|
||||
|
ГЛАВА 8Григорий Распутин и его детство. Сверхъестственная сила Распутина ясновидени Женитьба Распутина и разгульная жизнь. Знакомство с сектой хлыстов. Странствование Распутина по святым местам. Встреча с батюшкой Иоанном Кронштадтским. Мысли Распутина в его «статье». Выдержки из доклада В.М. Руднева. Выдержки из записок А.Ф. Романова. Выдержки из книги Пьера Жильяра о Распутине. Внешность Распутина. Сила гипноза Распутина и его влияние на женщин. Григорий Ефимович Распутин родился в 1869 году в селе Покровском. Это поселение расположено в Западной Сибири, между городами Тюменью и Тобольском. Отец Григория был крестьянином, который, как пишет М. Палеолог, торговал крадеными лошадьми.80 Князь Ф. Юсупов и некоторые другие утверждают, что Григорий Распутин тоже был конокрадом.81 Дочь Г. Распутина Мария (Матрена) в своей книге «My father» пишет, что родители Григория, как и большинство сибирских крестьян того времени, жили зажиточной жизнью. У них был дом в восемь комнат, двенадцать коров, восемнадцать лошадей и большой участок земли.82 Рене Фулоп-Миллер в своей книге рассказывает,83 что у Григория был старший брат Михаил. Один раз, когда оба играли на берегу реки Туры, Михаил случайно упал в воду и стал тонуть. Григорий бросился в реку, чтобы спасти брата, но сильное течение стало их обоих уносить. Проходивший мимо крестьянин поспешил к ним на помощь. Сильными взмахами рук он поплыл к утопающим и вытащил обоих на берег. Михаила спасти не удалось, и он скончался через несколько часов. Григорий же заболел лихорадкой, которая иногда возвращалась к нему, и тогда он лежал часами больным. Когда Григорий был еще подростком, он уже обладал сильным характером и странной сверхъестественной силой - ясновидением. Однажды, когда он лежал больной во время приступа лихорадки в избе родителей, там собрались соседи и обсуждали вопрос о пропавшей лошади. Внезапно, Григорий поднимается с постели, и как бы в полусне, указывает на одного человека и говорит, что это он украл лошадь. И действительно, вскоре крестьяне выследили его и поймали, когда он ночью тихо выводил из своего двора украденную лошадь. После этого случая и начались в селе Покровском слухи, что Григорий Распутин обладает какой-то сверхъестественной силой ясновидени Кроме этого дара он еще обладал и силой гипнотизма, которую Мария Распутина называет «магнетической силой». С детства Григорий интересовался Священным Писанием. Он с увлечением читал Библию и изучал Закон Божий. Часто читал вслух отцу святое Евангелие. Читал он, вероятно, с трудом, так как был полуграмотным. Еще у него была особая любовь к лошадям. Он мог часами проводить время в конюшне отца, лаская лошадей и разговаривая с ними, и, казалось, что животные понимают его. В играх со сверстниками Григорий всегда был руководящим, и товарищи побаивались его и подчинялись ему. Выросши, Распутин превратился в здорового, крепкого крестьянина с необузданным характером. Днями он работал у отца в поле, а вечерами предавался пьянству в трактире и бегал за крестьянскими девушками. На одной из деревенских вечеринок он встретил свою будущую жену, Прасковью Федоровну, в которую влюбилс Женился он на ней, когда ему было только 19 лет. Несмотря на женитьбу, он не остепенился и продолжал свою разгульную жизнь. Дочь Распутина пишет со слов отца, что как-то раз, во время работы он в поле наблюдал видение Божией Матери, которое, правда, продолжалось очень короткое врем Было ли это видение настоящим, или просто галлюцинацией после бессонной ночи, (Распутин долгое время страдал бессоницей), никто никогда не узнает. Но после этого он стал много молиться и предаваться размышлению над вопросами духовной жизни. Через некоторое время Григорий стал работать ямщиком на почтовых лошадях. Иногда он возил пассажиров в Тюмень или в Тобольск, иногда это был товар, который он вез в разные поселения Сибирского кра Однажды пассажиром Григория Распутина оказался семинарист, направлявшийся в монастырь Верхотурь По дороге между ямщиком и семинаристом завязался разговор, и последний был удивлен тем, как простой крестьянин