|
||||
|
РСФСР Р. А. РУДЕНКО16 октября 1964 г. Карательные органы Дагестана производят массовые аресты и высылки невинных чеченцев, поселившихся в Новолакском районе, целью вынудить их покинуть район. Просим принять меры прекращению необоснованных репрессий. Хутиев, Кадиров, Оздарбиев, Хасанбеков, Саламов, Магамаев, Перзукаев, Аурбиев, Эскаев, Зайнулабидов, Сокское Новолакский ДАССР. Услышали ли власти тиканье взрывного механизма, прежде чем там оглушительно рвануло? Местные услышали, и делали все возможное для предотвращения взрыва. Руководство ЧИР, по заявлению Д. Завгаева, достигло взаимопонимания с руководством Северной Осетии по проблеме Пригородного района. И если бы не осенние события 1991 года в Грозном, не разыгралась бы через год кровавая драма между осетинами и ингушами, не запылали бы дома во Владикавказе, в которых проживали ингуши, не превратились бы в развалины ингушские села Тарское, Куртай, Дачное, Чернореченское, Чермен, поселок Южный и другие, не пошел бы сосед на соседа. Уж сколько политиков терпели крах, потому что опирались на волюнтаризм и субъективизм, обожали противоречащие природе вещей явления. Все переходы от одного состояния к другому должны совершаться осторожно, плавно, с максимальным учетом возможных последствий принимаемых решений. С одной стороны, базируя на основе этих, так сказать, методологических принципов свои действия, а с другой подстегиваемые нараставшей активностью оппозиции, официальные власти Грозного начали все более настойчиво ставить перед Москвой вопрос о пересмотре ряда так и не отмененных полностью к тому времени постановлений по чеченцам и ингушам. С этой целью руководство республики предпринимало далеко не простые шаги. Было всякое – и непонимание, и расхождение мнений, и разное отношение к документам из кремлевских спецхранов. У Д. Завгаева, по его словам, было много бесед с М. Горбачевым, А. Лукьяновым, Н. Рыжковым, Б. Ельциным, главами союзных спецслужб. При каждом удобном случае руководитель Чечни снова и снова поднимал этот вопрос. – По сути, продолжаются последствия репрессивных мер, – в сердцах произнес он во время очередной встречи в кремлевских верхах. От него потребовали доказательств. – В составе правительства, – сказал он, – ни одного министра-чеченца или ингуша, в обкоме партии – то же самое, за исключением должности заведующего отделом строительства. Аналогичная картина в науке, культуре, здравоохранении. Почему такие ограничения? Приведенные аргументы произвели впечатление. Кое-кто из высшего руководства страны не располагал такими сведениями. Аппаратно-кадровая телега катилась по наезженной в пятидесятые годы старой колее. Ограничения, введенные в те приснопамятные времена, действовали и в конце восьмидесятых. Первой маленькой победой было присвоение звания Героя Советского Союза М. Висаитову. В годы Великой Отечественной войны он храбро сражался на фронте, прошел боевой путь от Терека до Эльбы. Одним из первых форсировал немецкую реку и встретился с союзниками, за что и получил орден из рук американского генерала. Боевой подвиг Висаитов совершил значительно раньше, был представлен к Звезде Героя, но из-за национальности не получил. Ограничились орденом Ленина. А после депортации его боевые заслуги вообще стали замалчивать. Звание Героя ему присвоили посмертно. Между тем вставал вопрос о необходимости принятия закона о реабилитации репрессированных народов. Только крупный законодательный акт подобного калибра мог поставить окончательную точку в полувековом деле о восстановлении исторической справедливости. Все остальные постановления и распоряжения сыграли бы половинчатую роль, как это уже случилось в пятидесятые годы. Надо было дать четкое определение репрессированных народов, признать их право на восстановление национально-государственных образований и территориальной целостности, существовавших до насильственного перекраивания границ, предусмотреть возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконнно замененным после выселения коренного населения. Надо было, наконец, определить меры по возмещению ущерба, причиненного государством. Закон о реабилитации репрессированных народов был принят 26 апреля 1991 года. Правда, отношение к нему сегодня неоднозначное. Это один из тех законов Российской Федерации, который вызывает полярные оценки. Одни видят в нем момент высшей нравственности, восстановливающий историческую справедливость, другие – правовой акт, спровоцировавший дальнейшую межэтническую напряженность в этом регионе. В качестве примера приводят не затухающий до сих пор ингушско-осетинский конфликт. Мудры были предки с их заповедью: «Не буди лихо». Самонадеянные потомки не послушались, разбудили… |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|