|
||||
|
План диалектики (логики) Гегеля 1915 Г. БЕРН ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ) I. Учение о бытии. А) Качество, а) бытие; b) наличное бытие; c) для-себя-бытие. B) Количество, а) чистое количество; b) величина (Quantum); c) степень. C) Мера. II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа существования. a) тождество — различие — основа; b) существование; c) вещь. В) Явление. a) мир явления; b) содержание и форма; c) отношение. О) Действительность. a) отношение субстанциальности; b)» каузальности; c) взаимодействие % III. Учение о понятии. А) Субъективное понятие. a) понятие; b) суждение; c) заключение. * «План диалектики Гегеля» записан Лениным в тетради арх, № 18 693, вслед за замечаниями на книгу Ноэля (стр. 231). Ред. ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ XIX B) Объект. a) механизм; b) химизм; c) телеология. C) Идея. a) жизнь; b) познание; c) абсолютная идея. Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождество, различие etc.) — таков действительно о б щи и ход всего человеческого познания (всей пауки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии [и истории]. Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления. Бросается в глаза, что иногда Гегель идет от абстрактного к конкретному (бытие (абстрактное) — определенное бытие (конкретное) — для себя бытие), — иногда наоборот (субъективное понятие — объект — истина (абсолютная идея)). Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Маркс называл мистикой идей у Гегеля)? Или есть более глубокие резоны? (например, бытие=ничто — идея становления, развития). Сначала мелькают, впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль * — все течет. Ред. XX к познанию тождества — различия — основы— сущности versus* явления, — причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы, познания направляются от субъекта к объекту) проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолютной идее). # Качество и ощущение одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым известным нам является ощущение, а в? е м неизбежно и качество… Если Маркс не оставил «Логики» (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала», и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания материа- | лизма (не надо 3-х слов: это одно и то же), взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед. Товар — деньги — капитал I. производство абсолютной при- '/^ бавочной стоимости ^ производство относительной прибавочной стоимости 1 История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее. | Начало — самое простое, обычное, массо- видное, непосредственное «бытие»: отдельный товар («бытие» в политической экономии). * — против Ред. Анализ его, как отношения социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный, — логический и исторический (формы стоимости). ? Проверка фактами respective * практикой | * есть здесь в каждом шаге анализа. | Ср. к вопросу о сущности versus явление — цена и стоимость — спрос и предложение versus стоимость (=кристаллизированный труд) — заработная плата и цена рабочей силы. ¦ — соответственно. Ред. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|