мог так глубоко знать Священное Писание. Он уговорил Распутина пожить в монастыре, куда он ехал, и познакомиться с монашеской жизнью. Там, в Верхотурье, в густых лесах скрывались от властей члены секты хлыстов. Григорий Распутин увлекся учением хлыстов, и, вероятно, участвовал в их радениях. Это соответствовало натуре Распутина - разгульной и мистически настроенной.84 Когда он вернулся в Покровское, к нему стали приходить соседи-крестьяне, чтобы узнать о его жизни в Верхотурье. Вечерами они все собирались вместе и молились. Григорий молился вслух, импровизиру Потом все пели духовные песнопения и псалмы. Священник села Покровского был против этих, как он называл «ночных оргий».85 В результате последовало дознание полиции, которое ни к чему не привело. Вскоре у Распутина родился сын, умерший в младенческом возрасте. Григорий тяжело переживал смерть ребенка и решил идти странствовать. Он направился в Афонский монастырь. В своей книге Мария Распутина пишет, что ее отец «решил стать старцем и пойти на гору Афон».86 Отправился Григорий на Афон со своим приятелем, крестьянином Печеркиным. Достигнув монастыря на Афоне, Распутин с Печеркиным стали там послушниками. Они усердно посещали монастырские службы, исполняли послушания по работе, слушали наставления монахов. Мария Распутина пишет, что ее отец, по всей вероятности, хотел остаться в этом монастыре и стать монахом, но внезапно обнаружил там какой-то «грех». Не долго думая, он ушел из монастыря, оставив Печеркина, который принял там иноческий постриг. По дороге домой Григорий побывал и на Святой Земле, и, наконец, после двухгодичного отсутствия, возвратился в Покровское. Его жена Прасковья едва узнала его: он возмужал, изменился и часами простаивал в молитве в погребе-молельне, которую для себя устроил возле своего дома. Он бился головой о землю в земных поклонах до того, что кожа на лбу у него покраснела и потрескалась. Он также изнурял себя постом. Крестьяне Покровского собирались вокруг него и слушали его рассказы о странствовании по святым местам. Священник Покровского, отец Петр, был против этих собраний, и возмущался до глубины души, когда Григорий рассказывал о «грехе», который он обнаружил на Афоне. Отец Петр пожаловался на Распутина местному епископу, утверждая, что ночные собрания крестьян у Григория являются радениями секты хлыстов. Тогда Григорий прекратил эти сходки. Как пишет его дочь, благодаря своей «магнетической силе» он пользовался особым авторитетом среди жителей села, а впоследствии мог этой силой подчинить себе и сотни других людей. Эта сила, пишет Мария, исходила из его необыкновенных глаз, глаз голубого цвета, зрачки которых имели странное свойство - то сужаться, то расширяться, как у кошки.87 Эту особенность глаз Распутин имел со времени своего детства. Позднее, благодаря созерцательному размышлению, которым он неустанно занимался, и посту, это свойство его глаз усилилось до того, что он, казалось, мог смотреть так, что как бы пронизывал человека насквозь.88 Григорий не мог долго оставаться в Покровском. Его беспокойная душа опять затосковала по странствованию. Теперь он направился в Киев, Казань, а потом и в Петербург. Вероятно в этот первый визит Распутина в российскую столицу и произошла его встреча с отцом Иоанном Кронштадтским. Об этом в книге «50 - летие преставления Приснопамятного Отца Иоанна Кронштадтского» (из воспоминаний бывшего певчего Кронштадтского Андреевского собора Алексея Макушинского), сказано следующее:89 «Однажды, по окончании службы, когда о. Иоанн вышел на амвон, к нему подошел рослый мужчина с черной бородой, прося благословени О. Иоанн отступил от него, простерши правую руку ладонью к нему, и грозно вскричал: «Нет тебе моего благословения, ибо и жизнь твоя будет по твоей фамилии». Недоумение видевших и слышавших это скоро выяснилось: это оказался Распутин». В журнале «Вече» №35 за 1989 год была напечатана статья, якобы написанная самим Григорием Распутиным,90 (с сохранением орфографии оригинала). Анализируя то, что там написано, можно легко распознать черты его характера и наклонности: уверенность в себе, как человека, поступающего правильно во всем; стремление поучать и наставлять других, и даже иерархов Православной Церкви; настойчивость и властность. О том, как Распутин стал странником, в статье на сс. 61-62 написано следующее: »…Пахал усердно и мало спал, а все же таки в сердце помышлял как бы чего найти как люди спасаютс Посмотрю по поводу примеров на священников - нет, все что-то не то; поет и читает резво, громко, как мужик дрова рубит топором… Вот я и пошел паломничать… читал ежедневно Евангелие понемногу, читал немного, а думал более. Потом еще учился носить вериги три года…» На сс. 65-66 видно, как Распутин проповедует о сектанстве: »…Храм есть прибежище и все тут утешение, а тут-то как духовенство вообще в настоящее время не духовной жизни… Не одинразя видел как гонят, где собравшись во имя Господа беседу ведут, то есть живут как по-братски от любви Божией и любят не по одной букве, а по слову Спасителя и не выкапывают в человеке, то есть не находят никаких ошибок, а находят только сами в себе, беседуют о любви и как соединиться со Святыми Таинами и петь разные псалмы и читать по главе из Евангелия, хотя за это будете изгнаны и будут вас подозревать…» Распутин вообразил, что достиг совершенства в духовной жизни и может всех поучать. Он впал в самообман и считал себя чуть-ли не пророком Божьим (сс. 70-72): »…Мне пришлось много бывать у архиереев, много я беседовал с ними, вот всячески испытывали. Придешь с сокрушенною душою и смиренным сердцем - их учение остается ничтожным и слушают простые слова твои, потому что ты придешь не с простым духом, а от милости Божией… Они, хотя и хотят испытать и ищут что ни будь, но ты как не с простыми - словами, то есть в страхе, - вот тут-то у них замирают уста и они противоречить не могут. Так я много бывал в духовных академиях: в Киевской, в Московской, Казанской и более в Петербургской. В настоящее время, в такую смуту 1907 года действительно на всех не повлияешь. И Сам Господь не на всех повлиял… Много, много я кое-где был: бывал у сановников и офицеров и князей даже, пришлось Романовское поколение видеть и быть у Батюшки Цар Везде нужны подготовка и смирение и любовь… но на деле-то попасть к Высокопоставленным нужно быть очень осторожным и приготовленным ко всему, тогда от веры твоей повлияет на них Господь своею красотой. Они встрепещут и твое простое слово примут за самое высокое образование, потому что в них скажется особенно чего не опишешь, то есть повлияет Сам Господь своею благодатью». Настойчивость Распутина, его хитрость, желание проникнуть в вышестоящие круги легко проследить на с. 76: »…Приезжаю в Петербург. Все равно как слепой по дороге, так и я в Петербурге. Пришел первое в Александро-Невскую Лавру поклониться мощам… Выхожу из Александро-Невской Лавры, спрашиваю некоего епископа духовной академии Серги Полиция подошла, «какой ты есть епископу друг, ты хулиган, приятель». По милости Божией пробежал задними воротами, разыскал швейцара с помощью привратников. Швейцар оказал мне милость, дав в шею; я стал перед ним на колени, он что-то особенное понял во мне и доложил епископу; епископ призвал меня, увидел и вот мы стали беседовать тогда. Рассказывал мне о Петербурге, знакомил с улицами и прочим, а потом с Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который оказал мне милость, понял меня и дал денег на храм». Таким же путем, вероятно, Григорий Распутин проник к духовнику Царской Семьи, епископу Феофану, и вошел к нему в доверие. Епископ Феофан являлся ректором Петербургской Духовной Академии. Встретился он с Распутиным в 1902 году. Григорий произвел на него большое впечатление, как потом и на епископа Саратовского Гермогена. В докладе Товарища прокурора екатеринославского окружного суда Владимира Михайловича Руднева, члена Чрезвычайной Следственной Комиссии при Временном правительстве, озаглавленном «Правда о русской Царской Семье и темных силах», помещенном в труде игумена Серафима, находим следующее:91 »…Исследуя нравственный облик его (Распутина), я естественно обратил внимание на историческую последовательность тех событий и фактов, которые в конечном итоге открыли для этого человека двери царского дворца, причем я выяснил, что первым этапом в этом постепенном продвижении вперед было его знакомство с известными глубоко-религиозно настроенными умными епископами Феофаном и Гермогеном. Убедившись на основании тех же документов, что тот же Григорий Распутин сыграл роковую роль в жизни этих столпов Православной Церкви, будучи причиной удаления епископа Гермогена в один из монастырей на покой и низведения епископа Феофана на роль провинциального епископа, тогда как они были истинно православные епископы, заметив проснувшиеся в Григории Распутине низменные инстинкты, открыто выступившие с ним в борьбу, я пришел к заключению, что несомненно в жизни Распутина, простого крестьянина Тобольской губернии, имело место какое-то большое и глубокое переживание, совершенно изменившее его психику, заставившее его обратиться ко Христу, так как только наличностью этого искреннего богоискания Распутина в тот период времени и может быть объяснено сближение его с указанными выдающимися архипастырями… Опираясь на содействие и авторитет указанных епископов, Григорий Распутин был принят в домах великих княгинь Анастасии Николаевны и Милицы Николаевны…» Милица Николаевна пригласила к себе Анну Вырубову и познакомила ее с Распутиным. Об этом В.М. Руднев в своем докладе сообщает следущее (сс. 80-82): «С Распутиным г. Вырубова впервые познакомилась в гостиной великой княгини Милицы Николаевны, причем знакомство это не носило случайного характера, а великая княгиня Милица Николаевна подготовила к нему Вырубову путем бесед с ней на религиозные темы, снабжая ее в то же время соответствующей французской оккультической литературой. Затем, однажды великая княгиня пригласила Вырубову к себе, предупредив, что в ее доме она встретится с великим молитвенником земли Русской, обладающим даром прорицания и способностью врачевани Эта первая встреча г. Вырубовой, тогда еще девицы Танеевой, произвела большое впечатление, в особенности в силу того, что она предполагала тогда вступить в брак с лейтенантом Вырубовым. При этой первой встрече Распутин много говорил на религиозные темы, а затем на вопрос своей собеседницы благословляет ли он ее намерение вступить в брак, ответил иносказательно, заметив, что жизненный путь усеян не розами, а терниями, что он очень тяжел и что в испытаниях и ударах судьбы человек совершенствуетс.. Вследствие неудачно сложившейся семейной жизни, религиозное чувство А.А. Вырубовой развивалось все сильнее и сильнее и можно сказать, стало приобретать характер религиозной мании; при этом предсказание Распутина о терниях жизненного пути для Вырубовой было истинным пророчеством. Благодаря этому, она стала чистой и искренней поклонницей Распутина, который до последних дней своей жизни рисовался ей в виде святого человека, бессребренника и чудотворца». При посредстве Милицы Николаевны и Анны Вырубовой Григорий Распутин появляется в императорском дворце. На страницах 70 - 73 у В.М. Руднева читаем: »… наконец, он попадает в царский дворец. Здесь у него, видимо, пробуждаются заглохшие низкие инстинкты и он превращается в тонкого эксплуататора доверия высоких особ к его святости. При этом надо заметить, что он свою роль выдерживает с удивительно продуманной последовательностью… Распутин категорически отказался от каких либо денежных пособий, наград, почестей, несмотря на прямые, обращенные к нему предложения со стороны Их Величеств, как бы тем подчеркивая свою неподкупность, бессребренность и глубокую преданность Престолу, предупреждая в то же время Царскую семью, что он единственный предстатель за них пред престолом Всевышнего, что все завидуют его положению, все интригуют против него и что поэтому к таким доносам надо относиться отрицательно. Единственное, что позволял себе Распутин, это оплата его квартиры из средств собственной Его Величества канцелярии, а также принимать подарки собственноручной работы Царской семьи: рубашки, пояски и проч… Входил Распутин в царский дом всегда с молитвой на устах, обращаясь к Государю и Императрице на «ты» и трижды с Государем лобызался по сибирскому обычаю. Вместе с тем он говорил Государю: «Моя смерть будет и твоей смертью», при этом установлено так, что при дворе он пользовался репутацией человека, обладавшего даром предсказывать события, облекая свои предсказания в загадочные формы по примеру древней пифии … Распутин несомненно обладал в сильной степени какой-то непонятной внутренней силой в смысле воздействия на чужую психику, представляющей род гипноза…» Далее В.