|
||||
|
148 ется Захар, потом дается еще одна драматическая ремарка («Начал Обломов, подкладывая руки под затылок»), а затем снова несколько страниц идет поединок мыслей, не отягощенный вещным антуражем. Для Чехова не характерна и такая компромиссная форма. Вещный мир у него даже временно не может быть отодвинут на периферию авторского наблюдения. Но диалог Чехова существенно отличается и от диалога второго типа - драматического. В предшествующей литературной традиции диалог (полилог) драматического типа строится таким образом, что ремарки повествователя дополняют, уточняют реплики персонажей. Выпишем ремарки из знаменитой сцены спора Пигасова с Рудиным у Тургенева. «Пигасов усмехнулся и посмотрел вскользь на Дарью Михайловну». «…проговорил он, снова обратив свое лисье личико к Рудину». «…спросила Александра Павловна Дарью Михайловну». «…заговорил опять носовым голоском Пигасов». «Рудин пристально посмотрел на Пигасова». «…отвечал он, слегка краснея». «…возразил Рудин». «И Пигасов потряс кулаком в воздухе. Пандалевский рассмеялся». «…промолвил Рудин». «Все в комнате улыбнулись и переглянулись». Ремарки здесь, за исключением нейтральных - «спросила», «промолвил», - продолжение реплик; они направлены на их усиление, драматизацию. Все подчинено этому; «посторонних» деталей нет. Авторское сопровождение диалога героев в прозе Чехова построено иначе. Так, важный разговор героев, во время которого, может быть, решится судьба одного из них и связанной с ним женщины, обставляется такими аксессуарами внешнего мира: «- Ответь мне, Александр Давидыч, на один вопрос, - начал Лаевский, когда оба они, он и Самойленко, вошли в воду по самые плечи. - Положим, ты полюбил женщину и сошелся с ней; прожил ты с нею, положим, больше двух лет и потом, как это случается, разлюбил и стал чувствовать, что она для тебя чужая. «…» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|