|
||||
|
Глава семнадцатаяГипотеза Спенса Три волны переселенийПризнавая данные геологии, доказывающие не только возможность существования материка в Атлантическом океане, но и подтверждающие дату его гибели, английский учёный Спенс с уверенностью говорит, что на исчезнувшем материке могло развиваться человеческое общество, уровень культуры которого к моменту гибели был веком шлифованного камня (неолит). Но какой же тип доисторического человека был современником Атлантиды в Европе? Весьма вероятно, предполагает Спенс, что до начала последнего оледенения за 20 тысяч лет до нашей эры в район Бискайского залива откуда-то прибыла раса палеолитических людей, вытеснив неандертальского человека, редко населявшего в те времена европейский материк. Судя по измерениям черепов, у новых пришельцев было широкое лицо, суживающееся книзу, удлинённые черепа, сравнительно прямой нос, низкие продолговатые глазные впадины, выдающийся подбородок. Они отличались высоким ростом и широкими плечами. Это были кроманьонцы, названные так по гроту Кро-Маньон во Франции, где впервые были найдены их скелеты и черепа. Кроманьонцы были жителями пещер. Их орудия, сделанные из кремня, кости и рога, намного превосходили по разнообразию и технике отделки грубые орудия неандертальцев, пользовавшихся сколотыми и тёсаными кремнями. Умелая обработка орудий и изобретательность кроманьонцев были особенно заметны на их рыболовном снаряжении. Раскопанные места их захоронений полны кремней, гальки, просверлённых раковин, зубов и других предметов, служивших, вероятно, амулетами. В некоторых случаях на костях были обнаружены следы красной краски или охры. Краску втирали в тело умершего, чтобы создать видимость продолжающейся жизни и здоровья. Они как бы заменяли кровь — источник жизненной силы и вместилище души. Это был магический обряд, с которым связывалась надежда, что в загробной жизни умершему будет обеспечено здоровье. Наскальные рисунки. Многие рисунки на скалах и камнях настолько хорошо выполнены, что несомненно, культура кроманьонцев развивалась до этого в течение тысячелетий в какой-то другой стране. На рисунках изображены медведи, мамонты, лошади, олени и лишь в некоторых случаях — человек. Кроманьонское искусство, — вернее, ориньякское, по названию стоянки в Ориньяке (в Южной Франции) является общим для стоянок вдоль берегов Бискайского залива Франции и Испании. Распространение этой культуры очень широкое. Но о том, где она появилась впервые, мнения учёных расходятся. Восточное и северное происхождение этой культуры отвергается, потому что её ранние формы не обнаружены ни в восточной, ни в северной, ни в центральной Европе. И в то же время нет никакого сомнения в том, что ранняя ориньякская культура имеется в Африке. Таким образом, вопрос об её происхождении сводится к выбору между Северной Африкой и Пиренейско-Бискайским районом. Спенс предполагает, что кроманьонцы пришли в Северную Африку из Бискайского района, так как наиболее ранние и чистые формы ориньякской культуры были найдены именно там. Но если даже кроманьонцы пришли из Африки, как полагают некоторые специалисты, то подобное предположение не опровергает прихода кроманьонцев из Атлантиды, так как Спенс уверен, что и Африка и Бискайский район были местами вторичной ориньякской культуры и что родину кроманьонцев надо искать где-то на западе. Французские антропологи Катрфаж, Верно и английский антрополог Осборн считают, что между кроманьонцами и коренными обитателями Канарских островов — гуанчами — имеется определённое расовое сходство. Из этого Спенс делает вывод, что гуанчи-кроманьонцы были потомками атлантов так же, как Канарские острова являются остатками Атлантиды. Осборн считает, что пиренейские баски говорят на языке, происходящем от языка кроманьонцев. Спенс присоединяется к мнению Осборна: баски могли победить кроманьонцев и позже принять их язык, и добавляет, что язык басков, не имея сходства с каким-либо другим европейским языком, в то же время весьма напоминает своей грамматической структурой туземные языки Америки. Тут же надо заметить, что французский учёный Котвиль-Жироде нашёл большое сходство у индейцев долихоцефалов (с удлинённой формой черепа) Северной Америки с кроманьонцами Европы и что это наиболее ярко выраженное сходство! Спустя тысячелетия, когда климат в Европе был ещё очень суровым, арктическим, в Северной Африке появились поселения совершенно новой, так называемой капсийской культуры (названа по стоянке Капса в Тунисе), где раньше, чем в других