М. Руднев пишет о том, как Г. Распутин исцелил от болезни св. Витта92 сына своего друга - Симановича. Он также пишет и о том, что когда в январе 1915 года была тяжело ранена в железнодорожной катастрофе Анна Вырубова, Распутин, в присутствии Императорской четы, подняв кверху руки, обратился к лежавшей в бессознании Вырубовой со словами: «Аннушка, открой глаза», и она их открыла. Это произвело сильное впечатление на окружавших раненую, в том числе и на Государя с Государыней и содействовало укреплению авторитета Распутина. На страницах 73 и 85 В.М. Руднев пишет: «Признав на основании всего следственного материала несомненное его большое влияние на Царскую семью, этот же следственный материал приводит к заключению, что источником влияния Распутина при дворе была наличность высокого религиозного настроения Их Величеств и вместе с тем Их искреннего убеждения в святости Распутина, единственного действительного предстателя и молитвенника за Государя, Его Семью и Россию перед Богом, причем наличность этой святости усматривалась Царской семьей в отдельных случаях исключительного воздействия Распутина на психику приближенных к дворцу лиц, как например, о чем указано выше, приведение в сознание А.А. Вырубовой, затем благотворное влияние Распутина на здоровье Наследника и ряд удачных предсказаний, при этом, конечно, указанное воздействие на психику должно быть объяснено наличностью необыкновенной гипнотической силы Распутина, а верность предсказаний - всесторонним знанием им условий придворной жизни и его большим практическим умом… Считаю нужным обратить внимание, что в деле выдвижения Распутина ко двору принимали в свое время горячее участие: Великие княгини Анастасия и Милица Николаевны, императорский духовник епископ Феофан и епископ Гермоген. Поэтому отношение Императрицы Александры Феодоровны к Распутину было с первых же шагов доверчиво-благожелательным и с течением времени оно только усиливалось, вследствие причин, уже нами указанных». Относительно развращенности Г. Распутина В.М. Руднев пишет (сс. 71,72): «Ввиду того, что в периодической прессе уделялось слишком много внимания половой разнузданности Распутина, ставшей синонимом его фамилии, на это обстоятельство при производстве следствия было также обращено надлежащее внимание… при этом выяснилось, что амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда с некоторыми из его просительниц. Что же касается близости его к дамам высшего общества, то в этом отношении никаких положительных материалов наблюдением и следствием добыто не было. Но имеются указания, что в пьяном виде он старался создать иллюзию своей интимной близости к высшим кругам, в особенности перед теми, с которыми он был в приятельских отношениях, и которым он был обязан своим возвышением. Так, например, при обыске у епископа Варнавы была найдена телеграмма Распутина на его имя: «Милый, дорогой, приехать не могу. Плачут мои дуры, не пускают». О денежных средствах Григория Распутина В.М. Руднев сообщает, что источником этих средств являлись различные прошения о помиловании, назначении на какую-то должность и др., которые составлялись на Высочайшее имя и передавались во дворец через руки Распутина с надлежащим вознаграждением. На с. 72 написано: »…Распутин по природе был человек широкого размаха. Двери его дома были всегда открыты. Там всегда толпилась самая разнообразная публика, кормясь на его счет. В целях создания вокруг себя ореола благотворителя по слову Евангелия: «рука дающего да не оскудеет», Распутин постоянно, получая деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств, широко раздавал эти деньги нуждающимся, и вообще лицам бедных классов к нему обращавшихся также с какими либо просьбами, даже не материального характера. Сам он создавал себе популярность благотворителя и бессребренника. Кроме того, большие суммы Распутин сорил по ресторанам и загородным садам, вследствие чего никаких особенных средств после его смерти семья его, проживавшая в Сибири, не получила». Член Чрезвычайной Следственной Комиссии, образованной Временным Правительством для расследования действий бывших министров и других высших должностных лиц А.Ф. Романов опубликовал свои записки в журнале «Русская Летопись.».93 Там он пишет, что Григорий Распутин был двуликим. С одной стороны, он был типичным русским крестьянином, богоискателем, сектантом, способным на подвиги аскетизма, с другой стороны, это был человек разгульный, пьяница, без всяких привязанностей, без чувства благодарности, предтеча русского большевика, про которого, как говорил Достоевский, не знаешь: в монастырь ли пойдет или деревню сожжет. Свидетели, опрашиваемые Следственной Комиссией, давали противоположные показания относительно Распутина. Для одних он был святым, для других - чертом. Вот это и доказывало Следственной Комиссии двуличие Григория Распутина. К Царской же Семье Распутин был обращен только одним своим лицом, лицом «святого». Свидетели удостоверяли, пишет А.Ф. Романов, что Григорий Распутин у себя на родине, после разгула, скрывался в лесах и там молился и каялс Распутин обладал громадной способностью к внушению, временами был подлинным гипнотизером, при этом говорил своеобразным языком. Об отношении Государя к Распутину А.Ф. Романов пишет: »…Царь не мог к нему не привязаться: религиозность, вера в простой народ, любовь к семье - все это фатально толкало Его к Распутину. В Его глазах Распутин был представителем мужицкой простой веры, представителем многомиллионного простого народа, любящего и верующего Царю и ничего не ищущего, в противоположность политиканствующей интеллигенции; Распутин был, наконец, спасителем любимого сына. Разве на этой почве не могло и не должно было вырасти чрезвычайное доверие Царя к Распутину? Многие пытались открывать Ему глаза на Распутина и Он не мог не знать того, о чем говорила едва не вся Росси Джунковский, Товарищ Министра Внутренних Дел, представлял даже по этому поводу особый доклад, многие писали письма, но Царь верил своему впечатлению и упорствовал». А.Ф. Романов пишет, что Распутин держал себя во дворце совсем не так, как в других местах. Он не был там ни пьян ни распутен. Во дворце он говорил о Боге и о народных нуждах. И А.Ф. Романов выносит свое заключение: «Нет, ни Царь ни Царица не знали о пьянстве и разгуле Распутина. Сами Они этой стороны не видели, а говорившим не верили. Да и говорившие не всегда говорили правду и не останавливались даже перед подлогами». Отвечая на свой же вопрос, кто виноват в тех гнусных сплетнях, которые распускались о чистой Царской Семье, А. Ф. Романов говорит:94 »… Враги Царя, враги Распутина, друзья Распутина и сам Распутин. Этот богобоязненный во дворце, распущенный вне дворца мужик, напиваясь пьян, пускался нередко в самое неудержимое хвастовство: «я папаше сказал то-то», «это мне Сашка вышивала», так и сыпалось из его уст. Был установлен такой случай: «хошь я тебе Ольгу вызову», -говорит Распутин своему провинциальному гостю и вызывает по телефону какую-то женщину, выдавая ее за Великую княжну Ольгу. Вот откуда могли идти эти слухи, тем более, что вне дворца все видели разгул Распутина и, конечно, воображали его таким же и в царском дворце, где сами не бывали. Достаточно вспомнить (это было еще в 1905 году и было своевременно сообщено Министру Юстиции прокурором Московской Судебной Палаты), как Распутин посещал с какими-то дамами Московские бани и демонстрировал свое искусство бороться с плотью. Что же эти, с позволения сказать, «дамы» должны были думать и говорить о Гришке, попавшем в такой почет у Царя и Царицы». Пьер Жильяр, преподаватель Царских детей, который в течение тринадцати лет находился при императорском дворе, пишет о Григории Распутине:95 «Я пришел к убеждению, что Распутин был сбившийся с пути мистик, обладавший психической силой над отдельными лицами. Одаренный большой силой воли, Распутин обладал поразительным умением быть выдержанным и до крайности осторожным, когда того требовали обстоятельства; он умел неусыпно наблюдать за собой, чтобы при дворе как-нибудь не открылась его порочная жизнь. Лишь только его звали во дворец, он тщательно воздерживался от всяких спиртных напитков; вначале он даже являлся на эти приглашения весь дрожа, - так велик был его страх впасть в немилость». О первом знакомстве Распутина с Государыней П. Жильяр говорит:96 «И этот человек (Распутин) ей сказал: «Верь, что сбудется по молитве твоей; верь в могучую силу предстательства моего, и сын твой будет жив». Мать ухватилась за надежду, которую тот ей подавал, как утопающий хватается за соломинку; она поверила ему всею силою души своей. Она допустила мысь, что этот смиренный мужик послан Богом, чтобы спасти того, кто был надеждой нации. Исключительная сила и полнота ее веры сделали остальное, и вот простым самовнушением, которому способствовали случайные совпадения, она убедила себя, что участь ее ребенка зависит от этого человека. Распутин вполне разобрался в состоянии души отчаявшейся матери, сломленной борьбой и дошедшей до крайнего предела страдания; он понял все выгоды, какие можно отсюда извлечь, и, благодаря дьявольской ловкости, добился того, что связал свою жизнь с жизнью ребенка… Многочисленные попытки были сделаны перед Императрицей, чтобы открыть ей глаза на истинный облик Распутина, лицами, наиболее ей близкими. Всем этим попыткам суждено было разбиться о непоколебимую веру в него». Когда Григорий Распутин стал появляться в высшем обществе, ему было тридцать лет с небольшим. Он был широкоплечим, мускулистым, среднего роста мужчиной. Появлялся одетый в грубого полотна крестьянскую рубаху, подпоясанную кожаным ремнем. На ногах у него были тяжелые крестьянские сапоги. Руки его были большие, грубые, с длинными пальцами и грязными ногтями. Волосы - длинные, неряшливые, разделенные посередине пробором. Внешность Распутина, его манера держаться и говорить иносказательными словами, знание Священного Писания, его блестящие глаза - все это производило на окружающих странное, но большое впечатление. Распутин, который исходил Россию и был на Святой Земле, говорил о себе как о смиренном раскаявшемся грешнике, которого Бог простил и сделал Своим избранником. Некоторые из дам высшего света смотрели на него, как на что-то новое, диковинное, что вносило большой контраст по сравнению с блестящими офицерами. Другие же думали, что его грубая внешность и странные разговоры являются признаком духовности. Они видели в нем Божьего человека. Взору Распутина было почти невозможно противостоять, как мужчинам, так и женщинам. Рене Фулоп-Миллер в своей книге «Rasputin the holy Devil» рассказывает,97 как одна провинциальная девушка, узнав, что в столице появился «новый святой», поехала в Петербург. Она хотела получить от Распутина наставление на духовную жизнь. Когда она его увидела и услышала, как он говорит, то в своих мыслях сравнила его с деревенскими проповедниками, которых она нередко встречала у себя, в провинции. Пристальный взгляд Распутина, его длинные волосы, простое лицо - располагали к себе. Григорий Распутин сел напротив девушки, но очень близко. Его бледно-голубые глаза стали менять свою окраску и превратились в глубокие и темные. Уголки его глаз стали как бы пронизывать ее. Его лицо изменило свое мягкое выражение, и он стал приближаться к ней. Она ощутила на себе его горячее дыхание. Девушка тогда почувствовала, что ее руки и ноги отяжелели, что она теряет свою волю. Она только видела его горящие глаза и слышала его голос, который перешел в страстный шепот. В тот момент, когда воля почти покинула ее, она вспомнила за чем приехала в Петербург. Она приехала сюда, чтобы говорить с Распутиным о Боге. Тогда девушка сделала невероятное усилие и стала бороться с его магнетической силой. Ее руки и ноги опять обрели способность двигатьс Распутин сразу уловил ее внутреннее сопротивление. Его полузакрытые глаза открылись и он поднялс Нагнувшись над ней, он коснулся ее волос и поцеловал в лоб отеческим поцелуем. Лицо Распутина приняло опять свое обычное выражение. Взгляд стал мягким и дружелюбным, даже смиренным, и он стал говорить с ней тоном проповедника. И только в глубине его глаз еще таился тот другой человек - чувственное животное. Примечания:8 Там же, с.46. 9 Письма Императрицы Александры Феодоровны к Императору Николаю II. Книгоиздательство «Слово» Берлин, 1922, том 1, сс. 90,91 (Письма в оригинале были написаны на англ. яз. и переведены на русский книгоиздательством «Слово»). 80 Maurice Paleologue «An Ambassador's memoirs», том 1, с. 138. 81 Кн. Ф.Ф. Юсупов «Конец Распутина», с. 29. 82 Maria Rasputin «My father». Cassel & Co. Ltd. 1934, с 29. 83 Rene Fulop-Miller «Rasputin the holy Devil». Garden City Publishing Co. Inc. New York, 1927, с 13. 84 Мария Распутина в своей книге «My father» отрицает, что ее отец был связан с сектой хлыстов. В другой же книге Марии Распутиной и Пэти Барам «Rasputin the man behind the myth» - написано подробно об участии Григория Распутина в радении хлыстов. Председатель Государственной Думы М. Родзянко утверждает, что имел в своих руках документы, доказывающие участие Распутина в этой секте. (Более подробно об этом изложено в последующих главах). 85 Мария Распутина «My father», с.44. 86 Здесь М. Распутина отождествляет два слова: «странник» и «старец». Странники в России ходили по святым местам, останавливаясь на ночлег в деревнях, и крестьяне га охотно принимали и давали приют и пищу. «Старец» - это уже другое понятие. Это были монахи строгой подвижнической жизни, которые непрестанно творили Иисусову молитву. Они находились в полном повиновении у своих духовников и под их руководством предавались молитвенным и трудовым подвигам, и, таким образом, восходили по ступеням духовного совершенствовани Уже в преклонных годах некоторые из них сподоблялись получить от Бога дары прозорливости и исцеления больных. И только по благословению вышестоящего старца они брали на себя подвиг «старчества». Тогда они уже начинали принимать у себя в кельях мирян, выслушивали их, давали советы, наставляли на путь христианской жизни и некоторых исцеляли от различных болезней. Особенно прославилась своими старцами Оптина Пустынь. К Оптинским старцам ездили за наставлениями наши мыслители, писатели, ученые. Григория Распутина никак нельзя причислить к разряду «старцев». Он не был монахом, был женат, любил пить, гулять, плясать, и ему было только тридцать лет когда он отправился странствовать. 87 Мария Распутина «My father», с. 34. 88 Там же. 89 "50 - летие преставления Приснопамятного Отца Иоанна Кронштадтского», юбилейный сборник, 1908-1958. По благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей и Почетного Покровителя фонда Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия, отпечатано в типографии Всеславянского Издательства в Нью Йорке, 133 Е. 4th St. New York, U.S.A., с. 43. 90 Распутин был малограмотным. Он не писал длинных писем, а ограничивался или короткими записками или посылал телеграммы. Статья Распутина напечатанная в «Вече» , по всей вероятности, была составлена со слов Распутина одной из его дочерей, или его поклонниц. 91 Игумен Серафим «Православный Царь Мученик». Русская типография при Духовной Миссии, Пекин, 1920, сс. 69, 70. 92 Виттова пляска, пляска св. Витта, нервное заболевание. Название «Виттова пляска», связано с преданием, что у часовни св. Витта в Германии излечивались больные, страдающие судорогами, напоминающими движение танца. 93 А.Ф. Романов «Русская Летопись» , кн. вторая, изд. «Русского очага», Париж 1922, сс. 17- 19. 94 А.Ф. Романов «Русская Летопись» , кн. вторая, с. 20. 95 Пьер Жильяр «Трагическая судьба русской Императорской фамилии». «Посев», Франкфурт-на-Майне, 1973, с. 81. 96 Пьер Жильяр «Трагическая судьба русской Императорской фамилии», сс. 62-65,82. 97 Rene Fulop-Miller «Rasputin the holy Devil», сс. 6, 7. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|