|
||||
|
7. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ВСЯЧИНА 232Кто сильно /страдает/, тому /завидует/ дьявол и выдворяет на небо. 233Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом. 234У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко. 235Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, — что бы ни говорил нам об этом он сам. 236В старании /не/ познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и /хитрости/, чем утонченнейшие мыслители в их противоположно старании — /познать/ себя. 237Есть дающие натуры и есть воздающие. 238Даже в своем голоде по человеку ищешь, прежде всего, /удобоваримой/ пищи, хотя она и была малокалорийной: подобно картофелю. 239Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер. 240Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления — и никак иначе. 241Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас. 242После опьянения победой всегда проявляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко — и оттого громче! 243Потребность души не следует путать с потребностью /в душе/: последняя свойственна отдельным холодным натурам. 244Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим /мнением/ о нашей способности судить. 245Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а /не/ по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий! 246Только несгибаемый вправе молчать о самом себе. 247Мы начинаем подражателями и кончаем тем, что подражаем себе, — это есть последнее детство. 248"Я оправдываю, ибо и я поступил бы так же — историческое образование. Мне страшно! Это значит: "я терплю самого себя — раз так!" 249Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику. 250Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным. 251Наше внезапно возникающее отвращение к самим себе может в равной степени быть результатом как утонченного вкуса, — так и испорченного вкуса. 252Лишь в зрелом муже становится /характерный признак семьи/ вполне очевидным; меньше всего в легко возбудимых, импульсивных юношах. Прежде должна наступить тишина, а /количество/ влияний, идущих извне, сократиться; или, с другой стороны, должна значительно ослабеть /импульсивность/. — Так, /стареющим/ народам свойственна словоохотливость по части /характерных для них свойств/, и они отчетливее обнаруживают эти свойства, чем в пору своего /юношеского цветения/. 253Всякое сильное ожидание переживает свое исполнение, если последнее наступает раньше, чем — его ожидали. 254Для очень одинокого и шум оказывается утешением. 255Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшается характер. 256Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову. 257Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее понимали как силу. 258Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не /есть/. Человек всегда приобретает или теряет. 259Доподлинно знать, что именно причиняет нам боль и с какой легкостью некто причиняет нам боль, и, зная это, как бы наперед предуказывать своей мысли безболезненный для нее путь — к этому и сводится все у многих любезных людей: они доставляют радость и вынуждают других излучать радость, — так как их /очень страшит боль/, это называется «чуткостью». — Кто по черствости характера привык рубить сплеча, тому нет нужды ставить себя таким образом на место другого, и /зачастую/ он причиняет ему /боль/: он и /понятия не имеет/ об этой легкой одаренности на боль. 260Можно так сродниться с кем-нибудь, что видишь его во сне делающим и претерпевающим все то, что он делает и претерпевает наяву, — настолько сам ты мог бы сделать и претерпеть это. 261"Лучше лежать в постели и чувствовать себя больным, чем быть /вынужденным делать/ что-то" — по этому негласному правилу живут все самоистязатели. 262Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя. 263Этой паре присущ, по сути дела, одинаковый дурной вкус: но один из них тщится убедить себя и нас в том, что вкус этот — верх изысканности. Другой же стыдится своего вкуса и хочет убедить себя и нас в том, что ему присущ иной и более изысканный — наш вкус. К одному из этих типов относятся все филистеры образования. 264Он называет это верностью своей партии, но это лишь его комфорт, позволяющий ему не вставать больше с этой постели. 265Для переваривания, в целях здоровья, потребна некоторого рода лень. Даже для переваривания переживания. 266Вид наивного человека доставляет мне наслаждение, если только по природе он зол и наделен умом. 267Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди. 268Чтобы взваливать неприятные последствия собственной глупости на саму свою глупость, а не на свой характер, — для этого требуется больше характера, чем есть у большинства людей. 269Там, где дело идет о большом благополучии, следует /накоплять/ свою репутацию. 270/Стендаль/ цитирует как закулисную сентенцию: "Telle trouve a se vendre, qui n'eut pas trouve a se donner". "Никто не хочет ее задаром: оттого вынуждена она продаваться!" — сказал бы я. 271Человек придает поступку ценность, но как удалось бы поступку придать человеку ценность! 272Есть персоны, которые хотели бы вынудить каждого к полному приятию или отрицанию их собственной персоны, — к таковым принадлежал /Руссо/: их мучительный бред величия проистекает из их недоверия к самим себе. 273Я воспринимаю как вредных всех людей, которые не могут больше быть противниками того, что они любят: они портят тем самым лучшие вещи и лучших людей. 274Я хочу знать, если ли ты /творческий/ или /переделывающий/ человек, в каком-либо отношении: как творческий, ты принадлежишь к свободным, как переделывающий, ты — их раб и оружие. 275"Не будем говорить об этом!" — "Друг, /об этом/ мы не вправе даже молчать". 276Берегись его: он говорит лишь для того, чтобы затем получить право слушать, — ты же, собственно, слушаешь лишь для оттого, что неуместно всегда говорить, и это значит: ты слушаешь плохо, а он только и умеет что слушать. 277У нас есть что сказать друг другу: и как хорошо нам спорить — ты влеком страстями, я полон оснований. 278Он поступил со мной несправедливо — это скверно. Но что он хочет теперь выспросить у меня прощения за свою несправедливость, это уже по части вылезания-из-кожи-вон! 279*/После разлада/*. "Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль". 280Ядовитейшие стрелы посылаются вслед за тем, кто отделывается от своего друга, не оскорбляя его даже. 281Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания. 281аК этому человеку прилган не его внешний вид, но его внутренний мир: он ничуть не хочет казаться мнимым и плоским — каковым он все-таки является. 282Противоположностью актера является не честный человек, но исподтишка пролгавшийся человек (именно из них выходят большинство актеров). 283Актеры, не сознающие своего актерства, производят впечатление настоящих алмазов и даже превосходят их — блеском. 284Актерам некогда дожидаться справедливости: и часто я рассматриваю нетерпеливых людей с этой точки зрения — не актеры ли они. 285Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди — от недолюбленности. 286Так называемые любезники умеют давать нам сдачу и с мелочи любви. 287Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус — не грешит ли это против всякого хорошего вкуса? 287аХваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь всегда другого. 288Ты говоришь: "Мне нравится это" — и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но /мне/ не нравишься ты! 289В каждом сношении людей речь идет только о беременности. 290Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем /мы/, отнюдь не становится тем самым для нас любимым. 291Со всем своим знанием других людей не выходишь из самого себя, а все больше входишь в себя. 292/Мы/ более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе. 293Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой. 294Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно. 295Фамильярность превосходящего нас человека озлобляет, так как мы не можем расплатиться с ним тою же монетой. Напротив, следует посоветовать ему быть вежливым, т. е. постоянно делать вид, что он уважает нечто. 296Что какой-то человек приходятся нам по душе, это мы охотно зачитываем в пользу его и нашей собственной моральности. 297Кто беден любовью, тот скупиться даже своей вежливостью. 297аКто честно относится к людям, тот все еще скупится своей вежливостью. 298Когда мы желаем отделаться от какого-то человека, нам надобно лишь унизить себя перед ним — это тотчас же заденет его тщеславие, и он уберется восвояси. 299Бюргерские и рыцарские добродетели не понимают друг друга и чернят друг друга. 300Незаурядный человек познает в несчастьи, сколь ничтожно все достоинство и порядочность осуждающих его людей. Они лопаются, когда оскорбляют их тщеславие, — нестерпимая, ограниченная скотина предстает взору. 301Из своего озлобления к какому-то человеку стряпаешь себе моральное негодование — и любуешься собою после: а из пресыщения ненавистью — прощение — и снова любуешься собою. 302Познавая нечто в человеке, мы в то же время разжигаем в нем это, а кто познает лишь низменные свойства человека, тот обладает и стимулирующей их силой и дает им разрядиться. Аффекты ближних твоих, обращенные против тебя, суть критика твоего познания, сообразно уровню его высоты и низости. 303Не то, что он делает и замышляет против меня днем, беспокоит меня, а то, что я по ночам всплываю в его снах, — приводит меня в ужас. 304Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. 305Эпоха величайших свершений окажется вопреки всему эпохой ничтожнейших воздействий, если люди будут резиновыми и чересчур эластичными. 306/Дюринг/, верхогляд, повсюду ищет коррупцию, — я же ощущаю другую опасность эпохи: великую посредственность — никогда еще не было такого количества /честности/ и /благонравия/. 307Теперь это только эхо, через что события приобретают «величие»: эхо газет. 307аИной лишь после смерти делается великим — через эхо. 308Этим конституционным монархам вручили добродетель: с тех пор они не могут больше "поступать несправедливо", — но для этого у них и отняли власть. 309Хоть бы Европа в скором времени породила /великого государственного/ мужа, а тот, кто нынче, в мелочную эпоху плебейской близорукости, чествуется как "великий реалист", пусть пользуется /мелким авторитетом/. 310Не давайте себя обманывать! Самые деятельные народы несут в себе наибольшую усталость, их беспокойство есть слабость, — в них нет достаточного содержания, чтобы ждать и лениться. 311В Германии гораздо больше чтут желание, нежели умение: это самый подходящий край для несовершенных и претенциозных людей. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|