Глава 10

Адепт, ученики и ложи

Признав равными радость и скорбь, достижения и неудачи, победу и поражения — вступи в битву! Так ты избегнешь греха.

(«Бхагавад-Гита»)

Эта глава практически неразрывно связана с предыдущей и прямо проистекает из нее. Невозможно говорить про адепта и не иметь при этом в виду его учеников. И мнимая смерть Учителя делает учеников еще более деятельными, еще более ответственными за свои помыслы и поступки, и таинственная завеса, отделяющая загадочное имя от обывателя, делается еще более плотной.

О Калиостро в «Теософском Словаре» Е. П. Блаватской говорится: «:знаменитый адепт, настоящее имя которого, как утверждали (его враги), было Жозеф Бальзамо».

Помимо графа Калиостро, у Сен-Жермена были и другие не менее знаменитые ученики и сподвижники. В частности, Сен-Жермен стоял у истоков рождения теории Фридриха Антона Месмера о животном магнетизме, т. е. у истоков того самого месмеризма, явления которого затем столь ярко описали Эдгар Аллан По и Елена Петровна Блаватская. Присутствие и направляющая рука Сен-Жермена ощущались и в «Ордене Всемирной Гармонии», основанном Месмером в Париже в 1783 году. Вот что говорит о Месмере «Теософский Словарь» (вышедший впервые в 1892 году): «Он был посвященным членом Братств „Fratres Lucis“ („Братья Света“) и „Луксор“, египетского ответвления последнего. Именно совет „Луксора“ избрал его — согласно указам Великого Братства — для деятельности в XVIII столетии с целью просвещения небольшой части западных народов в области оккультного знания. Именно Сен-Жермен наблюдал за развитием событий в этом случае; а позднее Калиостро был послан для содействия… Из этих трех людей, которые сперва считались шарлатанами, Месмер уже реабилитирован. Оправдание двух других последует в следующем столетии». Это оправдание произошло на страницах Учения Живой Этики и писем Е. И. Рерих, хотя для обывателя все они по-прежнему носят ярлык авантюристов и шарлатанов.

Между прочим, преследование людей, чьи знания превосходили уровень подавляющего большинства, далеко не всегда хорошо кончалось для преследователей. И костры инквизиции, если говорить о Средних веках, часто становились погребальными кострами для тех, кто их зажег. Вот один из примеров, связанный со знаменитым и трагическим Орденом тамплиеров.

13 октября 1307 года король Франции Филипп Красивый и папа Клемент V начали преследование Ордена тамплиеров, польстившись на их богатства. Тысячи тамплиеров во Франции были замучены пытками и казнены. А сам Великий Магистр Ордена Жак де Молей был сожжен живым 18 марта 1314 года после чудовищных пыток. Его последними словами были: «Франция помнит о наших последних мгновениях, мы умираем невиновными. Декрет, предавший нас, — несправедливый декрет, но на небесах есть Священный трибунал, который никогда не оставит напрасной жалобу слабого. На этот трибунал в сорокадневный срок я вызываю тебя, римский Первосвященник. О Филипп, мой король! Я напрасно прощаю тебя, потому что твоя жизнь осуждена Божественным трибуналом. В течение года я тебя жду!»

И действительно, папа Клемент V умер от неизвестной болезни через 31 день. Филипп Красивый умер в невыносимых муках в конце 1314 года. Так работал Закон космической справедливости — карма, воздавая тем, кто служил тьме и пытался закрыть ею свет. Стоит вспомнить и процесс Жанны д’Арк, когда печально знаменитый епископ Кошон, предавший Орлеанскую деву смерти, очень скоро ушел из жизни, чтобы в мире ином заглянуть в лицо преданной им святой, а потом тоже долго и тяжело отрабатывать свою незавидную карму.

Век XVIII, как и наш век, не зажигает зримых костров, но устраивает преследования, травлю, организует клевету, ложь, церковные анафемы тем, кто пытается ликвидировать чью-то монополию на право общения с Высшим. Потому последователи эзотерического мировоззрения часто находятся под подозрением обывателей и клерикалов. И быть учеником адептов по-прежнему не только почетно, но и небезопасно. Ведь поплатился же Калиостро жизнью за распространение оккультной мудрости![26]

Но вернемся к теме нашего повествования. Многое воспринял от Сен-Жермена и его Учения маркиз Луи Клод де Сен-Мартен, «выдающийся мистик и писатель», «усердный ученик Якоба Бёме и истинный теософ», как аттестует его Е. П. Блаватская. Сен-Мартен состоял в ложе «Ритуал Филалетов и Искателей Истины», а затем основал мистическую полумасонскую ложу «Исправленный ритуал Сен-Мартена» с семью степенями посвящения.

Имя Сен-Жермена упомянуто в списке членов «Ложи Обществ Согласия Святого Иоанна Экосского», которая прежде называлась «Ложей Справедливости», а еще ранее «Ложей Святого Лазаря», состоявших в ней с 1775 по 1789 годы.[27] Сен-Жермен в сопровождении Сен-Мартена присутствует на Конвенте (конференции) масонов в Вильгельмсбаде 15 февраля 1785 года, в июне 1785 года на Великом конгрессе масонов в Париже мы вновь встречаем Сен-Жермена (вместе с Сен-Мартеном и Месмером) среди представителей французской стороны.

Итак, эти последние два появления Сен-Жермена происходят уже после его так называемой «смерти».

Е. И. Рерих, которая принесла нашему веку свет нового космического учения «Агни-Йоги», или Живой Этики, не случайно пишет об «отъезде Учителя Ракоци», как за несколько десятилетий до нее писал в своем письме Махатма Кут-Хуми о том, что Сен-Жермен «отправился домой» (то есть в Гималаи, в Твердыню Шамбалы). Слово «смерть» неприменимо к Бессмертным. Учитель Ракоци, действуя под именем Сен-Жермена, говорил о себе австрийскому масону и розенкрейцеру Францу Грёфферу: «Я ухожу… Когда-нибудь мы еще увидимся… Я очень нужен сейчас в Константинополе. Затем отправлюсь в Англию, где мне предстоит подготовить два изобретения, о которых вы услышите в следующих столетиях… К концу этого столетия я исчезну из Европы и отправлюсь в Гималаи. Мне необходимо отдохнуть. И я должен обрести покой. Ровно через 85 лет я вновь предстану перед людьми. Прощайте. Да пребудет с вами любовь моя».

Эта «поистине незабываемая» встреча в Вене, в лаборатории розенкрейцеров на Ландштрассе, произошла «в 88, 89 или 90 году этого столетия».

Относительно многочисленных встреч с «живым» или «воскресшим» Сен-Жерменом, о которых рассказывают авторы предыдущих разделов сборника, нам кажется уместным процитировать отрывок из письма Махатмы, где говорится о Планетных Духах, подобных Будде: «…его божественное Я настолько совершенно освободилось от материи, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями, неделями, иногда годами, никоим образом не повреждая такой заменой ни жизненный принцип, ни физический ум своего тела. Кстати сказать, это высочайшая ступень адепта, которую может надеяться достичь человек на нашей планете».[28]

И говоря о деятельности Сен-Жермена в смысле просветительской работы среди масонских лож Европы, нельзя не остановиться на вопросе о русских масонах. XVIII век был и для русских масонов временем блистательного расцвета. Он дал целую плеяду тех людей, которых по праву можно назвать национальной гордостью страны. Это и Суворов, и Кутузов, и Новиков, и Херасков, и многие другие русские аристократы, немало сделавшие для процветания своего Отечества. А Суворов и Кутузов, выиграв для России несколько принципиальных сражений, стали великими охранителями России. И невозможно представить, чтобы успехи русского масонства были возможны без тесной связи с братьями по духу из Западной Европы. А это означает только одно: всюду ощущалась рука Сен-Жермена, Великого Адепта. Учение Живой Этики свидетельствует, что Сен-Жермен напутствовал великого русского полководца М. И. Кутузова, имевшего масонскую степень «Зеленеющего Лавра»: «Зеленеющий Лавр», о котором вы часто беседовали, умел соединять водительство с чуткостью к советам Братства. Наставление Сен-Жермена он принял с полным доверием, в этом заключалась удача его. Может быть, Сен-Жермен и приезжал, чтобы приготовить будущего вождя».[29]

Следовательно, Сен-Жермен сыграл роль не только на внешней русской сцене, где присутствовали политические декорации, но и на сцене внутренней, духовной, где незримые тонкие ткани постепенно сшивались в огромное полотно России Грядущей как Материка, которому суждено стать точкой отсчета новой истории человечества.


Примечания:



2

Комитат, по-венгерски «медье», — единица административно-территориального деления в старой Венгрии, соответствует области или губернии. Во главе комитата стоял ишпан— наместник. В нынешней Венгерской Республике, по территории втрое меньшей, чем Венгрия была в эпоху Австро-Венгерской унии до I Мировой войны, насчитывается 19 комитатов-медье.



26

Хотя, возможно, ему позволили бежать из застенков. Есть версия, что Калиостро исчез из тюрьмы, после того как его посетил католический священник, очень похожий на него лицом и фигурой.



27

См. приложение № 5 в книге И. Купер-Оукли.



28

«Чаша Востока». Письма Махатм. Избранные письма 1880–1885 г. — Рига — Москва: Угунс — Лигатма, 1992 г. С. 35, письмо VII.



29

«Надземное», п. 25.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх