|
||||
|
Глава 7. Молодая наука о древностях«Архаиос» — «древний». «Логос» — «знание»Термин «археология», состоящий из двух греческих слов: «архаиос», то есть «древний», и «логос» — «слово», «знание», впервые встречается в произведении великого античного философа Платона (заметим, кстати, что Платон впервые ввел и другой научный термин — «кибернетика», «наука об управлении»). И хотя как наука археология молодая, ее истоки восходят к очень давним временам. Уже две с половиной тысячи лет назад по приказу вавилонского царя Набунаида производились раскопки фундаментов древних храмов и дворцов — царь хотел найти вещественные доказательства событий прошлого, не доверяя хроникам и легендам. «Отец истории» Геродот может быть назван если не «отцом», то «прадедом» археологической науки; он первый стал обращать внимание в исторических исследованиях на вещественные памятники прошлого, тщательно описывая египетские пирамиды, древние поселения на сваях, царские могилы и т. п. Во времена Возрождения, когда интерес к античности проявился с необычайной силой (знатоками древности становятся не только ученые-гуманисты, но и графы, князья и даже римские папы), начинается и рождение археологии как науки. Правда, сначала главный интерес был направлен на то, чтобы найти какие-либо произведения искусства древности, украшения, клады. Никакому систематизированию, никакой научной обработке находки не подвергались. И лишь в XVII веке начинаются первые попытки осмыслить находки, привести их в систему, тщательно обмерить и описать. В 1718, году Петр I издает два «археологических указа», где повелевает собирать «старые надписи, старое оружие, посуду и все, что зело старо и необыкновенно» и отправлять находки в музей — Кунсткамеру. При этом «всему делать чертежи, как что найдут». Через год в Европе выходят в свет десять огромных томов, написанных Монфоконом, — первая попытка обобщить многочисленные находки античных памятников. В начале XVIII века начались раскопки римского города Геркуланума, погибшего при извержении Везувия. В 1748 году обнаружен второй погибший город — Помпеи. Год за годом раскапывая эти мертвые города, ученые постепенно приходят к мысли, что не только статуи и произведения искусства представляют интерес: ведь вулканический пепел Везувия, обрушившись на Геркуланум и Помпеи и погребя их, как бы законсервировал эти города, сделал «каменные фотографии» жизни и быта древних римлян. «Идеи новых, научных приемов раскопок, зародившиеся в Помпеях и Геркулануме, прошли долгий путь развития, потребовали работы многих выдающихся умов, пока не была выработана современная научная методика археологических исследований, продолжающая совершенствоваться с каждым годом», — пишут советские ученые А. Л. Монгайт и А. С. Амальрик в книге «В поисках исчезнувших цивилизаций». Раскопки мертвых городов Геркуланума и Помпей послужили, таким образом, мощным толчком к возникновению новой науки — археологии. «Археология — систематическое изучение древностей и восстановление древнейшей истории наций и народов по остаткам зданий, мест погребений, оружия, утвари и украшений, относящихся к временам, от которых сохранилось очень мало или вообще не сохранилось никаких письменных документов…» «Археология есть наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным историческим источникам. Поскольку источники эти обычно погребены в земле, можно сказать, что археология есть история, вооруженная лопатой…» «Археология произвела переворот в исторической науке. Она расширила пространственный горизонт истории почти в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии». «Археология занимает все более важное место среди других гуманитарных наук. Она не является кабинетной наукой, ибо предполагает активные поиски, иногда тяжелые и всегда страстные. Это поиски в поле, с их романтикой приключений, с надеждами и разочарованиями, это поиски за рабочим столом — решения многочисленных загадок истории, предлагаемых археологу в особенно сложном и запутанном виде…» Так характеризуют свою науку археологи — люди, доставшие для человечества из-под земли — в буквальном смысле слова! — новые миры, которые, казалось, навсегда исчезли с лица планеты. Вавилонская печать с изображением жреца. Друзья и враги археологовСтрасть к коллекционированию, собиранию монет, статуй, древних предметов и надписей владела людьми с давних времен. Знаменитый ассирийский царь Ашшурбанипал собрал в своей библиотеке колоссальное количество древних «глиняных книг» и гордился умением их расшифровывать. В античном Риме возник специальный термин «антиквариус» — «любитель старины». В эпоху Возрождения даже папы и кардиналы покровительствуют поискам памятников древности и заботливо собирают их. Но поиски, находки и бережное хранение предметов, относящихся к далекому прошлому, — это еще не археология. Конечно, чем больше различных предметов разных эпох и стран попадало в коллекции, тем легче было ученым систематизировать их, исторически «осмыслить». И это-то «осмысление» отличает археологию от простого собирательства. Само собой разумеется, что страсть к собиранию коллекций памятников древности принесла большую пользу археологии. Но она же нанесла и непоправимый ущерб этой науке. Археологов интересует все. Даже такие скромные находки, как костные останки, черепки, поврежденное оружие и предметы быта, порой могут рассказать больше, чем величественные монументы, статуи, храмы. Коллекционеров же интересовали главным образом памятники искусства, причем неповрежденные. Все остальное, не имеющее отношения к коллекции, погибало или просто-напросто варварски уничтожалось. Вот, например, как описывает очевидец вскрытие этрусского саркофага: «Нелегко было сдвинуть крышку, наконец она поднялась, стала вертикально и потом тяжело упала на другую сторону. И тогда произошло то, чего я никогда не забуду, что до самой смерти будет стоять у меня перед глазами: я увидел молодого воина в полном вооружении — в шлеме, с копьем, щитом и в поножах. Я подчеркиваю: не скелет воина, а самого воина. Казалось, смерть не коснулась его. Он лежал вытянувшись, и можно было подумать, что его только что положили в могилу. Это видение продолжалось какую-то долю секунды. Потом оно исчезло, словно развеянное светом факелов. Шлем скатился направо, круглый щит вдавился в латы, покрывавшие грудь, поножи, лишившись опоры, оказались на земле. От соприкосновения с воздухом тело, столетиями лежавшее непотревоженным, неожиданно превратилось в прах, и только пылинки, казавшиеся в свете факелов золотистыми, еще плясали в воздухе». Сколько таких бесценных находок безвозвратно утеряно для науки! Когда в 1711 году было открыто местонахождение Геркуланума и начались раскопки, из пепла поспешно извлекали статуи, а на все остальное — орудия труда, утварь, даже на прекрасные фрески на стенах — не обращали никакого внимания. Потребовалось специальное вмешательство властей, чтобы прекратить хищнические раскопки. С этих пор прошло более 250 лет, археология стала подлинной наукой и добилась блестящих успехов, но… хищнические раскопки в поисках памятников искусства не прекратились и до сих пор. Совсем недавно, в 1967 году, газета «Правда» сообщала о том, как в Турции были пойманы с поличным два американских военнослужащих в тот момент, когда они срезали древние фрески с памятника руин города Эфеса. Это не единственный случай. Различными путями, используя военную и дипломатическую почту, в музеи США, ФРГ, Англии уплывают украденные памятники древности, по праву принадлежащие турецкому народу. Парламент Турции предполагает принять специальный закон, направленный против «цивилизованных» грабителей. Расхищение памятников старины стало настоящим национальным бедствием Италии. «Есть антиквары, которые лично отдают распоряжение о раскопках, как если бы у них были полномочия официальных археологических ведомств. Есть перекупщики древностей, которые продают содержимое античных могил еще до раскопок, так сказать в “нераспакованном” виде. Есть антиквары, которые захватили через спекулянтов землей целые районы, которые сдают отдельные участки в аренду другим антикварам на определенный срок, — свидетельствует миланская газета “Абичи”. — Полиция, да и само итальянское правительство почти ничего не могут сделать против этого неслыханного разграбления страны. Приведем хотя бы такой случай. Совсем недавно на аукционе в Цюрихе за астрономические суммы продавались предметы, найденные… в знаменитом этрусском городе Тарквинии и других древних городах Италии. Но итальянские власти были бессильны что-либо сделать и вернуть эти ценности, украденные у страны. Прошел год — и в Париже была выставлена целая фреска, обнаруженная итальянскими археологами, а затем исчезнувшая». Но и здесь власти «не смогли ничего предпринять». В нашей стране такое положение, конечно, невозможно. «Героический век» археологииМинувший век был поистине «героическим веком» археологии. Немецкий ученый Лепсиус открывает и исследует богатейшие памятники Древнего Египта. Лишь вблизи города Мемфиса он обнаружил 67 пирамид фараонов и около 130 гробниц знатных вельмож и чиновников, стремившихся во всем подражать «живому богу», правителю страны пирамид. «Памятники Египта и Эфиопии» — так назывался фундаментальный двенадцатитомный труд Лепсиуса, подводивший итоги его исследованиям. Но оказалось, что открытия Лепсиуса — лишь начало открытий в древней земле Египта. В том же XIX веке ученые открывают величественную Аллею сфинксов, которая вела к месту погребения священных быков Аписов, — 64 гробницы этих быков; десятки тысяч иероглифических надписей; погребальный инвентарь и мумии великих фараонов, имена и деяния которых сохранили древние тексты; столицу «отступника» фараона Эхнатона, заменившего поклонение древним богам поклонением Солнцу и впоследствии проклятому жрецами… А в это же время археологи воскрешают вторую великую цивилизацию Древнего Востока, родившуюся в долине Тигра и Евфрата. «Город крови» — ассирийская Ниневия и «мать городов» — великий Вавилон, о которых говорит Библия, были извлечены из-под земли. Вслед за ними начинаются раскопки еще более древних городов Двуречья, созданных шумерами, — Ура, Урука, Ниппура, Лагаша. К западу и северу от них найдены древние города хеттов, соперников египтян и жителей Двуречья. В канун 1870 года археологи Британского музея находят первые следы одного из легендарных чудес света — храма Артемиды Эфесской, воздвигнутого в Малой Азии двадцать пять веков назад. А затем в Малой Азии открыто еще одно «чудо света» — гробница карийского царя Мавзола, от названия которой образовалось слово «мавзолей». Генрих Шлиман открывает эгейскую культуру, которую он принимает за культуру, описанную в поэмах Гомера. Но вот начинаются раскопки на острове Крит, и Артур Эванс убедительно показывает, что именно здесь, на Крите, родилась самобытная цивилизация Эгеиды, возраст которой на многие десятки веков старше «гомеровских времен». В середине прошлого века француз Мюо, путешествуя по Камбодже, неожиданно открывает в джунглях величественный город с храмом, созданным безымянным мастером, гений которого можно сравнить с гением лучших художников Возрождения. Так был открыт Ангкор — архитектурный и скульптурный комплекс, ныне являющийся гордостью камбоджийского народа. Талантливый ученый-самородок Иван Егорович Забелин в середине XIX века раскапывает множество курганов, служивших гробницами скифских вождей. В 1862–1863 годах в кургане Чертомлык ему удалось найти богатейшее погребение. В гробнице находились останки скифского царя, его жены, шести рабов, одиннадцати коней, очень много золотых изделий, великолепный серебряный сосуд для вина, украшенный изображениями. На территории Юга России, в Крыму и на Украине, в течение минувшего века археологи раскопали десятки огромных и тысячи малых курганов-гробниц. В Южной Африке в последней четверти прошлого века было открыто Большое Зимбабве — огромное здание, по форме напоминающее рыцарский замок, и не менее величественное сооружение овальной формы. Стена, окружавшая его, потребовала около ста тысяч тонн камня! Примерно в это же время испанский археолог Савтуола открывает замечательную живопись людей каменного века на стенах Альтамирской пещеры. Открытие воспринимается ученым миром очень скептически: никто не хочет верить, что первобытный человек мог создавать великолепную живопись. Но в самом конце XIX века новые открытия подтверждают правоту Савтуолы: да, действительно, уже 150–200, а то и все 400 столетий назад среди людей жили гениальные художники. Карта языков мира. Новое открытке АмерикиXIX век принес открытия древних цивилизаций Египта и Двуречья, погребений скифов в степях Причерноморья, шедевров первобытного искусства. Примерно в это же время произошло и новое открытие Америки — открытие археологическое, которое не завершено и по сей день. В 1839–1842 годах американский путешественник и дипломат Джон Ллойд Стивенс обнаружил руины древних городов майя в джунглях Южной Мексики и Гватемалы. Яркие и красочные описания Стивенса, четкие и точные рисунки его постоянного спутника Фредерика Катервуда показали, что не только Старый Свет, но и земля Америки хранит немало археологических загадок. Находки Стивенса и Катервуда вызвали живой интерес во всем научном мире. Вскоре в глухие районы Мексики, Гватемалы и Гондураса отправляются многочисленные путешественники, исследователи, а порой и просто авантюристы, обуреваемые жаждой наживы, надеясь обнаружить в джунглях Центральной Америки богатые золотые клады, сокровища и драгоценности. Археологи Старого Света не раз убеждались, что древние легенды и предания не лгут. Пришлось и археологам Нового Света убедиться в правоте индейских легенд. В XVI веке испанцы разрушили великую державу астеков (ацтеков). Астеки утверждали, что их культуре предшествовала культура другого народа, называвшегося «тольтеки». Этот народ достиг больших успехов в строительстве, изобразительном искусстве, иероглифическом письме. О государстве тольтеков сообщал в своих записках индейский принц Иштлилшочитль, живший во времена испанского завоевания. Долгое время ученые не верили свидетельствам индейцев. Ведь слово «тольтек» в переводе означает «мастер», «строитель». Вполне возможно, думали ученые, легендарные «тольтеки» являются лишь собирательным образом, а не реальным народом. И все же оказалось, что правы предания, а не скептики! В Чолуле, в маленьком мексиканском городе, археологи обнаружили самое величественное строение Нового, а быть может, и Старого Света, воздвигнутое легендарными тольтеками, — пирамиду высотой 77 метров и с периметром основания 440 метров! Гигантская статуя бога дождя по имени Тлалок, также созданная тольтеками, весит 167 тонн — это одна из самых тяжелых статуй мира. Лишь совсем недавно, в 1965 году, удалось перевезти древнего Тлалока из городка Коатитлан, где он был изваян из вулканической скалы, в столицу Мексики. Чтобы транспортировать гиганта, пришлось построить новую дорогу, укрепить мосты и даже сделать специальный прицеп для перевозки. Рядом с маленьким мексиканским городком Тула была найдена легендарная столица тольтеков — Толлан. Мир был восхищен замечательными статуями, найденными в руинах столицы тольтеков. А еще раньше совершенно неожиданно в каком-то часе езды от столицы Мексиканской республики — города Мехико — была открыта новая цивилизация, на много веков старше цивилизации тольтеков. «Теотихуакан» означает «Жилище богов». Так называется долина (15 километров длиной и 7 шириной) — ответвление долины Мехико. Здесь был расположен гигантский город, границы которого и по сей день не удалось определить археологам. Только один центр имеет два с половиной километра в длину и около одного километра в ширину! Самое грандиозное сооружение «Жилища богов» — Пирамида Солнца. Она имеет пять ступеней и возвышается почти на 70 метров. Длина сторон основания пирамиды превышает 200 метров: мексиканский гигант может соперничать со знаменитой пирамидой Хеопса — самым грандиозным сооружением Старого Света. Неподалеку от Пирамиды Солнца находится ее младшая сестра — Пирамида Луны, высотой более 42 метров и с периметром у основания около 150 метров. Пирамида Солнца и изображение Тлалока. Культура Теотихуакана. Времена расцвета Теотихуакана уходят в глубочайшую древность: о создателях древнего города даже астеки ничего не знали. Мануэль Гамио, мексиканский археолог, исследовавший в начале XX века руины «Жилища богов», доказал, что цивилизация Теотихуакана занимает как бы промежуточное положение между культурой новокаменного века и цивилизацией астеков. В содружестве с ботаниками, зоологами, геологами и специалистами других наук Гамио выпустил монументальный обзор, в котором была рассмотрена вся история долины Теотихуакана: с древнейших времен до наших дней. Совсем недавно, в 1960 году, Национальный институт археологии и истории Мексики составил план многолетних и систематических исследований древнейшего города, «отца» Теночтитлана — столицы астеков — и «деда» современного города Мехико. В 1962 году мексиканское правительство отпустило огромную сумму — 14 миллионов песо — на изучение и реконструкцию Теотихуакана. Раскопки XX векаПрошлый век — «героический век» археологии. Но и в XX веке были открыты не менее величественные постройки и города. В 1923 году английские археологи открывают гробницу фараона Тутанхамона, в которой обнаружили самый большой «золотой клад» из всех известных в мире. В Двуречье были найдены следы «потопа» — грандиозного разлива Тигра и Евфрата, — затопившего шумерские города и заставившего жителей Двуречья делить свою историю на время «до потопа» и «после потопа» (от шумеров это деление перешло к вавилонянам, а от последних — к составителям Библии). В Индии археологи открывают древнюю культуру, созданную на 20–25 веков раньше прихода легендарных арьев в Индостан. В первой четверти XX века в изучении древних культур Америки наступил новый этап. Мексиканский народ начинает понимать, что древняя история его родины — один из истоков национальной культуры. И именно мексиканские исследователя приступили к изучению погибших цивилизаций Центральной Америки. Альфонсо Касо, «мексиканский Шлиман», открывает на побережье Тихого океана самобытную культуру, возраст которой равен более тысячи лет. Раскопки ведутся повсеместно — от долины Мехико до джунглей штата Чиапас и полуострова Юкатан. Перед взором изумленного мира предстают гениальные произведения живописи и скульптуры, величественные памятники архитектуры, соперничающие размерами с пирамидой Хеопса. Открыты древние рукописи, покрытые иероглифическими знаками, и гиганты из камня весом десять, тридцать и даже сто тонн. Оказывается, Мексика с еще большим правом, чем Египет, может именоваться «страной пирамид»: на ее территории, вместе с Гватемалой, зарегистрировано более 12 тысяч археологических сооружений! В начале XX века немецкий этнограф Фробениус в развалинах древнего города Ифэ (на берегу Гвинейского залива) находит великолепные скульптуры, вещественные доказательства того, что когда-то в Западной Африке существовала самобытная развитая цивилизация. В 1938–1939 годах в Ифэ проводятся археологические раскопки, в результате их были открыты новые памятники искусства и доказано местное происхождение цивилизации Ифэ (Египет эпохи фараонов, Индия, Этрурия и даже легендарная Атлантида выдвигались в качестве родины этой африканской цивилизации). После второй мировой войны в долине реки Нок, неподалеку от Ифэ, археологи находят новую культуру, возраст которой на добрых полтора тысячелетия древнее культуры Ифэ. В 1958 году экспедиция французского ученого Анри Лота исследует наскальные рисунки в Сахаре. Фрески Тассили, возраст которых охватывает промежуток между XI и I тысячелетиями до н. э., становятся известными всему миру и занимают свое почетное место в истории искусства. После второй мировой войны археологи начинают также систематическое исследование Австралии и Океании. Архипелаг Фиджи и остров Пасхи, Маркизские острова и Новая Каледония, Гавайи и Таити, Новая Зеландия и Самоа — вот далеко не полный перечень тех мест, где были успешно проведены археологические раскопки. Благодаря им история заселения и самобытного развития народов Океании начинает переписываться заново. Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания… Все континенты, кроме необитаемой Антарктиды, вошли в поле зрения современной археологии. Но не только по географическому охвату превосходит наука о древностях XX века науку века минувшего. Ведь археологам XX столетия предоставлена техника, о которой лишь мечтали в XIX веке. Для поисков месторождения нефти, подземных руд или вод геологи разработали метод электроразведки. Заключается он в том, что через грунт пропускают электрический ток и в зависимости от сопротивления этого грунта определяют его состав. Теперь этот метод с успехом применяют и археологи, отыскивая подземные погребения. Для лучшего изучения гробниц применяется ныне и фотозондирование. До начала раскопок в найденном погребении бурят грунт и в отверстие опускают специальный фотоаппарат с электронной вспышкой, который делает снимки. И лишь затем, уже зная устройство гробницы, археологи приступают к раскопкам. В поисках древних поселений все чаще начинает принимать участие «всевидящее око» аэрофотосъемки. С ее помощью не так давно удалось обнаружить этрусский порт Спину. За два тысячелетия, прошедших с того времени, когда население покинуло этот город, болотистая почва дельты реки По, где находилась Спина, прочно засосала строения. Сделав снимки с воздуха, ученые увидели своеобразный «план города». На месте древнего канала трава росла очень густо и образовала на снимках темные полосы. А светлые линии обозначили места стен и строений — ведь здесь трава росла очень плохо или совсем не росла. Имея такой «аэрофотоплан», археологи достигли блестящих результатов, раскопав руины порта этрусков. В настоящее время в помощь археологам привлекаются электронные вычислительные машины: им поручают хранение, классификацию и сопоставление исходных данных. Но, пожалуй, наиболее важную помощь археологам в определении дат оказали техника и точные методы исследования, созданные в XX столетии. В поисках точного времениКогда произошло то или иное событие? Этим вопросом едва ли не в первую очередь задаются исследователи древних культур. Чем глубже в земле найден предмет, тем он древнее. Изучая расположение слоев по отношению один к другому, можно установить хронологию событий. Но хронология эта будет относительной, условной. Мы будем знать лишь, что «событие А» или «город А» древнее, чем «событие Б» или «город Б», но не будем знать абсолютно точного времени. А знать его необходимо. Как же определить это точное время? Хроники, летописи, документы часто сообщают даты. Каждая дата имеет свою «точку отсчета». Для христиан — это «сотворение мира» или «рождество Христово»; для мусульман — «год хиджры», связанный с пророком Магометом и егц делами; для древних римлян — «день основания Рима». Все эти «точки отсчета» нетрудно согласовать с нашей хронологией и перевести мусульманские, христианские или древнеримские даты на даты наших дней. «Год хиджры» — это 622 год н. э., «день основания Рима» — 754 год до н. э., «сотворение мира», согласно Библии, произошло около 7000 лет назад. У индейцев майя существовал очень точный календарь (достаточно сказать, что, вычисляя продолжительность лунного месяца, астрономы города Паленке ошиблись всего лишь на 0,00027 дня). И календарь этот имел две «точки отсчета», подобные христианскому «сотворению мира» и «рождеству Христову». Только дата сотворения мира у майя была отнесена не на семь тысячелетий, а на добрых 5 миллионов лет до наших дней! Ну, а как быть, когда у нас нет письменных дат? И даже таких косвенных источников, как родословные, упоминания летописцев о «большом пожаре», или «небесном затмении», или «правлении царя такого-то»? Можно ли тогда определить время происходивших событий? Долгое время археологам приходилось довольствоваться относительной хронологией. И лишь совсем недавно, после второй мировой войны, ученым удалось найти способ определять абсолютное время. Для этого нужно лишь иметь древесные остатки, золу или какие-либо другие следы органических веществ. В состав всех организмов входит изотоп углерода С14 — радиоактивный элемент, который образуется под воздействием космических лучей (он поглощается растениями из атмосферы и с растительной пищей попадает в организм животных). Образование С14 возможно лишь при жизни организма. Как только наступает его смерть, начинается распад радиоактивного изотопа. И этот распад происходит с определенной скоростью. А это значит, что в лаборатории можно найти почти точную дату археологического памятника, определив, сколько в нем содержится С14. Правда, датировка эта возможна в пределах до 60 тысяч лет (за более долгий срок изотоп распадается полностью). Возраст же многих памятников археологии, например костей предков человека, превышает сотни тысяч и даже миллион лет. Здесь уже используются другие методы определения возраста: количество фтора в костях, наличие других химических компонентов позволяет лабораторным путем находить время гибели человека или животного, останки которого найдены рядом со следами пребывания древних предков людей. Этнографы на Рапа-НуиЧеловечество развивается неравномерно. Географические условия, контакты с другими народами, внутреннее развитие общества и много других общественных и природных причин влияет на ход развития разных стран и народов. Когда европейцы открыли Новый Свет, они столкнулись с культурой майя и астеков, находившейся на уровне древнеегипетской, шумерской, античной культуры. Но вместо того чтобы войти в дружеский контакт с людьми, как будто прибывшими к нам из тьмы тысячелетий, испанские конкистадоры занялись войнами и грабежом. Ассирия, Египет, Вавилония и другие государства древнего мира пали под ударами других держав, равных им по культуре, или кочевых племен, стоявших на более низком уровне. Самобытные культуры до-Колумбовой Америки погибли от руки людей, прибывших из стран, на многие столетия опередивших их в развитии. Когда же пробудился интерес к древнейшей истории, цивилизации Нового Света были мертвы. Такая же участь постигла и культуры Океании. К счастью, здесь порой удается найти «живых свидетелей», людей, деды и прадеды которых жили тем образом жизни, который давным-давно исчез в Старом Свете. Поиском и изучением таких «живых свидетелей», своего рода «живых ископаемых», занимается специальная наука — этнография. Вместе с археологией она дает бесценный материал для реконструкции древней истории человечества. Примером тому может служить этнографическое изучение острова Пасхи. 6 апреля 1722 года под 27°4′ южной широты голландская эскадра под командованием Роггевена открыла маленький скалистый остров. Был день христианской пасхи, и открытая земля получила название «остров Пасхи». Экспедиция Роггевена обнаружила на острове огромные каменные статуи. В 1770 году испанский капитан Гонсалес-и-Хаедо, заново открывший эту землю, сообщил о существовании на острове своеобразного рисуночного письма. Знаменитые водители фрегатов Джемс Кук в 1774 году, Франсуа Лаперуз в 1786 году, Юрий Лисянский в 1804 году посетили остров Пасхи. Завязав с островитянами дружеские отношения, они имели возможность познакомиться с их культурой и бытом. Но визиты капитанов были краткими. В 1862 году остров подвергся варварскому набегу перуанских работорговцев, поставщиков рабочей силы для добычи гуано в Южной Америке. Почти все работоспособное население было вывезено пиратами. После вмешательства правительства Англии и Франции 100 человек было возвращено на родину, 85 из них умерло в пути от оспы, а оставшиеся в живых занесли болезнь на остров Пасхи. До пришествия европейцев население Рапа-Нуи (как называют остров Пасхи полинезийцы) исчислялось в несколько тысяч. После эпидемии и набега перуанцев осталось всего-навсего 111 человек. Гибель культуры острова Пасхи была довершена миссионерами. По их наущению были сожжены памятники местной письменности — кохау ронго-ронго. Принятие христианства окончательно подорвало старые традиции, связь с древней культурой, которая с тех пор именуется «загадочной» и «таинственной». Когда интерес к ней пробудился, она была мертва, и этнографы смогли собрать лишь немногие крупицы прежних знаний и традиций. «В то время как культ статуй мы едва различаем сквозь туман древности, — писала английская исследовательница Кэтрин Раутледж, посетившая остров Пасхи в 1914–1915 годах, — дощечки кохау ронго-ронго были неотъемлемой частью жизни островитян, о чем еще помнят люди немного старше среднего возраста. Мучительно сознавать, как близки мы были к их разгадке и как далеки теперь». И все же Раутледж во время своей экспедиции удалось разыскать старика по имени Томеника, который умел читать и писать иероглифы. Однако старик не выдал чужеземке тайну древнего искусства письма. Вскоре он умер в колонии для прокаженных. Раутледж думала, что Томеника был последним маори ронго-ронго — знатоком письма кохау ронго-ронго. Впоследствии оказалось, что это не так. У старика были ученики, которым он передал свое умение. Не исключено, что кто-либо из учеников Томеники дожил и до наших дней. Ведь тетради, найденные на острове Пасхи Хейердалом, неопровержимо свидетельствуют, что интерес к древней культуре острова, к его письму кохау ронго-ронго не угас даже у современных жителей острова Пасхи! Первое время даже была надежда, что в тетрадях содержится ключ к таинственному письму кохау ронго-ронго. И хотя анализ тетрадей, проведенный советскими учеными, показал, что, к сожалению, этого заветного ключа в тетрадях нет, все же есть много данных считать, что и поныне живы старики-островитяне, которые знают то, чего не знают до сих пор ученые, пытающиеся раскрыть тайну «говорящего дерева» острова Пасхи. Ведь истории этнографических исследований известны случаи, когда ученым удавалось найти живых знатоков письмен, давно считавшихся «мертвыми». В конце XVIII века французский исследователь Анкетиль-Дюперон сообщил, что ему удалось прочитать и перевести тексты священной книги древних персов «Авесты» (он много лет провел среди современных огнепоклонников, для которых и поныне «Авеста» — священная книга, и научился у жрецов, из поколения в поколение передававших знание текста, искусству чтения «Авесты»). Когда Анкетиль-Дюперон опубликовал свой перевод «Авесты», перевод этот единодушно был признан «плодом фантазии» и считался таковым до тех пор, пока успехи языкознания XIX века не подтвердили правоту отважного исследователя, с риском для жизни добывшего у жрецов-огнепоклонников тайну их священных текстов. Еще более поразительный случай произошел совсем недавно, в середине нашего столетия. Как известно, испанцы под предводительством Писарро уничтожили великую цивилизацию инков в Южной Америке, а вместе с ней и все памятники письма. Впрочем, памятников этих было крайне мало — когда-то процветавшее иероглифическое письмо было запрещено самими инками и заменено «письмом узелками» — «кипу» или «квипу». Инки сохранили лишь совсем немного иероглифических текстов, где была записана их история (ведь с помощью узелков «кипу», родных братьев наших «узелков на память», связного текста не запишешь). Однако после испанского завоевания и эти тексты погибли. Каково же было изумление всего ученого мира, когда в пятидесятых годах XX века боливийский археолог и этнограф Дик-Эдгар Ибарра Грассо обнаружил живых знатоков иероглифического письма! И не только в отдаленных горных районах Боливии и Перу, но даже в самой столице Боливии — городе Ла-Пас! В отдаленных районах государства инков, очевидно, были люди, не послушавшиеся запрета. А после гибели инков запрет иероглифического письма потерял свою силу, и ловкие христианские миссионеры не только не стали препятствовать «еретическому» письму, но, напротив, поощряли его. Вот почему и поныне индейцы, не знающие ни грамоты, ни испанского языка, пользуются письмом, корни которого уходят во времена культуры Тиагуанако, предшествовавшей культуре инков. Раутледж считала, что эпоха создания статуй уходит «в туман древности». Однако оказалось, что и здесь этнографические исследования могут пролить свет на эту «загадку номер один» острова Пасхи. Себастьян Энглерт, ученый, более тридцати лет живущей на Рапа-Нуи, собрал у островитян ценные сведения о том, как изготовлялись, транспортировались и воздвигались на платформы каменные гиганты. А вскоре этнографические сведения прошли «экспериментальную проверку», после того как на остров Пасхи прибыла экспедиция, возглавляемая Туром Хейердалом. Живые люди каменного векаПисьмо и монументальное искусство — это достижения цивилизации. Конечно, найти ключ к загадкам высоких культур с помощью «живых свидетелей» — задача весьма увлекательная и романтическая. Но основную свою цель этнографы видят не в этом. Тщательное описание образа жизни, верований, жилищ, одежды, орудий, способов земледелия и охоты людей, живущих первобытными общинами, — таков главный вклад этнографической науки в реконструкцию прошлого. В джунглях Амазонки, на островах Океании, на просторах Австралии, в пустыне Калахари, в лесах Малакки, Борнео и Суматры еще в прошлом веке жили (а порой живут и в нашем веке атома и космоса) люди, у которых продолжается каменный век. Еще во времена античности суеверный страх и изумление вызывали странные находки — топоры из камня. Их называли «громовыми», так как верили, что сделаны они на небе, а не на Земле. Разгневавшись, боги поражали этими топорами непокорных людей. Когда началась эпоха Великих географических открытий, оказалось, что орудиями из камня пользовались многие народы Африки, Азии, Америки, Океании. И уже в эпоху Возрождения геолог и ботаник Михаил Меркати сделал вывод, что и «громовые топоры», которые находили в Европе, являются делом рук человеческих: их изготовили предки нынешних обитателей европейского материка. Жители Центральной и Южной Америки — майя, астеки, инки — находились на уровне цивилизации Древнего Востока. Другие народы Америки, а также Африки и Океании не достигли этой стадии. Их уровень развития соответствовал неолиту — новокаменному веку, которого человечество впервые достигло 6–8 тысяч лет назад на огромной территории от Туркмении до Сахары. Эпохе неолита предшествовал так называемый мезолит — среднекаменный век. Жители Австралии, в течение многих сотен веков жившие в полной изоляции от остального мира, находились до открытия их европейцами на уровне мезолита. У них не было постоянных жилищ, земледелия, одежды. Пищу они добывали охотой и собирательством. Наконец, самая древняя эпоха в развитии человечества — это «древнекаменный век», или палеолит. Для населения Европы и большей части Азии он закончился около 13–15 тысячелетий назад, для жителей других районов земного шара — гораздо позже. И когда возникла этнография как наука, на планете не было ни одного народа, который бы жил так, как жили люди палеолита. Впрочем, может быть, ученые и имели счастливую возможность изучить живых людей палеолита. На острове Тасмания обитали племена, чьи орудия напоминали примитивные орудия наших предков, живших 40, а то и 60 тысяч лет назад. Но коренное население Тасмании было зверски истреблено колонизаторами. 28 декабря 1838 года последние тасманийцы, преследуемые, словно дикие звери, были загнаны на мыс и схвачены, а затем переселены в болотистую долину одного из маленьких островков возле Тасмании. В 1860 году в живых осталось только 11 тасманийцев, а в 1876 году умерла последняя тасманийка. Так погибли последние люди палеолита. А ведь изучение их образа жизни и культуры могло дать бесценный материал для науки. Расисты пытались объяснить культурную отсталость австралийцев и других народов, живущих в каменном веке, якобы их врожденной неспособностью, умственной отсталостью, физической неполноценностью. Но это чистый вымысел. Все люди нашей планеты равны и физически и психически. Отсталость же в культуре объясняется не биологическими, а социальными причинами. Когда «человек каменного века» попадает в мир современной цивилизации, он не хуже остальных людей овладевает ее достижениями. Люди равны, независимо от их национальности, развития культуры, цвета кожи. Все они происходят от единого предка — «человека разумного», который многие тысячи лет назад начал осваивать свою планету. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|