• А
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • Z
  • ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ

    А

    Abditum mentis (лат.) — сокровенное ума. Выражение Августина. У Дитриха Оренбургского — скрытая часть ума, которая тождественна Intellects agens.

    Ab ovo (лат.) — с самого начала (букв, с яйца).

    Accidens (лат.), ouu?e?riKOc (греч.) — несущественное, случайное, привходящее свойство.

    Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.

    Ad hoc (лат.) — для этого, для данного случая.

    Ad hominem (лат.) — см. Argumentum ad hominem. 'АбЧафора (греч.) — безразличное; понятие стоической этики.

    A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) — от сказанного с ограничением к сказанному напрямик. Логическая ошибка, состоящая в том, что средний термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в другую — без всякого ограничения (simpliciter).

    Ad infinitum (лат.)— до бесконечности.

    Ad oculos (лат.) — наглядно, воочию.

    Ad rem (лат.) — см. Argumentum ad rem.

    Aequilibrium indifferentiae (лат.) — букв, равновесие безразличии; равновесие двух противоположных позиций.

    Aequo animo (лат.) — равнодушно, спокойно; выражение Сенеки.

    Affirmo (лат.) — утверждаю; термин Боэция, обозначающий утвердительное суждение. Первой гласной этого слова, А, обозначают общеутвердительные, второй гласной, /, — частноутвердительные суждения (ср. Nego).

    A fortiori (лат.) — исходя из более весомого; тем более. Согласно правилу логики, доказанное в отношении менее очевидного тем более должно быть признано для более очевидного.

    Agens (лат.) — движущая сила, действующая сущность.

    Agere sequitur esse (лат.) — действование следует за бытием; схоластический тезис. 'Аурафа ббуцата (греч.) — неписаное учение; тайное знание. Так называли якобы имевшуюся у Платона эзотерическую философию, которую он преподавал узкому кругу учеников.

    Aiwfu.a (греч.), aenigma (лат.) — иносказание, загадка, символ, энигма.

    Ai6v (греч.), Aon (нем.) — век, вечность, эпоха, жизненный цикл; см. Эон. 'Акцл! (греч.) — вершина, расцвет; высшая степень чего-либо.

    A limine (лат.) — с порога; сразу, решительно [отвергать или критиковать].

    Aliunde (лат.) — из другого [источника].

    Als ob (нем.) — как если бы. Специальное значение имеет у Канта в «Критике способности суждения»: разум должен мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей; см. также Фикционализм.

    Amicus Plato, sed magis arnica Veritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг — истина.

    Amor dei inteUectualis (лат.) — интеллектуальная любовь к богу (выражение Спинозы).

    Amor fati (лат.) — любовь к року; выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие судьбы сверхчеловеком.

    Analogia entis (лат.) — аналогия сущего; см. Аналогия.

    Analogon гаtionis (лат.) — подобное разуму. У Лейбница общее название для низших форм знания, присущих, по его мнению, животным. 'Ауацупоц (греч.) — припоминание; см. Анамнесис.

    A nescire ad non esse (лат.) — от незнания (некоторой вещи) — к несуществованию (этой вещи). Ошибочное заключение.

    Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном мужчины присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном женщины — мужской (анимус).

    Anima mundi (лат.) — мировая душа (Цицерон).

    Animo deliberate (лат.) — надлежаще обдумав.

    Anschauung (нем.) — интуиция, созерцание.

    An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Немецкий эквивалент латинского in se, впервые дается у Вольфа; ср. Ding an sich и Fur sich.

    Antecedens — consequens (лат.) — предыдущий — последующий. 'Аяокахохлаоц (греч.)— восстановление. Термин Оригена, означающий воссоединение отпавших духов с богом, завершающее каждый мировой зон; см. также Палингенесия.

    A posse ad esse non valet consequentia (лат.) — заключение от возможного к действительному не имеет силы.

    A posteriori (лат.) — на основании опыта; см. Апостериори и априори.

    A potion (лат.) — на основании преобладающего, главного.

    A priori (лат.) — на основании ранее известного; см. Апостериори и априори.

    Apprehensio (лат.) — восприятие, способность постижения.

    Arbitrium liberum (лат.) — свобода воли (выбора).

    A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему. 'Apexri (греч.) — доблесть, добродетель; доброкачественность, соответствие своему назначению.

    Argumenta adversaria (лат.) — доводы противной стороны.

    Argumenta ponderantur, non numerantur (лат.) — сила доказательств в весомости, а не в количестве.

    Argumentum ad hoc — см. Ad hoc.

    Argumentum ad hominem (лат.) — аргумент применительно к человеку; т. е. рассчитанный на личные качества того, к кому обращено доказательство.

    Argumentum ad ignorantiam (лат.) — аргумент к незнанию; доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

    Argumentum ad rem (лат.) — аргумент к делу; т. е. основанный на существе дела.

    Argumentum ambiguum (commune) (лат.) — аргумент обоюдоострый, или общий. Доказательство, которое можно повернуть против доказывающего.

    Argumentum baculinum (лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.

    Argumentum ex contrario (лат.) — доказательство от противного.

    Argumentum ex silentio (лат.) — доказательство, выводимое из умолчания.

    Argumentum externum (лат.) — внешний аргумент; т. е. взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.

    Argumentum internum (лат.) — внутренний аргумент; т. е. указывающий на спорность самого вопроса.

    Argumentum nimium probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

    Argumentum primarium (palmarium) (лат.) — решающий (приносящий победу) довод.

    Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.

    Ars magna (лат.) — великое искусство. Название логического труда Луллия.

