• 1. Средневековая астрономия
  • 2. Непредвзятые астрономические датировки средневековых текстов, содержащих астрологические символы
  • 2.1. Метод непредвзятого астрономического датирования
  • 2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники
  • 2.3. Какие же астрономические «наблюдения древних» могли быть результатом вычислений позднесредневековых астрономов?
  • 3. Астрономическая символика Апокалипсиса и его датировка
  • 3.1. Метод датирования
  • 3.2. Когда был написан Апокалипсис? Общие сведения
  • 3.3. Астрономический гороскоп, описанный в Апокалипсисе
  • 3.4. Датировка Апокалипсиса по его гороскопу
  • Глава 3

    Астрономия в Библии

    1. Средневековая астрономия

    Невооружённым глазом видны пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Все планеты расположены около плоскости эклиптики. Само слово «планета» означает по-гречески «блуждающая звезда». В отличие от звёзд планеты движутся сравнительно быстро. Их движение отличается значительными неправильностями, объясняемыми тем, что наблюдаемый путь планет получается в результате проекции орбиты Земли сквозь движущуюся планету на неподвижную небесную сферу. Большую часть времени планеты, если наблюдать их с Земли, перемещаются вслед за Солнцем, однако через известные промежутки времени (различные для каждой планеты), они начинают перемещаться в обратном направлении. Это – так называемое попятное движение планет. Меркурий и Венера в своём видимом с Земли движении не отходят далеко от Солнца. Остальные планеты могут уходить от Солнца далеко, так как они расположены вне орбиты Земли (в отличие от Венеры и Меркурия).

    Сложное и на первый взгляд беспорядочное движение планет вызвало в древности представление о взаимозависимости планет и человеческих судеб. Объективно это представление было подготовлено бесспорной связью чередования времён года с расположением небесных светил. Так возникла астрология – наука о планетах, звёздах и их влиянии на судьбы людей.

    Астрологическими текстами пронизана значительная часть средневековой литературы, особенно астрономические трактаты вплоть до времён Кеплера и даже после него. Наличие нескольких конкурирующих астрологических школ привело к пёстрой символике, используемой средневековыми астрологами. Поэтому нельзя говорить об унифицированных астрологических обозначениях. Более того, каждая школа вырабатывала свою систему языка и символов. Кстати, полезно напомнить, что современные обозначения планет введены астрологами. Названия дней недели в некоторых языках (например, английские, французские, немецкие) также связаны с астрологическими представлениями [72].

    Планеты описывают на небе приблизительно одну и ту же траекторию. Круг их движения вдоль плоскости эклиптики назван Зодиаком. Он разделён на 12 частей-созвездий [84]. Астрология считала, что существует особая связь между планетами и каждым из созвездий Зодиака [72]. На этот счёт была разработана детальная теория. В частности, каждое созвездие и каждая планета были наделены «характером». Например, Марс – воинственен, Юпитер – божественен, Сатурн – смертоносен и т. д. В так называемых «Четырёх книгах» средневековых астрологов говорится: «Марс сушит и сжигает, его цвет, цвет огня (красный)». Цит. по [72].

    Планетам приписывался и цвет (некоторые из них, например Марс, и в самом деле имеют цветной оттенок). Так, Марс – красный, Сатурн – бледный и т. д. [72]. Особое внимание уделялось сочетаниям планет и созвездий. Например, вступление кровожадного Марса в знак (в созвездие) Льва считалось чрезвычайно опасным (предрекало войны, кровопролития). Вступление зловещего Сатурна («бога смерти»!) в знак Скорпиона означало гибель от моровых поветрий (чума). Вообще, обычно Сатурн и Скорпион-символы смерти [72].

    При движении Земли вокруг Солнца проекции планет на неподвижную сферу звёзд движутся скачками. При движении между звёздами с запада на восток, каждая планета, расположенная вне орбиты Земли, сначала замедляет своё движение, потом останавливается, затем начинает попятное движение, снова – остановка и, наконец, – возобновление движения с запада на восток. В результате возникает вытянутая петля-проекция земной орбиты через планету на неподвижную сферу звёзд. Скачки эти были, конечно, давно замечены и привели к сопоставлению планет с конями, скачущими по небу.

    Гороскоп – это расположение планет в каких-либо созвездиях зодиака. Например, Марс – в Деве, Сатурн – в Рыбах и т. д.

    Гороскопы можно вычислять. Вопрос о нахождении планеты в том или ином созвездии – это вопрос о её попадании в сектор ширины около 30 градусов, причём для многих задач достаточна точность плюс-минус 5 градусов по долготе. При этом определять широты планет не нужно. Дело в том, что их отклонения от эклиптики незначительны с точки зрения попадания в созвездие. Поэтому письменные источники, содержащие гороскопы, всегда указывают только зодиакальное положение планет. Зафиксировав в какой-то момент времени (например, сегодня) положения планет по созвездиям и зная численные величины периодов обращения планет вокруг Солнца, можно, откладывая назад (или вперёд) целые кратные этих периодов, получать положения планет в зодиаке в прошлом (или в будущем). Сегодня существуют таблицы различной точности, определяющие положения планет по созвездиям зодиака (таблицы П. Нейгебауэра, Ньюкомба, Леверрье, Морозова и др.). См., например, [247]. Эти таблицы отвечают на вопрос: каково было в такой-то день такого-то года положение планет на зодиаке. Н. А. Морозовым и М. А. Вильевым были составлены также и обратные таблицы, показывающие – в каком году реализовывалось данное положение планет [10], т.4. В последние годы появились компьютерные программы разной степени точности для расчёта гороскопов.

    Сегодня мы уже смутно представляем стиль мышления средневекового астронома-астролога. Астрологическая окраска окружающего мира пронизывала мировоззрение многих средневековых учёных, причём-не только астрологов. Средневековые астрономические книги переполнены астрологической символикой, хотя описывают реальные небесные явления. Все эти книги были для их авторов и читателей не шифром, а привычной формой записи наблюдений за небом. Для нас же эта идеология уже в значительной мере утеряна. Потому для понимания этих книг следует изучить язык их символов. Обзор идеологии средневековой астрологии дан в [237]. Религиозный историк Трельс-Лунд дал яркую картину научного мировоззрения средних веков в Западной Европе. В этом мировоззрении астрология занимала одно из ведущих мест, как фундаментальная наука о вселенной.

    О планетах: «Такие странные движения могли быть истолкованы лишь одним способом: как проявление чего-то произвольного, как доказательство самостоятельной жизни… Над всем этим вращается непрозрачный небесный свод, на котором „посажены звёзды в фигурах, имеющих сходство с животными“… Это было не что иное, как астрономия, превращённая в религию… Так возникла наука и искусство, которое на протяжении многих веков (до XVIII века – Авт.) неотразимо приковывало к себе всеобщее внимание и считалось венцом человеческого знания» [237], с. 24—26.

