XI. Приговор

Был ли Ютландский бой победою англичан? Вот вопрос, который можно часто услышать. Прежде чем высказать окончательное мнение, необходимо выяснить, что вообще подразумевается под словом «победа».

Потери в корабельном составе были следующие:

* -[72]

Наибольшие потери англичан были в первый период боя с германскими линейными крейсерами и непосредственно перед тем, как главные флоты вошли в соприкосновение, когда «Инвинсибл» и наши броненосные крейсеры неожиданно оказались под сосредоточенным огнем линейных крейсеров и головных линейных кораблей противника.

Что касается боя линейных крейсеров, который носил скорее характер отдельного столкновения, то мы должны признать, что немцы в значительной мере правы в своем притязании на победу. В чем же дело?

Битти имел в своем непосредственном подчинении гораздо более мощную эскадру, чем Хиппер. Если считать только одни крупные боевые корабли, то силы англичан состояли из 4 линейных кораблей и 6 линейных крейсеров, т.е. наше превосходство выражалось как 2:1.

В этой дуэли мы потеряли 2 линейных крейсера и 2 эскадренных миноносца против 2 эскадренных миноносцев противника. Кроме того, повреждения остальных наших линейных крейсеров были гораздо больше, чем у противника. Немцы не делали попыток уклониться от боя: тактика Хиппера была вполне правильной, и боевые качества вверенных ему сил оказались весьма высокими. Таким образом, нам остается только откровенно признать, что первый «раунд» был определенно в пользу противника.

Однако окончательный приговор, который выносится в каждом матче, не зависит от результатов начальных раундов. Напомним здесь вкратце о дальнейших периодах этой борьбы.

Когда Джеллико принял участие в главной фазе боя и стал овладевать положением, наш флот опять имел превосходство над противником. В отношении линейных кораблей наше преимущество, однако, выражалось тогда уже не как 2:1. а как 7:5. Начиная с этого момента, включая и упомянутый период первого соприкосновения флотов, английские потери выражались в количестве 1 линейного крейсера, 3 крейсеров и 6 эскадренных миноносцев, в то время как противник потерял 1 линейный корабль, 1 линейный крейсер, 4 крейсера и 3 эскадренных миноносца.

Германский флот пострадал гораздо больше английского в отношении как количества фактически погибших кораблей, так и числа попаданий в остальные корабли. Вся тактика Шеера сводилась, главным образом, к тому, чтобы непрерывно спасать свой флот из опасного положения, грозившего ему гибелью. И надо отдать ему справедливость, что он выполнял это весьма удачно. В этом отношении его можно сравнить с боксером, который, зная, что он будет разбит и побежден, всеми силами старается уклониться от ударов противника, нетерпеливо ожидая момента, когда раздастся сигнал «время». И он дождался, наконец, этого «сигнала». Наступившая темнота дала ему столь необходимую передышку. Но это еще не был настоящий конец. Его противник оставался цел и невредим, в полной готовности к новой встрече и в нетерпеливом желании с наступлением дня довести бой до конца. Но для Шеера уже было довольно. Он удачно ускользнул и уклонился от нового боя, под покровом ночи прокладывая себе путь домой.

Таким образом, приговор беспристрастного судьи, т.е. точной истории, склоняется в пользу Джеллико.

Так как все ложные выводы и искажения фактов, которые сгруппировались вокруг событий Ютландского боя, были постепенно и, как мы надеемся, навсегда ликвидированы, и успех, достигнутый в тот день, когда исход великой войны не был еще решен, теперь признан большинством, должная слава будет воздана тому, кто ее заслуживает.


Примечания:



7

«Операции английского флота», том III, стр. 376.



72

«German Official History», vol. V.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх