны нарастающей напряженности и возможной агрессии как со стороны общества, так и со стороны самих людей с психическими проблемами. К сожалению, в нашей стране дети-инвалиды с серьезными отклонениями в психическом развитии (различные нарушения общения и эмоционально-волевой сферы, глубокая умственная отсталость, психопатии детского возраста и др.) до сих пор фактически исключены из государственной системы образования, не имеют возможности общаться со здоровыми сверстниками и, как правило, не получают никакой помощи, кроме медицинской. Несмотря на то, что сейчас появляется все больше коррекционных центров и школ для особых детей, многие из них вынуждены постоянно находиться дома и общаться только с членами своей семьи. Все это усугубляет проблемы, связанные с социализацией детей с нарушениями психического развития. Для ребенка, имеющего тяжелые нарушения психики и интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особенности такого человека вносят серьезные искажения в прохождение им каждого этапа своей жизни. Трудности социализации обычно состоят в неспособности самостоятельно организовать свое участие в жизни общества. Кроме того, его поведение не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими. Именно поэтому для социализации и интеграции таких людей в обществе нужна разработка и организация продуманной системы специальных мер и серьезные усилия профессионалов. Как показывает зарубежный опыт, процесс интеграции в обществе особых детей и, в частности, детей с серьезными нарушениями психического развития, невозможен без интеграции в обществе самой семьи с таким ребенком. Для этого родители прежде всего должны иметь определенные знания в области права, психологии и педагогики, а чтобы получить эти знания, необходимы средства, специалисты, место и время. Однако существующая в нашей стране система помощи особым детям не предусматривает информационной поддержки родителей. Данные опросов показывают, что родители детей с тяжелыми психическими нарушениями некомпетентны в вопросах организации для ребенка адекватной жизненной среды, не знают, как можно способствовать развитию навыков повседневной жизненной активности, не ориентируются во множестве предлагаемых реабилитационных технологий. Родителям также не хватает знаний об их правах на адекватную медицинскую помощь и социальную поддержку. Сама семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития, часто оказывается в изоляции от общества, нарушаются дружеские связи, родители теряют работу, не имеют возможности отдохнуть от бытовых забот, связанных с уходом за ребенком. Родители особых детей живут в ситуации хронического стресса, в ряде случаев с глубоким чувством вины и чувством ущербности своей семьи, без поддержки окружающих, с ощущением неопределенности будущего, нередко в состоянии постоянной усталости и депрессии. Как правило, они обречены на профессиональную и социальную депривацию. Положение усугубляется частым распадом таких семей, сопровождающимся потерей кормильца и ставящим семью на грань нищеты. И если помощь особым детям хоть где-то существует, то служба реабилитации семей в нашей стране практически отсутствует. В этой связи совершенно очевидно, что необходимы специально организованные реабилитационные мероприятия, направленные не только на самого ребенка с тяжелыми нарушениями развития, но и на поддержку семей с такими детьми, и в первую очередь – оказание им специальной социально-психологической помощи. Реабилитацией детей с нарушениями развития, как правило, занимаются в коррекционных центрах, т. е. в среде, которая сама по себе не является подобием и даже приближением к нормальному социуму, хотя, конечно, в такой специфической среде можно решать лечебно-педагогические задачи. Вместе с тем есть задачи, для решения которых необходимо погрузить особого ребенка в среду, близкую к обычному социуму. Это, в частности, задачи социальной адаптации, которые в иных условиях невозможно даже поставить. Такую обучающую и воспитывающую среду, максимально приближенную к естественной, Центр лечебной педагогики пытается выстроить в летнем интегративном лагере. Работа в тесном контакте с семьей очень важна для того, чтобы повысить результативность педагогической работы с особым ребенком. Нередко взаимодействие педагогов и психологов с родителями особых детей строится на иерархических принципах, не подразумевающих партнерства и участия родителей в работе педагогической команды. Это приводит к непониманию, а иногда и обесцениванию родителями изменений, происходящих в развитии ребенка. Как показывает опыт, работа специалистов и родителей в одной команде на основе партнерских взаимоотношений значительно повышает эффективность коррекционной работы. Программа летнего лагеря направлена на интеграцию детей и подростков с нарушениями психического развития в сообщество обычных сверстников. Интегративная среда создается в условиях летнего палаточного лагеря. Семьи детей с тяжелыми нарушениями развития и семьи специалистов совместно выезжают за город. Дети с нарушениями оказываются в среде здоровых сверстников, которую составляют братья и сестры воспитанников Центра и дети сотрудников, и получают возможность «встроиться» в обычный большой коллектив. В ходе программы воспитанники Центра получают весьма ценный для них опыт общения со здоровыми детьми, новые импульсы к развитию, повышают свои шансы адаптироваться к нормальной социальной жизни. У обычных детей, выступающих здесь в роли «котерапевтов», воспитывается стремление к пониманию и принятию своих «особых» сверстников. Одновременно проводится социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. В лагере удается преодолеть многие трудности социальной адаптации, которые не решаются традиционными педагогическими программами. Для детей с нарушениями развития:– освоение бытовых навыков; – решение проблем с едой; – приобретение опыта общения в различных нестандартных ситуациях; – возможность контактировать с обычными детьми и взрослыми; – использование приобретенных в ходе коррекционных занятий навыков в различных реальных жизненных ситуациях. Для родителей:– возможность отдыха; – возможность увидеть, как живут другие семьи с такими детьми, научиться более объективной оценке своего ребенка; – возможность общаться с другими родителями; – возможность обучаться у специалистов. Для детей с обычным развитием:– возможность познакомиться с особыми детьми, научиться принимать их, понимать смысл их поведения, научиться выстраивать с ними взаимоотношения. Лечебный педагог и в неформальной обстановке продолжает оставаться основным интегратором детского, а также смешанного детско-взрослого сообщества. Важно, что он не занимает позицию «снаружи», а является равноправным членом этого сообщества. Включенный «внутрь» ситуации профессионал добивается того, что все дети и взрослые вовлекаются в различные виды деятельности, постепенно начинают «видеть», чувствовать и понимать друг друга, активно и разнообразно взаимодействовать между собой, выстраивать разноплановые, многоуровневые взаимоотношения. Таким образом, стирается грань между обычным и необычным ребенком. Дети с нарушениями получают редкий для них опыт быть принятыми в сообщество обычных, здоровых детей. Условия реализации программы Летний лагерь должен располагаться подальше от крупных городов, в живописном, экологически чистом месте, на берегу водоема – реки или озера. Рядом должен быть лес. Хорошо, если местность разнообразная по ландшафту и «пересеченная»: поля, луга, перелески, холмы и овраги. Необходимо, чтобы в пределах досягаемости были расположены населенные пункты, где можно закупать провизию и получать в случае необходимости экстренную медицинскую помощь. Пространство лагеря должно быть хорошо организовано. На территории выделяется несколько функциональных зон: – жилая (спальная) зона – группа палаток, для которых находят удобное, ровное, защищенное от солнца место; – столовая и кухня; – спортивная зона; – игровая площадка для младших детей (качели, песочницы, лесенки и т. п.); – поляна для хороводных игр; – костровая зона, лучше – защищенная тентом; – открытая площадка для театральных спектаклей. Хорошо, когда на территории лагеря есть хотя бы небольшой крытый корпус: в нем можно расположить кухню, столовую, сушилку, детскую игровую комнату. Это позволяет проводить занятия в любую погоду, а также значительно облегчает быт обитателей лагеря. Для палаточного лагеря потребуется немало специального оборудования. Каждой семье необходимы палатки, спальные мешки, туристические коврики, посуда. Для педагогического процесса требуются разнообразные музыкальные инструменты (гитара, гусли, флейты, колокольчики, барабан, бубен, металлофон, ксилофон), игрушки, книжки, пластилин, краски, бумага и пр. Для организации работы кружков нужны материалы (ткани, нитки, иголки, краски, карандаши, фломастеры, картон, цветная бумага, пластилин, клей, крахмал, глина, песок и пр.), куклы для спектаклей, специальная литература. Для занятий лечебной физкультурой нужны мячи, кольца, канат, коврики, батут, «туннели» и т. п. Чтобы сделать отдых детей более разнообразным, неплохо привезти в лагерь педальные машинки и детские велосипеды, байдарку, гамаки, качели. Нужно обратить серьезное внимание на налаживание хозяйственного жизнеобеспечения лагеря. До начала лагеря обязательно проводятся подготовительные работы: очистка территории, строительство необходимых подсобных сооружений и т. д. Цели программы 1. Интеграция детей с нарушенным психическим развитием в сообществе обычных сверстников. 2. Социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с серьезными нарушениями психического развития. Задачи программы 1. Интеграция детей с тяжелыми психическими нарушениями:– освоение социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; – решение эмоционально-волевых проблем (снижение уровня тревожности, избавление от чувства одиночества, эмоциональное раскрепощение, повышение самооценки и мотивации); – совершенствование двигательных навыков; – обогащение социального опыта ребенка, обучение его навыкам общения со здоровыми сверстниками; – применение в реальной жизни навыков и знаний, приобретенных на занятиях в Центре; – создание максимально благоприятных условий для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; – обеспечение полноценного оздоровительного отдыха. 2. Реабилитация семей:– развитие партнерских отношений между профессионалами и родителями; – налаживание продуктивного общения с другими семьями, воспитывающими особых детей; – обеспечение родителей информацией о состоянии их ребенка, способах взаимодействия с ним дома, методах его развития и обучения; – помощь родителям в понимании (зачастую – и принятии) своего ребенка; практическое обучение родителей правильному взаимодействию с ним; – психологическая помощь и эмоциональная поддержка членов семей, воспитывающих детей с серьезными нарушениями развития; – обеспечение отдыха родителей. 3. Адаптация детей с обычным развитием:– приобретение обычными детьми (братьями и сестрами детей с нарушениями развития, детьми специалистов) нравственного и психологического опыта общения с необычными сверстниками; – воспитание у детей доброты, чуткости, способности понимать потребности особых детей; – воспитание у детей способностей к социальному творчеству. 4. Профессиональный рост специалистов:– накопление и осмысление опыта создания интегративной среды в летнем палаточном лагере; – совершенствование навыков диагностики проблемных зон семьи. Общие сведения о составе лагеря Оптимальное количество участников одной лагерной смены составляет примерно 50 человек. Среди них 12–14 детей с нарушениями развития, их родители, братья и сестры, а также педагоги, психологи, стажеры, волонтеры и дети сотрудников. В подростковой смене Центра лечебной педагогики участников несколько меньше, так как подростки едут без родителей. Такой численный состав представляется нам, исходя из накопленного опыта, оптимальным именно для палаточного лагеря. Успешное, не чрезмерно обременительное бытовое функционирование лагеря (закупка и приготовление пищи, уборка и т. п.), сочетается в этом случае с возможностью создания сплоченного, дружного коллектива для установления самых тесных и доверительных, почти семейных, отношений между всеми участниками. При таком составе можно создать благоприятные условия для социализации особых детей, в том числе тех, у которых одним из основных или сопутствующих диагнозов является аутизм. Возраст детей с нарушениями развития, выезжающих в лагерь – от 5 до 20 лет. Группа для одной лагерной смены подбирается прежде всего по возрасту: младшая (дошкольная) группа включает детей от 5 до 9 лет, старшая (школьная) – от 8 до 12 лет, подростковая – от 12 до 20 лет. В то же время дети одной смены подбираются по схожести круга проблем, хотя уровень тяжести нарушений и диагнозы могут быть различными. Некоторым родителям полезно увидеть, насколько тяжелыми могут быть нарушения у других детей, другие же родители могут посмотреть на результаты многолетней работы специалистов в сотрудничестве с родителями. При отборе учитывается прежде всего мотивация семьи ребенка, ведь подготовка к поездке в лагерь и само пребывание в нем потребуют большой работы: нужно найти снаряжение, быть готовым к различным трудностям. Как правило, в лагерь хотят поехать семьи с детьми, которые достаточно долго посещают занятия в Центре. В этом случае специалистам Центра легче определить, какие задачи для каждого ребенка можно поставить и решать в условиях лагеря. К тому же, в этом случае педагогам легче подготовиться к сложностям, связанным с пребыванием ребенка в лагере (например, про кого-то хорошо известно, что он всегда убегает и т. д.) Общую организацию работы возглавляет начальник лагеря. Он же руководит лечебно-педагогической работой. В профессиональную команду Центра лечебной педагогики входят: – педагоги; – психологи; – нейропсихолог; – семейные психологи; – специалист по фольклору; – специалист по лечебной физкультуре; – музыкальный терапевт; – арт-терапевты; – медик; – стажеры и волонтеры. Для каждого ребенка и его семьи составляется план с учетом особенностей ребенка и в зависимости от задач развития, которые решает специалист. Вследствие этого некоторые виды деятельности (например, дежурство по лагерю, обучение правилам поведения за столом) могут оказаться необязательными. Используются различные формы сочетания групповой и индивидуальной работы. Продолжительность смены – от 10 до 14 дней. Продолжительность занятий:1. Прогулки по лесу; коррекционные групповые и индивидуальные занятия (арт-терапия; двигательная терапия или лечебная физкультура, музыкальная терапия, игровая терапия); занятия в кружках (лепка из глины, кукольная мастерская, рисование) – 2 часа. 2. Кукольный спектакль – 15 мин. 3. Дежурство по кухне (кроме педагогов и родителей – подростки, братья и сестры детей с нарушениями развития) – примерно 4 часа в течение всего дня. 4. Группа психологической поддержки родителей; беседы, лекции для родителей; репетиции большого заключительного спектакля – 1,5 часа. 5. Семейное индивидуальное консультирование, индивидуальная игровая терапия специалиста с ребенком, вечерний костер, еда в детской столовой, педсовет – 1 час. 6. Фольклорные игры – 30 мин. 7. Индивидуальные беседы с родителями – от 15 мин до 1 часа. Периодичность занятий:1. Прогулки по лесу, занятия в кружках, кукольный спектакль, еда в детской столовой, группа психологической поддержки родителей, индивидуальное семейное консультирование, индивидуальная игровая терапия, индивидуальные беседы с родителями, педсовет – ежедневно. 2. Дежурство по кухне – обычно один раз в три дня (для каждого участника). 3. Репетиции большого заключительного спектакля – ежедневно в течение последних пяти дней. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|