5. Сотрудничество врачей и аптек. Необходимость или рекламный трюк?


В последнее время в некоторых аптеках можно увидеть врачей-консультантов. Что же это? Способ сделать аптечное учреждение более престижным? Или врач-консультант действительно востребованный сотрудник аптеки? Попробуем в этом разобраться.

В настоящее время очень мало аптек, посчитавших необходимым принять в свой штат врача-консультанта. При этом популярность врача, работающего с покупателями, очень высока среди посетителей аптек. Отказ от нововведений, скорее всего, обусловлен некоторым консерватизмом руководителей аптечных учреждений, а также нежеланием нести дополнительные материальные затраты.

Следует отметить, что аптеки, которые все же ввели должность врача-консультанта, скоро убедились в эффективности такого шага.

Для начала следует понять, каким образом рассматривается консультация врача в аптеке с точки зрения действующего законодательства.

Необходимость привлечения квалифицированного специалиста к обеспечению деятельности аптечного учреждения обусловлена в первую очередь требованием использования новых технологий в формацевтике. Кроме того, сотрудничество аптеки и врача в обязательном порядке должно быть оформлено согласно действующему законодательству.

Учитывая нюансы, связанные с законодательством, регулирующим отношения в данной сфере, и его малоподвижность, выделим несколько способов сотрудничества аптек и врачей.

Во-первых, сотрудничество по договору об использовании аптечного посещения. В том случае, если врач является субъектом аптечной деятельности, он должен иметь лицензию на медицинскую практику по соответствующей специальности. В данном случае «мостом» предпринимательской деятельности врача является аптечное помещение.

Кроме того, аптека может заключить договор с юридическим лицом, занимающимся медицинской практикой, с той целью, чтобы врач (работник данной организации) вел прием пациентов и оказывал другие услуги непосредственно в аптеке. В этом случае в аптеке может быть открыт филиал юридического лица с оформлением копии разрешения на медицинскую практику.

Во-вторых, организация в помещении аптеки поликлиники. Для этого необходимо наличие соответствующих возможностей и материально-технической базы. В такой мини-поликлинике может работать несколько врачей разных специальностей. В данном случае врачи могут приниматься на работу в аптечное учреждение на основании трудового договора. Однако на практике такая ситуация является скорее исключением, чем правилом. В большинстве случаев аптеки привлекают одного, максимум, двух специалистов.

Следует учитывать, что на врача-консультанта, работающего при аптеке, распространяются все требования нормативных актов в части осуществления медицинской практики. Таким образом, врач должен соблюдать все требования, касающиеся ведения медицинской документации, оказывать неотложную медицинскую помощь, а также соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии.

Что касается обязанности выписывания медицинских рецептов при наличии соответствующих медицинских показаний, она распространяется на всех врачей, независимо от места работы и специальности.



Практика показывает, что в клинику люди обращаются лишь тогда, когда их состояние вызывает серьезные опасения. В аптеку же обратиться проще, поскольку в данном случае человек решает две задачи одновременно - получает консультацию и приобретает лекарственные препараты. Поэтому наличие врача-консультанта в аптеке выгодно в первую очередь для потребителя.

Размещение аптеки и учреждения, оказывающего медицинские услуги, возможно. Следует отметить, что, если врач является штатным сотрудником аптеки, его заработная плата не должна зависеть от выручки аптечного учреждения. С последним согласно большинство фармацевтов, поскольку зависимость заработной платы врача от прибыли аптечного учреждения приведет к тому, что врачи будут назначать пациентам дорогостоящие лекарства, что не является этичным и может неблагоприятно сказаться на репутации аптеки.

Таким образом, наличие врача-консультанта в аптеке имеет множество преимуществ. Довольно часто покупатели хотят получить подробную информацию об эффективности и побочных эффектах того или иного препарата, а также посоветоваться по поводу его аналогов. В этом случае врач-консультант незаменим. Как правило, такая услуга востребована среди пенсионеров и будущих мам.

Кроме того, данная услуга будет актуальна в аптеках, расположенных в отдалении от медицинских клиник, а также в районах, где расположены офисы различных фирм и организаций.

Сотрудники офисов - очень занятые люди, поэтому в случае какого-либо недомогания они могут не найти времени посетить клинику. В ближайшей аптеке при наличии врача-консультанта вместе с необходимой лекарственной помощью человек сможет получить квалифицированную консультацию по поводу дальнейшего лечения своего заболевания. В данном случае выводы и предписания врача будут более надежными, чем совет фармацевта.

В компетенцию врача-консультанта, работающего при аптеке, входит также ознакомление посетителей аптеки с новинками рынка фармацевтики, а также контроль отпуска рецептурной группы лекарственных средств.

Есть все основания предполагать, что со временем спрос на врачей-консультантов будет расти, поскольку медицинские консультации в аптеках являются одной из наиболее востребованных услуг. В настоящее время это направление только набирает оборот, сталкиваясь с различными препятствиями. Особенно остро стоит вопрос о подготовке и переподготовке специалистов данного профиля.

Кроме того, в российском законодательстве нет положения о том, что врач может работать консультантом в аптеке. В то же время нет и прямого запрета на данную деятельность медицинского работника. Таким образом, развитие аптечной сети идет в направлении самофинансирования, расширения деятельности, поиска новых возможностей и форм сотрудничества, что не противоречит законодательству.

К тому же наличие врача-консультанта удобно в первую очередь самим посетителям аптек. Приглашая на работу специалистов данного профиля, руководители аптек стремятся сделать так, чтобы человеку было удобно, чтобы помощь была эффективной, качественной и безопасной. Конечно, услуги консультанта могут оказывать и провизоры, однако в аптеках с большой посещаемостью у них нет возможности выслушать посетителя и проконсультировать его должным образом.



Сотрудничество с врачом полезно для аптеки, поскольку последняя обладает большими информационными ресурсами. Врачи, работающие при аптеках, будут более информированными.

Ситуация осложняется тем, что далеко не каждая аптека имеет возможность пойти на дополнительное финансирование, связанное с оплатой услуг врача-консультанта и приобретением его оборудования. В случае с договором о сотрудничестве непременно встанет вопрос оплаты лечебному учреждению. Поэтому вопрос о приеме на работу в аптечные учреждения врачей-консультантов остается открытым. Хотелось бы верить, что такие специалисты будут добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, а не приносить аптекам дополнительную прибыль.


Фальсифицированные лекарства

Впервые факт фальсификации лекарственных средств в России был зарегистрирован в 1997 году. До этого считалось, что проблема поддельных лекарственных препаратов существует лишь в развивающихся странах с неустойчивой экономикой. Официально Россия в это число не входила. Однако ровно через год после выявления первой партии фальсифицированных лекарств стало понятно, что данная проблема коснулась и наших сограждан.

До недавнего времени в российском Федеральном законе «О лекарственных средствах» определение «фальсифицированное лекарство» отсутствовало как таковое. В конце 2003 года Министерством здравоохранения РФ было заявлено, что доля поддельных лекарственных препаратов составляет 8%, и законодательные органы стали дорабатывать вышеназванный закон.

Однако данная проблема, видимо, не слишком интересует законодательные органы, поскольку только на согласование формулировки «фальсифицированное лекарство» потребовалось более 2 лет. И лишь в 2004 году в Правительство РФ ушел доработанный вариант законопроекта.

Он в числе других мер предполагает внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и введение наказаний за производство и продажу фальсифицированных лекарственных средств.

По мнению экспертов, росту лекарственного фальсификата в России способствуют некоторые факторы. В первую очередь, штрафные санкции, налагаемые на производителей подделки, по сравнению с огромной прибылью от их продажи, - неубедительная мера. Другие причины - снижение уровня жизни населения, постоянный рост цен на лекарственные препараты и отсутствие критериев оценки качества для компаний, занимающихся реализацией препаратов.

В настоящее время существует и успешно осуществляет свою деятельность множество организаций, выпускающих поддельные лекарства. Однако до сведения широкой общественности был доведен лишь один случай. Представители ряда российских министерств обвинили «лекарственного короля» Владимира Брынцалова в том, что принадлежащие ему предприятия выпускают фальсифицированные препараты.

В ответ на предъявленное обвинение Брынцалов заявил, что до конца 2004 года московский завод «Ферейн» будет закрыт. Это объяснялось экономическими соображениями: предприятие, которое на протяжении нескольких лет стабильно держалось на третьем месте по объемам производства среди российских фармацевтических организаций, в 2003 году опустилось на пятое.

Однако совсем скоро представителям средств массовой информации стало известно, что московский завод не ликвидируется полностью, а переводится на территорию структурного подразделения в подмосковный Электрогорск. Журналисты сделали логичный вывод: руководитель «Ферейн» просто переводит свое производство подальше от московских властей.

По данным Министерства здравоохранения РФ, по факту фальсификации лекарственных препаратов за 2003 год в России было возбуждено 25 уголовных дел. Введение 10%-ного налога на лекарственные препараты способно спровоцировать не только путаницу с ценами в аптеках. По мнению экспертов, данная ситуация способствует росту поддельной продукции на фармацевтическом рынке.

Особенно страшно, что обнаружить и тем более наказать таких предприимчивых производителей крайне сложно. Вследствие отсутствия правовой базы ни по одному из 25 уголовных дел по факту производства фальшивых лекарственных средств не прошло ни одного судебного слушания.

