|
||||
|
Глава 9Игры, развивающие память Трудно оценить роль памяти в психическом развитии ребенка. Именно благодаря памяти ребенок способен усваивать начальные знания об окружающем мире, о себе и своих родителях, овладевать нравственно-этическими нормами. В дошкольном возрасте именно через развитие памяти осуществляется умственное развитие ребенка в целом. Ролевая игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти в этом возрастном периоде наиболее целесообразно осуществлять именно через игру. В пособии представлены игры, способствующие развитию таких мнемических процессов, как запоминание, узнавание и воспроизведение. При этом учитывались различия в уровне сформированности процессов памяти у младших, средних и старших дошкольников. Кто в каком домике живет?Цель: узнавать знакомые объекты, учить соотносить их друг с другом. Оборудование: рисунки с изображением собачьей конуры, небольшого куста, гнезда на дереве, норы в земле, дупла на дереве, маски-шапочки, имитирующие собаку, зайца, птицу, белку, лису. Возраст: 2–6 лет. Ход игры (проводится с группой детей): воспитатель рассказывает детям, в каких домиках живут звери и птицы, иллюстрируя свой рассказ показом домиков (конура – собака; небольшой куст – заяц; гнездо на дереве – птица; дупло – белка, нора – лиса): «Сейчас звери и птицы пошли погулять и покинули свои домики. Они так долго гуляли, что заблудились и теперь не могут найти дорогу домой. Давайте дети им поможем найти свои домики». Воспитатель делит детей на группы. Каждая группа – это кто-то из животных. На головы детей надеваются шапочки с изображением их персонажей. Педагог раскладывает на столах картинки, иллюстрирующие домики. По сигналу воспитателя дети начинают гулять по «лесу» (можно использовать музыкальное сопровождение – сначала это веселая быстрая мелодия, которая постепенно замедляется). По хлопку педагога (музыка остановилась) дети должны подойти каждый к домику своих персонажей. Примечание: для детей в возрасте3—4 лет игра проводится так же, как и предыдущий раз, но маски-шапочки не используются. Дети должны не только найти свой домик, но и помнить, роль какого персонажа он исполняет. Для детей в возрасте4—6 лет начало игры такое же, как и ранее, но после того, как дети распределятся по «домикам», предлагается припомнить как можно больше загадок, поговорок, стихов про своих персонажей, сказок, где встречаются эти герои. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. В качестве предварительной работы можно использовать следующий материал. Верст не считал, (Птица) Черный, проворный (Грач) Мать, отца не знаю, (Кукушка) Кто любит морковку (Заяц) Маленький, беленький, (Заяц) Не говорит, (Собака) Пышный хвост торчит с верхушки, (Белка) Хитрая плутовка, (Лиса) Пришла из лесу птичница (Лиса) В сосне дупло, (Белка) С хозяином дружит, (Собака) Кто как кричит?Цель: учить воспроизводить голоса животных, соотносить звуковой и зрительный образ. Оборудование: картинки с изображением собаки, кошки, петуха, коровы, овцы. Возраст: 2–6 лет. Ход игры: воспитатель показывает детям картинки с изображением перечисленных животных, обращаясь с вопросом: «Давайте вспомним, кто из них как разговаривает?» Дети отвечают последовательно, по мере показа картинок. После этого педагог говорит: «А теперь давайте поиграем в игру “Кто как кричит”. Я буду задавать вопросы, а вы все вместе отвечайте». Воспитатель предлагает детям следующие фразы: – Где вы мои котики, сытые животики? (дети хором отвечают «мяу-мяу»); – Потеряла я щеночков, моих маленьких сыночков (дети отвечают «гав-гав»); – Где же брат мой петушок, разноцветный гребешок (дети хором «ку-ка-ре-ку»); – Где стада овец пасутся, как они мне отзовутся (дети «бе-бе-бе»); – Кто пасется на лугу? Молочко нам даст к утру (если дети отвечают «корова», то надо спросить: «А как она разговаривает?»). По окончании игры детям можно надеть маски-шапочки, и они под веселую музыку могут изображать своих персонажей: кошечки лапками умываться, петушки клюют зернышки, овечки и коровы щиплют травку, собаки охраняют весь двор, обходя его по периметру. При этом дети-животные разговаривают на «своих» языках. Примечание: при проведении игры для детей 5–6 лет, педагог просит вспомнить загадки и стихи о животных. Тот ребенок, кто вспомнил, получает детали костюма того животного, о ком загадка. Воспитатель просит ребенка показать характерные движения этого животного, сымитировать его голос. В качестве предварительной работы можно использовать следующий материал На сене лежит, (Собака) Вся мохнатенька, (Кошка) Не ездок, а со шпорами (Петух) По горам, по долам, (Овца) Бел как снег. (Гусь) Уронили мишку на пол, А. Барто Мамины помощникиЦель: учить запоминать последовательность действий и объектов. Оборудование: детская посуда (тарелки, ложки, ножи, вилки), кукольная одежда (платья, носки, трусики, платочки), тазики, игрушечный утюг. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель исполняет роль мамы. Педагог говорит своим «детям»: «Мне надо идти на работу, а вы помогите убраться, помыть посуду, постирайте белье. Когда я приду с работы, вы мне все подробно расскажете». Воспитатель делит детей на подгруппы: одна часть детей моет посуду, другая – стирает и гладит белье. После этого «мама» уходит на работу (отходит в другую часть комнаты), а дети приступают к уборке. В группе в это время можно включить спокойную музыку. Воспитатель, наблюдая за детьми, делает пометки, кто и чем занимается. Затем мама приходит домой и подзывает своих деток: «Какие вы молодцы! Дома чистота и порядок, посуда сверкает, одежда выстирана и даже поглажена. А теперь расскажите, кто что делал?» Дети должны перечислить, чем они занимались, воспроизвести последовательность своих действий, что успели сделать. Примечание: для детей в возрасте 5–7 лет начало игры протекает так же, как описано выше. После того как дети рассказали маме, кто и чем занимался, можно попросить детей вспомнить стихи о маме и маминых помощниках. В качестве подготовительной работы предлагается использовать разучить с детьми стихи Е. Благининой. Мама песню напевала, Веселый поездЦель: учить запоминать и воспроизводить стихотворный тест, последовательность событий. Оборудование: маски-шапочки кота, чижика, собаки, петуха, обезьяны, попугая, окошко билетной кассы, стулья. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: перед началом игры зачитывается стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей». После прочтения педагог, обращаясь к детям, говорит: «Наступило лето. В городе стало жарко и душно. А давайте и мы с вами отправимся в далекие края, как и эти зверята». Воспитатель распределяет роли между детьми, надевая на них маски-шапочки. «А где же наш поезд? Да вот же он!» Воспитатель совместно с детьми строит поезд из стульев. «Для того чтобы ехать в поезде, надо купить билеты. А кто помнит, как поется в песенке, кто за кем следует?» Дети пытаются вспомнить припев, педагог помогает при затруднениях. Ребята-зверята «покупают» в кассе билеты в свои вагоны согласно содержанию стихотворения: кот – первый вагон, чижик – второй, собака – третий, петух – четвертый, обезьяна – пятый, попугай – шестой. После того как дети расселись по своим стульям, поезд дает сигнал и трогается в путь. Воспитатель поет первый и второй куплеты, а дети вместе с воспитателем – припев. Затем поезд останавливается, и «зверята» выходят погулять. Они весело танцуют под быструю музыку. Но вот дается сигнал к отправлению в обратный путь. Дети рассаживаются по своим вагонам, поезд трогается. Воспитатель поет третий куплет песенки, и все вместе исполняют припев. И вот все приехали домой. Воспитатель спрашивает детей, хорошо ли они отдохнули, понравилось ли им. Желательно поговорить и о том, где они отдыхают с родителями, активизируя долговременную память. После этого педагог еще раз поет (читает) песенку в полном объеме, а затем предлагает детям сделать это самостоятельно. Вот так хозяйка!Цель: учить запоминать и воспроизводить последовательный ряд образов. Оборудование: маски-шапочки картошки, моркови, гороха, петрушки, свеклы, корзинка, игрушечные кастрюля, ложка и ножик. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: перед началом игры педагог зачитывает стихотворение С. Михалкова «Овощи». После прочтения педагог предлагает детям обыграть это стихотворение. Распределяет следующие роли между детьми: хозяйка, «картошка», «морковь», «горох», «петрушка», «свекла». Хозяйке советуют взять корзинку и пойти на базар. Воспитатель предлагает всем детям напомнить, какие овощи она должна купить. Дети перечисляют. Затем хозяйка выбирает из группы детей нужные ей «овощи», причем в том порядке, в каком они перечислены в стихотворении. «Дети-овощи» следуют за хозяйкой. Воспитатель воспроизводит первую строку стихотворения, дети – вторую. «Овощи» начинают между собой разговор (дети имитируют беседу), педагог повторяет третью строку, дети – четвертую. Хозяйка берет игрушечный нож и делает вид, что крошит овощи. «Овощи» последовательно встают рядом с кастрюлей. А воспитатель совместно с детьми воспроизводят пятую и шестую строки стихотворения. Далее – седьмую и восьмую строки, а «дети-овощи» делают телодвижения, воспроизводя кипение. После этого хозяйка берет ложку и демонстрирует, какой вкусный суп получился. При повторе игры дети могут воспроизводить стихотворение без помощи воспитателя. Примечание: если играют дети5—6 лет, игра проводится так же, как и было описано выше, но по окончании игры можно устроить соревнования между детьми, кто больше вспомнит загадок про овощи. Рекомендуется использовать следующие загадки. Семьдесят одежек, (Капуста) Ни окон, ни дверей, (Огурец) Сам алый, сахарный, (Арбуз) Сидит дед, (Лук) Золотое решето (Подсолнух) Снаружи красна, (Редиска) Желтая курица (Тыква) Лежит Егор под межой (Огурец) Без рук, без ног, (Горох) Сидит Ермошка (Капуста) Телятки гладки (Огурцы) Зеленая курица (Арбуз) Красна девица (Морковь) Сверху зелено, (Морковь) Кругла, а не месяц, (Репа) Алый сапог (Свекла) Водители и пешеходыЦель: знакомство с правилами уличного движения, развитие зрительной памяти. Оборудование: макет светофора, пешеходный переход, рисунки, изображающие руль автомобиля, знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Проезд запрещен», «Поворот». Возраст: 5–7 лет. Примечание: игру целесообразно проводить в большом зале или на улице, где есть возможность расставить дорожные знаки, изобразить пешеходный переход, перекресток, на котором поставить ребенка с изображением светофора. Ход игры: предварительно подготавливается зал для проведения игры. Педагог зачитывает начало стихотворения Э. Мошковской. Автобусы бежали, Воспитатель спрашивает детей, почему случился такой переполох на перекрестке? Кто виноват? Что надо делать, чтобы такого не случилось? Дети отвечают, что надо знать правила уличного движения. Воспитатель предлагает детям поиграть в водителей и пешеходов. Распределяет роли: часть детей становится водителями автомобилей, мотоциклов, велосипедов, другая часть – пешеходы. Один ребенок становится «светофором». Водители получают в руки руль. Педагог обращается к детям: «А кто может сказать, как же правильно вести себя на перекрестке, чтобы не быть таким бараном? ... Правильно, нужно внимательно смотреть, какого цвета горит огонек светофора». Выслушиваются ответы детей, разбираются ситуации на дорогах. Далее предлагается для закрепления прослушать стихотворение В. Кожевникова «Светофор»: Перейти через дорогу. Воспитатель еще раз опрашивает детей: «Что надо делать на красный сигнал светофора?.. Правильно, надо остановиться. А на какой свет можно переходить улицу?... На зеленый!» «А что же мы будем делать, если светофора нет? Где правильнее перейти улицу?» Педагог объясняет детям значение знаков «Пешеходный переход» и «Осторожно, дети». Пешеход, пешеход! (автор?) Воспитатель опрашивает детей, как и где нужно переходить улицу в отсутствие светофора. Далее воспитатель рассказывает, что на дорогах есть и другие знаки дорожного движения, на которые обязательно должны обращать внимание и водители, и пешеходы. Он показывает детям, как выглядят знаки «Проезд запрещен», «Поворот», после чего детям предлагается поиграть в водителей и пешеходов, а воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила уличного движения. После того как игра окончена, дети возвращаются в группу. Педагог предлагает зарисовать те дорожные знаки, которые они увидели на «дороге». Найди кладЦель: учить запоминать схематическое изображение, стихотворный текст. Оборудование: бутылка, внутри которой схема нахождения «клада», «клад» – коробочка с сувенирами для детей, макеты цветов, елочек, грибов для оформления «острова». Возраст: 5–7 лет. Ход игры: ведущий говорит: «Ребята, давайте поплывем на необитаемый остров. Будем плавать, загорать, играть в мяч. Согласны! Тогда в путь! А чтобы в пути было веселее, давайте выучим английскую песенку». Дети повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Если ранее дети этот текст не слышали, то возможно заучивание лишь части стихотворения. Плывет, плывет кораблик, «Ну, вот мы и на острове. А что это там плавает? (взрослый достает бутылку, в которой находится схема нахождения клада). Ребята, посмотрите, а ведь здесь нарисован остров, где мы находимся. И где-то здесь спрятан клад. Наверное, его спрятали пираты, а чтобы не забыть, нарисовали план. Только вот бутылку смыло волной в море и прибило к берегу. Ну что, попробуем найти пиратский клад? Согласны? Только вот схему нам придется запомнить, потому что хитрые пираты нарисовали ее чернилами, которые на воздухе постепенно исчезают, чтобы никто, кроме них, не смог найти сокровища». Дети внимательно изучают схему, пытаясь запомнить. Схема может выглядеть примерно следующим образом. После нахождения клада взрослый вручает детям сувениры и предлагает вернуться домой. Дети садятся в корабль и плывут домой, при этом вспоминая английскую песенку про кораблик. Найди нужный предметЦель: учить соотносить предметы друг с другом. Оборудование: маски-шапочки зайца, белки, ежика, собаки, рисунки с изображением моркови, ореха, гриба, косточки. Возраст: 2–6 лет. Ход игры: перед детьми лежат картинки с изображением моркови, гриба, ореха, косточки. Воспитатель рассказывает детям, кто из зверей чем питается: зайчик больше всего любит морковку, белочке очень нравится щелкать орешки, ежик на своих иголках несет в норку грибы, ну а собачка больше всего любит погрызть сахарную косточку. Детям предлагается поиграть. Педагог каждому из детей предлагает роль кого-нибудь из зверей, надев на них соответствующие маски-шапочки. После этого дети, подходя к столу, выбирают изображение того предмета, который больше всего любит его персонаж. Примечание: чем старше дети, тем большее количество персонажей можно вводить. Если играют дети в возрасте3—5 лет, то к оборудованию добавляются рисунки с изображением конуры, дупла на дереве, куста, норки в земле. Детям предлагается установить тройную цепочку слов: животное – продукт питания – место обитания. Воспитатель спрашивает детей, где живут их герои. После обсуждения ответов детей им предлагается выбрать соответствующие логическим цепочкам картинки: собака – косточка – конура; заяц – морковка – куст; ежик – грибок – норка; белка – орех – дупло. Если играют дети5—6 лет, то карточки не используются. Ребенок, получив роль какого-либо персонажа, вспоминает все слова, которые могут иметь к нему отношение. Например, собака – конура, лай, косточка, хозяин; ежик – иголки, елка, грибы и ягоды и т. д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество слов. При этом дети должны объяснить подобранный ими ряд слов. Например: собака живет в конуре, она лает, очень любит погрызть косточку. Если в дом лезет вор, то она защитит хозяина, и воры убегут... У ежика иголки, и у елки тоже иголки. Он собирает грибы, ягоды, нанизывает их на иголки и несет домой... Чей подарок?Цель: развивать кратковременную память. Оборудование: рисунки детей, которые можно использовать в качестве подарка. Например, на занятии по рисованию дети рисуют цветы, которые воспитатель затем использует в игре. Возраст: 3–5 лет. Ход игры: игра проводится с подгруппой детей. Воспитатель говорит, обращаясь к детям: «Ребята, а вы знаете, что по дороге к вам я встретила грустного ослика Иа? А грустит он потому, что у него день рождения, но никто не подарил ему никакого подарка. Это ведь так обидно. А вы хотите его порадовать?» Дети отвечают согласием. Педагог напоминает о рисунках, которые дети нарисовали ранее и возвращает их авторам, чтобы они подарили ослику Иа. В роли Ослика выступает один из детей. Грустный Ослик входит в комнату, понурив голову, приговаривая: «Никому я не нужен, никто не помнит о моем дне рождения. Никто не дарит мне подарки...» Дети с радостными криками подбегают к Ослику: «Мы помним, помним. Мы тебя любим и приготовили тебе подарки». Воспитатель: «Вот видишь, Иа, а наши ребята все помнят и приготовили тебе подарки, но и ты должен постараться. Попробуй запомнить, кто какой подарок тебе подарил». Ребята дарят свои рисунки, высказывают свои пожелания. Ослик благодарит. Чем старше дети, тем большее их количество может принимать участие в игре. После того как все подарки розданы, ребенок, исполняющий роль ослика Иа, должен вспомнить, кому из детей какой рисунок принадлежит. После угадывания ослик приглашает всех детей весело отметить его день рождения. Дети вместе с воспитателем начинают водить хоровод, напевая: «Как на ослика именины испекли мы каравай. Вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой нижины (приседают), вот такой ширины (разводят руки в сторону), вот такой ужины (сводят руки). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай». Ослик делает свой выбор, и хоровод продолжается. В игру можно играть периодически, используя различные предметы в качестве «подарков», исполняя по очереди роль именинника. Игру можно усложнять, задавая вопросы: «А кто первым сделал подарок? А кто последним? А что сказал Сережа (Саша, Света), когда вручал свой подарок?» РукавичкаЦель: развивать кратковременную память, учить воспроизводить последовательность действий. Оборудование: маски-шапочки или костюмы мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, кабана, медведя, собаки. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: в основе игры лежит украинская народная сказка «Рукавичка». Предварительно педагог знакомит детей с украинской народной сказкой «Рукавичка». После прочтения воспитатель задает детям следующие вопросы: – Назовите зверюшек, которые поселились в рукавичке? – Кто первый нашел рукавичку? – Кто прибежал после лисички (можно назвать любого персонажа)? – Как еще можно назвать зайчика (по очереди перечисляются все герои сказки)? Задача ребенка вспомнить вторые названия зверей: мышка-поскребушка; лягушка-попрыгушка; зайчик-побегайчик; лисичка-сестричка; волчок – серый бочок; кабан-клыкан; медведюшка-батюшка. После предварительной работы педагог предлагает детям поиграть в эту сказку. Распределяются роли, в том числе роль деда, потерявшего рукавичку, и его собаки. Задача детей – правильно воспроизводить последовательность заселения в рукавичку и называть двойные имена зверей. Фразы, не относящиеся к прямой речи детей, воспроизводит воспитатель. Содержание сказки. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: – Тут я буду жить. А в это время лягушка – прыг-прыг! – спрашивает: – Кто, кто в рукавичке живет? – Мышка-поскребушка. А ты кто? – А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня! – Иди. Вот их уже двое. Бежит зайчик, подбежал к рукавичке, спрашивает: – Кто, кто в рукавичке живет? – Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка. А ты кто? – А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня! – Иди. Вот их уже трое. Бежит лисичка: – Кто, кто в рукавичке живет? – Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто? – А я лисичка-сестричка. Пустите и меня! – Иди. Вот их уже четверо сидят. Глядь – бежит волчок и тоже к рукавичке, да и спрашивает: – Кто-кто в рукавичке живет? – Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто? – А я волчок – серый бочок. Пустите и меня! – Ну уж иди! Влез и этот – уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись – бредет кабан: – Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет? – Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок – серый бочок. А ты кто? – А я кабан-клыкан. Пустите и меня! Вот беда, всем в рукавичку охота! – Тебе ведь и не влезть! – Как-нибудь влезу, пустите! – Ну что ж с тобой поделаешь, лезь! Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что и не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет: – Кто-кто в рукавичке живет? – Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто? – Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня! – Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. – Да как-нибудь! – Ну уж иди, только с краешку! Влез и этот – семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди разорвется. А тем временем дед хватился – нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит – лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: «Гав-гав-гав!» Звери испугались, из рукавички вырвались – да врассыпную по лесу. Ну, дед пришел и забрал рукавичку. Подобный способ развития памяти через драматизацию литературных произведений может являться очень эффективным. Помимо простого запоминания содержания, дети должны четко запомнить и воспроизвести нужную последовательность действий. Примечание: для детей 3–4 лет такой сказкой может являться русская народная сказка «Репка»; 4–5 лет – «Теремок» и др. Петушок – золотой гребешокЦель: развивать процесс узнавания, расширять объем зрительной памяти. Оборудование: маска петушка, горошинки. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: игра проводится с подгруппой детей из 6–7 человек. Воспитатель рассказывает начало сказки «Петушок – Золотой гребешок». «Жили-были Кот, Дрозд да Петушок – Золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да Дрозд ходят в лес дрова рубить, а Петушка одного оставляют». Затем педагог обращается к детям: «А как вы думаете, Петушку ведь грустно одному дома оставаться? А давайте мы с ним поиграем?» Дети соглашаются поиграть с Петушком. Назначается Петушок из числа детей. Воспитатель объясняет правила игры. Ребята подходят к домику Петушка и поют ему песенку: Петушок, петушок – Золотой гребешок, Петушок выглядывает в окошко, дети протягивают ему горошек (предварительно раздает воспитатель). Ребенок-Петушок делает вид, что склевал горошек, и скрывается за окошком. Дети опять поют песенку, но теперь у одного из детей горошка нет. Когда Петушок третий раз выглянет из окошка, он должен сказать, кто из детей не участвовал в игре предыдущий раз. Игру можно усложнять, меняя не одного, а двух, а затем трех детей. Роль Петушка дети выполняют по очереди. После того как вся подгруппа поучаствует в игре, все вместе весело танцуют. Веселые зверятаЦель: развивать двигательную память. Оборудование: рисунки с изображением кошки, петушка, лошадки. Возраст: 2–3 года. Ход игры: воспитатель предлагает поиграть детям в веселых зверей, предварительно проведя беседу о характерных движениях кошки, петушка, лошадки. Воспитатель спрашивает детей, как кошка умывается, лакает молочко из миски, потягивается на солнышке, как она разговаривает; взрослый вместе с детьми демонстрирует эти движения. Далее вспоминают характерные движения и звуки петушка: машет крыльями, клюет зернышки, ходит, высоко поднимая ноги, кричит ку-ка-ре-ку. Лошадка скачет, вскидывая голову, кричит иго-го. После такой предварительной работы дети должны воспроизводить эти движения самостоятельно в ответ на стихотворный текст воспитателя и показ рисунка соответствующего животного. В игре можно использовать следующие тексты. Уж вы серые котятки (автор) Военный городок на границеЦель: развитие образной памяти. Оборудование: реквизиты для сюжетно-ролевых игр «дочки-матери», «детский сад», спортивный инвентарь, военные рубашки, пилотки. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: игра предполагает большое количество ролей. Перед персонажами поставлены различные задачи. Часть детей – солдаты, 2–3 ребенка – командиры, 1 нарушитель границы, 2–3 девочки – жены командиров, часть детей – их дети, 1 ребенок – воспитатель в детском саду, возможны и другие роли. Необходима предварительная работа, в ходе которой дети знакомятся с сюжетом игры, заучивают материал, необходимый для проигрывания некоторых ролей, запоминают сказки. Утро в военном городке. Командиры собираются на службу. Их жены кормят мужей завтраком. Просыпается отделение солдат. Один из них проводит зарядку (воспитатель заранее показывает этому ребенку несколько упражнений, а затем в ходе игры следит за их правильным выполнением). Командир отдает приказ заступить на охрану границы РФ. Два солдата во главе со своим командиром охраняют границу (обходят помещение по периметру). В это время с другой стороны появляется нарушитель. Он идет очень тихо, прячась за деревьями. Но все равно оставляет следы (можно вырезать из бумаги следы и оставлять их на полу). Оставшиеся солдаты занимаются спортом, маршируют под песню (заранее обговаривается песня, которую будут петь солдаты). Нарушитель затаился, а пограничники увидели его следы, и командир посылает одного из солдат с докладом о происшествии. Донесение должно быть передано слово в слово. «Товарищ командир. Наряд пограничников при обходе границы обнаружили следы нарушителя. Группа идет по следу. Просим разрешения к задержанию и дополнительную помощь» (это сообщение командир должен заранее запомнить, чтобы передать своему подчиненному). Педагог следит за правильностью передачи сообщения. Солдат прибегает в штаб с донесением. Высылается подмога, нарушителя задерживают и приводят в штаб. Командир допрашивает нарушителя (вопросы допроса оговариваются заранее): – С какой целью вы нарушили границу? – Что собирались делать на территории России? – Как ваше настоящее имя? – Гражданином какой страны вы являетесь? Нарушитель на каждый вопрос говорит, что просто местный житель и ищет свою корову. Его помещают под арест до приезда более высокого начальства. Параллельно разыгрывается линия мирной жизни. Мамы отводят своих детей в детский сад. Воспитатель, занимаясь с детьми, рассказывает им сказку (ребенок пересказывает как можно близко к тексту какую-либо знакомую сказку, например «Репка», «Курочка Ряба»). Мамы в это время занимаются домашним хозяйством: готовят, стирают, убираются в квартире. Педагог следит за правильностью и последовательностью действий. Воспитатель говорит, что рабочий день близится к концу. Это сигнал для всех участником игры: мамы забирают домой детей из детского сада, командиры возвращаются домой, солдаты возвращаются в казарму, нарушитель сидит за решеткой. Педагог говорит: «Ну, вот и завершился трудовой день. Все работали на славу, а теперь можно и отдохнуть». Дети все вместе танцуют под быструю музыку. Можно разыгрывать лишь отдельные блоки игры, а затем объединять в единое целое. Возможно проигрывание лишь военной линии сюжета. Вот какая МашенькаЦель: учить воспроизводить последовательность действий. Оборудование: кукла Машенька, тазик, мочалка, кусок мыла, кружка. Возраст: 2–3 года. Ход игры: игра проводится либо индивидуально, либо с небольшой подгруппой детей. Воспитатель говорит, как важно быть чистым и опрятным, а вот наша Машенька вернулась с прогулки, а у нее ручки грязные, личико чумазое. Воспитатель: «А что же надо сделать, чтобы дочка Машенька стала чистой?» Дети отвечают. Воспитатель говорит: «Правильно, мы нальем в тазик водички и умоем дочке личико. А дальше что надо делать?» Дети, опираясь на собственный опыт, рассказывают последовательность умывания. Воспитатель говорит: «А кто вспомнит, какие слова говорит вам мама, когда купает вас?» Если никто из детей не дает ответа, то воспитатель предлагает выучить следующую потешку: Водичка, водичка, умой мое личико, После того как педагог выслушает ответы детей, он предлагает воспроизвести эти действия с Машенькой, сопровождая стихотворным текстом. Игрушки в магазинеЦель: учить запоминать последовательность объектов, устанавливать соответствие между ними. Оборудование: маски-шапочки игрушек: утенка, попугая, крокодила, лисенка, ежика, медвежонка, зайчонка. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям посетить магазин игрушек. Часть детей исполняет роль игрушек. Они размещаются каждая на определенном месте, которое определяет педагог. Взрослый вместе с детьми приходит в магазин, где они внимательно рассматривают игрушки. Педагог останавливается возле каждой игрушки, называет ее, отмечает, какая она красивая, обращает внимание на то место, где стоит каждая игрушка. Затем дети уходят. Воспитатель объясняет, что наступил вечер, и магазин закрылся (можно уменьшить освещение в помещении). А вот игрушкам захотелось повеселиться. Дети-игрушки приходят в движение. Они танцуют, разговаривают, веселятся. Остальные дети в это время имитируют сон. Воспитатель говорит: «Они веселились всю ночь и не заметили, как наступило утро. Но вот беда, игрушки не успели вернуться на свои полочки. Давайте, дети, поможем игрушкам найти свое место на полочках». Задача детей расставить игрушки так, как это было вначале игры. Возможно, использовать другой вариант игры. После того как дети посетили магазин игрушек, воспитатель говорит: «К нам в магазин приходила бабушка и купила своей внучке (внучку) на день рождения в подарок игрушку». Одна из «игрушек» прячется (кто именно, дети не видят). «А давайте угадаем, какую игрушку купила бабушка?» – спрашивает педагог детей. Ребята возвращаются в магазин и пытаются угадать, какую игрушку купили. В игру можно играть много раз, меняя игрушку, вводя дополнительные игрушки, убирая по 2–3 игрушки. Желательно, чтобы дети и игрушки менялись ролями. Свинки замяукали, кошечки захрюкалиЦель: развивать внимание, память. Оборудование: красные штрафные фишки. Возраст: 4–7 лет. Ход игры: педагог читает детям стихотворение К. Чуковского «Путаница». (отрывок) Замяукали котята: После прочтения стихотворения воспитатель просит детей еще раз перечислить, как животные стали говорить: котята – хрюкать, свинки – мяукать, утята – квакать, курочки – крякать, воробей – мычать, медведь – кукарекать. Если дети затрудняются, педагог подсказывает. После того, как дети справятся с заданием, воспитатель предлагает поиграть. Дети становятся в круг. Педагог находится в центре круга, он произвольно выбирает ребенка и задает ему вопрос: «Что начали делать утята?» Ребенок должен ответить: «Квакать». Если ребенок ошибается, он получает красную штрафную фишку. Затем педагог обращается к другому ребенку и т. д. В конце игры подводятся итоги: кто из детей получил больше всех красных фишек. Дети, которые чаще других ошибались, должны выполнить задание, которое придумают для них другие дети. Дама сдавала в багажЦель: развивать кратковременную память. Оборудование: игрушечные диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, собачка или картинки с изображением этих предметов сложенные в стопку по порядку. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: педагог читает детям стихотворение «Багаж». Затем педагог выясняет у детей, все ли перечисленные предметы им знакомы, если надо, объясняет значение незнакомых слов. Спрашивает детей, запомнили ли они перечень вещей, которые дама сдавала в багаж, и предлагает проверить. Он еще раз читает стихотворение, когда доходит до слов «диван, чемодан, саквояж...», дети начинают перечислять предметы и указывать на предметы или поднимать вверх картинки и показывать всем. Воспитатель помогает детям. Называть предметы можно хором, затем усложнить игру и предложить перечислять предметы одному ребенку, когда перечисление встречается в стихотворении в следующий раз – другому. Также можно поочередно всем детям произносить слова по очереди. Багаж (С. Я. Маршак)(отрывок) Дама сдавала в багаж Что у меня естьЦель: развивать кратковременную память детей. Возраст: 2–4 года. Ход игры: играют дети в количестве 2–3 человек. Один говорит: «У меня есть...», – называет любой предмет, например пылесос. Второй продолжает: «У меня есть пылесос и огурец». Следующий: «У меня есть пылесос, огурец и ключ». И т. д. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|