    В книге [237] приведены фрагменты из Библии, носящие, по мнению Трельс-Лунда, явно астрономический или даже астрологический характер. К этому вопросу мы вскоре вернёмся.

    Расцвет научной астрономии неизбежно породил и ответвление от неё-так называемую прикладную астрологию, т. е. науку о предсказании судеб людей, государств, царей по движениям планет, «по звёздам». В средние века в Западной Европе астрология опиралась на государственную поддержку [237]. Астрономии с примесью астрологии уделяла внимание и римская церковь, используя её, в частности, для календарных целей [237].

    «Астрология сделалась главной наукой того времени, основой всех остальных» [237], с. 166.

    «Если мы в настоящее время взглянем беспристрастно на астрологию XVI века…, то первое, что мы испытаем, это – изумление по поводу той громадной роли, какую играла в ту эпоху вера во влияние звёзд. Не только невежественная масса верила в него, её примеру следовали и выдающиеся люди… Достаточно только обратить внимание на массу сочинений по астрологии, которые появились в XV и XVI веках. Сочинения, которые сохранились в двух только главных библиотеках Копенгагена, составляют довольно объёмистую груду… Писали эти сочинения не какие-нибудь неизвестные люди, а выдающиеся умы своего времени. В Скандинавии XVI века, например, нет ни одного имени, которое можно было бы поставить на ряду с величайшим представителем точной науки, Тихо Браге,… популяризатором Генрихом Рантцау, штатгальтером Шлезвиг-Голштинским» [237], с. 169.

    О Тихо Браге: «Вся его научная деятельность была до известной степени посвящена её (т. е. астрологии – Авт.) развитию» [237], с. 169.

    В Германии то же самое можно сказать о Меланхтоне и Кеплере.

    Астрология процветала при дворах европейских монархов во Франции, Англии, Италии. Известно, что Рудольф II, Луиза Савойская, Екатерина Медичи, Карл IX, Генрих IV и другие западно-европейские правители активно поддерживали астрологию [237], с. 170—171.

    Меланхтон утверждал, что Библия прямо указывает на божественное происхождение астрологии [237], с. 175. В средние века считалось несомненным, что многие фрагменты, например, пророческих книг Библии – астрономичны, содержат зашифрованные гороскопы [237], с. 180.

    Астрология как наука была убита Коперником, Ньютоном и Лапласом.

    Поэтому астрономическая символика многих древних текстов потеряла свою загадочность и важность, потускнела и была забыта.

    Сегодня она уже совершенно непонятна для большинства современных читателей. Изобретение часов и других инструментов обесценило житейские наблюдения за звёздным небом. Это выбило фундамент из-под астрологической идеологии. «Ни в одну эпоху не были так скудны у людей непосредственные впечатления неба (как в XIX—XX веках – Авт.). В Лондоне, Париже, Копенгагене и т. д. едва ли один человек из ста знает, полнолуние сегодня или новолуние или каково сейчас положение Большой Медведицы. Свет ночного неба получил чисто декоративное значение» [237], с. 212—213.

    Считается, что в противоположность странам Западной Европы, на Руси церковь относилась к астрологии резко отрицательно.

    «Характерный эпизод произошёл в Кремле в 1559 году, когда Грозный вернул датским послам привезённые ему в подарок замысловатые часы, украшенные движущимися изображениями небесных планет. Послам было сказано: „Для христианского царя, который верует в бога и которому нет дела до планет и знаков (небесных), подарок непригоден“» [204], с. 125—126.

    2. Непредвзятые астрономические датировки средневековых текстов, содержащих астрологические символы

    2.1. Метод непредвзятого астрономического датирования

    Идея использовать гороскопы, описанные в древних документах, для астрономической датировки документов, возникла ещё в XVI веке и стала с тех пор постоянно использоваться астрономами и хронологами. Если в каком-то документе описан гороскоп, то используя современные таблицы, можно попытаться подобрать подходящий гороскоп, астрономические характеристики которого удовлетворяют описанию документа. В таком случае вы получите дату (или даты, если астрономических решений несколько). Однако применение этой идеи на практике столкнулось с трудностями.

    Н. А. Морозов обнаружил [11]-[10], что находясь под неосознанным давлением скалигеровской хронологии, астрономы были вынуждены сплошь и рядом прибегать к натяжкам разной степени, чтобы согласовать «историческую традицию» с результатами астрономического датирования. Дело в том, что астрономы XVII—XVIII веков жили в эпоху, когда скалигеровская хронология уже сформировалась. Следовательно, основные исторические царства, войны, персонажи и т. п. уже были в основном распределены историками вдоль оси времени. Поэтому, приступая к астрономической датировке текста, содержащего гороскоп, астрономы уже «знали» из исторической хронологии примерную его дату. Их роль сводилась лишь к уточнению исторической датировки астрономическим методом. Если же астрономы почему-либо не находили в «нужную» эпоху точного астрономического решения, они предпочитали подвергать сомнению не историческую хронологию, а точность документа. В таких случаях астрономы говорили приблизительно так: «вероятно, летописец что-то напутал, указав Сатурн в Рыбах. Чтобы описываемые события попали в V век до н. э., Сатурн должен быть в Деве». Исправляя Рыб на Деву, астрономы «подтверждали» мнение историков, относивших документ к V веку до н. э. (этот пример типичных рассуждений не был взят из реальности).

    Заслуга Морозова в том, что он первым подверг сомнению не астрономические данные старых документов, а принятую историками хронологию. Он предложил расширить интервал поиска астрономических решений на всю историческую эпоху, вплоть до средних веков. Но даже Морозов не был до конца последовательным и обычно предпочитал не продвигаться в своих расчётах выше VI века н. э.

    Сейчас мы кратко изложим хронологические результаты Н. А. Морозова, полученные методом непредвзятого астрономического датирования важных текстов древности с астрономо-астрологической символикой [11]-[12].

    Оказалось, что при аккуратном применении астрономического метода получаются даты значительно более поздние, чем традиционно приписываемые этим текстам. Более того, даты оказываются средневековыми! И это при том, что астрономические результаты Морозова ещё не окончательны. Будучи убеждён, что ошибочной является лишь хронология древнего, античного мира, он доверял в целом хронологии средних веков начиная примерно с 300 года н. э. (и позже). Поэтому, в поисках точного астрономического решения он обычно не исследовал весь возможный интервал времени. Н. А. Морозов чаще всего ограничивался поиском решения в эпоху от 2000 года до н. э. до 600 года н. э., лишь изредка поднимаясь до позднего средневековья.

    Позднюю эпоху от XIV до XVII веков Морозов чаще всего вообще не рассматривал. Считая, что «античные» затмения и гороскопы не могут «подняться», скажем, в XIII или даже в XVI век н. э. Поэтому, двигаясь вверх по оси времени в поисках астрономических решений, он как правило оставливался, когда находил первое подходящее решение.

    Итак, Морозов не продолжал свои вычисления в позднее средневековье. Поэтому, сообщая о его астрономических результатах, мы относимся к ним как к результатам предварительным. Не исключено, что продолжая не законченные им вычисления, во многих случаях удастся найти и более поздние (иногда даже более точные!) астрономические решения.

    Однако уже сейчас можно сказать следующее: если новые, более точные решения действительно обнаружатся (как это происходит, например, с Дендерскими Зодиаками), то они будут расположены ещё ближе к нам, чем найденные Морозовым. Поскольку Морозов уже проанализировал эпоху от глубокой древности до VI века н. э.

    2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники

    Нельзя забывать, что при написании «правильной истории» средневековые хронологи могли обращаться и к астрономам того времени, прося выполнить те или иные расчёты. Мы уже говорили о серьёзном влиянии астрологии на средневековых учёных. Вероятно, в астрологических школах XV—XVII веков решались, например, следующие «научные» задачи (как упражнения на владение методами астрономии-астрологии): вычислить – каково было положение планет при восшествии на престол Юстиниана I. Который жил, по ошибочному мнению средневековых хронологов, якобы в VI веке н. э.

    Или – когда именно происходили лунные затмения в эпоху Римской империи, уже ошибочно отнесённой средневековыми хронологами к III—VI векам н. э.

    Или: на какой день приходилась Пасха в год Никейского Собора.

    Ошибочную дату которого: IV век н. э. – уже «вычислили» несколькими годами раньше.

    Все такие «астрономические вычисления» вписывались затем в окончательные редакции древних хроник. Это была большая работа. Она была бы полезной, если бы созданная средневековыми историками хронология была правильной. Но эта хронология оказалась ошибочной.

    А потому средневековые астрологи лишь усугубили ошибки историков, когда рассчитывали положения планет на VI век н. э. (когда, якобы, жил Юстиниан I) и вписывали затем в летопись что-то вроде: «В день воцарения Юстиниана I планеты располагались в таких-то созвездиях».

    В результате хроники были снабжены ошибочным хронологическим и астрономическим «скелетом», который был по-видимому просто результатом позднейших средневековых вычислений, представленных в текстах хроник как подлинные «древние астрономические наблюдения».

    Затем этот материал застыл, покрылся пылью авторитета и дошёл до нас. Наши современники-хронологи и астрономы читают древние летописи и с радостью находят в них «астрономические сведения».

    Опираясь на современную астрономию, датируют якобы наблюдавшиеся (а в действительности вычисленные) затмения и гороскопы. И с удовлетворением обнаруживают, что иногда получающиеся результаты согласуются с хронологией Скалигера. А тем самым якобы подтверждают скалигеровскую хронологию. Получается порочный круг.

    Конечно, иногда обнаруживаются расхождения с современной астрономией. Такие расхождения могли возникнуть потому, что средневековые методы астрономических вычислений (назад, в прошлое) были хуже современных. Обнаружив такое «расхождение», современные хронологи снисходительно слегка поправляют «древнего наблюдателя». В результате возникает ещё большая иллюзия достоверности скалигеровской хронологии.

    А что делать, когда результаты современных астрономических вычислений радикально расходятся со скалигеровской хронологией?

    В таких случаях современные историки начинают раздражённо говорить «о невежестве древних наблюдателей», о «неприменимости современных методов к анализу древних текстов» и т. п.

    Наши новые результаты (см. книгу «Империя») показывают, что средневековой хронологии можно доверять только начиная с XVI века.

    Нужна ещё большая работа по окончательному независимому датированию затмений и гороскопов, описанных в письменных источниках. Как показывают последние вычисления, к астрономическим решениям, найденным Морозовым, часто добавляются новые, значительноболее поздние решения – в интервале от XIII до XVI веков.

    2.3. Какие же астрономические «наблюдения древних» могли быть результатом вычислений позднесредневековых астрономов?

    Наша гипотеза состоит в следующем.

    Сначала хронологи школы Скалигера-Петавиуса создали ошибочную хронологию древней и средневековой истории, искусственно удлинив в прошлое реальную историю XI—XVII веков н. э.

    Затем в XVI—XVII веках началась большая вычислительная работа по приданию этой схеме «научного вида». С этой целью были проделаны, в частности, и астрономические вычисления.

    1) Были созданы «Теории древних календарей». Хронологи XVI—XVII веков начали «восстанавливать» древние календарные системы, которыми якобы пользовались люди в глубоком прошлом и якобы на протяжении сотен и даже тысяч лет! Вычислялись «начальные точки» календарей, «вычислялись», например, даты таких событий как сотворение мира, потоп и т. д. и т. п. Результаты вписывались в древние хроники в целях «наведения хронологического порядка». В действительности лишь закреплялась ошибки (или подлоги) Скалигера-Петавиуса. Подлинные события средних веков приобретали неверные даты, относившие события далеко в прошлое. А сегодня историки берут эти «вычисленные даты» и пытаются выдать их за подтверждение скалигеровской истории. Они не подозревают, что многие «календарные наблюдения» были вычислены хронологами лишь в XVI—XVII веках н. э. Получается порочный круг.

    2) В прошлое могли быть рассчитаны некоторые гороскопы. В грубом виде расположения планет вполне могли вычислять уже в позднем средневековье. Редактировались хроники и в них вписывались фразы вроде: «в VIII веке от основания Рима в день убийства Юлия Цезаря планеты были там-то и там-то». При этом положения планет рассчитывались именно на I век до н. э., поскольку астроном XVI—XVII века уже «знал» (ошибочно доверяя Скалигеру-Петавиусу), будто Цезарь жил в I веке до н. э. Сегодня историки принимают за чистую монету такие «астрономические наблюдения» и пытаются преподнести их как доказательство правильности хронологии Скалигера-Петавиуса. Получается порочный круг. Сначала, скажем, кто-то из средневековых астрономов-астрологов рассчитал некое астрономическое явление на I век до н. э. Потом о том, что это – расчёт, было забыто. А потом результат этого средневекового расчёта назвали доказательством, например того, что Цезарь жил именно в I веке до н. э.

    3) В прошлое могли быть рассчитаны некоторые лунные затмения. По той причине, что лунные затмения рассчитываются достаточно просто. Это с успехом делали уже в позднее средневековье. В отличие от солнечных затмений, которые рассчитывать куда труднее. «Вычисленные» лунные затмения могли быть вписаны как «астрономические наблюдения» на страницы ошибочной истории Скалигера-Петавиуса примерно в такой форме: «В день смерти такого-то императора произошло лунное затмение». При этом поступали по-видимому так. Вычислив, скажем, что в начале II века н. э. в таком-то году произошло лунное затмение, астроном брал «учебник Петавиуса» и смотрел на правление какого императора падает это затмение. Допустим, оказывалось, что по хронологии Скалигера-Петавиуса в этом году умер некий правитель. Тогда в редактируемую древнюю хронику вписывалась фраза вроде: «когда он умер, затмилась луна». Пример средневековых вычислений, объявленных затем «древними наблюдениями», привёл Роберт Ньютон в своей известной книге «Преступление Клавдия Птолемея» [233]. Так что, такая возможность подтверждается реальными примерами.

    4) В прошлое могли быть рассчитаны появления некоторых комет. Опираясь на надёжные, зафиксированные в позднее средневековье появления комет (начиная с Кеплера, Тихо Браге), примерно вычисляли периоды их обращений. Например, для кометы Галлея. Затем, последовательно откладывая назад найденный период, получали предполагаемые даты появления комет в прошлом. После этого брали неверный «учебник Петавиуса», смотрели – на правления каких императоров попадают эти «вычисленные кометы».

    И наконец, вписывали в редактируемые хроники фразы вроде: «при таком-то императоре в таком-то году была на небе комета».

    А сегодня нас пытаются убедить, будто древние астрономы «действительно наблюдали на небе» эти «появления кометы Галлея» в глубочайшем прошлом. И более того, что эти «наблюдения» якобы подтверждают учебник Петавиуса. На самом деле, это не так. Подробно о кометных «датировках» и, в частности, о комете Галлея мы рассказали в книге «Империя», в главах, посвящённых истории Китая.

    Иногда даже профессиональные астрономы, думая, что имеют дело с подлинным наблюдательным материалом древности, начинали опрометчиво строить теории, «уточняя» движение кометы Галлея по этим «древним наблюдениям». Но в таких теориях неизбежно искажается даже сама математическая теория движения кометы, поскольку некоторые константы в уравнениях движения приходится брать из экспериментальных наблюдений. Если наблюдения ошибочны или попросту фиктивны, то и значения постоянных получаются не теми, какими они должны быть на самом деле.

    Читатель видит – сколь много серьёзных последствий для истории науки могут нести такие позднесредневековые «хронологические вычисления», выданные затем за «подлинные астрономические наблюдения».

    Приведённые соображения применимы прежде всего к письменным источникам. Не так уж трудно было взять перо и вписать в летопись «древнее наблюдение».

    В гораздо меньшей степени их можно прилагать к надёжным археологическим находкам или к древней монументальной архитектуре.

    Хотя и здесь нужна предельная осторожность. Но во всяком случае, если гороскоп изображён как большой барельеф на потолке древнего храма или в древнем погребении, на крышке гроба, то есть основания полагать, что перед нами – результат подлинного древнего (средневекового) астрономического наблюдения, а не позднейшего вычисления, основанного уже на хронологии Скалигера-Петавиуса.

    3. Астрономическая символика Апокалипсиса и его датировка

    3.1. Метод датирования

    Попытаемся датировать древние памятники с астрономической или астрологической символикой следующим естественным образом. Встречая в том или ином документе астрономический фрагмент, будем читать его, следуя известной нам средневековой системе астрологических символов. Например, во многих средневековых книгах по астрологии планеты отождествляются с колесницами, или с конями, влекущими эти колесницы по звёздному небу (скачки планет воспринимались, вероятно, как скачки коней).

    Метод состоит в сравнении изучаемого текста с похожими на него средневековыми текстами, в которых наряду с астрологической символикой содержится и её расшифровка (в понятных нам терминах).

    Другими словами, предлагается читать древние астрологические тексты при помощи средневекового астрологического «словаря»: колесницы (кони) – это планеты и т. п. Конечно, правомерность такого метода будет обоснована лишь в том случае, если с его помощью получатся осмысленные результаты, которые согласуются с результатами других независимых методик датирования древних документов.

    Методика была впервые применена Н. А. Морозовым к некоторым библейским книгам, по-видимому содержащим астрономическую или даже астрологическую символику. Все перечисляемые ниже даты были впервые получены Морозовым. После выхода в свет работ Морозова на эту тему, многие специалисты пытались (безуспешно) найти ошибки в его вычислениях, но правильность его расшифровки библейских текстов при помощи средневекового «астрологического словаря» сомнению как правило не подвергалась. Морозовское прочтение астрологических текстов было поначалу воспринято специалистами-историками как вполне естественное и не содержащее никаких натяжек. В нескольких случаях мы дополнили наблюдения Морозова новыми соображениями.

    3.2. Когда был написан Апокалипсис? Общие сведения

    Мы пользовались, в основном, Библией издания 1912 года [2], а также изданием 1898 года.

    Апокалипсис, называемый сегодня также «Откровением Святого Иоанна Богослова» – двадцать седьмая, последняя книга Нового Завета и одновременно последняя книга всего современного канона Библии. Сегодня Апокалипсис считается неотъемлемой частью Нового Завета. Однако на Руси в средние века Апокалипсис, как правило, не входил в новозаветные рукописные сборники. Как мы уже говорили (в разделе о славянских рукописях Библии), славянские рукописи Апокалипсиса исключительно редки. Например, известна лишь одна рукопись Апокалипсиса, датируемая периодом XI—XIII веков и 158 рукописей остальных книг Нового Завета, датируемых тем же периодом.

    Кроме того, ещё в XVII веке названия «Апокалипсис» и «Откровение Иоанна Богослова», по-видимому, могли означать совсем разные книги.

    Всё это говорит о том, что с историей Апокалипсиса, и в первую очередь – с его датировкой, – связано много неясностей. Его датировки весьма разнообразны, что указывает на отсутствие единой точки зрения среди историков.

    Например, Ванденберг ван Эйсинг датирует эту книгу 140 годом н. э., А. Я. Ленцман 68—69 годами н. э., А. Робертсон 93—95 годами н. э., Гарнак и Э. Фишер не ранее 136 года н. э. и т. д. См. обзор в [102].

    И. Т. Сендерленд писал: «Признание этого времени (т. е. конец I века н. э. – Авт.) или даже какого-бы то ни было другого времени (! – Авт.) написания Откровения сопряжено с серьёзными трудностями» [102],с. 135.

    Более того, по мнению В. С. Рожицына и М. П. Жакова [236], Апокалипсис вообще был написан в интервале от II до IV веков н. э., и скорее всего в IV веке! Это мнение никак не совместимо с хронологией Скалигера-Петавиуса.

    В самом Апокалипсисе нет ни одного чёткого хронологического указания на эпоху написания. Не указаны никакие конкретные исторические персонажи, определённо жившие в эпоху создания Апокалипсиса. Нет никаких абсолютных дат. Сегодня считается, что Апокалипсис – последнее произведение Нового Завета (по времени).

    Однако, например Ф. Х. Баур категорически утверждал, что Апокалипсис – не последнее, а «самое раннее сочинение Нового Завета» [257], с. 127.

    А. П. Каждан и С. И. Ковалёв также считали, что Апокалипсис – не последняя, а первая книга Нового Завета [232]; [102], с. 119.

    Далее, в [236] категорически отвергается принадлежность Апокалипсиса тому Иоанну, который, якобы написал Евангелие и три послания. Вообще, нужно отметить, что в истории никаких точных данных об авторе Апокалипсиса нет [258], с. 117.

    Г. М. Лифшиц отмечает, что автор Апокалипсиса хорошо знаком с астрономией: используемые им образы дракона, зверей, коней и т. д. обозначают, вероятно, фигуры созвездий на звёздном небе (изображаемые на средневековых звёздных картах) [257], с. 235—236.

    Впрочем, эти соображения были впервые высказаны Н. А. Морозовым ещё в начале века. По-видимому, его аргументация произвела сильное впечатление по крайней мере на некоторых из указанных выше авторов, и они фактически повторили утверждения Морозова. Не ссылаясь, впрочем, на него.

    М. М. Кубланов резюмирует: «Причины такого обилия разноречивых гипотез по вопросам хронологии объясняются в первую очередь скудостью прямых свидетельств. Древние не оставили нам сколько-нибудь достоверных данных на этот счёт. При таких обстоятельствах средством для датировок этих произведений оказываются они сами… Установление прочной хронологии новозаветных произведений – дело будущего» [258], с. 120.

    Обратимся, наконец, к самому Апокалипсису.

    Астрономичность его образов действительно сразу бросается в глаза, особенно при сопоставлении Апокалипсиса со старинными картами звёздного неба. См., например, средневековые карты XVII века на рис. 3.1 и рис. 3.2. На средневековых звёздных картах вы действительно найдёте всех зверей и чудовищ, описанных в Откровении.

    По-видимому, через какое-то время после написания Апокалипсиса астрономический смысл его образов был забыт. Даже если какой-либо астроном-профессионал и замечал схожесть рисунков на старинных картах с описаниями Апокалипсиса, он считал его за случайность, не в состоянии отделаться от внушённых представлений. А сегодняшняя библеистика никаких астрономических мотивов в библейских текстах не усматривает. Может быть потому, что, как мы сейчас увидим, тогда появляется возможность датировать некоторые фрагменты Библии астрономически, но при этом получатся даты, абсолютно не похожие на те, на которых настаивает «традиция».

    3.3. Астрономический гороскоп, описанный в Апокалипсисе

    3.3.1. Идея Морозова

    Морозов был, по-видимому, первым учёным, предположившим, что автор Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал, пользуясь астрономическим языком своего времени, то, что он действительно видел на звёздном небе [92]; [10], т.1, с. 3—70.

    Апокалипсис содержит известное пророчества о конце света.

    Но в изложение пророчества вплетено символичное описание наблюдаемого автором звёдного неба. Непонимание астрономических символов Апокалипсиса поздними комментаторами связано, вероятно, с утратой знаний о правильной хронологии и с искажениями, внесёнными позднейшими историками. А может быть, и с запретом затрагивать опасную тему, могущую привести к «вредной датировке» Апокалипсиса. Так или иначе, но в какое-то время понимание астрономических описаний Апокалипсиса было утрачено. С тех пор Апокалипсис потерял в глазах читателей свою яркую астрономическую окраску. Но оказывается, что «астрономическая составляющая» Апокалипсиса исключительно важна для его датировки.

    Мы переходим к астрономическим фрагментам Апокалипсиса.

    Главная идея исследования состоит в сравнении Апокалипсиса со средневековыми астрономическими картами. Сравнение обнаруживает много параллелей и буквальных совпадений.

    Просим читателя положить перед собой какую-либо карту звёздного неба. Можно современную, но лучше рисунок средневековой карты, например, Дюрера.

    3.3.2. Большая медведица и трон

    «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт и от семи духов, находящихся пред (напротив – Авт.) престолом его» (Ап. 1:4).

    Созвездие Большой Медведицы до сих пор называется во Франции Колесницей душ. Изображения этого созвездия в виде Колесницы Душ см., например, в средневековой книге Apiani [238]. См. также [230], с. 91, фиг.53.

    Престол – или трон – это известное созвездие, перед которым как раз и расположена Большая Медведица. См. любую средневековую звёздную карту, например приведённую в [11], фиг.37. Кстати, в греческом тексте Апокалипсиса вместо синодального «престол» так и стоит «Трон» (тронос).

    3.3.3. Место действия-остров Патмос

    «И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу» (Ап. 4:5).

    Итак, семь светильников (огненных лампад) расположены перед Троном, на котором – Бог. «Стеклянное море, подобное кристаллу» – это, по-видимому, вечернее небо, на которое смотрит автор Апокалипсиса.

    «Я Иоанн… был на острове, называемом Патмос» (Ап. 1:9).

    Чётко указано место наблюдения – остров Патмос в Средиземном море. Далее, на протяжении всего Апокалипсиса многократно подчёркивается, что звёздное небо – основная арена описываемых событий.

    3.3.4. Созвездия Кассиопеи и трона в средние века изображались в виде христа на престоле

    «Я взглянул… И вот, престол стоял на небе, и на престоле был сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен Камню Яспису и Сардису» (Ап. 4:1-2).

    Сидящего на Троне (престоле) можно увидеть почти на каждой средневековой звёздной карте. Например, в Zodiaque explique [10], т.1, с. 81, фиг.36, на звёздных картах А. Дюрера [10], т.4, с. 204, на карте Аль-Суфи [10], т.4, с. 250, фиг.49 и т. д. Мы приводим одно из таких изображений на рис. 3.3(а) и рис. 3.3(б).

    На всех этих картах изображена Кассиопея, сидящая на троне.

    Фигура на Троне показана на многих звёздных картах XVI века.

    Она находится среди Млечного Пути. А в Апокалипсисе говорится, что вокруг престола идёт радуга: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Ап. 4:3). Радуга – довольно точный образ для изогнутого дугой на ночном небе светящегося Млечного Пути.

    Прямое сравнение «Сидящего на престоле» с драгоценным камнем («видом был подобен камню яспису») усиливает впечатление, что образы Апокалипсиса взяты со звёздного неба. Ведь именно для звёзд сравнение со светящимся драгоценными камнями особенно понятно и естественно.

    Отождествление созвездия Кассиопеи с Христом (о чём говорит Апокалипсис) иногда явным образом изображалось на средневековых картах. Например, в книге Radinus'а [249] изображён Трон, а на нём распятая (!) «Кассиопея». Крестом служит спинка Трона, а руки Фигуры привязаны к поперечной перекладине креста. Но ведь это – очевидный вариант христианского распятия. См. рис. 3.4.

    Царская Фигура на Троне изображена и на египетских звёздных картах [242], [240]. На рис. 3.5 и рис. 3.6 мы приводим египетские карты, из которых видно, что символика изображений близка к европейской.

    Итак, здесь в Апокалипсисе по-видимому описано созведие Кассиопеи, которое в средние века действительно воспринималось как «звёздный образ» Христа (Царя) на престоле.

    3.3.5. Млечный путь

    «И радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.» (Ап. 4:3).

    Смарагд – голубовато-зелёный изумруд, а «радугу» вокруг созвездия Трона вы можете увидеть на любой средневековой и современной звёздной карте: созвездие Трона с Сидящим на нём всегда погружено в изогнутую полосу Млечного пути [242], [240], [249].

    3.3.6. 24 звёздных часа и созвездие Северного Венца

    «И вокруг престола двадцать четыре престола: а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Ап. 4:4).

    В любом полном учебнике по астрономии (например, [238]) вы можете прочитать, что в древности небо разделялось на 24 крыловидные полосы (меридиональных сектора), сходящихся у полюсов небесной сферы. См. также [11], с. 44 или [10], т.1, с. 7, фиг.6.

    Эти секторы называются также звёздными часами или часами прямого восхождения (звёзд). 24 часа задают систему координат на небе, что хорошо видно на средневековом изображении небесного глобуса в книге Захария Борнмана. См. рис. 3.7.

    Итак, каждый «старец» Апокалипсиса – это, по-видимому, звёздный час в экваториальной системе координат, стандартное деление звёздного неба в астрономии.

    Белые одежды старцев – это просто белый цвет звёзд на небе. А что такое Золотые Венцы? Здесь по-видимому описано созвездие Северного Венца, расположенное недалеко от Зенита, т. е. как раз над головами всех 24 старцев – часов-секторов.

    3.3.7. Лев, Телец, Стрелец и Пегас

    «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Ап. 4:6).

    Описано звёздное небо, окружающее созвездие Трона (престола) и усыпанное звёздами (очами). Становится понятным и на первый взгляд странное выражение Апокалипсиса «посреди престола» (то есть в самом созвездии Трона). Оно относится к звёздам, заполняющим, конечно, и сам престол – более мелкой звёздной россыпи или фону.

    А что такое «четыре животных, исполненных очей»? Это и так уже ясно при первом взгляде на звёздную карту. Более того, в следующем пункте Апокалипсиса чётко сказано:

    «И первое животное было подобно Льву, и второе животное подобно Тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему» (Ап. 4:7).

    Лев – это известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом осени. См., например, средневековые карты Дюрера и Гринбергера [242]. Рис. 3.8, рис. 3.9, рис. 3.10.

    Телец – известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом лета. См. всё те же карты Дюрера, Гринбергера. Рис. 3.11.

    Животное с лицом человека, т. е. кентавр – это очевидно известное зодиакальное созвездие Стрельца, где Солнце – в начале зимы. Рис. 3.12.

    Животное «подобное орлу летящему», это не Орёл, хотя такое созвездие на небе есть. Рис. 3.13. Это – знаменитый Пегас – животное с крыльями, завершающий указанный выше в Апокалипсисе ряд созвездий. В Пегасе Солнце оказывается перед началом весны. Рис. 3.14. Формально Пегас является не зодиакальным, а экваториальным созвездием, однако Пегас почти касается эклиптики между зодиакальными Рыбами и Водолеем. Да и в греческом тексте Апокалипсиса здесь стоит слово, означающее скорее млекопитающее, чем птицу [11].

    Итак, Апокалипсис чётко перечислил четыре узловых созвездия вдоль эклиптики: зодиакальные созвездия Льва, Тельца, Стрельца и «почти зодиакального» Пегаса.

    Выделение четырёх известных созвездий в вершинах квадрата на эклиптике – это стандартный средневековый астрономический приём.

    По-видимому, аналогичные четыре созвездия (возможно – другие) поставлены в углах четырёхугольного Зодиака на Фивском гороскопе Бругша. Рис. 3.15. Такие же четырёхугольные Зодиаки изображались и в средневековой Индии [12], с. 115.

    Итак, четыре созвездия, отмечающие времена года, образуют квадрат, крест. А поскольку всех звёздных секторов-крыльев, исходящих из полюса, – 24, то каждое из этих животных-созвездий имеет ровно по 6 крыльев-секторов прямого восхождения, имеет вокруг себя 6 крыльев. Другими словами, каждое созвездие-животное расположено в области, покрываемой на небесной сфере этими шестью секторами-крыльями.

    Замечательно, что всё это точно описано в Апокалипсисе.

    Читаем:

    «И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей» (Ап. 4:8).

    Здесь «очи» – это звёзды.

    Кстати, в греческом тексте тут стоит «внутри и кругом».

    Животные, внутри и вокруг себя покрытые глазами (очами), это вероятно созвездия. Ведь именно в таком виде они нарисованы на любой средневековой звёздной карте (см., например, карты Дюрера).

    3.3.8. Суточное вращение Северного Венца

    В северном умеренном поясе земного шара верхние части крыльев-секторов никогда не заходят, а нижние части, так сказать «колени» старцев-секторов то опускаются под горизонт, то снова поднимаются над ним, благодаря чему каждый звёздный час как бы поднимается со своих колен на восточной части горизонта, а затем опускается на колени на западной части, как бы преклоняясь перед центром своего вращения – северным полюсом неба и созвездием Трона около него.

    И опять, всё это точно описано в Апокалипсисе.

    «тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков и полагают венцы свои пред престолом» (Ап. 4:10).

    При ежесуточном вращении на широте Средиземного моря созвездие Северного Венца то поднимается наверх, в зенит, то опускается в северную часть горизонта (зенит – местный, на широте острова Патмос).

    Мы не будем продолжать перечисление созвездий и звёзд, упомянутых в Апокалипсисе, отсылая читателя к оригинальным работам Морозова [11] и [10].

    Итак, в Апокалипсисе по-видимому присутствует астрономические символика.

    3.3.9. Планеты-Кони в средневековой астрономии

    А теперь – самое важное для датировки. Быстрое движение планет – вот что в первую очередь обращало на себя внимание астрономов. Их перемещение весьма неравномерно для наблюдателя.

    Так называемые верхние планеты, т. е. расположенные вне орбиты Земли, регулярно описывают петли. Они останавливаются, отступая назад и снова бросаясь вперёд. По-видимому, это и породило их сопоставление с конями, скачущими по хрустальному небесному своду. Неудивительно, что астрономия и астрология использовали этот яркий образ в своём языке.

    На рис. 3.16 приведены древние галльские монеты, на которых изображены планеты-кони. См. Astronomical Myths. John Blake, 1887. На одной из них – конь со всадником (буква S) перепрыгивает через урну созвездия Водолея. Это созвездие часто изображалось в виде урны или в виде человека с урной, выливающего из неё воду. См., например, средневековую книгу Альбумазара (Albumasar) [256].

    На второй монете изображена Планета-Конь, на спине которого созвездие Рака. Конь перепрыгивает через созвездие Козерога.

    Эти старые монеты ясно указывают на обычай средневековых астрономов (по крайней мере некоторых из них) отождествлять планеты с конями.

    Дальнейшее развитие этой символики естественно привело к изображениям планет в виде коней, запряжённых в колесницы.

    Например, именно такое изображение Солнца (включавшегося ранее в число 7 планет) широко использовалось в средние века.

    Кони, везущие солнце, изображены в астрологической книге Иоанна Теснерио издания 1562 года [254]. См. рис. 3.17.

    Кони, везущие солнце в колеснице, изображены в астрологическом труде Леопольди якобы 1489 года [244]. См рис. 3.18.

    Кони, везущие солнце, изображены в книге Альбумазара [256] издания 1515 года. См. рис. 3.19 и рис. 3.20.

    Кони, везущие планету Марс в колеснице, показаны в книге Иоанна Теснерио [254] издания 1562 года. См. рис. 3.17. Марс снабжён здесь своим астрологическим знаком.

    Кони, везущие Марс в колеснице, изображены в книге Альбумазара [256] издания 1515 года. См. рис. 3.21.

    Иногда коней изображали на самих колесницах, отождествляя тем самым их с конями. Так, в книге Альбумазара [256] показана колесница Юпитера, на огромных колёсах которой нарисован скачущий кентавр. См. рис. 3.21.

    Идея развивалась. Иногда кони везли целые созвездия. В книге Бахараха [255] издания 1545 года кони везут созвездие Возничего [12], с. 180, фиг.91. Подобный же рисунок имеется и в «Астрологии» Радинуса [249], см. также [12], с. 243, фиг.125.

    Насколько большое значение астрономы придавали скачкам планет видно из того, что для моментов остановки планет (т. е. между прямым и попятным движениями) был придуман специальный символ – остановившаяся колесница. Например, к средневековой книге Альбумазара [256] изображены остановившиеся колесницы всех планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна. См. рис. 3.19 и рис. 3.22.

    Иногда в колесницу впрягались вместо коней какие-либо фантастические животные-грифоны, орлы и т. п. Например, с такими «конями» нарисованы в средневековых книгах Альбумазара [256] и Иоанна Теснерио [254]. См. рис. 3.17 и рис. 3.23.

    Хорошо известно, что дни недели в некоторых языках сопоставлялись с планетами (т. н. планетная неделя), а с другой стороны, дни недели часто изображались в виде коней.

    Когда планета-конь проходит между созвездиями (или сквозь них), то созвездия «седлают» его, превращаясь во всадников на конях.

    Но вернёмся к Апокалипсису.

    3.3.10. Юпитер в Стрельце

    «Я взглянул, и вот: конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Ап. 6:1-2).

    По-видимому, здесь описана яркая планета-конь, на которой восседает всадник-созвездие с луком. Такое созвездие (среди Зодиакальных) только одно – стрелец.

    Конь назван белым. В греческом тексте – ярко-белый, блестящий.

    В сочетании с характеристикой «победоносный» (а также с тем, что этот конь выходит первым), это означает, что здесь скорее всего описан Юпитер.

    Другой ярко-белой планеты – Венеры здесь быть не может, так как в Апокалипсисе (см. 12:1) есть указание, что Солнце находится в Деве. Но тогда Венера, никогда не отходящая далеко от Солнца, никак не может оказаться в Стрельце.

    Итак, Юпитер указан в Стрельце.

    3.3.11. Марс в Овне

    «И вышел другой конь рыжий (в греческом тексте: «и ушёл туда, по другую сторону, огненно-красный конь», см, [11] – Авт.) И сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Ап.6:4).

    Описана рыжая (красная) планета-конь. Такая планета одна – это Марс. Созвездие с мечом тоже одно – это Персей. Итак, Персей – всадник на Марсе. Следовательно, Марс находиться в Овне, над которым и висит Персей (см. звёздную карту). Морозов отмечает здесь, что созвездие Овна только ещё готовится взойти (т. е. пока что находится под горизонтом), а Персей уже виден – он расположен над Овном и уже взошёл. Вероятно поэтому Апокалипсис и указал положение Марса с помощью созвездия Персея.

    3.3.12. Меркурий в Весах

    «Я взглянул, и вот, Конь Вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей (мера, то есть Весы – Авт.). И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс (хиникс, малая хлебная мера-комментарий синодального перевода) пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Ап. 6:5-6).

    В синодальном переводе сказано «конь вороной», но в греческом тексте стоит «тёмный конь» [11].

    По-видимому, это – Меркурий, самая слабо-светящаяся из всех первоначальных планет, каковыми в древности считались лишь Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Меркурий в полном смысле слова планета-невидимка. Кроме того, находясь близко от Солнца, Меркурий виден редко-солнечный свет обычно «гасит» его. Поэтому положение Меркурия в средние века часто определяли с ошибкой.

    Динарий – римская монета. Елей – масло. В синодальном переводе сказано: «меру в руке своей»; в греческом тексте он держит в руке коромысло, весы [11]. Весь стих 6 отчётливо говорит о торговле. Более того, приводятся даже цены на пшеницу и ячмень. Но ведь Меркурии как раз и считался покровителем торговли.

    Итак, Меркурий указан в Весах.

    3.3.13. Сатурн в Скорпионе

    «Я взглянул, и вот, Конь Бледный, и на нём всадник, которому имя «Смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью Земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Ап. 6:7-8).

    В синодальном переводе сказано «конь бледный», а в греческом тексте стоит «мертвенно-бледный, зеленоватый» [11]. Скорее всего, здесь описана зловещая планета Сатурн. Всадник на нём, имя которому Смерть – это по-видимому Скорпион. Попадание Сатурна в Скорпион в средние века считалось крайне зловещим признаком.

    В синодальном переводе стоит «и дана ему власть». В греческом же тексте вместо «ему» поставлено «им», что ещё лучше соответствует паре этих символов смерти [10],т.1, с. 46—47, фиг.27.

    Морозов был не первым, кто отождествил четырёх знаменитых коней Апокалипсиса с планетами. Идея такого отождествления возникла давно, об этом говорил например Э. Ренан [235], с. 353.

    Ренан считал,

    что рыжий конь – Марс (это правильно),

    чёрный – Меркурий (тоже правильно),

    белый – Луна (это неправильно) и

    бледный – Юпитер (тоже неправильно).

    Два последних отождествления Ренан никак не аргументировал. И они действительно не соответствуют описанию Апокалипсиса. Впрочем, Ренан даже не пытался датировать Апокалипсис на основе этой астрономической информации.

    3.3.14. Солнце в Деве

    «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в Солнце; под ногами у неё луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Ап. 12:1).

    По-видимому, здесь перед нами – картина звёздного неба в его обычном средневековом изображении. Названо Солнце в созвездии Девы (Дева – единственная женщина-созвездие на эклиптике), а в ногах Девы – Луна. Прямо над головою Девы, по направлению к зениту, расположено известное созвездие Волос Вероники – венец (венок) из двенадцати звёзд. Замечательно, что на любой карте звёздного неба вы можете увидеть в созвездии Волос Вероники известное шаровое скопление – «Диадему», т. е. Венец (номер 5024/М53 в современной нумерации).

    В Апокалипсисе говорится о Венце из 12 звёзд. Интересно, что стандартное обозначение для шаровых скоплений на звёздных картах – это именно Венец и именно из 12 звёзд (расположенных по окружности). См., например, карты [424].

    3.4. Датировка Апокалипсиса по его гороскопу

    Итак, в Апокалипсисе, по-видимому, содержится следующий гороскоп-описание звёздного неба:

    Юпитер в Стрельце,

    Марс в Овне,

    Сатурн в Скорпионе,

    Меркурий в Весах,

    Солнце в Деве.

    Для грубого астрономического расчёта достаточно только трёх основных планет: Юпитера, Марса, Сатурна. Солнце движется быстро, делает полный оборот по всему зодиаку за год и поэтому полезно лишь для определения месяца. Меркурий обычно виден плохо (см. об этом выше) и поэтому его положение в средние века часто определяли с большой ошибкой.

    Утверждение (Н. А. Морозов, [11], [10], т.1, с. 48—50).

    Уже трёх основных планет (Юпитера, Марса, Сатурна) достаточно для датировки Апокалипсиса не ранее IV-го века н. э. указанный гороскоп (расположение планет) реализовывался только в следующие годы: 395 год н. э. 632 год н. э. (хуже по Марсу), 1249 год н. э. 1486 год н. э.

    Сам Морозов считал, что лучше всего подходит решение 395 года н. э., когда Меркурий оказался в Весах. Этим ответом Морозов удовлетворился, считая, что Апокалипсис не мог быть написан после IV века н. э. Тем не менее, свой результат Морозов осторожно сформулировал в условном виде, а именно: «если Апокалипсис был написан в первые четыре века христианской эры, то это было в 395 году» [11].

    Однако теперь, после новых исследований по хронологии древности, мы понимаем, что Морозов совершенно напрасно ограничился лишь первыми четырьмя веками новой эры.

    Выйдя за эти рамки, мы тут же видим ещё два решения: 1249 год и 1486 год. Они ничем не хуже 395 года с точки зрения трёх главных планет древности: Юпитера, Сатурна, Марса. Правда, они несколько хуже по Меркурию, который попадает здесь в Деву, то есть созвездие, соседнее с Весами. Но мы уже отмечали, что Меркурий наблюдаем с трудом и его положение часто фиксировалось с ошибкой (особенно если речь идёт о границе между двумя созвездиями-Весами и Девой).

    Почему же Морозов отбросил эти два последних решения? Ответ Морозова удивительно прост и искренен. Он откровенно объяснил: «Едва ли кто-нибудь решится сказать по этому поводу, что Апокалипсис написан 14 сентября 1249 года» [10], т.1, с. 53.

    Однако, теперь, по прошествии более семидесяти лет после исследований Морозова, опираясь на новые результаты, полученные в том числе и в наших книгах [нх-1]…[нх-8], вполне можно предположить, что Апокалипсис был написан в 1249 году н. э. Или же, – что ещё более вероятно, – в 1486 году, то есть в эпоху Османского=Атаманского завоевания. Обсуждать же 395 год н. э. после всего того, что нам стало известно о хронологии Библии, вряд ли стоит.

    Почему именно 1486 год является наиболее вероятной датировкой написания Апокалипсиса в нашей реконструкции? Вот почему. Как хорошо известно, Апокалипсис в основном рассказывает о конце света.

    Это – его главное содержание. «Апокалипсис и его видения (кроме первых трёх глав)… – есть изображение последней судьбы мира… имеющее быть при конце мира, должно служить руководством к пониманию предсказаний Апокалипсиса» [3],т.11,с. 511. Но тот год, когда весь средневековый христианский мир со страхом ожидал конца света хорошо известен в истории. Это – 1492 год н. э., который являлся 7000-ным годом от Адама по византийской эре. Согласно господствовавшему в то время убеждению, именно в 7000-ном году должен наступить конец света.

    Таким образом, Апокалипсис посвящён событиям, ожидаемым в 1492 году н. э. При этом, в первых же строках Апокалипсис прямо заявляет: «время близко» (Ап. 1:3). То есть – 1492 год (7000-ный год от Адама) скоро наступит.

    Поэтому независимая астрономическая датировка Апокалипсиса 1486 годом н. э. – то есть 6994 годом н. э. – идеально соответствует его содержанию. Получается, что Апокалипсис был написан всего за 6 лет до ожидаемого конца света.

    Датировка Апокалипсиса концом XV века н. э. идеально соответствует также формальному математическому результату, полученному в [нх-1]. Этот результат состоит в том, что хронологически Апокалипсис должен стоять не последней, а одной из самых первых книг современного библейского канона. То есть – Апокалипсис одновременен Пятикнижию Моисея, а не Евангелиям.

    Напомним, что именно с Пятикнижия Моисея начинается современная Библия.

    Другими словами, Апокалипсис помещён в Библии рядом с Евангелиями хронологически неправильно. Хронологически он одновременен Пятикнижию, а не Евангелиям. По-видимому, он написан гораздо позже Евангелий. В Евангелиях описаны события XI века. А в Пятикнижиии, как мы уже видели, описываются в основном события XV века н. э. – события, связанные с османским-атаманским завоеванием.

    Поэтому одновременность Апокалипсиса и Пятикнижия означает, что Апокалипсис написан в эпоху XV века н. э. это идеально соотвествует его независимой датировке 1486 годом н. э.

    Наша гипотеза.

    Описание грядущего конца света выполнено в Апокалипсисе с использованием завуалированной астрономической символики. Впрочем, не исключено, что эта символика была завуалирована лишь в позднейших редакциях. В Апокалипсисе зашифрован гороскоп, который позволяет датировать время написания этого произведения. Дата этого гороскопа, согласно одному из трёх возможных решений, идеально соответствует средневековой дате ожидаемого конца света в 1492 году. Эта дата – 1486 год н. э.

    Таким образом, Апокалипсис был написан скорее всего в конце XV века новой эры, за несколько лет до ожидаемого всем средневековым христианским миром конца света в 7000 году от Адама, то есть в 1492 году н. э. Глубокий страх перед этим событием ярко отразился в Апокалипсисе.

    Принятая сегодня точка зрения, что Апокалипсис написан Иоанном Богословом, автором четвёртого Евангелия, – по-видимому неверна.

    Поскольку евангелия были написаны, скорее всего, раньше конца XV века. Напротив, утверждение многих старых церковных писателей, о том, что Иоанн Богослов и Иоанн, автор Апокалипсиса – разные люди, подтверждается независимой датировкой Апокалипсиса.

    Таким образом, эпоха написания Апокалипсиса и эпоха написания Евангелий – это существенно разные эпохи.

    По-видимому, эпоха Апокалипсиса совпадает с эпохой османского (атаманского) завоевания XV века н. э.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх