• Материалы и инструменты
  • Фильера, или станочек для изготовления мягких стеблей
  • Вырубки и прессы
  • Подушечки
  • Ткани
  • Проволока
  • Вата (вискозная) и марля
  • Бумага
  • Клей
  • Нитки
  • Леска
  • Манка
  • Кисти и краски
  • Технология изготовления цветов
  • Изготовление выкроек
  • Окраска разных деталей у цветов
  • Желатин и крахмал
  • Изготовление тычинок и пестика
  • Изготовление листьев
  • Обработка стебля
  • Изготовление плодов
  • Гофрирование деталей
  • Исправление ошибок – фантазией
  • Декоративные цветы из ткани для украшения

    интерьера

    Конечно, искусственные цветы не могут заменить живые, но увы, – живые цветы так недолговечны, и к тому же дороги. Поэтому простые и одновременно яркие букеты, составленные из искусственных цветов, способны украсить унылые интерьеры общественных мест или создать яркое декоративное пятно в комнате. Зимой вас несомненно порадует букет из искусно выполненных соцветий цветущего льна, васильков, маков, ромашек.

    В основе подобных букетов должно лежать стремление к подлинности, а цветы – быть максимально похожими на живые. И в этом и заключается искусство. «Как безвкусно сделаны эти цветы! Они совсем не похожи на фиалки!» – произносит Анна Каренина. Чаще смотрите на цветы в природе, стараясь подмечать все характерные особенности каждого отдельного вида. Постарайтесь уловить, чем форма лепестка тюльпана отличается от лепестка, например, мака, – ведь оба лепестка очень простые.

    Качество выполненных цветов напрямую зависит от инструмента и материалов.

    Материалы и инструменты

    Бульки

    Однажды, в конце 1980-х годов, одна моя милая соседка подарила мне деревянный ящик с удивительными инструментами для изготовления искусственных цветов. Металлические шарики разных размеров на деревянных ручках имели смешное название – бульки. Этот инструмент необходим для придания накрахмаленным лепесткам нужной формы. Бульки предназначаются для выдавливания выпуклых поверхностей на лепестках, например розы, лепестки которой плотно по кругу обхватывают друг друга, образуя венчик.

    Бульки бывают металлические – их нагревают на огне, чтобы формировать ткань и кожу, и деревянные – для бумаги. Желательно иметь и колодку с углублениями, соответствующими размерам булек. На нужное отверстие в колодке накладываются сразу несколько лепестков из накрахмаленной ткани и вдавливаются в отверстие – прессуются – горячей булькой.

    Для работы вам понадобятся несколько булек разных размеров, хотя бы две – для мелких и крупных лепестков. Если у вас нет возможности купить нужный инструмент, то в качестве булек можно приспособить круглые латунные ступки, металлические шарики со старых кроватей образца 50-х годов («шишечки»), старые глубокие суповые ложки, шаровые опоры, круглые шарики шарикоподшипников от машин и многое другое, что сможете найти. К металлическим шарикам необходимо приделать деревянные ручки, так как металл требуется нагревать. Конечно, вам придется обратиться за помощью к какому-нибудь «умельцу» – увы, но инструмент, необходимый для изготовления цветов, трудно сделать женскими руками.

    Можно изготовить бульку, переделав обычный электропаяльник. Для этого у паяльника с глубоким пазом и мощностью 40 Вт рабочий конец заменяют на бульку. Паяльник подключают к сети через терморегулятор.

    Резцы, крючки и кольца

    Для гофрировки листьев и лепестков (например, у ириса) применяются специальные ножи-резцы. Лезвия резцов не должны быть острыми, так как их назначение – продавливать жилки. Для работы необходимо иметь следующие резцы: одинарный, двухрядный и трехрядный – они называются так по количеству лезвий, одновременно продавливающих одну, две или три полоски (жилки).

    Крючки и кольца служат для завивки и гофрирования кончиков лепестка, продавливания небольших выпуклостей на листьях. Изготавливаются они из толстой (2,5–3 см), желательно латунной, проволоки, конец которой затачивается на токарном станке.

    Утюжок

    Утюжок служит для проглаживания ткани между жилками на листьях и разглаживания краев у лепестков. В качестве утюжка можно использовать крючок или любой мелкий металлический предмет. Например, его можно сделать, если расплющить толстый гвоздь.

    Фильера, или станочек для изготовления

    мягких стеблей

    Это инструмент, с помощью которого изготавливают мягкие стебли, цветоножки и крупные тычинки (у лилии). Существует несколько вариаций данного приспособления:

    Станочек, который прикручивается к крышке стола. Верхняя часть станочка, имеющая отверстия нужного вам диаметра, например 3, 2, 1 мм, нагревается на спиртовке. Через отверстия пропускается косая полоска из ткани, кожи или плотной бумаги, накрахмаленная и слегка смазанная клеем. Ширина полоски 1–1,5 см, а длина – не более 10–15 см. Чтобы было удобнее протягивать ленточку через отверстия, один ее конец накручивают на небольшой кусок тонкой проволоки. Благодаря нагреву лента одновременно скручивается в трубочку, склеивается и высыхает.

    Стальной брусок с дырочками, который нагревают на электрической плитке на слабом огне.

    Фильера на основе электропаяльника. Из паяльника удаляется инструментальная часть и приделывается стальная трубка с дырочками – фильера (на конце трубки можно приделать и бульку), которая и нагревается. Применяется паяльник мощностью 40 Вт с глубоким пазом. Этот инструмент облегчает работу по скручиванию трубочек.

    Вырубки и прессы

    Если вы планируете профессионально заниматься изготовлением цветов из ткани и кожи, то лучше заказать или купить стальные вырубки для цветочков (простых венчиков) нескольких видов, вырубку для листьев (особенно с резными краями), стальной пресс для продавливания жилок на листьях и аналогичный пресс, но для продавливания жилок на лепестках.

    Подушечки

    Подушечки нужны резиновые и с мелким песком.

    Резиновых подушечек должно быть как минимум две: твердая и мягкая.

    Твердая резиновая подушечка шириной не менее 15 см (квадратная или прямоугольная) и толщиной не менее 2 см нужна для гофрирования лепестков и листьев ножами-резцами и для прокалывания дырок в венчиках шилом. Такую резину можно вырезать из старой автомобильной покрышки. Чтобы резина не пачкала лепестки при гофрировке, подушечку обшивают тканью или подкладывают под лепесток лист бумаги.

    Мягкую резиновую подушечку высотой не менее 4 см делают из резиновой губки или толстого поролона. Такую подушечку туго обтягивают плотной тканью. Она нужна для глубокого гофрирования.

    Подушечка с мелким песком применяется для выпуклого гофрирования лепестков роз, пионов, тюльпанов. Для ее изготовления хорошо промытый мелкий песок зашивают в плотную ткань.

    Помимо перечисленных специальных инструментов вам потребуются:

    • пинцет для удерживания мелких деталей, им также можно делать гофрировку на лепестках;

    • шило и дырокол для прокалывания дырок в венчиках цветов из ткани и кожи;

    • ножницы для ткани, картона и кожи;

    • кусачки для проволоки;

    • плоскогубцы для загибания и скручивания проволоки;

    • небольшие куски белой клеенки или полиэтилена (30–40 см) для проклейки тканей;

    • салфетки для раскладывания окрашенных лепестков;

    • чистые банки – стеклянные и жестяные – для разведения красок;

    • карандаши, линейка, бумага и картон – для изготовления выкроек цветочных деталей.

    Ткани

    Для изготовления декоративных цветов подходят самые разнообразные однотонные ткани, новые или уже использованные (одежда, занавески). Пригодятся и различные кусочки ткани, оставшиеся после шитья; с небольшими (30–50 см) кусками тканей даже удобней работать. Такие ткани, как сатин, ситец, бязь, батист, шелк, крепдешин, атлас, годятся для изготовления искусственных цветов реалистической направленности, используемых в букетах. Для создания декоративных композиций и бутоньерок для одежды применяются разнообразные шелка, бархат и панбархат, велюры, атласы, парча, в частности золотая и серебряная, кожа и лайка. Сейчас появилось много красивых синтетических тканей, но работать с ними надо осторожно, так как не все они переносят горячую обработку и могут расплавиться.

    Для украшения цветочных бутоньерок используется и разнообразная декоративная фурнитура: бисер, бусы, красивые пуговицы, тесьма, различные небольшие серебряные пряжки и пуговички, золотые и серебряные шнуры – очень многое, что можно найти в коробке для рукоделия.

    Главное – это органичность материалов, используемых в одном изделии. Например, трудно гармонично сочетать легкий капроновый венчик цветка с листьями из свиной кожи. Но, с другой стороны, запретных сочетаний нет, и такой вариант тоже можно сделать красивым по цвету или форме. А можно кожу поменять на лайку или капроновый цветок сделать махровым. Это – задача творческая.

    Проволока

    Для искусственных цветов вам потребуется медная, алюминиевая, железная проволока разного диаметра, от 0,3 до 2 мм. Она обязательно должна быть пластичной. Можно добыть необходимую проволоку из ненужных кусков электропроводов смотать со старых трансформаторов, поискать в магазинах для радиолюбителей. Тонкая упругая стальная проволока подходит для изготовления стеблей злаков и ромашек.

    Вата (вискозная) и марля

    Для изготовления сердцевинок цветов, бутонов, придания объема стеблям вам потребуется вата. Ее заранее окрашивают в нужный цвет анилиновыми красителями. Можно использовать и тушь, и акварель, и зеленку, и марганцовку – все, что способно окрасить материал в зеленые, коричневые или желтые цвета. При окрашивании вату замачивают в красителе, а затем отжимают, слегка расщипывают руками и сушат на весу.

    Марля пригодится для изготовления мелких тычинок и разного рода подклеек. Также некоторые варианты гофрировки лепестков делают руками через марлю.

    Бумага

    Используют в основном папиросную или креповую декоративную бумагу зеленых, желтых и коричневых оттенков. Белую бумагу приходится окрашивать акварелью или другими красителями в нужный цвет. В основном бумага нужна для обмотки стебля и в некоторых случаях – для незаметного прикрепления цветов.

    Клей

    Основной рабочий клей – это, конечно же, ПВА – поливинилацетатный клей, быстро сохнущий, пластичный (он не ломается и не крошится, в отличие от эпоксидного), не оставляющий следов. Сейчас существует несколько фирм, выпускающих клей ПВА. Лучший профессиональный клей ПВА поступает к нам из Латвии. Очень важно проверить, не оставляет ли клей при работе белесых пятен на ткани: капнуть на темную ткань и высушить ее. Клей может оставлять пятна, если у него вышел срок годности или если на производстве в него добавили слишком много белил.

    Внимание! Клей ПВА после высыхания должен быть прозрачным.

    Работают с клеем ПВА следующим образом: тонкий слой клея наносят на склеиваемые части (особое внимание – мелким деталям: резным выступам на листьях), потом клею дают немножко просохнуть и детали еще раз смазывают клеем. Тогда поверхности будут хорошо склеены и не развалятся.

    Для работы с кожей и некоторыми синтетическими тканями используют нитроклей, например «Момент» или «Супермомент».

    Но если у вас под рукой не оказалось приведенных выше клеев, то не расстраивайтесь, а приготовьте клей сами, как это делалось раньше. Основное требование к клею для работы с искусственными цветами: чтобы он прочно склеивал детали, быстро высыхал и не оставлял пятен. Приведем несколько рецептов традиционных домашних клеев.

    Клей из пшеничной муки. 3 столовые ложки пшеничной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды. Удобно разводить муку в эмалированной кружке, которую потом ставят на маленький огонь и помешивают, пока раствор не загустеет. Не кипятят.

    Клей из картофельной муки. По 1 столовой ложке картофельной муки, пшеничной муки и сахара заваривают 0,5 стакана крутого кипятка.

    Желатиновый клей. 1 столовую ложку пищевого желатина заливают 0,5 стакана холодной воды. Когда желатин разбухнет, в него вмешивают 2 столовые ложки пшеничной муки и 1 чайную ложку сахарного песка. Всю эту смесь ставят на огонь и постепенно доводят до кипения, беспрерывно помешивая. Если этот клей загустел, то его нужно опять разогреть, но только уже на паровой бане.

    Творожно-спиртовой клей. 30 г обезжиренного творога заливают 100 мл нашатырного спирта, тщательно размешивают чтобы не было комков, и оставляют на 2–3 часа. После этого клей готов к употреблению. Хранить его нужно в холодильнике, в закрытой посуде.

    Для работы, особенно с кожей, можно использовать и столярный клей.

    Не рекомендуется к употреблению канцелярский клей, который обесцвечивает красители и долго сохнет.

    Нитки

    Для изготовления тычинок, прикрепления лепестков и листьев, обвивки некоторых стеблей и некоторых деталей используются разнообразные нитки. Это и катушечные нитки № 10, мулине, ирис, штопка, тонкая шерсть различных цветов.

    Леска

    При создании элементов «фантазийных» цветов, например их тычинок, больше подходит леска. Используют леску разной толщины от белого до темно-зеленого цвета. Собранная в пучки и украшенная, например бусинками, леска сама становится декоративным дополнением к цветку.

    Кроме того, цветы, выполненные из кожи, для прочности сшивают в основном тонкой леской.

    Манка

    Традиционно манную крупу используют для изготовления пыльцы на тычинках, иногда – для создания шершавой фактуры на цветах (у ирисов) и стеблях. Используют и белую манку, и подкрашенную в желтые, зеленые и коричневые цвета. В 1 столовую ложку манной крупы добавляют крупинку анилинового красителя нужного цвета и вливают 0,5 чайной ложки спирта (можно одеколона). Все перемешивают и дают манке высохнуть. Хранят в небольших закрытых пузырьках.

    Кисти и краски

    Для работы вам понадобятся: разные круглые кисточки (белка, синтетика или колонок с острым кончиком) с 1-го по 4-й номер; кисти из свиной щетины или синтетические – для оттеночного подкрашивания; флейц – для нанесения желатина. Если нет кистей, то можно сделать ватные тампоны разной величины на палочках и красить ими.

    Можно приобрести специальные краски для ткани: или целый набор «Батик» фирмы «Гамма», или только интересующие вас цвета. Можно купить и простые анилиновые красители, продающиеся в хозяйственных магазинах. Следите, чтобы анилиновый краситель соответствовал типу ткани, которую вы собираетесь окрашивать. Можно раскрашивать цветы акварелью, цветной тушью, чернилами. Хорошим подспорьем будет и набор (12–36 штук) чешских акварельных карандашей. Проведенную сухим грифелем линию потом размывают кисточкой или сразу наносят рисунок по влажной ткани. Можно использовать и детский набор фломастеров, паста которых разводится на спирту. А если у вас нет профессиональных красок, то декоративные цветы можно окрасить синькой, зеленкой, йодом, марганцовкой и всем, что подвернется вам под руку. Могут получиться даже очень интересные эффекты!

    Помните, что краски, которые разводятся водой, быстрее выгорают на свету, нежели красители, разводимые на спирту.

    Технология изготовления цветов

    Чтобы сделать цветок, максимально похожий на реальный, его нужно хотя бы разглядеть, чтобы понять его строение. В некоторых книгах даже советуется живой цветок разобрать на части, высушить детали и сделать с них выкройки. Но это как-то жестоко. Тем более что очень важны окраска цветка и его образ – ведь многие цветы по строению очень схожи, но при этом мы всегда отличим астру от хризантемы или «золотого шара».

    Большинство декоративных растений состоят из стебля с листьями или без них, который увенчивается головкой самого цветка. Цветок состоит из лепестков, которые образуют венчик, а также из тычинок и пестика (завязь). Головка цветка, как правило, в месте прикрепления к стеблю имеет чашечку, что облегчает сборку искусственного цветка. Но у таких цветов, как тюльпан, лилия, мак, венчик не имеет чашечки и крепится прямо к стеблю, тогда крепление приходится производить изнутри.

    Стебель может быть одиночным или иметь несколько ответвлений, быть прямым или извилистым, может иметь шипы.

    Технология создания искусственных цветов не очень сложная. Для изготовления цветка подбирают соответствующую ткань, из которой по выкройке вырезают детали. Если ткань цветная, то ее чуть подкрашивают, если же белая, то ее окрашивают анилиновыми или другими красителями в нужный цвет. Затем детали желатинят, сушат и гофрируют. Из готовых деталей на проволочном стебле собирается цветок.

    Изготовление выкроек

    Лепестки венчика, чашечку и листья вырезают по выкройке. Выкройки для каждого цветка делают из плотного картона и на них сразу надписывают: какая это деталь, левая или правая сторона, количество деталей. Это в дальнейшем сэкономит вам массу времени при работе.

    Контуры детали обводят по выкройке на ткани острым кусочком мыла или карандашом, желательно схожего цвета с цветом детали. Выкройку раскладывают на ткани строго по косой линии.

    У ромашки лепестки одинаковые, и их можно выкраивать по одной выкройке. У орхидеи лепестки разные, и для них требуется несколько выкроек. Чтобы выразить характер анютиных глазок, нужно вырезать парные противоположные лепестки. Для этого на выкройке лучше сразу отмечать правые и левые лепестки.

    Хранить подготовленные детали цветов и листьев, во избежание загрязнения и заломов, лучше в бумажных конвертах или коробках из-под конфет.

    Окраска разных деталей у цветов

    Во избежание усадки и образования пятен при окрашивании перед началом работы все ткани необходимо выстирать, тщательно прополоскать, обрезать ненужные нитки и еще влажную ткань отгладить.

    Вырезанные по выкройке детали смачивают в холодной воде и раскладывают на белой промокательной бумаге или салфетке. В маленьких чашечках или крышках от баночек разводят небольшое количество нужного красителя (на воде или спирту, в зависимости от того, что написано на пакете с краской). Краску делают достаточно концентрированной, пробуют на лоскутке, а затем, если нужно, разводят до более светлого тона. Набрав на кисточку краску, деталь окрашивают.

    Цветочные венчики. Некоторые лепестки, например тюльпанов, сначала окрашивают в разведенном красителе, затем постепенно добавляют краску и делают цвет насыщенным.

    У махровых цветов (пионов, роз) лепестки в соцветии окрашены по-разному: в центре они светлее, а к краям – темнее. Чтобы переход цвета был натуральным, сначала разводят самый темный цвет. В него окунают часть лепестков и оставляют ненадолго, пока они не вберут в себя достаточно краски. Затем раствор краски разводят водой или спиртом в соотношении 3: 1 и в него опускают часть лепестков. И так четыре раза, пока цвет не станет почти белым.

    Большинство лепестков (розы, тюльпаны, мальва, анемоны) у основания имеют светлое пятно, часто окрашенное в зеленовато-желтый цвет. Поэтому при окраске на салфетке основание цветка закрывают пальцем и подкрашивают лишь после того, как основной цвет высохнет.

    Если окрашивают в плоском блюдце, то лепестки раскладывают в нем так, чтобы кончики лежали на краю.

    Если нужно покрасить небольшое количество лепестков, то их опускают в краску, зажав кончик пинцетом.

    Покрасив одну сторону детали, ее перекладывают на сухую салфетку и окрашивают другую сторону. Окрашенную со всех сторон деталь аккуратно пинцетом перекладывают на еще одну сухую салфетку и дают полностью высохнуть.

    Как правило, лепестки окрашивают от края к центру, но имеются и исключения. Так, лепестки ирисов и орхидеи красят от центра к краям (центр лепестков светлее, чем середина и края).

    В центр влажных лепестков чайных роз обязательно кладут каплю краски более интенсивного тона – своеобразный румянец. Можно и наоборот, в центр на уже окрашенный лепесток капнуть спирт, разведенный водой, и тем самым высветлить участок лепестка.

    У многих цветов на лепестках присутствует окантовка из чуть более темного цвета. Ее наносят тонкой кистью, фломастером (если он подходит по цвету), окрашивая самый край лепестка.

    Жилки у ирисов, полоски от центра у анютиных глазок и настурции, пятнышки у тигровой лилии, центральные жилки у орхидеи рисуют тонкой кисточкой только на полностью просохших лепестках – иначе краска растечется.

    У некоторых растений окраска внешней и внутренней стороны лепестка различна. Так, у лилий, гербер, цветных ромашек внутренняя часть окрашена более интенсивно. Ее красят сухим способом по просохшему материалу. Для этого ватным тампоном на лепесток наносят немного красителя и осторожно втирают его в ткань. Остатки просто сдувают. Изнанку лепестка окрашивают краской с белилами (светло-зеленой, бледно-желтой и т. д.).

    Если венчики цветков мелкие (маргаритки, незабудки), то лучше сначала покрасить ткань, а затем выкраивать из нее лепестки или целые венчики.

    Если вы ошиблись с цветом, то опустите ткань в горячий раствор гидросульфата натрия (5 г на литр кипятка), потом тщательно отполощите. Ткань придется окрасить заново.

    Листья. Чтобы листья выглядели реалистично, не окрашивайте их чистой зеленой краской – они в этом случае, как правило, приобретают неестественный цвет. Более органичный зеленый получается, если в него добавить желтую, розовую, коричневую, иногда синюю краску. Если же у вас имеется только зеленая краска (или ткань), то нужно на просохшей детали коричневым, бордовым или оранжевым карандашом подкрасить край и нанести краску вокруг жилок или в некоторых местах поставить точки (как будто повреждения от насекомых) – это сделает лист похожим на живой.

    Стебли окрашивают, когда они уже затянуты (обклеены) бумагой или тканью. Но лучше стебли сразу обклеивать цветным материалом, а потом сухой кистью наносить на них требуемый оттенок. Стебли будут выглядеть более живыми, если с одной стороны их покрасить в более темный зеленый цвет или нанести коричневый оттенок.

    Желатин и крахмал

    Чтобы детали из ткани держали форму, их нужно накрахмалить. Раствором желатина или крахмала обрабатывают только сухую окрашенную и выглаженную ткань.

    Натуральные и искусственные шелка, ситцы, сатины, атласы крахмалят пищевым желатином, некоторые хлопчатобумажные ткани и бархат – желатином или картофельным крахмалом.

