|
||||
|
Глава 1. Долгий путь. Исход и расселениеСейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно (и, вероятно, это так и останется загадкой), что толкнуло их на исход из этого региона и когда он начался. Элвуд Тригг (Trigg E. Gypsy Demons and Divinities. Seacaucus, NJ, Citadel, 1973) пишет:
Итак, по тем или иным причинам приблизительно в IX?X веках большие группы людей оставили свою родину и двинулись на запад. Они прошли через Пакистан, Афганистан и Персию, через некоторое время добравшись до Каспийского моря. Там они разделились на две группы. Первая, более многочисленная, отправилась через Турцию и Византию в Болгарию, другая – через Иорданию в Египет. К 1348 году цыганские кочевники появились в Сербии; некоторые из них направились дальше, в Валахию и Молдавию. К концу XIV века они расселились по Пелопоннесу и Корфу, по Боснии, Трансильвании, Венгрии, Богемии, а в начале XV века – по Западной Европе, достигнув Рима, Барселоны, Орлеана, Хильдесхайма и Парижа. Южная группа прошла через Египет по северному побережью Африки, пересекла Гибралтарский пролив и достигла Гранады в Испании. В 1417 году цыганские кочевники были замечены в Германии, а к 1430 году они добрались до Англии и Уэльса. Из?за смуглой кожи и яркой одежды цыган некоторые наблюдатели решили, что они – потомки самих древних египтян. Такое предположение быстро стало общепринятым, и их стали называть египтянами. Постепенно это слово в английском языке подверглось сокращению (Egyptians, Gyptians, Gypsies). В разные времена и в разных местах цыган также называли богемцами, татарами, маврами и даже сарацинами. В действительности же они представляли собой смесь разнообразных североиндийских племён: джатов, натов, дардов, синди и домов. На севере Великобритании самое раннее упоминание о «романах» (Romans), от слова «ром», что значит цыган?мужчина, встречается в книге расходов лорда?казначея Шотландии. В ней отмечено, что 7 фунтов стерлингов было дано «египтянам по приказу короля»; эта запись датирована 22 апреля 1505 года. Чуть позже практически во всех расходных книгах Соединённого Королевства стали частыми статьи с упоминанием развлекающих публику «Gypcy» или «Egypcions». Неожиданное появление тысяч кочевников вызвало немало недоуменных вопросов у жителей Европы. Кто они? Откуда пришли? Сами цыгане поддерживали идею о том, что они – выходцы из «Малого Египта». Весьма часто они демонстрировали документы, согласно которым путешествовали под покровительством Папы Римского, императора Германии или других правителей и влиятельных персон. Помимо всего прочего, они заявляли, что им даровано разрешение бродяжничать и собирать милостыню. В те времена Церковь всячески поощряла благотворительность, и цыгане в таких условиях могли существовать вполне безбедно. Одним из частых трюков был следующий. Цыгане говорили, что на них наложили семилетнюю епитимью за язычество, поселялись в той или иной местности и счастливо жили за счёт местных жителей. Но срок заканчивался, а цыгане всё никуда не уходили. Только тогда их начинали подозревать в обмане. Кочевники зарабатывали на жизнь песнями и танцами (сам их внешний вид уже привлекал внимание), гадали и занимались предсказаниями. Публике это понравилось, и вскоре оккультные практики стали основным занятием ромов. Кроме того, они дрессировали животных и занимались кузнечным делом. В Византии цыгане некоторое время фактически владели монополией на работы с металлом. Но первоначальный благоприятный период жизни цыган быстро закончился и во многих странах к ним стали относиться резко отрицательно – по крайней мере, представители власти. Жан Поль Клебер (The Gypsies. London: Penguin Books, 1967) цитирует отрывок из «Общей истории воров»: «…для того чтобы считаться выдающимся вором, нужно было… знать все хитрости, уловки и приёмы цыган…» Цыгане приобрели репутацию воров, которая сопутствует им и по сю пору. Это – следствие цыганских представлений о мире. Они верили, что деревья и цветы, птицы и звери созданы для всеобщего удовольствия. И поэтому, когда цыган шёл по дороге и видел яблоню со спелыми плодами, он думал, что нет ничего плохого в том, чтобы остановиться и насладиться этим щедрым даром. Скажем, кролик или фазан были таким же наслаждением, предоставленным богами. И никто не может владеть единолично тем, что боги дали людям в свободное пользование. Неудивительно, что столь наивные представления цыган не вызывали одобрения населения. Позже (и в наши дни) воровство стало для них способом выживания. Начались преследования, которые, в некоторой степени, имеют место и сейчас. По всей Европе присутствие цыган стало чуть ли не основной социальной проблемой, тем более что их было почти невозможно принудить к оседлому образу жизни. В 1492 году испанский король Фердинанд изгнал цыган из своей страны, заявив, что тем из них, кто посмеет остаться, грозит уничтожение. И снова процитирую Клебера:
Цыган отождествили с ведьмами и колдунами; их обвинили в том, что они прибегают к колдовству и общаются с дьяволом. В 1539 году французский парламент (к мнению которого в 1560 году присоединились и орлеанские Генеральные штаты) призвал «всех этих самозванцев, известных под названиями „богемцы“ или „египтяне“, покинуть королевство под угрозой ссылки на галеры». В Англии в 1531 году подобный указ издал Генрих VIII. В 1572 году их изгнали из Венеции и Милана, в 1662 году – из Швеции. Но к счастью для цыган, все эти законы и постановления соблюдались не слишком строго. Кроме того, «загадочные египтяне» обрели много сторонников среди местного населения, и им часто удавалось затаиться на какой?то срок, не покидая привычных мест. К концу XVIII века цыгане всё ещё бродили по большей части Западной Европы. Бессмысленная жестокость по отношению к ним наконец?то стала рассматриваться как пустая трата сил. Страны, пытавшиеся избавиться от цыган путём депортации, способствовали таким образом их распространению по всему миру. Из Англии цыган высылали в Австралию и Новую Англию, из Франции в Луизиану, из Испании в Бразилию. Но особенно жестоко расправлялись с цыганами в середине XX века. Во время Второй мировой войны в одной только Франции нацисты создали одиннадцать концентрационных лагерей для цыган. В лагерях смерти погибло по меньшей мере четверть миллиона представителей этого народа. Согласно некоторым утверждениям, всего на территориях, подвластных Германии, было уничтожено около 600 000 цыган. В середине XIX века в Германии с «цыганским вопросом» пытались покончить путём реформы. Главной действующей силой этой реформы стала Церковь. К цыганам, особенно к детям, направляли миссионеров. Принудительное обращение в христианство должно было поставить окончательную точку в «цыганском вопросе». Схожими методами обращали в христианство многие индейские племена в Америке. Тригг заявляет:
Данная книга – именно о «магически?религиозных представлениях цыган». За последние годы я собрал немало сведений об их верованиях и ритуалах. В поле моего зрения были в основном английские цыгане, но мною также собрано немало материала и о цыганах, живущих в других регионах мира. Есть вещи, о которых мне не позволено говорить, но многое из собранного предлагается вашему вниманию. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|