|
||||
|
Дао и... кто? Как-то раз мы засиделись допоздна, рассуждая о том, что такое мудрость, и в конце концов совсем уже было заснули, когда Пух вдруг заявил, что унаследовал интуитивное понимание Дао от своих предков. — Каких, например? — спросил я. — Ну, например, от Пу Дао-цзы, знаменитого китайского художника. — Его звали У Дао-цзы, — сказал я. — Или от Ли Пу, знаменитого китайского поэта, — продолжал Пух уже не так уверенно. — Ты, наверное, хочешь сказать Ли Бо? — Ну, тогда я не знаю... — пробормотал Пух, разглядывая что-то на полу. Тут мне пришла в голову спасительная мысль. — Знаешь, а ведь это не имеет особого значения, потому что в честь тебя был назван один из главных даосских принципов. — Да? — воспрянул духом Пух. — Конечно. Это принцип «Пу», что означает «необработанный кусок дерева». — Действительно, а я и забыл, — сказал Пух. Итак, нужно прежде всего объяснить, что такое «Пу», «необработанный кусок дерева». Следуя старинной даосской традиции, мы не будем слишком подробно и углубленно все растолковывать, потому что это ни к чему, кроме путаницы, не приведет, а лишь создаст впечатление, что речь идет о некой абстрактной идее, которую можно рассмотреть и отбросить, сказав: «Да, конечно, идея интересная, но какое отношение она имеет к делу? » Так что мы постараемся не столько объяснить, сколько показать, под разными углами зрения, какое отношение к делу имеет принцип «Пу». Само это слово, кстати, произносится почти так же, как и «Пух», но без такого хрипения в конце. Это похоже на звук, который мы издаем, когда в жаркий летний день сдуваем мошку, прицепившуюся к рукаву. Смысл выражения «необработанный кусок дерева» в том, что все предметы изначально, в их нетронутом природном состоянии обладают собственной внутренней энергией, которая легко утрачивается, когда их трогают слишком часто и бесцеремонно. Обычный толковый словарь китайского языка определяет термин «Пу» как «естественный, простой, бесхитростный, честный». Слово «Пу» представляет собой комбинацию из двух иероглифов: первый из них, корневой иероглиф, или «ключ», обозначает дерево, древесину; вторая, фонетическая часть — густые заросли, чащу. Так из значений «дерево в лесной чаще» и «нераспиленное бревно» образуется термин «необработанный кусок дерева», под которым подразумевают понятие «первозданной целостности». Этот основополагающий принцип даосизма применим не только к предметам и явлениям природы в их первозданном виде, но в равной степени и к людям. А также к медведям. А медведь Винни-Пух — это, можно сказать, живое олицетворение «необработанного куска дерева», и, как таковое, он может порой показаться кое-кому чересчур простоватым.
...но каким бы Пух ни выглядел в глазах окружающих — и в особенности тех, кого легко вводит в заблуждение внешность, — ему, «необработанному куску дерева», удается выполнить все задуманное именно благодаря своему простодушию. Ведь простодушие, как вам подтвердит любой встретившийся где-нибудь в лесу даосский старец, — совсем не то же самое, что глупость. Не случайно идеальным умом даосизм считает спокойный, невозмутимый, пассивно отражающий действительность ум «необработанного куска дерева», и не случайно именно Винни-Пух, а не умники Иа-Иа, Кролик или Сова, является главным героем сказки Алена Милна.
Да, если бы наивысшим достоинством было Умничание, то на первое место вышел бы, несомненно, Кролик, а не медвежонок Пух. Но в действительности дело обстоит несколько иначе.
И если уж хитроумный Кролик не может разобраться, что к чему, то от тупоумного Иа-Иа и требовать нечего. Вы спросите, почему? Да из-за его Ослиного Мировосприятия. В то время как у Кролика жизненное кредо — это Знание ради того, чтобы быть Самым Умным, у Совы — Знание ради того, чтобы выглядеть Самой Умной, для Иа-Иа Знание — это прежде всего возможность пожаловаться на всех и вся. Любому, кто не разделяет Ослиного Мировосприятия, ясно, что оно не только не может принести мудрости и счастья, но и мешает вообще что-либо совершить в жизни:
Надо признать, что Ослиное Мировосприятие не лишено чувства юмора, хотя и весьма своеобразного...
Но юмор этот почему-то никого не веселит. То ли он чересчур замысловат, то ли ему чего-то не хватает... Ведь что делает Пуха таким неотразимо привлекательным? — Как что? — сказал Пух. — Во-первых... — Во-первых, его сходство с «необработанным куском дерева». Если разобраться, то самое привлекательное в Пухе — это... — Это, во-первых... — ...это его Простодушие. А самое замечательное в этом Простодушии — его здравый смысл, всем доступная мудрость типа «Чем бы нам тут разживиться? ». Но лучше все-таки предоставить слово самому Пуху — пусть он разъяснит нам внутреннюю природу «необработанного куска дерева». — Природу чего? — спросил Пух, резко выпрямившись в кресле и протирая глаза. — «Необработанного куска дерева». Ну, ты-то знаешь, что это такое. — Я-то? Нуда... Гм... — Так что ты можешь сказать по этому поводу? — Я его не трогал, — сказал Пух. — Ты... что? — Это, наверно, Пятачок. — Это не я! — взвизгнул Пятачок. — О господи, Пятачок! Почему ты решил... — Я не решал! — настаивал Пятачок. — Ну, тогда это, возможно, Кролик, — сказал Пух. — Это не я, честное слово! — ныл Пятачок. — Меня кто-то звал? — спросил Кролик, выпрыгивая из-за кресла. — А, Кролик! — сказал я. — Мы тут обсуждаем «необработанный кусок дерева»... — Я его не видел, — сказал Кролик. — Пойду, спрошу Сову. — В этом нет необх... — Кролик убежал, — констатировал Пух. — Я даже никогда ничего не слышал об этом куске дерева! — сказал Пятачок. — И я тоже, — поспешил прибавить Пух, потирая ухо. — Это просто такой речевой оборот, — объяснил я. — Какой... что? — спросил Пух. — Речевой оборот. Это примерно то же самое, как если бы мы сказали: «как Пух». — Всего-то? — удивился Пятачок. — Я, в общем-то, так и думал, — сказал Пух. Пух не может объяснить словами, что такое «необработанный кусок дерева», потому что сам им является. И в этом-то и заключается его суть. — Прекрасное объяснение. Спасибо, Пух. — Пожалуйста, — ответил Пух. Если вы отбросите излишнюю самоуверенность и привычку все усложнять, а заодно и некоторые другие черты, которые мешают вам жить, вам рано или поздно непременно откроется окутанный тайной, а на деле по-детски простой секрет, который известен всякому, в ком есть что-то от «необработанного куска дерева». Секрет этот в том, что Жизнь — это Радость.
Достигнув состояния, близкого к природе «необработанного куска дерева», вы будете получать удовлетворение от самых обыкновенных вещей, естественных и непритязательных, а главное, научитесь действовать не задумываясь и при этом достигать желаемых результатов, хотя это может кое-кому показаться странным. Как выразился по этому поводу Пятачок, «у Пуха нет настоящих Мозгов, но он делает все, как надо. Он поступает неразумно, а оказывается, что это было правильно». Но все будет выглядеть гораздо более ясно и убедительно, если рассмотреть для сравнения кого-нибудь прямо противоположного Пуху — например, Сову. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|