|
||||
|
Термины для запоминания Проверьте, насколько хорошо вы разобрались в понятиях, представленных в этой главе, перечитав их определения. Если окажется, что какой-то термин вызывает у вас затруднения, обязательно перечитайте раздел, в котором он обсуждается. (А) Переменная. Измеримая характеристика, которая может принимать более одного значения (например, рост, пол, возраст, раса). Валидность. Показывает, измеряет ли оценка (например, тест) именно то, что вы хотите измерить. Выборка. Подгруппа контингента, которая изучается для того, чтобы сделать выводы обо всем контингенте. Гипотеза. Набор представлений о природе мироздания, обычно касающихся связи между двумя или несколькими переменными. Двойной слепой эксперимент. Разновидность эксперимента, когда ни испытуемые, ни лица, собирающие данные, не знают, к какой группе воздействия относится испытуемый. Дедуктивный метод. Метод формулирования гипотез, при котором вы формулируете гипотезу, которую считаете истинной, а затем выводите из нее следствия. Затем проводятся систематические наблюдения для проверки правильности вашей гипотезы. Зависимая переменная. Переменная, значение которой измеряется при эксперименте, чтобы определить, зависит ли оно от значения независимой переменной. Сравните с независимой переменной. Закон малых чисел. Готовность поверить, что результаты, полученные для нескольких испытуемых, можно обобщать на весь контингент. Изменчивость. Термин для обозначения того факта, что все люди (и животные) по-разному реагируют на экспериментальные раздражители. Индуктивный метод. Метод формулирования гипотез, при котором вы наблюдаете события, а затем выдвигаете гипотезу об этих событиях. Испытуемый. Человек, животное или организм, который участвует в эксперименте. Конвергентная валидность. Использование нескольких различных оценок или методов, которые все приводят к одному заключению. Контингент. В терминологии статистики и проверки гипотез контингент – это вся группа людей (животных или организмов), которые вас интересуют и на которую вы хотите обобщать результаты. Корреляция между переменными. Существование связи между двумя или несколькими переменными. См. положительную и отрицательную корреляции. Мнимая валидность. Уверенность в том, что оценка валидна (т. е. измеряет именно то, что вам надо), тогда как на самом деле это не так. Из-за этого явления люди испытывают излишнюю уверенность в своих суждениях. Мнимая корреляция. Убеждение о корреляции двух переменных, когда на самом деле такой корреляции нет. Надежность. Постоянство оценки (например, теста) при повторении измерения. Независимая переменная. Переменная, которую при проверке гипотезы экспериментатор выбирает (или оперирует ею), чтобы выяснить, приведут ли изменения независимой переменной к изменениям зависимой переменной. Например, если вы хотите узнать, с помощью чего легче убедить людей – с помощью угроз или с помощью разумных обращений, – то вы можете обратиться к одной группе людей с угрозами, а к другой – с разумными призывами (независимой переменной является тип обращения), а затем определить, насколько изменилось их отношение к данной теме (зависимая переменная). Нерепрезентативная выборка. Выборка, не являющаяся репрезентативной для населения, из которого она была отобрана. Обобщение. Использование результатов, полученных на выборке, для заключения о том, что если бы был обследован весь контингент, то были бы получены аналогичные результаты. (При использовании в контексте решения задач обобщение означает стратегию, в которой проблема рассматривается как пример более широкого класса задач.) Отрицательная корреляция. Связь между двумя или несколькими переменными, при которой увеличению одной переменной сопутствует уменьшение другой. Положительная корреляция. Связь между двумя или несколькими переменными, при которой увеличению одной переменной сопутствует увеличение другой и уменьшение одной переменной происходит одновременно с уменьшением другой. Проверка гипотезы. Научный метод накопления наблюдений для подтверждения или опровержения представлений о связях между переменными. Проспективные исследования. Метод проведения исследований, когда факторы, являющиеся возможными причинами события, определяются до того, как оно произошло. Затем экспериментаторы определяют, произойдет ли гипотетическое событие. Рабочее определение. Четко сформулированный набор процедур, объясняющих читателю, как распознать и оценить интересующее его понятие. Размер выборки. Количество людей, выбранных для проведения исследования. Репрезентативная выборка. Выборка, пропорциональная контингенту по значимым показателям, таким как соотношение между количеством мужчин и женщин, социоэкономический статус и возраст и т.п. Ретроспективные исследования. После того как событие произошло, экспериментатор исследует прошлое, чтобы определить причину этого события. Самопрограммирование. Склонность действовать таким образом, который влияет на экспериментальные результаты так, что мы получаем результаты, соответствующие нашим ожиданиям. Случайная выборка. Выборка, куда с одинаковой вероятностью может попасть любой человек из контингента. Смешанное влияние факторов (confounding). Когда экспериментальные группы отличаются по нескольким показателям, невозможно выделить влияние каждой из переменных. Например, если вы обнаружили, что девочки-подростки получают более высокие результаты при тестировании вербальных способностей, чем мальчики в возрасте до 12 лет, то вы не поймете, связаны ли эти различия в вербальных способностях с половыми или с возрастными различиями между группами. Удобные выборки. Группы людей, используемые в качестве выборки, которые легко доступны как участники эксперимента. Такие выборки могут не быть репрезентативными для контингента, из которого они отобраны. Чувствительность измерений. Возможность при измерениях определить небольшие изменения зависимой переменной. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|