|
||||
|
49. Генезис отражения. Сознание и его формы Отражение — всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: неживая природа: а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов; живая природа: а) отражение активно; б) оно всегда целенаправленно; в) оно может носить опережающий характер; г) оно несет функциональный характер. Общие свойства отражения а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т. к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание. Сознание-высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использользованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т. к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека — вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально — историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В XX веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Формы общественного сознания: 1) Политическое — совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т. ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших социальных групп. 2) Право — совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. 3) Мораль — совокупность норм поведения, не установленных государством. (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества). 4) Художественное — духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) 5) Религиозное — религиозные верования в духовной жизни общества. 6) Наука — научные представления. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|