270

в материале, но уже в форме, в синтаксическом строении всего этого отрывка - он представляет собою цепь предложений, синтаксически равноправных: «Грозы уж он не боится и природы не любит, бога у него нет, все доверчивые девочки «…» уже сгублены им и его сверстниками, в родном саду…» и т. д.

В XX в. сохранение природы давно стало - и будет становиться все больше - тем мерилом, которым проверяется нравственный потенциал всякого человека: ученого - в том, насколько задумывается он о влиянии своих открытий на будущее планеты; деятеля промышленности - в том, в какой степени обеспокоен он воздействием своего предприятия на природу; государственного деятеля - в том, насколько озабочен он результатами деятельности первых двух по отношению к природе; любого частного человека - в его ежедневных взаимоотношениях с окружающим его растительным и животным миром. Это давно стало этикой человека нашего времени.

Чехов включил в обсуждаемый идеал то, что считалось утилитарным, возвел это утилитарное в ранг высокой духовности. Он был первым в литературе, кто включил в сферу этики отношение человека к природе.

Как каждого отдельного человека Чехов видел в его целостности, единстве с его вещным окружением, так и будущее человечества он мыслил лишь вместе с судьбой всего того природного мира, в котором человечество обитает.

Его беспокоило будущее уезда, губернии, где было много лесов, водоемов, зверья, а потом не стало.

Его воображение тревожилось будущим всей планеты; его посещали видения пустой Земли, которая не носит на себе ни одного живого существа и миллионы лет без смысла и цели носится вокруг Солнца в космической пустоте.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх