|
||||
|
Глава 11. Планета еще не открытаЗагадки ОкеанииДревнейшее заселение островов Тихого океана — это лишь одна из многочисленных загадок Океании, которую предстоит решить археологам в содружестве с лингвистами, знатоками фольклора, геологами, этнографами, ботаниками, антропологами, историками географических открытий. На территории Новой Гвинеи в прошлом веке и в настоящем обнаружены каменные скульптуры, песты и ступки. Местное население с большим мастерством вырезает из дерева скульптуры и маски, но не пользуется камнем как материалом для творчества. Не пользуются папуасы и каменными пестами и ступками. Происхождение всех этих изделий из камня является для населения Новой Гвинеи такой же загадкой, как и для ученых. Одни папуасские мифы утверждают, что каменные изделия — это останки очень древних предков; другие — что они дело рук таинственного карликового народа; третьи приводят фантастические истории, объясняющие появление каменных скульптур, пестов и ступок. Столь же разнообразны и научные гипотезы, с помощью которых океанисты пытаются объяснить происхождение загадочных изделий из камня. На Западе популярна гипотеза, согласно которой каменные фигуры были вытесаны неведомым доисторическим народом, который жил на Новой Гвинее до того, как остров заселили папуасы. Народ этот, несмотря на свою древность, имел более высокую культуру — он умел выращивать злаки и толочь зерна в ступах (чего не делали папуасы). Советский этнограф Н. А. Бутинов выдвинул более правдоподобную гипотезу: изделия из камня созданы не таинственно исчезнувшим народом, а предками современных меланезийцев, побывавшими здесь 5–6 тысячелетий назад. Ведь берега Новой Гвинеи были важной вехой на их пути к островам Меланезии. Весьма вероятно, что многие изделия из камня выполнены самими папуасами, так как стиль скульптур из камня напоминает стиль деревянных статуй, которые и поныне изготовляют жители Новой Гвинеи. Каменные скульптуры были обнаружены американским археологом Осборном при раскопках на островах Палау в Микронезии. Это головы высотой около полуметра. Происхождение статуй неизвестно. По своему стилю они не имеют аналогий в искусстве Океании. Какой народ их создал, каково назначение статуй и их возраст? На все эти вопросы предстоит еще ответить науке. Правда, о находке на островах Палау науке стало известно лишь в 1958 году. Зато другая загадка Микронезии вот уже около ста лет волнует умы как профессиональных ученых, так и многочисленных романтиков, энтузиастов археологии, — это грандиозные руины на острове Понапе, в центральной группе Каролинского архипелага. Нан Мадол — так называется самое большое древнее поселение на западном берегу Понапе, архитектурный комплекс площадью около 18 квадратных километров, состоящий из около сотни искусственных островков, разделенных каналами (недаром Нан Мадол называют «Венецией Тихого океана»!). На островках расположены гробницы, площадки, туннели, храмы. Самая большая крепость — Нан Танах, сложенная из базальтовых глыб, раскинулась на площади почти в восемь с половиной тысяч квадратных метров. Нан Мадол обнесен высокой толстой стеной; имеется и большой мол, длиной около километра. Канал делит «Венецию Тихого океана» на две части: верхний и нижний город. Кроме Нан Мадола, на острове Понапе есть и другие древние сооружения: храмы, склепы, насыпи, платформы. Кто и когда воздвиг их на маленьком гористом острове? У науки пока нет ответа. Выдвигалась гипотеза, что «тихоокеанская Венеция» является руинами столицы могущественного государства, территория которого ныне скрыта под водой. Другая гипотеза предполагает, что постройки Понапе — дело рук светлокожих полинезийцев; третья — темнокожих меланезийцев; четвертая гипотеза называет творцами грандиозных сооружений народ чаморро, населявший соседние Марианские острова и беспощадно истребленный колонизаторами-испанцами в XVI веке. Какая из гипотез верна? На этот вопрос мы не можем пока что ответить. Ведь археологическое изучение Микронезии — да и вообще Океании — делает лишь первые робкие шаги. Таинственный островОколо двух с половиной столетий назад цивилизованный мир узнал о гигантских статуях острова Пасхи. Капитаны, миссионеры, путешественники, этнографы побывали на далеком острове и оставили описания его загадочной культуры. В 1955–1956 годах здесь работала археологическая экспедиция, организованная и возглавленная прославленным норвежским исследователем Туром Хейердалом. В обработке материалов, собранных экспедицией, приняли участие специалисты в разных областях науки и из разных стран, в том числе и из Советского Союза (доктор исторических наук Ю. В. Кнорозов, кандидат исторических наук И. К. Федорова и автор этих строк). Публикация материалов заняла сотни страниц, целых три тома. Но все же многие загадки острова Пасхи ждут своего решения. И в первую очередь — это загадка происхождения удивительного искусства, самобытного письма и вообще всей культуры «Пупа Земли», как называют свою родину островитяне. Большой популярностью когда-то пользовалась гипотеза, предполагавшая, что остров Пасхи с его статуями (так же как и «Венеция Тихого Океана» — Нан Мадол) является остатком «тихоокеанской Атлантиды» — материка, на котором жило когда-то многочисленное культурное население, погубленное катастрофой. Английский ученый Макмиллан Браун в 1924 году выпустил в свет большой том, посвященный доказательству этой гипотезы. Затонувшую сушу он назвал Пацифида, от «Пацифик» — «Тихий океан». В самом деле, как мы уже говорили, Тихий океан является одним из самых «горячих» мест на нашей планете. В период последнего оледенения здесь происходили грандиозные изменения: погружались массивы суши, зарождались коралловые атоллы и острова. В ту далекую эпоху человек мог сделать примитивный плот, чтобы преодолеть небольшое водное пространство, отделяющее один остров от другого. Но построить такие величественные сооружения, как грандиозный порт Нан Мадол в Микронезии или гигантские статуи острова Пасхи, ему было явно не под силу. Да такая мысль и не могла бы прийти в голову людям, все помыслы которых были направлены на добычу «хлеба насущного» — на охоту, рыболовство, собирательство. Монументальное строительство в Океании началось много тысячелетий позднее. Радиоуглеродный анализ показал, что гигантские статуи острова Пасхи начали свой путь от каменоломен к берегу океана не 10–12 тысяч лет назад, а лишь в XI веке нашей эры. А это означает, что реальная геологическая Пацифида вряд ли имеет отношение к Пацифиде исторической — стране с высокой культурой, существование которой предположили Браун и некоторые другие исследователи. Статуи острова Пасхи. Археологические раскопки на острове Пасхи показали, что культуру островитян можно разделить на три больших периода. Первый начался в первых веках нашей эры и закончился около тысячи лет назад. В этот период возводились грандиозные каменные платформы — аху: каменные плиты без всякого цемента надежно и плотно подгонялись одна к другой. Во втором периоде, начавшемся в XI веке, строительство платформ уже не велось с такой тщательностью: все внимание и силы островитян были направлены на гигантские статуи. Скульптуры из камня высекали и в первом периоде, но они были невелики по размерам, разнообразны по стилю и не предназначались для того, чтобы стоять на платформах. Теперь же, в течение XI–XVI веков, жители острова Пасхи изготовили несколько сотен огромных, многотонных статуй, водрузив бóльшую часть их на платформы. Война «длинноухих» и «короткоухих» открывает третий период, во время которого статуи свергаются с постаментов, а вместо монументальных платформ возводятся небольшие пирамидальные сооружения. Завершается этот период гибелью самобытной культуры и принятием христианства жителями острова Пасхи. Кем была создана удивительная цивилизация Рапа-Нуи? Знаменитый норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал привел много доказательств в пользу того, что выходцы из Южной Америки являются творцами культуры острова Пасхи. Миллионам читателей популярных книг Хейердала «Путешествие на “Кон-Тики”» и «Аку-аку» хорошо известны доводы норвежского ученого, и мы не будем их повторять. Согласно гипотезе Хейердала, и первый и второй периоды древней истории Рапа-Нуи — это результат деятельности выходцев из древнего Перу. А последний, третий период, «который был отмечен междоусобными войнами, каннибализмом и общим упадком», — это плоды деятельности полинезийцев, истребивших трудолюбивых и мирных первых поселенцев острова. Полинезийцы, пишет Хейердал, «эти воинственные люди оказались одними среди руин на голой сцене острова Пасхи. Они сохранили в своей среде очень небольшой инородный элемент. Такими их и застал Роггевен, когда приподнял занавес для европейского зрителя — через много лет после того, как великая драма кончилась и исполнители главных ролей покинули сцену». Но так ли это? Вот в чем вопрос. Полинезийцы на острове ПасхиНачнем со знаменитых великанов острова Пасхи. Если полинезийцы уничтожили древнюю культуру и ее создателей в результате битвы с «длинноухими», естественно, что они стали разрушать и свергать с платформ статуи, в изготовление которых, согласно преданиям, заставляли их участвовать «длинноухие». Последние были истреблены, согласно предположению Хейердала, примерно за полвека до открытия острова Пасхи Роггевеном. Но почему же тогда тот же Роггевен свидетельствует, что этим статуям поклонялись? «Что касается их богослужения, то ввиду кратковременности нашего пребывания мы не смогли получить об этом достаточно полного представления, мы только заметили, что они разводили огонь перед очень высокими каменными статуями и садились на корточки перед ними, склонив головы, а затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз», — читаем мы в судовом журнале Роггевена. О разрушении и свержении статуй свидетельствуют капитаны конца XVIII — начала XIX веков, а не первооткрыватели острова Пасхи. В начале и середине XIX века, через много лет после уничтожения «длинноухих», на острове Пасхи процветало искусство иероглифического письма. Одна из немногих сохранившихся дощечек кохау ронго-ронго — это европейское весло с нанесенными на нем зубом акулы знаками. Характер знаков письма острова Пасхи, изображения танцевального весла «ао», палки-копалки, пращи и других предметов быта, орудий и украшений, также чисто полинезийских, говорит о том, что письмо было создано полинезийцами. Необычайно большое число удвоений знаков в текстах также говорит об этом — ведь характернейшей чертой полинезийских языков, отличающей их от всех остальных языков мира, как раз является обилие удвоенных морфем (мельчайших значимых частей слова) и слов! Таким образом, третий, «полинезийский» период нельзя трактовать как период «дикости» и уничтожения прежней культуры. Высокую цивилизацию острова Пасхи уничтожили не полинезийцы, а перуанские работорговцы и католические миссионеры. Обратимся теперь ко второму периоду — периоду господства «длинноухих». Легенды острова Пасхи изображают их отнюдь не как мирных и гуманных учителей. Напротив, поводом к восстанию послужило, как утверждает самая полная версия предания о гибели «длинноухих», злодеяние одного из «длинноухих», который умертвил и хотел съесть тридцать детей. Обычай поедания людей не свойствен индейцам Перу, но он широко распространен в Полинезии. О полинезийском происхождении «длинноухих» свидетельствуют и их имена, сохраненные легендами; нигде в них не говорится, что «длинноухие» говорили на другом, неполинезийском языке. Во рву Поике, где нашли свою могилу «длинноухие», было обнаружено множество костных останков. Видный антрополог Р. Меррил подверг эти останки тщательному анализу. И его вывод таков: на острове Пасхи не было двух рас; все костные останки принадлежали полинезийцам. Петроглифы, скульптуры, танцевальное весло… Тайны древнего ПеруПравда, мнение Меррила звучит убедительно лишь для второго и третьего периодов развития культуры острова Пасхи. Слишком мало материала дошло до нас от первых поселенцев Рапа-Нуи. И поэтому мы не можем сейчас утверждать с уверенностью, что они были также полинезийцами. Пока что ясно одно — до прибытия на остров первого «короля» Хоту-Матуа, о котором говорят легенды, здесь жило более древнее население. Кем были эти люди? Полинезийцами? Темнокожими жителями Меланезии, «Черных островов»? Или же выходцами из Южной Америки? Будущие исследования ответят на этот вопрос. Ведь археологическое изучение Полинезии, Меланезии и Южной Америки делает лишь первые шаги и сулит множество интересных и неожиданных открытий. В первой половине XVI века испанские войска захватили огромную империю инков, простиравшуюся с севера на юг почта на 4 тысячи километров и занимавшую площадь около 2 миллионов квадратных километров. И лишь спустя столетия археологи начали изучение замечательной инкской культуры. В 1911 году была открыта легендарная крепость Мачу-Пикчу («Старая Вершина») — город на неприступной скале. Стали известны и другие города и крепости инков. Затем последовали новые находки — они относились ко временам, предшествовавшим расцвету державы инков. Археологи обнаружили сотни мумий в пещерах и подземных городах-некрополях. Храмы, стоящие на вершинах пирамид. Изумительные по мастерству и совершенству скульптурные портреты-сосуды. Золотые маски, сосуды и украшения. Было открыто колоссальное здание-лабиринт Чавин де Уантар. Совсем недавно в 12 километрах от столицы Перу — города Лима обнаружены руины древнего города, «возраст» которого равен 35 векам. В нем имеется удивительное пятиэтажное здание с 25 залами. В этих залах могло разместиться около трех тысяч человек. Каждый год приносит всё новые и новые открытия в Боливии, Перу, Эквадоре. Новые находки — и новые загадки. Амежду тем и старые тайны древних культур Южной Америки еще не решены. Это прежде всего загадка Сан-Августина и Тиагуанако. В южной части республики Колумбия, в верховьях реки Магдалена, около ста лет назад, вблизи деревушки Сан-Августин, был обнаружен целый комплекс памятников. Более трехсот рельефов и каменных статуй высотой 2–3 метра скрывались в джунглях. Кто, когда, зачем создал эти статуи и рельефы, не похожие на другие памятники искусства Нового и Старого Света? На этот вопрос у науки пока что нет ответа. Ясно одно — во времена испанского завоевания и ранее, при инках и задолго до инков, поселение вблизи Сан-Августина уже было брошено жителями. Когда? Называют разные даты — тысяча, 2 тысячи, 3 тысячи лет назад. Почему? На это нет и приблизительного ответа. В Андах, на высоте 4 километров, находится самое высокогорное озеро в мире — Титикака. Скорей не озеро, а маленькое море. А неподалеку от этого чуда природы находится чудо, созданное человеческими руками, — Тиагуанако, комплекс удивительных и загадочных сооружений. Это крепость-пирамида Акапана, имеющая форму шестнадцатиугольника. Это здание Каласассайя на двух расположенных одна на другой террасах-прямоугольниках с массивными, величественными стенами. Рядом возвышаются «Ворота Солнца» — огромный портал из монолитных каменных блоков, украшенных барельефами. Барельеф имеет 3 метра в высоту и почти 4 метра в ширину. Он изображает странную фигуру — полузверя-получеловека, украшенного лучами солнца. Около километра разделяет «Ворота Солнца» и «Ворота Пумы», три платформы из стотонных плит. Есть в Тиагуанако и огромные каменные скульптуры-монолиты. Ворота Солнца (центральная фигура). И поныне в книгах главы, рассказывающие о Сан-Августине и Тиагуанако, озаглавливаются словами «тайна» и «загадка». Тур Хейердал считает, что создатели культуры острова Пасхи и каменных статуй Маркизских островов — это потомки творцов Сан-Августина и Тиагуанако. Существуют и другие, еще более смелые гипотезы. Так, например, американский профессор Артур Познанский доказывал в своей книге «Тиагуанако, или Колыбель американского человека», что Тиагуанако является тем заколдованным местом, где, согласно легендам индейцев, впервые на Земле появилась культура. По мнению Познанского, Тиагуанако (все его постройки и статуи) является «гигантским каменным календарем, отразившим астрономические явления». И, предложив свою «расшифровку» календаря, Познанский объявил Тиагуанако древнейшим поселением не только в Новом, но и в Старом Свете: по его мнению, «Воротам Солнца» около 20 тысяч лет. А другой исследователь, Г. Ш. Беллами, более чем в десять раз увеличил это число: по его мнению, Тиагуанако был создан около четверти миллиона лет назад! Впрочем, редко кто из археологов согласен с этим. Большинство американистов датирует руины Тиагуанако VI–X веками н. э. По всей видимости, они ближе к истине, чем Познанский и Беллами. Ведь отдельные очаги культуры, созданной в Тиагуанако, сохранились кое-где в Южной Америке вплоть до времен испанского завоевания, то есть XVI века. «Сегодня ясно, что патриотически настроенные романтики неправы, когда они, основываясь на притянутых за волосы “доказательствах” из области астрономии или геологии, награждают Тиагуанако легендарным возрастом», — пишет известный знаток древней культуры Перу Г.-Д. Диссельгоф. Но он же признает, что в более глубоких слоях земли могли быть найдены остатки культуры, предшествовавшей культуре Тиагуанако. Но это — дело будущих исследователей. «Культура мадре»Восходят ли цивилизации Южной Америки к одному центру? На этот вопрос мы не можем ответить. Не может ответить археология и на другой, еще более интересный вопрос о том, восходят ли все древние культуры Нового Света к одному центру или же в Америке самостоятельно развивалось два очага цивилизации: один в районе Анд, другой — в Центральной Америке. Зато большинство ученых уверены, что обнаружена колыбель всех высоких культур Центральной Америки. Более ста лет назад в джунглях Гватемалы американский путешественник, исследователь и дипломат Стивене открывает памятники древней культуры индейцев майя. Открытие Стивенса — только начало. В джунглях мексиканского штата Чиапас и на полуострове Юкатан найдены новые величественные храмы и монументы, творцами которых были майя. Столица Мексики — город Мехико стоит на развалинах столицы государства астеков — города Теночтитлан, варварски разрушенного Кортесом. Это было общеизвестно. Но вот оказывается, чтои Теночтитлан имел своего предшественника: величественный «город богов» — Теотихуакан. Но и культура Теотихуакана не самая древняя в Центральной Америке. «Культура мадре» («культура-мать») — так называют мексиканские ученые замечательную цивилизацию, самую древнюю на американском континенте. Открыта она была всего дишь 20–25 лет назад при раскопках на юге мексиканских штатов Вера-Крус и Табаско. Индейские предания и записи испанских хронистов сообщают, что в глубокой древности в этом районе жили ольмеки — «люди земли каучука». Поэтому и создателей «культуры мадре» ученые стали называть ольмеками. Искусство письма, календарь, основные принципы архитектуры и скульптуры, математики и астрономии — все эти достижения древних цивилизаций Центральной Америки восходят к творцам «культуры мадре». На одном из памятников культуры ольмеков высечена дата: 31 год до н. э. — самая ранняя в Новом Свете! Наиболее известные творения ольмеков — гигантские каменные головы. Высота их достигает 3 метров, а вес — 30 тонн. Но эти огромные размеры не помешали изваять лица с удивительным реализмом и мастерством. Возле голов-великанов нет никаких фрагментов тела: это означает, что головы были самостоятельным скульптурным произведением. Лица гигантов — это лица юношей с широким, плоским, как будто сплющенным, носом, толстыми губами и глазами миндалевидной формы, полуприкрытыми тяжелыми веками. На голове изображен плотно прилегающий шлем. Гигантская каменная голова. Культура ольмеков. До сих пор неизвестно, кого изображают эти головы. Неведомо, и с какой целью они изготовлялись. Монолиты, из которых высекались головы, доставлялись из каменоломен, отстоявших на несколько десятков километров от места установки памятников. Можно представить, каких усилий стоила транспортировка — ведь жители Америки не знали никаких вьючных животных, не знали колеса! «Культура-мать», культура ольмеков, была самой древней цивилизацией Мексики. Она дала толчок развитию замечательной цивилизации майя, древние города которой поглотили ныне джунгли мексиканского штата Чиапас, республики Гватемала и Гондурас. Оказалось, однако, что есть и другие великие цивилизации древности, происходящие от культуры ольмеков. Письмена и урны сапотековБолее ста лет назад французский офицер Г. Дюпе возле города Оахака — столицы мексиканского штата Оахака — обнаружил руины заброшенного древнего города. Особое внимание Дюпе привлекли рельефы, не встречающиеся более нигде в Мексике: они изображали странную фигуру танцора с полуоткрытым ртом, из которого торчали зубы ягуара. В самом конце прошлого века американка М. X. Савой произвела раскопки нескольких холмов в окрестностях Оахаки. Холмы оказались искусственными — земля скрывала остатки древних строений. При раскопках были обнаружены своеобразные статуэтки, погребальные урны в виде скульптур. На этом исследования прекратились. И только в 1931–1932 годах уже не чужеземцы, а сами мексиканцы смогли провести подлинно научное и тщательное исследование погибшего города. В результате была открыта новая великая цивилизация, во многих отношениях не уступавшая цивилизации майя и Теотихуакана. Честь этого открытия принадлежит замечательному ученому Альфонсо Касо, справедливо названному «мексиканским Шлиманом». Монте-Альбан («Белая Гора») называют мексиканцы огромную гору возле Оахаки. На вершине и склонах этой горы располагался величественный город Монте-Альбан. Раскопки Касо обнаружили сотни зданий, погребальных склепов, фрески, замечательные произведения скульптуры. На вершине города-горы находилась большая площадь. Ее окружали массивные каменные платформы; на платформах сооружались пирамиды, которые, в свою очередь, служили фундаментом для зданий. В центре площади находилась астрономическая обсерватория. Вниз с горы спускалась грандиозная лестница шириной почти 40 метров. Люди поселились на склонах горы Монте-Альбан очень давно — более 25 веков назад. Глиняная посуда, маленькие статуэтки, украшения, найденные в самых древних слоях Монте-Альбана, убедительно подтверждают, что первоначальная культура имела сходство с «культурой мадре», культурой ольмеков. Но на рубеже нашей эры цивилизация, открытая Альфонсо Касо, начинает приобретать совершенно оригинальные и самобытные черты. И ярче всего эти черты проступают в изумительных по мастерству исполнения погребальных урнах. Культ мертвых занимал очень важное место в жизни древних обитателей Монте-Альбана, такое же, как и в древнем Египте. Жители долины Нила бальзамировали тела умерших и хоронили их в пирамидах. Жители Монте-Альбана сжигали мертвецов, а пепел помещали в погребальные урны. Как правило, эти урны изображали сидящее или стоящее божество: оно должно было охранять душу умершего от всех враждебных сил. Пепел помещался в специальный цилиндр — он находился в спине фигур. Погребальная урна. Культура сапотеков. Но не только богов изображали монте-альбанские урны-скульптуры. Часто они передают не величественный и надменный лик бога, а обыкновенные человеческие земные лица. По всей вероятности, это портреты умерших. И здесь безыменные мастера достигали больших высот реализма. Погребальные урны жители Монте-Альбана помещалив каменные склепы: гробница состояла из четырех комнат, расположенных крестообразно. Стены украшались яркой живописью. Время наивысшего расцвета Монте-Альбана известно довольно точно. С помощью радиоактивного анализа оно определяется 300–600 годами н. э. Затем начинается упадок и гибель этого города. Но если мы можем уверенно ответить на вопрос «когда», то на вопрос «кто», какой народ был создателем своеобразной культуры штата Оахака, мы не можем и по сей день ответить с полной уверенностью. Археологи нашли целый ряд иероглифических надписей в руинах Монте-Альбана. По общему стилю знаки сходны со знаками ольмеков и майя. Корни этих письмен общие, ольмекские. И все же в них есть большие отличия, даже в таких стойких к изменениям символах, как знаки календаря. Письмена Монте-Альбана до сих пор не расшифрованы и по-прежнему скрывают загадку исчезнувшей цивилизации… Но, может быть, не народа. Большинство ученых считает, что создателем Монте-Альбана был индейский народ сапотеки, и поныне живущий в окрестностях «Белой Горы». С древнейших времен сапотеки населяют восточную часть нынешнего штата Оахаки — юг перешейка Техуантепек. И, возможно, их древние предки и были создателями великого города Монте-Альбана. Впрочем, окончательно ответить на этот вопрос мы сможем лишь тогда, когда кому-либо из дешифровщиков (быть может, сидящему ныне на школьной скамье) удастся прочитать древние письмена. Одиссеи древностиДревние американские культуры во многом опережали современные им цивилизации Старого Света. Например, в точности календаря, в отдельных разделах математики. С другой стороны, индейцы не знали таких изобретений, как плавка железа, колесо, плуг, порох. А это говорит о том, что длительных культурных контактов между Старым и Новым Светом не существовало. Но это, разумеется, не дает права утверждать, что отдельные суда финикийцев, критян, греков, римлян, индийцев не могли случайно попасть в Новый Свет. Со времен великого открытия Колумба и до наших дней известны случаи, когда буря относила суда или лодки от европейских и африканских берегов к берегам Америки. Мощное течение Куро-Сиво может перенести судно от берегов Азии к берегам Нового Света. Отыскать следы безыменных колумбов в Америке — одна из самых увлекательных задач, стоящих перед археологами. Не раз появлялись в печати сенсационные сообщения о находках в земле Нового Света финикийских надписей, египетских статуэток, греческих монет… Однако все эти сенсационные находки оказывались грубыми или умелыми подделками. Но вот в 1960 году на XXXIV Международном конгрессе американистов в Вене мексиканский археолог Г. Пайон сообщил, что ему удалось найти статуэтку из терракоты. Статуэтка эта, по мнению знатоков античного искусства, относится к хорошо известному стилю, распространенному в Римской империи во II веке н. э. А найдена она была в Центральной Мексике, в древней постройке, под тремя никем не потревоженными слоями глинобитных полов. Если это, пока что предварительное, сообщение подтвердится, то найденная Г. Пайоном статуэтка будет первым признанным наукой «предметом импорта» из древнего мира в Новый Свет! В 1962 году на побережье Эквадора археологи обнаружили остатки глиняной посуды, удивительно похожей на керамику Японии третьего тысячелетия до н. э. А это говорит о том, что, вероятно, первые мореплаватели Старого Света ступили на американскую землю чуть ли не за пять тысяч лет до Колумба! Впрочем, еще одно вещественное доказательство древних связей Старого и Нового Света известно науке очень давно. Это — сладкий картофель, распространенный как в Америке, так и в Полинезии. Родина его — Новый Свет. Привезти сладкий картофель в Полинезию мог только человек. Когда и кто — вот в чем вопрос. Ведь его могли доставить на острова великолепные мореходы-полинезийцы, а могли и индейцы Америки, совершавшие плавания на плотах по Тихому океану. Мы еще очень мало знаем об отважных мореплавателях древности. Не так давно археологи открыли древнейший в мире порт Лотхал, расположенный недалеко от современного порта Индии Бомбей. Окружность Лотхала — около 3 километров. Порт имел входной и выходной каналы, обложенные жженым кирпичом. Советский исследователь Ю. Решетов выступил со смелой гипотезой: он доказывает, что древние индийские мореходы совершали длительные плавания на Восток и достигали берегов Америки! Это пока что лишь гипотеза. А вот морская связь между Индией и Двуречьем — твердо доказанный факт. Пять тысяч лет назад по трассе Персидский залив — Индийский океан двигались суда. «Перевалочным пунктом» для них были Бахрейнские острова. Величайшими мореплавателями древнего мира долгое время считались финикийцы. Этот торговый, предприимчивый народ поддерживал связь между великими цивилизациями Средиземноморья. Но после раскопок А. Эванса на острове Крит стало ясно, что финикийцы лишь наследники мореходного искусства жителей Крита, минойцев. Минойцы совершали плавания во все концы Средиземного моря и выходили в Атлантический океан. Вполне возможно, что они открыли в Атлантике остров Мадейру, Канарские, а может быть, и Азорские острова за две тысячи лет до финикийцев и за пять тысяч лет до португальцев. Как далеко заплывали корабли критян на запад и на юг? Быть может, какой-то безвестный корабль и достиг берегов Америки, направленный туда бесстрашным капитаном или занесенный бурей. Кто знает? В Южной Африке, на краю пустыни Намиб, открыты замечательные рисунки на скалах. В центре росписей — изображение женщины с вазой (или цветком) в руках и луком со стрелами. По мнению авторитетнейшего знатока первобытного искусства аббата Анри Брейля, Белая Дама поразительно похожа на женские изображения фресок минойского Крита. Брейль и многие другие специалисты считают, что несколько тысяч лет назад на юге Африки побывали критяне. Правда, некоторые исследователи называют другие «адреса» — Древний Египет, Элладу, бушменов или какой-либо иной африканский народ. Африканская Белая Дама. «Черная Атлантида» — АфрикаАтлантиду, загадочную землю, искали в Африке. Правда, безуспешно. Но великий африканский континент можно назвать «Черной Атлантидой», ибо его земля хранит десятки неведомых цивилизаций, сотни археологических культур. История древней Африки еще не написана. Мы знаем лишь отдельные разрозненные страницы из этой книги, которую напишут ученые будущего. Только в нашем, XX столетии происходит подлинное «новое открытие Африки», ее древних цивилизаций, ее замечательных культур. Каждый год приносит новые открытия поистине удивительного мира Африки, его изумительной скульптуры, самобытной музыки, поэзии, архитектуры, великолепных наскальных росписей. Знаменитая Белая Дама — лишь один из многочисленных памятников живописи, обнаруженных в Южной Африке, главным образом в Драконовых горах. Среди них имеются изображения европейцев верхом на лошадях, держащих в руках ружья. Это означает, что рисунки сделаны после того, как в Южной Африке появились белые люди. Но большинство рисунков — это превосходные по выразительности и мастерству сцены охоты на диких кабанов, антилоп и других животных. Есть рисунки, изображающие женщин с копалками в руках — они ищут съедобные растения. Имеются и батальные картины: стычки маленьких бушменов с рослыми темнокожими зулусами. Творцы этих нескольких рисунков — бушмены. Но наиболее древние изображения, на которых показаны звери, вымершие еще в ледниковый период, отличаются по стилю от обычных картин. Может быть, их создали предки современных бушменов? Или это творчество какого-то иного, ныне бесследно исчезнувшего народа? На эти вопросы нет ответа. Существует гипотеза, согласно которой бушмены были не только самыми первыми обитателями африканского материка, но и вообще являются самым древним народом на планете. В их языке имеются странные щелкающие звуки, не похожие на звуки других языков мира. Есть много данных, говорящих о том, что предки бушменов населяли не только Южную Африку, но и всю восточную часть материка и даже Южную Европу и Ближний Восток. И язык, и древнее расселение, и внешний облик бушменов — все это загадка для лингвистов, археологов и антропологов. Маленький, около ста пятидесяти сантиметров, рост сближает бушменов с пигмеями. Желтая кожа — с жителями Азии. Курчавые волосы и широкий нос — с неграми. Надбровные дуги такие же большие и массивные, как и у австралийцев. Кожа на лице и теле уже в раннем возрасте становится очень морщинистой. Недаром бушменов считают одним из наиболее своеобразных антропологических типов земного шара! Наскальная роспись бушменов. Современные исследования показывают, что предки бушменов принимали участие в создании загадочной цивилизации, существовавшей между реками Замбези и Лимпопо, наиболее известным памятником которой является Зимбабве. Но, кроме зданий монументальных построек Большого Зимбабве, в междуречье Замбези — Лимпопо обнаружено множество подобных же зданий меньшего размера («Зимбабве» буквально означает «Каменный дом»). В горах Иньянга на рубеже прошлого и нынешнего веков был открыт грандиознейший комплекс сооружений, тянущийся на многие километры. С площади в один квадратный километр было перемещено 500 тысяч кубометров земли и камней. Топографическая аэрофотосъемка, а затем тщательные измерения и подсчеты показали, что строительный материал для стен нужно было доставлять за 80 километров. Словом, труд, затраченный при создании Иньянги, вполне сопоставим с титаническим трудом строителей великих пирамид Египта. Правда, пирамиды возникли на несколько тысяч лет раньше, чем Иньянга и Зимбабве. Монументальное строительство в Южной Африке началось лишь в VI веке н. э. и закончилось около XVIII века. Творцами цивилизации междуречья Замбези — Лимпопо (а она знаменита не только гигантскими сооружениями, но и каменными скульптурами и тонкими изделиями из золота) были предки бушменов и современных африканских народов, говорящих на языках банту. «Зимбабве построено африканцами для африканцев» — таков вывод современных археологов. А ведь в свое время выдвигались гипотезы о том, что цивилизация Южной Африки обязана древним мореходам Крита, египтянам времен фараонов, индийцам, арабам, мифическим «хамитам». Наконец, создание Большой Зимбабве приписывалось подданным легендарного иудейского царя Соломона (в это верил и английский писатель Райдер Хаггард, автор приключенческого романа «Копи царя Соломона»). Энгаруку — мертвый город на границе Кении и Танзании, обнаруженный известным исследователем Восточной Африки Лики… Азанийская цивилизация, предшественница Энгаруку, следы которой находят на территории Восточной Африки… Древняя цивилизация Мероэ, повлиявшая на азанийскую… Здесь, в Мероэ, темнокожие писцы преобразовали египетскую иероглифику в алфавитное письмо. Здесь же древние металлурги создали самый крупный в мире центр выплавки металла. Культура Мероэ сочетала в себе египетские и чисто африканские черты. Язык ее создателей по-прежнему остается загадкой для исследователей. Быть может, раскопки, начатые совсем недавно учеными ГДР, помогут не только открыть новые надписи, храмы, дворцы и города мероитской цивилизации, но и найти ключ к письменам, обнаружив билингву — текст на мероитском и египетском или каком-либо известном науке языке. Впрочем, раскопки археологов приносят не только «ключи» к письменам, но и новые загадки. Лишь в последние годы началось тщательное изучение африканского письма. Нет сомнения, что земля Африки хранит в себе неведомые ныне памятники письма. И кто знает, может быть, из Африки происходит самый загадочный текст планеты — таинственный Фестский диск. Фестский дискПроводя раскопки вблизи критского города Фест, итальянский археолог Л. Пернье обнаружил круглую терракотовую табличку, покрытую рисуночными знаками. Ни в одном месте мара до сих пор не удалось обнаружить подобных памятников письма. Надпись на диске не вырезанная, а штампованная. Это первый «напечатанный» текст, известный науке. Диск сделан не из критской глины. Среди рисуночных знаков чаще других встречается изображение мужской головы в уборе из перьев. Головной убор индейцев Америки? Или жителей Малой Азии? Северной Африки? Легендарных атлантов? Древних критян? В свое время высказывались подобные предположения. Из истории Египта мы знаем, что более трех тысяч лет назад войскам фараонов пришлось отражать натиск «народов моря». И египетские фрески изображают врагов в уборах, подобных головному убору на диске из Феста. Впрочем, это еще не говорит о том, что диск — памятник письма «народов моря». Ведь он мог содержать победную реляцию и упоминать вождей «народов моря» в числе поверженных врагов. К тому же головной убор из перьев носили и воины Крита. Число знаков Фестского диска невелико. Всего лишь 45 разных. Общая длина надписи — 241 знак. Но, несмотря на столь небольшой объем текста, многие дешифровщики (и маститые ученые и дилетанты) пытались разгадать тайну диска. Артур Эванс, открывший минойскую культуру, полагал, что текст является победным гимном. Немецкий исследователь Э. Шертель произвел сложные математические выкладки и объявил, что язык надписи близок латинскому, а текст является гимном в честь Зевса и Минотавра. Профессор Иоганнесбургского университета С. Дэвис прочитал диск по-хеттски и нашел в нем описание церемонии в знак освящения дворца города Фест царем Нокеулом. Пробовали читать диск и по-гречески и даже обнаружили в нем фразу: «Восстань, Спаситель! Слушай, богиня Реа!» А другой исследователь прочитал текст на одном из семитских языков и перевел целый отрывок: Высшее — это божество, звезда могущественных тронов. Французский атлантолог Марсель Омэ предположил, что уникальный памятник письма был создан в Атлантиде. И более того, он обнаружил в нем упоминание о какой-то катастрофе и гибели народа в волнах моря (не задумавшись над простым вопросом, каким образом атланты ухитрились отштамповать надпись, если их страна катастрофически погибла?). Таинственный диск из Феста. Количество вариантов дешифровки Фестского диска достигает двухзначного числа. Но, пожалуй, все они могут служить лишь наглядным пособием того, как не надо расшифровывать письмена. Ведь пока не определена система письма (является ли оно слоговым, иероглифическим и т. п.), пока не выявлена грамматика языка, на котором написан текст, и не доказано его родство с каким-либо известным, все попытки «дешифровки в лоб» будут кончаться неудачей, несмотря на всю изобретательность исследователей. В книге «Когда молчат письмена», выходящей в свет в издательстве «Наука», доктор филологических наук В. В. Шеворошкин и автор этих строк показали, что в принципе текст диска из Феста можно прочитать даже… по-русски. Разумеется, подобное предположение абсурдно. «Русское чтение» Фестского диска приводится как доказательство того, что, если задаться какой-то заранее выбранной целью, текст Фестского диска или его отрывки можно прочитать на любом языке. И вычитать из него любое содержание. Вероятно, расшифровка диска из Феста только тогда будет успешной, когда археологам удастся найти новые памятники этого своеобразного письма. Или же с помощью электронных вычислительных машин удастся провести огромную по объему работу, чтобы сопоставить слова диска с многочисленными названиями, именами и словами, которые дошли до нас в трудах античных авторов, расшифрованных текстах линейного письма Б, египтян, хеттов, лувийцев и других народов Средиземноморья. Стоунхедж, дольмены и менгирыКонечно, трудности, стоящие перед дешифровщиками древних письмен, очень велики. Но зато, когда письмена прочтены, словно яркий прожектор освещает тьму веков. К сожалению, большая часть древней истории не отражена в памятниках письма. И поэтому здесь приходится «расшифровывать» сами объекты, строить гипотезы об их назначении и происхождении. «Восьмое чудо света» — так называют Стоунхедж, монументальное сооружение, находящееся в Англии. Многотонные, высотой в несколько метров каменные столбы «восьмого чуда света» образовывали когда-то три концентрических круга. Чтобы возвести эту постройку, первобытным архитекторам и каменщикам приходилось доставлять глыбы весом до 50 тонн из каменоломен, находящихся в 35 километрах. Археологи датируют начало постройки Стоунхеджа 1900 годом до н. э. Эту дату удалось определить с помощью радиоуглеродного анализа. Но как узнать, с какой целью было создано это сооружение, потребовавшее колоссального напряжения сил? Ответить на этот вопрос, сотни лет волновавший всех интересующихся историей, удалось… с помощью электронной вычислительной машины. Профессор астрономии Бостонского университета Джеральд Хоукинс заставил «электронный мозг» решать загадку «восьмого чуда света». Хоукинс предположил, что Стоунхедж был своего рода гигантским «каменным календарем». Следуя указаниям этого календаря, люди сеяли и собирали урожай, наблюдали за перемещением Солнца и Луны. «Это была астрономическая обсерватория, и к тому же очень хорошая», — писал американский астроном. Сначала это была догадка. Потом, прибыв в Стоунхедж, Хоукинс стал проводить астрономические наблюдения с помощью «каменного календаря». Наконец, вернувшись домой в Бостон, ученый закодировал детальный план расположения монументов Стоунхеджа и в виде программы ввел в электронную вычислительную машину. Оказалось, что лучи солнца, проходя между каменными столбами, очень точно указывают положение восходящего и заходящего солнца. И правда, с меньшей точностью столбы эти могут служить и «лунным календарем». Больше того, древние астрономы с помощью специального сооружения — примитивного счетно-решающего устройства — могли точно определять даты солнечных и лунных затмений. Так, после долгих столетий молчания камни Стоунхеджа «заговорили». Кроме Стоунхеджа, на территории Англии имеются и другие древние сооружения из камня — дольмены, происхождение которых остается загадкой. Дольмены есть во Франции, Испании, Дании, Палестине, Северной Африке, южных районах Скандинавии, Иране, Индии, Юго-Восточной Азии, на Черноморском побережье Кавказа, в Сирии, Океании. Дольмен — сооружение в виде гигантского ящика из больших каменных плит. Иногда размеры «каменных домиков» очень велики: например, во Франции одна из плит дольмена весит 40 тонн, и доставлена она из «каменоломни», расположенной в 30 километрах. Назначение дольменов известно: это погребальные сооружения. Но кто, какой народ построил их в столь удаленных одна от другой землях? Да и был ли это один народ? Сходство гробниц-«домиков» несомненно, но, быть может, архитектурная идея постройки родилась в каком-то одном месте, а затем стала распространяться по свету? И если это так, то в каком месте? И когда? Древний Египет, Атлантида, Океания назывались родиной дольменов. Существуют и другие гипотезы. Но ни одну из них нельзя признать убедительной. Очень часто возле гробниц-дольменов вкопаны менгиры, столбообразные камни. Иногда они, словно часовые, большой группой стоят на площадке перед дольменом. Зачем? На этот вопрос также нет ответа. И еще одна «дольменная загадка». Дольмены встречаются в приморских районах. И чем ближе к берегу моря, тем крупнее их размеры. Возьмем хотя бы дольмены нашего Кавказа. Неподалеку от Сухуми, в абхазском селении Эшери, есть дольмен, сложенный из плит длиной более 3,5 метра, толщина плит достигает 0,5 метра. «Крыша» этого дольмена весит 22,5 тонны. По крайней мере, полтораста человек должны были поднимать ее, чтобы водрузить на место. Длина плит Пшадского дольмена, расположенного также неподалеку от моря, достигает 4 метров. А на территории Кубани размеры дольменов уже меньше: длина плит не превышает 2 метров. Чем объясняется это? Тем, что строители дольменов были морским народом? Или тем, что, распространяясь от побережья в глубь страны, «завоевывая новых приверженцев, идея дольменов слабела», как считает крупнейший знаток первобытного искусства в нашей стране А. А. Формозов? Пока что мы находимся лишь в области гипотез. Наша неведомая страна…Кавказские дольмены — лишь одна из многочисленных археологических загадок нашей земли. Во всех уголках Советского Союза ведутся поиски следов далекого прошлого. Они влекут за собой новые открытия, новые загадки и гипотезы. Средняя Азия — территория, где найдены поселения новокаменного века, самые древние в СССР и одни из самых древних в мире. Академик Николай Иванович Вавилов показал, что среднеазиатские земли входили в район, где впервые на нашей планете зародилось земледелие и скотоводство, фундамент древних цивилизаций. Советские археологи В. М. Масон, И. Н. Хлопин и другие нашли в песках Туркмении следы раннеземледельческих культур, возраст которых превышает семь тысячелетий. Наследником этих культур была цивилизация Хорезма, открытая и раскопанная Сергеем Павловичем Толстовым в результате многолетних исследований в каракумских и кызылкумских песках. До наших дней сохранились руины хорезмийских укреплений — символ былого величия и могущества одного из древнейших государств на территории Советского Союза. Древнейшего, но не самого древнего. Государство в Хорезме возникло в VII веке до н. э. А за двести лет до этого на территории современной Армении возникло государство Урарту (кстати, название горы Арарат происходит от слова «Урарту»), которое вскоре становится одним из могущественнейших государств Ближнего Востока, часто одолевая в битвах даже великую Ассирийскую державу. Рельефы и надписи, высеченные на скалах, повествуют о победах урартских царей над войсками Ассирии и других соседних стран и народов. Кавказ с давних пор называют «горой языков». И это название очень точно — ведь на сравнительно небольшой территории Кавказа говорят более чем на 150 языках и наречиях! Хотя более чем сто лет назад русский кавказовед П. К. Услар писал, что «теперь уже утвердительно можно сказать, что к великим семействам языков Старого Света — индоевропейскому, семитскому, кушитскому (коптский, эфиопский) и урало-алтайскому — должно присоединить еще совершенно самостоятельное семейство кавказских, так как все эти языки при изумительном разнообразии представляют глубоко родственные черты», все же родство всех языков Кавказа между собой остается окончательно недоказанным. Современные лингвисты выделяют три больших семьи кавказских языков: южную, или картвельскую (грузинский, занский, сванский языки); западную, или абхазо-адыгскую (кабардинский, адыгский, убыхский, абхазский и абазинский языки); восточную, или дагестанскую (в нее входят многочисленные языки Дагестана). Восходят ли все эти три семьи к одному общему «языку-отцу»? Пока что никто с уверенностью не может сказать, являются ли черты сходства языков Кавказа результатом древнейшего родства или же длительных контактов. Недоказанными остаются по сей день увлекательные гипотезы о родстве кавказских языков с шумерским, урартским, эламским, «протехеттским» (или хаттским) и другими языками Древнего Востока, ныне вымершими. Быть может, решительный сдвиг в решении загадок «горы языков» наступит после того, как удастся, расшифровать древние письмена, которые найдены на территории нашей страны. Это и таинственные иероглифические знаки, обнаруженные в Армении (условно их называют «протоурартскими» или «протоармянскими» письменами); и алфавитная письменность Кавказской Албании, располагавшейся на территории Азербайджана и Южного Дагестана (до сих пор мы не знаем ни чтения знаков албанского алфавита, ни того, какой кавказский язык скрывается за этими знаками); и знаменитая Майкопская плита, по мнению Г. Ф. Турчанинова, являющаяся древнейшим письменным памятником нашей родины. Попытка Турчанинова прочитать текст по-абхазски признана специалистами по древним письменам неудачной: Майкопская плита ждет своего Шампольона, так же как и многие другие письмена, высеченные на древних камнях Кавказа. Памятники первобытного искусства (СССР). Древняя история Кавказа не ограничивается загадками языков и письмен. Еще во времена палеолита здесь обитал «человек разумный», и поиски следов его пребывания — одна из самых важных задач советской археологии. Кавказ, быть может, даст решение одной из главнейших проблем истории «века металлов» — проблемы происхождения плавки железа, ибо, по всей вероятности, здесь находился первый центр выплавки железа. Мы уже рассказывали, как на волжском дне были найдены следы хазарской культуры. А вот следы другого народа, жившего на Волге в древности, — буртасов, до сих пор не обнаружены. От буртасов сохранились лишь краткие упоминания в средневековых хрониках да несколько географических названий («Буртасово» и т. п.). Не отыщутся ли следы материальной культуры этого таинственного народа также на волжском дне? Волга пересекает великий древний путь, по которому двигались кочевые народы из степей Центральной Азии в Европу. Гунны и тюрки; воинственные угры, которые в IX веке завершили «великое переселение народов» и дали начало венгерскому народу; федерация аланов, простиравшаяся от зааральских степей до устья Дуная… Великая степь, раскинувшаяся от Желтого до Черного морей, не разделяла Запад и Восток, а, напротив, неразрывно связывала их судьбы. «Псковская Венеция» — поселение на сваях, обнаруженное совсем недавно археологической экспедицией Эрмитажа на Усвятском озере… Новые наскальные изображения, найденные в Карелии… Раскопки Новгорода, приносящие всё новые и новые «берестяные грамоты», — бесценные письменные источники по истории Древней Руси… Раскопки на Чукотке, которые ведутся ленинградским археологом Д. А. Сергеевым, — с их помощью, быть может, удастся найти следы первобытных колумбов, заселявших Америку тысячелетия назад… Планета еще не открыта. Не открыта еще и наша страна. Новое открытие Земли — археологическое — продолжается! |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|