|
||||
|
Глава 3 Проклятый «треугольник» Бермудские чудеса Первым делом я решил выяснить, что осталось от Атлантиды. Неужели материк полностью скрылся под водой и от него не уцелел ни единый кусочек суши? Ведь, по свидетельству древних авторов, на месте материка довольно долго оставалось мелководье, покрытое илом. Следовательно, вершины гор еще долго должны были выступать над поверхностью моря. Тщательно изучив папирус Рихтера, я обнаружил упоминания горной цепи, существовавшей на западе Атлантиды. Это горы Шаккаб. Надо сказать, что автор папируса пишет о них с каким-то непонятным трепетом и почтением. Даже о Лиагоре и верховном правителе говорится куда более легко и непринужденно. Он называет их «священными горами» и «горами, где появляются боги». В принципе, это можно было бы объяснить частыми извержениями вулканов в тех районах — такие природные явления древние действительно приписывали богам. Но в двух местах автор папируса говорит о Шаккаб: «горы, дарующие защиту и безопасность». Во-первых, защиту от кого? Во-вторых, о какой безопасности может идти речь там, где постоянно извергаются вулканы? Непонятно… Я еще раз проштудировал папирус Рихтера от начала до конца, выискивая все упоминания о загадочных горах. И снова нашел немало любопытного. Оказывается, в горном массиве существовали запретные зоны, куда было разрешено входить только жрецам. Здесь же были возведены многочисленные храмы-пирамиды. Но особенно зацепила меня одна строчка: Горы Шаккаб священны для нас — ведь в минуту любой опасности мы можем прийти сюда, и будет нам дана помощь, и будет нам дана поддержка. Поясню один нюанс, который мог потеряться при переводе на французский язык: автор папируса имел в виду не то, что в горах будет, скажем, легче обороняться от врагов или, что там сосредоточены некие «аварийные запасы». Нет, имелось в виду, что кто-то вполне конкретный, наделенный волей и разумом, придет на помощь. Кто бы это мог быть? Впрочем, этот вопрос пока оставался для меня без ответа. Вооружившись картой дна Атлантического океана, я начал тщательный поиск гор Шаккаб. И довольно скоро обнаружил их. Ведь там, где некогда находилась западная часть погибшей Атлантиды, над поверхностью воды размещалась только одна группа островов. Это были знаменитые Бермуды. Да-да, те самые, вокруг которых ходит столько легенд и мифов. Не знаю, как вас, а меня мое чутье не подводит практически никогда. Вся моя нешуточная интуиция во весь голос вопила о том, что этим сюжетом стоит заняться поподробнее. Потому что между тайной гор Шаккаб и загадкой аномальной зоны в районе Бермудских островов наверняка есть какая-то связь. Может быть, там по сегодняшний день действуют те же самые силы, о которых с ужасом и почтением рассказывал автор манускрипта? В первую очередь, что я знаю о загадке Бермудского треугольника? Это место в океане, где при загадочных обстоятельствах пропадают самолеты и корабли. Конечно, многие случаи просто замалчиваются, но кое-что вылезает на поверхность. Вершины «треугольника» образуют Бермудские острова, Майами во Флориде и Пуэто-Рико. Кроме того, в него включают часть Мексиканского залива, а кое-кто — еще и район к востоку от побережья Северной Америки вплоть до Азорских островов. Точные границы «треугольника» не определены, но его площадь насчитывает более миллиона квадратных километров. У Бермудского треугольника своя история. Его часто называют Дьявольским морем, кладбищем Атлантики, морем Буду, морем проклятых. Исследователи обычно начинают список жертв Бермудского треугольника с корабля «Розалия», экипаж которого исчез при невыясненных обстоятельствах в 1840 году. Судно было найдено дрейфующим в море неподалеку от Багамских островов. Оно было в полном порядке, груз оказался нетронутым, на корабле — никаких следов борьбы или насильственной смерти экипажа. Тем не менее единственным живым существом на корабле была канарейка. На самом деле таинственные исчезновения в проклятом море происходили и ранее, просто на них никто не обращал внимания. Не один десяток английских, французских, голландских, американских судов навсегда пропал в этих водах. Если нанести на карту районы предположительной гибели в Атлантике всех пропавших без вести судов, в районе «треугольника» их наберется больше всего, а зона вокруг Бермудских островов вообще станет одним большим жирным пятном. Каждый год в Бермудском треугольнике гибли несколько кораблей. На других, как в 1853 году на «Мэри Селест», бесследно исчезал экипаж. Впрочем, всему этому еще можно найти какое-то разумное объяснение — ведь в те времена не было никакой радиосвязи и суда не могли подать сигнал бедствия. Сложнее обстоит дело с катастрофами XX века, когда оборудованные по последнему слову техники корабли и самолеты пропадали точно так же: без единого сигнала бедствия! Так, 4 марта 1918 года от острова Барбадос отошел грузовой пароход «Циклоп» водоизмещением 19 600 тонн, на борту которого были 309 человек и груз марганцевой руды. Судно, для того времени, было одним из самых больших в составе Военно-морского флота США. «Циклоп» направлялся в Норфолк, но туда так и не прибыл. Он ни разу не послал сигнала «SOS» и не оставил после себя никаких следов. При этом в тех районах не действовали немецкие подводные лодки, минные постановки там тоже не существовали, да и погода стояла хорошая. Спасательные службы не обнаружили никаких обломков судна, и Министерство военно-морского флота США после тщательного расследования опубликовало следующее заявление: Исчезновение «Циклопа» является одним из самых крупных и наиболее трудноразрешимых случаев в анналах военно-морского флота. Точно не установлено даже место катастрофы, не известны причины несчастья, не обнаружено ни малейших следов судна. Ни одна из предложенных версий катастрофы не дает удовлетворительного объяснения, при каких обстоятельствах оно пропало. Президент Вудро Вильсон сказал, что только бог и море знают, что произошло с кораблем. В 1968 году в «треугольнике» бесследно исчезла атомная подводная лодка флота США «Скорпион». Это одна из самых загадочных жертв. Дело в том, что «Скорпион» не подал никаких сигналов бедствия и просто пропал с экранов радаров сопровождавших его надводных кораблей. Но даже не это самое странное и жуткое: дело в том, что двадцать лет спустя «Скорпион» внезапно появился на экранах берегового радара неподалеку от Бермуд и даже подал свои позывные! Радист, принявший их, подвинулся умом, но факт передачи позывных зафиксировало записывающее устройство. В 1971 году в «треугольнике» бесследно исчезло большое грузовое судно, доверху нагруженное макулатурой. Конечно, оно могло затонуть, но бумага обязательно всплыла бы и осталась на поверхности океана. Однако упорные поиски не позволили найти ни одного обрывка газеты. В том же году исчез крупный сухогруз «Эль Кэриб», который, помимо всего прочего, был оборудован автоматической системой оповещения о бедствии. Судно просто пропало, не послав никаких сигналов. В конечном счете даже власти вынуждены были считаться с загадочными явлениями: после исчезновения в 1973 году рыболовного судна «Линда» береговая охрана США рекомендовала американским кораблям обходить опасный район стороной и плавать более долгим кружным путем. Суда в «треугольнике» пропадают и в наши дни. В 2004 году, по имеющимся у меня данным, там таинственно исчезли четыре корабля. Удовлетворительных объяснений не существует, все имеющиеся версии притянуты за уши, и поверить в них может разве что не слишком развитый ребенок дошкольного возраста. То же самое касается и самолетов. Как только в XX веке начались полеты над этим районом океана, самолеты стали гибнуть один за другим — опять же, не подавая сигналов бедствия! Конечно, один самолет может взорваться в воздухе, не успев подать сигнал, но как быть с исчезновением сразу шести самолетов в декабре 1945 года? В тот день стояла отличная погода. В воздух поднялось звено из пяти торпедоносцев флота США, совершавшее учебный вылет в районе «треугольника». Когда полет по временному расчету уже должен был подходить к концу, от командира звена поступило странное сообщение: — Состояние у нас аварийное, мы не видим землю, повторяю, мы не видим землю! — Сообщите свои координаты! — запросил командно-диспетчерский пункт. — Мы не можем определить наше местоположение, мы не знаем, где находимся, мы заблудились. — Держите курс на запад! — приказали звену. Последовало долгое молчание, затем командир звена ответил: — Мы не знаем, где запад, все очень странно. Мы не можем определить направление, а океан выглядит не так, как обычно. Это уже вообще не лезло ни в какие ворота — даже если навигационное оборудование вышло из строя, пилот всегда может сориентироваться по солнцу! Голос пилота звучал все тише, и вскоре связь с ним прервалась. На поиски мгновенно вылетел спасательный самолет, направившийся прямиком в район Бермуд. Как только он приблизился к району, где предположительно находились торпедоносцы, связь с ним была потеряна. Командование охватила паника. В район трагедии бросили все имеющиеся в районе корабли и самолеты. И тем не менее никто ничего не нашел — ни обломков, ни спасательных плотиков, имевшихся на каждом самолете, ни одного из 27 членов экипажа, хотя море было исключительно спокойным. Но самое странное и страшное — то, что глубоким вечером радист базы услышал в эфире позывные торпедоносцев, у которых уже несколько часов назад должно было закончиться горючее! Это далеко не последняя групповая катастрофа над Бермудами. В 1963 году в «треугольнике» разбились два самолета-заправщика. Столкнуться они не могли, поскольку их обломки были найдены в 240 километрах друг от друга! Причины катастрофы не выяснены до сих пор. Этот рассказ можно продолжать бесконечно. Сегодня в моем архиве находятся данные о 847 кораблях и 95 самолетах, бесследно исчезнувших или погибших по невыясненной причине в этом районе. Я уверен, что моя «коллекция» далеко не полна. Бессилие науки Как же реагируют ученые на загадочное исчезновение кораблей и самолетов? Они используют два основных приема. Одни стараются отрицать сам факт того, что в «треугольнике» происходит нечто необычное. Для этого придумываются натянутые объяснения каждого случая. Например, про крупное грузовое судно пишут, что оно «пропало в шторм». И. плевать, что в этот момент по всей Атлантике была идеальная, на редкость тихая погода. Шторм — и все тут! Хорошо, согласимся: был шторм. Но огромный корабль не может затонуть в два счета! Вспомним, как долго погибал «Титаник», борт которого был «всего-навсего» распорот на большом протяжении. Ученые говорят: может! Как это происходит, правда, не объясняют. Когда никакие, даже самые неубедительные, причины выдумать не удается, действует безотказный прием: а вот не было такого корабля! Не было — и все! «Я смотрел в архивах — и никаких документов не нашел!» Господа, если вы не найдете в Париже Эйфелевую башню, это не значит, что там ее нет! Есть люди, видевшие эти суда; есть масса информации о них; есть родственники членов экипажа, но ученые упрямо твердят, как попугаи: «Судна не было. Это выдумка. Судна не было. Это выдумка»… Другая категория ученых ведет себя честнее. Они признают, что в Бермудском треугольнике происходит нечто малообъяснимое, и стараются найти какое-то научное обоснование таинственных исчезновений и катастроф. Одни говорят, что в районе Бермуд существует некая магнитная аномалия. Поэтому, дескать, навигационные приборы выходят из строя. Этим еще можно объяснить падение самолетов, но не гибель кораблей. Ко дну их притягивает, что ли? А как быть с теми временами, когда корабли были деревянными? К тому же через Бермуды проходят десятки тысяч судов в год, и подавляющее большинство не чувствует никаких аномальных явлений. Что это за природная аномалия такая, которой подвержены лишь несколько кораблей в год? Вторая версия — подводные вулканы, которые якобы действуют в этом районе. Несколько раз в год происходит извержение, и корабль, попавший в этот район, тонет, а над водой поднимается столб пара, который якобы сбивает самолеты. Аж страшно становится… Но отчего же эти столбы пара никто никогда не видел? Очевидно, бермудские вулканы действуют по принципу хорошей мины — срабатывают только тогда, когда над ними что-то пролетает или проплывает. Излишне говорить, что никаких существенных сотрясений морского дна (как это произошло бы, если бы там действительно существовали многочисленные вулканы) никогда не наблюдалось. Есть еще и другие версии, которые я комментировать вообще отказываюсь. Например, о том, что в районе Бермуд периодически возникают гигантские водовороты. Или что там обитают морские чудовища, которые и утаскивают на дно корабли. От безысходности и с перепою можно и не такое насочинять — тем более, если за эту чушь заплатят хоть сколько-нибудь денег. Но существуют весьма немногочисленные свидетельства очевидцев, которые видели исчезновение того или иного судна и самолета. Вот, например, что передал экипаж самолета «Летающая крепость», выполнявшего разведывательный полет в 1947 году: Наблюдаем нечто странное. В двух километрах от нас пролетал одноместный истребитель. Внезапно на его месте появилась яркая вспышка — и он исчез. Никаких горящих обломков не наблюдаем; впечатление такое, что самолет просто исчез. Понимаете, что это значит? В принципе, при нормальных условиях такого не может быть. Даже если самолет взрывается в воздухе, вниз летят довольно крупные обломки. К сожалению, экипаж американского бомбардировщика не успел рассказать ничего более подробного, поскольку на базу он не вернулся. Через полчаса после этой радиограммы связь с самолетом прервалась. Обломки нашли на берегу одного из Бермудских островов и поспешно вынесли вердикт: «разрушение конструкции самолета» (моторы-то оказались в полном порядке). Про трагический случай сразу же забыли. Здесь, кстати, кроется еще одна удивительная загадка — все свидетели, которые случайно видели загадочную гибель кораблей или самолетов, вскоре после этого пропадали или погибали при таинственных обстоятельствах. Именно это и стало для меня первой зацепкой в поиске правды о происходящем в «треугольнике». Действительно, если отбросить всякую мистику и чертовщину (в которую я, собственно говоря, не верю категорически), остаются лишь две версии: либо непонятное природное явление, либо дело рук человеческих. Природные явления отпадают сразу. Действительно, они могут не оставлять после себя следов; они могут даже, повинуясь неким неизвестным нам законам, действовать избирательно. Но убирать свидетелей случившегося — это, простите, уже слишком. Значит, за происходящим в районе Бермуд скрывается чья-то злая воля. Осталось ответить на вопрос: чья? Куда смотрели колонизаторы? Сегодня Бермуды — английское владение. Однако так было далеко не всегда. Копаясь в архивах, я с удивлением обнаруживал, что подозрительно долгое время колонистов на островах не было. Это тем более странно, что острова, с географической точки зрения, расположены исключительно выгодно. Они находятся на достаточно оживленных морских путях и могут быть использованы как перевалочная станция для купеческих кораблей, идущих из Европы в Америку и обратно. Однако ни англичане, ни кто-либо другой не использовали их в этом качестве, предпочитая более далекие Багамы. Это решение малопонятно, если, конечно, не знать мрачную историю островов. Дело в том, что поселенцы, которые пытались основать здесь колонию, дважды погибали при загадочных обстоятельствах. Британский корабль высаживал их на берег, отплывал, а когда несколько месяцев или недель спустя приплывало другое судно, оно не находило никаких следов пребывания колонистов — не говоря уж о самих людях. Колония была основана только с третьей попытки и оказалась не слишком жизнеспособной. Район Бермудских островов пользовался весьма дурной славой среди мореходов. Именно здесь еще в те времена гибли многие корабли; правда, тогда это приписывали коварным штормам и течениям, а порой — и морским чудовищам. Суеверные моряки старались обходить острова стороной. Конечно же, они не знали, что перед ними — последний осколок древнего острова — зловещие горы Шаккаб. Археологические раскопки в этом месте наверняка дали бы потрясающие результаты, однако до сих пор никто не считал нужным всерьез заниматься ими. А ведь на побережье островов кое-где невооруженным глазом видны остатки древних стен… На многие островки в Бермудском архипелаге нога человека не ступала вообще. Это большие, поросшие лесом скалы, подходы к которым затруднены мелями и рифами. Короче говоря, не самое приятное место для морехода. Что удивительно, точной лоции, на которой были бы обозначены все подводные препятствия, нет до сих пор. Вот что писал в судовом журнале капитан одного британского фрегата, который в XVIII веке пытался подробно обследовать весь архипелаг: 16 июля. Попытался подойти к острову Рейс, на который пока никому еще не удавалось высадиться. Говорят, что на пути к нему лежат множество мелей, рифов и сильных водоворотов. Действительно, в двух тысячах ярдов от острова корабль начал касаться дна. Лот показал, что дальше мы не продвинемся. С трудом, при помощи шлюпок, отвели корабль назад. 18 июля. Снова подошел к острову Рейс. Спустил шлюпку для обследования острова. Бесполезная затея — в 1500 ярдов от острова шлюпка попала в водоворот и перевернулась. Спасти никого не удалось. 21 июля. Очередная попытка подойти к острову сорвалась — мы наткнулись на риф. К счастью, повреждения небольшие, но дальнейшие попытки придется оставить: я не вправе рисковать фрегатом. Можно считать установленным, что подходы к острову несудоходны и он не может быть пиратским гнездом, о чем упорно ходят слухи среди местных жителей. К сожалению, капитан ничего не пишет об этих слухах. Почему местные считали остров пиратским гнездом? Они видели там людей или, быть может, корабли? Только ли про остров Рейса ходили легенды или, может, этим славились и другие острова? Загадка за загадкой. И ни одного ответа… Мое расследование явно зашло в тупик. Информации было слишком мало, моя фантазия — слишком буйной. Срочно требовался какой-то дополнительный импульс. И должен сказать, что я его получил. Утренний посетитель Честно признаюсь, по утрам я люблю поспать где-нибудь до полудня. А то и, по возможности, еще дольше. Когда я был простым газетным писакой, меня доставала необходимость вскакивать ни свет ни заря и тащиться на какие-то дурацкие интервью с самовлюбленными нуворишами, лопающимися от гордости за свой толстый кошелек. Слава богу, теперь эта темная полоса моей жизни осталась позади и я вполне могу позволить себе валяться в постели допоздна. Тем более неожиданным и раздражающим стал для меня звонок в дверь в одиннадцатом часу утра. Сначала я хотел просто не реагировать на него, но звонки — робкие и нерешительные — повторялись с завидной настойчивостью. Я накинул халат и, бормоча проклятия, отправился в прихожую. Впрочем, при виде раннего посетителя мое недовольство пропало. Передо мной стоял невысокий забавный человечек в огромных старомодных круглых очках. Он был явно очень взволнован, и только это помогало ему побороть видную невооруженным глазом застенчивость. — О, господин Кассе! — воскликнул человечек. — Простите, что разбудил вас! Мне так неловко! — Раз уж вы сделали это, извольте пройти и объяснить, что вам нужно. — Я искренне надеялся, что это не очередной поклонник моего творчества и не наемный убийца. — Меня зовут Марк Руж, я почтовый служащий. Понимаете… Вы известны как очень… ммм… неординарный… — …скандальный, — помог я ему. — …о да, скандальный… в хорошем смысле слова… писатель. И я решил прийти к вам, поскольку у меня есть для вас кое-что интересное. — Садитесь! — Я широким жестом показал на диван, плюхнувшись в свое любимое мягкое кресло. — Валяйте, выкладывайте, что там у вас. — Месье Кассе, это такая честь для меня… это… это невероятная история. Я с детства увлекаюсь всякими тайнами и загадками. Вот, в частности, «летучие голландцы», такие… корабли-призраки, которых видят мореходы… ну вы знаете, да? Разговор начинал действовать мне на нервы, но я хранил терпение, лишь слегка кивнул в ответ на дурацкий вопрос, всем своим видом изобразив заинтересованность. — И что же вы открыли, месье Руж? — Я тщательно собирал все данные обо всех встречах с «летучими голландцами». И вот что интересно: складывается впечатление, что в их действиях есть какие-то закономерности! — Руж увлекся и говорил все быстрее и быстрее, без малейшей запинки. — Как известно, «летучими голландцами» называли корабли с вымершими командами, странствовавшие по волнам без смысла и цели. Как здравомыслящие люди, мы отвергнем версию команды из привидений; следовательно, «летучими голландцами» никто, тем более никакие потусторонние силы, не управлял. Но очень редко такие корабли удавалось перехватить, хотя, казалось бы, что может быть проще? Более того: у команд судов, видевших «летучие голландцы», создавалось впечатление, что ими кто-то искусно управлял! Объяснить это простым суеверием нельзя! — Простите, — я все еще не находил в нашей беседе ничего интересного, — но ведь, согласно поверьям, все, кто видели «летучего голландца», попадали в беду и их корабли тонули! — Все… кто не поворачивал обратно, а плыл к своей цели, — хитро прищурившись, ответил Руж. — Вы знаете, кто встречался с призраками? Почти исключительно английские, голландские и французские суда, шедшие через Атлантику в Новый Свет! Известно очень мало случаев встреч с ними испанских судов. У меня собраны все доказательства, и я с удовольствием продемонстрирую вам свои материалы. Правда, я не понимаю причин, но уверен, вдвоем мы быстро раскроем эту тайну! Я хотел было вежливо отказаться, но что-то шевельнулось в глубинах моего сознания. Я еще не понял, что же задело меня в словах Ружа, но поспешил согласиться. Мой гость засиял, как лампочка в сто свечей. — Замечательно! Я зайду к вам через неделю, если позволите. Меня как раз выпишут из больницы. — Из больницы? — Да. — Сияние на лице Ружа поубавилось, как будто в сети упало напряжение. — Сегодня утром врачи обнаружили у меня рак и настояли на срочной операции. Правда, болезнь на ранней стадии — я совсем ее не чувствовал — и потому есть стопроцентная уверенность в успехе. Просто, узнав диагноз, я подумал о том, какой короткой может оказаться наша жизнь, что все надо успеть, — и пришел к вам! Мы распрощались, я отвлекся на другие дела, но не забыл о своем посетителе. Однако Руж не пришел ни через неделю, ни через две. Спросонья я забыл попросить у него номер телефона, и мне оставалось лишь одно: обзванивать все парижские больницы. Пятый или шестой звонок попал в точку. — Месье Марк Руж? — переспросил приятный женский голос. — Увы, должна вас огорчить: он умер две недели назад во время операции. — Да, я знаю, у него был рак… — Нет, — перебила меня девушка на другом конце провода, — рак тут совсем не при чем. У него не выдержало сердце: наркоз был неправильно подобран. А рака у него не было — к сожалению, врач ошибся при диагностике. Ошибся при диагностике! Как бы не так! Ружа убили — убили сознательно и хладнокровно. Судя по почерку, это были те же люди, которые скормили крокодилам моего друга Аарона. Что же такое обнаружил мой покойный собеседник в истории «летучих голландцев», что поставило под угрозу интересы моих невидимых противников? Где кончается легенда? На квартиру к Ружу я не поехал. Слишком хорошо я знал, что застану там перевернутую вверх дном мебель и пустые ящики письменного стола. Нужно было отталкиваться от той информации, которую он сообщил мне во время нашего короткого разговора. Ее было откровенно мало. Значит, надо будет заняться поиском данных о «летучих голландцах». К сбору информации я привлек весь наличный коллектив агентства «СофиТ» (за исключением мадам Федак, занятой расшифровкой папирусов). Вскоре я узнал, что о «летучих голландцах» ходит множество страшных легенд. Одна из них рассказывает, что виновник появления призрака — голландский капитан Ван дер Декен, который был пьяницей и богохульником. Однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм. Штурман посоветовал ему укрыться в одной из бухт, но капитан не внял его предостережению и застрелил моряка. Вспыхнул бунт, но Ван дер Декен в припадке ярости перебил практически всю команду. С тех пор его корабль с прогнившим корпусом и истлевшими парусами скитается по морю. Свою команду проклятый богом капитан набирает из утопленников. Встреча с кораблем-призраком грозит в лучшем случае несчастьем, но чаще всего — смертью. Вторая легенда рассказывает, что во время страшной бури на мостик, где стоял упрямый капитан, опустилась призрачная фигура. Нечеловеческий голос призвал голландца повернуть назад, но капитан лишь осыпал божественного посланца бранью и попытался застрелить его. Тогда призрак проклял капитана, заявив, что с тех пор он никогда не сможет зайти в порт. Его лицо превратится в морду тигра, а на лбу вырастут рога. Пить он сможет лишь желчь, а питаться — раскаленным железом. И с тех пор бороздит проклятый капитан моря. Говорят, что порой он заманивает встречные суда на скалы или подводные рифы. Иногда корабль-призрак обвиняли в том, что внезапно портился весь провиант. Бывало и так, что замаскированный под обычный корабль «летучий голландец» причаливал к другому кораблю и передавал на борт пачку писем. Стоило матросам вскрыть и прочитать хотя бы одно письмо, как их корабль тут же шел ко дну. Немногие выжившие рассказывали, что видели команду призрака — жуткие скелеты. Согласно третьей легенде, капитан пиратского голландского корабля убил альбатроса — священную для всех моряков птицу. Проклятый, он мечется теперь по морям, неся с собой ужас и смерть. Будь я человеком робким, эти истории, несомненно, вызвали бы у меня леденящую дрожь. Но я — старый скептик и, если бы не смерть Ружа, не обратил бы на них никакого внимания. Итак, перейдем к сухим фактам. «Летучие голландцы» видели как минимум начиная с XVI века. Практически каждый раз эта встреча заканчивалась каким-либо бедствием: либо корабль налетал на скалы, либо погибал в бурю, либо вовсе пропадал без вести. Несколько раз (приблизительно один-два раза в столетие) морякам удавалось захватить «летучие голландцы»: на палубе не было ни одной живой души, лишь иногда попадались тела давно умерших матросов. Предполагалось, что экипажи становились жертвами эпидемий: как, например, охваченное желтой лихорадкой судно, которому не разрешали пристать к берегу ни в одном из портов и которое в конце концов сгинуло бесследно. Подозревали и таинственный инфразвук — особые волны, распространяющиеся над поверхностью воды во время бури и способные вызвать у людей приступы помешательства и безотчетный ужас. Якобы именно они заставляли экипажи кораблей прыгать в воду или убивать друг друга, после чего судно превращалось в «летучий голландец». Однако этим никак нельзя объяснить десятки встреч с призрачным парусником, которые случались каждый год. Есть, конечно, и еще один, весьма прозаический, вариант — массовые галлюцинации, но это слишком неправдоподобно. В процессе поиска Жерару удалось выйти на группу энтузиастов: фанатов всего потустороннего, которым удалось набрать достаточно много информации о встречах с «летучими голландцами». Осталось только взять карту и нанести на нее те точки, где видели корабли-призраки. Эта кропотливая и довольно-таки нудная работа отняла у меня целый день, зато результат оказался потрясающим. Как и говорил мне Руж, встречи с «летучими голландцами» происходили почти исключительно в Атлантике, на путях между Европой и Южной Америкой! Весьма значительное их количество пришлось и на Карибский бассейн. Впрочем, это вполне могло быть случайным совпадением, ведь через эти районы проходят оживленные торговые пути. «Стоп! — подумал я. — Но ведь эти пути использовались прежде всего испанцами! Так почему же «летучие голландцы» попадались в первую очередь англичанам и французам? Может, все-таки правильна версия о коллективных галлюцинациях и у испанских моряков просто не было поверья о «Летучем голландце»? Оказалось, что поверье было, и не одно. И все, как на подбор, довольно жуткие. То есть, по идее, испанские моряки должны были видеть «голландцев» не реже а, пожалуй, даже чаще, чем представители других наций. Отчего же это не происходило? Несколько приблизили меня к разгадке отсканированные страницы какой-то древней книги, найденные Софии на бескрайних просторах (или, правильнее будет сказать, в бездонных глубинах) Интернета. После некоторых усилий я понял, что они написаны на английском языке. Но очень старом английском — на таком разговаривали, наверное, века четыре назад. При всем моем блестящем знании этого языка — ведь я полтора года работал репортером в Штатах и, признаюсь, кое-чего там добился — я с трудом мог понять смысл каракулей. В конечном счете мне удалось выяснить, что это записи в судовом журнале некоего судна под названием «Уэльс». Судя по всему, оно вышло из Глазго и следовало в Южную Америку. Цель плавания я понять не смог. Несколько страниц журнала были банально похожи одна на другую, а затем началось нечто интересное. 21 мая. Море неспокойно. Ожидаем сильный шторм, но мы его не опасаемся. Экипаж знает, что переход будет рискованным, и готов ко всему. 22 мая. Шторма все еще нет. В вечерние часы далеко на горизонте наблюдаем некий парусник. Попытки рассмотреть его сквозь подзорную трубу не дали никакого результата. Приказал немного изменить курс, поскольку не хочу попадаться на глаза испанским ублюдкам. Надеюсь, парусник нас не заметил. 23 мая. Утром с рассветом обнаружили, что парусник приблизился. Значит, ночью нам не удалось от него оторваться. Долго смотрел на него сквозь подзорную трубу: весьма странная конструкция. На испанца не очень похож, но флаги мне по-прежнему не рассмотреть — они невероятно грязны. На палубе не видно ни души. Судно изрядно потрепано штормами, возможно, терпит бедствие. Думаю о том, чтобы подойти к нему поближе, раз скрыться не удалось. Впрочем, команда против: среди матросов ходят слухи о «летучем голландце». Да к тому же дует сильный норд, и такой маневр выполнить было бы трудно. Странно, почему тогда эта дряхлая посудина приблизилась к нам ночью? Сейчас мы уходим от нее все дальше и дальше, и думаю, что к утру мы ее уже не увидим. И слава богу — дурацкие басни наконец-то прекратятся! 24 мая, утро. Спаси нас Господь! На рассвете мы обнаружили чертову посудину совсем рядом. Такое впечатление, что ночью она шла быстрее нас! Все ее паруса в дырах, вместо флага — какая-то тряпка. Команда требует, чтобы мы повернули назад. Ну, уж нет! Мы сумеем уйти от этого дьявольского корабля, кто бы им ни управлял. Небо затягивает облаками; похоже, будет буря. 24 мая, день. Бури не будет, но то, что мы видим, хуже бури. Страшный призрак приблизился. У штурвала лежит скелет, еще один — на носу корабля. Там одни мертвецы! Они догоняют нас! О Господи! За какие грехи? Прощайте! После этого записи в журнале обрывались. Сначала этот документ не вызвал у меня особого интереса. Да, еще одно свидетельство из тысяч, ну и что в нем такого? И все же что-то настораживало. И только потом я понял: записи обрываются на 24 мая! Следовательно, судно или его команда погибли. Но как же тогда уцелел судовой журнал? Конечно, экипаж в припадке помешательства мог выброситься за борт, а неуправляемый корабль сам стал «летучим голландцем» и был выброшен на берег либо перехвачен другим судном. Но на таких кораблях судовые журналы находились, как правило, в полуистлевшем состоянии; эта же рукопись была почти не повреждена (если судить по фотокопии). Эту загадку я разгадать не мог, пришлось обратиться к архивам. Сперва я обратился к знакомому филологу и попросил его определить, в какое примерно время был написан этот текст. Ответ был прост и исчерпывающ: в течение XVI века, на это указывают характерные орфографические и грамматические особенности, которые не существовали ни до, ни после указанного столетия. Оставалось найти судно «Уэльс», которое в XVI веке вышло из Глазго в Америку и пропало по дороге. Мне пришлось отправиться в Шотландию к тамошним специалистам. В музее города Глазго мне назвали адрес старого моряка, который давно находился на пенсии и все свое время посвящал истории мореплавания. И вот я, держа в руках папку с распечаткой журнала «Уэльса», уже сижу в старом кресле в гостиной дома этого моряка и слушаю неторопливый рассказ об истории здешней гавани. В XVI веке Глазго не был особенно оживленным портом: отсюда любили выходить в море каперы, контрабандисты и искатели приключений. Особенно любили Глазго те, кто стремился прорваться со своим товаром в Америку, обходя строгий запрет испанской короны торговать с колониями. — Видимо, «Уэльс» принадлежал к тому же типу судов, — сказал мне старый моряк. — Я пороюсь в архивах и постараюсь через пару дней сообщить вам что-либо об этом судне. Я уходил из дома с нехорошим предчувствием: слишком часто люди умирали, не успев сообщить мне важную информацию. Однако через два дня я нашел старика в добром здравии и прекрасном расположении духа. — Проходите, молодой человек! — приветствовал он меня. — Кое-что по вашему «Уэльсу» я откопал. Если верить архивам, судно было построено в Кардиффе в 1575 году. Затем его приобрел некто Джеймс Килан, о котором мне ничего не удалось узнать, — темное прошлое было у человека, да. Корабль несколько раз ходил с грузами в Африку, но затем Килан, похоже, решил хорошенько подзаработать и отправиться в Америку. Судно вышло из Глазго 28 апреля 1580 года — и с тех пор о нем никто ничего не слышал. — И не были найдены никакие его обломки? — Нет, ничего, иначе я был бы в курсе. — Тон моряка не допускал возражений. — Если то, что вы мне показали, — подлинник, я действительно не представляю себе, как журнал мог уцелеть. Что ж, это — еще одна загадка шотландских кораблей! — А что, были еще таинственные пропажи? — Да, правда, совсем другого характера. К северу от города есть бухта, которую все называют Бухтой Скупщика. Вы, конечно же, не знаете, почему она получила это имя? — Не имею ни малейшего понятия. — В этой бухте на протяжении многих веков жили странные люди. Они скупали старые корабли по достаточно высоким ценам. При этом никто не знал, что они дальше делали с этими дырявыми посудинами. Вроде бы, кто-то видел, как корабли уплывали на запад, но никто ничего не мог сказать точно. — Может, у них была какая-то верфь и они занимались ремонтом судов? — Нет, это сразу стало бы известно. Вроде, они латали пару совсем уж дырявых «калош», но не особенно долго и усердно. Вообще, в их дела никто нос не совал: они это не любили. — Когда они жили там? — Я еще сам толком не понимал, зачем мне все это, но методично продолжал расспрашивать старика. — Впервые люди обосновалась там примерно в XV веке, и вплоть до конца XVIII занимались этим бизнесом. А потом исчезли, как ветром сдуло. — Что в этой бухте сейчас? — Ничего, ровным счетом ничего. Ни малейшего камушка или гвоздя, который говорил бы о том, что здесь жили скупщики. Я уходил от старика с каким-то смутным ощущением, что таинственные скупщики и гибель «Уэльса» как-то связаны между собой. Однако пока я не находил никакой удовлетворявшей меня разгадки всей этой истории. Задача для Шерлока Холмса Что ж, мне оставалось лишь прибегнуть к дедуктивному методу и попытаться понять, какую полезную информацию я смог бы извлечь из загадочного судового журнала. Напоминая самому себе Шерлока Холмса (не хватало только трубки и кокаина), я взялся за эту задачу. Во-первых, не подлежало сомнению, что «летучий голландец» — вольно или невольно — преследовал несчастный «Уэльс». Днем он отставал от нового парусника, но ночью, под покровом темноты, приближался к нему. Из-за чего это могло происходить? Отбросим всякую возможность вмешательства сверхъестественных сил и посмотрим на дело здраво. Во-первых, он мог использовать некие двигатели, не зависящие от ветра и волн. Например, паровую машину. Но на конец XVI века люди еще и не приблизились к ее открытию! Впрочем, возможно, кто-то уже изобрел этот двигатель и тайно использовал его? Но все могло быть и проще. Для того чтобы корабль двигался быстрее, ему всего лишь необходимо было поставить дополнительные паруса. Может статься, что невидимый экипаж использовал днем дырявые тряпки, чтобы усилить впечатление и создать полный образ корабля-призрака, а ночью, под покровом темноты, ставил нормальные паруса, увеличивавшие скорость судна. Кроме того, вспомним, что быстрее «Уэльса» «летучий голландец» двигался лишь в последний день погони, когда объятой ужасом команде было уже все равно, какие паруса на реях у настигавшего их призрака. Объяснение получается простое и логичное, но оно, как и первое, предполагает следующий вывод: на корабле был некий экипаж, который сознательно преследовал «Уэльс», чтобы уничтожить или захватить несчастное судно. При этом он сознательно прибегал к мистификации, маскируясь под «летучего голландца». Возможно, при захвате «Уэльса» был взят в качестве трофея и судовой журнал последнего. Только так можно объяснить, почему этот документ уцелел. «Ну хорошо, — подумал я, — допустим, все это так. Но с какой целью призрак преследовал „Уэльс"? Возможно, это были обычные пираты, которые хотели захватить добычу. Но зачем тогда нужны сцены с кораблем-призраком и вся эта театральная постановка? Обычно морские разбойники старались не стеснять себя подобными условностями, а после перестрелки под черным флагом шли на абордаж». И все же пиратская версия показалась мне довольно заманчивой. Действительно, как живо свидетельствовал судовой журнал несчастного «Уэльса», команда была буквально охвачена паническим ужасом. Если бы призрак пошел на абордаж (а похоже, он так и сделал) и на палубу жертвы начали прыгать пираты, загримированные под мертвецов, вряд ли кто смог бы оказать им достойное сопротивление. Более того: возможно, существовал не один пиратский корабль, а целая флотилия, которая действовала, сменяя одно поколение за другим, на протяжении нескольких веков. Разбойники разыгрывали театральное представление с участием потусторонних сил (как известно, довольно широко распространенный прием), а затем легко захватывали парализованное страхом судно. Именно они стали причиной появления легенды о «летучем голландце»; кроме того, они вполне могли сами распускать наводящие ужас слухи, чтобы еще больше облегчить себе работу. К этой версии можно приплести и таинственных скупщиков. Возможно, пиратам требовались старые суда, производящие впечатление призраков. Их втихомолку скупали, потом ремонтировали в своей базе и пускали в дело. Я был доволен: наконец-то складывалась хоть сколь-нибудь правдоподобная картина происходящего! Впервые за две недели я лег спать с относительно спокойной душой. Море ужаса Но мое пробуждение было отнюдь не столь безмятежным. Я почувствовал себя в положении ребенка, который худо-бедно сложил игрушечную мозаику и, оторвав от нее взгляд, обнаружил, что на полу осталось множество «лишних» кусочков. Взяв лист бумаги, я кратко набросал на нем перечень нерешенных вопросов: 1. Если «летучие голландцы» были обычными пиратами, почему об их деятельности ничего не известно? Такая мощная корпорация не могла не оставить следов своей деятельности. В конце концов, морские разбойники — люди, которые любили погулять в свое удовольствие за счет награбленного добра. Иначе какой смысл грабить? Нет, сохранение тайны в таких условиях решительно невозможно. 2. Почему «летучие голландцы» почти не нападали на испанские суда — самую желанную и богатую добычу, основную цель других пиратов? Почему они не трогали галеоны из «золотых» и «серебряных» караванов? Более того: создавалось впечатление, что «голландцы» нападали, руководствуясь не коммерческим интересом, а какими-то иными, пока не понятными мне соображениями. 3. Если все дело в пиратах, почему был убит Руж? Ведь не духи же морских разбойников явились с того света, чтобы заставить его замолчать? Нет, версия морских разбойников оставляла без ответа три эти вопроса. И я решил зайти немного с другой стороны — узнать, не было ли у Атлантики других страшных легенд, кроме «летучего голландца»? Возможно, именно они смогут дать мне в руки ключ к разгадке тайны кораблей-призраков. Я заглянул в специальную литературу — и поразился обилию всевозможных жутких поверий, связанных с Атлантикой. Еще в Средневековье океан называли Морем мрака и Морем ужаса. Считалось, что любой мореход, рискнувший отойти от берега чуть подальше, чем обычно, обречен на безвестную мучительную кончину. Его поджидали жуткие обитатели морских глубин: морские змеи поднимались из пучины и проглатывали корабли вместе с их командами; таинственные сирены завлекали моряков своим прекрасным пением, а потом пожирали их; жуткие призраки летали над морскими волнами, угрожая жизни каждого, кто рисковал показаться в их владениях; блуждающие огни завлекали на коварные рифы, поднимающиеся к поверхности воды в самых неожиданных местах… Ну, и так далее. За неделю я впитал в себя такое количество мифов, легенд, сказок и баек, что спокойно мог бы зарабатывать себе на жизнь ремеслом бродячего сказочника. Однако на данный момент мои намерения были совершенно иными. Я понял самое главное: история «летучего голландца» — лишь одна из множества страшных легенд, связанных с океаном. Впрочем, может быть, все объясняется вполне прозаически? Человек с давних пор испытывал страх перед безбрежными морскими просторами, так что вполне логично, что богатое воображение средневековых людей населило Атлантику всевозможными ужасами, которые не исчезли и тогда, когда океан был уже многократно пройден из конца в конец десятками тысяч кораблей. Но ведь, в отличие от всевозможных морских змеев, корабли-призраки были вполне реальными явлениями, которые уничтожали другие суда. Впрочем, легенда о них и прожила гораздо дольше, чем все остальные сказки Атлантики. И тогда я сделал следующее предположение: допустим, кто-то специально распространял эти легенды и старался подкрепить их на практике. Допустим, что корабли-призраки действительно, по какой-то причине, охотились только за английскими, французскими и голландскими судами. К примеру, за тем же несчастным «Уэльсом». «Но как такое может быть? — одернул я себя. — Как можно найти затерянный на просторах океана небольшой парусник? Ведь у „летучих голландцев" не было ни загори-зонтных радаров, ни палубной авиации!» По-моему, я начал нести полный бред. Пора выбираться куда-нибудь в отпуск и выбросить из головы все эти дурацкие тайны. «Но почему же? — продолжал я спор с самим собой (такова склочная натура — даже сам себя достаю). — Вспомним, как перехватывали отдельные корабли в то время, когда не было ни радаров, ни самолетов-разведчиков. На их предполагаемом пути выставлялась завеса из патрульных судов. Может быть, такая завеса была и на пути „Уэльса"?» Я начал лихорадочно копаться в старинных документах — и нашел ее. Согласно архивным данным, в конце весны — начале лета 1580 года были зафиксированы еще две встречи с «летучими голландцами». Обе они произошли неподалеку друг от друга, в том районе, где, предположительно, пропал «Уэльс». В одном случае с призраком встретилось испанское, в другом — португальское судно. Оба они видели жуткий корабль лишь издалека: то есть «летучий голландец» сознательно не пошел на контакт. Был ли это один и тот же корабль или два разных — не столь существенно: «голландцу» был нужен именно «Уэльс». Пираты-призраки Я снова засел за лист бумаги и подвел краткий итог своих поисков и размышлений. Он выглядел примерно так: 1. «Летучие голландцы» — одна из многочисленных страшных легенд об Атлантике, которая появилась вскоре после открытия Америки Колумбом и стала тускнеть лишь в XVIII веке. 2. Корабли-призраки существовали в действительности и управлялись людьми, которые желали, чтобы их принимали за «летучие голландцы». Действовали они осмысленно, как бы повинуясь единому плану (еще бы понять, дьявол меня побери, что это был за план!). 3. «Летучие голландцы» избирательно нападали на английские, голландские и французские суда, но не трогали испанские и португальские. Коммерческой выгоды они, похоже, не преследовали. 4. «Призраки» действовали в определенных районах Атлантического океана. В Европе активно распространяется легенда о «летучем голландце». Одновременно создается флот из «кораблей-призраков» — старых, отслуживших свое судов. Их приобретали «скупщики» из Глазго, а возможно, и их собратья по профессии по всей Европе, и отправляли на некую таинственную базу. Там ветхие «калоши» ремонтировались и становились вновь пригодными для дальних плаваний. Но для чего? Вот главный вопрос, остававшийся без ответа. И я опять решил зайти с другого конца — попытаться понять, где же находилась эта таинственная база. Понятно, что не в Европе — сохранить тайну в этой густонаселенной местности было бы практически невозможно. К тому же, если «голландцы» выходили из какого-то скрытого европейского порта, их часто видели бы у берегов Европы. А этого не происходило. В поисках ответа я снова взялся за карту встреч с кораблями-призраками. И, внимательно посмотрев на нее, аж присвистнул: большинство «голландцев» видели именно в районе к югу от Бермуд! Неужели таинственные острова и были базой призраков? В пользу этого предположения говорило и то обстоятельство, что корабли, приобретенные таинственными «скупщиками», отправлялись на запад, в сторону Америки. Лучшую базу, нежели Бермуды, найти было трудно: острова как бы нависают над крупными торговыми путями. С них легко попасть и в Центральную, и Южную Атлантику, и в район Карибского моря — в общем, в те самые места, где и хозяйничали «летучие голландцы». Но как на относительно небольших по размеру островах удавалось скрыть крупную военно-морскую базу? Этого я пока не знал. В конечном счете мне надоело голое теоретизирование, и я отправился прямиком на Бермуды с тайной надеждой, что мой самолет не пропадет без вести. Этого действительно не случилось. Бермудские острова оказались совсем не такими, как я их себе представлял, — весьма симпатичными и гостеприимными, без всякого ореола зла, которым уже окутало их мое сознание. Но это благолепие оказалось обманчивым. В первый же день я на небольшом вертолете совершил облет архипелага. Мое внимание привлек тот же самый остров Рейс, который уже упоминался. Это достаточно большая и высокая скала с обширной бухтой, к которой ведет извилистый проход. Лучшее место для тайной якорной стоянки в те времена, когда еще не существовала авиация, придумать было трудно. Стоявшие там корабли не были видны с моря, а благодаря высоким скалам и деревьям их мачты не возвышались над островом. По моим оценкам, в бухте могли вполне свободно разместиться и маневрировать до десятка парусников. Конечно, для крупной базы Рейс слишком мал. Но кто сказал, что все «голландцы» ремонтировались и хранились в одном месте? Возможно, у американского побережья существовали и другие базы, а Бермуды были лишь основной из них. Не исключено, что ремонтировались корабли где-то в Карибском море, затем перегонялись на Бермуды и уже оттуда они совершали свои разбойничьи набеги. Собственно говоря, «голландцев» и не должно было быть очень много, иначе секрет оказался бы раскрыт гораздо быстрее: нужно было всего 15–20 парусников. Если учесть, что часть из них постоянно находилась в плавании, размеры бухты острова Рейса оказываются вполне достаточными. Естественно, мои обследования острова не привели ни к каким результатам. На берегу не было ничего такого, что говорило бы о наличии здесь базы. Впрочем, оно и понятно: действия «голландцев» прекратились более двух столетий назад, и нашлись люди, которые тщательно замели все следы. Как мне рассказали старожилы Бермуд, с островом Рейс были связаны жуткие легенды. Якобы там обитали злые духи, в ненастные ночи на скалах появлялись призрачные огни, а смельчаки, пытавшиеся добраться до острова, поголовно погибали. Я легко поверил им — именно жуткие легенды, мели и рифы способствовали на протяжении столетий сохранению тайны. Впрочем, старожилы рассказали мне и другие интересные вещи. Оказывается, кто-то по-прежнему охраняет Бермудские острова от слишком любопытных глаз, пытающихся проникнуть в их тайны… Цитадель атлантов? Конечно, те, кто, подобно мне, гуляет по островам пешком или облетает их на вертолете, не заметят ничего подозрительного. Странные истории происходят лишь с людьми, которые пытаются проникнуть в тайну Бермуд глубже — с геологами и дай верами. Попытки найти на Бермудах полезные ископаемые предпринимались лишь один раз. С помощью специального радара было установлено, что под островами находятся большие пустоты, и возникло предположение, что они могут быть заполнены природным газом. Попытка бурения привела к странному результату: на определенной глубине бур действительно провалился в пустоту, но вот после этого извлечь его уже не удавалось. Он застрял намертво. Создавалось впечатление, что кто-то специально держал его там. Поскольку это по определению считалось невозможным, странные явления поспешили объяснить характером горных пород и свернули поиски, тем более что ни газ, ни нефть найдены не были. Гораздо трагичнее сложилась судьба дайверов, которые пытались исследовать подводную часть Бермуд. В запаснике местного музея лежит дневник одной из дайверских экспедиций, которая обследовала (вернее, пыталась обследовать) район острова Рейс 10 лет назад. Местный хранитель позволил мне снять фотокопию. Я считаю, что эти тексты достаточно интересны для того, чтобы привести их здесь целиком: Первый день. Начали исследования в районе острова Рейс. Остров достаточно крупный, хотя, что очень странно, на многих картах он просто не обозначен. Местные пугали нас злыми духами, но от этого нам стало только интереснее. Разведали отмели вокруг острова. Район весьма опасный для плавания: мы наткнулись на торчащие из песка старые мачты, и не исключено, что там зыбучий песок. Второй день. Обследовали подходы к бухте острова. К ней ведет достаточно глубокий канал, он очень напоминает искусственные фарватеры. Близко к острову подбираться не стали, поскольку вода мутная, течение быстрое, а ориентируемся здесь мы пока плохо. Третий день. Вот это настоящая находка! В двухстах метрах от острова на дне лежит большая подводная лодка! Мы облазили ее со всех сторон, но не нашли никаких надписей, которые позволили бы идентифицировать ее. Попытки проникнуть внутрь тоже ни к чему не привели. Лодка лежит на небольшой глубине, и очень странно, что ее не нашли раньше. Джон высказал предположение, что этому помешали злые духи. Одним словом, скоро, чувствую, придется обращаться к флоту — без их помощи мы с этой железкой не справимся. Четвертый день. Началась какая-то чертовщина. Либо подлодка куда-то исчезла, либо мы просто не можем ее найти. Но это вряд ли: мы хорошо запомнили ориентиры. Такое впечатление, что она просто снялась с грунта и уплыла. А может, так оно и есть? Может, это советская или китайская лодка, проводившая здесь учения? Несмотря ни на что, подобрались поближе к острову Рейс. Вода мутная, ничего не видно, течение сильное, да и направление его очень странное — не ко входу в бухту, а слегка в сторону. Такое впечатление, что там — подводная пещера. Вот это было б очень интересно! При попытке найти пещеру пропал Джон. Это очень подозрительно, потому что мы даже не заметили момент его исчезновения. А он был очень опытным дай ее ром. Что же могло с ним случиться? Прервали свои исследования и начали его искать — никаких результатов. Завтра попробуем найти вход в эту пещеру: может, обнаружим хотя бы тело Джона… На этом дневник обрывается. Как рассказал мне хранитель музея, на следующий день дайверы бесследно исчезли. Власти провели официальное расследование, завершившееся стандартным вердиктом — «гибель по неосторожности». Тела их так и не были найдены. Впрочем, говорят, были и другие экспедиции, которые постигла та же судьба. В конце концов власти острова выступили с призывом к ныряльщикам не искушать судьбу «в связи со сложным рельефом дна и опасными течениями». Ага, а также подводными лодками, которые то появляются, то исчезают… О подводных лодках, впрочем, — отдельный разговор. Как мне рассказал один знакомый военный историк, долгое время русские считали Бермуды одной из баз подводных лодок НАТО. Дело в том, что их самолеты-разведчики неоднократно фиксировали нахождение подлодок у этих островов. На самом же деле подлодки заходят в район Бермуд очень редко и движутся в основном в надводном положении — слишком уж сложен рельеф дна. Что же тогда видели русские?.. Итак, пора было подводить итоги. Пришлось до поры до времени признать, что окончательно проникнуть в тайну Бермуд мне не удалось — есть лишь более или менее правдоподобные гипотезы. Вполне очевидно, что район Бермуд до сих пор остается действующим центром некой организации — уж не потомков ли атлантов? Они на пушечный выстрел не подпускают никого к своим тайнам, и острова охраняются очень строго. Более того, в этом районе плавают некие таинственные подводные корабли. Не на их ли совести — сотни погибших судов и самолетов? И здесь я снова упирался в глухую стену и вынужден был руководствоваться догадками. А это я очень не люблю: мне, знаете ли, чистую правду подавай. Да желательно еще и подкрепленную доказательствами. Может, я и журналюга из «желтой» прессы, но это отнюдь не заставляет меня быть неразборчивым и всеядным; напротив, зная, как легко стряпаются дешевые сенсации, я особенно придирчив к всевозможным чудесным событиям. И пока мне под нос не сунут убедительнейшие свидетельства, ни в одно из них не поверю. Поэтому я решил вернуться к «летучим голландцам» и попытаться понять логику их действий. Может быть, тогда мне удастся установить, кто же стоял за странными пиратами. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|