|
||||
|
Глава XXV. ГОРОД ИВ Хотя, как мы уже сказали вначале, мы не имеем намерения специально изучать символизм Tien-ti-houei , однако есть пункт, к которому мы хотим привлечь внимание, так как он четко относится к «полярному» символизму, имеющему некоторое отношение к тому, что мы представили. Изначальный характер такого символизма, каковы бы ни были частные формы, в которые он облекается, обнаруживается именно в том, что мы сказали по поводу ориентации. Это легко понять, потому что центр есть «место» соответствующее собственно «изначальному состоянию», а что центр и полюс, в сущности, есть одно и то же, так как речь при этом идет всегда о единственной точке, остающейся фиксированной и неизменной при всех вращениях «колеса становления» [383]. Центр человеческого состояния может быть представлен как земной полюс, а центр тотального Универсума как небесный полюс. Таким образом, можно сказать, что первый есть «место» «истинного человека», а второй — «место» «трансцендентного человека». Кроме того, земной полюс есть как бы отражение небесного полюса, потому что раз он отождествляется с центром, то он есть та точка, откуда непосредственно проявляется «Деятельность Неба». Эти два полюса соединены друг с другом «Осью Мира» согласно направлению, откуда осуществляется эта «Деятельность Неба» [384]. Вот почему звездные символы, принадлежащие собственно небесному полюсу, могут соотноситься с земным полюсом, где они отражаются, если гак можно выразиться, через проекцию в соответствующую область. Отсюда, кроме тех случаев, когда эти полюсы обозначены специально различными символами, они не различаются, один и тот же символизм применяется к обеим различным степеням универсальности. То, что выражает виртуальное тождество центра человеческого состояния с центром тотального бытия [385], также соответствует, как мы выше говорили, тому, что «истинный человек» с человеческой точки зрения не отличим от «следа» «трансцендентного человека». В посвящении в Tien-ti-houei , неофит, после того как он прошел различные предварительные этапы, последний из которых определяется как «Круг Неба и Земли» (Tien-ti-kiuen ), прибывает, в конце концов, в «Город Ив» (Mou-yang-tcheng, Му-ян-чэн ), который называется также «Дом Великого Покоя» (Tai-ping-chouang, Тайпин-шуан ) [386]. Первое из этих двух имен применяется потому, что ива в Китае является символом бессмертия; таким образом, она эквивалентна масонской акации или «золотой ветви» античных мистерий [387]. По причине такого значения «Город Ив» есть, собственно, «местопребывание Бессмертных» [388]. Что касается второго обозначения, то оно ясно указывает, что, возможно, речь идет о месте, рассматриваемом как «центральное»[389], так как «Великое Спокойствие» (на арабском Es-Sakinah ) [390] есть то же самое, что и Shekinah (Шехина ) еврейской Каббалы, то есть «божественное присутствие», являющееся тем же самым проявлением «Деятельности Неба» и находящееся только в том месте или в том святилище, которое с ним ассимилируется. Этот центр может представлять собой, согласно тому, что мы уже сказали, либо центр человеческого мира, либо центр тотального Универсума. Тот факт, что он вне «Круга Неба и Земли», означает, что он, в первом своем значении, избегает движения «космического колеса» или превратностей инь и ян , следствием которых является чередование жизней и смертей, так что его поистине можно назвать «бессмертным» [391]. Согласно же второму значению здесь есть довольно явный намек на «внекосмическое» положение «вершины Неба». Замечательно здесь еще и то, что «Город Ив» ритуально представлен мерой, наполненной рисом, в котором насажены различные символические штандарты [392]. Этот способ изображения может показаться странным, но его легко понять, как только узнаешь, что «Boisseau » («буассо», мера сыпучих тел) (Teou, доу ) в Китае является именем Большой Медведицы [393]. Известно, какое значение традиционно придавали этому созвездию. Например, в индийской традиции Большая Медведица (sapta-riksha ) символически рассматривается как жилище семи Rishis (Риши ), что совершенно эквивалентно «жилищу бессмертных». Более того, так как семь Риши представляют «сверхчеловеческую» мудрость предшествующего нашему цикла, то это есть также нечто вроде «ковчега», в котором содержатся традиционные познания, чтобы обеспечить их сохранение и передачу из века в век [394]. Тем самым это есть также образ духовных центров, действительно обладающих этой функцией, и, прежде всего, высшего центра, в котором находится хранилище изначальной Традиции. В этой связи мы напомним другой, не менее интересный «полярный» символ, который встречается в старинных ритуалах оперативного масонства: согласно некоторым из этих ритуалов, буква G изображена в центре свода, в той точке, которая соответствует Полярной звезде [395]. Отвесная нить, подвешенная к этой букве G, падает прямо в центр свастики , начертанной на полу, которая таким образом представляет собой земной полюс [396]: этот «отвес Великого Архитектора Вселенной», подвешенный в геометрической точке «Великого Единства» [397], спускается от небесного к земному полюсу и, таким образом, является изображением «Оси Мира». Поскольку мы стали говорить о букве G, то скажем, что в действительности это должна быть еврейская буква iod , которую она в Англии замещает вследствие фонетического сходства iod и God , что, конечно, не изменяет ее смысла [398]. Различные интерпретации, обычно даваемые этому (самая важная из которых относится к «Геометрии»), возможные только в современных западных языках, предоставляют, что бы ни говорили [399], только побочные значения, группирующиеся вокруг этого основного значения [400]. Буква iod , первая в Тетраграмме, представляет Принцип так, что она рассматривается одна как образующая божественное имя. Впрочем, она сама по себе, по своей форме, есть основной элемент, из которого выводятся все другие буквы древнееврейского алфавита [401]. Надо добавить, что соответствующая буква латинского алфавита I, как по своей прямолинейной форме, так и по своему значению в римских цифрах, тоже есть символ Единства [402]. По крайней мере, любопытно, что звук этой буквы тот же, что и звук китайского слова i, которое, как мы видели, также обозначает единицу либо в арифметическом смысле, либо в метафизической транспозиции [403]. Может быть еще более любопытно, что у Данте в «Божественной Комедии» Адам говорит, что первая буква Бога это I [404] (что соответствует, как только что мы объясняли, «изначальности» «полярного» символизма), а имя, которое за этим следует, будет El и что Франческо Барберино в своей TractatusAmoris сам себя показывает в положении обожания перед буквой I [405]. Теперь легко понять, что это значит: идет ли речь о еврейском iod , или о китайском i , это «первое имя Бога», которое также было по всей вероятности тайным именем у Fideli d'Amore (у Братьев Любви ); в конце концов, это есть не что иное, как выражение самого «изначального Единства» [406]. Примечания:3 Смотри: Заметки о Посвящении , гл. XII. 4 Надо заметить, что жэнь означает одновременно «человек» и «человечество», и, кроме того, с точки зрения применения к социальному порядку, это «солидарность» расы, практическая реализация которой есть одна из вторичных целей организации, о которой идет речь. 38 Там же. С. 250-252 (р. п.: С. 251-253). 39 Сравни этимологическое значение слова «субстанция», буквально «то, что удерживается внизу». 40 Именно это поможет нам впоследствии понять, каким образом роль «медиатора» реально может приписываться сразу и «универсальному человеку» и «трансцендентному человеку», тогда как без этого замечания она, казалось бы, должна приписываться исключительно последнему. 383 Глава XXV. ГОРОД ИВ Относительно более частного символизма полюса можно прочесть в нашей работе Царь Мира . 384 Это два края оси «космической повозки», когда два ее колеса представляют Небо и Землю с тем значением, которое имеют эти два термина в Трибхуване . 385 Смотри также по этому поводу Символизм Креста . 386 Смотри: Б. Фавр, Тайные Общества в Китае , гл. VIII. Автор хорошо понял символ кустарника, о котором сейчас пойдет речь, но он не смог увидеть самые важные следствия. 387 Смотри: Эзотеризм Данте, гл. V. 388 О «местопребывании бессмертия» смотри: Царь Мира , гл. VII и Царство количества и знамения времени , гл. XXIII. 389 В масонском символизме акация также находится в «Средней Комнате». 390 Сравни: Царь Мира , гл. III и Символизм Креста , гл. VII и гл. VIII. Это также Paxprofunda розенкрейцеров; можно вспомнить, с другой стороны, что название «Великое Спокойствие» (Тай-пин, Tai-ping ) было принято в XIX веке организацией, происходящей от Pe-lien-houei 391 Для «истинного человека» это все еще виртуальное бессмертие, но оно станет полностью осуществленным при непосредственном переходе от человеческого состояния к высшему и необусловленному состоянию. 392 Это можно сравнить также со штандартами «Поля Князей» в «картине» 32 степени шотландского масонства, где по странному совпадению, среди множества странных и трудно переводимых слов, кроме всего прочего, есть слово Salix , которое как раз означает «ива» на латыни. Впрочем, мы не намереваемся из этого извлекать каких-нибудь выводов, а просто отмечаем это как любопытный факт. Что касается присутствия риса в мере (в буассо), то оно напоминает нам о «сосудах изобилия» различных традиций, из которых самым известным примером на Западе является Чаша Грааля, также обладающая «центральным» значением (смотри: Царь Мира , гл. V); рис здесь представляет «пищу бессмертия», которая эквивалентна «напитку бессмертия». 393 Здесь нет никакого «каламбура», как это полагает Б. Фавр. Мера (буассо) есть здесь действительно символ Большой Медведицы, как им были весы в предшествующую эпоху, так как согласно дальневосточной традиции, Большая Медведица называлась «Нефритовыми Весами», то есть, согласно символическому значению нефрита, совершенными Весами (как, впрочем, Большая Медведица и Малая Медведица ассимилировались с двумя чашами весов) до того, как это название Весов было перенесено на зодиакальное созвездие (сравни: Царь Мира , гл. X). 394 Рис (который, естественно, эквивалентен пшенице в других традициях) имеет то же значение с этой точки зрения, так как пища символизирует познание, первая ассимилируется телесно, тогда как второе интеллектуально (сравни: Человек и его становление согласно Веданте , гл. IX). Это значение непосредственно связано с тем, о котором мы уже сказали: именно традиционное познание (понятое как действенное знание, а не только теоретическое) есть поистине «пища бессмертия» или, согласно евангельскому выражению, «хлеб, который сходит с небес» (св. Иоанн,VI ), так как «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (св. Матфей, IV, 4; св. Лука, IV, 4), то есть вообще тем, что исходит из «сверхчеловеческого» источника. Заметим также, что выражение tonarton ton epiousion в греческом тексте Pater («Отче Наш») совершенно не означает «хлеб насущный», как это обычно переводится, но буквально «сверх сущностный хлеб» (а не «сверх субстанциальный», как говорят некоторые, из-за путаницы относительно термина ousia , на которое мы указали в: Царство количества и знамения времени , гл. I) или «сверх небесный», если понимать Небо в дальневосточном смысле, то есть как исходящее из самого Принципа и предоставляющее, следовательно, человеку средство быть в связи с ним. 395 С другой стороны, Большая Медведица изображается на потолке многих масонских Лож, даже «спекулятивных». 396 Особенно обращаем на это внимание тех, кто полагает, что мы «делаем из свастики знак полюса», тогда как мы только говорим, что таков в реальности ее традиционный смысл. Может быть, они также считают, что это мы «создали» ритуалы оперативного масонства! 397 В еврейской Каббале это та же самая точка, к которой подвешены весы, о которых идет речь в Siphradi-Tseniutha , так как именно на полюсе устанавливается равновесие мира. Эта точка обозначается как «место, которого нет», то есть как «не-проявленное», что соответствует в дальневосточной традиции ассимиляции Полярной звезды с «местом» самого Принципа. Это то же, что мы выше говорили о весах в связи с Большой Медведицей. Две чаши весов с их попеременным движением подъема и спуска, естественно, соотносятся с переменчивостью инь и ян . Соответствие одной стороне инь , а другой ян значимо, впрочем, вообще для всех двойных символов, представляющих осевую симметрию. 398 Замена буквы iod на G отмечена (но без объяснения причины) именно в Recapitalution de toute la Maconnerie ou description et explication de l’Hieroglyphe universel du Maitre des Maitres (Краткое изложение всего масонства или описание и объяснение универсального Иероглифа Мастера Мастеров ), анонимная работа, приписываемая Delaunaye (Делонэ). 399 Также, когда думают, что буква G рассматривается просто как первая буква God . Но они игнорируют замену ею iod , что придает ей все настоящее значение с инициатической и эзотерической точки зрения. 400 Недавние ритуалы степени Подмастерья для того, чтобы найти пять истолкований буквы G , зачастую придают ей неестественный и малозначимый смысл. Этой степени особенно не повезло, если можно так сказать, из-за тех усилий, которые были предприняты, чтобы ее «модернизировать». В центре пламенеющей Звезды буква G представляет божественный принцип, который находится в «сердце» «дважды рожденного» человека (Смотри: Заметки о Посвящении , гл. XLVIII). 401 Известно, что числовое значение этой буквы 10, и в этой связи мы вновь видим то, что было выше сказано о символизме центральной точки круга. 402 Возможно, нам представится случай изучить геометрический символизм некоторых букв латинского алфавита и то, как они использовались в западных посвящениях. 403 Знак i также является прямолинейной чертой, она отличается от латинской буквы I только тем, что она располагается горизонтально, а не вертикально. В арабском алфавите первой буквой является alif с числовым значением единицы, которая имеет форму прямой вертикальной черты. 404 Рай , XXVI, с. 133-134. В эпиграмме, приписываемой Данте, буква I названа «девятой фигурой», согласно своему рангу в латинском алфавите, хотя iod , которому она соответствует, есть вторая буква еврейского алфавита. Известно, впрочем, что чисто 9 обладает для Данте совершенно особой символической значимостью, что видно из VitaNuova (смотри: ЭзотеримДанте , гл. IIVI). 405 Смотри: Luigi Valli , Il Linguaggio segreto di Dante e dei Fideli d'Amore vol. II, pp. 120-121, где находится репродукция этой фигуры. 406 Это замечание могут использовать те, кто хочет установить соответствие между Tien-ti-houei и западными посвящениями. Но они, вероятно, этого не знают, так как, несомненно, у них почти нет точных данных об оперативном масонстве и еще менее о Fidelid'Amore. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|