|
||||
|
Глава восемнадцатаяПо следам древнейших культур Что же происходило в V–IV тысячелетиях до нашей эры среди народов Европы, Африки и Азии? О доисторических судьбах народов мы почти ничего не знаем. Учёные прочли египетские иероглифы, шумерийскую, вавилонскую, хеттскую клинопись, перевели на свой язык слова и тексты многих древних народов. Изучены некоторые древние культуры, известны религии, но целые тысячелетия из жизни человечества остались нераскрытыми. Развалины и обломки, непрочитанные письмена, полуистлевшие папирусы, сказания и легенды иногда без начала и без конца, следы религиозных систем — всё это позволяет лишь догадываться о том, как много скрыто от нас под слоями веков и тысячелетий. Мы говорим: древний мир! Но что понимать под этим? У многих народов изучен неолитический период — век шлифованного камня, то есть время, когда люди уже научились его полировать. Этот период продолжался несколько тысячелетий. Но до него был ещё огромный период палеолита — века нешлифованного камня или древнекаменного века, продолжавшегося многие десятки тысячелетий. Знаем ли мы его? Археология проливает некоторый свет на далёкое прошлое. Выкапывая из земли примитивные орудия и грубые украшения, археологи систематизируют их по приблизительным хронологическим группам и таким образом восстанавливают картину материальной жизни древнейших народов. Но большинство их остаётся безымянными и их духовная жизнь для нас — закрытая книга. Народы СредиземноморьяЧто знаем мы, например, о лигурах — древнейших обитателях северо-западной Италии и юго-восточной Франции, о которых упоминают писатели классической древности — римские и греческие? «Этот народ до сих пор остался невыясненным, хотя память о нём живёт на всём Западе», — пишет де Морган в книге «Доисторическое человечество». «Учёные видят в лигурах творцов неолитической культуры и строителей дольменов. Будучи искусными мастерами по обработке камня, они в то же время, может быть, под чужестранным влиянием стали металлургами». Так же мало знаем мы о ликийцах, обитателях юго-западного побережья Малой Азии, о которых египтяне говорили во II тысячелетии до нашей эры как о морских разбойниках. Почти ничего неизвестно о карийцах, по преданиям, владевших островами Эгейского моря до прихода туда греческих племён, вытеснивших карийцев в Малую Азию. На фреске Кносского дворца изображён юноша в шлеме, к которому в виде украшения прикреплён пучок длинных, пестроокрашенных перьев. Геродот писал, что у ликийцев, одного из древнейших народов, были головные уборы с перьями. Ликийцы же были родственны карийцам, владевшими Критом в древнейшие времена, если верить преданиям. К сожалению, существующие надписи на карийском языке ещё не поддаются толкованию. Но на этом языке говорило коренное население юго-западной Малой Азии и островов Эгейского моря и карийское письмо имело некоторое распространение на северном побережье Африки. Геродот утверждает, что на карийском языке говорили лидийцы (берега Генуэзского залива), мизийцы (северо-западная Малая Азия) и что фригийцы (Малая Азия) принадлежали к расе карийцев. Фреска «Юноша». Карийский бог-громовержец изображался с обоюдоострой секирой, как и верховное божество на древнекритских памятниках и бог грома и молнии Шанго у йорубов в западной Африке. Оружием Шанго был двойной топор или секира. Изображение топора то с двумя, то с одним лезвием, так же как изображение быка, приобрело на Востоке, в Северо-Западной Африке и в древней Европе исключительное значение. Часто бык и топор изображались вместе. Из этого заключают, что оба символа соответствовали каким-то близким друг другу представлениям. Атлантологи же считают, что поклонение быку перешло на Восток и вообще в Старый Свет из Атлантиды. Это основывается на описанном Платоном жертвоприношении быка царями Атлантиды. А двойной топор считается ими характерной чертой атлантской культуры. Мы знаем, что широкое заселение берегов Малой Азии, Эгейского архипелага, Балканского полуострова относится к началу эпохи неолита — VII–VI тысячелетию до нашей эры. Племена, населявшие побережья, с древнейших времён общались между собой, чему способствовало связывающее их море. Но откуда пришли этруски? Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Известно только, что этрусские города управлялись царями-жрецами, что Этрурия была в Италии первой земледельческой страной и славилась высокой техникой обработки металла. Особенностью их строя было свободное положение женщин — жриц и законодательниц. О пеласгах мы знаем, что они населяли в глубокой древности южную часть Балканского полуострова, некоторые острова и западную часть Малой Азии. Под натиском греков пеласги во II тысячелетии до нашей эры выселились на остров Крит и далее в Палестину. Греки, переселившиеся на земли пеласгов, восприняли многие черты их культуры, например культ бога-громовержца Зевса. По мнению Диодора Сицилийского и Геродота, пеласги были родственны берберам африканской Ливии. Современные берберы — смуглый, черноволосый народ, среди которого встречаются и блондины с голубыми глазами — являются потомками древнейшего населения Северной Африки — ливийцев. Берберский язык причисляется к семито-хамитской группе языков. Центром этой группы языков была Сахара или, точнее, северная часть Африки. В V–IV тысячелетии до нашей эры племена, говорившие на языках семито-хамитской группы, расселились в разные страны и народы, ныне говорящие на этих языках, принадлежат к самым разнообразным типам — от европейско-средиземноморского до негров. Переселение людей палеолита (древнего каменного века) из одних областей в другие повторялось из века в век. В поисках дичи группы охотников переходили с места на место, так же как и собиратели плодов. Они уходили всё дальше, и через некоторое время у них возникали уже другие интересы; они постепенно становились чуждыми своему племени. Потом появлялись и различия в языке. О связях между палеолитическими племенами и об их передвижениях на значительные расстояния говорят многие факты. Одним из доказательств передвижения ориньякских племён служат найденные костяки людей того времени. В Ментоне во Франции найдены в ориньякском слое кости двух различных человеческих палеолитических рас. Одни принадлежали людям кроманьонского типа с большим черепом и выдающимся вперёд «орлиным» носом. Другие обладали чертами, сближающими их с современными неграми. И у нас на Верхнем Дону в Костенках было найдено погребение с костяком, обладавшим ярко выраженными негроидными признаками, а костяки в погребениях на стоянке Костенки II характеризуются столь же ясно выраженными чертами людей кроманьонского тина, как и в Западной Европе. Кроме того, следы древнего негроидного населения имеются в Северной Италии, в Швейцарии и даже Англии в неолите, бронзовом и раннежелезном веке. При раскопках в Палестине найдены остатки земледельческой культуры так называемых натуфийцев (по находкам в Вади-эн-Натуфе к северо-западу от Иерусалима). Натуфийскую культуру относят к VII–VI тысячелетию до нашей эры; она предшествовала неолиту, а неолит в Палестине развивался одновременно с египетским. По данным английского антрополога Хейтса, натуфийцы были представителями средиземноморской расы с негроидной примесью и поразительно напоминали как людей ориньякского слоя Южной Европы, так и доисторических египтян. В последних раскопках английских археологов у Мёртвого моря обнаружены в трёх километрах от города Эрихи развалины каменных стен и башен, возраст которых учёные определяют в 8 тысяч лет. Археологи считают, что это остатки одной из самых древних цивилизаций на Земле, о которой мы пока ничего не знаем. А сколько ещё хранится нераскрытых тайн под землёй? И может быть, со временем будут найдены неизвестные города, в которых окажутся надписи, свидетельствующие об Атлантиде. Картинная галерея на скалахО древнейшем населении Африки нам рассказывают наскальные рисунки центральной Сахары. В октябре 1957 года в Париже была открыта выставка копий, снятых с этих рисунков. Люди, делавшие рисунки, жили за 6–7 тысяч лет до нашей эры. Копии сняты в пещерах Тассилин-Аджера, в 1500 километрах юго-восточнее города Алжира. Началось с того, что в 1940 году французский офицер колониальных войск, лейтенант Бренан, во время своих странствий по центральному массиву Сахары случайно обнаружил на стене одной из пещер полустёршийся рисунок жирафа. Бренан заинтересовался рисунком. Внимательно вглядываясь в стены пещер и осторожно соскабливая накопившийся песок и пыль, он открыл бесчисленное количество фресок, о которых затем сообщил французским специалистам. Учёные поехали в Африку и признали исключительное значение этих рисунков для изучения далёкого прошлого Сахары и первоначальных стадий негритянского искусства. Этнограф Анри Лот, воодушевлённый красотой фресок, решил их срисовать и затем изучить, считая фрески последними остатками Атлантиды, о которой так много спорили учёные всех стран. Но удалось это сделать только после второй мировой войны, в 1956 году. Проделанная работа была огромна. Надо было очистить около десяти тысяч рисунков, выбрать самые интересные, переснять их с неровной шероховатой поверхности на кальку и зарисовать гуашью. Работать приходилось в исключительно трудных условиях. Ближайший источник воды был за 50 километров от места работы. Питанием служили только консервы. Зимой мешали морозы, — на скалах выступал иней, коченели пальцы. Летом мучила жара. Песок, приносимый ветром, склеивал кисти, обжигал кожу. Первая группа работающих археологов, этнографов и художников, совершенно истощённая, через шесть месяцев принуждена была уехать, и работу с трудом продолжала вторая группа. Всего на песчаниковых скалах насчитано шестнадцать ярусов фресок разных стилей, создававшихся в течение тысячелетий. Не удивительно, что в этой части центральной Сахары, где отдельные массивы скал образуют фантастические мёртвые города из камня, с гротами, навесами, многочисленными пещерами, в которых можно было укрыться от непогоды и врага, различные племена сменяли друг друга. Остриём кремня проводили доисторические художники на скалах из песчаника контур рисунка и затем наносили краску, чаще всего охру. Она впитывалась в песчаник, и рисунок мог исчезнуть только с разрушением скалы. Эти рисунки наглядно показывают, что ещё в VIII–VII тысячелетиях до нашей эры на месте современной пустыни были влажные зелёные саванны, по которым протекали реки. На самых древних рисунках, сделанных за 7 тысяч лет до нашей эры, изображены слоны, носороги, жирафы, бегемоты, страусы, антилопы, дикие ослы, крокодилы, гиппопотамы. Почти все фрески многослойны. Видимо, на одной и той же скале в разные времена древние обитатели Сахары оставляли рассказы о своей жизни, и часто одно изображение проступает через другое. «Быки». «Белый жираф». На фреске «Белый жираф» видно шесть наслоений. Четыре более древние представлены примитивными фигурами людей, проступающими на уровне ног жирафа. Пятый слой — это сам жираф. А последний слой, относящийся к пятому тысячелетию до нашей эры, — мчащиеся газели и преследующий их охотник. В это время появляются уже рисунки рогатого скота, и время это называется «периодом быка». На всех фресках вместе с животными изображён человек. Чаще всего это охотники и пастухи. Но есть также сцены сдирания шкур, сцены борьбы, священных танцев. В одном месте на стене в смертельном страхе мечутся жирафы и страусы, преследуемые охотником, в другом — два племени сражаются из-за стада быков, в третьем — со стены смотрит какая-то гордая и неприступная богиня. Среди женщин встречаются амазонки и женщины, исполняющие ритуальные танцы. «Амазонки». «Лучник в маске». В человеческих изображениях имеются представители двух рас: негроидной и европеоидной. Некоторые фигуры наделены символическими головами в виде спиралей, линейки, диска. Из смысла рисунков и смеси символов учёные делают заключение, что уже в те отдалённые времена здесь существовало рабство и были религиозные касты. Самые древние фрески некоторые учёные относят к X тысячелетию до нашей эры. На более поздних сказывается египетское влияние. Есть изображения людей с профилем головы ибиса, и найден рисунок типично египетской лодки времён фараонов. Во всяком случае, этот район центральной Сахары был на земле самым оживлённым центром человеческой культуры накануне исторических времён. Это же доказывается и рисунками более поздних ярусов, когда живший здесь народ занимался коневодством во II тысячелетии до нашей эры. Вскоре после лошади появляется колесница. Учёных изумляет множество изображений колесниц не только в Тассилин-Аджере, но и в других местах Сахары — от нагорья Тибести до большой петли Нигера. Они доказывают, что людям удалось пересечь Сахару гораздо раньше, чем развилось верблюдоводство. Поражает сходство наскальных рисунков Тассилина Аджера с наскальными картинами Южной Африки, в области бушменов, удалённой отсюда на несколько тысяч километров. Тот же рогатый скот и сходные человеческие фигуры. К тому же некоторые изображения, например знаменитой «белой женщины» на скале в юго-западной Африке, имеют определённо греческий профиль. Как могло проникнуть так далеко в глубь Африки средиземноморское влияние? Некоторые учёные предполагают, что связь между людьми установилась на огромные расстояния уже в неопределённо давние времена, что первобытные племена, кочуя, преодолевали целые материки. Вглядываясь, таким образом, во мглу доисторических времён, время существования Атлантиды не кажется уже таким далёким от наших дней. И кто знает, не сделана ли часть древнейших фресок Тассилина Аджера современниками атлантов? В долине НилаВ древнейшие времена имелось три центра подлинной цивилизации — Египет, Шумер и Пенджаб. Они возникли в жарком климате, в долинах крупных рек (Нила, Инда, Тигра и Евфрата) в то время, когда большая часть Европы представляла тундру, север Европы был покрыт ледниками, а в Северной Африке, Аравии, Иране и долине Инда были лесостепи и саванны, напоминающие современный растительный мир северного побережья Средиземного моря. Об этом говорят наскальные рисунки того времени. Они изображают слонов, гиппопотамов, газелей, диких быков, ослов и других типичных для лесостепи травоядных животных, а также охотящихся на них пантер, львов и медведей. Только в Египте и в Месопотамии письменность освещает ярким светом древнейшую историю этих народов. А предания, сравнение религиозных верований и обрядов, и материалы, добытые археологами, немного проясняют то, что происходило в долине Нила задолго до начала египетской письменной истории. Здесь, в сухом песке пустыни, были вскрыты сотни погребений, найдены орудия, инструменты, утварь, предметы культа и домашнего обихода. В овальных ямах лежали скелеты с лицом, обращённым на запад, как в захоронениях азильцев. Это были люди высокие и стройные с гладкими волосами. «Судя по фигуркам из слоновой кости и из обожжённой глины, — пишет египтолог Морэ, — это были люди с прямым или слегка горбатым носом, с глубоким разрезом миндалевидных глаз, с овальным лицом, удлинённым остроконечной бородой и коническим головным убором». И та же красная краска или охра, которой покрывались покойники у кроманьонцев, азильцев и у некоторых древнеамериканских племён, встречается в гробницах доисторических людей Египта. Что же представляет собой народ доисторического Египта? Образовался он, по-видимому, из различных племён, живших в восточной, тропической, и северо-западной Африке. Древнеегипетский язык сходен с берберскими языками и имеет примесь семитических языков, которые могли проникнуть с севера вместе с племенами, прокладывавшими себе путь вверх по течению Нила. Предметы неолита, найденные около Каира, сближают неолит Египта с древнейшей, ещё доливийской культурой, которая была связана с капсийской культурой Северной Африки. А Спенс считает, что древнеегипетская культура имеет сходство с культурой, впервые появившейся в Испании. Неолитическая культура Египта поражает своим высоким развитием. Нигде не найдено каменных ваз и сосудов такой тонкости и красоты, и просто удивительно, как могли люди без современных инструментов так искусно полировать самые твёрдые каменные породы. Нигде в мире не найдено и таких красивых, твёрдых и длинных полированных каменных мечей, которые сохранялись в храмах как остатки и заветы будто бы царствовавших раньше в Египте богов. Дельта Нила в течение всей исторической эпохи была открыта для вторжений живших на западе от неё ливийцев, и постоянный приток народа с этой стороны придал западной дельте определённый, ливийский характер. Поэтому древнейшее Северное Царство было в значительной мере ливийским, и даже возможно, что начало ему было положено выходцами с Запада. К сожалению, в дельте так глубоко наслоился ил, что все остатки древнейшей культуры скрыты от нас навсегда. Учёные предполагают, что культура Северного Царства была древнее и выше, чем культура Верхнего Египта. По-видимому, это была первоначальная родина египетской письменности, так как среди иероглифов бросается в глаза значительное количество изображений растений и животных, характерных для дельты Нила. И здесь уже в IV тысячелетии до нашей эры обитатели дельты установили календарь. Его составители отбросили лунные месяцы, потому что они непостоянны и солнечный год не делится на их число без остатка. Поэтому год был разделён на 12 месяцев по 30 дней в каждом, и к нему были добавлены пять дополнительных дней. Год начинался в тот день, когда Сириус впервые появлялся на восточном горизонте при восходе солнца. Вычисления, необходимые для составления и пользования календарём, указывают на употребление письма уже в конце V тысячелетия до нашей эры. А введение письменности и календаря, несомненно, доказывает высокую культуру, процветавшую в той местности, где они возникли. Исторический период в Египте начинается примерно со времени объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое царство первым фараоном Менесом (3000 лет до нашей эры). В археологических находках того времени ясно отражается связь Египта с внешним миром. С давних пор египтяне были вынуждены ввозить лес, металлы, сырьё для изготовления предметов роскоши. А вместе с привозным сырьём и изделиями в Египет могли проникать и новые технические изобретения. Египет был страной земледельческой. Неистощимая почва Нильской долины давала тучные урожаи пшеницы и ячменя. Многочисленные стада рогатого скота, огромное количество домашней и дикой птицы и обильная нильская рыба содействовали его процветанию. В большом количестве разводили также лён. Льняные ткани были настолько хороши и тонки, что их нельзя было отличить от шёлковых. В каменоломнях работали каменотёсы, в городах виртуозные мастера по камню изготовляли великолепные сосуды и вазы. Работали гончары над восхитительной голубой и зелёной фаянсовой посудой. Скорняки в совершенстве выделывали тонкие и мягкие сорта кожи всех цветов для обуви, обивки кресел, для подушек и цветных балдахинов. В каждом городе строились суда: грузовые барки для перевоза скота и зерна, простые лодки и для знати — роскошные многовесельные ладьи с огромным парусом. Нил был усеян судами, перевозившими все произведения полей, садов и пастбищ в сокровищницу фараона или на рынок, где они выставлялись на обмен: глиняный горшок давали за рыбу, пучок лука — за опахало, баночку мази — за деревянный ларец. При крупных сделках в качестве денег употреблялись золотые и медные кольца. В гробницах царей первой династии найдены погребальные ладьи, в которых переносилось тело царя к месту погребения. Этот обычай погребения в ладьях был распространён в эпоху бронзы также на Британских островах и в Скандинавии. А громадные толстые каменные плиты, поставленные вертикально и заменяющие перегородки в некоторых гробницах, имеют сходство с мегалитическими гробницами Западной и Северной Европы. Позднее, в начале III тысячелетия до нашей эры, гробницы строили из больших каменных глыб со ступенчатым сводом, как в Месопотамии. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|