    Artes Ubendes (лат.) — свободные искусства; во времена поздней античности и в Средние века семь светских наук; см. Trivium и

    Quadrivium. 'Apjpi (феч.) — начало; см. Архе.

    Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие); Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Средневековый термин.

    Asylum ignorantiae (лат.) — убежище невежества. Понятие, к которому прибегают, чтобы избежать дальнейших рассуждений. 'Атарсфа (греч.) — невозмутимость; состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики).

    Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т.е. его можно повернуть куда угодно); схоластический афоризм.

    Aufhebung (нем.) — снятие.

    Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций). Атаркаа (греч.) — автаркия, самоудовлетворение; внутренняя самодостаточность, автономность, независимость (Демокрит, киники, стоики, Платон, Аристотель).

    Automaton spirituale (лат.) — духовный механизм (Лейбниц).

    Aunbc ёфа (греч.) — сам сказал. Так пифагорейцы говорили о своем учителе, признавая непререкаемость его слов. См. также Ipse dixit.

    B

    Begriffsdichtung (нем.) — поэзия понятий; Ланге о сущности метафизики.

    Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).

    Bona fide (лат.) — добросовестно.

    Bon sens (франц.) — здравый смысл; см. также Common sense.

    C

    Calculus probabilium (лат.) — исчисление вероятностей.

    Casus conscientiae (лат.) — моральный казус (случай). Предмет казуистики.

    Causa (лат.) — причина, основание.

    Causa activa (лат.) — действующая причина.

    Causa corporalis (лат.) — физическая причина.

    Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.

    Causa efficiens (лат.) — действующая причина.

    Causa essendi et fiendi (лат.) — основание существования и возникновения.

    Causa exemplaris (лат.) — причина образцовая; порождающая модель вещи.

    Causa finaJis (лат.) — целевая (конечная) причина.

    Causa formalis (лат.) — формальная причина.

    Causa materialis (лат.) — материальная причина.

    Causa movens (motiva) (лат.) — движущая причина.

    Causa sui (лат.) — причина самого себя; (первопричина; схоластический термин). У Спинозы субстанция — причина самой себя.

    Causa vera (лат.) — истинная причина.

    Causae occasionales (лат.) — побудит, причины, «случайные» причины: когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого; см. Окказионализм.

    Characteristica universalis (лат.) — всеобщее исчисление (Лейбниц). Хардоца (греч.) — милость, дар; см. Харизма.

    Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.

    Circulus in demonstrando (лат.) — то же, что Circulus in probanda

    Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.

    Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.

    Cogito ergo sum (лат.) — мыслю, следовательно, существую (тезис Декарта). Ср. ел., а также Volo ergo sum.

    Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (богом), следовательно, существую (тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта).

    Coguitio ex datis (лат.) — познание на основе данных.

    Coguitio ex principis (лат.) — познание на основе принципов.

    Coincidentia oppositorum (лат.) — совпадение противоположностей (средневековая философия, Николай Кузанский).

    Common sense (англ.) — здравый смысл; см. также Bon sens.

    Complicata) — explicatio (лат.) — свертывание — развертывание (Николай Кузанский).

    Conatus (лат.) — напряжение, усилие, стремление.

    Concordia discors (лат.) — несогласное согласие, примирение непримиримого, неустойчивое равновесие.

    Concursus dei (лат.) — соприсутствие Бога. Участие Бога в деятельности человека по спасению души; постоянная поддержка Богом существования вещей.

    Conditio sine qua non (лат.) — условие, без которого нет [чего-либо]; т. е. необходимое условие.

    Consensus (лат.) — согласие, общее мнение.

    Consensus gentium (лат.) — согласие народов.

    Consensus omnium (лат.) — согласие всех.

    Consummatum (лат.) — доведенное до конца, свершенное; Иоан. 19, 30: consummatum est.' — Свершилось!

    Contradictio in adjecto (лат.) — противоречие в определении (напр., круглый квадрат).

    Contrat social (франц.) — общественный договор.

    Corpus mysticum (лат.) — мистическое тело; символическое обозначение христианской церкви как тела Христова.

    Creatk) continua (лат.) — непрерывное творение.

    Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.

    Credo (лат.) — верую (первое слово «Символа веры»); убеждения.

    Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Парафраза слов Тертуллиана «credibile est quia ineptum»— «вероятно, ибо нелепо».

    Credo, ut intelligam (лат.) — верую, чтобы понимать (принцип Августина, принятый Ансельмом Кентерберийским).

    Cum prineipia negante non est disputandum (лат.) — с тем, кто отрицает принципы, не должно спорить; т. е. для спора нужна некоторая общность исходных посылок.

    Curriculum vitae (лат.) — жизненный путь; жизнеописание.

    D

    Aonjioviov (греч.) — демон, божество. Так называл Сократ свой «внутренний голос», предостерегавший его от неправильных поступков.

    Dasein (нем.) — существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

    De facto (лат.) — фактически, наделе.

    Definitio essentialis (лат.) — существенное определение, т. е. относящееся к существу.

    De jure (лат.) — по закону, юридически.

    De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать все сомнению (принцип философии Декарта).

    Desideria carnis (лат.) — плотские желания.

    Determinatk) est negatio (лат.) — см. Omnis detenninatio est negatio.

    Deus absconditus (лат.) — сокровенный Бог.

    Deus ex machina (лат.) — бог из машины; неожиданная развязка. В греческих трагедиях неожиданное явление бога при помощи театрального механического приспособления.

    Deus sive natura (лат.) — Бог, или природа; т. е. Бог и природа тождественны. Положение Спинозы.

    Dictum sapienti sat est (лат.) — для умного сказано достаточно.

    Differentia specifica (лат.) — видовое отличие (схоластический термин).

    Ding an sich (нем.) — вещь в себе (Кант).

    Distinctio (лат.) — различение.

    Distinctio formalis (лат.) — различение формальное.

    Distinctio rationis (лат.) — различение рациональное.

    Distinctio realis (лат.) — различение реальное.

    Dhisio logica (лат.) — логическое деление.

    Docta ignorantia (лат.) — ученое незнание; наука незнания (Николай Кузанский).

    Doctor angelicus (лат.) — учитель ангелический; почетный титул Фомы Аквинского.

    Doctor christianissimus (лат.) — учитель христианнейший; почетный титул философа-схоласта Иоанна Герсона (1363—1429).

    524

    Doctor communis (лат.) — учитель всеобщий; почетный титул Фомы Аквинского.

    Doctor dukifluus (лат.) — учитель сладкоструйный. Почетный титул схоласта-скотиста Антуана Андре.

    Doctor eximius (лат.) — учитель преизрядный; почетный титул Суареса.

    Doctor extatkus (лат) — учитель изумительный; почетный титул философа-схоластика Дионисия Картезианца (1402/3—1471).

    Doctor facundus (лат.) — учитель красноречивый; почетный титул философа-схоласта Пьера Ореоля (кон. 14 в.), ученика Иоанна Дун- са Скота.

    Doctor fundatissimus (лат.) — учитель основательнейший; почетный титул философа-схоласта Эгидия Римского (1247—1316).

    Doctor Uluminatus (лат.) — учитель озаренный; почетный титул Рай- мунда Луллия.

    Doctor urefragabilis (лат.) — учитель неоспоримый; почетный титул Александра из Гэльса.

    Doctor mirabilis (лат.) — учитель предивный; почетный титул Р. Бэкона.

    Doctor profundus (лат.) — учитель глубокомудрый; почетный титул схоласта-скотиста и математика Томаса Брадвардина (кон. 13— 14 в.).

    Doctor resolutissimus (лат.) — учитель всеразрешающий; почетный титул французского номиналиста Дюрана из Сен-Пурсена.

    Doctor seraphkus (лат.) — учитель серафический; почетный титул Бо- навентуры.

    Doctor solemnis (лат.) — учитель общепризнанный; почетный титул философа-схоласта Генриха Гентского (1217—1293).

    Doctor subtilis (лат.) — учитель проницательный; почетный титул Иоанна Дунса Скота.

    Doctor universalis (лат.) — учитель всеведущий; почетный титул Альберта Великого.

    AoCa (греч.) — мнение; представление; вероятное суждение; см. Мнение и Знание.

    Du kannst, denn du sollst (нем.) — ты можешь, ибо ты должен. Так Шиллер формулирует основную идею кантовской этики в стихотворении «Философы».

    Auvcqiic (греч.) — сила, способность, свойство, возможность (ср. 'EvepyEia).

    Duplex negatio affirmat (лат.) — двойное отрицание равно утверждению.

    Duree (франц.) — длительность (понятие философии Бергсона).

    E

    Ecclesia spiritualis (лат.) — духовная церковь; церковь как духовное единство верующих.

    Ego (лат.) — Я.

    Efoffl&a (греч.) — отображения, подобия; по Демокриту, тонкие исте- _ чения, отделяющиеся от вещей.

    EISoc (греч.) — вид, наружность, идея; см. Эйдос.

    Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает (одно из положений римского права).

    Emergent (англ.) — неожиданно возникающее новое; ср. Resultant; см. Эмерджентная эволюция.

    Elan vital (франц.) — жизненный порыв (категория философии Бергсона). 'Evapyeia (греч.) — непосредственная очевидность; по Эпикуру, свойство чувств, восприятия; критерий истины. 'EvepyEia (греч.) — деятельность, активность, действительность (ср.

    Aovoauc); см. Энергия, Энтелехия.

    Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.

    Ens ab alio (лат.) — сущее благодаря другому.

    Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.

    Ens entium (лат.) — сущее сущих (Бог).

    Ens in actu (лат.) — сущее в действительности.

    Ens in potentia (лат.) — сущее в возможности.

    Ens rationis (лат.) — мыслимое (мысленное) сущее.

    Ens reale (лат.) — реальное сущее.

    Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее (Бог). 'EvreXexeia (греч.) — осуществленность; см. Энтелехия.

    Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама»; см. также Principia non sunt multiplicanda. 'Еяогуюу^ (греч.) — приведение, индукция. 'Еяекшю (греч.) — по ту сторону, запредельное. Термин Платона, обозначающий верховенство идеи блага. 'Е*юттцт| (греч.) — знание, наука, достоверное знание; см. Мнение и Знание. 'Етслрофч (греч.) — см. Movfj. 'Ежюхч (греч.) — воздержание от суждения; см. Эпохе.

    Erga (лат.) — по отношению к [чему-либо].

    Ergo (лат.) — следовательно. "Epyov (греч.) — дело, деяние, содеянное, как результат деятельности — evepyeia (см.). Это различение принадлежит В. Гумбольдту: по его мнению, язык не продукт деятельности (epyov), а деятельность (evep/Eia).

    Erlebniss (нем.) — переживание; термин «понимающей психологии» Дильтея. Еггаге humanuni est (лат.) — человеку свойственно ошибаться (Сенека-старший).

    Esprit de finesse — esprit de geometrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. Выражение Паскаля, различающего интуицию (интуитивное проникновение в суть вещей) и научное познание.

    Esse (лат.) — бытие, существование.

    Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли).

    Essentia (лат.) — сущность.

    Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.

    Evoluta (лат.) — выявленное, раскрытое.

    Ewig-weibliche (нем.) — вечно-женственное; женственное начало в мире, мировая душа. Выражение из «Фауста» Гете.

    Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).

    Exclus« tertii principium (лат.) — принцип (закон) исключенного третьего.

    Exempli causa (лат.) — например.

    Ex fontibus (лат.) — из первоисточников.

    Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии и вслед за ним Лукреций и др.).

    Experimenta fructifera (лат.) — опыты плодоносные, т. е. приносящие практическую пользу (Ф. Бэкон).

    Experimenta lucifera (лат.) — опыты светоносные, т. е. расширяющие знания (Ф. Бэкон).

    Experimentum crucis (лат.) — эксперимент креста (перекрестка), т. е. решающий эксперимент (Ф. Бэкон).

    Explicite (лат.) — в развернутом виде, явно; ср. Implicite.

    F

    Fallacia (лат.) — ошибка.

    Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате [смешения существенного] со случайным.

    Fallacia a sensu composite ad sensum dhisum (лат.) — ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому.

    Fallacia a sensu dhiso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части.

    Fallacia dictionum (лат.) — ошибка высказывания; неправильное умозаключение.

    Fallacia falsi medii (лат.) — ошибка из-за ложного посредствующего суждения (ложного среднего термина).

    Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка из-за ложной необходимости; т. е. вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

    Fallacia fictae universalitatis (лат.) — ошибка из-за ложной всеобщности; т. е. из-за придания большей посылке всеобщего характера, которого она не имеет.

    Fallacia incerti medii (лат.) — ошибка из-за неопределенного среднего термина.

    Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения нескольких вопросов в одном.

    525

    Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка самого высказывания; т. е. из-за неправильного словесного выражения.

    Fallacia suppositions (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.

    Kdsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всем.

    Enta volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьбы ведут покорного и волокут упирающегося. Выражение Клеанфа, переведено на латынь Сенекой.

    Ficta universalitatis (лат.) — см. Fallacia fictae universalitatis.

    Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).

    Figura dictionis (лат.) — оборот речи, способ выражения.

    Filioque (лат.) — «и сына»; догмат римско-католической Церкви, согласно которому Св. дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

    Flatus vocis (лат.) — колебание голоса: по Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

    Fons vitae (лат.) — «источник жизни» (Бог); лат. название философского трактата Ибн Гебироля (Авицеброна).

    Formaliter (лат.) — по форме, формально.

    Fuga vacui (лат.) — избегание пустоты; см. также Horror vacui.

    Fundamentum dfrisionis (лат.) — основание разделения.

    Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

    Fur sich (нем.) — для себя; «для-себя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая бытие, развернутое осознанием (ср. An sich).

    G

    Geistesgeschichte (нем.) — история духа; термин Дильтея, понимающего историю культуры как историю духовных образований.

    Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

    Gemeinschaft und Gesellschaft (нем.) — «общность и общество»; название работы Ф. Тенниса.

    Genus (лат.) — род.

    Genus proxhmim (лат.) — ближайший род (для данного вида).

    Genus remotum (лат.) — отдаленный род.

    Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальт- психологии.

    Globus intellectualis (лат.) — универсум мышления. ГубИН geoutov (греч.) — познай самого себя. Гуооц (греч.) — знание; также — учение гностицизма.

    Gotheit (сред.-верх.-нем.) — божество; Экхарт обозначает этим термином божество как абсолют в отличие от Got — бога как личности.

    Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Так в Марбургской школе неокантианства истолковывается «вещь в себе» — как задача и предельное понятие процесса логического определения объекта.

    Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация; см. Ясперс; Экзистенциализм.

    H

    Habitus (лат.) — внешний облик; состояние, положение, свойство, обыкновение.

    Habitus naturae (лат.) — природное свойство.

    Habitus animi (лат.) — душевный склад, характер.

    Haecceitas (лат.) — «этость»; термин Дунса Скота, означающий единичность существования и ее несводимость к сущности. Ср.

    Quidditas.

    Harmonia praestabilita (лат.) — предустановленная гармония.

    Harmonie preetablie (франц.) — предустановленная гармония.

    wEv Kcd Kfifcv (греч.) — всё и единое; см. Всеединство. "ExEpov (греч.) — иное. "OXoc (греч.) — целый, весь.

    Homme naturel — homme civil (франц.) — человек естественный — человек цивилизованный (противопоставление, принадлежащее Руссо).

    Homo (лат.) — человек.

    Homo creator (лат.) — человек-творец.

    Homo faber (лат.) — человек-ремесленник, человек-созидатель.

    Homo homini hipus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).

    Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза).

    Homo ludens (лат.) — человек играющий (Хёйзинга).

    Homo mensura omnium rerum (лат.) — человек — мера всех вещей (принцип, восходящий к Протагору).

    Homo pictor (лат.) — человек-художник.

    Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линней).

    Homo sum, humani nihil a me alienum puto (лат.) — я — человек и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо (Теренций).

    Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель).

    Horror vacui (лат.) — боязнь пустоты; см. также Fuga vacui.

    Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.

    Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура. ~Ykr\ — материя, вещество, материал.

    I

    Ichheit (нем.) — «Я» как принцип; как основоположение (Бёме, Фихте).

    Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»), принадлежит философии Бёме.

    Id (лат.) — оно; бессознательное в психике. См. Фрейду Психоанализ.

    I8ea (греч.) — идея; см. Эйдос. 'Idea dubia (лат.) — сомнительная идея.

    Ideae mnatae (лат.) — врожденные идеи.

    Idem per idem (лат.) — то же через то же; логическая ошибка в определении.

    To4ov (греч.) — собственное, свойственное; неотделимый признак.

    Idola fori (лат.) — идолы площади; заблуждения, вызванные неточностью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).

    Idola specus (лат.) — идолы пещеры; заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

    Idola theatri (лат.) — идолы театра; заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон).

    Idola tribus (лат.) — идолы племени; заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

    Ignorabimus (лат.) — см. Ignoramus et ignorabimus.

    Ignoramus et ignorabimus (лат.) — мы не знаем и [никогда] не узнаем.

    Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание не аргумент.

    Ignoratio elenchi (лат.) — случайность довода; логическая ошибка, при которой доказывается не то, что должно доказываться, или опровергается не то, что должно опровергаться.

    Ignotum per ignotius (лат.) — неизвестное через более неизвестное; логическая ошибка в определении.

    niiquidum (лат.) — неочевидное.

    Impetus (лат.) — побуждение, стремление.

    Implicite (лат.) — в неразвернутом виде, скрытым образом; ср.

    Explicite.

    In abstracto (лат.) — отвлеченно, в отвлечении, в абстракции; ср. In

    concreto.

    In actu (лат.) — см. Actu.

    In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.

    Incerta incertioribus (лат.) — [доказывать или объяснять] недостоверное — еще более недостоверным.

    IncompossibUKas (лат.) — несовместимое с возможным (Дуне Скот).

    In concreto (лат.) — конкретно, в определенном случае; в действительности; ср. In abstracto.

    In corpore (лат.) — в совокупности, в полном составе.

    Individuum est ineffabile (лат.) — неделимое есть невыразимое.

    In dubio (лат.) — под сомнением.

    Influxus physicus (лат.) — физическое влияние; обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов.

    Ingenium argumentas (лат.) — аргументирующий ум.

    Ingenium comparons (лат.) — сравнивающий ум.

    In infinitum (лат.) — до бесконечности.

    526

    Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность; сокровенная сущность.

    In potentia (лат.) — в возможности.

    In re (лат.) — в реальности; в вещах.

    In statu nascendi (лат.) — в состоянии зарождения.

    Intellectus agens (лат.) — разум деятельный; см. также Notoc жоптшсбс.

    Intellectus archetypus (лат.) — интеллект первоначальный; т. е. божественный — понятия которого являются первообразами (агспе-

    typa) предметов (Кант).

    Intellectus ectypus (лат.) — интеллект отображающий; т. е. человеческий — понятия которого являются лишь отображениями (ectypa) предметов (Кант).

    Intentk) (лат.) — усилие, напряжение, направленность.

    Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа; термин схоластической психологии, восходящий к Августину.

    Intuitus mentis (лат.) — умозрение, созерцание ума; интеллектуальная интуиция.

    In vestigio (лат.) — тотчас же, мгновенно; ср. Fer vestigium.

    Ipse dixit (лат.) — сам сказал; см. Avroc &ра.

    Ipso facto (лат.) — самим фактом.

    J

    Jenseits (нем.) — потустороннее.

    Jenseits von Gut und Bose (нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).

    Justifia distributiva (лат.) — распределительная справедливость.

    Justitia punitiva (лат.) — карающая справедливость.

    Justitia tutatrix (лат.) — охранительная справедливость.

    Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).

    K

    Konpoc (греч.) — надлежащая мера, благоприятный момент, удача, выгода. КаХокауавих (греч.) — хорошее и прекрасное, физическое и нравственное совершенство; см. Калокагатия. КоаЗДпуц (греч.) — схватывание, постижение, восприятие.

    Kat' eCoxfjv (греч.) — по преимуществу; прежде всего. Кавароц (греч.) — очищение; см. Катарсис.

    Kevaxnc (греч.) — опустошение; в эллинистической философии и восточной патристике — исхождение бога в мир, творение мира.

    Ktpt/ftta (греч.) — извещение, проповедь, керигма.

    Koivca ewouxi (греч.) — общие убеждения, т. е. убеждения, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие научному знанию (стоики).

    Koouoc voepoc (греч.) — космос мыслящий; т. е. мир бытия и мышления (неоплатонизм). Кооцос vontoc (греч.) — космос мыслимый; т. е. мир идей, прообразов (неоплатонизм).

    L

    Laissez faire, laissez aller (франц.) — дайте возможность действовать, дайте возможность вещам идти своим ходом (лозунг физиократов). Лаве ?ujboac (греч.) — живи незаметно (Эпикур).

    Lato sensu (лат.) — в широком смысле.

    Lebenswelt (нем.) — жизненный мир (термин Гуссерля).

    Lex (лат.) — закон.

    Lex naturalis (лат.) — естественный закон.

    Liaison universelle (франц.) — всеобщая связь (Лейбниц).

    Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.

    Libido (лат.) — влечение; энергия эротического желания (см. Психоанализ).

    List der Vernunft (нем.) — хитрость разума; так Гегель характеризует деятельность мирового разума, который использует частные цели людей для достижения своих собственных.

    Aoyoi окЕрцатисЫ (греч.) — семенные логосы; т. е. «осеменяющие» мир идеи (стоики, Плотин). Абуос (греч.) — слово, суждение, смысл. См. Логос.

    Aoyoc evotafetoc (греч.) — слово внутреннее, внутренняя речь (стоики); Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).

    Aoroc ярофапкос (греч.) — то же, что Aoyoc ярофорисос.

    Aoyoc ярофоргкбс (греч.) — слово произносимое, речь изустная, звучащая (стоики); Логос, исходящий из бога (Филон Александрийский).

    Locus communis (лат.) — общее место.

    Lumen naturale (лат.) — свет естественный, т. е. свет разума (Цицерон).

    Lumen supranaturale (лат.) — свет сверхъестественный, т. е. излучаемый Богом (Августин).

    M

    Man (нем.) — неопределенно-личное местоимение. У Хайдеггера — мир «Man» — область безликого неистинного существования.

    Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.

    Materia primo prima (лат.) — первая материя первого рода; чистая возможность всего (Дуне Скот).

    Materia secundo prima (лат.) — первая материя второго рода; безразличный субстрат любой формы (Дуне Скот).

    Materia tertio prima (лат.) — первая материя третьего рода; субстрат определенной формы (Дуне Скот).

    Materia secunda (лат.) — вторая материя; оформленные тела (Дуне Скот).

    Medicina mentis (лат.) — врачевание ума; образное наименование логики (Чирнгауз).

    Mens (лат.) — дух, разум, ум.

    Mf| ov (греч.) — небытие; иногда — «ещё не бытие» (ср. Обк ov). См. также Non esse.

    MEXu?aoic dc aXXo fevoc (греч.) — переход в другой род (логическая ошибка). Мета ia qnxjixa (греч.) — букв, «после физики», метафизика; так назвал Андроник Родосский группу трактатов Аристотеля о бытии как таковом, то, что сам Аристотель называл Прбущ уОиоооцла.

    MtU?Oic (греч.) — мимесис, подражание.

    Modus operandi (лат.) — способ действия.

    Modus ponens (лат.) — способ заключения от истинности основания к истине следствия в гипотетических умозаключениях.

    Modus tollens (лат.) — способ заключения от отрицания следствия к отрицанию основания в гипотетических умозаключениях.

    Modus probandi (лат.) — способ доказательства.

    Modus vivendi (лат.) — способ существования.

    MoWj — ярообос — ежштрофч (греч.) — пребывание — исхождение — возвращение. Моменты триады у Прокла: пребывающее в себе единство — исхождение его во множество —возвращение единства к себе.

    Moral insanity (англ.) — моральная невменяемость, моральное уродство.

    Moral sense (англ.) — нравственное чувство.

    Mundus intellegibilis (лат.) — мир умопостигаемый.

    Mundus noumenon (лат.) — мир умопостигаемый, ноуменальный мир.

    Mundus sensibilis (лат.) — мир ощущаемый.

    Mwnfgxov (греч.) — мистерия, таинство.

    N

    Natura naturalis и natura naturata (лат.) — природа творящая и природа сотворенная. Термины из латинского перевода комментария Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её порождения.

    Natura non facit saltus (лат.)— природа не делает скачков (принцип философии Лейбница).

    Natura rerum (лат.) — природа вещей; вселенная.

    Nee plus ultra (лат.) — и не далее, дальше нельзя; т. е. крайний предел.

    Nervus probandi (лат.) — нерв доказательства, основной аргумент.

    Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрицательные суждения; первой гласной этого слова, ?, обозначают общеотрицательные, второй, О,— частноотрицательные суждения. Ср. Affirmo.

    Nexus causalis (лат.) — причинная связь.

    Nexus effectivus (лат.) — действенная связь (Кант).

    Nexus finalis (лат.) — целевая связь (Кант).

    Nihii est in intellect!!, quod non prius merit in sensu... (nisi intellectus ipse) (лат.) — нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах (кроме самого разума). Тезис восходит к Аристотелю, дополнен Лейбницем.

    Nihil humani mihi alienum (лат.) — см. Homo sum...

    Nisus formativus (лат.) — усилие формирующее; см. Александер.

    N6njia (греч.) — мысль; см. Ноэсис и поэма.

    Noijaic (греч.) — мышление; см. Ноэсис и ноэма.

    Noiiaic мофеюс (греч.) — мышление мыслящее (само себя); у Аристотеля — перводвигатель.

    Nojioc (греч.) — закон.

    Non esse (лат.) — небытие; см. также Mf| ov.

    Non finite (лат.) — неопределенность, беспредельность.

    Non liquet (лат.) — не ясно.

    Non plus ultra (лат.) — см. Nee plus ultra.

    Non sequitur (лат.) — не следует.

    Nosce te ipsum (лат.) — познай самого себя.

    Notio (лат.) — понятие.

    Notiones communes (notitiae communes) (лат.) — общие понятия; у Спинозы это адекватные формы познания, которые он противопоставляет схоластическим универсалиям.

    Notiones disparatae (лат.) — обособленные понятия.

    Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.

    Numen (лат.) — божественное (вообще), воля богов.

    No6c (греч.) — ум; см. Нус.

    Notic ковптисбс (греч.) — ум претерпевающий, пассивный; у Аристотеля — ум, возникающий и погибающий вместе с телом.

    Nooc жтгикбс (греч.) — ум творящий (термин Аристотеля); см. также Intellectus agens.

    O

    Omne verum omni vero consonat (лат.) — все истины согласуются друг с другом.

    Omnis detenninatio est negatk) (лат.) — всякое определение (ограничение) есть отрицание.

    Onus probandi (лат.) — бремя доказательства.

    Ordo ordinans (лат.) — упорядочивающий порядок; у схоластиков — Бог, у Фихте — организующий мировой разум.

    Ordre du coeur (франц.) — сфера сердца (в противоположность сфере ума) у Паскаля. Ойк ov (греч.) — небытие; иногда — абсолютное небытие (ср.

    m ov).

    Oooia (греч.) — сущность, бытие.

    P

    Р — обозначение предиката суждения в логике по первой букве лат. слова «Praedicatum» (см.).

    IlaiOeia (греч.) — воспитание; культура.

    navra pet (греч.) — все течет (выражение, приписываемое Гераклиту).

    riapowia (греч.) — присутствие; наличие идей в вещах (Платон); второе пришествие Христа. Павос (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.

    Perincertus (лат.) — весьма недостоверный.

    Per se (лат.) — сам(о) по себе, благодаря себе, самостоятельно.

    Per vestigium (лат.) — по следам. Согласно Бонавентуре, мы созерцаем божество «по следам» в чувств, вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть созерцания in vestigio (см.).

    Petitio prineipu (лат.) — предвосхищение основания; логическая ошибка, заключающаяся в допущении недоказанной предпосылки.

    Phaenomenon bene randatum (лат.) — феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц). Фосутаокк катоХтрстисч (греч.) — постигающее представление (стоики).

    Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) — философия — служанка теологии (Петр Дамиани).

    Philosophia perennis (лат.) — вечная философия; непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.

    Philosophia prima (лат.) — см. ПрсЬтп ftAoooqria. Фроотрц (греч.) — рассудительность, понимание, здравый смысл. Фбоц (греч.) — природа.

    Pia desideria (лат.) — благие намерения. ПХтрооца (греч.) — полнота; у гностиков — полнота божеств, абсолюта.

    Possest (лат.) — возможность-бытие. Категория философии Николая Кузанского, означающая совпадение акта и потенции в Боге.

    Post factum (лат.) — после события.

    Post hoc, ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит, по причине этого (неправильное заключение, логическая ошибка).

    Praedicabilia (лат.) — предикабилии.

    Praedicatum (лат.) — сказуемое, предикат.

    Primum movens (лат.) — см. nprfrtov Kivrov.

    Principia non sunt multiplicanda (лат.) — принципы не следует умножать; см. также Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem.

    Principia essendi (лат.) — начала бытия.

    Principium (лат.) — начало, основа, принцип.

    Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуации.

    Privatio (лат.) — см. Етертцтц.

    Prius (лат.) — предшествующий, первичный.

    Probatio liquidissima (лат.) — яснейшее доказательство.

    Pro et contra (лат.) — за и против; схоластический метод ведения дискуссии.

    Profession de foi (франц.) — исповедание веры, мировоззрение. ПроХлжЦ (греч.) — предвосхищение; предвосхищение восприятия в понятии (эпикуреизм, стоицизм). Проооос (греч.) — см. Movf|.

    Proprium (лат.) — см. TSiov.

    Propter hoc (лат.) — см. Post hoc, ergo propter hoc. ПрсЬтп «p&oooqAot (греч.) — первая философия (Аристотель); то, что впоследствии было названо метафизикой (см. Meto то qnxroca).

    nptfrcov KivoOv (греч.) — перводвигатель.

    nprfrcov yefooc (греч.) — исходная ложь. Щр 4EXVIKDV (греч.) — творческий огонь; у стоиков — бог.

    Q

    Quadrivium (лат.) — четырехпутье; группа наук (арифметика, геометрия, музыка, астрономия), составлявшая вместе с trivium (см.) семь «свободных искусств». См. Artes liberales.

    Qualitas (лат.) — качество.

    Qualitas occulta (лат.) — скрытое качество.

    Quantitas (лат.) — количество.

    Quasi (лат.) — якобы, будто бы; подобно.

    Quaternio terminorum (лат.) — учетверение терминов; нарушение логического правила, согласно которому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трех терминов.

    Quidditas (quiditas) (лат.) — «чтойность», сущность вещи (Дуне Скот).

    Qui nimium probat, nihil probat (лат.) — кто доказывает много, тот ничего не доказывает.

    Quinta essentia (лат.) — пятая сущность; см. Квинтэссенция.

    Quod erat demonstrandum (лат.) — что требовалось доказать.

    R

    Ratio (лат.) — разум, рассудок, основание, довод, смысл, способ, мотив, причина, отношение.

    Ratio agendi (лат.) — основание действия.

    Ratio cognoscendi (лат.) — основание познания.

    Ratio essendi (лат.) — основание бытия.

    Reductio ad absurdum (лат.) — сведение к нелепости.

    Reductio ad impossibile (лат.) — сведение к невозможности.

    Regressum ad infinitum (лат.) — уход в бесконечность.

    Res (лат.) — вещь, предмет, событие.

    Res cogitans (лат.) — мыслящее.

    Res extensa (лат.) — протяженное.

    Res individuates (лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи.

    Res integra (лат.) — вещь целостная.

    Res singulares (лат.) — единичные вещи.

    Reservatio mentalis (лат.) — мысленная оговорка.

    Resultant (англ.) — получающееся в результате; ср. Emergent.

    Roseau pensant (франц.) — мыслящий тростник; так Паскаль называл человека.

    S

    S — обозначение субъекта суждения в логике по первой букве лат. слова «Subjectum» (см.).

    Sacrificium inteUectus (лат.) — жертвование интеллектом, отказ от мышления.

    Sapienti sat — см. Dictum sapienti sat est.

    Schone Seele (нем.) — прекрасная душа; по Шиллеру, человек, у которого моральный долг и склонность совпадают.

    Scintilla animae (лат.) — искорка души; см. Seelenmnklein.

    Seelenfunklein (нем.) — перевод лат. выражения Scintilla animae (см.), которое восходит к гностикам и неоплатоникам. В немецкой средневековой мистике (Экхарт и др.) и учениях Реформации — частица Бога в человеческой душе.

    Sehnsucht (нем.) — стремление, томление.

    Sensu eminentiori (лат.) — в высшем (превосходящем) смысле.

    Sensus (лат.) — чувство, смысл, ощущение, понимание.

    Sensus communis (лат.) — здравый смысл; см. также Common sense.

    Sic et non (лат.) — да и нет; название книги Абеляра, написанной по методу pro et contra (см.).

    Signature renim (лат.) — знаковость вещей; внешняя форма вещей, через которую Бог сообщает об их внутренней сущности (Пара- цельс, Бёме).

    Simpliciter (лат.) — просто, прямо.

    Sinn (нем.) — смысл, значение, ценность.

    Sola fide (лат.) — только верой [достигается спасение]; тезис Лютера.

    Sola Scriptum (лат.) — только Писанием [достигается спасение]; тезис протестантизма.

    Solipsismus (лат.) — эгоизм.

    Sosein (нем.) — так-бытие; конкретное, качественно определенное бытие.

    Species (лат.) — вид.

    Spiritus (лат.) — дух.

    Status (лат.) — положение, состояние.

    Status nascendi (лат.) — состояние зарождения.

    Status quo ante (лат.) — предшествующее состояние. 2/cepnoic (греч.) — лишенность [формы] (термин Аристотеля).

    Subjectum (лат.) — подлежащее, субъект.

    Subreptio (лат.) — ложное доказательство, подстановка, подмена.

    Subsistentia (лат.) — субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания.

    Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) — с точки зрения вечности (Спиноза).

    Subsumptio (лат.) — подведение под общее.

    Sui generis (лат.) — своего рода. Еицрфтрсос (греч.) — см. Accidens.

    Summa (лат.) — свод (жанр схоластического трактата); см. Сумма.

    Summum bonum (лат.) — высшее благо, Бог.

    Super-ego (лат.) — «сверх-Я»; см. Психоанализ.

    T

    Tabula rasa (лат.) — чистая доска; сознание до всякого опыта.

    Taedium vitae (лат.) — пресыщение жизнью.

    Tantum cognoscitur, quantum diligitur (лат.) — познаём настолько, насколько любим (Августин).

    Tantum possumus, quantum scimus (лат.) — мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон).

    TeXoc (греч.) — цель.

    Terminus (лат.) — термин, понятие; предел.

    Terminus a quo (лат.) — исходный пункт.

    Tertium comparationis (лат.) — третий в сравнении, т. е. критерий сравнения.

    Tertium non datur (лат.) — третье не дано; в формальной логике — закон исключенного третьего.

    Texvq (греч.) — умение, ремесло, искусство.

    Tovoc (греч.) — напряженность, интенсивность космического духа (пневмы) (понятие стоической физики).

    Tojcoc vonxoc (греч.) — мыслимое место; умопостигаемое пространство, в котором находятся эйдосы (Платон).

    Totum pro parte (лат.) — целое вместо части.

    Trivhim (лат.) — трехпутъе; группа наук (фамматика, диалектика, риторика), составлявшая вместе с quadrivium (см.) семь «свободных искусств». См. Artes liberales.

    U

    Ubermensch (нем.) — сверхчеловек.

    Ultima ratio (лат.) — последний довод.

    Umgreifende (нем.) — объемлющее (термин Ясперса).

    Ungnmd (нем.) — бездна, безначальность, безосновность; Бог у Бёме.

    Unk> mystica (лат.) — таинственный союз; соединение с Абсолютом; см. Мистика.

    Urphanomen (нем.) — прафеномен; первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого (термин Гете, заимствованный Шпенглером).

    Ursprung (нем.) — исток, первоначало, происхождение (центр, понятие философии Когена).

    V

    Velleitas (лат.) — способность к волению.

    Veritas (лат.) — истина.

    Verites de fait (франц.) — истины факта (Лейбниц).

    Verites de raison (франц.) — истины разума (Лейбниц).

    Via (лат.) — путь, метод.

    Via antiqua (лат.) — старый путь; логический метод ранней схоластики (до кон. 12 в.).

    Via moderna (лат.) — современный путь; логический метод поздней схоластики (кон. 13—14 в.), а также антисхоластический метод рационалистов Нового времени.

    Via negationis (лат.) — определение через отрицание.

    Via nova (лат.) — новый путь; метод схоластической логики, ориентированный на аристотелевскую теорию вывода (кон. 12—13 в.).

    Vinculum substantiate (лат.) — субстанциальная связь.

    Virtu (итал.) — доблесть; понятие ренессансной этики. См. также

    Virtus.

    Virtus (лат.) — доблесть, доброкачественность, добродетель. См. также 'Аретп.

    Vis probandi (лат.) — сила доказательства.

    Vis vitalis (лат.) — жизненная сила.

    Vivere militare est (лат.) — жить — значит бороться (Сенека).

    Volo ergo sum (лат.) — желаю, следовательно, существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito ergo sum.

    Volonte generale (франц.) — всеобщая воля; воля, формирующаяся у людей в результате добровольного ограничения ими своих прав по заключении общественного договора.

    Voluntas superior est intellectu (лат.) — воля превыше разума (Дуне Скот).

    Z

    Zfaov jcoXvcikov (греч.) — животное общественное; определение человека у Аристотеля. Составил А. Л. Доброхотов







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх