|
||||
|
Глава 6СЕМЬЯ И БРАК Аморфность корпоративной структуры византийского общества, неустойчивость сословных социальных связей обусловили особенно значительную роль родственных отношений в жизни ромея. Семья для него являлась в сущности единственной надежной опорой. Ее поддержка была тем более существенной, что византийская семья, и в высшей и в низшей социальной среде, представляла собой, как правило, не индивидуальную малую, а большую семью, включавшую в себя несколько индивидуальных семей. Женатые сыновья редко отделялись от своих родителей, во всяком случае — до достижения ими имущественной правоспособности (до 24–25 лет). Чрезвычайно ранние браки приводили к тому, что в одном доме нередко жили вместе с родителями и дедами даже женатые внуки. В такой семье отнюдь не молодожены — почти дети, а представители старшего (и далеко не старого) поколения определяли весь уклад и распорядок жизни. Закон разрешал браки для юношей с 15 лет, а для девушек — с 14 либо соответственно — с 14 и 13 лет. Источники пестрят сообщениями о женитьбе зрелых мужей и даже старцев на юных девушках, почти девочках. Случаи нарушения возрастных ограничений были более характерны для состоятельных кругов, чем для простонародья. Митрополит Апокавк расторг брак между 30-летним мужчиной и 6-летней девочкой, наказал эпитимьей ее родителей и растлителя, а священника, освятившего этот акт насилия, отстранил от службы. Среди простых людей брак обычно заключался с трезвым расчетом на дополнительные рабочие руки, а не лишний рот. Еще в VIII и IX вв. брак бедняков, не имевших средств для его «благоприличного» письменного оформления (это было сопряжено с расходами), признавался законным при одном благословении священника либо при устно высказанном взаимном согласии в присутствии нескольких друзей-свидетелей. Однако эту практику заключения брака без формальностей к началу Х столетия власти стали расценивать как юридически несостоятельную. Отныне оформление брака через официальный публичный обряд венчания в церкви считалось обязательным. Государство было заинтересовано в укреплении семьи: устойчивая семья с большим успехом справлялась с налоговыми тяготами и поставляла воинов для армии. Устанавливая возрастные ограничения для вступавших в брак, закон исключал также браки для лиц, состоявших в родстве вплоть до шестого колена, а в XI–XII вв. — даже до седьмого. Непреодолимым препятствием признавалось духовное родство: кумовья (крестные отцы и матери) и их дети считались родственниками "по духу". Например, за брак (и за связь) крестного отца с крестницей карали, как за кровосмесительство, отсечением носа. Запрещались браки христиан с язычниками, еретиками, мусульманами, иудеями. Препятствием к браку служили душевная болезнь, заразный недуг, тяжкое увечье. Чаще всего, однако, планы молодых людей, решивших вступить в брак, рушились из-за отказа родителей дать на него свое согласие, ибо практически почти ни один брак не заключался без определенных, прежде всего материальных, расчетов старших представителей обеих вступающих в родство семей. Именно эти расчеты обусловили широко распространенный в Византии обычай обручения малолетних (с семи лет, а для девочек- с еще более раннего возраста). Помолвка сопровождалась церковной церемонией; заключался договор, в котором оговаривались размеры приданого, величина предбрачного дара жениха, условия наследования имущества, указывалось место жительства невесты и жениха до брака и т. п. Если жених отказывался вступить в брак, его предбрачный дар, согласно закону, оставался у невесты, которая сохраняла за собою все свое приданое. Обычай обручения был официально признан законом и контролировался властями. Расторжение помолвки (без достаточных оснований) одной из сторон влекло за собой не только уплату неустойки в пользу другой стороны, но и взыскание штрафа в казну. Сохранилось несколько детально описанных дел, связанных с расторжением помолвки. Часто упоминавшийся выше философ Михаил Пселл рано потерял дочь и взял на воспитание сироту. Когда девочке исполнилось семь лет, он обручил ее с 18-летним юношей Элпидием Кенхри. Пселл дал за удочеренной 50 литр золота в качестве приданого, причем 20 из них с согласия Элпидия засчитал за выхлопотанный им для жениха титул протоспафария, который приносил одну литру золота в год в качестве руги. Элпидий не оправдал надежд Пселла: он оказался бездельником (а должность он получил — опять-таки благодаря Пселлу — для его лет весьма почетную), кутилой и повесой; оскорблял невесту и Пселла. Философ возбудил дело о расторжении помолвки. Как инициатор разрыва Пселл должен был уплатить Элпидию неустойку в 15 литр, и отдать ему предбрачный дар невесте (5 литр), а юноша обязывался вернуть приданое. Любопытно, что суд признал законным приравнять хлопоты (!) Пселла о титуле протоспафария к реальной сумме в 20 литр. Элпидий вернул 30 литр, и философ, проигравший процесс, не потерял в сущности ничего. В другом случае попытка расторжения помолвки не удалась вообще, несмотря на знатность возбудившего об этом дело жениха — Ильи Комнина. Его ссылка на то, что он подписал договор, будучи несовершеннолетним, принята во внимание на была. Еще большую строгость проявлял суд при рассмотрении бракоразводных дел. Тенденция к ограничению поводов для развода в Х-XI вв. усиливалась. Огромную помощь светской власти оказывала при этом церковь: далеко не всякий и не всякая в то время были способны перенести моральное осуждение церкви и находящейся под ее влиянием среды. Уважительными причинами для расторжения брака считались: супружеская неверность, ересь, сумасшествие, покушение на жизнь супруги (или супруга) и умолчание о подобном умысле других, проказа, импотенция (со дня свадьбы до истечения трех лет). При разборе бракоразводных дел, предупреждает законодатель, нужна крайняя осторожность: если показания о вине ответчика дают его родственники по крови, то это достойно веры, если же хула исходит от родичей истца, то чаще это клевета (за нее полагалось отсечение носа). Личная неприязнь или любовь к другой (либо к другому) менее всего могла оправдать иск о разводе в глазах и судей, и родителей супругов. Эти нравы в Х-XI вв. царили даже в семье всемогущих василевсов. Василий I, силой женивший Льва VI на "постылой Феофано", как простолюдин, избивал сына за связь с возлюбленной Зоей Карвонопсидой ("Огненноокой"). Не смог добиться развода Лев VI и тогда, когда стал самодержцем, а Феофано заявила о желании уйти в монастырь: патриарх запретил постриг и не дал согласия на развод. Закон был все-таки более снисходительным к мужчинам: чаще всего он подчеркивал ответственность женщин за прочность брака, устанавливая для них и более суровые наказания. Застигнув на месте неверную жену, муж имел право безнаказанно убить ее вместе с любовником. Недаром один из видных чиновников, уличенный в связи с замужней женщиной, бросил все и в страхе бежал на остров Лемнос. Мог муж в подобном случае и выгнать жену из дома немедленно, а сам, оказавшись в таком положении, — отделаться двенадцатью палочными ударами. Строже карал закон мужчину, который, будучи женатым, разрушал чужую семью: тогда и он, и замужняя матрона подвергались упомянутому выше наказанию, ибо такие дела, подчеркивалось в судебнике, ведут к "разорению детей и нарушению заповедей господних". Муж, знавший об измене жены и ничего не предпринявший, подвергался публичному бичеванию и изгонялся. Церковь и светский закон отрицательно относились уже ко второму браку, с огромным трудом и всякого рода ограничениями допускали третий и совсем запрещали четвертый. По мнению Кекавмена, второй брак не приносит счастья, а в тех случаях, когда в новой семье имеются сводные дети, даже гибелен для нее: возникают раздоры, и все идет прахом. Закон иногда обходили. Сам василевс Лев VI женился в третий раз (правда, он не сумел избежать громкого скандала). Встречались и «четверобрачники», но сожительство таких супругов не считалось законным в глазах властей. Только в конце Х в. патриарх Сисиний счел необходимым признать юридически правоспособными семьи, в которых супруги (или хотя бы один из них) вступили в брак в четвертый раз до патриаршего указа, однако он снова подтвердил, что новые случаи «четверобрачия» церковь будет считать нарушением закона. * Оценивая положение женщины в византийском обществе, ученые давно уже обратили внимание на одно существенное противоречие: закон препятствовал проявлению какой-либо активности женщин в общественной жизни и содействовал уравнению их имущественных прав с правами мужчин. В первой трети нашего столетия в историографии возник спор: одни историки считали, что в целом византийская женщина находилась в приниженном положении и в семье и в обществе, другие отстаивали мнение, что она пользовалась гораздо большим уважением и имела больше прав, чем женщина в странах средневекового Запада.[1] Ближе к истине, пожалуй, первые. Закон в Византии не разрешал женщине свидетельствовать на суде, представлять перед судом других лиц, осуществлять опеку, вступать в качестве равноправного члена в большинство торгово-ремесленных корпораций, занимать какую бы то ни было официальную должность. Знатные женщины неофициально носили титул, присвоенный их мужьям (жена протоспафария — протоспафарисса), присутствовали на торжественных приемах во дворце (но только вместе с мужьями), окружая императрицу в соответствии со своим рангом. Специально для женщин предназначались в Х-XII вв. лишь два титула (без должности), правда, весьма почетных: зоста-патрикия ("патрикия опоясанная") и севаста. Обе в числе других пяти-шести высших вельмож империи допускались к трапезе за одним столом с василевсом. Но этой парадно-представительной функцией и ограничивалась роль даже севасты, если только она не пользовалась неофициальным влиянием как фаворитка императора. Совершенно иная тенденция обнаруживается в византийском законодательстве VIII–XI вв. при определении прав женщины в семейно-имущественных отношениях. Государственная власть стремилась к обеспечению имущественных прав женщины, в особенности жены и матери, все более настойчиво подчеркивая ее равноправие с главой семьи — мужем. Хотя на практике в указанный период имущество жены и мужа объединялось и все чаще становилось общей собственностью, закон сохранял право распоряжаться приданым (в его денежной оценке) исключительно за женой. Сохранение прав женщины на приданое являлось своего рода гарантией имущественного обеспечения ее и ее детей в случае какой-либо беды. Приданое (в кругах знати оно достигало порой 100 литр золота) судебные власти не имели права отбирать для погашения долгов несостоятельного должника-мужа. Если жена умирала бездетной, муж получал четверть ее приданого, остальное отходило ее наследникам по завещанию; жена же в подобном случае наследовала половину имущества мужа, а если имела от него детей — то все его имущество. Особенно тщательно регулировал закон имущественные права вдовы, обремененной детьми (налоги с нее устанавливались официально по более низким нормам). Отношения супругов в семье определялись не столько законом, сколько обычаем и религиозно-нравственными правилами. Значительную самостоятельность в семейных делах проявляли порой представительницы социально полярных кругов общества. Существенной была роль жены в хозяйственной жизни бедняка. В состоятельных семьях военнообязанных крестьян жена в отсутствие мужа управляла всем хозяйством, а чем позже, тем чаще на ее долю приходилась и основная тяжесть физического груда на поле (крестьянин-воин, уходя в поход, все реже оказывался в состоянии нанять мистиев). Несмотря на наличие особых управляющих, велика была роль жены-хозяйки и в поместьях знатных вельмож, полководцев и сановников, служивших иногда в отдаленных провинциях. Например, жена Ватаца, соратника Никифора Вриенния в мятеже против Михаила VII, сумела подчинить себе весь город Редесто, где находился ее дом: она принудила горожан присоединиться к мятежникам, склонила на их сторону городской гарнизон, позаботилась об обороне и охране стен. Социальный вес ближайших родственников женщины и размеры ее приданого оказывали, разумеется, заметное влияние на ее положение в семье мужа. Колоритную сцену супружеской ссоры нарисовал Феодор Продром, поэт XII в. Высокообразованный, но не занимавший постоянной должности, а поэтому плохо обеспеченный, он взял в жены представительницу средних городских кругов, приданое которой составляло в сущности все достояние семьи. Его жена исполнена презрения к учености и музам мужа, не стяжавшим ему славы и неспособным прокормить семью. Она обрушила на голову неудачливого поэта потоки брани и упреков: ходит она в обносках, даже рубашку ей приходится шить себе самой, не в чем выйти на улицу, стыдно сходить в баню — столь бедны ее одежды; она и сукновальщица, и портниха, и пряха, и ткачиха, кроит и шьет плащи и штаны; ест же раз в день, а два сидит впроголодь… и у мужа она, как прислуга, на побегушках, а он — нищий побродяжка, одетый в старье; спал он некогда на соломе, а она — на перине; он и ныне живет на ее подачки, кормит его она благо есть приданое, а он сидит, как курица, и ждет обеда. Не можешь содержать семью, заключает потерявшая терпение женщина, — не надо было жениться, а женился — так помалкивай и слушайся… Как ни велика была роль беднячки-труженицы или знатной хозяйки, в большинстве полноценных семей женщина редко добивалась полного равенства с мужем. Иоанн Апокавк сообщает о многочисленных жалобах простолюдинок, просивших у него защиты от тирании мужей, от непосильного труда и побоев. Власть мужа (или тестя) была непререкаемой; она имела прочные традиции, восходя к власти pater familias ("отца семейства") эпохи Римской империи. Целиком оправдывала тиранию мужчины в семье и христианская этика: природа женщины объявлялась потенциально порочной — именно женщина была виновницей "первородного греха". Намекая на это, Кекавмен советует глаз не спускать с жены, невесток и подросших дочерей как способных на любой неожиданный поступок. Их позор, поучает он, — недосмотр мужчины, причина уныния всей родни, укус ехидны в сердце. В средних и высших слоях общества женщины были обычно затворницами в гинекеях. Лишь изредка знатная дама или девушка решалась отправиться на богомолье или в публичную женскую баню (и то в окружении служанок). Без ведома хозяина ни один мужчина под страхом суда не имел права отворить дверь чужого дома. Иоанн Камениат, описавший разорение арабами Фессалоники в 904 г., приводит одну деталь, которая, по его мысли, способна сама по себе дать представление о грандиозности постигшей город катастрофы. Описывая картины убийств и разбоя, автор поражается, что женщины "не желали сдерживать себя и прятаться от глаз мужчин, не испытывая смущения, носились по городу с распущенными волосами, презрев всякое приличие" и издавая вопли. И это делали, удивляется Камениат, не только матроны, но даже девушки-затворницы, "лелеемые для брака". * Вступив в брак, супруги с нетерпением ожидали появления детей — их отсутствие воспринималось как божья кара. В житиях нередко рассказывается о бесплодии женщины, о растущей неприязни мужа и, наконец, о чудесном «вмешательстве» свыше. Особую радость вызывало рождение мальчика — кормильца под старость. Когда в семье с небольшим достатком рождалось несколько сыновей, то родители в VIII–XI вв. нередко оскопляли одного из них. Как правило, сын-евнух отправлялся в город, чаще всего в столицу, мечтая сделать там духовную карьеру (много евнухов было среди епископов, митрополитов, диаконов крупных церквей и даже патриархов) либо устроиться в гинекее или мужских покоях вельможи, а возможно, и самого василевса. Немало евнухов занимало важнейшие дворцовые должности, а порой, и не занимая их, в качестве спальничих — доверенных лиц императора — играло значительную роль в политической жизни государства. Иногда сына оскопляли и в ожидании от него духовного подвига. По словам хрониста Х столетия, евнухов в императорском дворце было больше, чем мух в загоне для скотины. Мер к ограничению рождаемости супруги не принимали. Попытки вытравить плод (законный или внебрачный — безразлично) расценивались как великий грех и сурово карались и властями и церковью. В отличие от Западной Европы в Византии (с VIII столетия) все сыновья и дочери одной и той же родительской пары имели равные права на наследство. Лишить кого-либо из них законной доли можно было только в исключительных случаях (если дети бьют и оскорбляют родителей, клевещут на них, отрекаются от сидящего в тюрьме отца, вступают в связь с мачехой, заключают без согласия родителей брак, оставляют их без ухода при потере ими рассудка и т. п.). Если завещание отсутствовало, то суд поровну распределял имущество умерших родителей между их детьми. За внебрачными детьми закон также признавал некоторые права на наследство родителя. Но в целом положение "от блуда рожденного" в обществе было тяжелым, особенно если отцом его являлось духовное лицо (греховность рождения как бы удваивалась). Если незаконнорожденный оставался на нижних ступеньках социальной лестницы, его жестоко травили, если он взбирался по ней вверх, положение дела нередко менялось: незаконный сын Романа Лакапина от «скифянки» (болгарки или русской) Василий Ноф помыкал самой законнорожденной знатью. * В империи имелось немало детей-сирот. Если сирота наследовал имущество, над ним устанавливалась опека. Опекуны — частные лица часто обкрадывали опекаемых, и закон поэтому рекомендовал богоугодным заведениям осуществлять опеку над сиротами. Часть сирот-нищих государство устраивало в казенные орфанотрофии ("сиротопиталища" — приюты) при церквах и монастырях; ведал ими особый дворцовый чиновник, а обслуживали их клирики и монахи. При Алексее I царские воспитанники, сироты — дети погибших видных воинов, зачислялись в особый воинский отряд, членов которого называли «бессмертными», ибо на место каждого убывшего тотчас заступал новый. Большинство сирот не попадало, разумеется, ни под опеку, ни в приюты. В житиях частенько мелькает фигурка деревенского сироты-пастушка, который пасет коз или свиней за черствый кусок в зной и в холод, ночует в поле и едва не умирает от голода. Именно на детях в первую очередь в ту суровую пору отражались стихийные и общественные бедствия. Дети-рабы и дети-евнухи наполняли дома вельмож. Но таким сиротам, можно считать, повезло. Другие просили милостыню на папертях, принуждались к непосильному труду в эргастириях мастеров и торговцев, шныряли по рынкам под надзором взрослых воришек, а девочки-сироты стояли "на своих местах" в зловонных переулках и на площадях. * Спасения или помощи можно было ждать главным образом от родственников. Помни о родственниках и оказывай им благодеяния, поучал Кекавмен: не исключено, что именно для этого господь даровал тебе успех. Послушание отцу первая заповедь, почтение к матери — первейший долг. Совершив переворот, братья Комнины колебались: то ли поскорее занять дворец, то ли поторопиться к матери, чтобы засвидетельствовать ей свое сыновнее почтение. Порой, во время мятежей аристократии, василевс призывал мать мятежника, убежденную в греховности поступка сына, и отправлял ее в качестве парламентера: бывали случаи, когда ее увещевания и угроза родительского проклятия приносили василевсу бескровную победу. Умершего родителя мужчина-ромей должен был оплакивать с причитаниями (согласно семейному ритуалу, мужчина — глава семьи делал то же и при всяком ином несчастье в семье). Естественно, что историки больше всего знают о характере родственных отношений в знатных и преимущественно в царских семьях. В семье василевса родственные чувства нередко приобретали уродливый облик. Ирина в борьбе за престол в 797 г. ослепила родного сына. Евдокия, вдова Константина X, втайне от своих сыновей обвенчалась с Романом Диогеном, и сыновья через четыре года свергли и ослепили отчима, а мать постригли в монахини. Сестра Мануила I предала мужа, донеся на него брату, а жена Константина VII, напротив, помогла мужу расправиться со своими родными братьями. Константин VII заточил в монастырь сестер и свел в могилу мать. Суровый холостяк Василий II, невзирая на мольбы и слезы единственной сестры Анны, силой отправил ее в жены далекому повелителю русских в 989 г. Но он же страстно любил племянницу Зою, дочь его брата Константина, которого мало жаловал. С любовью и заботой чаще относились друг к другу представители «средних» слоев населения и интеллигенции. До глубокой старости сохранили чувство взаимной братской любви видные деятели и крупнейшие писатели конца XII-начала XIII в. Михаил и Никита Хониаты. * Помимо многочисленных родственников, проживавших в одном доме, в семье ромея, особенно богатого и знатного, жило множество людей, не связанных узами родства с хозяином (воспитатели детей, друзья, нахлебники, наемные работники, слуги, рабы и т. п.). Число таких домочадцев у столичного аристократа было порой столь велико, что он мог в случае нужды сформировать из них значительный вооруженный отряд. Богатые дома в Константинополе занимали целые кварталы и представляли собой сложный комплекс с многочисленными постройками, амбарами, помещениями для прислуги скотными дворами, конюшнями, погребами и обширным внутренним двором с портиками и галереями. Тем не менее византиец, как правило, проявлял величайшую осторожность при допуске посторонних в свой дом. В изображении Кекавмена византийская семья предстает как тщательно отгороженный от чужих глаз мирок, постоянно готовый к осаде извне. Этот полководец, вообще крайне недоверчиво относившийся к дружбе, советовал не оставлять в своем доме иногороднего друга даже на несколько дней: друг, оказывается, может соблазнить жену, невестку или дочь, вызнать размеры доходов, изучить недостатки в домашнем распорядке, чтобы затем забавлять своих домашних рассказами. Лучше послать другу какую-нибудь вещь в знак внимания. Слуги в доме, даже несвободные, занимали самое разное положение. Некоторые удостаивались безграничного доверия хозяина, служили управителями и телохранителями. Бывшие слуги, в особенности потомственные, получали иногда высокие официальные посты, если счастье улыбалось их господину. Слуга отца Алексея Комнина — Лев Кефала стал известным полководцем, другой слуга этого императора — первым советчиком василевса, его поверенным и духовником. Большинство слуг, однако, находилось под строгим надзором господина и его управителей. Слуги могли не только "пожрать прибыль" хозяина, как говорит Кекавмен, до принять участие в политической интриге, изменить господину и даже посягнуть на его жизнь. * Широкие родственные связи каждого магната и сановника, значительное число зависимых от них лиц и множество, приверженцев, превращали их семьи в серьезную политическую силу. Поэтому заключение брака в знатной среде все чаще в XI–XII вв. становилось не только средством, позволявшим упрочить экономическое положение семьи, но и важной политической акцией, укреплявшей влияние всего родственного клана. Заранее тщательно продумывали, чью поддержку себе обеспечить, какие противоречия сгладить, к какой группировке примкнуть. Опасаясь полководца Никифора Фоки Старшего, временщик Заутца предложил ему руку своей дочери Зои. Фока отклонил предложение (к Зое был неравнодушен сам василевс) и лишился поста доместика схол (главнокомандующего). Устройство браков было для скучающих обитательниц царского гинекея своего рода развлечением и видом благотворительности: императрица и знатные дамы подыскивали женихов для девушек-сирот, для вдов и невест из некогда видных, но обедневших семей. Но подчас заключение важного брака не обходилось без вмешательства гораздо более влиятельных лиц, вплоть до самого василевса. Брак по воле самодержца являлся порой и рассчитанной карой: навязывали уродину или «безродную». С начала правления Алексея I Комнина в среде византийской аристократии стал утверждаться западный обычай: у государя испрашивалось разрешение на брак. Этот император сделал систему брачных связей одним из важных рычагов своей политики в сложной внутренней борьбе за власть. Особую осмотрительность проявляли Комнины при заключении брачных связей членов своего рода. Некогда, еще в IX-Х вв., в царской семье поступали совсем иначе. Константин VII разрешил своему сыну, будущему императору Роману II, жениться на дочери простого харчевника — красавице Феофано (она стала матерью Анны, жены русского князя Владимира I). С тех пор ничего подобного не случалось вплоть до 1453 г. Исчез навсегда и старый обычай смотрин невест для василевса и его наследника, свозившихся в столицу из провинций и принадлежавших далеко не к одному социальному кругу. В конце XI — в XII столетии постепенно утверждался феодальный принцип наследственности «благородства» — проникнуть в среду аристократии «чужакам» становилось все труднее. Недаром с XI в. ранее редко фиксировавшееся в документах фамильное имя видного человека указывается все чаще и чаще, а к концу этого столетия при упоминании знатного лица, как правило, называется его и личное, и родовое имя. * Материальные расчеты, политическая игра, неравные браки — все это отнюдь не означало, что любовь была неведома византийцам. Не всегда она предшествовала браку, но нередко ему сопутствовала. В сборниках поговорок и изречений ("Пчелах") утверждается мысль, что высшее счастье для мужчины обретение любящей благонравной жены. В сказании о Стефаните и Ихнилате говорится, что "высшим благом обладает человек", для которого соединились воедино три компонента: разум, добрый советчик и любимая жена. Кекавмен полагал, что смерть хорошей жены равносильна утрате половины "или еще больше" всех жизненных благ. Любящий, писал Феодор Студит, принадлежит не себе, а предмету любви; муж, любя жену, всего себя отдает ей, ею лишь дыша и о ней лишь мечтая. "А что для мужа больше жены единоправной и единомысленной, восклицал Василий Охридский, — которую ему дано право опекать и над которой дано право властвовать — не как господину над имением, но как душе над телом? Дано право самим промыслом, связавшим душу с телом и образовавшим посредством сопряжения из жены и мужа как бы одно живое существо, заодно дышащее и заодно чувствующее". Нарядить любимую жену, украсить драгоценностями даже ее коня было не только долгом, но и радостью для знатного супруга; да и сам он, спеша к жене после разлуки, стремился предстать перед ней во всем блеске. "Нет в мире большей радости, — говорил Дигенис Акрит, — чем радость нежной страсти". Воспевая любовь царственных супругов, Иоанна III Ватаца и Ирины, историк и поэт XIII в. Георгий Акрополит говорил от ее вмени: И с ним я сочеталась, с юным — юная, Супруга одного из дворцовых чиновников, избранного императрицей Зоей себе в мужья (узы старого брака в таких случаях расторгали по мановению царственной руки), предпочла отравить любимого мужа, чем отдать его Зое. Упомянутая Феофано, напротив, помогла своему возлюбленному Иоанну Цимисхию убить стареющего Никифора II, за которого она вышла после смерти Романа II. Та же Зоя, когда ее новый выбор пал опять-таки на женатого аристократа Романа Аргира, грозила ему тяжкой карой за отказ. На этот раз любящая жена добровольно ушла в монастырь, даровав мужу и трон, и зрение, а может быть, — и жизнь. Роман III сохранил чувство глубокой признательности к первой жене и, когда она умерла, сделал богатый вклад "за спасение ее души". Супружеской любовью и верностью гордились как высокой добродетелью. Анна Комнин пишет о царившем в ее отношениях с Никифором Вриеннием согласии. Его смерть она называет океаном горя, бурными волнами Адриатики, пламенем, иссушившим ее сердце и костный мозг. Идеалом византийца была не только послушная, заботливая и богатая жена, но также красивая и образованная. Однако даже обученная риторике богатая красавица не могла надеяться на хорошую партию, если начинала ходить молва о ее нескромном поведении. Вопрос о девственности невесты считался весьма важным при заключении брачного договора. Обманутый супруг-молодожен, при соблюдении точно оговоренных условий, мог по закону уже утром расторгнуть вчера заключенный брак. Знатные ромейки заботливо следили за своей внешностью. Бывшие в ходу в то время медицинские трактаты давали множество рецептов по уходу за кожей лица, по борьбе с морщинами, выпадением волос, дурным запахом изо рта. Некрасивость или уродство воспринимались как трагедия. Старшая дочь Константина VIII Евдокия, в детстве болевшая оспой, едва став подростком, поспешила уйти в монастырь. Полумонашескую жизнь вела и ее некрасивая младшая сестра Феодора, так и оставшаяся в девах. Зато средняя из сестер, Зоя, отличавшаяся красотой и легким нравом, сделала из своих прелестей подобие культа. Чем естественней честолюбец и корыстолюбец падал в «обморок», «сраженный» ее красотой, тем большие награды его ожидали. Зоя сама, в своих покоях, в невыносимой духоте, даже будучи старухой, варила дорогие косметические средства и, по свидетельству современников, ее лицо до 70 лет сохраняло свежесть и привлекательность. Красота возвела на трон Феофано, как некогда актрису, знаменитую Феодору, ставшую женой Юстиниана I. Красотой определялся выбор царской невесты на смотринах. Красоту как величайшее достоинство Марии, жены Михаила VII и Никифора III, прославляет Анна Комнин, прибегая к привычному сравнению с ожившей античной статуей. В заключение остановимся коротко на явлениях, способствовавших эрозии и распаду семьи, т. е. прежде всего — на проблеме адюльтера. В последнее время в историографии высказано мнение, что к концу XII в. в Византии стали снисходительнее смотреть на адюльтер среди женатых мужчин и замужних женщин.[3] Действительно, те строгие законы, о которых говорилось выше, соблюдались, по-видимому, в этот период не всегда последовательно. Их нарушали сами императоры, призванные обеспечивать действенность официального права. И Мануил I Комнин, и Андроник I Комнин имели детей от родных племянниц. Закон же предусматривал в таких случаях не только отсечение носа, но и казнь. Однако о случаях супружеской неверности в среде знати известно немало не только от конца XII в., но и от XI в., и от начала XII столетия. Скандальные связи Константина IX Мономаха не раз вызывали волнения в столице. Едва женившись на Зое (это был ее третий брак), Мономах ввел во дворец свою фаворитку Марию Склирену. Царская спальня была устроена так, что покои василевса сообщались со смежными помещениями Зои и Склирены. Ни одна из них не входила к Константину без стука. Многочисленный дворцовый люд подражал императору, уверенный в безнаказанности. Народ бурно протестовал, требуя удаления Склирены. Анна Комнин уверяет, что со времен Мономаха до 1081 г. женская половина дворца пребывала в разврате, и только бабка Анны — Анна Далассина навела порядок, установила время для приема чиновных лиц, трапез и "божественных песнопений", так что дворец уподобился монастырю. Любовь Склирены, кстати говоря, один из немногочисленных сохраненных источниками примеров самоотверженной женской любви. Происходившая из богатого и знатного рода, Склирена полюбила опального вдовца Константина и, продав свои владения (имущество Мономаха было, видимо, конфисковано), последовала за ним в ссылку на остров Лесбос, где они прожили вместе семь лет. Безусловный ценитель подлинной культуры, тонкий наблюдатель и психолог, Пселл много лет спустя после смерти Склирены с восторгом писал о ее уме, такте, воспитанности, образованности, скромности и умении слушать. Она не была красавицей, заключает писатель, но обаяние ее личности действовало неотразимо. Щедрый и негневливый, но недалекий и ветреный Мономах окружил Склирену роскошью, но вряд ли тем вознаградил ее за большую любовь. Когда Склирена внезапно умерла, василевс, по словам Пселла, каялся в горестном недоумении и плакал, как ребенок, жалуясь каждому встречному. В крупных городах Византии жили богатые и образованные гетеры. Об одной из них рассказывается в сатирическом сочинении "Путешествие в ад". Ее посетителями были высокопоставленные знатные лица, но когда влюбившийся в эту красавицу некий «неразумный» чиновник хотел взять ее в жены, император запретил ему это. Дома терпимости находились почти в каждом из многочисленных кварталов Константинополя, имея и официальный и неофициальный статус. Среди их обитательниц было немало девочек-сирот, которые в бедных кварталах едва добывали себе пропитание. Занимались они также прядением шерсти. Власти иногда превращали дома терпимости в исправительные колонии, загоняли гетер в монастыри (так поступил, например, Михаил IV), но все это давало лишь временный эффект. В целях сохранения интересов семьи закон сурово преследовал и сожительство с рабынями и весьма распространенные в империи издавна (видимо, под влиянием Востока) разного рода пороки. Однако в источниках приводится множество примеров нарушения закона и почти отсутствуют упоминания о наказаниях. За сожительство с чужой рабыней полагались штраф и порка, за сожительство с собственной полагалась продажа ее в пользу фиска. Но рабыни находились в полной власти господ. В одном из житий нарисована яркая сценка: рабыня, удостоившаяся внимания господина, дерзит хозяйке, заносится перед домочадцами, а когда госпожа жалуется на нее мужу, он награждает плетью не рабыню, а супругу. Почти в каждом уставе мужского монастыря содержался строжайший запрет принимать в число братии и допускать в ограду обители мальчиков, юношей и евнухов и даже содержать на монастырском дворе самок животных. Однако аномалии такого рода отнюдь не были специфически монашескими. Мальчиков-евнухов, учитывая их внешность, как уже упоминалось, охотно покупали или брали на службу самые богатые господа. Итак, несмотря на то, что семья в империи являлась одной из наиболее прочных ячеек общества, она постоянно испытывала неблагоприятное воздействие немалого числа специфических для Византии факторов. Важнейшим из них был недостаток мужского населения вследствие непрерывных, продолжавшихся десятилетиями войн и существования множества мужских монастырей, а также распространения некоторых восточных обычаев и пороков. Проблема семьи отнюдь не безразлична для уяснения вопроса о сильных и слабых сторонах общественной структуры государства. Отмеченные факторы развития семьи в Византии оказывали отрицательное влияние прежде всего на самый процесс воспроизводства и роста населения империи. Кроме того, неполноценная семья — почти всегда экономически менее устойчивая, располагала худшими потенциальными возможностями к накоплению средств, необходимых для развития и расширения производства. Примечания:3 M. Я. Сюзюмов. Византийская книга Эпарха. M., 1962, стр. 67, 226. Глава 6 id="n_36">1 G. Buckler. Women in Byzantine Law about 1100 A. D. — «Byzantion», II, 1936; A. Jagoditsch. Zu den Quellen des altrussischen «Domostroj». "Wiener slavistisches Jahrbuch", 6, 1963. id="n_37">2 Георгий Акрополит. На смерть Ирины. Перевод С. С. Аверинцева. "Памятники…", стр. 329. id="n_38">3 А. П. Каждан. Византийская культура. М., 1968, стр. 205–206. >Глава 7 id="n_39">1 "Советы и рассказы.", стр. 241, id="n_40">2 Иосиф Ракендит. Краткое слово о себе самом. Перевод Т. А. Миллер. "Памятники…", стр. 344. id="n_41">3 Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Budapest, 1949, p. 72, 149. id="n_42">4 Johannis Euchaitorum. quae. Lupersunt. — "Abhandlungen der hist.-philol. Classe der Konigl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen. 28, 1882, р. 24. >Глава 8 id="n_43">1 Attal., p. 111; Nic. Chon., р. 842. id="n_44">2 А. П. Рудаков. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М., 1917, стр. 45. id="n_45">3 Анна Комнин. Алексиада, стр. 87. id="n_46">4 Dim. Obolensky. The Principles and Methodes of Byzantine Diplomacy. Oxford, 1961. Rapports, III. id="n_47">5 Cedr., II, p. 452. id="n_48">6 Georgii Acropolitae opera, ed. A. Heisenberg, I. Lipsiae,1903, р. 81, 82. id="n_49">7 Attal., р. 211. id="n_50">8 Typicon Gregorii Pacuriani, ed. S. Kauchtschischvili. Thbilisiis, 1963, p. 122. id="n_51">9 Nic. Chon., р. 847. >Глава 9 id="n_52">1 Cedr., II, р. 412 sq. 2 "Псамафийская хроника…",стр. 36. id="n_53">2 "Псамафийская хроника…",стр. 36. >ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (помимо указанной в примечаниях) Р. М. Бартикян. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван, 1961. П. В. Безобразов. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. М., 1890. История Византии, т. 1–3. М., 1967. А. П. Каждан. Загадка Комнинов (Опыт историографии). — "Византийский временник", 25, 1964. А. П. Каждан. О социальной природе византийского самодержавия. — "Народы Азии и Африки", № 6, 1966. А. П. Каждан. Из экономической жизни Византии XI–XII вв. Натуральное и денежное хозяйство. — "Византийские очерки". М., 1971. А. П. Каждан. Византийский монастырь XI–XII вв. как социальная группа. "Византийский временник", 31, 1971. В. В. Кучма. "Тактика Льва" как исторический источник. — "Византийский временник", 33, 1972. Е. Э. Липшиц. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII-первая половина IX в. М.-Л., 1961. Г. Г. Литаврин. Был ли Кекавмен, автор «Стратегикона», феодалом? "Византийские очерки". М., 1961. Г. Г. Литаврин. Восстание в Константинополе в апреле 1042 г. "Византийский временник", 33, 1972. Я. Н. Любарский. Михаил Пселл, личность и мировоззрение. — "Византийский временник", 30, 1969. Я. И. Любарский. Исторический герой в «Хронографии» Михаила Пселла. "Византийский временник", 33, 1972. Р. А. Наследова. Ремесло и торговля Фессалоники конца IX-начала Х в. "Византийский временник", 8, 1956. К. А. Осипова. Система класм в Византии в Х-Х1 вв. — "Византийские очерки". М., 1961. Н. Скабаланович. Византийское государство и церковь в XI в. СПб., 1884. В. А. Сметанин. Эпистолография. Свердловск, 1970. М. Я. Сюзюмов. Борьба за пути развития феодальных отношений в Византии. "Византийские очерки". М., 1961. М. Я. Сюзюмов. Дофеодальный период. — "Античная древность и средние века", 8, 1972. 3. В. Удальцова. 50 лет советского византиноведения. М., 1969. Ф. И. Успенский. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874. H. Ahrweiler. Etudes sur les structures administratives et sociales de Byzance. London, 1971. H. Ahrweiler. Byzance et la mer. Paris, 1966. H. G. Beck. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. H. G. Beck. Senat und Volk von Konstantinopel. Munchen, 1966. H. G. Beck. Geschichte der byzantinischen Volksliteratur. Munchen, 1971. L. Brehier. Le mond byzantin, v. 1–3. Paris, 1947–1950. R. Browning. The Correspondance of a Tenth-Century Byzantine Scholar. «Byzantion», 24, 1956. J. Bury. The Imperial Administrative System in the Ninth Century. New York, 1958. F. Chalandon. Les Comnenes, v. l-2. Paris, 1900–1912. P. Charanis. The Monastic Properties and the State in the Byzantine Empire. — "Dumbarton Oaks Papers", 4, 1948. F. Dolger. Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung. Darmstadt, 1960. R. Guilland. Recherches sur les institutions byzantines, I–II. Berlin, Amsterdam, 1967. H. Hunger. Reich der neuen Mitte. Graz, Wien, Koln, 1969. R. Janin. Constantinople byzantine. Paris, 1964. E. Kirsten. Die byzantinische Stadt. — "Berichte zum XI. ByzantinistenKongress". Munchen, 1958. Ph. Koukoules. Vie et civilisation byzantines, I–V Athenes, 1948–1951. K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Litteratur. Munchen, 1897. P. Lemerle. Esquisse pour une histoire agraire de Byzance. — "Revue historique"; t. 219–220, 1958. P. Lemerle. Le preneier humanisme byzantin. Paris, 1971. P. Lemerle. Prolegomenes a une edition critique et commentee des "Conseils et Recits" de Kekaumenos. Bruxelles, 1960. Gy. Moravcsik. Byzantinoturcica, I–II. Berlin, 1958. D. Obolensky. The Byzantine Commonwealth. London, 1971. G. Ostrogorsky. Geschichte des byzantinischen Staates. Munchen, 1963. G. Ostrogorskij. Quelques problemes dhistoire de la paysannerie byzantine. Bruxelles, 1954. G. Ostrogorskij. Pour lhistoire de la feodalite byzantine. Bruxelles, 1954. S. Runcimen. Byzantine Civilisation. London, 1948. B. Schilbach. Die byzantinische Metrologie. Munchen, 1970. G. Schlumberger. Lepopee byzantine a la fin du Xe siecle, I–III. Paris, 1896, 1900, 1905. N. Svoronos. Recherches sur le cadastre byzantin et la fiscalite aux XIe et XIIe siecles. Paris, 1959. A. A. Vasiliev. History of the Byzantine Empire. Madison, 1952. G. Walter. La vie quotidienne a Byzance au siecle des Comnenes (1081–1180). Paris, 1959. K. Zachria von Lingenthal. Geschichte des griechisch-romischen Rechts. Berlin, 1892. >УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН* [*Указатели составлены В. Г. Шурыгиной. Имена, упоминаемые в примечаниях, в указателе имен не приводятся.] Алдебрандин 68 Александр 18, 78 Алексей I Комнин 3, 22, 23, 25–29, 33, 35, 36, 39, 40, 41, 43, 44, 46, 50–52, 56–58, 61–64, 66, 67, 69, 70, 72, 73, 78 Алексей III Ангел 9, 15, 46 Алексей Студит 26, 32, 34, Андроник I Комнин 6, 15, 28, 29, 59, 78 Андроник Дука 51 Анна Далассина 33, 59, 62 Анна Комнин 3, 16, 22, 24–26, 28, 29, 35, 37, 40–46, 48–50, 59, 60, 62–67, 69, 70, 79 Анна, сестра Василия II 17, 57, 58 Антоний Кавлей 31 Арефа 33 Безобразов П. В. 22 Берта-Ирина 68, 76 Борил 51 Борис 76 Боэмунд 41, 44, 45 Ваан 78 Варда Склир 21, 50, 51 Варда Фока 10, 16, 30, 50, 51 Варфоломей, св. 32 Василий I Македонянин 8, 14, 18, 54, 78 Василий II Болгаробойца 3, 5, 16, 18, 21, 22, 26, 27, 30, 40, 41–43, 50, 57, 61, 63, 65, 70, 76, 79 Василий Ноф 19, 21, 56 Василий Петин 29 Василий, архиепископ Охридский 58, 68, 70 Василий, богомил 28, 29, 36, 48 Василий, св. 74 Василий, эпарх 67 Ватац 55 Вениамин Тудельский 15, 73 Владимир 17, 58, 71 Власий, св. 64 Врана 51 Георгий Маниак 46 Георгий, св. 33, 75 Герман 51 Гомер 66 Григорий Бакуриани 3, 48, 72, 73 Даниэлида 8 Делян, см. Петр Делян Дигенис Акрит 6, 43, 58, 68, 76, 79 Димитрий Хоматиан 75 Димитрий, еретик 48 Димитрий, св. 13, 22, 75, 78 Евдокия, дочь Константина VIII 59 Евдокия, жена Константина Х 57 Евстафий Воила 64 Евстафий Гарида 66 Евстафий Малеин 3 Евстафий Ромей 27, 63 Евстафий Фессалоникийский 37, 66 Евстафий Филокали 70 Евфимий, патриарх 18, 20, 29, 34, 36, 64, 78 Елена 66 Зоя Карвонопсида 54 Зоя, дочь Константина VIII 18, 33, 49, 57, 59, 67 Зоя, дочь Стилиана Заутцы 58 Идриси 73 Илья Комнин 54 Илья, св. 75 Иоанн I Цимисхий 19, 21, 35, 40, 42, 48, 50, 59, 76 Иоанн II Комнин 25, 29, 48, 62 Иоанн III Ватац 58 Иоанн Апокавк (Навпактский) 3, 32, 53, 55, 61 Иоанн Богослов 13 Иоанн Ивирица 27 Иоанн Итал 36, 48, 65 Иоанн Камениат 13, 56, 68 Иоанн Киннам 48 Иоанн Мавропод (Евхаитский) 26, 66 Иоанн Орфанотроф 21, 22, 26, 28, 29 Иоанн Предтеча 76 Иоанн Скилица 18, 26, 27, 46, 49, 62, 65, 67, 70, 77, 79 Иоанн Халд 44 Иосиф Ракендит 63, 67 Ираклий 63 Ирина, мать Константина VI 57 Ирина, жена Алексея I 50 Ирина, жена Иоанна III Ватаца 58 Исаак I Комнин 20, 26, 34, 35, 51, 67, 78 Исаак II Ангел 21, 24, 26, 40, 43, 51 Исаак, брат Алексея I 26, 78 Кай-Хосрой I 46 Карл Великий 16 Кеген 70 Кекавмен 9, 15, 23, 25, 26, 28, 45, 54, 55, 57, 58, 60, 62, 65, 67, 72, 79 Кир, св. 64 Комнины 57, 58 Константин I Великий 17, 28, 37 Константин II 34 Константин V 25, 43, 45, Константин VII Багрянородный 16–18, 27, 35, 57, 58, 61, 63, 69, 73, 75, 76 Константин VIII 18, 28, 57, 59, 61, 78, 79 Константин IX Мономах 18, 26, 29, 43, 49, 59, 60, 63, 65–67, 70, 78 Константин Х Дука 27, 51, 57 Константин Диоген 29, 46 Константин Лихуд 65 Константин Пселл, см. Михаил Пселл Константин, новелиссим 21, 51 Константин, сын Михаила VII 25, 62 Крикорик 71 Лагос (Иоанн) 9 Лев VI Мудрый 18–21, 26, 27, 34, 49, 51, 54, 61, 63, 64, 78 Лев Кефала 57 Лев Ламброс 29 Лев Никерит 61 Лев Сгур 33 Лев Торник 51 Лев, брат Никифора II 79 Лека 48 Лемерль П. 31 Лжедиоген 29 Ливелий 68 Лиутпранд, 32, 69, 73 Мазарис 68 Максимо 6 Мануил I Комнин 24, 27, 29, 33, 42, 57, 59, 62, 68–70, 76 Мануил Камица 51 Мария Склирена 59, 60, 66 Мария, жена Михаила VII и Никифора III 59, 62 Мелиссины 16 Михаил II 39 Михаил III 50, 72 Михаил IV Пафлагонянин 18, 21, 22, 33, 49, 60 Михаил V Калафат 17, 21, 29, 34, 49, 51 Михаил VI Стратиотик 26, 35, 51 Михаил VII Дука 14, 24, 25, 51, 55, 59, 62, 63 Михаил Аплухир 63 Михаил Атталиат 3, 41, 52, 67, 68, 72 Михаил Глика 26, 29, 47, 66 Михаил Докиан 43 Михаил Кируллярий 26, 34, 35 Михаил Пселл 12, 14, 18, 21, 22, 26–28, 34, 37, 53, 60, 63–67 Михаил Стрифн 25 Михаил Хониат 23, 33, 57, 65 Мокий, св. 49, 76 Мономахат 26 Мосиле 77 Никита Хониат 7, 17, 23, 24, 42–44, 46, 52, 57, 65, 67–69, 71, 73, 78 Никифор II Фока 11, 14, 18, 23, 24, 28, 35, 38, 40, 41, 49, 50, 59, 61, 62, 73, 77, 79 Никифор III Вотаниат 18, 26, 33, 51, 59, 62 Никифор Василаки 51, 52 Никифор Влеммид 65 Никифор Вриенний, мятежник 52, 55 Никифор Вриенний, писатель 24, 59, 61, 65 Никифор Григора 66 Никифор Диоген 65 Никифор Катакалон 24 Никифор Мелиссин 51 Никифор Уран 42 Никифор Фока Старший 58 Никифор, патриарх 14, 67 Николай Мистик 34, 51, 61, 64 Николай, св. 51 Нифонт 48 Ольга 69 Оттон I 16, 32, 69, 73 Пахис 65 Перикл 19 Петр Делян 49 Петр Пустынник 45 Петр Сицилиец 9, 64 Петр, апостол 36 Платон 66 Плутарх 66 Полиевкт, патриарх 35 Прокопий, св. 33 Роберт Гвискар 16, 22, 25, 44, 46, 49 Роман I Лакапин 30, 34, 56, 64, 71, 75, 77 Роман II 17, 18, 29, 35, 58, 59, 78 Роман III Аргир 18, 32, 33, 40, 50, 59, 62 Роман IV Диоген 20, 29, 50, 57, 61, 65 Роман Стравороман 29 Рудаков А. П. 68 Сампсон, св. 76 Самуил 42–44 Святослав 24, 73, 76 Сермон 46 Симеон 16, 71 Сисиний, патриарх 54 Стилиан Заутца 19, 21, 29, 58 Стилиан 49 Травл 48 Фемел 37 Фемистокл 19 Феодор Кастамонит 21 Феодор Продром 38, 55 Феодор Студит 6, 58 Феодора, жена Юстиниана I 59 Феодора, дочь Константина VIII 49, 59 Феодота 63 Феофано, жена Льва VI 54 Феофано, жена Романа II и Никифора II 58, 59 Феофил 15 Феофил Эротик 50 Феофилакт, патриарх 34, 35 Феофов 72 Филарет Милостивый 3, 6 Фома Славянин 24, 39, 49 Фотий, патриарх 4 Хониаты 65, 66 Хрисохир 18 Христофор Митиленский 33 Чауш 72 Элиан 41 Элпидий Кенхри 53 Юлий Цезарь 74 Юстиниан I Великий 34, 59 Юстиниан II 18 >УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ Акрит 41 Аллиленгий 5 Анаграфевс 23 Ангария 4 Анфипат 21 Апокриф 47 Аргиропрат 8, 12, 28, 29 Архонт 15 Асикрит 63 Багрянородный 17 Банда 21 Богомильство 48 Богомил 66, 83, 110, 111 Брумалии 74, 75 Василевс 5, 8, 9, 15–22, passim Василеопатор 21 Вестиопрат 12, 31 Вила 27 Воидат 3 Вофр 11, 28 Геникон 20 Грамматик 9, 28, 63 "Греческий огонь" 7, 25, 39 Громовник 47 Дизевгарат 3 Димы 43 Доместик (великий) 52 Доместик схол 58 Дром 2, 29, 69 Дромон 25 Дука 21, 30 Жупан 22 Зевгарат 3 Зевгилатий 2 Зоста-патрикия 55 Калафат 14 Календы 74, 75 Камара 11 Каноникон 32 Катартарий 12 Катафракт 39 Катепан 21 Кентинарий 42, 43 Кератий 28 Кесарь 21 Кируллярий 28 Клирик 11, 14, 33, 35, 36, 56, 61, 64, 77; Клисура 21 Литра 13, 33, 38, 53–55, 71, 75, 77 Логофет 20 Лоротом 23 Магистр 21, 71 Макеларий 11, 12 Мандра 4 Манихей 48 Метакса 8, 12, 13 Метаксопрат 12, 13 Метох 2 Милиарисий 14 Мим 29, 34, 76, 77, 78 Мистий 4, 5, 8, 55 Митаторий 35 Модий, сыпучий 3, 14 Модий, мера площади 3 Моливдовул 12 Монофиситство 48, 67 Монофисит 68 Навклир 14, 15 Назирей 35 Новелиссим 21, 51 Новелла 27 Номисма 3, 8, 9, 10, 13 passim Нотарий 9, 10, 28, 63, 76 Нуммий 14 Обол 5, 10 Опсоний 24 Орфанотроф 21, 22, 26, 28, 29 Орфанотрофия 56, 64 Павликианин 48 Павликианство 48 Пантапол 10 Паракимомен 21 Парик 2, 4, 5, 9, 15, 22, 32, 36 Парисия 61 Патрикий 21 Пифос 2 Порфирородный 16, 17, 35, 71 Практор 23, 27 Проастий 2, 3 Прония 25 Проскафимен 2 Протоспафарий 53, 54 Протоспафарисса 54 Ритор 10, 27, 63 Ромей 1, 2, 3, 13, 16, 17, 18, 24 passim Руга 21, 22, 33, 38, 53 Русалии 74, 75 Салдамарий 10, 28 Севаста 55 Секрет 20 Серикарий 8, 12, 13, 23 Синкелл 20 Синклит 16, 20, 26, 27 Синклитик 20, 51 Синод 33 Ситиресий 24 Статир 42 Стратегикон 24, 40, 61, 62 Стратиг 7, 19, 21, 24, 26–28 Стратиот 2, 5, 24, 39, 41 Тавли 79 Тавуллярий 10, 63, 65, 76 Типик 5, 8 Трапезит 28, 29 Турма 21 Фамуса 26 Фема 13, 19, 21, 24–27, 31, 37, 41, 48, 49 Фиала 27 Фолл 8, 10, 14 Фурка 30 Хиротония 32 Экскуссия 33 Эмпорий 49 Эндемуса 33 Эпарх 9, 10–13, 15, 20, 26–28, 51, 65, 67, 70, 77 Эпархия 29, 36 Эпитимья 35, 36, 53, 75 Эргастирий 7, 8, 57 Глава 6 id="n_36">1 G. Buckler. Women in Byzantine Law about 1100 A. D. — «Byzantion», II, 1936; A. Jagoditsch. Zu den Quellen des altrussischen «Domostroj». "Wiener slavistisches Jahrbuch", 6, 1963. 2 Георгий Акрополит. На смерть Ирины. Перевод С. С. Аверинцева. "Памятники…", стр. 329. 3 А. П. Каждан. Византийская культура. М., 1968, стр. 205–206. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|