местах, появились стрелы, лук и микролиты — мелкие кремнёвые лезвия, вставлявшиеся в пазы по краям костяных и деревянных орудий. Эта культура, по мнению Спенса, подобно ориньякской, также пришла из неизвестного источника, — другими словами, из Атлантиды. И, наконец, приблизительно в IX тысячелетии до нашей эры произошло третье «вторжение» неизвестного народа в Европу. Это были представители азильской культуры, названной по находкам в пещере Мас-д’Азиль в Пиренеях и распространённой в западной и южной частях Восточной Европы. «Следовательно, опять на Бискае и в Пиренеях мы должны искать первые следы народа, появившегося задолго до начала европейской истории», — пишет Спенс. Техника обработки кости и кремня у азильцев достигла высокого мастерства. Они искусно рисовали геометрические формы, и их рисунки носили символический характер, что доказывает, по мнению некоторых учёных, начало зарождения письменности: в азильских стоянках были найдены раскрашенные гальки с изображением крестов, зигзагов, решёток, звёзд и, по-видимому, солнца. Иногда рисунки напоминали стилизованные фигуры людей и животных. Мужчины носили короткие штаны и украшали головы перьями, а женщины носили юбки и покрывали себя разными украшениями. Ранние формы азильской культуры были также обнаружены в Северной Африке и на северном побережье Средиземного моря. Некоторые специалисты полагают, что она средиземноморского происхождения. Хотя определённого мнения о её родине до сих пор в науке не существует. Спенс же предполагает, что азильцы, как и кроманьонцы, были пришельцами из Атлантиды, потому что азильцы всегда хоронили лицом, обращённым на запад и были морским народом, а дата их появления в Европе совпадает с датой гибели Атлантиды, приведённой Платоном. Невольно встаёт вопрос: где могли азильцы научиться искусству мореплавания? В Египте на спокойных водах Нила, как думают некоторые археологи, они этому научиться не могли. К тому же нигде нет указаний на то, что египтяне отваживались плавать по морю ранее, чем за 500 лет до нашей эры. Кремнёвые же рыболовные грузила азильцев были очень велики и были пригодны для ловли рыбы в море далеко от берега. Учёные назвали азильцев «народом рыбаков». Всё это, в сопоставлении с фактом большого количества азильских стоянок на берегу Бискайского залива, заставляет предполагать, — пишет Спенс, — что родина азильцев находилась где-то в океане. Но хотя они и были мореплавателями, нет необходимости считать, что они непременно достигли берегов Европы морем. Более вероятно, что они прибыли в Африку по цепи тесно расположенных островов и позднее уже переправились в Европу. Спенс считает азильцев предками иберийцев. И азильцы — переселенцы-атланты (по Спенсу) стали основателями цивилизаций Египта и Крита. Минойский Крит был заселён народом, обладающим традициями атлантской культуры. Это доказывается сходством между минойским Критом и Атлантидой Платона, отмеченным уже многими специалистами, и непосредственной связью между критской и ориньякской культурами. Эта связь видна в сходстве стенных росписей, в скульптуре, схожей со скульптурой древней Испании, и особенно в культе быка, изображения которого во дворцах Крита напоминают изображения ориньякской стенной росписи. Неолитические рисунки на одной скале в Испании изображают женщин в длинных юбках, с открытой грудью, исполняющих священный танец. Этот рисунок считается туземного или североафриканского происхождения. Женщины на рисунке по костюму похожи на критские изображения женщин также в обрядовом танце. К тому же в фаянсовых изделиях Крита часто встречается изображение летучей рыбы, особенно на разрисовках сосудов. В хорошо сохранившихся изображениях распознаётся настоящая летучая рыба, которой никогда не было в Средиземном море, но которая водится в Атлантическом океане. Следовательно, обитатели древнего Крита были знакомы с океаном. Да и критская легенда о лабиринте является несомненной стилизацией какого-то древнего мифа о быке, заблудившемся в пещере-лабиринте; и, наверное, в древние времена она была заимствована из Испании или из общего источника — Атлантиды. По всему видно, что критская культура должна содержать более древние элементы, — видимо, она занесена с запада, и большинство населения Крита, по мнению Спенса, состояло из иберийцев по происхождению. По мнению атлантолога Пуассона, кроманьонцы, отличавшиеся очень высоким ростом (190 см) могли появиться в Европе из Атлантиды, и воспоминания об этих высокорослых племенах сохранились у разных народов Европы в