• У Золотого Берега
  • Царица туарегов Тин-Хинан
  • Глава десятая

    Африка заговорила

    Немецкий учёный Фробениус, изучая древние культуры народов Африки, нашёл в них много общего с культурами Средиземноморья и приписал это влиянию единой атлантской культуры. Но центром её он считал не остров в океане, а Гвинейское побережье Африки.

    В 20-х годах XX столетия Фробениус производил раскопки между Того и Либерией в стране йорубов.

    У Золотого Берега

    В этом влажном тропическом климате, где до сих пор стоят девственные леса, ему удалось, по его мнению, найти остатки древней атлантской культуры, почти нетронутой веками. Джунгли, в которых растут деревья высотой в 30, 50 и даже 80 метров, непроходимы. Фикусы и макаранги с чудовищными корнями-подпорками и густыми кронами, огромные древовидные папоротники, пальмы, кофейные и каучуковые деревья, панданусы, широколистные бананы и гибкие лианы настолько срослись и переплелись между собой, что через эту сплошную зелёную крышу никогда не проникают лучи солнца. В лесу темно даже днём. Над всей этой массой листьев проносятся грозы и ураганы невероятной силы, но внизу, на дне лесного океана воздух неподвижен, царит мрак и тишина, и поэтому не живут здесь птицы и звери.

    Как туннели в сплошной зелёной стене, прокладывают себе дорогу слоны. И хотя кое-где чащу леса пересекают прорубленные человеком тропинки, лес необитаем, безмолвен и мрачен. Только на более открытых местах, на прогалинах, залитых лучами солнца, расположены селения йорубов. Это не скопление мелких хижин, покрытых камышом или пальмовыми листьями, которые обычно можно встретить в западной Африке, а крепкие жилища с мощными глиняными стенами, окружающими большой внутренний двор, в середине которого обычно стоит круглый храм с конусообразной крышей. В глубине продолговатого двора расположены жилые и рабочие помещения нескольких семей одного рода. Края высокой крыши свисают наружу и поддерживаются резными столбами, образуя вокруг жилища крытую затемнённую галерею.

    Обитатели этой страны — йорубы — одна из наиболее развитых и светлокожих народностей Западного Судана. Говорят йорубы на особом, односложном и очень музыкальном, языке. Ещё до завоевания Гвинейского побережья англичанами здесь было два-три крупных города с кольцеобразной планировкой, обнесённые высокими стенами. Центральную часть занимала торговая площадь с храмом главного бога. Узкие оживлённые улицы, дома, украшенные резьбой по дереву, великолепные храмы, деревянные идолы — всё это носило отпечаток своеобразной культуры. Священным городом йорубов считался город Ибадан.

    В этой небольшой стране, как бы защищённой джунглями от северной и центральной Африки, недалеко от Ибадана, Фробениус обнаружил величественные развалины древнего священного города Ифе. Здесь были грандиозные циклопические постройки с каменными сводами. Стены были покрыты плитами изразцов или украшены медными пластинами.

    Несомненно, это были остатки какой-то великой выродившейся цивилизации, процветавшей когда-то среди тропических лесов на берегу Атлантического океана.

    При раскопках из земли извлекались удивительные произведения искусства из бронзы и глины, отличавшиеся такой тонкой и художественной работой, которая ещё не встречалась нигде в Африке, кроме Бенина — соседнего с йорубами государства, существовавшего в восточной части Верхней Гвинеи в X–XII веках нашей эры.

    Фробениус стал утверждать, что нашёл Атлантиду, страну, о которой писал Платон, страну, в которой возник город Посейдона, где росла пышная растительность и созревали плоды, дающие одновременно пищу, питьё и мазь (кокосовая пальма), росли трудно сохраняемые древесные плоды (бананы) и собиралось приятное возбуждающее вкусовое вещество (перец); где жили слоны, возвышались грандиозные дворцы-храмы и где добывалась медь, а население носило тёмно-голубые одежды (окрашенные древесным индиго), как обитатели Атлантиды, йорубы, по мнению Фробениуса, были прямыми потомками атлантов, поклонников морского бога Посейдона. Они также поклонялись морскому богу, но только называли его Олокун, и они так же, как сказал Солон, владели когда-то «Ливией до Египта и Европою до Тиррении [Этрурии]».

    Распространение атлантской культуры (по Фробениусу).


    Исследования Фробениуса показали, что здесь существовал обычай сохранения трупов (мумий), как в Египте, Перу и у этрусков; найдены следы человеческих жертвоприношений, царила символика чисел, прорицание по внутренностям жертвенных животных, поклонение морскому богу и поклонение богу-Солнцу и богу-Луне. Эту общую атлантскую культуру, по мнению учёного, характеризуют многие черты: строения из грандиозных каменных глыб, арочные своды, стены, покрытые пластинами из меди и изразцов, форма керамических сосудов и орнаментов, высокоразвитая резьба по камню, фигурки из кварца, большие сосуды с ручками, медные и бронзовые фигурки, двойные топоры — мечи правосудия, священный царский паланкин и носилки. К религиозному культу относятся деревянные идолы, символическое изображение руки, восьмилепестковые розетки, кресты.

    «Всё это имеет свои аналогии на севере — в Средиземноморье», — говорит Фробениус, и, по его мнению, «составляет один культурный комплекс, доказывающий существование общей культуры — атлантской», которую он будто бы и открыл у йорубов.

    Учёный утверждал, что в древнейшие времена здесь было большое государство, в которое входил и Бенин. Почти на границе с Бенином лежат развалины древнего священного города Ифе, где среди пальм и огромных каменных глыб производились раскопки. Там же находится священная роща, где учёный нашёл прекрасно сделанную бронзовую голову морского бога Олокуна — Посейдона.

    Цари Бенина вели свой род из У́фы, когда всё это царство ещё называлось У́фой, объединяло все страны Золотого и Невольничьего берегов, простираясь на восток до Нигера. Ифе был религиозным центром страны, и морской бог Олокун-Посейдон считался основателем этого города. По мифологии йорубов, Олокун делил своё господство на небесах с пятнадцатью другими богами Правили страной цари-жрецы, как в Египте, на острове Крите, в Перу и Мексике.

    Мифология йорубов имеет сходство и с религией этрусков: то же почитание Горгоны — властительницы морских вод, почитание знаков плодородия, обычай сохранения трупов, деление неба на шестнадцать областей, в каждой из которых царило особое божество, и поклонение морскому богу.

    Всё это: большие города с храмом главного бога на центральной площади, сходство резьбы по дереву, одинаковые символы и мифы, — по Фробениусу, было и в догреческом Средиземноморье.

    По его мнению, в древнем мире, на северном побережье Средиземного моря и в Испании существовала единая тартесско-этруская культура, аналогичная культуре западного побережья Африки, и Тартесс был выдающимся центром этой общей атлантской культуры.

    Фробениус утверждал, что признаки исчезнувшей культуры встают из тумана прошлого у народа йорубов. И живое настоящее йорубов, по мнению учёного, с их верой в морского бога является отпечатком мировоззрения, которое когда-то пронизало все народы глубокой древности. Это было тогда, когда большая часть Европейского материка ещё была покрыта ледяным покровом, а на берегах Средиземного моря жили редкие ранненеолитические племена.

    Считая йорубов родственным племенем бини, имевшим своим центром знаменитый Бенин, Фробениус полагал, что культура Бенина произошла от культуры йорубов и также принадлежит к атлантской культуре. В Бенине, как и у йорубов, имелись крупные города, храмы, мощная каста жрецов, строгая иерархия шестнадцати главных божеств, дворцы, облицованные металлическими пластинами, бронзовые фигуры обожествлённых царей и вельмож и священные животные.

    По сравнению с произведениями искусства других обитателей Африки, поразительные глиняные головы йорубов и бронза Бенина отличаются тонкой техникой и художественностью. Но предположения Фробениуса, что он нашёл Атлантиду на Гвинейском побережье только потому, что культура йорубов и бини гораздо выше других негрских культур, совсем неубедительны. Высокие качества произведений йорубов и бини не дают оснований видеть в них памятники, чуждые африканским культурам. И если Атлантида действительно была на материке в океане, то скорее можно согласиться с тем, что в стране йорубов обосновались её переселенцы, тем более, что Платон говорит о владениях атлантов в части африканского материка.

    Это подтверждается и тем, что в стране йорубов в древности росла кукуруза. До сих пор считается, что возделывание маиса является специфической чертей американской культуры и что первое появление кукурузы в Старом Свете связано с именем Колумба.

    Но не так давно во время раскопок в стране йорубов английские учёные нашли глиняные горшки, черепки и керамические плитки с изображением стеблей какого-то растения. При более тщательном рассмотрении выяснилось, что это не что иное, как кукуруза. Как же она могла попасть в древние времена в Африку?

    Из арабских рукописей X века удалось узнать, что в районе йорубо жило когда-то негритянское племя кези, которое уже выращивало этот злак, и вождь племени запрещал продавать семена кукурузы чужестранцам. Продажа разрешалась только в том случае, если зёрна были предварительно вымочены в воде, а затем высушены на солнце, отчего терялась способность прорастания.

    Находка в йорубо доказывает, что кукуруза появилась в Африке задолго до Колумба. Но как и когда это произошло, неизвестно. Во всяком случае между Америкой и Африкой существовали какие-то связи ещё задолго до открытия европейцами Нового Света. А так как нет никаких свидетельств тому, что в древнем мире, в античное время и в средние века какие-либо мореплаватели попадали из Америки к Гвинейскому побережью, пересекая океан, вопрос о кукурузе в западной Африке остаётся открытым.

    Царица туарегов Тин-Хинан

    Через несколько лет после находок Фробениуса были произведены раскопки в юго-западной части Сахары. И снова из глубины веков долетело до нас заманчивое имя Атлантиды.

    Центральная Сахара — выжженное солнцем плоскогорье, прорезанное высохшими руслами рек — оживляется только горами и глубокими ущельями. Со всех сторон оно опоясано песками и каменистой пустыней. В юго-западной части плоскогорья лежат горы Ахаггара или Хоггара — потухшие вулканы, вершины которых взлетели на высоту 3000 метров.

    Здесь больше воды, чем в других нагорьях Сахары. Имеются русла рек, в которых вода сохраняется месяцами, и есть даже не высыхающая круглый год река. Вдоль них растут редкие тамариски, акации, пальмы. Вершины гор покрыты горными лугами, на склонах среди камня и скал растут сочная зелёная трава и деревья, дающие тень. Для скота здесь всегда хватало воды и корма. Поэтому человек издавна живёт в Ахаггаре, и отсюда не уходят скотоводческие берберские племена. Со всех сторон их стережёт пустыня. Она залегла кругом — бесконечная, безмолвная и непреклонная: песок, мелкие камни, иногда куски умершего, окаменелого леса. Ни воды, ни травы, ни кустов в ней нет. Только изредка встречаются лишайники, кустики солянки и полынь. Песчаные холмы, как застывшие волны моря, бесконечно уходят вдаль, а между ними тянутся долины, в которых шелестит песок белый и жёлтый.

    Орудия времён неолита, найденные в Ахаггаре, похожи на неолит Египта и Алжира. Видимо, в доисторической Сахаре культура была единообразна. В горах Ахаггара много наскальных изображений, среди которых есть очень ранние. Такие же берберо-ливийские изображения можно найти в Алжире на склонах Атласа и по всей линии плоскогорий центральной Сахары, занятой туарегами — скотоводами берберского племени, у которых до сих пор развит матриархат.

    В горах Ахаггара имеется много древних берберских погребений. Все они сложены из огромных каменных глыб и поражают своей монументальностью. Многие из них были открыты при раскопках, но особенно интересно было одно. Туареги окружали это древнее берберское погребение особым вниманием. Они говорили, что здесь погребена родоначальница их племени — могущественная и грозная царица Тин-Хинан.

    Берберские племена, потомки ливийцев, были древнейшим населением северо-западной Африки. У них была своя письменность, которая сохранилась до сих пор у туарегов. Их женщины были влиятельны в племени, носили клетчатые плащи и щит из выкрашенной в красный цвет козьей шкуры с каймой из кожаных ремешков На войну женщины отправлялись вместе с мужчинами. Своих покойников они хоронили под курганами и в дольменах. Они верили в загробную жизнь и так же, как египтяне, старались обеспечить покойнику его дальнейшее существование, для чего снабжали могилу всем необходимым.

    В 1925 году древнее погребение берберской царицы Тин-Хинан было вскрыто. Четыре, может быть, пять тысячелетий протекло с тех пор, как рука человеческая благоговейно касалась громадных каменных глыб, закрывавших в неё вход. В тёмном погребальном покое лежал женский скелет, завёрнутый в кожаные полосы красного цвета. Рядом стояли сосуды и мехи, в которых были, по-видимому, съестные припасы и питьё. Там же лежали всевозможные украшения: браслеты, кольца, ожерелья. Европейские газеты того времени писали, что в Ахаггаре найдена «ливийская Венера», «женская мумия, засыпанная драгоценностями и украшенная золотом». Кроме украшений, в гробнице было найдено грубо исполненное из камня изображение женщины. Это была древнейшая каменная скульптура Сахары.

    Все эти находки, как и наскальные изображения в центральной Сахаре и Алжире, все эти остатки древнейшей доисторической культуры навели учёных на мысль — не процветала ли берберская культура за много тысячелетий до нашей эры, когда ещё западная часть Африки выдавалась далеко в глубь океана? И не продолжала ли она развиваться в Африке после того, как часть материка погрузилась в океан, оставив после себя Канарские острова?

    Эти догадки заинтересовали французского писателя Бенуа, и он написал очень в то время популярный фантастический роман — «Атлантида». Использовав все сведения о берберах и центральной Сахаре, Бенуа увлекательно описал таинственную Атлантиду в горах Ахаггара. Герой романа, пользуясь указаниями наскальных знаков, попадает через глубокое горное ущелье в подземную страну, где застаёт царство последних атлантов, во главе которых стояла жестокая царица.

    Советский учёный Б. Л. Богаевский в 1926 году сделал попытку разобраться в труднейшем вопросе существования Атлантиды.

    Он пришёл к выводу, что Атлантида Платона связана прежде всего с доисторической Африкой и главным образом с её северными областями и с центральной Сахарой. По его мнению, в раннем неолите — не позднее XV тысячелетия до нашей эры — могло произойти отделение частей африканского материка, в результате чего мог образоваться остров весьма больших размеров. Новый остров лежал в Атлантическом океане перед Гибралтарским проливом и мог быть Атлантидой Платона. На острове протекала жизнь в прежних африканских условиях и развивалась культура, создавшая тип гуанчей, обитателей Канарских островов, во многом похожих на туарегов центральной Сахары. В дальнейшем Атлантида могла подвергаться стихийным изменениям, как это происходит в историческое время с Японией или с Голландией. Она могла крошиться, образуя острова, о которых тоже упоминает Платон. Затем «в один день и бедственную ночь» остров Атлантида исчез, и на его месте сохранились остатки в виде Канарских островов. На этих незначительных клочках земли уцелевшие обитатели прежнего большого острова, потомки африканских атлантов, продолжали свою жизнь.

    О высокой культуре берберов до сих пор известно очень мало. Но несомненно, что на плоскогорьях Сахары процветало когда-то могущественное и богатое царство таурегов, о которых могли знать только арабские путешественники IX–X веков и от большинства которых не сохранилось никаких следов.

    «И если вспомнить, — говорит Богаевский, — что в Африке начальный период неолита соответствовал времени не позднее XV тысячелетия до нашей эры, то становится очевидным, как много разнообразных и противоречивых легенд и сказаний могли донести волны народных преданий до тех саиских жрецов, о которыми, по словам Платона, беседовал Солон».







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх