|
||||
|
Глава 7ИОАННИТЫ И РОССИЯ в XIX веке Александр I — протектор Ордена. Политическая ситуация в Европе в 1801–1802 гг. Выборы нового Великого Магистра. Завершение пребывания Ордена в России. К вопросу о прекращении деятельности Ордена в России. Орден и последующие Императоры дома Романовых. Утрата и обретение Мальтийских святынь Александр I — протектор Ордена Ночью 12 марта 1801 года император Павел I был убит заговорщиками. Через четыре дня среди прочих документов был опубликован Манифест нового хозяина Российского престола — Александр I отказывался от звания Великого Магистра, но оставался Протектором Ордена св. Иоанна Иерусалимского.
В этом же Манифесте Александр I заверил, что "два Великих приорства Наши, российское и католическое, установленные в Империи Нашей, с тем, дабы оные пользовались всеми принадлежностями, преимуществами и управлением, которые им были пожалованы". Манифест завершался словами: "Как скоро с согласия прочих дворов можно будет назначить место и средства к созыву генерального Капитула Державного ордена св. Иоанна Иерусалимского, то первый подвиг Нашего покровительства будет содействие к избранию Великого Магистра, достойного предводительствовать Орденом и восстановить оный в древнее его состояние" [143]. Таким образом, сохраняя наследственный Протекторат, Александр I не считал возможным для себя стать Великим Магистром Ордена. Вот как этот факт прокомментировал в своих мемуарах кардинал Консальви: "Александр по-иному отнесся к мальтийским делам. Он не дорожил званием Великого Магистра Ордена и даже не хотел носить его знаки отличия, но при этом пытался сохранить достоинство и честь короны. В связи с этим он не решился объявить акты Павла I недействительными и отрицать тот факт, что он был Великим Магистром, поскольку это и означало бы потерю достоинства" [144]. Александр I явно тяготился мальтийскими играми своего отца. 26 апреля 1801 г. появляется его именной, данный Сенату, Указ "Об употреблении Государственного Герба без креста Иоанна Иерусалимского" [145]. Регалии Мальтийского ордена были перенесены из Брильянтовой комнаты Зимнего дворца в дом Капитула иоаннитов. Об этом сохранилась запись в гоф-фурьерском журнале:
Политическая ситуация в Европе в 1801–1802 гг. События в Европе осложняли проблему Мальтийского Ордена. Вскоре после убийства Павла умер папа Пий VI. Избранный новый папа принял имя Пия VII и тоже находился, по сути, в изгнании. К своим проблемам у него прибавилась еще и проблема Ордена, которую необходимо было решать. Какое-то время штаб-квартира Ордена оставалась в Санкт-Петербурге. На двух собраниях рыцарей председательствовал граф Салтыков, назначенный Александром I Лейтенантом Великого Магистра. Император Александр I, оставаясь Протектором Ордена, становился как бы над Орденом, не вмешиваясь в деятельность Лейтенанта и Священного Совета, и хотел, чтобы преемник Павла I на посту Великого Магистра Мальтийского ордена был избран, согласно Устава, Главным Капитулом. Однако собрать его для этих целей было невозможно. Созвали Священный Совет, который открыл свое заседание 1 августа 1801 г. в Санкт-Петербурге. Он то и издал декрет, содержащий предложения по избранию нового Великого Магистра:
28 августа (9 сентября) 1801 г. от имени Двора была направлена официальная нота всем иностранным представительствам, аккредитованным в Санкт-Петербурге, в котором содержалась информация о том, что с тех пор как Мальтийский орден не имеет "законного Главу, первоочередная задача его членов заключается в том, чтобы в соответствии со своими статутами, установленными нормами и правилами, имея при этом в виду законные выборы Великого Магистра, Его Императорское Величество желает, чтобы все дворы в равной мере были заинтересованы в восстановлении Суверенного Ордена в рамках его собственной Конституции и в выборе Главы, который будет указан для этой цели, что послужит дополнительным доказательством его приверженности к законности. Его Императорское Величество командирует своего Министра, чтобы тот от Его имени сообщил, что Его Величество не только не будет препятствовать, но, напротив, прямо или косвенно будет способствовать свободе выборов" [147]. Объяснение решения, принятого Священным Советом и изложенного в Декларации, мы находим в целом ряде документов тех дней. Так, Командор де Мэзоннёв, действующий Вице-канцлер, в письме Князю и Великому Приору Германии, датированном 6/18 августа 1801 г. из Петербурга, пишет:
Да, действительно, чтобы как-то смягчить незаконные, согласно Конституции Ордена, действия Императора Павла, принятое решение было единственно правильным и единственно легитимным. Это осознавали все. Правда, папа Пий VII соглашался на то, чтобы Великие Приоры сообщили бы ему лично свои мнения, а он уже окончательно принимал бы решение о выборе Великого Магистра. Но это решение встретило несогласие Англии и Франции. Согласно Амьенскому договору от 25 марта 1802 г. папа не мог единовластно выбирать Великого Магистра. Лишь спустя какое-то время Англия согласилась с российским планом избрания главы Ордена. Пришлось приложить немало дипломатических усилий, прежде чем и Франция дала свое согласие. Кардинал Консальви вспоминал об этом:
Вот как эту ситуацию описывает в своей работе А.М. Станиславская:
Выборы нового Великого Магистра 16 сентября 1802 г. папа Пий VII поставил оттиск своего перстня на красном воске, скреплявшем бреве [послание — исп.], которым он назначал на пост Великого Магистра бальи Бартоломео Русполи, представителя княжеского рода. В послании папы содержались размышления по поводу сложившегося положения в Ордене:
Бальи Руспольи, ознакомившись с содержанием этого послания папы, прислал нотариально заверенный отказ от должности Великого Магистра Ордена. Дело вновь зашло в тупик. В это же время оба Великие Российские Приорства представили четырех кандидатов, среди которых был и бальи Джованни Батиста Томмази — итальянец по происхождению. Папа, наконец, сделал свой выбор, провозгласил Великим Магистром Томмази. 9 февраля 1803 г. в послании папы Пия VII новому Великому Магистру, сообщалось: "Направляем Вам образец Нашего послания, отправленного Нами ранее Нашему дорогому сыну Бартоломео с тем, чтобы Вы знали, что все то, что Мы предписывали ему этим посланием, равным образом предписываем и Вам" [152]. Священный Совет, собравшийся в Мессине, признал это избрание законным и постановил отправить Томмази магистерские регалии и общеорденские архивы, на что было получено соответствующее разрешение Александра I. Завершение пребывания Ордена в России Как пишет А.М. Станиславская:
В феврале 1802 г. Александр I отменил привилегии русских солдат, имеющих награды — донатские знаки Мальтийского ордена. Отбираются привилегии. 27 февраля 1802 г. появляется именной, данный Сенату, Указ "О суждении преступников, имеющих ордена Св. Иоанна Иерусалимскаго в воинских и гражданских судебных местах, и о сообщении приговоров Орденскому Капитулу токмо для сведения и исключения преступников из списков" [154]. 26 февраля 1810 г. казна и орденский дом были конфискованы именным повелением Александра I. (Именной Указ, объявленный генерал-фельдмаршалу графу Салтыкову "О распорядке сумм Ордена св. Иоанна Иерусалимского" [155]. Российское приорство (православное) было ликвидировано. Выплаты респонсий Ордену были прекращены. Фактически с этого момента (февраль-март 1810 г.) деятельность Ордена на территории России прекратилась. Дальнейшие постановления, по сути, закрепляли сложившуюся ситуацию. 20 ноября 1811 г. были ликвидированы фамильные командорства. (Сенатский Указ "О родовых имениях фамильных командорств Ордена св. Иоанна Иерусалимского" [156]. 20 января 1817 г. Российский Император контрассигновал резолюцию Совета Министров, в соответствии с которой знаки Мальтийского ордена запрещалось носить, а сам Орден Св. Иоанна Иерусалимского в России объявлялся несуществующим — иоанниты закончили свое пребывание в России. К вопросу о прекращении деятельности Ордена в России Мальтийский орден прекратил свое существование в России. Однако утверждение, что Орден ликвидирован Указом Александра I, — неверно. Такого Указа нет — существует Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров "О недозволении получающим в нынешнее время Орден св. Иоанна Иерусалимского носить оный". Этот документ датирован 20 января 1817 г. и появился он как разъяснение на рапорт Начальника Главного Штаба генерал-адъютанта графа Комаровского, спрашивавшего о разрешении носить знак этого ордена его адъютанту, корнету Лазареву. Разбирая это дело, следствие пришло к выводу, что "хотя корнет Лазарев и объясняет, что он получил означенный Орден по правилам Российского Приорства, но поелику оного в России не существует, то не дозволять, как Лазареву носить сей Орден, так и прочим, получающим его в нынешнее время" [157] (см. Приложение 23). Таким образом, своими актами и резолюциями в 1810–1817 гг. Александр I, по сути, в одностороннем порядке расторг Конвенцию 1797 г. между Россией и Суверенным Мальтийским орденом. Оба Российских Приорства с 1810 г. исчезли из жизни Ордена вообще, что и было юридически закреплено в прошлом и нынешнем веке в ходе произошедших в Ордене структурных реорганизаций. Итак, с 1817 г., то есть после окончательного решения по делу Лазаревых, Мальтийский Крест стал рассматриваться как иностранный орден. Прием в Орден русских граждан больше не проводился никогда, вплоть до сегодняшнего дня [158]. Орден и последующие Императоры дома Романовых Связи между Орденом и Российским Императорским Домом не прекратились. Так в 1818 г. граф Каподистрия написал Лейтенанту Великого Магистра, что со стороны Александра I Ордену всегда будет оказана протекция. В январе 1827 г. такое же заверение послал граф Нессельроде от имени Николая I. За исключением Александра II все Императоры после Павла I имели звание бальи Большого Креста Ордена. Как мы помним, Павел I и его сыновья Александр I и Николай I получили эти звания еще от Великого Магистра фон Гомпеша. Известно, что Император Николай I (1825–1855) на свои собственные средства реставрировал две часовни в старом замке Мальтийского Ордена в Санкт-Петербурге, православной и католической церкви, известных в качестве "Русского Приорства" Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Была также издана книга "Рыцарские Ордена", весьма ценимая в свое время. Вышла она в Брюсселе и Лейпциге в 1848 г. Александр III получил звание бальи Большого Креста 29 декабря 1875 г., когда он был еще Цесаревичем, от Лейтенанта фра Джованни Батиста Чечи а Санта Кроче. В ответном письме Цесаревич писал:
В феврале 1881 г. Чечи а Санта Кроче, ставший Великим Магистром, присудил это звание Великим Князьям Сергею и Павлу, в феврале 1891 г. будущему Императору Николаю II и 7 апреля 1896 г. — Императрице Александре Федоровне. Во время правления Императора Александра III в его любимой резиденции в Гатчине на почетном месте находился большой портрет во весь рост Императора Павла I, написанный Тоном, в облачении Гроссмейстера Ордена, увенчанного мальтийской короной. Император Николай II получил поздравления по случаю своей коронации от 74-го Великого Магистра Мальтийского ордена фра Джованни Батиста Чечи а Санта Кроче и ответил благодарственным письмом:
В 1908 г. Император Николай II послал в дар Великому Магистру Ордена фра Галеаццо фон Тун и Гогенштейну портрет Императора Павла I в императорской короне и регалиях Мальтийского Ордена. Этот портрет до сих украшает Большой зал приемов в резиденции на виа Кондотти в Риме. Николай II, верный памяти своего прапрадеда Павла I, пожаловал офицерам, которые заканчивали курс обучения в Пажеском Корпусе в Санкт-Петербурге (размещавшемся в бывшем Мальтийском замке — Воронцовском дворце), право ношения [160] Мальтийского Креста сначала как медаль, а затем, по случаю юбилея этой военной школы, как обычный крест на левой стороне груди, несколько меньших размеров, чем звезда Ордена святого Иоанна Иерусалимского. Утрата и обретение Мальтийских святынь В августе 1799 г. мальтийские рыцари передали Императору Павлу I святыни Ордена — десницу Иоанна Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермскую икону Божией Матери за оказанные русским Императором благодеяния и заботу. По этому случаю в октябре в Гатчине прошли помпезные торжества. Как уже говорилось, в память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября специальное празднование. Праздник торжественно отметили еще лишь раз в 1800 г., но после насильственной смерти Павла I этот праздник только значился в месяцеслове. Пятьдесят лет реликвии хранились в Зимнем дворце. В 1852 г. в Гатчине закончилось шестилетнее строительство великолепного собора во имя святого апостола Павла. Его освящение проходило в присутствии Императора Николая I, тогда-то прихожане и обратились с просьбой к Императору передать мальтийские святыни в храм. Однако Николай I согласился лишь на ежегодное перенесение реликвий. И с 1852 г. вплоть до 1919 г. все три святыни перевозились из Зимнего дворца в Гатчину в дворцовую церковь накануне праздника. Оттуда 12 октября совершался крестный ход в Павловский собор, где святыни выставлялись на поклонение на десять дней, а 22 октября они вновь возвращались в Петербург. В том же 1852 г. Император распорядился "поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большой церкви Зимнего дворца образа Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сделании к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того как теперь имеется, доставить изготовленный образ в гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое". В 1915 г. фотография Филермской иконы Божией Матери была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя Судебной Палаты острова Мальта господина Пулличино [161]. В 1923 г. итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского ордена. Однако исполнить это оказалось невозможным [162]. Вот ответ настоятеля Павловского собора протоиерея отца Андрея Шотовского в Наркомат просвещения: "1919 года, января 6 дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божьей Матери — риза и ларцы для мощей и креста. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины". Как далее сообщал в своем письме отец Андрей, 13 октября в собор явился граф Игнатьев с каким-то военным. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр и Игнатьев увез их в Эстонию. Какое-то время они находились в православном соборе в Ревеле, но затем были перевезены в Данию вдовствующей Императрице — матери Николая II. После ее смерти в 1928 г. Ее дочери (Ксения и Ольга) передали святыни главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому) и некоторое время они находились в православном соборе в Берлине. В 1932 г. епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал святыни югославскому королю Александру и они хранились в специальной часовне в королевском дворце, а затем в церкви загородного дворца на острове Дединьи. Во время оккупации Югославии фашистами глава Сербской Православной Церкви патриарх Гавриил (Дожич) вывез мальтийские святыни в отдаленный черногорский монастырь св. Василия Острожского. До недавнего времени считалось, что следы их затерялись [163]. Десница святого Иоанна Крестителя, Филермская икона и частица Креста тайно сохранялись в Черногорском монастыре св. Василия Острожского, но через некоторое время они были обнаружены специальной службой "Удба" и переданы в государственное хранилище (исторический музей в г. Цетинье). В 1968 г. один из полицейских сообщил об этом Цетинскому игумену Марку (Каланья) и епископу Даниилу, которым удалось получить десницу Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста в 1993 г. и положить их в Цетинский монастырь. Только 30 октября 1994 г. на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий наконец-то сообщил, что скрывалось под скромным наименование церковных "вещей", найденных в монастыре св. Василия и переданных в Цетинский монастырь. Филермская икона Божией Матери так и находится в историческом музее г. Цетинье, и все попытки вызволить ее оттуда до настоящего времени остаются безуспешными. В 1995 г., во время визита в Черногорию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II стало известно, что величайшая Святыня Ордена и реликварий с частицей Древа от Животворящего Креста Господня, находится в древней столице Черногорской митрополии — городе Цетине, в монастыре Святого Петра Цетинского. После богослужения Патриарх благословил Десницей святого Иоанна Крестителя народ Черногории. * * * Медальон Великого Магистра де ла Валетта [164], который был включен в число коронных драгоценностей Российской империи, тоже считался навсегда утерянным. На самом же деле он сохранился. Это большой мальтийский крест с помещенным в его центре медальоном, на котором изображена Филермская икона Богоматери. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля. Из других сохранившихся святынь Мальтийского ордена можно упомянуть еще три трона с Мальтийской символикой, изготовленные в царствование Павла I. Они находятся в Эрмитаже, Оружейной палате и Гатчинском музее. Примечания:1 Крестовые походы — войны западноевропейских феодалов, проводившиеся в 1096–1270 гг. по почину католической церкви под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из под власти мусульман. Участники Крестовых походов — крестоносцы — обычно нашивали на одежду знак креста, символизировавший их благочестивые намерения (отсюда и название самих войн — "Крестовые походы"). За 175 лет состоялось 8 больших Крестовых походов на Восток и множество сравнительно мелких завоевательных предприятий [77]. I крестовый поход состоялся в 1097 г., II — в 1147 г., III — в 1189 г. и IV — в 1204 г. Известны также V Крестовый поход 1217–1221 гг., VI — 1228–1229 гг., VII — 1248–1254 гг. и VIII — 1270 г. [47] 14 Тамплиеры или храмовники (полное название — "Бедные рыцари Христа и Соломонова храма") — духовно-рыцарский орден, основанный в Палестине в 1118(19?) г. Название получил по резиденции ордена, находившейся в месте, где по преданию стоял храм (фр. temple) Соломона в Иерусалиме. Орден тамплиеров был одной из богатейших и влиятельнейших организаций не только в Иерусалимском королевстве, но и в Европе. Расформирован в 1312 г. (об этом см. сноску во 2-й главе.) 15 Тевтонский орден — основан в 1190 г. в Палестине, первоначально, как братство помощи немецким паломникам, и принимались в него только немцы. В 1198 г. преобразован в духовно-рыцарский орден. Был вытеснен из Палестины иоаннитами и тамплиерами и в 1228 г. утвердился на берегах Вислы. В 1234 г. папа даровал ордену Пруссию с условием бороться с язычниками-пруссами (балтийская народность, родственная литовцам). Попытки вторжения на территорию славянских государств пресекались знаменитыми русскими князьями Ярославом и Александром. В 1525 г., во время Реформации, орденские владения были превращены в светское герцогство Пруссию. Резиденция ордена была перенесена в Вену, где он формально существовал до упразднения в 1809 г. Орден восстановлен в 1834 г. и существует по сей день. 16 Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: «Наука», 1988. 142 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830–1916. 17794 143 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830–1916. 17794 144 Амара-Пуанье М. Посол Его Святейшества. Деятельность Томмазо Ареццо, апостольского нунция в Санкт-Петербурге в царствование Александра I. СПб: «Глаголъ», 1996. 145 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830–1916. 19850 146 Sherbowitz-Wetzor O. de, Toumanoff C. The Order of Malta and the Russian Empire*. Rome, 1969. 147 Sherbowitz-Wetzor O. de, Toumanoff C. The Order of Malta and the Russian Empire*. Rome, 1969. 148 Sherbowitz-Wetzor O. de, Toumanoff C. The Order of Malta and the Russian Empire*. Rome, 1969. 149 Sherbowitz-Wetzor O. de, Toumanoff C. The Order of Malta and the Russian Empire*. Rome, 1969. 150 Станиславская А.М. Русско-английские отношения и проблемы Средиземноморья в 1798–1807 гг. М., 1962. 151 Sherbowitz-Wetzor O. de, Toumanoff C. The Order of Malta and the Russian Empire*. Rome, 1969. 152 Sherbowitz-Wetzor O. de, Toumanoff C. The Order of Malta and the Russian Empire*. Rome, 1969. 153 Станиславская А.М. Русско-английские отношения и проблемы Средиземноморья в 1798–1807 гг. М., 1962. 154 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830–1916. 20163 155 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830–1916. 24134 156 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830–1916. 24882 157 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830–1916. 26626 158 Единственным гражданином России, который был принят в Орден, как Рыцарь Чести и Почета, был протестант барон Карл фон Икскуль-Гилленбанд русский посол при Папском Дворе. Произошло это в 1876 г. [14а]. 159 Sherbowitz-Wetzor O. de, Toumanoff C. The Order of Malta and the Russian Empire*. Rome, 1969. 160 О ношении знаков Ордена сохранился интересный документ, датированный 17 ноября 1912 г., адресованный графу А.В. Армфельту. Документ этот написан на бланке Главного Управляющего Канцелярии Его Императорского Величества по принятию прошений. Вот его содержание: "Государь Император, по всеподданнейшему докладу моему Вашего прошения, в 15 день сего Ноября, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил на представление Вам право ношения ордена Св. Иоанна Иерусалимского, с переходом сего права после смерти Вашей, к сыну Вашему, графу Владимиру Армфельту, но не ранее достижения последним совершеннолетия. По каковой МОНАРШЕЙ ВОЛЕ имею честь уведомить Ваше Сиятельство, покорнейше прося принять уверения в совершенном моем почтении и преданности" [AM SMOM]. 161 Августин (Никитин), архимандрит. Филермская икона Божией Матери. // Нева. — СПб., 1996. № 5. С. 215–220. 162 Копия иконы, сделанная в середине XIX века, была передана послу Италии в 1925 г. Она хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. С 1975 г. эта икона находится в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи. 163 Августин (Никитин), архимандрит. Филермская икона Божией Матери. // Нева. — СПб., 1996. № 5. С. 215–220., Берташ А. Гатчинские святыни // Вечерний Ленинград. — 25.10.1996. 164 Впервые подробно о медальоне было сообщено на научной конференции "Павловские чтения". См.: Пятницкий Ю.А. Мальтийские реликвии императора Павла I // Павловские чтения. Сб. материалов. — СПб. — Павловск, 1998. С. 209–210. В настоящее время медальон на реставрации. "Премьерный" показ отреставрированного медальона состоится во время готовящейся выставки музеев Кремля, посвященной 900-летию Мальтийского ордена. — Авт. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|