    Желатин готовят следующим образом: 3 чайные ложки желатина заливают холодной водой (200 мл) и настаивают не менее 1 часа. Затем получившийся раствор переливают в жестяную посуду, ставят на водяную баню (в большую посуду с водой) и, постоянно помешивая, нагревают. Как и в случае с крахмалом, желатин нельзя кипятить.

    Можно приготовить желатин и более традиционным способом: 3–4 ложки мелкорубленого желатина (или 2–3 пластинки листового) заливают 1,2 стакана холодной воды и дают ему 50 минут постоять и разбухнуть. Затем в разбухший желатин вливают 1,2 стакана, но уже кипятка и быстро размешивают. Если желатин старый и не полностью разошелся, то его подогревают на паровой бане. Приведенный рецепт желатина рассчитан на крахмаление натурального шелка.

    Для плотных тканей – вискозы, ситца – требуется более слабый раствор желатина, а для капрона, батиста, крепдешина – более насыщенный. Чем тоньше ткань, тем больше желатина она потребует.

    Бархатные ткани аккуратно покрывают желатином только с изнаночной стороны (флейцем, ватным тампоном или просто руками). На ворсистую (лицевую) сторону бархата желатин попадать не должен. Делается это на весу, а небольшие куски бархатной ткани желатинят на платяной щетке, положив ткань лицевой стороной на щетину. После того как ткань высохнет, ее аккуратно, также на весу, гладят.

    Другие ткани опускают сухими в горячий раствор желатина и отжимают, пропуская сквозь пальцы, чтобы убрать излишки желатина.

    Сушат накрахмаленные ткани в пяльцах, на раме или, хорошо расправив и разгладив руками, на веревке. Ткань нельзя отжимать и скручивать.

    Качественно сделанная ткань должна шуршать.

    Если желатина было недостаточно или он оказался плохого качества, то ткань плохо держит нужную форму, а ее края лохматятся.

    Если концентрация желатина оказалась слишком сильной, то на ткани образуются заломы, как на бумаге, и она тоже непригодна к работе.

    Если вы неудачно обработали ткань желатином (слишком слабо или слишком сильно), не расстраивайтесь, а просто замочите ткань в холодной воде, отстирайте и повторите процесс обработки ткани желатином заново.

    Крахмал готовят следующим способом: 1 столовую ложку картофельной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды и выливают в стакан кипятка, тщательно размешивая получившуюся смесь. Если образовались комочки, то кисель процеживают сквозь марлю.

    Сухую ткань опускают в крахмал, смачивают в нем и расправляют, очищая от комочков. Можно сухую ткань разложить на столе (закрытом клеенкой) и флейцем нанести на нее тонкий слой крахмала. На первый лоскут кладут второй и тоже смазывают крахмалом, затем третий и так далее. Потом лоскуты по одному, не отжимая, развешивают на веревке.

    Сушить накрахмаленную ткань можно также на пяльцах или на раме, на которой влажную ткань закрепляют, желательно медными гвоздиками.

    Изготовление тычинок и пестика

    Особую прелесть цветам придают тычинки и пестик. У всех цветов они разные, и часто именно благодаря изящно сделанным искусственным тычинкам и создается живое ощущение от цветка. Работая над цветком, нужно не только воссоздать точный абрис лепестков венчика, но и постараться передать характер и расположение тычинок с пестиком в цветке.

    Тычинки в основном делают из ниток, простых 10 или шелковых. Делается это так: на ровную полоску картона (или на пальцы левой руки, или на два карандаша) наматывают накрахмаленные нитки в том количестве, сколько нужно тычинок. Затем нитки снимают с картонки, завязывают посередине и обрезают с двух сторон на нужную длину. Можно нитки разрезать прямо на картонке.

    Для изготовления пыльцы концы тычинок окунают на 0,5 мм в клей ПВА, а затем обмакивают в манную крупу, белую или подкрашенную. Кончики крупных тычинок (лилии) можно обмакнуть в парафин, воск. Если нужны темные пыльники, то их надо обмакнуть по старинке в сургуч или несколько раз – в окрашенный в нужный цвет клей ПВА, каждый раз просушивая слой, чтобы капля получилась рельефной.

    Для некоторых мелких цветочков нужны цветные, иногда пестрые, двуцветные тычинки, например белые с черным. Их можно сделать из соответствующе окрашенной ткани. Ткань нащипывают на нитки, которые смачивают в клее и сушат на стекле (от него их легче оторвать, нежели с бумаги). Потом нитки собирают в пучок по цвету, так чтобы белые кончики были с белыми, а черные – с черными (или наоборот), и подстригают на нужную длину. Так можно сделать темно-синие с белыми кончиками тычинки для васильков.

    Из вощеной белой бумаги, папиросной бумаги или цветной копирки можно сделать тычинки для мака восточного или лилии.

    Пестик у цветов бывает самый разнообразный: круглая завязь (мак), продолговатая (тюльпан), три завитка (колокольчик). О том, как изготовить пестик, будет рассказано ниже, конкретно для каждого цветка.

    Изготовление листьев

    Листья выкраивают по шаблону или вырубают вырубкой из накрахмаленной ткани по косой линии. Сразу же вырезают зубчики – острые или полукруглые, в зависимости от растения.

    Далее все листья, даже разной формы, делают по одному принципу: к ним с нижней стороны листовой пластинки приклеивают центральную жилку из мягкой тонкой проволоки. Это дает возможность придать листьям любую форму. Проволока должна выходить за листовую пластину на длину 1–4 см – это будет черешок, за который лист крепится к стеблю.

    Проволоку сначала обвивают светло-зеленой, желтой или коричневой папиросной бумагой, тканью или обматывают тонким слоем заранее окрашенной ваты. На том конце проволоки, который будет крепиться к стеблю, бумажная или ватная обмотка должна выступать за конец проволоки, чтобы потом легче было подклеить лист к стеблю и скрыть место прикрепления. Смазанную клеем проволоку-жилку кладут строго по центру листа и проглаживают утюгом. Если материал очень тонкий, то лист делают двойным, и в этом случае проволока будет находиться внутри него (например, у листа ириса).

    Обработка стебля

    Большинство цветов собирают через стебель, держа цветок головкой вниз и нанизывая на проволоку венчик и чашечку. После этого проволоку превращают в стебель: смазывают ее клеем и аккуратно наматывают на нее полоску бумаги или тонкой ткани.

    Папиросную бумагу для обмотки стебля удобно нарезать в виде длинных полосок шириной 4–8 мм, не разворачивая рулона.

    Ткань нарезают полосками по косой. Хорошо, если бумага или ткань зеленого цвета, но можно и покрасить стебель после того, как вы его обмотаете и клей высохнет. У некоторых цветов (тюльпан) стебель должен быть плотным, и тогда под обмотку на проволоку накручивают тонким слоем вату. Для стеблей мака характерна ворсистость, которую можно сделать, если обмотать проволоку тонким слоем окрашенной и смоченной в клее ватой. Вату нужно распушить на тонкие волокна без комков и последовательно намотать на проволоку.

    Изготовление плодов

    Плоды для каждого растения делают индивидуально, и об этом рассказано ниже. Плоды у многих растений имеют гладкую и блестящую поверхность. Чтобы плоды шиповника или коробочку мака сделать похожими на настоящие, их необходимо навощить воском или парафином. Для этого на паровой бане разводят воск и щетинистой кистью наносят его еще горячим на готовую заготовку (см. Мак, Шиповник). Заглаживают воск пальцами, стараясь сформировать правильную форму плода. Когда воск окончательно застынет (заготовку можно положить в холодильник), плоды шиповника следует покрыть одним легким слоем покрывного лака для мебели или фисташкового – для живописи.

    Интересный прием существует для изготовления блестящих стручков перца, например, красных, – для украшения кухни. Можно, как и в случае с плодами шиповника, покрыть склеенные заготовки лаком, но легче сделать перцы иначе. Клей ПВА резиновым валиком (для накатки фотографий на стекло) тонким слоем накатывают на кусок чистого стекла. На клеевую поверхность накладывают красную однотонную ткань (ситец, сатин) и разглаживают руками или сухим валиком, чтобы не было складочек и морщинок. Накатывать и разглаживать ткань начинают с одного края. Затем ткани дают высохнуть и только тогда отрывают ее от стекла. С одной стороны она будет иметь гладкую и блестящую поверхность, полностью имитирующую фактуру перца. Остается выкроить и склеить конусовидные плоды. Желательно, чтобы ткань была нескольких цветов: алая, красная и темно-красная, чтобы ваша «связка» перцев выглядела более красочной.

    Гофрирование деталей

    Аккуратно вырезанные и тонко окрашенные лепестки и листья не будут выглядеть живыми, пока вы не придадите им форму. При помощи инструментов – булек и резцов – лепесткам придается объем, красиво гофрируется край, наносятся жилки на листьях и центральная жилка на цветке. Некоторые лепестки, например мака, гофрируют руками, что придает лепесткам более мягкую и ненавязчивую форму.

    Перед тем как начать гофрировку лепестков, венчиков и чашечек, нужно сделать шилом все необходимые дырки в середине или в местах соединения, чтобы потом не повредить и не смять нанесенную гофрировку.

    Перед гофрировкой детали из плотных тканей лучше слегка увлажнить. Для этого деталь на пару минут заворачивают в чуть влажную марлю.

    Для каждой ткани необходимо подобрать свой режим нагрева бульки, так как деталь из синтетической ткани может оплавиться, а из толстой ткани – не обработаться. Нагретую бульку держат вертикально и, надавливая на ткань, делают ею вращательные движения. Работают булькой на всех трех подушках в зависимости от технологии изготовления цветка. Необходимо следить, чтобы на ткани не образовались складки и заломы. Если образовался залом, то его можно устранить, разгладив ткань булькой на твердой резиновой подушке. Если убрать дефект не удалось, то деталь размачивают или заменяют.

    Гофрировка венчика. С помощью нагретых булек разной величины лепесткам придается выпуклая форма. Уже окрашенный лепесток кладут на подушку с песком и прижимают горячей булькой в том месте, где должна быть выпуклость. Большими бульками делают центральные, одиночные углубления (чайная роза), а мелкими – вмятины в основании лепестка (мак) или мягкую гофрировку по краям (ирис), когда от центра лепестка горячей булькой проводят веерообразные полоски к краям. У розы булькой обрабатывают внутреннюю сторону лепестка, у ириса – внешнюю. Чтобы на ткани не образовалось подпалин, горячую бульку сначала пробуют на кусочке ткани, из которой сделаны лепестки.

    Основные приемы обработки венчика

    На края некоторых лепестков наносят гофрировку нагретыми резцами: одинарными (камелия), двухрядными (мак) или трехрядными (клематис).

    Лепестки орхидеи можно гофрировать руками через марлю. Делать это лучше на краю стола. Несколько лепестков складывают вместе, сгибают посередине и заворачивают в марлю. Левой рукой прижимают лепестки в марле к столу, а правой тянут и скручивают марлю. Гофрировка листьев. Сначала на листе делают центральную жилку. Для этого нагревают двухрядный резец и проводят им по лицевой стороне листовой пластинки, делая канавки с двух сторон приклеенной проволоки. Затем нагревают одинарный резец и делают им боковые жилки, начиная от центральной жилки к краям. Причем в центре листа нажимать на резец следует сильнее, а к краю – как бы сводить жилку на нет. В основном боковые жилки отходят от центральной под углом в 30 градусов и направлены вверх.

    Основные приемы гофрировки листьев

    Если это входит в задачу, то одинарным резцом можно сделать тонкие ответвления и от боковых жилок.

    После того как все жилки нанесены и листовая пластинка остыла, лист с изнаночной стороны гладят не очень горячим утюжком (крючком).

    Исправление ошибок – фантазией

    Изготовление цветов требует терпения и навыка. Увы, это как обучение вкусно готовить по кулинарным книгам – все сначала получается «не так». И только когда вы начинаете готовить с удовольствием, сами совершенствуете рецепты по своему вкусу, творите – вот тогда и получаются восхитительные блюда, радующие домашних и гостей.

    Если ваш первый букет из «маков» и «ромашек» получился не совсем похожим на оригиналы: цветки грязного цвета, в пятнах, толстые стебли, кошмарные листья, – не расстраивайтесь. Листья оторвите (кстати, сделать гармоничный листок труднее, чем венчик), а цветы со стеблями опустите в разведенный краситель интенсивного цвета: алый, малиновый, фиолетовый. Очень экзотично будет смотреться и черный цвет, особенно если использовать «глубоко-черную» гуашь, дающую ощущение глубины черного бархата.

    Просохший букет можно раскрасить тонкими золотыми или серебряными штрихами или слегка задуть из аэрографа этими красителями. Огрехи на стеблях можно спрятать, если оплести стебли цветными шелковыми нитками, серебряной или золотой тесьмой, леской с надетыми бусинами или бисером.

    Такой насыщенный цветом букет можно окружить натуральными колосками пшеницы естественного окраса или окрашенными анилином в дополнительные (красный букет в оранжевом обрамлении) или контрастные цвета (фиолетовые цветы в ярко-желтом или ядовито-зеленом обрамлении). Черные цветы будут неплохо смотреться и в обрамлении серебряных или золотых колосков. У вас может получиться очень стильный, декоративный букет. Важно не перегрузить его дополнениями и как можно точнее подобрать по цвету.

    Это всего лишь один из вариантов того, что можно сделать с неудачным изделием. Творите – и у вас все получится!







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх