|
||||
|
Глава одиннадцатаяОбщество изучения Атлантиды Спор учёных разгораетсяВ тридцатых годах спор об Атлантиде принял ожесточённый характер. Каждый горячо отстаивал свой взгляд и подтверждал его вескими доказательствами. Французский биолог Луи Жермен, изучая животный и растительный мир Атлантических островов, заметил, что они имеют сходство с фауной и флорой Северной Африки и Южной Европы. Приведя много биологических примеров, Жермен стал доказывать, что Канарские острова были связаны с Африкой, отделились от неё в послеледниковую эпоху и являются остатками Атлантиды Платона. Американец Митчел Хедж утверждал, что Атлантида затонула недалеко от Америки и что остатки её надо искать на дне Карибского моря. Памятники древнейшей культуры, найденные в Мексике и в Перу, похожи на культуру египтян, и на этом основании Хедж считает, что обе цивилизации произошли из одного корня, который надо искать в погибшей Атлантиде. В работе английского учёного Фессендена доказывалось, что Атлантида была на Кавказе в то время, когда почти вся наша страна была покрыта древним морем, соединявшимся на севере с Ледовитым океаном, а на юге — с Чёрным и Каспийским морями. Фессенден предполагал, что от внезапного поднятия морского уровня воды этого моря произвели напор в южном направлении, прорвали выход в Средиземное море и залили Кавказ, уничтожив процветавшую там древнейшую культуру, сходную в некоторых чертах с древнеегипетской. Исходя из представления о том, что «Столбы Геракла» — это только некий символ, связанный с храмами Геракла (колонны у входа в храм), а не географическое понятие, некоторые авторы помещали их в Босфоре и утверждали, что Атлантиду надо искать между Египтом и Малой Азией. Другие помещали «Столбы Геракла» в западном устье Нила и пытались доказать, что Атлантида находилась между Малой Азией, Сирией, Ливией и Элладой. А был и такой энтузиаст, который доказывал, что Столбы Геракла стояли около храма Геракла у Керченского пролива и что Атлантида затонула в Азовском море. Много статей об Атлантиде на разных языках появлялось в журналах и газетах того времени, и, как выразился один журналист, «жестокая загадка, мрачная тайна Атлантиды, буквально стала терзать человечество!» Атлантиду искали повсюду, и вскоре-на земном шаре не осталось ни одного малоисследованного уголка, где бы ни пытались найти следы этой «таинственной страны атлантов»: в Палестине, Америке, Шпицбергене, Африке, Швеции, Кавказе, Египте, Персии, Испании и на Атлантических островах, на Цейлоне и на острове Крите. Были даже попытки видеть в библии отголоски будто бы исчезнувшей священной книги атлантов. Спор об Атлантиде был так оживлён и интерес к ней настолько обострился, что в 30-х годах при древнейшем университете Сорбонны в Париже было организовано специальное «Общество изучения Атлантиды». Состав Общества был очень пёстрым. В него входили, кроме учёных разных специальностей, все, кто интересовался этим вопросом. Здесь были библиофилы и путешественники, студенты и преподаватели, музейные работники и журналисты. Общество собрало библиотеку из 1700 книг, написанных после Платона об Атлантиде на разных языках. Члены общества занимались изысканиями, которые затем подвергались обсуждению на открытых заседаниях, посещаемых самой разнообразной публикой. В марте 1933 года в аудитории Сорбоннского университета, под председательством известного атлантолога Рожэ Дэвиня, состоялось очередное заседание общества, которое, однако, кончилось весьма неожиданно. Дэвинь открыл заседание вступительным словом. — Что знаем мы о древнейших народах Земли? — начал он. — Мы можем судить о них только на основании археологических памятников, по древним, частью расшифрованным письменам, по сохранившимся преданиям и мифам. Уцелевшие остатки городов и поселений — развалины стен, гробниц, дворцов, простых жилищ и храмов, уцелевшая утварь, вазы, статуи, оружие — наглядно знакомят нас с культурой древнего народа, с его бытом и образом жизни. Мифы имеют отношение к религии народа, к его мировоззрению. Предания — это как бы отголоски далёкого прошлого, каких-то запечатлевшихся в народной памяти событий. Изучая их, как и другие памятники древних цивилизаций Европы, Африки и Америки, мы находим если не единый первобытный начально-исторический народ, то по крайней мере группу народов, у которых были одинаковые обычаи: в особенности, в отношении влияния женщины на государство, религия Солнца, кровавые жертвоприношения и одинаковые приёмы обработки бронзы. Историки ничего не говорят о том, из какого места эти народы могли произойти. Но если в отдалённейшие времена, между X и VI тысячелетиями до нашей эры среди этих народностей появлялись атланты — искусные мореплаватели, поклонники Солнца и первые производители бронзы — и с течением времени смешивались с местным населением, то естественно, что таким образом могла возникнуть целая группа новых народов, сохранивших некоторые черты атлантской культуры. Это были — по ту сторону Гибралтарского пролива: гуанчи Канарских островов, ольмеки и тольтеки Мексики, майя Юкатана и великие строители, предшествовавшие инкам в Перу. А по эту сторону пролива: берберы и ливийцы в Африке, иберы и баски на Пиренейском полуострове, этруски, пеласги, карийцы, лигуры в Средиземноморье и часть древнейшего населения долины Нила и Передней Азии. Историки напрасно недооценивают мифов и народных преданий. Ведь во всех преданиях у народов, бывших в сношении с атлантами, каждый раз обнаруживаются хотя стёршиеся, но ещё заметные черты исчезнувшей атлантской цивилизации. Сегодня мы выслушаем с вами два доклада о следах этой замечательной культуры, обнаруженных в странах древнего мира. Итак, предоставляю слово для доклада профессору Лионского университета — Берлиу. Дорогами атлантов— Легенды несомненно проливают некоторый свет на существование народа, следы которого мы часто встречаем в древнейшей истории, — начал свой доклад старый профессор. — И по моему убеждению, этот исчезнувший народ атлантов обитал не на острове среди океана, а в Мароккском Атласе. Именно оттуда атланты распространяли свою культуру по разным странам древнего мира. От западного Атласа она проникала по земному шару двумя путями. Один шёл в восточном направлении через Ливию к Нильской долине и затем дальше на восток. Это был земной путь. Другой, морской, путь вёл на запад. Он обозначен среди волн океана поясом пассатных ветров и начинается от того залива, который врезается в южную сторону Атласа и который следует называть заливом атлантов. Далее он поворачивает к Блаженным островам — их отождествляют с Канарскими — и на другом берегу океана доходит до Мексики, где возвышаются самые богатые и самые загадочные памятники Нового Света. С восточной стороны путь атлантов касается Индии, с западной его предел обозначается мексиканскими развалинами. Итак, от одного до другого края этой длинной дороги, самой прекрасной в мире, тёк потоком обмен. Однажды этот поток остановился и дорога закрылась на долгие века. Произошло это из-за большой войны и затем из-за геологической катастрофы. В глубокой древности эта дорога обозначается сказочными чётками дольменов — древних погребальных сооружений или святилищ. Дольмены встречаются в северо-западной Африке, особенно в Атласе, затем, перейдя пролив, длинная вереница построек из громадных каменных глыб снова возникает в Европе — на Пиренейском полуострове, во Франции, Италии, Дании, Северной Германии, в Англии и Скандинавии. Они тянутся и на восток через Болгарию, Крым, Кавказ, Северный Иран, Сирию и Палестину до Индии. Дольмены сложены из нескольких каменных глыб огромных размеров, весом в десятки тонн каждая. Они поставлены вертикально и перекрыты массивными плитами. Иногда огромные продолговатые неотёсанные камни — менгиры, высотой в 4–5 метров — поставлены вертикально и составляют длинные аллеи в несколько параллельных рядов или образуют кольцеобразные ограждения — кромлехи. Круги кромлеха состоят из отдельно стоящих камней в 6–8 метров высотой и покрытых каменными плитами весом в 6–7 тонн. Иногда в кромлехе имеется несколько концентрических кругов. Они опоясывают площадку, в центре которой находится дольмен или один камень — менгир. Кромлехи встречаются в Европе, в Азии и в Америке. Предполагают, что они относятся к III тысячелетию до нашей эры, но весьма вероятно, что они гораздо древнее. В Африке, например, древность мегалитов относят к IV тысячелетию до нашей эры, а мегалитические постройки на Мальте — к V тысячелетию до нашей эры. Часто на мегалитах находят какие-то таинственные знаки, — может быть надписи неизвестной древнейшей цивилизации. ![]() Дольмены в Ирландии. ![]() Кромлехи. Некоторые учёные предполагают, что распространение мегалитов связано с расселением какого-то народа вдоль берегов Атлантического океана и Средиземного моря. Видимо, этот неизвестный народ прибыл морским путём. И так как эти сооружения требовали много времени и массу рабочей силы, остаётся загадкой, каким способом переселившийся народ привлекал к этим работам местное население. Один из самых крупных кромлехов, называемый Стонхедж, находится в Англии у города Сольсбери. Я считаю правильной высказанную некоторыми учёными мысль, что кромлехи связаны с культом Солнца и были храмами Солнца неизвестного народа. При раскопках внутри дольменов и кромлехов в разных странах находили человеческие кости, полированные каменные топоры, лепную глиняную посуду, каменные зернотёрки. А в Стонхедже, в Англии, найдено несколько бусин, аналогичных египетским, что свидетельствует о какой-то связи между Британскими островами и Египтом, во всяком случае, уже за 3000 лет до нашей эры. Повторяю, что везде, где были кромлехи и дольмены, найдены остатки солнечного культа. Что же за народы прошли по этому великому пути, раньше чем возникла какая бы то ни было история?.. И невольно напрашивается мысль, что это были атланты, представители великой погибшей державы. Разве не странно, что мегалиты встречаются главным образом по берегам Атлантического океана и прилегающих к нему морей, то есть там, куда прежде всего проникали выходцы из Атлантиды. Теперь перейдём к тайне возникновения бронзы. Историки до сих пор не могут с точностью сказать, где впервые появилось в древнем мире изготовление бронзы. И в то же время, где бы ни было найдено древнейшее бронзовое оружие — в Испании, Англии, Франции, Скандинавии, Германии, — всюду оно было совершенно одинаково, как будто оно вышло из одной мастерской, и только впоследствии художественный вкус местных народов отразился на его выделке. В Скандинавии, например, была медь, но совсем не было олова. Однако вместо того, чтобы получить олово в чистом виде, в Скандинавию Доставлялись готовые бронзовые слитки — сплав меди и олова. По-видимому, через древнюю Европу проходила великая дорога обмена, по которой бронза из Африки перевозилась в Средиземноморье, в Испанию, Галлию и дальше до Скандинавии. На этом пути не было найдено ни одного предмета из Египта и Месопотамии, но в египетских гробницах, в Месопотамии и в Микенах был обнаружен балтийский янтарь. Что бронза привозилась в разные страны, а не выплавлялась на месте, доказывается тем, что после её появления основные орудия труда по-прежнему продолжали изготовляться из камня, кости и дерева. Какой же неведомый народ храбрых мореплавателей и неутомимых всадников занимался таким обменом, мог снабжать готовыми изделиями и бронзовыми слитками Египет, Месопотамию, Скандинавию и возить на восток балтийский янтарь? Теперь обратите внимание на то, что древние ливийцы, обитатели северной и северо-западной Африки, знали бронзу до финикийских завоеваний. Они владели большим флотом и воевали за господство на Средиземном море против египтян и финикийцев. Не может ли быть, что постепенное падение могущества ливийцев произошло в результате исчезновения Атлантиды, которая их поддерживала и снабжала бронзой? С другой стороны, в древней Греции сохранились легенды и мифы о гениях металлургах, живших ещё до «великого потопа». Все эти гении и полубоги были объединены одним признаком — они изобрели обработку металлов и обладали специальными знаниями и техническими приёмами в приготовлении сплавов и выделке оружия. К этим древнейшим металлургам принадлежали дактили, кабиры, тельхины. Про тельхинов в древних мифах говорится, что они были сыновьями моря или бога Посейдона. Они считались первыми обитателями острова Родоса, пришедшими из неизвестной страны, и подобно кабирам были изобретателями способов обработки металлов и поставляли оружие богам. В весьма отдалённую эпоху, принявшую в глазах даже самых древних писателей совершенно легендарный облик, на острове Родосе, в его старейших городах должен был утвердиться какой-то народ, бывший в давних сношениях с современными ему народностями Крита, Кипра и Пелопоннеса, — народ, стоявший на высокой ступени цивилизации, умевший добывать руду, плавить бронзу, отливать статуи, владевший утончёнными искусствами, пользовавшийся письменами и вместе с тем изумлявший туземцев своей способностью к мореплаванию. Может быть, это были тельхины-атланты, подчинившие себе соседние острова, пользуясь своими знаниями и владением бронзовым оружием? Как известно, изобретательными и талантливыми металлургами были и древние народы Америки, о чём повествуют хроники испанских завоевателей. Не является ли это доказательством, что атланты проникли на материк по ту сторону океана, о чём и писал Платон? Берлиу кончил. Часть слушателей стала аплодировать, но часть явно была недовольна, и на местах начались оживлённые громкие споры. Среди общего шума из первого ряда поднялся солидный пожилой человек в роговых очках. Он подошёл к столу президиума. — Разрешите мне слово? — И получив согласие председателя, поспешно взошёл на кафедру. Возражения историка— Я имею честь преподавать в Сорбоннском университете древнюю историю и считаю долгом высказать здесь своё мнение… Шум постепенно затих. — С большим вниманием выслушал я доклад профессора Берлиу и должен признать, что он меня заинтересовал. Но, как историку, мне приходится сделать некоторые возражения. Несомненно, что между древнейшими народами существовали торговые связи, и этим можно объяснить находки бронзовых слитков и схожих предметов культуры в разных странах. Рассмотрим теперь легенды о мифических металлургах, о которых говорил уважаемый докладчик. Могли ли они быть воспоминанием о последних атлантах, распространявших бронзу в древних странах Востока и Запада? Откуда вообще возникло убеждение атлантологов, что атланты были народом бронзы? Платон писал, что в Атлантиде было много металлов, что атланты пользовались золотом, серебром, медью и извлекали из земли неизвестный нам металл, называвшийся орихалком. Про бронзу Платон ничего не писал и орихалк не мог быть бронзой, так как извлекался из земли в готовом виде, а бронза, как известно, представляет собой искусственный сплав. Ведь и Платон ничего не говорит о распространении металлического оружия, об употреблении металлов в быту, а медь атланты применяли только как мастику, в расплавленном виде для украшения стен. Другие металлы также служили для украшения и религиозных целей. Лично я не допускаю возможности существования платоновской Атлантиды. Но если действительно был среди океана большой и обитаемый людьми остров, то в десятом — девятом тысячелетиях до нашей эры на нём могла процветать в лучшем случае культура мегалитов и циклопических построек, только ещё начинавшая входить в век металлов. Против проникновения атлантской культуры в Америку прежде всего говорит то, что древнеиндейские цивилизации до прихода европейцев не имели гончарного круга, в то время как в Месопотамии, Египте, Азии, Европе он был в ходу с третьего и даже четвёртого тысячелетия до нашей эры. Затем, подумайте сами, если на острове среди океана в десятом тысячелетии до нашей эры были колесницы и лошади, а атланты, по словам Платона, владели Ливией до Египта и Европой до Тиррении и частью американского материка, то почему же в Египте лошади и колесницы появились только после нашествия гиксосов с востока — в 1700 году до нашей эры, а в Америке не было лошадей до завоевания её испанцами? К тому же древние американские народы не знали колёсного транспорта. Что же касается поклонения Солнцу и другим богам, олицетворяющим силы природы, то это не может служить доказательством влияния атлантской культуры, потому что это было присуще всем народам древности, не умеющим себе объяснить причины природных явлений. К тому же мы знаем, что сходные черты разных культур иногда возникали в разных странах почти одновременно благодаря одинаковым социальным и географическим условиям. Историк сошёл с кафедры под громкие аплодисменты и возгласы протеста. Аудитория явно раскололась на два враждебных лагеря. Только когда раздались первые слова следующего докладчика, немецкого атлантолога, слушатели понемногу успокоились. Мифические мудрецы-просветителиЭто был высокий, молодой, белокурый человек с военной осанкой. Он самоуверенно оглядел аудиторию, медленно разложил перед собой листки записей, повернулся в сторону только что выступавшего историка и сказал с большой самоуверенностью. — Атлантида несомненно существовала, и культура атлантов, культура этой избранной расы безусловно распространялась по всем странам древнего мира. Об этом нам говорят народные предания, которые историки незаслуженно забыли. Мы же в этих древних сказаниях видим яркие следы влияния высшей расы. В этих преданиях говорится, что многими народами глубокой древности правили какие-то таинственные и мудрые повелители. Они появлялись в разных странах, как чужеземцы, и приносили с собой неизвестную науку и знания, готовую организацию и культуру, как будто вышли из одной страны и принадлежали когда-то к одному народу. Многие легенды древних шумеров в Месопотамии были записаны вавилонским жрецом — историком и астрономом — Беросом на рубеже IV и III веков до нашей эры. Свою книгу «Вавилонская и халдейская история» он написал на греческом языке и в первой части изложил легенды о царях и главные глифы о богах. Пользовался он записями вавилонских жрецов, сделанными клинописью на стенах дворцов, храмов и на глиняных табличках. К сожалению, от сочинения Бероса дошло до нас только несколько отрывков. В одном из них говорится, что в древнейшие времена к шумерам вышел из моря на берегу Персидского залива бородатый старец в длинной чёрной одежде — божественный Оаннес, который обучил шумеров архитектуре, земледелию и научил их разделять год на месяцы. «Словом, обучил их всему, что смягчает нравы и в совокупности составляет цивилизацию, так что с тех пор никто ничего превосходного уже не изобрёл», — пишет Берос. ![]() Оаннес. Из нескольких уцелевших отрывков рукописи Бероса мы узнаём, что после появления Оаннеса время от времени появлялись ещё шесть таинственных пришельцев под разными именами. Каждый из них тщательно развивал в подробностях всё то, чему учил Оаннес в общих чертах. На сохранившемся древнем изображении Оаннес представлен человеком с длинной, бородой, в плаще из рыбьей чешуи. У него и у других мореплавателей, его последователей, были длинные лица с орлиными носами, как у египетских «лебу» (ливийцев), изображения которых остались на древних египетских памятниках. Мифический бог Тот египтян появился в дельте Нила, как Оаннес в дельте Тигра и Евфрата, и также обучал народ. По отрывочным сведениям, бог наук и письменности Тот явился из какой-то западной страны. Может быть, это была счастливая западная страна Аменти, страна предков египтян, куда, по их верованиям, уходили души умерших. В этой загадочной стране Тот будто бы оставил колонны, на которых были записаны все знания и вся история человечества. Там был город, расположенный на берегу моря, и около него два действующих вулкана. Потом неожиданно Солнце скрылось на долгое время (может быть, вследствие вулканического извержения), и бог Тот помог своими знаниями другим богам бежать через море в страну на восток. ![]() Египетский бог Тот. Так же, как Тот, индусский Парашария появляется в дельте Инда и обучает народ. А в древней Греции фессалийцы считали своим богом, установителем Пелагоса — «сына моря», человека неизвестной расы. В Америке эти таинственные пришельцы также большей частью появлялись из моря и принимались всеми народами с благоговением. Они делались жрецами, законодателями и повелителями народов, к которым являлись. Именно таким чужестранцем был Кецалькоатль («пернатый змей») — бог просветитель тольтеков и ацтеков. ![]() Древнемексиканский бог. То же самое можно сказать и про мифического Бочика племени муисков в Колумбии, который появляется в нагорьях Боготы в древние времена, «когда луна ещё не сопровождала Солнце». Он собрал разрозненных людей в одно племя, научил их культу Солнца, дал календарь и законы, научил земледелию и оросил водами озера Фунзо долину Боготы. Так поступает у перуанских индейцев чиму Кон-Тики — Уиракоча, у бразильских индейцев — Замна и у народа майя — мифический Кукулкан. В Юкатане древнее индейское племя цельталей поклонялось мифическому Вотану («сыну змея»), который прибыл с востока из-за моря со своим племенем «змей», собрал разрозненные племена и построил город Начан («дом змия»). Этот герой-просветитель также учил земледелию, искусственному орошению и счёту времени по ходу небесных светил. Все эти мифические апостолы, выходя из моря или из подземных жилищ, всюду оказывали племенам и народам благодеяния и насаждали знания, которые были плодами цивилизации, незнакомой коренному населению этих стран. Они знакомили с календарём, строили храмы, учили сеять зерно, проводили оросительные каналы, давали начало касте жрецов, своду законов, собранию астрономических и медицинских сочинений, и для выражения всего этого знакомили с системой иероглифического письма. И всюду после исчезновения таинственных просветителей культура мало-помалу замирала и не развивалась дальше или потом приобретала новые черты, уже свойственные только местному населению. Кто же были все эти чужестранцы-мореплаватели, которые приплывали на кораблях неизвестно откуда? К какому народу могли принадлежать эти астрономы, архитекторы, земледельцы и поклонники Солнца, которые приносили готовую культуру первобытным племенам Америки, Африки, Азии? Ответ напрашивается сам собой: это были последние атланты — представители высшей расы, спасшиеся от катастрофы и корабли которых прибивало к неведомым берегам других материков. Кто бросил бомбу?Последние слова докладчика потонули в буре криков возмущения, аплодисментов, смеха и свистков. На кафедру взбежал взволнованный человек и, взмахивая руками, яростно закричал: — Ни одна культура не может быть праматерью всех культур! Это возмутительная точка зрения! Каждый народ создаёт свою культуру! Нельзя делить человечество на высшие и низшие расы!.. А возникновение легенд о появлении мудрецов-просветителей было отражением мышления народов на известной стадии развития! Культурные достижения приписывались божеству, потому что было непонятно их возникновение. Древним египтянам, например, веками создававшим свою письменность, она казалась чудесной, и они называли её «божественной», не понимая её происхождения! Поэтому и выдумали бога Тота! Так было и у других народов! — Правильно! Правильно! — кричали одни. — Долой! Убрать его! — кричали другие. А с кафедры, горячо жестикулируя, в исступлении уже что-то провозглашал новый оратор. Его никто не слушал. Раздавались громкие споры, топот ног и свист. Потом из середины зала, обращаясь к президиуму, кто-то закричал громовым голосом: — Неужели вы все не понимаете, что тут проповедуют чистейший расизм? Стыдно, господа атлантологи! Среди всего этого шума и беспорядка внезапно погасло электричество и в наступившей на минуту гулкой тишине прозвучал одинокий возглас: — Арийцы — прямые потомки атлантов! Это вызвало неистовую бурю негодования. И тут неожиданно раздался оглушительный взрыв. Все смолкли… Дым наполнил помещение, запахло газом, защипало глаза… Тогда в толкотне и давке, ничего не видя, участники собрания, налетая друг на друга, стали тщетно искать выхода. Они дрались, опрокидывали стулья, подскакивали к окнам и кулаками разбивали стёкла. Поднялся такой шум от криков ужаса и проклятий, стука отворяемых дверей и звона разбитого стекла, что казалось — всё кругом трещит и обваливается. На улице у самого здания уже суетилась и галдела толпа, слышалась хриплая отрывистая команда полиции и шум подъезжающих машин «Скорой помощи». Никто не понимал, что происходит, почему был взрыв и что его вызвало. На другой день стало известно, что в зале заседания разорвалась слезоточивая бомба. Кем она брошена, так и не выяснилось. В газетах появилось сообщение, что полиция запрещает заседания «Общества изучения Атлантиды» в Сорбонне, так как они «угрожают сохранности здания». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|