• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • ГЛАВА 15

    МОРСКОЙ ФРОНТ. КРЫЛАТЫЕ РОБОТЫ-КАМИКАДЗЕ, УБИЙЦЫ КОРАБЛЕЙ. «КОМЕТЫ» — ПРОТИВ АВИАНОСЦЕВ. ШОК ОТ Х-22 И ВЫЗОВ ТАЛАССОКРАТИИ.

    1

    А ведь все начиналось так мощно и надежно, и казалось, что русскому владычеству на морях не будет конца. Завоевание места среди величайших флотских держав — это подвиг русских, оставшийся почти в полной безвестности. Древние греки называли господство на морях талассократией. Мы сумели стать талассократами, заставив Запад потесниться…

    Наш прорыв в Мировой океан начинался в трудную пору: в конце 40-х — начале 50-х годов. Мой отец, выросший в интернате, рассказывал мне, каким было то время в послевоенной Одессе. Масса калек, коммунальных квартир, полуголод, люди в вечно поношенной одежде. Власть сурово и беспощадно истребляет расплодившиеся уголовные банды. И все же была какая-то неукротимая воля к рывку вперед, в будущее.

    Тогда страна оказалась в кольце вражеских флотов. Америка грозила авианосцами, линкорами и крейсерами по всем азимутам. А наш флот после Великой Отечественной стал еще слабее, чем в 1941-м. Когда он был больше символом, нежели настоящей морскою силою. И надо было прикрывать огромное арктическое направление и тихоокеанские берега. Еще свежа была в памяти изданная в 1937 году книга американцев Дерлингера и Гэри «Война на Тихом океане», где они на полном серьезе говорили: в случае войны с Японией Америке придется оккупировать Петропавловск-Камчатский. Понеже русский флот слаб, а США нужны удобные базы.

    Теперь Япония была повержена, и «врагом №1» для Штатов стали мы. Приходилось думать, как удержать новую стратегическую позицию — обильно политые русской кровью Курилы. Ведь японцы дрались за них в 1945-м с мужеством львов. Чтобы отбить потерянные царем Курилы и юг Сахалина, нам пришлось вооружать шаланды, бросать в бой наспех переоборудованные траулеры, сухогрузы и гидрографические суда.

    Удержание Курильской гряды становилось вопросом нашего будущего как великой тихоокеанской державы. Главной базой флота на Дальнем Востоке может быть лишь Владивосток на побережье Японского моря. Дуга Японии, где обосновались американские базы, закрывает выход из него в океан. Выход на юг можно заблокировать минными полями и рубежами противолодочной обороны в Корейском проливе — узкой протоке между южной оконечностью Страны Восходящего Солнца и Южной же Кореей, также оккупированной Штатами. Путь из Владивостока на север идет через Лаперузов пролив между Сахалином и Японией, а дальше — сквозь курильский архипелаг. Между островами коего тоже можно набросать мины. Если Россия лишится Курил, то на них появятся чужие военные базы, и Тихоокеанский наш флот окажется наглухо запертым в своих гаванях.

    Сталин прекрасно понимал это, когда отбивал Сахалин и Курилы у японцев. Понимали сие и Штаты, уповавшие на послевоенную слабость русских ВМС. В августе 1945 года президент Трумэн писал нам: «США желают располагать правами на авиабазы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов. Предпочтительно — в центральной группе, для военных и коммерческих целей». В том же году СССР требовал присоединения к себе северной части Японии, острова Хоккайдо. Но флота не было — и нам пришлось отступить. Какое уж там Хоккайдо — удержать бы свое, кровное!

    Но были еще и северные акватории, откуда враг мог наносить атомные удары по Питеру, Мурманску, Москве, по промышленному поясу Урала, перерезать Главсевморпуть, обрекая на смерть от голода и стужи огромные территории Сибири и Заполярья. Северный флот Империи был еще молод и слаб. Его основали-то приказом Сталина только в 1937-м.

    Мы помнили, как сюда в войну рвались немцы, как ледокол «Сибиряков» погиб в неравном бою с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», успев предупредить арктические караваны — ведь гитлеровский корсар шел перерезать Севморпуть. Помнили и о том, как приходилось воевать с немецкими разведгруппами на Новой Земле — будущем ядерном полигоне Империи. Кстати, германская метеорологическая станция сумела тайно проработать там до 1943 года, наводя на нас подлодки и самолеты из Норвегии. А ведь флоты НАТО к началу 50-х были куда мощнее немецкого.

    А что на Юге, на Черном море? Во Вторую мировую итальянцы сумели перебросить сюда по железным дорогам да по Дунаю подлодки с торпедными катерами. А после войны выход из Черноморского бассейна, Босфор и Дарданеллы, оставались в руках Турции — члена НАТО. Которая в любой момент могла блокировать их для русских сил, пропустив корабли США.

    В конце 40-х — начале 50-х мы заняли круговую оборону на морских фронтах. Да такую, что нас зауважали. В те годы мы готовим людей и оружие для прорыва в океаны.

    2

    Все началось в московских Сокольниках. В 1947 году там разместилась новая структура Минвооружения СССР — Спецбюро №1. Одним из его руководителем стал Сергей Берия. Да-да, сын того самого… Молодой инженер-капитан, он тогда только что защитил дипломную работу в питерской Академии связи. На тему радиоуправляемых самолето-снарядов, предназначенных для борьбы с кораблями…

    В те годы мы решили воспользоваться опытом наших вчерашних врагов, сделав ставку в борьбе за моря на воздушную и подводную войну. Был очень ценен немецкий опыт. Лишившись своего могучего флота в 1918 году, Германия и через двадцать лет была слабее на море, нежели Англия, Франция и США, взятые по отдельности. Но армады их торпедоносцев, пикировщиков и подлодок сумели нанести тяжелейшие потери ВМС антигитлеровской коалиции.

    Принцип «Давид против Голиафа», борьбы малой, но меткой силы против большой, пришлось модернизировать. Пойдя по этому пути, мы, например, создали уже известное вам оружие — ракетные катера. Но они стали возможным лишь после появления у нас супероружия — противокорабельных ракет, которые превращали утлое суденышко или самолет в сокрушителя исполинских «плавучих островов» ценою в сотни миллионов долларов.

    Принцип управляемого самолета-снаряда, таранящего корабли врага, подсказала Япония. Она применила в войну начиненные взрывчаткой летательные аппараты с оригинальной системой самонаведения — пилотами-смертниками. Или камикадзе, что в переводе означает «священный ветер». Самураи применили и первую в мире противокорабельную крылатую ракету «Ока» («Цветок горной вишни»), которая несла тонну тротила и тоже управлялась смертником. Но им не повезло: бомбардировщики «Мицубиси», под которые подвешивались «Ока», становились с ними сущими тихоходами, и господствовавшие в небе американцы сбивали их задолго до того, как японцы успевали подойти к кораблям на дальность пуска ракеты.

    Наша Империя, хотя и уступала американцам по силе ВМФ, в отличие от Японии располагала лучшими в мире реактивными бомбардировщиками. Оставалось изобрести для них реактивные снаряды-«камикадзе». Заменив в них людей роботами, аппаратурой наведения. И пионером в этой области стал Берия-младший. Весьма талантливый конструктор крылатых и зенитных ракет. Выдающийся ученый-зенитчик Григорий Кисунько, у которого не было поводов сильно любить сталинский режим (его отец был репрессирован), с большим уважением пишет о Сергее Лаврентьевиче. («Секретная зона», Москва, 1996 г.) Да, такие были времена. Тогда сыновья партийной верхушки шли создавать мощь страны. А не во внешторг и в разграбители державы, как позже.

    В 1952 году страна получает на вооружение крылатую «противокорабелку» «Комета». Внешне напоминая МиГ-15, она заключала в себе от полутонны до 800 кило взрывчатки, поражая врага в радиусе 80 км от места пуска, мчась со скоростью 1060 километров в час. Страшная силища! В 1982 году для потопления английского эсминца хватило ракеты «Экзосет» с дальностью боя 50 верст и 150-ю килограммами взрывчатки. На скорости в 0,93 звука она легко прошила борт британца, превратив его в оплавленный остов. «Комета» же была впятеро мощнее «Экзосет».

    И теперь вы можете представить силу ее удара. Александр Широкорад в статье «Гроза авианосцев» («Техника и оружие», №1, 1996 г.) приводит воспоминания самого Берии о пробных стрельбах по старому крейсеру «Красный Кавказ». Он был куда прочнее английского «Шеффилда», нес броню и превосходил потопленный в 1982-м эсминец в два с половиной раза. Но «Комета» пробила его от борта до борта. Для кораблей НАТО 70-х-80-х годов с их в лучшем случае противопульной и противоосколочной защитой попадание старого нашего снаряда просто смертельно. Как сообщает А.Широкорад, в 1952 году у нас был план ударить двумя полками наших «летающих крепостей» Ту-4 по американским авианосцам у берегов Кореи, выпустив по ним полсотни «комет». Но от идеи отказались — как от чреватой Третьей мировой.

    А если бы такая атака состоялась? Мы можем представить ее результаты. В 1967 году авианосец «Форрестол» в 76 тысяч тонн водоизмещением чуть не погиб от одной-единственной маленькой неуправляемой ракеты «Зуни». Он тогда курсировал у вьетнамского побережья, готовясь к воздушному удару, и снаряженные самолеты стояли на палубе. Внезапно из-под крыла одного «фантома» вырвалась «Зуни», угодив в полный бак соседнего «Скайхока». Ввысь взметнулся смерч из пламени и кусков металла.

    «Форрестол» запылал, его сотрясали взрывы топливных баков и бомб своих же самолетов. Палуба зазияла громадными брешами. Восемнадцать часов шла борьба за жизнь суперавианосца. На помощь ему пришли авианосцы «Орискани» и «Бон Омм Ричард», два эсминца. Им удалось спасти горящий исполин — но на нем погибло 132 человека и 29 самолетов. Всего из-за одной копеечной ракетки!

    А теперь представьте, что «Форрестол» получил попадание не крошкой «Зуни», а тяжелой «Кометой». Или двумя такими ракетами. Жутко? То-то. А ведь еще рядом рыщут русские подводные лодки, для которых потерявший ход плавучий костер и сгрудившиеся вокруг него корабли-спасатели — отличная мишень. И грозят новыми ударами с воздуха русские эскадрильи. Быть бы тому «Форрестолу» на дне морском. Ему сильно повезло, что против него оказались вьетнамцы, а не мы.

    3

    За «Кометой» в 1960 году последовали другие самолеты-роботы. Следующей стала крылатая ракета К-10, которой вооружали полки бомбардировщиков Ту-16. Американцы прозвали эту систему «Кельтом». Клэнси в «Красном шторме» пренебрежительно отводит им роль ложных целей-приманок для истребителей с американской авианосной эскадры.

    Но «Кельты» — штука весьма серьезная. С дальностью боя в 325 километров и тонной взрывчатки, они способны развить скорость в 0,85 — 0,95 от звуковой. И если «Комету» надо было вести лучом самолетного радара, то К-10 уже самонаводилась.

    Она могла нести как ядерный, так и обычный заряд в фугасно-кумулятивных головках. При поражении цели энергия взрыва направлялась вперед струей раскаленных газов, обладающей космической скоростью. Этот «луч» прошивает даже панцирь дредноута, добираясь до его пороховых и снарядных погребов. А головка ФК-1М может разить кумулятивной струей даже подводную часть корабля.

    Потом мы создаем К-12Б — специально для летающих лодок «Бериев-10» со стреловидным крылом, которые строились в 1957-1960 годах. То был весьма оригинальный для тех времен замысел. Поскольку Империя не имела тогда авианосцев, то гидросамолеты Бе-10 с крылатыми ракетами должны были действовать в океане. Обладая скоростью в 875 километров в час и дальностью полета в 1250 верст, они садились прямо в открытом море, где их поджидали подлодки-танкеры. И после дозаправки самолеты достигали центральных частей Атлантического да Тихого океанов, грозя ударами чужим авианосцам и транспортным конвоям. Бортовая аппаратура Бе-10 засекала вражеский эсминец за 150 верст даже в бурных волнах силой 4-5 баллов. Пустив ракету с дистанции 93-110 км, гидросамолет мог уничтожить крупную цель.

    Позже развитие противолодочной обороны США сделало невозможной дозаправку Бе-10 в море, но К-12Б так и осталась страшным для Америки оружием. Этот робот шел на врага с помощью локатора самонаведения, рассекая воздух со скоростью 2,5 тысячи километров в час, вдвое быстрее прежних моделей. Не всякий истребитель мог перехватить его в полете! Даже удар обычной 216-килограммовой боеголовки такой ракеты смертельно опасен. При встрече с целью под углом менее 45 градусов заряд К-12Б взрывался уже внутри корабля, сокрушая его чрево. Если угол выходил меньше, то ракета лопалась массой раскаленных газов у борта.

    За этой моделью в 1962 году последовали самолеты-снаряды КСР с 800-килограммовыми боевыми частями и дальнобойностью в 150 верст. Ту-16 брал по две таких ракеты под крылья.

    А дальше, в 1964-м, Империя получила на вооружение «камикадзе» Х-22.

    4

    Они до сих пор — кошмар для западных адмиралов. Достигая скорости полета в 3600 километров в час (километра в секунду!) и дальности боя в 300-500 верст, Х-22 наносит сокрушительные удары. Попадая в борт жертвы, она пробивает брешь площадью 20 квадратных метров, выжигая кумулятивной струей чрево корабля на глубину в 12 метров! Не зря в США их прозвали «Кингфишами» — «Королевскими рыбами».

    Для сравнения — ширина пораженного слабенькой «Экзосет» «Шеффилда» была всего 14,2 метра! Х-22 умеет разить в самое сердце даже тяжелый крейсер вроде американского «Тикондерога». Х-22 ставили на русский сверхзвуковой «летающий крейсер» Ту-22МЗ. Именно эти самолеты в «Красном шторме» Клэнси громят западное авианосное соединение, но почему-то не топят его.

    Оставим сие на совести американца. Нам же ясно другое: с таким сверхоружием в Кремле могли не бояться западных флотов. Впрочем, в НАТО «Королевских рыб» опасались, да еще как. Ведь Х-22 могли нести и Ту-95 — наши имперские дальние бомбардировщики, изящные четырехмоторные машины со стреловидным крылом. Ту-95, прозванный в США «Медведем», имел огромную дальность полета — 18 тысяч верст. Стартовав с Х-22 под крыльями с Кольского полуострова, он мог наносить удары по западным кораблям в Северной Атлантике. А с дальневосточных русских баз доставал до тихоокеанского побережья США. Х-22 была настолько весомым аргументом, что американцы так и не решались пускать свои надводные корабли в «спорный район» Белого моря.

    Дело в том, что по международным нормам граница государства в море может проходить лишь в 24 милях от берега. Потому по этим нормам американцы вполне могли бы огибать Кольский полуостров и входить в Белое море. А оно глубоким заливом врезается в наши северные области. Не нарушая международного права, боевые корабли США могут курсировать у Соловецких островов, подходить вплотную к Архангельску и Северодвинску, беря под ракетный прицел Петрозаводск и Череповец. Здесь, на Беломорье — наши верфи, порты, базы флота, промышленности, космодром Плесецк. Запад уже был тут — в 1854-м, когда смелые монахи на Соловках отразили нападение двух английских паровых фрегатов. Или в 1918-1919 годах.

    Но Сталин провел своею трубкой черту между мысами Святой Нос и Канин Нос, отрезав Белое море от Мирового океана. Заявив: это — историческая акватория нашей державы, омывающая древние поморские земли, и горе тому, кто. вторгнется сюда.

    Америка возмущалась, вопила о международном праве, но пробовать войти сюда на кораблях боялась. Ибо знала: русские права на Белое море надежно подкреплены полками Ту-22 с кингфишами под крыльями.

    Так было при могучей Империи. А что будет сейчас, когда в Кремле засели приверженцы «мировой демократии»?

    Но тогда, в середине 80-х, когда плешивый болтун в Кремле начал унижаться и лебезить перед Западом, нам было нечего бояться. У нас были Х-22!

    Они были и тогда, когда в Кремль пришел любитель обильного питья, верный слуга США, с вязкой, похожей на рвоту речью…

    5

    Мы, русские, после «22-й» создали целый арсенал современных крылатых ракет, которые не давали США чувствовать себя «господином морей и океанов». В 1970-е СССР строит легкие Х-29, снова опережая время.

    «Двадцать девятки» — это оружие, которое превращает даже легкие самолеты и вертолеты в победители кораблей. И если дотоле русские противокорабельные снаряды весили от двух с половиной до без малого шести тонн, требуя для себя тяжелые бомбардировщики, то Х-29 вооружают штурмовики Су-25, Су-17 и Су-34. Ее подвешивают под крылья Мигов — «двадцать третьих», «27-х», «29-х», под плоскости легкого бомбардировщика Су-24. Х-29, как и французская «Экзосет» — оружие удара с бреющего полета. Только француженка топила английские корабли всего полутора центнерами взрывчатки, а русская «крылатая смерть» начинена 320 килограммами. Скорость полета «двадцатьдевятки» до сих под держат в секрете. Одно понятно: она — сверхзвуковая. Разящая, как молния.

    Ее делали для уничтожения трудноуязвимых наземных и морских целей. Для потопления кораблей водоизмещением до 10 тысяч тонн. Иными словами, ей по зубам даже крейсер или атомная подлодка. Х-29 — оружие из разряда «выстрелил и забыл». Модификация «Т», например, имеет телевизионную систему самонаводки, которая «захватывает» цель еще до пуска ракеты. А модель Х-29Л идет на лазерную «подсветку» с атакующего самолета. Для чего русские МиГ и Су — охотники за кораблями получили оптико-электронные системы «Шквал», «Кайра» и «Клен». Точность попадания ракеты с «подсветкой» — 1-2 метра.

    В конце 80-х, когда стая газетных писак принялась бичевать и обливать грязью и державу, и русский народ, вознося на пьедестал людей вроде Ельцина, какая-то журналистская мразь обозвала мою Родину «Верхней Вольтой с ракетами». Но Верхняя Вольта не умеет делать ракет. Равно как не способны по подобное и лопающиеся от долларов арабы. И хотя американцы вовсю называли нас «отсталой страной» — то была пропагандистская война. На самом деле они знали — им противостоит мощнейшая в истории человечества Империя, средоточие огромной научно-промышленной силы.

    Почему они были так потрясены появлением у нас Х-29? Да потому, что то был знак — русские получили оружие для воздушних ударов с будущих имперских авианосцев. Знак того, что вскоре весь Мировой океан будет досягаем для СССР — Северного медведя!

    6

    Рассуждение простое: прежние крылатые ракеты Союза оставались оружием тяжелых самолетов, которые на авианосцах базироваться не могут. А Х-29 вооружают скоростные легкие машины, способные взлетать с палуб. А значит, русские все-таки решили строить авианосцы!

    Шок американцев вполне понятен. Прежде, находясь в Южной Атлантике, в Индийском или в дальних уголках Тихого океана, они чувствовали себя почти в полной безопасности. Атаки русских субмарин? От них защищают мощные противолодочные заслоны эсминцев, фрегатов и вертолетов. Налеты Ту с самолетами-роботами? Им придется много часов лететь через тысячи миль без истребительного прикрытия, атакуя на пределе радиуса действия. Мы, мол, еще загодя обнаружим тяжело нагруженные русские бомбардировщики, вышлем навстречу им верткие сверхзвуковые F-15 и F-14. Отягощенные, вынужденные экономить топливо, тихоходные по сравнению с истребителями русские будут сбиты. Даже если американский флот разовьет полный ход и начнет уклонение, русские на пределе дальности полета «Туполевых» лишатся последней возможности маневрировать и применять «ложные выпады» — горючего не хватит. Словом, все «о кей»!

    Но теперь… Теперь им приходилось готовиться к появлению на мировых акваториях русских авианосных гигантов, способных атаковать лучшими в мире истребителями с Х-29 на борту! И ныне пришлось бы драться не только с атакующими воздушными эскадрами, не только с лодками, но и со сгустками смерти всех видов — с русскими авианосными соединениями. «Звездно-полосатые» здорово отстали от нас в деле создания крылатых противокорабельных ракет. Штаты слишком долго мнили себя хозяевами морей и просто не рассчитывали на появление в них русских ударных соединений, с которыми им придется бороться. Теперь американцам приходилось догонять нас в этих вооружениях, и над бюджетом США нависала опасность новых непосильных затрат. Их поджилки тряслись. И реформы Кремля были для них даром Божьим.

    7

    Х-29 — это чудо не только по боевым качествам. Она еще и сверхдешева. Осенью 1993-го разразился скандал: Контрольное управление президента Ельцина, которым тогда руководил ныне сидящий в тюрьме Ильюшенко (писано летом 1996-го), закончило проверку дел оружейно-экспортных.

    Люди Ильюшенко обвинили главкома ВВС П.Дейнекина и главу Госкомоборонпрома В.Глухих в том, что они в апреле 1992 года безосновательно подписали с Азербайджаном договор на производство 180 ракет Х-29 общей стоимостью в 153,4 миллиона рублей. На заводе «Иглим» в Баку. Иными словами, наше страшное оружие даже после освобождения цен стоило чуть более 6,5 тысяч долларов штука.

    Для сравнения: одна «Экзосет» стоит около миллиона долларов. Иными словами, СССР в 1985 году мог тратить на одну противокорабельную ракету денег раз в двадцать меньше, чем США на свои штучки. Ну, и нам хотят доказать, что мы задыхались в гонке вооружений?

    Еще раз напомним: английский эсминец управляемого ракетного оружия (УРО) «Шеффилд», погибший от удара «Экзосет», стоил 270 миллионов долларов. А Х-29, будучи вдвое мощнее «Экзосет», стоила всего 6,5 тысяч долларов!

    Увы, ныне мы почти потеряли производство «29-х». Кроме бакинского завода было еще сорок предприятий, поставлявших комплектующие. Снаряжали же их боевыми зарядами на Воскресенском агрегатном заводе. Развалив Империю и разорвав производственные связи, захватившие власть гангстеры и мафиози лишили русских их чудо-оружия…

    …Но в борьбе за морские рубежи Империя создала и другие крылатые ракеты, способные крушить американский флот. В почти неприметном городке Королеве, что в Подмосковье, на машиностроительном заводе «Звезда» освоили выпуск Х-31А — противокорабельной тактической машины с комбинированным твердотопливно-прямоточным двигателем и радарной системой самонаведения. Великолепный легкий робот-«камикадзе» весом всего в 690 кило, он — оружие для МиГ-29, Су-27, Су-34 и вертолетов. Робот, обладающий скоростью в три маха и дальностью действия 50-70 верст.

    Х-31А создали оружием, которое возможно применять, не входя в зону действия зенитного огня атакуемой цели, при интенсивном огневом и радиоэлектронном противодействии противника. Прошив его палубу или борт бронебойной 90-килограммовой головкой, несущейся со скоростью лучших морских снарядов — 1000 метров в секунду!

    В 1983-м, за два года до прихода к власти в Империи предателей-разрушителей, на «Звезде» начали разрабатывать X35, легкую противокорабельную ракету для самолетов, кораблей и вертолетов.

    Но что такое удар «легкой» Х-35, мчащейся со скоростью километр в секунду? 24 мая 1941 года единственный 380-миллиметровый 800-килограммовый снаряд, выпущенный с гитлеровского «Бисмарка» на почти предельной дистанции, прошил насквозь броню и палубы огромного английского дредноута «Худ», взорвал его пороховые погреба. Кинетическая энергия удара КХ-35 составляет 80 процентов от силы удара снаряда «Бисмарка». Однако «Худ», в отличие от современных авианосцев и крейсеров США, был покрыт мощной броней, достигавшей толщины в 30 сантиметров. Сие значит — наша легкая ракета пронижет борта и палубы американских кораблей до самых их жизненных центров, лопнув внутри всесокрушающим шаром раскаленных газов.

    Ракете дали турбореактивный двигатель и комбинированную систему наведения, которая преодолевает любые радиоэлектронные помехи. Ее приспособили к пуску с береговых установок, дав береговой обороне Империи комплекс многоцелевого оружия высокой меткости.

    Планировалось, что Х-35 будет принята на вооружение в 1995 году. Увы, за тринадцать лет до этого конструкторы просто не могли себе представить того, что будет сделано с нашей Империей. Эти ракеты рассчитывали ставить даже на «стариков» — МиГ-21. Атака эскадрильи этих сверхзвуковых «ветеранов» на авианосец могла бы стать для него последней. А на противолодочный Ту-142 планировали ставить восемь таких ракет. Ее скорость «всего» 300 метров в секунду. Но не быстрота ее главное достоинство. Дальность пуска этой системы — 130 километров, и в начале она летит на высоте всего 5-10 метров, на подходе к мишени совсем прижимаясь к поверхности моря — на 3-5 метров. Становясь практически неуязвимой для западных противоракет. Готовая к пуску, Х-35 может годами храниться в одноразовом цилиндрическом патроне — пусковом контейнере. В «мозгу» ракеты — несколько каналов наводки и гибкая программа противозенитного маневрирования. Чтобы ее не обманули ложные цели, радарное «зрение» робота дополнено и тепловым, инфракрасным. Как и Х-31, Х-35 может работать при перепадах температур от арктической до тропической (от -50 до +50 градусов Цельсия). Да и масса боеголовки ее прилична, 145 кило…

    Мы готовились принять на вооружение и другие крылатые ракеты, предназначенные для потопления кораблей водоизмещением до 8 тысяч тонн. Они должны были своими ударами вскрывать борты чужаков, пронзая их мягкие внутренности тугим огненным жалом. Страна, какой ее принял Горбачев в 1985-м, обладала огромными силами. Особенно в том, что касалось крылатых противокорабельных ракет.

    В 1980-м КБ «Радуга» создало модель 3-М80 «Москит» для вооружения им кораблей и истребителей Су-27К. Эта стремительная «крылатая смерть» обладает радарной головкой самонаведения, хорошо защищенной от попыток обмануть ее. На Западе ее назвали «Санберн» — «Солнечный ожог». Ведь корабль, когда его атакуют крылатыми ракетами, до конца борется за жизнь, включая на полную мощность генераторы радиопомех, выстреливая в воздух тучи фольги и ложные цели. С одной лишь целью — сбить с толку радар самонаведения несущегося на него робота-«камикадзе». «Москит» трудно сбить с боевого курса помехами. Настолько трудно, что ныне (1996 год) флот США всерьез подумывает над тем, чтобы закупить партию русских ракет этой марки. (Мы еще расскажем о «Москитах» чуть ниже). Та же «Радуга» создала и дальнобойную тяжелую ракету Х-65СЭ специально для оснащения ею наших сверхзвуковых «летающих крейсеров» Ту-22МЗ.

    Мы пишем эти строки в конце 1996-го, когда до сих пор, даже после пяти лет развала и хаоса, русские удерживают мировое лидерство в создании крылатых морских ракет. Таков запас энергии погубленной русской цивилизации.

    Один из законов истории гласит: только в сверхнапряжении народ творит чудеса. Так было в далеких 1941-1942 годах, когда мы сумели дать армии лучшее, нежели у немцев, оружие… Крылатые ракеты Империя создавала, будучи сжатой враждебным кольцом. Враг господствовал в океанах и в их небесах. У нас не было ни авианосцев, ни субмарин с ядерными ракетами.

    И мы родили лучшие на Земле самолеты-снаряды. Те, что не нуждаются в помощи самолетов-поводырей, целеуказателей. С головками самонаведения, способными обозреть море на десятки миль вокруг и выбрать цель, исходя из заложенных в их «мозг» электронных «портретов» кораблей. Память наших роботов-сокрушителей хранит сведения о разных ордерах — боевых и походных строях кораблей, и ракета сама распознает, что перед ней: авианосная группа, десантная эскадра или транспортный караван. Сама выбирает главные цели и мчится на них, минуя цели второстепенные. Западные крылатые ракеты перед нашими кажутся слишком медленными, чересчур беспомощными. Мы все-таки приведем зарисовку с натуры, взятую из «Красной Звезды», ибо в ней есть что-то завораживающее, чарующее…

    …Оставляя за собой раскаты грома стартового двигателя, ракета, чуть вспенив поверхность моря, вырвалась из толщи вод, выписала «горку» и на считанные мгновения замедлила ход, словно поджидая чего-то. Следом за первой одна за другой из объятий моря вынырнули еще несколько ракет.

    И сразу стало понятно, почему «притормаживали» стартовавшие первыми: словно вышколенные солдаты на параде, они выстроились в линию и только потом ринулись навстречу цели — группе ударных кораблей противника, судьбу которой их холодный электронный мозг решил мгновенно, распределив между собой цели и выбрав тактику атаки. Интенсивный огонь зенитного оружия обороняющихся уже ничего изменить не мог — слишком осмысленными были действия карающей стороны, внезапна и неотразима атака…

    8

    Мы имели многое. Очень многое для завоевания достойного места на морях и для защиты своих берегов.

    Еще раз напомним: шокировавшее весь мир потопление в мае 1982 года английского новейшего эсминца «Шеффилд» с ядерным оружием на борту было делом рук одной-единственной французской ракеты «Экзосет», слабой ракеты с боевым зарядом в 150 кило. А все наши «роботы-камикадзе», о которых мы говорили, несут в своих боеголовках от тонны до 320 килограммов взрывчатки. И только Х-31А (90 кг) и Х-35 (145 кг) выбиваются из общего ряда «тяжеловесов».

    Основная противокорабельная ракета США — «Гарпун» с зарядом в 225 кило и дальнобойностью в 120 километров. Английская «Си Скьюа» — бьет на 14,5 верст с 35-ю кило взрывчатки.

    Наше оружие лучше и сильнее западного. Что ждало их флоты в морских боях с русскими? Весной 1982 года к захваченным Аргентиной Фолклендским островам подошла английская эскадра из 136 вымпелов — типичный западный флот. Из таких же типов кораблей, какие были на вооружении нашего врага — США. Аргентинский флот в бой с британцами не вступал. Были только атаки с воздуха. Англия потеряла семь кораблей. Еще десять были тяжело повреждены. При том, что добрая половина бомб американского производства у аргентинцев не взрывалась!

    Фрегат УРО «Ардент» погиб от четырех 225-килограммовых бомб. Он был объят пламенем: жарко пылала изоляция и магниево-алюминиевые конструкции. И только чудом уцелели эсминец «Энтрим» и фрегат «Аргонавт»: в них попали 454-килограммовые бомбы, которые не сработали.

    Потом погибли фрегат «Антилоуп» (от двух 454-килограммовок) и эсминец «Ковентри» (три таких же «штучки» по центру корпуса). За ними последовал громадный авиатранспорт «Атлантик Конвайр», пораженный двумя «Экзосет». Потом — танко-десантный «Сэр Галахэд», пробитый тремя бомбами. Позже специалисты подсчитают: если бы все бомбы аргентинцев рвались, то они, потеряв всего 91 самолет, пустили бы ко дну треть британского флота!

    А будь у аргентинцев не бомбы скверного качества и не маломощные француские «Экзы», а Х-22, выжигающие внутренности кораблей? Или «Москиты»? Бедный английский флот! Кто-то метко окрестил западные боевые корабли «яичными скорлупками, вооруженными молотками». Да, они несли ядерно-ракетные системы. Но при этом из экономии их делали из сверхлегких сплавов и пластмасс, прекрасной пищи для огня. От наших ракет они защищали так же, как листок папиросной бумаги от пущенной в упор пули.

    Так неужели нужно было сдаваться Западу, вопя о своей отсталости, имея такое оружие против его кораблей — «плавучих фейерверков» и «яичных скорлупок»?

    Последуем примеру Клэнси и дадим волю своей фантазии.

    Эскадру противника засек спутник. Через десять минут МиГи-29М с ревом начали взлетать с палубы «Варяга». Капитан Калашников вел самолет в бреющем полете, едва не срывая гребни атлантических волн, уходя от чужих радаров. Он и его ведомый должны были нанести удар по кораблям прикрытия вражеского флагмана — авианосца «Нимитц».

    Бортовые локаторы они не включали ради скрытности. Скорость тысяча триста. «Варяг» остался в двухстах верстах позади. Ожил шлемофон:

    — Сотый, я Третий. Две цели. Удаление — двести, пеленг — сто двадцать. Курс двести тридцать пять на 28 узлах.

    Калашников ощутил неприятный холодок. Где-то впереди, на два часа, в облаках, ему передавал координаты целей самолет радарной разведки. Что это? Корабли дальнего радиолокационного дозора, как пить дать. Эсминцы или фрегаты УРО. Один черт они могут угостить ракетами «Сухих», идущих сзади. Вперед!

    Там, впереди, тоже нервничали. Эсминец «Кунц» и фрегат «Оливер X. Перри» шли строем пеленга-уступа на расстоянии трех миль друг от друга, и антенны их РЛС пронзали воздух электромагнитными импульсами. Тяжелые облака заволокли небо на высоте уже шестисот футов. Боевые расчеты напряженно замерли на постах…

    Калашников щелкнул тумблером, активируя головки ракет Х-29Т. Он заходил на цели с фланга. Так, чтобы удар ракет пришелся в левые борта врага. Пора, они уже где-то рядом!

    МиГи резко взмыли вверх, врезавшись в серые клубы снеговых туч. Включились их радары. Они засекли обе цели на удалении в тридцать пять верст. Запищали предупредительные сигналы — головки ракет поймали цель. Калашников и его ведомый выпустили их одновременно. И теперь огнехвостые понеслись вперед…

    — Две воздушные цели! Скорость — две тысячи… — доложил оператор РЛС «Оливера X. Перри» — Они выпустили четыре ракеты, сэр! Удаление — двадцать, пеленг 105 градусов!

    С главных командных пунктов обоих кораблей неслись электрические разряды команд:

    — Поставить пассивные помехи! По самолетам — огонь! «Фаланкс» — огонь!

    На направляющих развернулись зенитные «Тартары», повели связками стволов скорострельные «Фаланксы». С ревом ударили раскаленные струи из ракетных сопел. МиГи, круто развернувшись, уходили прочь, из-под удара зенитных ракет, выстреливая ложные цели. Теперь все дело — за выпущенными Х-29…

    Эсминец и фрегат развернулись носами навстречу опасности. Они уже видели идущие у самой воды четыре ракеты. Загрохотали оба «Фаланкса», выбрасывая по две тысячи снарядов в минуту.

    Но русские ракеты прочно поймали корабли в радиолокационные прицелы, и теперь рыскали, выполняя противозенитный маневр. Одну настигли очереди пушек, и она рванула огненным шаром. Эсминец и фрегат выбросили в воздух облака серебристых дипольных отражателей.

    Все произошло в считанные секунды. Одна Х-29 «повелась» на ложную цель шедшего чуть позади «Кунца», но телевизионная система ракеты снова направила ее на носовую надстройку эсминца. «Фаланкс» сбил ее, и корабль тряхнуло взрывной волной. Однако вторая Х-29 врезалась ему в корму со всеми 320 килограммами металла и взрывчатки. «Перри» повезло меньше. Ракета поразила его прямо в борт, под капитанский мостик. Она прошила обшивку, словно нож масло, и лопнула огнем в кубрике старшинского состава. Перебило носовую пожарную магистраль и вырвало громадный кусок борта. Вода, клокоча, хлынула в брешь.

    — Покинуть корабль! — скомандовал полуоглохший капитан, держась за ушибленный бок. На фрегате бушевал пожар, и поток раскаленного металла мешал аварийной партии проникнуть к месту взрыва. Еще горел двигатель разорвавшейся ракеты, выбрасывая клубы ядовитого дыма. Мигнули и погасли экраны уцелевших компьютеров, мостик погрузился в кровавые отблески пожара — сгорела главная токопроводная шина.

    С мостика «Кунца» видели, как окутанный дымом и паром фрегат начал крениться на левый борт. Над его носом плясали языки огня. Да и сам эсминец катастрофически терял ход…

    МиГи успели сделать вираж вправо и зашли на цели на бреющем полете. Они понеслись над самой водой быстрее звука, выпустив шесть ракет Х-31А. «Кунц» был обречен. Капитан в отчаянии вцепился в репитер гирокомпаса. «Фаланкс» застлан дымом, к зенитным ракетам подбирается огонь.

    — Покинуть корабль! — прохрипел он в микрофон…

    Я иногда застываю неподвижно, зачарованный нашей крылатой силой. Господи, ну почему все это скрывали от нас? Почему лишали законной национальной гордости?

    Мне до смерти надоело нынешнее телевидение. Вот чистокровный Борис Абрамович Березовский с полукровкой — стареющей писательницей Богуславской награждают премией года никогда не воевавшего еврея Войновича. Создателя образа идиота Чонкина, «русского солдата». В жюри конкурса сидят одни «дети юристов» — лепила Неизвестный, «поэт» Вознесенский, какие-то скрипачи. Молодящиеся ошметки параноидального шестидесятничества. Клубок тварей, жадно толкущийся у сладкой кормушки — будь то ЦК КПСС или еврейский делец. А еще в ящике нет ничего, кроме передач об Израиле, слезливых программок о битлах и мыльных опереток.

    Мы хотим иного. Силы и могущества. Мы хотим Империи!







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх