|
||||
|
Глава шестаяСенсация в Западной Европе Завещание Генриха ШлиманаУчёные ещё продолжали спорить о местоположении Атлантиды, в журналах появлялись всё новые и новые фотографии сделанных на Крите находок, как вдруг 20 октября 1912 года в американской газете «Нью-Йорк Америкен» появилось сообщение Павла Шлимана, нашумевшее на весь мир. Внук известного археолога-энтузиаста Генриха Шлимана опубликовал статью под названием «Как я нашёл Атлантиду». Павел Шлиман писал: «За несколько дней до своей смерти, в 1890 году мой дед доктор наук Генрих Шлиман передал на сохранение в Неаполе запечатанный пакет одному из своих лучших друзей. На пакете была надпись: “Вскрыть пакет может только кто-нибудь из членов моей семьи в том случае, если он торжественно поклянётся посвятить всю свою жизнь продолжению работ по набросанным здесь указаниям”. За час до своей смерти дедушка просил подать ему карандаш и бумагу и дрожащей рукой с трудом написал: “Секретное добавление к запечатанному пакету: сломай вазу с совиной головой. Изучи содержимое. Оно касается Атлантиды. Раскопки делай к востоку от развалин храма в Саисе и на поле мёртвых в Шакуне. Важно! Ты найдёшь доказательства правильности моей теории. Ночь наступает — будь здоров”. Эту записку дед передал тому же другу, и всё это хранилось во французском банке. После того как я работал несколько лет в России, Германии и на Востоке, я решил продолжить работы моего прославившегося деда. В 1906 году я сломал печати на секретном пакете и нашёл в нём драгоценнейшие документы. На первом документе было написано: “Кто вскроет этот пакет, должен поклясться, что продолжит работу, начатую мной. Я пришёл к заключению, что Атлантида не только занимала большую территорию между Америкой и Западной Африкой и Европой, но была и колыбелью нашей общей культуры. Об этом уже было достаточно споров между учёными. Одни считают рассказ Платона об Атлантиде выдумкой, другие — исторической правдой, но не в состоянии этого доказать. В прилагаемом материале имеются заметки, выводы и указания, чему, по-моему, надо следовать. Если исследования будут продолжены, возможно, мои предположения получат доказательства. Тогда это должно быть опубликовано. Во французском банке лежит специальный вклад, который будет вручён подателю сего письма. Деньги должны пойти на продолжение указанных здесь работ. Да поможет бог закончить важное для науки дело! Генрих Шлиман”. В другом документе я прочёл: “Когда я, Генрих Шлиман, в 1873 году производил раскопки развалин Трои на Гиссарлыке и во втором слое открыл удивительный „клад Приама“, я обнаружил среди найденных сокровищ необыкновенную большую бронзовую вазу. В ней межали маленькие глиняные сосуды и фигурки, мелкие металлические изделия и предметы из окаменелой кости. На самой вазе и на некоторых из этих предметов стояли надписи, сделанные финикийскими иероглифами: „От Хроноса царя Атлантиды“”. В документе, помеченном буквой Б, я прочёл: “В 1883 году я нашёл в Лувре собрание предметов, которые были выкопаны в Тиахуанаку в Америке. Среди них я нашёл глиняные горшочки той же формы и предметы из окаменелой кости, которые точь-в-точь походили на предметы, найденные мною в бронзовой вазе из „клада Приама“. Такое совпадение не могло быть случайностью. Однако вазы Центральной Америки не имели характера финикийских и на них не было надписей. Я ещё раз изучил предметы, найденные в вазе из клада Приама, и убедился, что надписи сделаны позднее, чем сами предметы, положенные в вазу. Мне удалось достать несколько черепков из Тиахуанаку, и я подверг их химическому и микроскопическому анализам. Анализы показали, что обе вазы — из Центральной Америки и из Трои — сделаны из одного и того же материала, который происходил либо из древней Финикии, либо из Центральной Америки. Металлические предметы я тоже дал на исследование, и анализ показал, что они состоят из сплава платины, алюминия и меди, который ни в одной древней стране не встречался и теперь ещё неизвестен. Не из орихалка ли, о котором писал Платон? Таким образом оказалось, что все эти предметы из одинакового материала были одного происхождения, но найдены в странах, далеко находящихся друг от друга и разделённых Атлантическим океаном. Предметы были или финикийской, или микенской, или древней среднеамериканской работы. Что же из этого следует? То, что они попали в места находок из одного общего источника. Надписи на предметах, найденных мною, указывают на их происхождение: из Атлантиды! Это неожиданное открытие заставило меня более энергично продолжать исследования. В древнем папирусе, который я нашёл в Египте, описывается, как фараон Второй династии послал экспедицию „на запад“, чтобы найти следы Атлантиды, откуда за 3350 лет до того египтяне вывезли все знания и внедрили их в своей стране. Экспедиция вернулась через шесть лет с сообщением, что не нашла никаких следов исчезнувшей страны. Другой свиток папируса, написанный египетским историком Манефоном, говорит о периоде в 13 900 лет, как о времени правления учёных жрецов из Атлантиды. В папирусе сказано, что это время считается началом египетской истории, которая, таким образом, восходит к 16-му тысячелетию до нашей эры. Надпись, которую я нашёл на „Львиных воротах“ в Микенах, гласит, что Мизор, от которого, как сказано в надписи, происходили египтяне, был сыном Тота, считавшегося в Египте богом просветителем. А Тот был сыном атлантского жреца, полюбившего дочь царя атлантов Хроноса. Жрец покинул с ней Атлантиду и после долгих скитаний поселился в Египте. Он и построил первый храм в Саисе и учил там жрецов атлантской мудрости. Эта надпись чрезвычайно важна, и я держал её в секрете. Она помечена буквой Д. Ты найдёшь её среди бумаг”. В заключительных строках этого документа сказано: “Одна таблица, найденная мною в раскопках Трои, содержит медицинский справочник египетских жрецов — в течение столетий была связь между Критом и Египтом — об удалении внутренних опухолей хирургическим способом. Такие же рецепты я нашёл в одном испанском манускрипте в Берлине, написанном ацтекским жрецом в Мехико. Этот жрец списал его с манускрипта, принадлежащего древнему народу майя. Следовательно, я должен прийти к заключению, что либо египтяне, либо народ майя, которые до ацтеков создали среднеамериканскую культуру, были искусными мореплавателями. Однако у них никогда не было кораблей, в которых они могли бы пересечь Атлантический океан. Также и финикийцы, насколько нам известно, не плавали от одного материка к другому. Но сходство между культурами египтян и майя в Америке так убедительно, что нельзя считать его случайным. Таких случайностей не бывает. Единственное возможное объяснение заключается в том, что, как говорит Платон, существовал большой континент, связывавший между собой Новый Свет со Старым. Это была Атлантида. И Атлантида основала свои колонии и в Египте, и в Центральной Америке”. Мой дед оставил ещё разные заметки и сообщения, но рядом был строгий наказ не разглашать их, пока не будут закончены дополнительные исследования». «Из храма прозрачных стен»Дальше Павел Шлиман писал: «Шесть лет без перерыва работал я в Египте, в Центральной и Южной Америке и в археологических музеях всего мира. Наконец я нашёл доказательства существования Атлантиды, этого большого государства, культура которого без сомнения оставила свои следы в древних культурах исторического времени. Я хочу рассказать, что произошло после того, как я прочёл документы моего деда — Генриха Шлимана. Прежде всего я направился в Париж за секретно сохраняемой коллекцией деда. Ваза с совиной головой, которую дед завещал сломать, была единственной в своём роде. Её очень древнее происхождение бросалось в глаза. На ней я также нашёл финикийскую надпись “От Хроноса царя Атлантиды” и много дней не решался сломать её, предполагая, что последняя записка деда написана в минуту предсмертной слабости. Но, наконец, я всё же её разбил. Из вазы выпала четырёхугольная металлическая серебристая пластинка, на которой были выгравированы непонятные знаки, не похожие на когда-либо виденные иероглифы и письмена. Они находились на лицевой стороне пластинки. На обратной же стороне древнефиникийскими письменами было начертано: “Из храма прозрачных стен”. Но как могла попасть эта металлическая пластинка в вазу, горлышко которой было настолько узким, что через него пластинка не проходила? Если ваза была из Атлантиды, то и пластинка должна происходить оттуда. Мои исследования привели к заключению, что финикийские письмена, начертанные на обратной стороне пластинки, были сделаны после того, как пластинка была помещена в вазу. Как это могло произойти, до сих пор остаётся для меня тайной. В коллекции были и другие предметы, которые, по сообщению деда, произошли из Атлантиды. Между ними я нашёл кольцо из того же замечательного металла, как и четырёхугольная пластинка. Был там также странно выглядевший слон, вырезанный из кости, и ещё одна архаическая ваза. О других предметах, согласно завещанию деда, я не имею права говорить. Ваза с совиной головой, архаическая ваза, бронзовая ваза и кольцо имеют финикийские надписи. На слоне надписи нет. Я решил продолжить поиски в Египте, начал раскопки вокруг города Саиса, но долгое время работал безрезультатно. Познакомившись однажды с местным жителем, я увидал у него коллекцию старинных монет, найденных в могиле египетского жреца времён 1-й династии. Кто сможет описать моё удивление, когда в этой коллекции я обнаружил две пластинки той же формы и величины, как и пластинка из троянской вазы! Не было ли это шагом вперёд? Я обладал пластинкой из троянской вазы, которая, если мой дед был прав, происходила из Атлантиды. И у меня были ещё две пластинки, совершенно такие же, из жреческого саркофага в Саиском храме, том храме, где хранились записи об Атлантиде и жрецы которого их передали Солону. Для достоверности я обратился к двум известным французским специалистам. Они заинтересовались моими находками, и мы вместе решили обследовать северо-западное побережье Африки. Как оказалось, всё побережье покрыто вулканическими извержениями. На много миль оно казалось частью страны, как бы разломанной или оторванной какой-то вулканической катастрофой. Здесь я нашёл металлическую детскую голову, сделанную из того же металла, что и кольцо и четырёхугольные пластинки. Голова лежала погружённой в вулканическом пепле древнего происхождения. Я поехал в Париж и разыскал там обладателя коллекции среднеамериканских древностей, которого указал мой дед в завещании. У него также была ваза с совиной головой. Добрый старик так заинтересовался моими исследованиями, что согласился сломать вазу. В ней мы нашли пластинку того же размера и формы и сделанную из того же материала, как и три другие, которыми я уже обладал! Разница была только в расположении иероглифов. Таким образом, у меня в руках оказалось пять звеньев одной цепи: металлическая пластинка секретной коллекции деда, пластинка из атлантской вазы с совиной головой, пластинки из египетского саркофага, пластинка из среднеамериканской вазы, тоже с совиной головой, и металлическая детская голова с западного побережья Африки. После этого я поехал в Америку: в Мехико и в Перу. Я исследовал места раскопок и сам делал раскопки. В пирамидах Теотихуакна в Мексике я нашёл металлические пластинки того же образца, но с другими надписями. Теперь я уверен, что эти редчайшие четырёхугольные пластинки служили в Атлантиде монетами. Эта уверенность основана не только на моих личных исследованиях, но также на некоторых изысканиях деда, о которых я ещё не упомянул. Из-за недостатка места я не говорю о иероглифах и других найденных мною доказательствах того, что культуры Египта, Крита, Микен, Центральной и Южной Америки и Средиземноморья имели одну общую колыбель — Атлантиду! Перехожу к пересказу манускрипта майя — одному из ценнейших предметов знаменитой коллекции Ле-Плонжона — Троанской рукописи, которая хранится в Британском музее: “В 6-м году Кан, 11 мулук, в месяце сак началось страшное землетрясение и продолжалось без перерыва до 23 чуэн. Страна Глиняных Холмов, земля Му, была обречена в жертву. Испытав двукратно сильные колебания, она внезапно исчезла в течение ночи. Почва непрестанно тряслась от действия подземных сил, поднимавших и опускавших её во многих местах, так что она оседала. Страны отделились одна от другой, потом рассыпались. Не в силах противиться этим страшным содроганиям, они провалились, увлекая за собой 64 миллиона жителей. Это произошло за 8060 лет до составления этой книги”. Среди грамот старинного буддийского храма в Лхассе находится старая рукопись, написанная приблизительно за 2000 лет до нашей эры. Там написано: “Когда звезда Бал упала на место, где теперь только вода и небо, содрогнулись Семь Городов с их золотыми воротами и прозрачными храмами, как листья дерева во время бури. И тогда разлился огненный поток и дым. Смертельные стоны и крики толпы наполнили воздух. Они искали спасения в своих храмах и башнях. И мудрый Му, главный жрец поднялся и сказал: „Разве я не предсказывал этого?“ И женщины и мужчины в их драгоценных, самоцветами украшенных одеждах умоляли: „Му, спаси нас!“ И Му отвечал: „Вы все умрёте вместе со своими рабами и богатствами, и из вашей золы возникнут новые народы. Когда эти забудут, что они должны быть выше вещей, не только тех, которые они получают, но и тех, которые они теряют, то их постигнет та же участь!“ Пламя и дым задушили слова Му. Страна и её обитатели были разорваны на куски и поглощены бездной”. Что же обозначают оба рассказа — один из Тибета, другой из Центральной Америки, — оба говорящие об одном и том же катаклизме и оба относящие его к неизвестной стране Му? Если бы я привёл все известные мне факты и доказательства, то загадка Атлантиды была бы окончательно решена. Но пока я ещё не имею права этого делать». Этими словами кончалось удивительное сообщение Павла Шлимана. Трезвый голос археологаИз газеты «Нью-Йорк Америкен» сообщение было перепечатано некоторыми немецкими и французскими газетами и вызвало сенсацию в Западной Европе. Опять разгорелись споры об Атлантиде. Редакции газет были засыпаны письмами читателей с требованием заставить Павла Шлимана опубликовать все известные ему доказательства. Но редакции молчали. Некоторое время спустя Лейпцигское издательство, собираясь издать книгу об Атлантиде, запросило постоянного сотрудника Генриха Шлимана — известного археолога Вильгельма Дёрпфельда о завещании Шлимана и его работах, связанных с поисками Атлантиды. Дёрпфельд ответил: «Охотно отвечаю Вам на посланный мне запрос по поводу сообщения Павла Шлимана, о котором меня уже запрашивали некоторое время назад редакции газет. Кроме того, что было в газетах, я ничего не знаю. Но чем больше я думаю, отвечал я тогда и повторяю Вам сегодня, тем более убеждаюсь, что Генрих Шлиман, по моим сведениям, никогда специально вопросом об Атлантиде не занимался. Во всяком случае, я о такой работе ничего не знал, хотя с 1882 года до самой его смерти в 1890 году я был его постоянным сотрудником. Однако должен добавить, что Шлиман иногда говорил о проблеме Атлантиды, и я считаю вероятным, что он по этому поводу собирал разные заметки, но не думаю, чтобы он делал специальную работу на эту тему». Больше о Павле Шлимане никто не слыхал. Надо сказать, что ваза с изображением совиной головы была действительно найдена в «кладе Приама». Сохранилась до наших дней и легенда Центральной Америки о землетрясении, но земля Му у майя — результат неправильного понимания текста переводчиком. Всё же остальное — пластинки из неизвестного сплава, металлическая детская голова с западного побережья Африки, тексты древних египетских папирусов, надпись на Львиных воротах в Микенах, тибетская легенда и финикийские надписи — является чистейшим вымыслом ловкого журналиста. Использовав жгучий интерес публики к раскопкам на острове Крите, к возникшему спору учёных, и для правдоподобности назвавшись внуком известного археолога, он сочинил «Сообщение Павла Шлимана». Однако этот журналист сделал своё дело. Загадка Атлантиды заинтересовала широкий круг образованных людей; многие стали всерьёз ею заниматься, и все поиски снова обратились к Атлантическому океану. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|