ИНТЕРНЕТ: Мотылек в лучах интернет-телевидения


Автор: Константин Курбатов

"Над сегодняшним телевидением тяготеет страшное проклятье - «формат».

За этим словом телевизионные функционеры частенько пытаются скрыть нежелание экспериментировать, искать что-то новое, что-то интересное, потому что следование «формату», а у нас это в первую очередь какие-то западные технологии, дает гарантированный результат с точки зрения рейтинга. «Формат» и «рейтинг» - это два ужасных слова, которые на сегодняшний момент создают достаточно устойчивое финансовое положение телевидения. С другой стороны, это выхолащивает творческую составляющую. В интернет-пространстве такого явления пока еще нет, поэтому именно там можно найти людей, имеющих какие-то творческие амбиции и пытающихся создать что-то совершенно новое…"


Альберт Рябышев, управляющий группой компаний Ester, которая давно работает в телекоммуникационной сфере. Интересы у этого объединения широчайшие: начиная с красочной упаковки SIM-карт для одного из крупных мобильных операторов и разработки ПО для его VAS-сервисов и заканчивая маркетинговыми исследованиями и съемкой рекламных роликов для ведущих IT-игроков; был и положительный опыт подготовки программ для телеканала «Культура». Пытаясь вместе с «Корбиной Телеком» сдвинуть с места состав по имени «интернет-телевидение», компания Ester Сonsulting занялась съемками комического сериала «Мотылек», который должен еженедельно радовать сетян новыми сериями о приключениях главного героя.

Встретившись с Альбертом, мы попросили его рассказать поподробнее, зачем ему вдруг понадобилось передавать столь дорогой «Превед!» неблагодарным интернет-пользователям…


Чем Интернет лучше телевидения

Интернет - своего рода тонкий и очень удобный индикатор качества работы сценаристов и всей съемочной группы. А так как те или иные ситуации, коллизии, случающиеся с героем, востребованы скорее молодой, активной, продвинутой аудиторией, то и расчет идет на то, что Интернетом как раз такие люди и пользуются. Народ этот, как правило, - работающие люди (зачастую смотрящие плоды нашего труда именно на работе), и таким образом мы напрямую обращаемся к аудитории, на которую рассчитывали. Очень важно понять, что из сделанного (в данном случае это сборники новелл) будет особенно ею востребовано. Там есть и просто смешные истории, есть черный юмор, есть трагикомические истории, а есть просто гэги.

Что же в результате будет наиболее интересно зрителю? Сейчас, разумеется, трудно сказать; но мы не опускаемся до пошлости и шуток ниже пояса, поэтому остается надежда, что избранный путь позволит в конце концов добраться до самой широкой аудитории; эти истории, безусловно, выдерживают и «телевизионную» цензуру. Происходящее на экране сознательно не загоняется в рамки пресловутого «формата», востребованного чиновниками от телевидения, не готовыми рисковать, - это для них слишком опасный путь, могущий элементарно стоить им места.

С другой стороны, интернет-пользователи смотрят и традиционное телевидение. Когда занимаешься поисками образа, поисками ситуаций, которые были бы востребованы интернетчиками, безусловно, хочется создать коммерчески удачный продукт, пригодный и для эфирного телевидения. Ну а если этот проект будет настолько востребован в Интернете, что не потребуются никакие другие альтернативные источники вещания, то все будут только рады и с удовольствием продолжат работать с интернет-аудиторией, тем более что к тому времени уже будет понятен ее портрет. Но разумеется, это живая среда, она тоже со временем меняется. И подобного рода интернет-проекты могут стать прибыльными, по прогнозам это случится уже года через два.

Есть и другой аспект. Известно, что многие кино- и телевизионные артисты с удовольствием идут играть в театр, несмотря на то что гонорары там существенно ниже. Почему? А потому что в театре они сразу же чувствуют живую реакцию зала! Здесь тоже чувствуется «живая» реакция людей, кликающих на иконку с очередным названием фильма про «Мотылька», и есть надежда, что проект даже обретет свою преданную аудиторию; этим-то и хороша Сеть по сравнению с обычным телевидением.


Компьютерные технологии в кино

Никаких компьютерных технологий, точнее - минимум. Светом управляла бригада из пяти человек, самый лучший, профессиональный «киношный» свет. Вообще, на съемке было много-много людей, которых нельзя заменить никакими спецэффектами. Все снималось по кинематографической технологии, на одну камеру, то есть телевизионные методы не применялись. Но сами съемки велись на цифровую камеру D-BetaCam, что даже для обычного телевидения более чем достаточно. И только на этапе монтажа накладывались необходимые спецэффекты, позволившие создать старую киношную «картинку». Ну а когда окончательно будут сформированы творческие задачи, то мы, наверное, перейдем на Hi-Definition.

Я должен все-таки отметить одну печальную особенность: те несколько компьютерных эффектов, которые были-таки использованы в постпродакшене, сказались на восприятии в целом скорее отрицательно. Это как специи, если их слишком много - пищу невозможно есть. Когда я смотрел эти новеллы в окончательном варианте, у меня возникало ощущение некоторой чрезмерности: при том, что абсурдны и герой, и ситуация, компьютерные эффекты так же утрированы; это породило обратный, нежелательный для восприятия результат. Может, я слишком пристрастен, но с компьютерной графикой и спецэффектами перебарщивать нельзя. Это серьезная проблема (подозреваю, что с нею сталкиваются все коллеги по продюсерскому цеху), казалось бы, так много студий, предлагающих услуги постпродакшена! Но слишком слаба на этом рынке конкуренция, и по-настоящему выбор невелик. Я пока не удовлетворен качеством их работы, особенно со звуком. Разумеется, среди них есть люди, с которыми бы хотелось работать, но они, как правило, заняты на несколько месяцев вперед, и если бы мы решили их дожидаться, то премьера случилась бы в лучшем случае в октябре. А выйти надо в августе, перед сезоном. Но при этом не считаю, что стоит менять что-то в сериале с творческой точки зрения.

Кстати, если вы обратили внимание, съемки ведутся статичной камерой. Изначально, еще только замышляя эту историю, мы хотели сделать ее под старое кино: тогда камера не двигалась, и у нас нет ни движущейся, ни летающей камеры. И вовсе не потому, что бюджет не позволяет (к тому же это не слишком дорого), просто этим стали так часто пользоваться, что возник вопрос: а что, если попытаться лаконичными средствами решить те же самые задачи? То есть мы создали для себя нарочито жесткие и непростые условия, это был эксперимент.

Проблема излишеств в спецэффектах свойственна не только кино. У нас в производстве находится полнометражный музыкальный фильм. В течение года мы пытаемся найти композитора, который бы написал к нему оригинальную музыку. Обращались и к маститым, известным композиторам, и к молодым. Но обнаружилось, что композиторы очень хорошо научились неоригинальность своей музыки, ее вторичность прикрывать музыкально-компьютерными изысками, которые, с одной стороны, конечно, украшают, а с другой- уводят от мелодии. А мелодии-то по большому счету и нет! Поэтому я начал просить: мне не нужна компьютерная обработка, возьмите магнитофон и запишите фортепьянную тему - нужна только тема! Это оказалось камнем преткновения! На сегодняшний момент имеется уже более четырех часов разнообразной, написанной по заказу музыки, но начинать производство фильма с нею невозможно. Вот такое действие компьютерные спецэффекты оказали на современную музыку…


Mr. Мотылек

Да, он во многом похож на мистера Бина, но английский персонаж не прижился на российской почве. Потому что мистер Бин - простак, а этот парень - хитрец, этакий Арлекин. Вспомним российского Иванушку-дурачка - он не совсем дурачок, он все-таки с хитрецой, со смекалкой; в результате он оказывается самым умным среди тех, кто его окружает…

Так и Мотылек, несмотря на то что он выглядит достаточно странным субъектом, живущим во вполне современном городе, но не успевающим за его ритмом жизни. Однако дальнейшее развитие сюжета покажет, что он блестяще выпутывается из самых сложных ситуаций и в общем-то чувствует себя вполне комфортно, хотя обитает в маленьком мирке, который сам же для себя и создал… Он такой динозавр, который каким-то чудом сохранился, невзирая на то, что огромное количество информационных потоков, новейших технологий диктуют уже и новый язык, и другой образ мышления, иные взгляды на окружающую действительность. А этот человек все-таки пытается жить своей жизнью и то и дело попадает в разные передряги, создавая себе трудности, которые с блеском сам же и преодолевает - в общем, то, чем на самом деле занимается большинство людей.

Это пока первый подобный опыт компании «ЭСТЕР Консалтинг». «Корбина Телеком» выкупила у нее право премьерного показа и в течение года будет транслировать этот сериал в Интернете. Уже до конца текущего года планируется выпускать по одному 26-минутному блоку в месяц. Правда, первый «блин» был всего лишь 18-минутный, попробовать который можно по адресу www.corbina.tv/private_channels/Kino/motilek.php. Сейчас продюсеры проанализируют допущенные ошибки, исправят, затем, конечно, наделают новых, а позже и их проанализируют и устранят.

Тем не менее до конца года Альберт Рябышев как минимум еще четыре выпуска обещает. А в следующем году уже начнется еженедельный показ 26-минутных серий.

Авторы идеи сериала - Александр Назаров (режиссер) и Кирилл Васильев (артист). Как известно, артист - главный человек на площадке, сюжетные повороты он примеряет на себя как платья: подходит ему эта ситуация или нет. Литературного сценария не было даже как основы, были только режиссерские наброски. Именно артист прямо на площадке создавал некий новый образ.

Поначалу у съемочной группы получалось около девяти минут фильма за смену, то есть все было отснято за две двенадцатичасовые смены. Дальше планируется выйти на тринадцать минут фильма в смену. Такая производительность возможна лишь при условии, что в группе работают высокопрофессиональные люди. Для съемок применяется полноценный «киношный» свет, забирающий, по свидетельству продюсера, заметную часть бюджета.

Работа в студии заняла три смены: две смены видеомонтажа и одна смена окончательной обработки «картинки». Плюс порядка трех смен озвучивания. Кстати, «озвучка» достаточно трудоемкая, тут нет диалогов, поэтому кадр необходимо наполнить массой других звуков, сделать его живым, а это крайне сложная и кропотливая работа.


Будущее и анимация

Тем не менее, несмотря на все мною вышесказанное, все же хотим добавить и анимацию. А это совсем не просто, потому что аниматоров, которые умеют работать быстро и хорошо, осталось очень и очень мало. А тот поток, на который мы планируем встать со следующего года, подразумевает работу в срок. Судьба свела меня с Юрием Борисовичем Норштейном. И общаясь с человеком, создавшим «Ежика в тумане» и другие замечательные мультфильмы, действительно начинаешь понимать, каков должен быть уровень работ. И не хотелось бы делать ничего такого в анимации, что могло бы вызвать его недоумение с профессиональной точки зрения. Мультипликация - очень сложный и кропотливый, ответственный процесс.

Кроме того, мы планируем начать сотрудничество с замечательным сценаристом Дашей Алешиной. Она является одним из авторов сценария сериала «Не родись красивой», который получил довольно высокий рейтинг. Она известный мастер диалога, а сейчас начнет упражняться в построении чисто сюжетных коллизий, в которые и дальше будет продолжать попадать наш герой. Кроме того, Даша уже написала превосходный сценарий полнометражного фильма, съемки которого мы тоже намерены начать в ближайшее время.

Еще есть идея снять для интернет-зрителей серию поэтических роликов на основе произведений Ордена Куртуазных Маньеристов [www.okm.ru.], который возглавляет Вадим Степанцов, он же бессменный лидер и основатель группы «Бахыт Компот». Ребята пишут любопытные поэтические произведения.


Product placement по-русски

Сам по себе это нормальный, вполне цивилизованный способ рекламы [Размещение товара или торговой марки в фильме или ином развлекательном продукте с целью рекламы]. К сожалению в России он, как всегда, чрезмерен: если в фильме про Джеймса Бонда часы «хххх» показывают в течение двух секунд, а их известный производитель платит за это больше пяти миллионов долларов, то у нас за двадцать тысяч долларов производители какой-нибудь водки требуют, чтобы их бутылку показывали в кадре минимум полчаса, причем непрерывно!

И в определенный момент понимаешь: да, это необходимо, но совесть-то тоже надо иметь. Такой product placement вреден и фильму, и рекламодателю. Здесь как раз работает старая русская поговорка: заставь дурака богу молиться - весь лоб расшибет.

Конечно, и у нас в фильме это будет, потому что мы живем в реальной жизни, и от этого не уйдем. Это позволит и создавать более качественный продукт, и платить профессионалам достойные их деньги. Но всего должно быть в меру.


(Не)целевая интернет-аудитория

Трудно сказать, на кого конкретно рассчитаны фильмы Гайдая «Кавказская пленница», или "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Наверное, это довольно широкая аудитория.

По большому счету у нас делалась коммерческая история. «Коммерческая» - значит успешная и востребованная широким кругом зрителей, то есть это не эстетское, так называемое артхаусное кино. Забавный человек попадает в забавные ситуации. При этом мы старались избежать пошлости, которая так или иначе существует в Сети, поэтому наш герой ничего не говорит - он молчит. «Ретро-стайл», в котором мы эту историю пытаемся сделать, довольно популярен среди молодежи: есть молодые поклонники ретро-музыки, есть клубы.

Считаю, что это нормально, когда человек может пойти на выставку Амедео Модильяни, а после этого выйти и рассказать какой-то непристойный анекдот, может быть даже с ненормативной лексикой. Я не принадлежу к числу ханжей, я и мои друзья, с которыми мы делаем кино, - люди с набором нормальных человеческих реакций. Нас не пугает ненормативная лексика, мы не краснеем и не затыкаем уши, но стараемся этим пользоваться только в каких-то специальных условиях, все-таки матом мы ругаемся, а не разговариваем на нем. Любой из нас может ходить и на очень консервативные музыкальные мероприятия, и на хулиганские перформансы, где, услышав что-то забористое, ядреное, - порадоваться и этому.

Мы показывали отснятые материалы коллегам, которые работают в области мобильных решений для сотовых операторов, причем представителям разных стран. И они искренне смеялись перфомансу, то есть им все было понятно и было интересно: и скандинавы очень тепло отреагировали, и американцам понравилось… И хотя надо учитывать высокий интеллектуальный уровень этих людей, юмор, положенный в основу фильма, надеюсь, все же достаточно интернациональный.

Любопытный факт: 60-70% зрителей, посещающих телевизионный портал «Корбины», - это зарубежные пользователи (возможно, все же русскоязычные). Но хочется верить, что процент именно российского зрителя с проникновением широкополосного доступа заметно возрастет.


Васильев Кирилл - Человек и Мотылек…

Кирилл Васильев, актер, играющий Мотылька, - довольно известный и весьма популярный клоун не только в России, но и за рубежом. Кирилл поработал в Японии, во Франции, в Германии. Лауреат многочисленных зарубежных конкурсов и фестивалей в области циркового и эстрадного искусства, он в определенный момент понял, что чисто цирковой аудитории ему мало, актерские способности позволяют ему делать нечто большее, а продюсеры «Мотылька» поверили в него и не разочаровались. В дальнейшем их сотрудничество будет продолжено, причем не только в рамках этого сериала.

Вообще, жанр эксцентрической комедии достаточно сложен, и не так уж много актеров способны добиться в нем успеха: здесь нельзя прикрыться диалогами или спецэффектами. Для перечисления актеров, работавших в этом жанре ранее, от легендарного «Карандаша» до Георгия Делиева, хватит пальцев обеих рук.

Кстати, сам Кирилл абсолютно современный человек, активно пользующийся компьютером, он запросто готовит презентации и отвечает на электронные письма. По его словам, личный сайт Мотылька появится в Интернете в самое ближайшее время.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх