|
||||
|
IV. «Искусство» Реставрации Стремление вернуть «Россию, которую мы потеряли» привело к тому, что в церкви возобладала реставрационная замкнутая модель развития, направленная на возрождение дореволюционной церковной культуры: восстановление храмов и монастырей, церковного зодчества и иконописи, приходов, воскресных школ и братств. Развитие церковной журналистики, кинематографа и интернета показывает, что новые технологии, как новые меха, успешно сохраняют «старое вино» и сами по себе не приводят к модернизации смыслов. Реставрационное движение основано на желании восстановить разрушенное, вернуть в культурный оборот утерянное и ранее запрещенное. Этот курс поддерживается священноначалием и вызывает широкий отклик у мирян. В массовой религиозной культуре так называемых традиционных религий начинают доминировать дореволюционные модели церковной жизни, которые определяют богослужение, сакральный календарь, культуру взаимоотношений между клиром и мирянами, формы общения, семейный быт, стиль одежды, религиозную кухню и пр. Наиболее яркими проводниками реставрационного движения можно считать такие крупные религиозные компании, как «Радонеж» и «Православная энциклопедия» и «Русский дом». Реставрационная модель была необходима и плодотворна на первоначальном этапе восстановления религиозной жизни, но позднее стала тормозом для развития творческого начала. В идеологическом отношении она неднородна, находится в процессе становления и включает в себя различные тенденции, как либеральную, так и фундаменталистскую. В результате к началу ХХI века в России по сути была реставрирована церковная православная культура с присущими ей чертами официальной идеологии, опирающейся на идеи традиционных ценностей, национальной и конфессиональной исключительности, антизападничества и великорусской державности. Для церковных властей Реставрация гарантирует сохранение дореволюционного и советского принципа зависимости церкви от государства, возвышение роли церкви как идеолога нового режима, который получает широкое поле для богослужебной, экономической, политической и образовательной деятельности. Понятие религиозной свободы в этом контексте часто сводится к внешнему освобождению от преследований и атеистического диктата государства, но не затрагивает проблемы внутренней свободы церкви от государства как аппарата насилия. Самым громким реставрационным проектом стало восстановление Храма Христа Спасителя, которое показало, что современный уровень художественной, экономической и политической культуры России не позволяет должным образом воссоздавать даже нелучшие образцы дореволюционного искусства. Строительство и убранство храма вызвало резкую критику со стороны художников, искусствоведов и широкой общественности. «За пять лет его строительства все успели привыкнуть не только к cамой постройке, но и к окружающему ее ореолу скандала. Казалось, что, задуманный как великий символический жест общественного согласия и всенародного расставания с советским прошлым, новый храм до скончания веков будет служить предметом общественного раздора. Среди его врагов оказалось немало людей, которые при других обстоятельствах ни за что бы не сказали, что строить храм — плохо. Но этот ругали на чем свет стоит. За тупое подражательство далеким от совершенства образцам и за недостаточно точное следование образцу. За разбазаривание народных денег и за использование удешевляющих строительство технологий. Чего уж скрывать: художественные достоинства нового храма Христа Спасителя весьма спорны». [13] Если эстетические недостатки ХХС подвергались острой критике, то по отношению к тысячам восстановленных храмов по всей России художественной экспертизы, видимо, не проводилось. Во всяком случае, ни развернутого критического анализа современного храмового зодчества и иконописи, ни серьезной постановки этого вопроса в церковной либо светской литературе обнаружить не удалось. Примечания:[1] И.Ильин. Основы христианской культуры// Ильин. И. Одинокий художник.: статьи, речи, лекции. М., 1993, с.322. [13] А. Босарт. Театр времен Лужкова и Синода. — Столица. — 1995. - № 2. См. также: А. Марчик…Не во имя Христа Спасителя // Мегаполис: Междунар. журн. — 1990. - № 1. Ю. Пясковский Об одной тупиковой ветви// Декоративное искусство СССР. - 1988. - № 12. Ардов М. У нас есть дела поважнее, чем снова строить храм Христа Спасителя// Известия. — 1994. - 13 июля. — С. 4 Ведет ли эта дорога к храму?// Моск. новости. — 1994. - 16 — 23 окт. (№ 48). — С. 4. Громов В. Покаяние за счет бюджета?// Рос. газ. — 1995. - 6 янв. — С. 8; 10 янв. — С. 8. Дейч М. Храм Христа или памятник мэру?// Огонек. — 1994. - № 48 — 49. — С. 10 — 11. Калинина Л. Христа распинают вновь?: К полемике вокруг храма Христа Спасителя// Моск. правда. — 1994. - 23 нояб. — Прил.: Моск. стр-во. — С. 1. Лацис О. Поддельная Россия не поможет духовному возрождению общества// Известия. — 1994. - 24 нояб. — С. 5. Лихачев Д.С. Еще одна "стройка века"?// Лит. газ. — 1994. - 28 дек. (№ 52). — С. 3. Некрасов И. Личный народный храм// Независимая газ. — 1995. - 10 янв. — С. 2. Новодворская В. Не этот бассейн ведет к храму…// Огонек. — 1994. - № 32 — 34. — С. 3. Поздняев М. Храм Христа Спасителя имени Дворца Советов?// Новое время. — 1994. - № 36. — С. Зб — 39. Шиманский Д. Преступление и наказание: Хуже разрушения храма Христа Спасителя может быть только его воссоздание// Независимая газ. — 1994. - 25 июня. — С. 6. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|