виде мифов о великанах и гигантах. Пуассон считает, что кроманьонцы могли прибыть в Европу между 18 500 и 13 500 годами до нашей эры. В подтверждение взглядов Пуассона и Спенса имеется запись римского писателя Тимагена (I век до н. э.) о происхождении населения древней Галлии. Он писал, что некогда часть галльских племён прибыла с очень далёких островов, расположенных в океане. Кроме того, сохранилась галльская легенда о том, что их предки под предводительством вождя Ху-Гадарна прибыли с большой земли, расположенной в Атлантическом океане, и высадились на Пиренейском полуострове в стране, позже названной «Портом Галлии», откуда будто бы и произошло название Португалии. Загадки Нового СветаКультура древней Америки, по мнению Спенса, также имеет общие черты с ориньякской культурой Западной Европы, и народы, владевшие ею, были так же загадочны, как кроманьонцы. По раскопкам последних лет известно, что человек жил в Америке ещё до оледенения, которое наступило в XVIII тысячелетии до нашей эры. В 1945 году в Южной Неваде при раскопках вместе с костями мамонта было найдено древнее кострище. Интересно было определить точный возраст этой находки, и археологи применили радиоактивный метод. Анализ угля из кострища в Неваде показал возраст в 23 800 лет. Иными словами, человек разложил здесь костёр, после охоты на мамонта, за 21 845 лет до нашей эры. Точные даты проникновения человека в Америку ещё не установлены, и в Америке не найдено следов каменных орудий Старого Света. Однако раскопки около университета Аляски обнаружили инструменты, схожие с найденными в стоянках пустыни Гоби, что подтверждает приход человека в Америку из Азии. По древнейшим стоянкам, обнаруженным в Центральной и Южной Америке, видно, что в течение тысячелетий первобытное население занималось здесь охотой на мамонтов, бизонов, вымерших диких лошадей, также рыболовством и собирательством плодов. Первый шаг по пути развития культуры — выращивание кукурузы — был сделан только в IV тысячелетии до нашей эры. В могилах древних стоянок найдены вместе с костями людей разные приношения, оружие, утварь. Найдены также погребения, в которых тела умерших покрывали красной краской, как у кроманьонцев, азильцев и у других народностей глубокой древности Старого Света. Но кто были эти древние народы, — до сих пор остаётся тайной. Развитие новой, более высокой культуры начинается уже с наступлением господства жрецов, которые заставили народ трудиться над постройкой пирамид и храмов. В Южной Америке — в Андах — появился неизвестный народ, воздвигший у озера Титикака огромные монолитные стены и так называемые «Врата Солнца» из громадных каменных глыб с барельефом, изображающим солнце. Здесь найдены мощёные платформы, монументальные архитектурные памятники из тёсаного камня и громадные каменные статуи с большими головами. Этот народ умел ткать ковры и ткани с орнаментом ярких тонов, изображавшим стилизованные растения и животных. Тот же орнамент преобладал в керамике всевозможных форм. В перуанских преданиях, сохранённых жрецами, определённо говорится, что инкская цивилизация возникла после периода варварства, которому предшествовало господство какого-то народа Пир-Хуа, владевшего таинственными иероглифами и поселившегося в Перу после «потопа». Не этот ли народ воздвиг древний храм в форме пирамиды на холме Морро де Тулькан около города Попаян в Колумбии? Расположение города Попаян. В 1957 году здесь произошёл оползень, открывший вход в древнюю гробницу. Археологи произвели раскопки и установили, что храм был построен в доинкскую эпоху. Найдены различные керамические изделия и амфора, совершенно непохожая на сосуды, которые делались здесь с древних времён. В Центральной Америке (Чиапас, Гватемала и Юкатан) была высоко развита культура племён майя. Уже говорилось, что из древних записей майя на каменных календарных столбах известно, что начальной датой своего календаря они считали IV тысячелетие до нашей эры. В честь богов они воздвигали ступенчатые пирамиды с храмами на их усечённых вершинах. Эти пирамиды-храмы были центрами всех городов майя. Жилища жрецов были выстроены из кирпича и перекрыты арками. Скульптуры из камня и гипса украшали здания. Жрецы майя господствовали над всем населением. Они предпочитали войне науку, и культура майя особенно отличалась достижениями в области искусства и математики. Жрецы создали замечательный по своей точности солнечный календарь и разработали письменную систему. Поклонение Солнцу и змею, постройка храмов и пирамид, религиозное значение, придававшееся четырём сторонам света, можно проследить не только у майя и у племён, населявших мексиканское плоскогорье, но и у племён великих равнин, долины Миссисиппи и всей области далее на север до самых Великих озёр. На Мексиканском плоскогорье развивалась культура ольмеков, а в долине Мехико — тольтеков. Ольмекское искусство близко к искусству майя. Письменность и календарь те же, что у майя, но даты на ольмекских стелах относятся к более раннему периоду, и многие учёные считают, что именно ольмеки были творцами более древней культуры, распространившейся затем среди майя. Для ольмекской культуры характерны крупные каменные памятники: головы иногда более трёх метров высотой, пирамиды, каменные стелы с высеченными на них изображениями, большое количество маленьких статуэток. В Ла Венте (на границе штатов Вера-Крус и Табаско) обнаружена крупная пирамида, остатки зданий с мозаичными полами, огромный двор, окружённый базальтовыми шестиугольными колоннами весом около двух тонн каждая, погребение в каменном саркофаге, крупные каменные скульптуры, иногда с иероглифическими надписями. Были и массовые захоронения, как в древнем Египте и Месопотамии. Например, в платформе, примыкающей к одной из пирамид, обнаружено 52 одинаковых глиняных сосуда, в каждом из которых лежал череп юноши и несколько позвонков. В долине Мехико в древности процветала культура тольтеков. Тольтеки известны как мастера-строители, художники, плотники и механики. Характерной чертой их культуры было поклонение богу просветителю Кецалькоатлю. Они также строили в своих городах пирамиды, причём пирамида в Чолуле по размерам превосходила великую египетскую. Пирамиды с храмами на вершине стояли в центре города; вокруг располагались меньшие пирамиды и жилища жрецов. Стены пирамид и храмов были облицованы огромными тёсаными каменными глыбами. Память о крушении тольтекской цивилизации в легенде связана с уходом Кецалькоатля. После-этого разные племена и народы боролись за господство в долине Мехико, пока не воцарились там ацтеки, которых застали испанские завоеватели. Изучив предметы из раскопок на Мексиканском плоскогорье, в Гватемале и Юкатане, Спенс пришёл к заключению, что искусство ольмеков и майя даже на ранних ступенях своего развития носило характер упадочности, распада и одряхления, что указывает на весьма длительный период его существования. Первоначальные же стадии развития этой культуры, её корни нигде не обнаружены. В Америке она возникла как бы внезапно. Некоторые учёные признают, что майя пришли из Вест-Индии или с Антильских островов. И Спенс полагает, что западная антильская часть Атлантиды затонула гораздо позднее — во II–III тысячелетии до нашей эры, — чем её основная часть. Поэтому весьма вероятно, что последние атланты пришли из «Антилии», как Спенс назвал этот последний обломок Атлантиды. Предполагаемое местоположение материков Атлантиды Дошедший до нас миф о Кецалькоатле Спенс объясняет как распространённое предание о прибытии культурной расы с востока, предводителем которой был человек выдающихся качеств. В легендах Кецалькоатль своими божественными качествами был связан с землетрясениями и ураганами. Отец его — Цитинатополи — почитался как творец неба и земли, и в мифах майя он назывался «старый змий, покрытый зелёными перьями, который лежит в океане». Спенс объясняет это как представление о морском боге, подобном Посейдону в Атлантиде. Сын Посейдона — Атлас, согласно древнегреческому мифу, считается «держателем неба». Сын Цитинатополи — Кецалькоатль — также представлен «держателем неба» в мексиканских летописях и архитектуре, где он изображён в виде кариатиды. И подобно Атласу, Кецалькоатль имел две сущности. Кецалькоатль почитался и народом майя как бог и вождь. Самым неразрешимым вопросом переноса некоторых черт атлантской культуры в Америку, Египет и Западную Европу до сих пор является вопрос несоответствия между относительным возрастом древнейших культур Старого и Нового Света. Если культуры ольмеков, майя и Египта являются боковыми ветвями атлантской культуры, то как объяснить, что египетская культура, самое меньшее, на две с половиной тысячи лет старше, чем наиболее ранняя культура Центральной Америки?.. На это Спенс отвечает, что последний западный обломок Атлантиды, названный им Антилией, откуда в Америку пришли ольмеки и майя, затонул около 3–4 тысяч лет до нашей эры. Это предположение он подтверждает и начальными датами в календарных записях майя. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|