|
Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Сергей Вячеславович Перевезенцев;
- ПАТРИСТИКА (II–VI вв.)
- ТЕРТУЛЛИАН (ок. 160 — после 220)
- О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ ДУШИ
- О КРЕЩЕНИИ. ФРАГМЕНТ
- ОРИГЕН (185–254)
- «О НАЧАЛАХ». ФРАГМЕНТЫ
- УТВЕРЖДЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
- АРИАНСКАЯ ТРАКТОВКА СИМВОЛА ВЕРЫ
- АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ О СУЩНОСТИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
- НИКЕИСКИИ ОРОС
- НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
- ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (НАЗИАНЗИН) (330–390)
- ПЯТЬ СЛОВ О БОГОСЛОВИИ СЛОВА ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ
- ПРОТИВ ЕВНОМИАН[4] И О БОГОСЛОВИИ ПЕРВОЕ, ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ
- О БОГОСЛОВИИ ВТОРОЕ
- ВАСИЛИИ ВЕЛИКИЙ (330–379)
- О СВЯТОМ ДУХЕ к святому амфилохию, епископу Иконийскому
- ГЛАВА 1 Предисловие, в котором рассуждается, что исследования необходимы и в наименее важных частях богословия
- ГЛАВА 2 Какое начало тому, что еретики обращают строгое внимание на слоги?
- ГЛАВА 3 О том, что сие тонкое различение слогов заимствовано у внешней мудрости
- ГЛАВА 4 О том, что в писании употребление сих слогов не выдерживается строго
- ГЛАВА 5 О том, что и об Отце говорится: Им, и о Сыне: из Него, также и о Духе
- ГЛАВА 6 Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где рассуждается и о равночестии славы
- ГЛАВА 7Ответ утверждающим, что о Сыне прилично говорить не: с Ним, а: Им
- ГЛАВА 8 В каких случаях имеет место речение: Им, и в каком понятии оно свойственнее речения: с Ним; а вместе толкование на то, как Сын приемлет заповедь, и как Он посылается
- ГЛАВА 9 Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания
- ГЛАВА 10 Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и Сыном
- ГЛАВА 11 О том, что отрицающие Духа суть изменники
- ГРИГОРИИ НИССКИЙ (335–394)
- ОБ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ФРАГМЕНТЫ
- АВРЕЛИИ АВГУСТИН (354–430)
- ОБ ИСТИННОЙ РЕЛИГИИ
- «АРЕОПАГИТИКИ» ИЛИ ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (V в.)
- О МИСТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ
- ГЛАВА 1 ЧТО ТАКОЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ СУМРАК
- ГЛАВА 2 КАК ПОДОБАЕТ ВОСХОДИТЬ КО ВСЕОБЩЕЙ И ВСЕ ПРЕВОСХОДЯЩЕЙ ПРИЧИНЕ И ЕЕ ВОСПЕВАТЬ
- ГЛАВА 3 КАКОВО КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И КАКОВО АПОФАТИЧЕСКОЕ
- ГЛАВА 4 ЧТО НИЧЕМ ИЗ ЧУВСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО ЧУВСТВЕННОГО
- ГЛАВА 5 ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО УМСТВЕННОГО
- СХОЛАСТИКА (IX–XV вв.)
- АЛКУИН (730–804)
- ФРАГМЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИИ
- АЛКУИН И ПИПИН, ОК. 790 Г
- АЛКУИН И УЧЕНИКИ ЛЕКЦИЯ ОБ ИСТИННОЙ ФИЛОСОФИИ
- ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (ок. 810–877)
- ФРАГМЕНТЫ ИЗ ТРАКТАТОВ «О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ» И «О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИРОДЫ»
- АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИИСКИИ (1033–1109)
- МОНОЛОГИОН. ФРАГМЕНТЫ
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в отношении) всего существующего
- Глава II. О том же
- Глава III. (Что) есть некая природа, посредством которой существует все существующее и которая сама существует через себя саму и есть высшее (в отнощении) всего существующего
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное через нее, так она существует из себя самой, а остальное — из нее
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины, но и существует не через ничто и не из ничего; и как можно понять, что она существует через себя и из себя
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того как возникло, в отношении разума создающего
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как мастер сначала говорит про себя о том, что он будет делать
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через нее и произрастает
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через нее, и в ней
- Глава LXIV. (Что) в это следует верить, хотя это и необъяснимо
- Глава LXV. Каким образом о неизреченном можно истинно рассуждать
- Глава LXVI. (Что) познание ближе всего подходит к высшей сущности при посредстве разумного сознания
- Глава LXVII. (Что) это сознание есть ее зерцало и образ
- Глава LXVIII. (Что) разумная тварь создана для того, чтобы любить высшую сущность
- Глава LXXVII. (Что) следует верить в Отца и Сына и Духа их в равной степени, и по отдельности, и в троих вместе
- Глава LXXVIII. Что есть живая, вера, и что — мертвая
- Глава LXXIX. Как в некотором смысле можно сказать относительно высшей сущности — чего три?
- Глава LXXX. (Что) она властвует над всеми, и правит всем, и есть единый Бог
- ПРОСЛОГИОН
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе представить
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем несуществующим; и что Он один, существуя сам по себе, все остальное создает из ничего
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит злых; и о том, что Он справедливо сжаливается над злыми
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует злых
- Глава XI. Как «все пути Господни — милость и истина» (Пс. 24, 10), и все же «праведен Господь во всех путях своих» (Пс. 144, 17)
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все прочее
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие духи беспредельны и вечны
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный «свет», в котором Он обитает (1 Тим. 6, 16)
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота — своим невыразимым способом
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам, нет никаких частей
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все находится в Нем
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это «век века» или «веки веков»?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и Сын и Дух Святой; и они суть «одно нужное», т. е. всякое целокупное и единственное благо
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть «полная радость», обетованная Господом
- ПЬЕР АБЕЛЯР (1079–1142)
- ФРАГМЕНТЫ СОЧИНЕНИИ
- ВОЗРАЖЕНИЕ НЕКОЕМУ НЕВЕЖДЕ Б ОБЛАСТИ ДИАЛЕКТИКИ
- ДИАЛОГ МЕЖДУ ФИЛОСОФОМ, ИУДЕЕМ И ХРИСТИАНИНОМ
- «ПРОЛОГ» К «ДА И НЕТ»
- ФОМА АКВИНСКИИ (1225/1226-1274)
- ФРАГМЕНТЫ СОЧИНЕНИИ
- ТЕОЛОГИЯ И НАУКА
- ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ
- МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БЫТИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
- ЗАТРУДНЕНИЯ
- ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304–1374)
- МОЯ ТАЙНА, ИЛИ КНИГА БЕСЕД О ПРЕЗРЕНИИ К МИРУ
- БЕСЕДА ВТОРАЯ
- ЛОРЕНЦО БАЛЛА (1407–1457)
- ОБ ИСТИННОМ И ЛОЖНОМ БЛАГЕ ФРАГМЕНТЫ
- КНИГА ПЕРВАЯ
- КНИГА ВТОРАЯ
- НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401–1464)
- ОБ УЧЕНОМ НЕЗНАНИИ
- КНИГА ПЕРВАЯ
- ГЛАВА 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ
- ГЛАВА 2 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
- ГЛАВА 3 О ТОМ, ЧТО ТОЧНАЯ ИСТИНА НЕПОСТИЖИМА
- ГЛАВА 4 АБСОЛЮТНЫЙ МАКСИМУМ, СОВПАДАЯ С МИНИМУМОМ, ПОНИМАЕТСЯ НЕПОСТИЖИМО
- ГЛАВА 5 МАКСИМУМ ЕСТЬ ЕДИНОЕ
- ГЛАВА 6 АБСОЛЮТНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МАКСИМУМА
- ГЛАВА 7 ТРИЕДИНСТВО ВЕЧНОСТИ
- ГЛАВА 8 О ВЕЧНОМ РОЖДЕНИИ
- ГЛАВА 9 О ВЕЧНОМ ИСХОЖДЕНИИ СВЯЗИ
- ГЛАВА 10 О ТОМ, ЧТО ПОНИМАНИЕ ТРОИЧНОСТИ В ЕДИНСТВЕ ВСЕ ПРЕВОСХОДИТ
- ГЛАВА 11 О ТОМ, ЧТО МАТЕМАТИКА ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОМОГАЕТ НАМ Б ПОНИМАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ БОЖЕСТВЕННЫХ ИСТИН
- ГЛАВА 20 ЕЩЕ О ТРОИЦЕ И О ТОМ, ЧТО В БОГЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЕТВЕРИЦЫ И ТАК ДАЛЕЕ
- ГЛАВА 21 ПЕРЕНЕСЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО КРУГА НА ЕДИНСТВО
- ГЛАВА 22 О ТОМ, ЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
- ГЛАВА 23 ПЕРЕНЕСЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО ШАРА НА АКТУАЛЬНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО БЫТИЯ
- ГЛАВА 24 ОБ ИМЕНИ БОГА И УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ТЕОЛОГИИ
- ГЛАВА 25 ЯЗЫЧНИКИ ИМЕНОВАЛИ БОГА ПО-РАЗНОМУ В АСПЕКТЕ ТВОРЕНИЙ
- ГЛАВА 26 ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕОЛОГИИ
- МАРСИЛИО ФИЧИНО (1433–1499)
- «КОММЕНТАРИИ НА „ПИР“ ПЛАТОНА, О ЛЮБВИ» ФРАГМЕНТЫ
- ГЛАВА XV Выше тела душа, выше души ангел, выше ангела Бог
- ГЛАВА XVI Сравнение Бога, ангела, души и тела
- ГЛАВА XVII Сравнение красоты Бога, ангела, души и тела
- ГЛАВА XVIII Как луша от красоты тела возвышается к красоте Бога
- ГЛАВА XIX Как волокно любить Бога
- РЕЧЬ СЕДЬМАЯ
- ГЛАВА I Заключение вышесказанного и мнение философа Гвидо Кавальканти
- ГЛАВА II Сократ был истинным любовником и подобным Купидону
- ГЛАВА III О животной любви: что она есть вид безумия
- ГЛАВА IV В пошлой любви заключена некая порча
- ГЛАВА V Сколь легко мы попадаем в тенета любви
- ГЛАВА VI О некотором удивительном действии пошлой любви
- ГЛАВА VII Пошлая любовь есть волнение крови
- ГЛАВА VIII Каким образом влюбленный становится подобным любимому
- ГЛАВА IX В чьи тенеты мы преимущественно попадаем
- ГЛАВА X Каким образом обвораживаются влюбленные
- ГЛАВА XI Способ избавления от любви
- ГЛАВА XII Сколь вредна пошлая любовь
- ГЛАВА ХIII Сколь полезна божественная любовь и четыре ее вида
- ГЛАВА XIV Через какие ступени божественные исступления возвышают душу
- ГЛАВА XV Из всех этих исступлений важнейшее — любовь
- ГЛАВА XVI Сколь полезен истинный любовник
- ГЛАВА XVII Каким образом следует воздать благодарения Святому Духу, который нас просветил и воспламенил на этот диспут
- ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463–1494)
- РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
- ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600)
- О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ
- ДИАЛОГ ПЯТЫЙ
- НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469–1527)
- ГОСУДАРЬ (ГЛАВЫ XV–XXV)
- ГЛАВА XV О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают
- ГЛАВА XVI О щедрости и бережливости
- ГЛАВА XVII О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх
- ГЛАВА XVIII О том, как государи должны держать слово
- ГЛАВА XIX О том, каким образом избегать ненависти и презрения
- ГЛАВА XX О том, полезны ми крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи
- ГЛАВА XXI Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали
- ГЛАВА XXII О советниках государей
- ГЛАВА XXIII Как избежать льстецов
- ГЛАВА XXIV Почему государи Италии лишились своих государств
- ГЛАВА XXV Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять
- ДЕЗИДЕРИЙ ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (ок.1469–1536)
- ОРУЖИЕ ХРИСТИАНСКОГО ВОИНА ФРАГМЕНТЫ
- НАЧАЛО МУДРОСТИ — ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ
- О ЧЕЛОВЕКЕ ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ
- О РАЗНООБРАЗИИ СТРАСТЕЙ
- О ЧЕЛОВЕКЕ ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ И О ДВУХ СТОРОНАХ ЧЕЛОВЕКА В СООТВЕТСТВИИ СО СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ
- О ТРЕХ ЧАСТЯХ ЧЕЛОВЕКА- О ДУХЕ, ДУШЕ И ПЛОТИ
- НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСТИННОГО ХРИСТИАНСТВА
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ДОСТОЙНЫЕ ХРИСТИАНИНА
- ЭПИЛОГ ПО ПОВОДУ СРЕДСТВ ОТ ПРИМАНОК ПОХОТИ
- ПРОТИВ ИСКУШЕНИИ АЛЧНОСТИ
- ЭПИЛОГ О СРЕДСТВАХ ПРОТИВ АЛЧНОСТИ
- ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ ФРАГМЕНЫ
- ГЛАВА LXVI
- ГЛАВА LXVII
- ГЛАВА LXVIII
- МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ (1533–1592)
- ОПЫТЫ. ФРАГМЕНТЫ
- ТОМАС МОР (1478–1535)
- «УТОПИЯ». ФРАГМЕНТЫ
- О РЕЛИГИЯХ УТОПИЙЦЕВ
|
|