|
||||
|
Правило 12. Мертвецы уверены в завтрашнем дне Помните шутку долговязого Джона Сильвера? Ну, что «те из вас, кто останется в живых, позавидуют мёртвым»? Старый пират неплохо разбирался в жизни. Мертвецам и в самом деле отлично живётся. Мертвец, например, абсолютно уверен в завтрашнем дне. Мертвеца не уволят с работы. Мертвеца не посадят в тюрьму. Мертвецы не болеют и не умирают. И даже проблема прокорма собственной семьи у мертвеца не стоит: отцом семейства мертвец быть никак не может. Другими словами, мертвецы не мучаются бессонницей, думая о своих проблемах. У них нет ни бессонницы, ни проблем. В-12-1: Но ведь и радостей у мертвецов тоже нет? О: Да. Умирая человек вместе со заботами лишается и всех радостей. Однако для многих это выгодный обмен. Мы живём сейчас в культуре страха. Червь опасения за будущее не только изливает свой яд в человеческие головы, но и направляет людей по определённому пути. «Нужно учиться в школе, иначе останешься неучем и не сможешь устроиться на работу». «Нужно поступить в институт, или попадёшь в армию». «Работай, или тебя уволят и перестанут платить деньги». Много ли радости — жить в постоянной тревоге и заботах? …за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Увы, главное, что нужно обычному человеку, не герою и не бомжу — это «уверенность в завтрашнем дне». Которой у обычного человека, к сожалению, и близко нет. Однако у обычного человека всегда есть способ эту вожделенную уверенность в завтрашнем дне обрести. Стать мертвецом. Ссылки: Путь станка.(http://fritzmorgen.livejournal.com/74740.html) Культура страха.(http://fritzmorgen.livejournal.com/78280.html) В-12-2: Если всё так плохо, почему же мы не наблюдаем вокруг массовых самоубийств? О: Почему же не наблюдаем? В Китае, например, случается и такое. Это происходит, когда китайские мужчины уходят на заработки и в деревне остаются только женщины. Они живут чисто женским коллективом год, два, много лет. И если такое существование становится невыносимым, женщины совершают групповое самоубийство. Впрочем, надо отметить, что кроме желания избавиться от страданий ими движет ещё и месть. Дамы рассчитывают, что превратятся после смерти в злых духов, которые будут мстить своим обидчикам. Что же касается России, Украины и прочих стран, где массовые самоубийства являются экзотикой… думаю, объяснение в том, что человек принимает решение чувствами, а не мозгом. Чувства же категорически против безвременной смерти. Человек — очень прочное существо, и нужно сильно постараться, чтобы вытравить из него тягу к жизни. В-12-3: Что конкретно удерживает страдающего человека от самоубийства? О: Разные есть мнения на этот счёт. Достоевский, например, полагал, что самоубийцы боятся совершить грех самоубийства и попасть в Ад. Ведь Ад лишает самоубийство смысла: зачем становиться мертвецом, если это принесёт только новые страдания? Ну и про боль Достоевский тоже хорошо написал. — Да разве нет способов умирать без боли? — Представьте, — остановился он предо мною, — представьте камень такой величины, как с большой дом; он висит, а вы под ним; если он упадет на вас, на голову — будет вам больно? — Камень с дом? Конечно, страшно. — Я не про страх; будет больно? — Камень с гору, миллион пудов? Разумеется, ничего не больно. — А станьте вправду, и пока висит, вы будете очень бояться, что больно. Всякий первый ученый, первый доктор, все, все будут очень бояться. Всякий будет знать, что не больно, и всякий будет очень бояться, что больно. Здесь я с Достоевским согласен. Страшно, очень страшно нажимать на спусковой крючок, даже если ты и уверен, что умрёшь мгновенно. Так уж устроено человеческое тело: боится боли. Пусть даже разум и понимает, что эта боль закончится, не успев начаться. Однако, конечно, кроме собственно страха смерти у людей есть и другие причины подзадержаться на этом свете. Близкие люди, например. Надежда, что всё как-то само образуется. И, конечно, естественное желание жить. В-12-4: Как же добиться уверенности в завтрашнем дне? О: Как предпринимателю избавиться от страха разорения? Можно вспомнить статью Гражданского Кодекса о банкротстве: «После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом». Проще говоря, даже если предприниматель взял кредит на десять миллионов долларов и разорился, ему не придётся до конца жизни шить рукавицы на урановых рудниках. Достаточно пройти процедуру банкротства, после которой можно будет начать всё с нуля. Не с минус десяти миллионов долларов, которые он не смог вернуть, а просто с нуля. Что уже не так страшно. Так вот. В жизни подобным банкротством является смерть. Как бы человек ни страдал, у него всегда остаётся в запасе вариант «стать трупом». То есть, прекратить свои страдания и обрести полный покой. Поэтому стоит человеку по-настоящему осознать, что хуже смерти ничего с ним случиться не может, как он немедленно обретает спокойствие. В-12-5: Но есть ведь вещи хуже смерти? О: Да, всякое случается. При желании можно придумать немало ужасов хуже собственной смерти. Например, одновременную гибель большого числа дорогих нам людей или даже всего человечества. Однако не будем забывать: что верно для нас, то верно и для остальных. Поэтому, если даже наступит ядерная зима и человечество вымерзнет с лица Земли, то все люди не более чем умрут. Умрут и будут спокойно себе спать в виде трупов. Только и всего. Кроме того, положа руку на сердце, для многих ли из нас атомная война является главной головной болью? На мой взгляд, у большинства людей есть проблемы и поактуальнее. В-12-6: Что изменится, если я перестану бояться завтрашнего дня? О: Давайте будем останавливать в метро людей и спрашивать, о чём они мечтают. Готов поспорить, усреднённая мечта будет выглядеть примерно так: Заработать бы денег, уехать в Испанию, купить домик у моря, жить в нём и никогда не работать. Так вот. На самом деле, конечно же, люди мечтают не о море и не о домике. Люди мечтают о «стабильности» и об «уверенности в завтрашнем дне». Которую, впрочем, вряд ли они получат, куда бы они ни переехали. Однако если перестать тревожиться о «завтра», то случится маленькое чудо. Мечта внезапно сбудется. И тогда даже в мокром и холодном Петербурге станет так же спокойно и безмятежно как в маленьком домике на берегу Средиземного моря. В-12-7: Получается, нужно жить как стрекоза из басни: сегодняшним днём? О: Да, настрой должен быть как у стрекозы. Жить нужно таки настоящим, а будущее воспринимать отстранённо: холодным разумом. Без тревожного ожидания беды. Главное, не пытаться добиться абсолютной уверенности в завтра. Так как достичь её могут только мертвецы. Помните классическое? «Не заботьтесь о завтрашнем дне: завтрашний день сам о себе позаботится». Ссылки: Гармонично развитый человек в футляре.(http://fritzmorgen.livejournal.com/55348.html) Примечания:Гармонично развитый человек в футляре (http://fritzmorgen.livejournal.com/55348.html)Во время Войны танкисты Гудериана с улыбкой произносили, глядя на итальянцев: «У итальянского танка одна передняя передача и четыре задних». Итальянцы мастерски умели отступать. Однако эта старая шутка вполне применима и к нашей современной школе. Ведь, если вдуматься, зачем школьнику нужны химия, математика, биология и другие науки? Причин можно выделить две. Первая причина — нужны для того, чтобы чего-то достичь. Чтобы стать математиком. Или чтобы стать биологом. Вторая причина, она же — задняя передача танка, чтобы избежать какой-то неприятной участи. Например, чтобы не краснеть, если спросят, когда была Куликовская битва. Так вот. В современной школе подавляющее большинство предметов преподаётся из… опасения. Из страха, что выпускник чего-то не пройдёт и это ему как-то повредит во взрослой жизни. Предметы же, которые школьнику реально будут нужны для каких-то достижений, преподаются только в специализированных школах. Например, в физико-математических. Но и там на одну переднюю передачу — математику — приходится четыре задних. Те же самые биология, химия, история и другие ценные, но не имеющие отношения к математике знания. Разумеется, я понимаю, что для кого-то делом жизни может стать как раз история. Но мы же сейчас не говорим про литературно-историческую школу, верно? Мы говорим про людей, которые собираются стать физиками и математиками. И для них есть только одна причина изучать историю — «как бы чего не вышло». Эти слова — «как бы чего не вышло» — отлично иллюстрируют всю школьную программу. На каждый предмет, который есть в школьном расписании, можно придумать ситуацию, когда его незнание приведёт к печальным последствиям. Про будущие же достижения же думать не принято. Главное — чтобы выпускник был достойно экипирован на случай любой опасности. Тут уместно будет процитировать гения — Антона Павловича Чехова: Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Школьное образование и представляет собой этот самый защитный футляр. Только детям не закладывают уши ватой, а заставляют их учить, например, химию. Спрашивается, зачем ребёнку химия? «А как бы чего не вышло!». При этом принято говорить красивые слова о гармонично развитом человеке, который должен иметь представление обо всём. Вспоминают про цвета радуги, которые, будучи смешаны, образуют чистый белый цвет. Именно такими белоснежными, по замыслу школьных идеологов, и должны становиться умы гармонично развитых подростков. Но пробовали ли Вы когда-нибудь взять много разных красок и перемешать? Не на компьютере, а, например, прямо в палитре? Если пробовали, Вы знаете, что в результате получается мерзкое месиво непонятно-серого цвета, но никак не «волшебная белизна». И вот эту самую серость и пытается сделать школа из наших детей. Задумайтесь — кто такой отличник? Гоша, который знает химию на уровне выпусника профильного ВУЗа? Алёна, которая увлекается историей и каждое лето ездит на раскопки? Коля, который дни и ночи проводит в ботаническом саду, помогая научным сотрудникам? Отнюдь! Отличником будет Машенька. Которая одинаково посредственно знает и химию, и историю и биологию. Обратите внимание — я не говорю, что мои Гоша, Алёна и Коля должны заниматься своим любимым предметом и больше ничем. Разумеется, и химику Гоше пригодится, например, литература. Главное, соблюдать верную пропорцию. Четыре передних передачи и одна задняя. А не наоборот. Путь станка (http://fritzmorgen.livejournal.com/74740.html)Как и многие из вас, уважаемые коллеги, я прошёл в своё время через традиционные общественные институты. Детский сад — Школа — Институт — Работа. Дальше, по логике вещей, я должен был бы дожить до пенсии, ну а потом тихо угаснуть и сыграть в сосновый ящик. Но вот что-то сорвалось у моих небесных кураторов, и я сошёл с этой колеи. В общем, даже понятно по какой причине. Дело в том, что я сильно не любил все эти места. Я терпеть не мог детский сад. Ненавидел школу. Откровенно маялся тоской на лекциях и семинарах в институте. И злился на моральных уродов, окружающих меня на работе. Поэтому, рано или поздно, цепочка моих превращений в «полноценного члена общества» должна была порваться. Правда, надо признаться, я очень долго не понимал — что же такого неправильного во всех этих пристанищах порока. Я думал, что проблемы есть в конкретных местах где я кантовался, учился или работал. То есть, я думал, что сама по себе идея школы неплоха — просто это мне не повезло с конкретной школой. И я думал, что работа как таковая — вполне достойное человека занятие. А то что у меня никак не складываются отношения с руководством — ну что же, говорил я сам себе, такой уж у тебя, Фриц, склочный характер. Однако сейчас, со снисходительной улыбкой оглядываясь в прошлое, я готов объяснить сам себе, почему у меня никак не получалось подружиться с этой гнусной системой. Перейду сразу к сути дела. Обычный человек — закончивший школу и институт — является, по своей сути, живым станком. То есть, вся его жизнь подчинена одной главной цели — выдавать на гора какую-нибудь продукцию. Посудите сами — вот как проходит жизнь этого условного станка: 1. Детский садЗадача детёныша станка в этом возрасте — успешно дорасти до семи лет и пойти в школу. Поэтому усилия родителей направлены на его откорм, обучение грамоте и подготовку к учёбе. Заодно ребёнку прививают базовые навыки дисциплины и послушания, чтобы взрослый станок умел подчиняться приказам. В частности, учат чувствовать вину, когда станёнок делает что-то «не так». 2. ШколаЗдесь маленькие станки проходят разностороннюю подготовку. В их головы вкладывают простейшие навыки и умения, которые пригодятся им для любой дальнейшей работы. Также учителя приучают своих подопечных к мысли, что работать по восемь часов в день — это святое дело, ну а развлекаться и радоваться жизни — грешно. Механизмы подчинения постепенно оттачиваются и доводятся до автоматизма. Кроме того, закладываются навыки сетевой работы — станок учится взаимодействовать с другими станками. 3. ИнститутВ ВУЗ'ах дорогостоящие станки получают подготовку, необходимую для работы на ответственных должностях. Эта подготовка включает в себя как хаотичный набор теоретических знаний, так и умение прятаться от жизни в работе. То есть, умение полностью занимать своё время работой — так, чтобы ни на что другое не оставалось сил. В самом деле, рачительный хозяин не позволит дорогостоящему станку простаивать. Поэтому, чем выше должность у наёмного работника, тем позже он возвращается домой по вечерам. Это выпускник ПТУ может позволить себе послать начальника на три буквы и уйти с работы ровно в шесть вечера. Станок с высшим образованием скорее скажет: «Ну что же, Иван Петрович, раз надо фирме, я поработаю ещё». Вообще, ВУЗ'ы делают станки более надёжными и стабильными. Станок, получивший высшее образование, гораздо тяжелее на подъём, менее склонен к риску и необдуманным поступкам. Да и «друзья», которыми станок неизбежно обрастает за годы учёбы, не позволяют ему слишком сильно «отрываться от коллектива». 4. РаботаГлавная часть жизни станка — это, конечно же, работа. Работают станки, в идеале, столько, сколько может выдержать их организм. Выдерживает организм работу по субботам и воскресеньям? Работаем без выходных. Не может выдержать? Недельный отпуск в Турции — и снова в бой. Разумеется, это относится только к хорошим, дорогостоящим станкам. Дешёвые станки, которые подвизаются на рядовых должностях с маленькой зарплатой, значительную часть своей «жизни» проводят на холостом ходу. Смотрят телевизор, валяются на диване с книгой. Трещат по телефону с друзьями и подругами. Пьют пиво и пожирают салаты. Им можно. В конце концов — не пытаемся же мы заставить, например, электробритву, работать часами напролёт? Нас вполне устраивает ситуация, когда электробритва работает две минуты утром, а потом весь день отдыхает в стакане без дела. Вот с автомобилем такой фокус уже не прошёл бы. Если уж у нас есть автомобиль, ездить мы на нём будем уж никак не по две минуты в день. И, кстати, денег автомобиль жрёт гораздо больше, чем электробритва, ага? Тут и бензин, и масло, и незамерзающая жидкость в бачок омывателя, и ещё расходов на два листа А4 мелким шрифтом. Ответственному станку, разумеется, тоже много чего надо. Плазменный телевизор, четырёхкомнатную квартиру, чёрный Лексус с номерами ААА. Ну, сами знаете, как оно бывает. 5. ПенсияЗагнанных лошадей пристреливают, ага? А выработавшие свой ресурс станки отправляются на свалку. Даже ещё вполне работоспособные, просто морально устаревшие. Либо, как вариант, выработавшие свой ресурс станки отдаются организациям, которые не могут позволить себе новую технику. Например, случалось Вам видеть семидесятилетних вахтёров или гардеробщиков? Вот это оно самое и есть. После короткого (или долгого) периода пенсии, Путь Станка завершается. И счастлив тот станок, которому удалось между делом вскормить выводок потомков — маленьких станочков, которые будут работать после его утилизации. Итак, коллеги, вот он — стандартный Путь Станка, на который меня вяло, но настойчиво пыталось загнать наше общество. Мне (я считаю) повезло, и в какой-то момент я отказался следовать этим путём. Мне показалась отвратительной перспектива потратить свою единственную жизнь на такую нелепую вещь, как неинтересная мне работа. Но с чем же я столкнулся, когда попытался вытащить из этой б-гомерзкой трубы своих товарищей? Оказывается, существует ряд заклинаний, с помощью которых станки держатся в сонном состоянии и цепляются за свою лошадиную участь. Заклинания эти не выдерживают натиска разума, однако они столь сильно въелись в наше сознание, что мы часто воспринимаем их, как непреложные истины. Вот, например, некоторые из этих фальшивых жемчужин мудрости: 1. Талант — это 1% таланта и 99% работы. 2. Выбери себе работу по душе, и ты будешь счастлив. 3. Счастье — это когда с тобой не происходит ничего плохого. 4. Абсолютно все нормальные люди работают. Те, кто не работают, больны или несчастны. 5. Только упорным трудом можно чего-то достичь. 6. Смысла жизни нет. Поэтому ты должен работать. 7. Свободных людей не бывает — все мы кому-то подчиняемся. 8. Работать — почётное и благородное занятие. Список, разумеется, можно продолжить. Когда станок начинает недоумевать — а почему же он работает и работает, а ему всё печальнее и печальнее, эти мифы всплывают у него в голове и постепенно утягивают его обратно, на накатанную колею. Либо, как вариант, станок ломается. Начинает часто простужаться и кашлять кровью, например. Или спивается. Или «зарабатывает» себе инсульт. Но редко, очень редко станок перестаёт быть станком. К чему, коллеги, я вас призываю? Да, в общем, ни к чему. Меня, в принципе, вполне устраивает ситуация в том виде, в котором она есть сейчас. Не буду же я подходить, например, к своему холодильнику и будить его, верно? Нужно и вино где-то хранить. Но вот лично мне полезно осознавать, по какому пути я шёл значительную часть своей жизни. Хотя бы для того, чтобы обеспечивать своим станкам надлежащую заботу и уход — чтобы мои станки не роптали на свою судьбу и радовали меня высокой производительностью труда. Культура Страха (http://fritzmorgen.livejournal.com/78280.html)Вы, конечно же, слышали про Культуру Стыда и Культуру Вины. Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь по карманам? Потому что немец знает — после совершения акта воровства, его будет грызть чувство вины. Особенно в том случае, если немца не поймают и он останется безнаказанным. Этот немец — представитель Культуры Вины. А почему японец не будет шарить по курткам своих узкоглазых коллег? Потому что его могут за этим делом застукать, и ему станет очень стыдно. Потому что для представителя Культуры Стыда главное — это мнение окружающих. Теперь вопрос. Вот у нас в России — какая культура? Культура Вины или Культура Стыда? Что главное для нашего человека — хорошо выглядеть в собственных глазах или хорошо выглядеть в глазах окружающих? Единого мнения на этот счёт, насколько мне известно, нет. Как правило, интеллигенты говорят уклончиво — дескать, мы одновременно испытываем и Вину и Стыд. Ну, как обезьянка в том анекдоте про умных и красивых зверей. Однако чем дольше я смотрю вокруг, тем больше убеждаюсь, что у нас — третий тип культуры. И это — отнюдь не Культура Вины и не Культура Стыда. Это — Культура Страха. В самом деле. Как мотивируется наш человек? Страхом и только им. Вот наверняка знакомые Вам с детства фразы: Учись как следует, а то вырастешь дворником. Поступай в институт, а то заберут в армию. Не спеши увольняться, а то не найдёшь новую работу. Работай по трудовой книжке, а то будет маленькая пенсия. Сделай ребёнка, а то в старости будет воды некому подать. Обзаведись квартирой, а то что как — и станешь бомжом. Все эти нелепые угрозы являются органичной и естественной частью жизни огромного количества людей. Помните про Путь Станка? Путь, по которому идут миллионы — от детского сада, через школу и институт, к бесконечной Работе? Взять хотя бы те безумные цены на квартиры, на которые сейчас жалуются чаще, чем на Чубайса во времена приватизации. Почему желание иметь свою квартиру настолько велико в наших соотечественниках? Ясен перец, потому что страшно. Страшно без собственной квартиры-то, ага? Так вот. Станки не испытывают чувства стыда. Станки не чувствуют себя виноватыми. У станков просто есть определённые барьеры, которые им запрещено пересекать. И проблема даже не в том, что после пересечения барьера станок получит удар током. Проблема в том, что нормальный станок до дрожи в шарнирах боится пересекать барьер. Вот цитата из Марка Твена: Большим пальцем ноги Том провел в пыли черту и сказал: — Только перешагни эту черту, я тебя как отлуплю, что своих не узнаешь. Попробуй только, не обрадуешься. Новый мальчик быстро перешагнул черту и сказал: — Ну-ка попробуй тронь! — Ты не толкайся, а то как дам! — Ну, погляжу я, как ты мне дашь! Чего же не дерешься? — Давай два цента, отлуплю. Визави Тома Сойера, как видим, не придал черте особого значения. Перешагнул и всё. А вот станок устроен по-другому. Для станка нарисованная черта — это реальный барьер. Ну, как для робота Азимо. Которому чертят на полу специальным маркером линию, и он знает — вот за эту линию — ни манипулятором. Тут нужно сделать пояснение. Стоп-линии бывают двух типов. Некоторые линии перешагивать действительно опасно. Например, сложно назвать иначе как отморозком человека, который без острой необходимости пересекает двойную сплошную. Мне, кстати, так однажды и сказал один гаишник. «Представьте себе, Фриц Моисеевич, что двойная сплошная — это бетонная стена». И, знаете, я воспринял тогда это не как издевательство, а как вполне разумный совет. Но есть и стоп-линии, за пересечение которых никаких санкций не предусмотрено. Позавчера я про это уже писал. Что свободный человек тем и отличается, что не боится пересечь нарисованную черту. Ну а Станок, увы, физически неспособен отличить — где черта нарисована просто так, а где — по делу. Не верите? Думаете, преувеличиваю? Пожалуйста. Вот типичный комментарий к тому посту, про «убедитесь сами»: Хорошо, давайте посмотрим некоторые другие Ваши примеры. 1. «Вот представьте себе, Вы видите дверь. На двери написано — “закрыто”. Вам нужно попасть за эту дверь. Что будете делать? Вариантов-то всего два» — а если эта дверь в самолете, который летит на высоте 10.000 метров, есть риск? 2. «Девушка говорит “нет”? Нужно попробовать поцеловать. Может быть, она говорит “нет” просто так — из кокетства» — а может быть она говорит нет, и одновременно с этим достает из сумочки нож для самообороны и приставляет его к вашему горлу? 3. «Клиент говорит “нам это не нужно”? Надо попробовать выставить счёт. Вдруг оплатят?» — А вдруг выставление счета будет последней каплей его терпения, и наутро ваша лавочка будет сожжена дотла? Обратите внимание — я писал про просто дверь, просто девушку и просто клиента. Откуда же взялись в комментарии [info]bustor эти ужасы? Девушки с ножами, самолёты, летящие на высоте 10 километров? Где, наконец, водятся клиенты, готовые сжечь (sic!) Вашу контору, получив по факсу ненужный им счёт? Да всё очень просто. Нету этих ужасов. Просто человек, как существо разумное, совсем не готов признать, что совершает бессмысленные поступки. Вот мозг Станка и делает финт — любезно выдумывает оправдание бессмысленному барьеру. Нож в сумочке у девушки. Или там толпу сотрудников клиента, с факелами и в белых балахонах. Неважно что, лишь бы страшно было. Кстати, таким поведением отличаются не только люди. Феликс Кирсанов, например, описывает вот такой забавный эксперимент с обезьянами: В клетке сидят несколько обезьян. Под потолок клетки лаборант вешает связку бананов, под бананы ставит стремянку. Одна из обезьян пытается на стремянку залезть и… садисты учёные тут же обливают её ледяной водой из шланга. Достаётся немного водных процедур и сокамерникам. Дальше залезть на стремянку пытается вторая обезьяна. Недремлющие учёные обливают и её тоже. Ну и товарищей смелой обезьяны также обливают — за компанию. Остальные обезьяны понимают — на стремянку лучше не лезть. Тем временем учёные вынимают из клетки одну мокрую обезьяну и сажают внутрь одну сухую — из другой клетки. Сухая моментально подлетает к стремянке — бананов-то хочется. Но вместо бананов неопытная тварь получает конкретных тумаков от более опытных животных. Им-то третий душ за день совсем не улыбается. Меняют вторую мокрую обезьяну на сухую. Новенькая, само собой, тоже ломится к бананам и тоже получает свою порцию тумаков. Больше всех, разумеется, при «обучении» старается сухая обезьяна, которую били пять минут назад. Делают ещё один обмен, ещё один. В конце концов, в клетке не остаётся ни одной обезьяны, которую когда-либо обливали водой. Однако к стремянке всё равно не сунуться. Потому что у обезьян установилась традиция — на стремянку не залезать. В таком же положении — в положении Сухих Обезьян — находятся и современные нам Cтанки. Что конкретно будет, если они встанут на стремянку, им неизвестно. Но проверять им не хочется. Мало ли что? Кстати, этим обстоятельством во многом объясняется и безумная «отвага» некоторых наших водителей. Они просто не понимают — что можно нарушать, а что нельзя. Ну а так как душа требует хоть что-нибудь да нарушить… ну, Вы поняли. Подведу итог. Мы с Вами живём в Культуре Страха. Этот Страх направляет людей по Пути Станка. Детский Сад — Школа — Институт — Работа — Пенсия — Могила. И на каждом этапе жизни у Живых Станков есть огромное количество границ-барьеров, которые им страшно перешагнуть. Собственно, эти-то барьеры и не дают станкам свернуть со своего скорбного пути. Как отличить Живого Станка от человека другой культуры? Очень просто. Живой Станок не видит отличия между реальными страхами и иррациональными. Например, я пишу: «Подёргайте ручку двери, а вдруг она открыта?». Мне на это приводят контраргумент: «Наркотики продавать нельзя, могут посадить. Но надо попробовать, вдруг не посадят. И продавать до тех пор, пока менты не повинтят». Казалось бы — где «подёргать ручку двери», а где «попродавать наркотики»? Абсолютно разные ведь вещи? Ан нет. В голове у Станка и закрытые двери, и продажа наркотиков лежат на одной полочке. «Нельзя, и всё». Теперь традиционное послесловие. Конечно же, сейчас я услышу вопрос — а как же вылечить этих несчастных? Как заставить их свернуть со своего унылого и мучительного пути к неминуемой смерти? Отвечу честно — не знаю. Меня это не слишком интересует. Мне вполне достаточно того, что я увидел некую закономерность. Представим себе европейца, который попал в суровую мусульманскую страну. Где все блюдут трезвость и молятся по нескольку раз на дню. Будет вменяемый европеец пытаться «вылечить» мусульман? Смею полагать, что не будет. Просто учтёт, что не стоит предлагать деловым партнёрам «пропустить по рюмочке» в честь подписания контракта. Ну и, само собой, закупится затычками для ушей, чтобы не просыпаться от криков муэдзина. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|