|
||||
|
11 На рубеже второго и третьего периодов стоят «Три года» - «роман из московской жизни»48, написанный в конце 1894 г. и напечатанный в 1895 г. («Русская мысль», 1895, № 1-2). В романе, несомненно, есть черты прозы второго периода. В нескольких главах обнаруживается объективное повествование. В основном оно дается «в тоне» главного героя, но в ряде случаев и в аспекте других персонажей. Правда, несобственно-прямая речь уже редко занимает большое повествовательное пространство. Зато часты случаи, когда она появляется в виде небольших отрывков. «Изредка он посматривал на нее через книгу и думал: жениться по страстной любви или совсем без любви, - не все ли равно?» «Лаптев, слушая, удивлялся этой его способности говорить долго и серьезным тоном одни общие места и банальные истины, которые давно уже набили всем оскомину. Он возмущался и никак не мог понять: чего, собственно, Костя хочет?» Но в романе «Три года» находим уже черту, свойственную третьему периоду. Это - господство форм речи повествователя. Обширные характеристики персонажей, их биографии, внутренние монологи в большинстве глав даются в слове повествователя. «Лаптев знал фамилии всех известных художников, с некоторыми из них был знаком и не пропускал ни одной выставки. Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи и ему казалось, что у него развитое чутье и много вкуса и что если б он учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. Но бывали у него минуты особенного напряжения, когда он не сомневался, что живопись и скульптура на него не действует вовсе 48 А. П. Чехов. Письмо к М. Чеховой от 22 сентября 1894 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|