В большинстве случаев подделываются лекарства известных компаний Индии, Болгарии, Югославии, Польши, Франции. В Россию подделки попадают из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Однако и наши соотечественники не остаются в стороне. Среди препаратов отечественного производства наибольшие опасения вызвал поддельный лекарственный препарат «Нистатин».

В результате экспертизы было выявлено, что в нем отсутствовало действующее вещество. От покупки такого лекарства больной не получал ничего, кроме бессмысленной траты денег.

Разумеется, большинство случаев подделки лекарств обусловлено подпольным производством. Однако, как правило, производители фальшивых лекарств не утруждают себя тем, чтобы сделать качественную подделку. Поэтому внимательного человека должен насторожить уже внешний вид упаковки или самого лекарства.

С качественными фальшивками дело обстоит сложнее. Они могут соответствовать нормальному образцу как по внешнему виду, так и по составу. Однако произведенные нелегально, и соответственно, не прошедшие стандартный контроль, такие лекарства еще более опасны.

Столь же опасными являются лекарственные средства, произведенные на фармацевтических заводах, но при отсутствии надлежащей производственной практики. Например, по данным МВД, при производстве поддельного «Нистатина» воровали как упаковку, так и субстанцию. Не брезговали производители и пылью, которая оседала на рукаве вытяжки в процессе изготовления препарата. А затем производили в ненадлежащих условиях свое лекарство.

Помимо фальсифицированных лекарств, нередко можно встретить брак. Поэтому при каждой аптеке должен действовать так называемый приемочный контроль, чтобы специалист имел возможность определить все недоработки и вернуть бракованное лекарство изготовителю. В случае обнаружения брака должен проводиться лабораторный анализ препарата, а также проверяться сертификат соответствия.



Россия - одна из немногих стран мира, где не ведется статистика врачебных ошибок. При этом ни один государственный орган по существу не занимается таким контролем. О количестве врачебных промахов говорит тот факт, что расхождение диагнозов врачей скорой помощи с диагнозами, установленными во время вскрытий, отмечается в 30% случаев.

Что касается сертификатов, они далеко не всегда являются гарантией качества и безопасности лекарственного средства.

Дело в том, что в настоящее время достать легальные документы не представляет особой сложности. Специалистам нередко приходилось видеть подлинные документы, а препараты оказывались поддельными.

Согласно данным Ассоциации международных фармацевтических производителей, мировой объем продаж фальсифицированных лекарств в 2003 году оценивался в 40 млрд долларов. И Россия с 8% подделок не занимает лидирующие позиции. Например, в Колумбии и Нигерии доля фальсификата на рынке составляет 40% от продаж, в Индии подделывается около 20% лекарственных средств, большинство из которых идет на экспорт.

Однако в США доля поддельных лекарств составляет около 4%, в Хорватии - 2,2%, в Японии - 1,7%, а на Кубе подделки вообще встречаются крайне редко.

Каким же образом этим странам удается поддерживать такой низкий процент? В первую очередь, это объясняется жесткими штрафными санкциями. Например, законом США предусмотрено наложение штрафа за торговлю фальсифицированными лекарствами до 200 млн долларов. Кроме того, в США имеется широко развитая сеть фармакологических лабораторий, занимающихся проверкой как производимых в стране, так и импортируемых лекарств.

Помимо этого, в дополнение к законодательным и техническим средствам контроля существуют так называемые кодексы чести, в соответствии с которыми производители лекарственных препаратов не хотят потерять свое доброе имя. Не так давно хорватская компания «Плима» обнаружила на российском рынке фальсификат производимого ею препарата «Сумамед». Фирма сразу же отозвала всю отправленную на территорию Российской Федерации партию данного лекарственного препарата, оснастила его защитными наклейками и снова распространила по российским аптекам с листовками, в которых подробно рассказывалось о том, как отличить настоящее лекарство от поддельного.

Контроль проводится по трем показателям - маркировке, упаковке и описанию (внешний вид самого препарата, вес, дозировка). В большинстве случаев выявляются неправильная маркировка и описание.

Поддельные лекарства являются одной из основных проблем здравоохранения. Покупая фальшивку, человек не получает надлежащего терапевтического воздействия, в результате заболевание прогрессирует, постепенно переходя в хроническую форму.

В экстренных случаях, например при сердечных приступах или легочной недостаточности, прием поддельного лекарства может привести к смерти больного.

Наиболее простым способом избежать обмана является приобретение лекарственных препаратов в аптеках, поскольку в данном случае существенно снижается риск приобретения подделки. Что касается покупки лекарств на рынке с лотков, у дистрибьюторов или по объявлениям в газетах, это абсолютно недопустимо. В результате такого приобретения лекарственных средств можно лишиться не только денег, но и здоровья.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх