|
||||
|
ГЛАВА 8«ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ», «ОБРАТНЫЙ ПАЛ» И ДРУГИЕ. РУССКИЕ ВОЗДУШНЫЕ КРЕЙСЕРЫ. НАШ ХОД «ЧЕРНЫМ ВАЛЕТОМ». 1
Этот бой описан Клэнси в романе «Красный шторм». В нем — дикий страх, который американцы испытывали перед русскими сверхзвуковыми «Туполевыми». Клэнси не мог допустить поражения американского флота. «Нимиц», получив попадания двух ракет, все-таки уцелел. «Тикондерога» пылала, но не пошла ко дну. Правда, затонул десантный «Сайпан» с двумя тысячами морских пехотинцев. Были потоплены «Фош», два фрегата и эсминец. Клэнси подсластил пилюлю: у него старые «Крусейдеры» каким-то образом умудрились нагнать уходящие на скорости 2100 километров в час Ту-22 и сбить шесть из них. Не потеряв ни одного. Хотя должны были попасть под убийственный огонь хвостовых спаренных пушек наших бомбардировщиков, наводимых радиолокационными прицелами. 2Отсталый, как нам теперь говорят, СССР лидировал в постройке флота сверхзвуковых бомбардировщиков. В 1959 году экипаж Ю.Алашеева поднял в воздух первый Ту-22. Создание его шло драматично — в седьмом полете произошла катастрофа. Погибли Алашеев и его штурман И.Гавриленко. Слишком уж новым было тогда это дело — сверхзвуковик-бомбардировщик. Но мы сумели справиться с трудностями и начать производство «двадцать вторых» на Казанском заводе. Американцы прозвали эти изящные машины «Блайнедерами» — «Ослепительными». В 1965 году мы приняли их на вооружение. Тогда максимальная скорость трехместной машины была 1640 километров в час, а боевая нагрузка — до 12 тонн. При дальности полета в 5650 километров. «Ослепительный» был рассчитан на рабочую высоту полета в 13.500 метров. Обычно он нес 9 тонн бомб и одну 23-миллиметровую пушку для защиты от атак сзади. Долгое время он был единственным бомбовым «сверхзвуковиком» в мире. В США работы над подобной машиной начались еще в 1948 году. Они решили строить самолет с треугольным крылом — ибо им в руки попали трофеи — результаты исследований гитлеровского авиконструктора Александра Липпиша из фирмы «Мессершмитт». Тот еще в Третьем Рейхе проектировал сверхзвуковые машины. В 1956 году они подняли в воздух первый Б-58 «Конвэр», вскоре достигнув скорости в 2122 километра в час. Но только в 1961 году Б-58 стали поступать в ВВС США. Машина оказалась слишком сложной и капризной. На парижской выставке 1961 года Б-58 разбился вместе с экипажем. И вот восемь лет спустя, когда Ту-22 вовсю пополняли русскую авиацию, США сняли Б-58 с вооружения и законсервировали. Ох, как они уважали наш «Ослепительный»! В «Красном шторме» Клэнси Ту-22 атакуют цепь радиолокационных баз в Шотландии. Или наносят удары ракетами Х-22 по базам британских королевских ВВС под прикрытием скоростных МиГ-23. Тогда только французам удалось построить сверхзвуковик-бомер «Мираж-4», выпустив в 1963-1967 годах 62 самолета. Они давно уже сняты с вооружения, а Ту-22 — летает до сих пор. Оно и понятно: «Мираж» мог нести лишь одну водородную бомбу, имея радиус действия 2 тысячи километров и крейсерскую скорость в 960 километров в час при максимуме в 2340 километров в час. «Туполев» же имел куда более разнообразное вооружение. В 1985-1986 годах, когда Клэнси писал свою книгу-агитку про разгром русских, у американцев по-прежнему проваливались попытки создать сверхзвуковой бомбардировщик. В конце 50-х они начали строить Б-70 «Валькирия», выпустив его в полет в 1965 году. Они достигли трех скоростей звука, но в 1966 году одна из двух «Валькирий» столкнулась с истребителем сопровождения. Последний Б-70 был сдан в музей в 1969 году. Частичный успех ждал американцев в создании Ф-111 — многоцелевой сверхзвуковой машины с изменяемой геометрией крыла. В 1967-м она поступила на вооружение в варианте бомбардировщика и разведчика. В 1968-м США бросили во Вьетнам шесть Ф-111, разрекламировав его как самый высокотехнологичный самолет мира. Но очень скоро половина чудо-машин была сбита вьетнамцами. В 70-х годах США на базе сей модели построили стратегический бомбардировщик ФБ-111. Но и тут разорились: вместо обещанных 3,7 миллионов долларов каждый самолет потянул на 18,3 милиона. Да и к тому же надежность его оставляла желать лучшего. Машина была «с замахом». С радиусом действия в 3270 километров, с максимальной скоростью в 2200 километров в час и боевой нагрузкой в 17 тонн. В начале 80-х американцы базировали их в Англии, откуда ФБ-111 мог доставать европейские районы СССР. Но у нас к тому времени уже летал «сверхзвуковой крейсер» — Ту-22М, прозванный на Западе «Бэкфайром» — «Обратным палом». Красавец с экипажем из четырех человек, он обладает быстроходностью в 2100 километров в час, неся 12 тонн бомб и управляемых ракет с дальностью боя в 1500-4000 километров. Противокорабельные его ракеты уверенно разят вражеские эскадры с расстояния в 500 верст. Именно эти «крейсеры воздуха» громят американскую эскадру в романе Клэнси. Именно они могли с наших баз в Восточной Европе пронизывать вдоль и поперек всю Западную Европу, тогда как ФБ-111 достигал лишь западные районы СССР. В отличие от своего предка, «Ослепительного», этот «Туполев» имел скорость истребителя и, помимо хвостовой пушки, был вооружен ракетами «воздух-воздух» в передней полусфере. То есть мог вступать в бой с истребителями и сбивать их. Или уничтожать вражеские бомбардировщики, разведчиков и штурмовиков. А еще на его борту была система спутниковой навигации и аппаратура для автоматического управления полетом на бреющей высоте, которая позволяла Ту-22М повторять рельеф местности. Плюс к тому — и системы радиоэлектронной борьбы, постановки помех для локаторов врага. Всего у нас было шестьсот «Туполевых» этой марки. Мощные группировки Ту-22 предназначались для ударов по 6-му флоту США в Средиземноморье. В случае войны их курс пролегал над Восточной Европой и Балканами. Полк Ту-22Р (разведчики) в Нежине на Украине занимался стратегической рекогносцировкой по направлениям «ФРГ — Австрия — Греция — Босфор — Мраморное и Черное море — Турция — Иран». Зябровский полк летал над Балтикой и Северной Европой. Полеты над этими ледяными водами, где нередко приходилось встречать вражеские истребители, считались делом крайне опасным. Уже за двадцать таких разведполетов экипажи подчас представлялись к боевым наградам. Журнал «Авиация и время» (№2, 1996 г.) писал:
Эти машины отличаются неслыханной живучестью. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов ракета с иранского «Фантома» разрушила у бомбардировщика половину горизонтального оперения. Но «22-й» вернулся на базу. Известен и случай, когда этот самолет возвратился даже после того, как у него под брюхом взорвалась ракета, выпущенная по нему из зенитного комплекса «Хок». Говорят, в боевых машинах разных стран отражаются национальные традиции их создателей. Посмотрите на японский истребитель «Зеро» времен Второй мировой. Минимум веса, максимум горючего и вооружения. Брони нет ради скорости, огня и дальности полета. Попадание снаряда превращало «Зеро» в огненный шар вместе с пилотом. Посмотрите на «Зеро» — и вы поймете, что такое самурайский дух, японское презрение к смерти и феномен смертников-камикадзе. В немецких «Тиграх» и «Фокке-Вульфах» — угловатость, четкость линий и какая-то непреклонная мощь. Они чем-то напоминают жесткие силуэты тевтонских рыцарей. В Ту-22 проглядывают черты той русской цивилизации, которая была готова прорвать износившуюся марксистско-ленинскую скорлупу в 80-х годах нашего века. Его силуэт стремителен и обтекаем, чем-то неуловимо напоминая русского витязя с миндалевидным щитом и куполообразным шлемом. В этой машине есть что-то устремленное в великие небеса, в высшие сферы Духа — подальше от темной, обуреваемой низкими страстями Земли. 3В игре, где призом было господство над миром, мы делали сильный ход. «Черным валетом». Именно так американцы прозвали наш супербомбер — сверхзвуковой стратегический Ту-160. Когда Рейган в декабре 1980 года стал президентом США, Пентагон подумывал о смене состава своего дальнебомбардировочного флота. Старики Б-52 летали с 1954 года и выглядели чересчур уж тихоходными да уязвимыми. С 1970 года фирма «Рокуэлл» стала разрабатывать четырехмоторную стреловидную машину Б-1, способную летать на дальность в 12.560 километров, с максимальной скоростью в 1,2 маха, с нагрузкой в 24 тонны. В 1974-м он впервые поднялся в небо. Самолет получался дорогим — в 200 миллионов долларов за штуку. Вместо первоначально планировавшихся 12 миллионов! Это в 1977 году повергло тогдашнего президента Джимми Картера в такой ужас, что он решил отказаться от производства Б-1, заменив его более дешевым ФБ-111. Но потом пришел Рейган, и в октябре 1981 года фирма «Рокуэлл» пообещала сделать новую модификацию Б-1 Б с использованием технологии «Стелс», уменьшив заметность самолета для радаров в 10 раз. Не дожидаясь конца испытаний Б-1 Б, правительство Рейгана передало в 1987 году 28 машин ВВС США. Потом пришлось тратить 3 миллиарда долларов на устранение недостатков этих бомбардировщиков. Как пишут Р.Виноградов и А.Пономарев в книге «Развитие самолетов мира», пилоты боялись летать на Б-1Б, окрестив их «летающими ослами». Удалось ли американцам добиться своего, построив Б-1Б и истратив на это 28,5 миллиардов долларов? Снизить его видимость для радаров в 10 раз не вышло. Крейсерская (а не максимальная) скорость оказалась всего 780 километров в час. Поднять нагрузку до 56,7 тонн не получилось — пришлось остановиться на тридцати. Б-1Б создавался как носитель крылатых ракет. Однако их для своей супермашины американцы создать так и не смогли. Не пошли у них эти АЛСМ-В с дальностью боя в 2500 верст. Пришлось приспосабливать для них старые крылатые снаряды СРАМ малой дальности. Но к 1994 году американцы постепенно лишились этого оружия — у СРАМов истек срок годности, стало разлагаться твердое топливо в их двигателях. Так что сегодня хваленый Б-1 может использовать лишь старые бомбы времен Второй мировой. Как сообщил в мае 1995-го журнал «Техника — молодежи», США не смогли оборудовать этот бомбардировщик даже оптическими бомбоприцелами, а имеющийся радиолокационный особой точностью не отличается. Сыграла с Б-1 злую шутку и попытка сделать его невидимкой для радиолокаторов. Чтобы отражение радиосигнала от самолета было как можно меньше, американцы изогнули каналы воздухозаборников двигателей Б-1. Так, чтобы импульсы радаров не проходили по ним и не отражались от лопаток моторных турбин. В результате невидимым он так и не стал, однако скорость потерял. На крейсерском режиме она упала до 780 верст в час. Далее выяснилось, что русские старые радиолокаторы, работающие в метровом диапазоне волн и считавшиеся на Западе безнадежной рухлядью, прекрасно засекают Б-1! И это был самый кошмарный провал США. В общем, они со своим супербомбардировщиком крепенько сели в лужу. Потратив уйму денег, Штаты так и не получили чудо-оружия. Выиграла, пожалуй, только фирма «Рокуэлл», ловко облапошив голливудского шута горохового, Рейгана, и положив при этом себе в карман миллиарды долларов от американских налогоплательщиков. Неужели в Кремле не получали докладов нашей разведки и не знали о провале этой программы? Впрочем, чего еще можно ждать от предателей, которым счет в швейцарском банке дороже, чем вся держава со всей ее тысячелетней историей? 4Но если американцы с грохотом провалили программу суперзвукового бомбардировщика, то Империя сумела дать достойный, боеспособный ответ. Русская мощь родила не знающий себе равных в мире сверхзвуковик-ракетоносец «Туполев» — Ту-160. С изменяемой геометрией крыла. Внешне он очень похоже на Б-1. Но он лучше, намного лучше. Туполевцы создали его в рекордные сроки: проект одобрили в 1977 году, а уже 18 декабря 1981 года пилот-испытатель Борис Веремей поднял первую машину в небо. Давайте сравним Ту-160, прозванный на Западе «Блэк Джеком» («Черным валетом») и их Б-1. Скорость нашего на максимуме — 2200 километров в час, «ихнего» — 1270. Дальность полета «Ту» — 12300 километров, американца — 10900 километров. Высота полета — 15000 метров у того, и у другого. Но если американцы так и не сумели дать своему бомбардировщику нужных крылатых ракет, то Ту-160 нес на борту двенадцать крылатых ракет большой дальности Х-55, 24 ракеты РКВ-500Б или 22,5 тонны бомб. И коли «американец» оснащен аэробаллистическим оптическим бомбоприцелом, то у нашего он — оптико-электронный. Помните, как американцы решали проблему невидимости своего самолета для локаторов, изгибая воздухозаборники двигателей и потому — проигрывая в скорости? Туполевцы пошли иным путем — покрыв воздуховоды и компрессоры радиопоглощающими материалами. Потому крейсерская скорость Ту-160, в отличие от «американца», оказалась сверхзвуковой. Аэродинамические формы Ту-160 куда благороднее, чем у Б-1. По сравнению с нашим самолетом, кабина последнего выступает горбом. Дело в том, что американцы решили сделать ее отстреливаемой от самолета целиком, как спускаемый аппарат космического корабля. У них ничего не получилось, но кабина так и осталась горбатой. Мы же за этими новшествами не погнались, оснастив кабину катапультируемыми креслами К-36ДМ, которые обеспечивают спасение летчика в ста случаях из ста. А вот отделяемые кабины, которые американцы применяли на Ф-111, в каждом третьем случае не спасали пилотов от гибели. Наши даже устроили на борту Ту-160 мини-кухню, спальный отсек и туалет, сделав машину такой же комфортабельной, как и американский бомбардировщик. Мы действительно превзошли врага по всем статьям. Б-1Б, скажем, делали в расчете на то, что он совершит рейд на русскую территорию и не будет возвращаться, перелетев куда-нибудь на аэродромы союзников по НАТО или заморские базы США. «Туполев» же мог возвращаться на свои же летные поля. США стремились наделить Б-1 способностью действовать на дозвуковой скорости и сверхмалой высоте, снабдив его локатором с фазированной решеткой. Но мы сумели дать своей противовоздушной обороне системы помех, которые слепят радары Б-1. Плюс системы ракетно-пушечнго огня «Тунгуска», прекрасно сбивающие низколетящие мишени. Особенно такие большие, как американский бомбардировщик. Мы дали «Туполеву» моторы НК-32 Самарского КБ, руководимого Н.Кузнецовым, и они не имеют себе равных по тяге. Превосходную авионику с астрономической, инерциальной и спутниковой системами ориентации и прицеливания. Отличную станцию радиоэлектронного подавления. Мы, кого США обзывают страной отсталой электроники, дали штурману «Туполева» восемь компьютеров, насытили самолет сотней процессоров. Бортовой радар Ту-160 может засекать цели на земле и в море, и его дополняет круглосуточный оптико-электронный прицел высокого разрешения. И даже в невидимости самолета для РЛС мы превзошли Запад. Ту-160 ниже, распластанней Б-1. Хвост нашего чуда поворачивается целиком, и потому не образуется щели меж килем и рулем, так увеличивающей эффективную площадь рассеивания радиолуча чужого локатора («Военный парад», май-июнь 1994 г.). 5Участь последнего супербомбардировщика СССР оказалась печальной. На вооружение Ту-160 стали поступать в мае 1987 года, когда Горбачев уже начал свою разрушительную работу. В 1991 году, когда Ельцин, Кравчук и Шушкевич развалили Союз, 21 машина оказалась в составе ВВС опереточной «независимой Украины». Там на них намалевали желтые трезубцы на голубом фоне и довели до полной «ручки». (Теперь киевская правящая мразь вымогает за них газ, пытаясь тем спасти экономику нежизнеспособного ошметка Империи.) Еще несколько машин базируются в России, в городе Энгельсе. По договору с американцами мы должны снять их с вооружения. Нынешняя «демократическая Россия», эта воровская малина под двуглавым орлом, очень нескоро сможет создать нечто подобное. Ведь ею правят люди, умеющие только разрушать и делить богатства, не ими созданные. Но факт остается фактом: ко второй половине 80-х годов моя страна, мой народ, выиграли войну в воздухе у американской аэрократии. Можно плюнуть в лицо каждому, кто будет говорить о технической отсталости русских. Американцы страшно боялись нашего превосходства и прекрасно понимали, что проигрывают русским гонку вооружений. И потому Б-1 Б нес в себе следы лихорадочной спешки при его создании. Спешки, кончившейся буквально провалом всей программы. Оно и понятно — конструкторы фирмы «Рокуэлл» просто не знали, что их страна в борьбе с СССР применит совсем иное оружие — подкуп и разложение советской правящей верхушки. Наша цивилизация технически выиграла соревнование за лучшую тяжелую авиацию мира. Ведь мы вообще космичнее приземленных, узкопрактичных американцев, мы устремлены в небеса. Русские первыми построили самолет в 1883 году. Русский Котельников в 1912-м изобрел современный ранцевый парашют. Русак Нестеров первым сделал «мертвую петлю» и первым бросился на таран. Бесстрашный Арцеулов первым в мире вывел аэроплан из штопора, бросившись в него намеренно. Отрывая от себя последний кусок, мы рвались в небеса, и авиация Империи до самого ее конца оставалось лучшей на Земле. Нам нечего было бояться в 1985-м. Русские никому не проигрывали. От рева турбин «Туполевых» дрожь била Запад! Кому мы проиграли борьбу? Увы, американцам, нации недоумков. Вы поражены нашей резкостью? Посмотрите их самый кассовый фильм 1996 года — «День независимости». Ну тот, в котором Земля испытывает вторжение огромных инопланетных «тарелок» поперечником в пятнадцать миль, начиненных сверхбыстрыми летательными аппаратами. Они уничтожают города, но почему-то не догадываются разгромить первым же ударом все военно-воздушные базы и сбивать все самолеты землян. В фильме почему-то продолжают летать «Боинги» и работать телевидение. А Штаты и Землю спасают пилот-негр да старый еврей с местечковой мудростью, наставляющий англосакса-президента на путь истинный. Сынок же того еврея с помощью портативного компьютера-«ноутбука» расшифровывает (!) код ЭВМ инопланетян, и они с негром проникают на трофейной мини-«тарелке» в основную космическую базу пришельцев! А смертельный удар по боевому кораблю над Вашингтоном наносит спившийся пилотяга, севший в Ф-15 после двадцати лет запоев. Такую ахинею, перед которой даже сталинские киноагитки 1930-х выглядят верхом логики, могут смотреть лишь умственно неполноценные с полностью уничтоженной способностью к элементарному рассуждению. Боже, перед кем же мы сложили оружие! Мы, выдержавшие когда-то схватку с гитлеровской Германией! |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|