• День рождения
  • Юные садоводы и овощеводы
  • Мойдодыр
  • Новоселье
  • Веселые звери
  • Найди козлят
  • Избушка, впусти
  • Пекарь Прокопий
  • Теремок
  • Море волнуется
  • Найди друзей
  • Путешествие во времена года
  • Матрешкины потешки
  • Помоги Незнайке
  • Кто в садике живет?
  • Какое слово пропущено?
  • Вышли белки поиграть
  • Что мы слышим
  • Высоко – низко, далеко – близко
  • Тик-так
  • Разные профессии
  • Мягкое и твердое
  • Обезьянка заболела
  • Хочу игрушку
  • Глава 8

    Игры, развивающие речь и мышление

    Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте является неотъемлемой частью психического развития ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка формируются умения анализа и синтеза. Уже с трехлетнего возраста ребенок начинает использовать в играх предметы – заменители, оперирует словами, усваивает правила игры. У ребенка-дошкольника возникают собственные понятия и представления, он начинает понимать логику рассуждений. Важной характеристикой интеллектуального развития к концу дошкольного возраста является сформированность внутреннего плана действий.

    Развитие всех этих навыков происходит гораздо быстрее и прочнее, если использовать сюжетно-ролевые игры. Именно игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, позволит ускорить умственное развитие ребенка и подготовить его к школьному обучению.

    День рождения

    Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме.

    Оборудование: 3 куклы, одетые в платья разного цвета – красное, желтое, зеленое, вырезанные из картона фигурки цветка, яблока, флажка красного, желтого и зеленого цветов.

    Возраст: 2–3 года.

    Ход игры: воспитатель говорит, что у кукол Маши, Даши и Кати сегодня день рождения.

    Вариант 1.

    – Посмотрите, какие они сегодня нарядные. А давайте, ребята, их порадуем и подарим подарки. Вот посмотрите, какие у меня красивые флажки, цветы, яблочки. Но наши куклы очень любят каждый свой цвет, у них даже платья разных цветов: У Машеньки – красное, у Дашеньки – желтое, а у Катюши – зеленое. Поэтому Машеньке давайте подарим красные цветочки, флажки, яблоки, Дашеньке – желтые, а Катюше – зеленые. И не забудьте пожелать им что-нибудь хорошее.

    Воспитатель раздает детям по 3 рисунка разных цветов. Затем по его команде дети должны подойти к куклам и подарить подарок того цвета, какого у нее платье. Когда подарок вручается, ребенок должен сказать поздравительную фразу исходя из своего словарного запаса.

    Вариант 2

    Значение имеет не цвет, а форма, поэтому платья на куклах могут быть какие угодно.

    – У наших кукол сегодня день рождения. А у нас есть для них подарки (показывает вырезанные из картона цветы, флажки, яблоки). Но куклы по секрету мне сказали, что Машенька очень хочет, чтобы ей подарили флажки, Дашенька – цветы, а Катюша – яблочки. Давайте мы так и сделаем.

    Детям раздаются подарки. Их задача – подарить каждой кукле именно тот предмет, который она любит. Как и предыдущий раз, ребенок должен сказать поздравление.

    По окончании игры дети водят именинный хоровод «Как у Маши (Даши, Катя) на день рождения испекли мы каравай. Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай».

    Юные садоводы и овощеводы

    Цель: учить анализировать понятие, выделяя свойства предметов.

    Оборудование: фрукты (можно использовать восковые муляжи) – яблоко, груша, слива, абрикос, овощи – морковь, картошка, редис, огурец (можно использовать и другие овощи и фрукты).

    Возраст: 4–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям совершить прогулку в сад и (или) огород. На столе разложены овощи и фрукты.

    Воспитатель говорит: «Вот какой богатый урожай собрали в этом году. И чего здесь только нет. А давайте посмотрим, какие вы хорошие садоводы-огородники. Я показываю вам овощ или фрукт, а вы должны назвать как можно больше его признаков. Кто назовет больше всех, тот получит приз. Вот, например, морковь – красная или желтая (у детей более старшего возраста уточняем – оранжевая), длинная, растет в земле, есть хвостик». У кого из детей окажется больше всего призов, тот признается лучшим садоводом или овощеводом.

    Примечание: можно роль фруктов или овощей предложить исполнять детям. Тогда игру можно провести следующим образом. Ребенок тихо говорит воспитателю, кем он хочет быть. Воспитатель незаметно для других детей дает ему муляж этого предмета. Затем ребенок называет остальным детям признаки своего персонажа, например: «Я – круглое; красное или желтое, зеленое; расту на дереве, сочное, внутри семечки. Угадайте, кто я!» Задача ребенка дать такие признаки, чтобы остальные дети могли легко угадать, что это за объект. Если угадали, то водящий получает приз.

    Подобные игры можно проводить и с использованием других, знакомых ребенку предметов. Например, мебель – «Лучший плотник», посуда – «Лучший повар», транспорт – «Лучший водитель», одежда – «Лучший портной» и т. д. При этом желательно оценивать не только количество называемых признаков, но и оригинальность ответов.

    Мойдодыр

    Цель: развивать образное мышление, распознавать предметы по описанию.

    Оборудование: костюм Мойдодыра, деревянный брусок, узкая палочка, широкая палочка, кусок поролона, полоска бумаги – все по количеству играющих детей.

    Возраст: 3–5 лет.

    Ход игры: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Хотите, я вам расскажу сказку об одном мальчике?» Воспитатель показывает рисунок, на котором изображен чумазый мальчик, и читает стихотворение И. Демьянова «Замарашка»:

    Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил.
    Столько грязи, столько ссадин! Мы на шее лук посадим,
    Репу – на ладошках, на щеках – картошку.
    На носу морковь взойдет – будет целый огород!

    Педагог говорит: «Этот мальчик очень не любил умываться. И вот однажды...» зачитывает отрывки из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» о том, как от мальчика убежали его вещи и что сказал ему умывальник Мойдодыр.

    ...Рано утром на рассвете
    Умываются мышата,
    И котята, и утята,
    И жучки, и паучки.

    «А давайте, ребята, покажем, как умываются зверята. Правильно, они умываются лапками, крылышками. А что нам с вами нужно, чтобы от нас не убегали вещи (дети отвечают, педагог помогает)? Конечно, нам нужны мыло, мочалка, зубная щетка, расческа, полотенце. Вот как много всего. А давайте мы покажем, какие наши дети аккуратные, как чисто моют руки, лицо, умеют чистить зубы, расчесывать волосы».

    Педагог вместе с Мойдодыром подзывает детей к столу, на котором разложены предметы, используемые как заместители мыла (деревянные бруски), зубной щетки (узкие палочки), мочалки (куски поролона), расчески (широкие палочки), полотенца (полоски бумаги). Воспитатель говорит: «Посмотрите на эти предметы. Они вам ничего не напоминают? Посмотрите на этот деревянный брусок. А что у нас такой же формы? Правильно, мыло. А вот эта палочка (показывает узкую палочку). Разве это палочка? Конечно, нет. Что же это (дети отвечают)? Молодцы, ребята. Это будет наша зубная щетка. А на что похож этот предмет? Посмотрите, какой он мягкий (дети отвечают, что на мочалку)». Таким же образом анализируются внешние свойства полотенца (полоски бумаги) и расчески (широкие палочки).

    Далее воспитатель предлагает детям научить мальчика-грязнулю, как же надо умываться. Ребята разбирают предметы-заменители и имитируют процесс умывания. Взрослый наблюдает, в случае необходимости дает советы и приговаривает:

    Мылом, мылом, мылом, мылом
    Умывался без конца,
    Смыл и ваксу и чернила
    С неумытого лица.

    «Вот какие чистые стали наши ребята, да и наш мальчик-грязнуля умылся (показывает рисунок, на котором изображен чистый мальчик). Видите, каким он стал чистым. Вот и одежда прибежала, и книжки вернулись. А что же умывальник-Мойдодыр? Посмотрите, дети, какой он радостный, как ему приятно, что все дети любят чистоту, такие опрятные и аккуратные».

    Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
    А нечистым трубочистам – стыд и срам! Стыд и срам!
    Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое,
    И зубной порошок, и густой гребешок!
    Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться
    В ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, —
    И в ванне, и в бане, всегда и везде – вечная слава воде!

    В заключение Мойдодыр может поиграть с детьми в загадки и отгадки, которые имеют отношение к теме (для детей 4–5 лет).

    В качестве литературного материала можно использовать следующие загадки.

    Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится.

    (Мыло)

    Хвостик из кости, а на спинке – щетинка.

    (Зубная щетка)

    Чистый, зубастый, вцепился в чуб вихрастый.

    (Гребешок)

    Гладко, душисто, моет чисто.

    (Мыло)

    Мойдодыру я родня:
    Отверни-ка ты меня,
    И холодною водою
    Живо я тебя умою.

    (Кран)

    Дождик теплый и густой,
    Это дождик не простой,
    Он без туч, без облаков
    Целый день идти готов.

    (Душ)

    Можно также поиграть в игру «Я загадаю, а вы подскажите».

    Чтобы кожа красиво блестела,
    Мойте с мылом свое ...(тело).
    Вымой меня ты поскорее,
    Чистой хочется быть...(шее).
    В кране нам шумит водица:
    Мойте чаще свои... (лица).
    Мыльные пузыри пускают от скуки,
    Лучше чаще мойте с мылом...(руки).
    Могут превратиться в когти
    Неподстриженные ...(ногти).
    Чтобы стать, как бобрята, зубастыми,
    Чистите зубы лечебными ...(пастами).
    Не страшна зубам щекотка,
    Им нужна средней жесткости ...(щетка).
    Чтобы красивой была прическа,
    Пользуйтесь щеткой или...(расческой).

    Новоселье

    Цель: учить классифицировать предметы, делать обобщения, распознавать предметы по описанию.

    Оборудование: игрушечные посуда, мебель, одежда, плита, шкаф, 4 стола.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Ребята, сегодня мы будем играть в новоселов. Посмотрите, как красив наш новый дом (обращает внимание на развешанные по группе шарики). Но вот беда. У нас здесь такой беспорядок, все вещи лежат в ящиках. Давайте, разложим все на свои места. Вот, посмотрите, какой красивый шкаф стоит у нас в коридоре (подводит детей к столику, на котором стоит игрушечный шкафчик). А это большая и красивая кухня (подходят к следующему столику, на котором помещена игрушечная плита). А вот в этих двух комнатах мы и будем жить, в одной – взрослые, в другой – дети (показывает на два стоящих рядом пустых столика). А скажите, дети, что мы должны отнести на кухню?.. Правильно, посуду. Что разместим в шкафу?.. Конечно, одежду. Ну а в жилых комнатах мы расставим мебель».

    Воспитатель подводит детей к большой коробке (если детей много, то таких коробок может быть несколько), в которой лежат игрушечные посуда (вилки, ложки, тарелки, половник, кастрюля, чайник), мебель (стулья, стол, кровати, диван, кресло) и одежда (платья, брюки, рубашки, шуба, шапка).

    Педагог объясняет детям, что одежду они должны отнести на тот столик, где стоит шкафчик; посуду, где находится плита, а мебель расставить по комнатам. Дети размещают предметы по «комнатам», воспитатель наблюдает, исправляет ошибки.

    После того как работа завершена, воспитатель хвалит детей и предлагает отгадать загадки про те предметы, которые они размещали по квартире.

    Во время игры можно использовать следующие загадки.

    Сама не ем,
    А людей кормлю.

    (Ложка)

    Из горячего колодца
    Через нос водица льется.

    (Чайник)

    Четыре братца
    Под одним шатром стоят.

    (Стол)

    По дороге я шел,
    Две дороги нашел,
    По обеим пошел.

    (Штаны)

    Четыре брата
    Одним кушаком подпоясаны,
    Под одной шляпой стоят.

    (Стол)

    С одного бока лес,
    А с другого – поле.

    (Шуба)

    Дуйся, не дуйся,
    Через голову суйся,
    Попляши день-деньской —
    И пойдешь на покой.

    (Рубашка)

    Сижу верхом,
    Не знаю на ком,
    Знакомца встречу —
    Соскочу, привечу.

    (Шапка)

    С ногами – без рук,
    С боками – без ребер,
    С сиденьем – без живота,
    Со спиной – без головы.

    (Кресло)

    В брюхе – баня,
    В носу – решето,
    На голове – пупок,
    Всего одна рука,
    И та – на спине.

    (Чайник)

    Есть спина,
    А не лежит никогда.
    Есть четыре ноги,
    А не ходят и три.
    Сам всегда стоит,
    А всем сидеть велит.

    (Стул)

    Все голубки
    Вокруг одной пролубки.
    (Чашки и ложки)
    Поевши, конь
    В ясли пал.

    (Нож)

    Веселые звери

    Цель: учить правильно и чисто проговаривать фразы.

    Оборудование: маски-шапочки различных зверей в зависимости от содержания скороговорки.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в веселых зверей. Распределяет роли, надевая на детей маски-шапочки. Педагог объясняет детям, что он будет произносить веселые фразы о животных, а все дети должны постараться как можно правильнее проговорить эти фразы. Не надо расстраиваться, если с первого раза не все будет получаться.

    После того как дети заучат скороговорку, ребята-зверята, о которых идет речь, должны сплясать веселый танец. Можно начинать игру с 1–2 скороговорок, затем увеличивая их количество. Игра может продолжаться много раз, можно использовать различные скороговорки.

    Шесть мышат в камыше шуршат.


    Баран буян залез в бурьян.


    У ежа и елки иголки колки.


    У четырех черепашек по четыре черепашонка.


    У гусыни усов не ищи – не сыщешь.


    Проворонила ворона вороненка.


    Курочка Ряба пестра, с носа востра. Уточка Белогрудочка с носка плоска.


    Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.


    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.


    Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил.

    Найди козлят

    Цель: учить пользоваться картой.

    Оборудование: 2–3 фигурки игрушечных козлят или фигурки, вырезанные из картона.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель подзывает к себе детей и рассказывает им сказку: «Жила-была коза со своими козлятами. Жили-не тужили, коза травку щипала, а козлята маму дома поджидали, когда она молочко принесет. Но вот однажды ушла коза в лес, сочную травку пощипать, а дверь-то и забыла запереть. А злобный волк тут как тут, только и ждал этого. Ворвался он в избушку, запихнул козлят в мешок и унес в свое логово. Ну а один умный козленок сумел передать зайчонку карту, где находится логово волка. Зайчонок эту записку принес мне и очень просил, чтобы вы, ребята, помогли спасти козлят. Они очень на вас надеются. Ну что? Поможем?» Предварительно воспитатель прячет два-три игрушечных козленка (можно также вырезать фигурки козлят из картона) в кукольном домике.

    Дети рассматривают карту, где крестиком помечено логово волка. Игру можно проводить как в группе, так и на площадке. В зависимости от этого карты могут быть разными. Если игра проводится в группе, то на карте необходимо показать дверь, окна, предметы мебели (столы, стулья). Логово волка может размещаться, например, в кукольном домике.

    Если игра проводится на площадке, то указываются вход на площадку, веранда, песочница, спортивные снаряды. Козлят можно спрятать на веранде или в песочнице.

    Избушка, впусти

    Цель: учить анализировать свойства предметов.

    Оборудование: вырезанные из картона изображения овощей, фруктов, цветов, деревьев.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в волшебную избушку. Эта избушка всех из дома выпускает, а впускает только того, кто принесет что-то съедобное. Часть детей – это избушка. Они встают вкруг и берутся за руки. Остальные дети находятся внутри круга. По команде взрослого избушка выпускает деток погулять и принести что-то к обеду (дети, исполняющие роль избушки, поднимают руки вверх). Дети гуляют по лесу. Вокруг них по полу разложены картонные фигурки различных овощей, фруктов, цветов, деревьев, грибов. Звучит веселая музыка. Музыка прекращается. Если рядом с ребенком оказался съедобный предмет, то он может его взять и пойти домой в избушку. Подойдя к избушке, ребенок произносит: «Избушка, избушка, пусти меня домой» и показывает предмет, который принес. Дети, исполняющие роль избушки, смотрят, если предмет действительно съедобный, то поднимают руки, впуская в дом, если несъедобный, то приседают, опуская руки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не придут домой. После этого дети меняются ролями.

    Пекарь Прокопий

    Цель: научить детейчетко произносить слова и фразы, пользоваться предметами-заместителями.

    Оборудование: 3 белых халата, поварские колпаки, вырезанные из картона прямоугольник, овал, круг, трапеция, звезда, ромб.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: одновременно в игре участвуют 3 ребенка, остальные наблюдают, затем меняются ролями.

    Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, откуда берется хлеб, который каждый день мы видим на обеденном столе. Дети отвечают. Если они затрудняются, то педагог помогает: «Хлеб пекут пекари из муки, а муку мелют на мельнице из зерна». Педагог произносит начало скороговорки:

    – Козел – мукомол, кому муку молол? А кому не молол?

    Дети в ответ говорят (с этой скороговоркой знакомятся заранее):

    – От того, кому молол, получал пироги; от того, кому не молол, получал тумаки.

    Воспитатель продолжает: «Затем муку надо замесить. Покажите, как надо месить муку (дети показывают). Получается тесто. Из теста лепят самый разный хлеб. Какой хлеб вы знаете? (дети отвечают). А теперь давайте поиграем в таких пекарей». Назначает троих детей на роль пекарей.

    Воспитатель произносит скороговорку: «Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича». Педагог просит детей повторить скороговорку. А пекари важной походкой направляются на работу. Затем пекари имитируют, как они месят тесто. Воспитатель говорит: «Ты, Прокопий, будешь печь батон, найди его среди фигур (ребенок должен выбрать овал), а ты, Прокопий (обращается ко второму ребенку), – буханку. Найди буханку (ребенок выбирает прямоугольник). Ну а ты, третий Прокопий, будешь печь баранку. Где она? (ребенок выбирает круг)». Далее воспитатель просит объяснить, почему дети выбрали именно эти фигуры.

    Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает доучить скороговорки про пекарей: «Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича. Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку». После того как дети заучили скороговорки, пекари вручают свой «хлеб» тем детям, которые будут пекарями. Игра повторяется.

    Теремок

    Цель: учить анализировать и соотносить предметы друг с другом.

    Оборудование: нарисованные или вырезанные из картона 6 домиков-теремков разной величины; маски-шапочки мышки, лягушки, зайчика, лисы, волка, медведя.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: в игре участвует подгруппа детей. Предварительно дети знакомятся со сказкой «Теремок». Воспитатель просит детей вспомнить эту сказку. Дети коллективно вспоминают сюжет сказки. Воспитатель просит ответить, а почему же развалился теремок. «Правильно, все звери не могли в нем уместиться. Теремок был слишком маленький. А давайте, ребята, поиграем в свой теремок, только он у нас будет не один, а у каждого свой».

    Взрослый распределяет роли между детьми. Задача детей – выбрать домик соответственно размерам своего персонажа.

    В новом варианте сказка может звучать примерно следующим образом: «Бежит по полю мышка-норушка. Видит, стоит теремок. Она спрашивает: “Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?” Никто не отвечает. Вошла мышка и стала там жить. А по болоту лягушка скачет. Вдруг на кочке видит, стоит домик-теремок. Лягушка говорит: “Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?” Не услышала ответа. Вошла и стала жить. Бежит зайчик по лужайке. Глядь, а под кустиком теремок. Да такой ладный и аккуратный, ну как раз зайчику впору. Он и спрашивает: “Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?” Не дождался ответа. Так и у зайчика свой домик оказался. Бежит меж деревьев лисичка. Хвостиком виляет, собой любуется. И вдруг – о, чудо! На краю опушки стоит ладный домишко. “Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?” Лисонька ответа не услышала. Вошла в теремок и стала жить. Так и волчок – серый бочок, и медведюшка-батюшка своими теремками обзавелись. И стали все звери мирно жить да поживать».

    На протяжении всей сказки дети исполняли роли своих героев, имитировали их характерные движения и звуки, проговаривали фразы. Картонные домики размещались на столе. В ходе драматизации ребенок должен был подойти к столу и выбрать домик, подходящий для своего персонажа.

    В игру можно играть несколько раз, меняясь ролями.

    Море волнуется

    Цель: учить классификации, выделять внешние свойства предметов, действовать по правилам.

    Оборудование: набор карточек, на которых изображены фрукты, овощи, посуда, одежда, мебель. Количество наборов должно соответствовать количеству играющих детей.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: в основе лежит известная игра «Море волнуется». Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Море волнуется» и раздает каждому ребенку наборы карточек. Каждый набор обязательно включает по одному предмету из серии фрукты, овощи, посуда, мебель, одежда. Педагог говорит: «Сейчас мы поиграем в очень интересную игру. Я буду говорить такие слова: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три...”, а дальше вы должны быть очень внимательны, потому что я скажу, кого вам надо будет изобразить. Я могу попросить изобразить посуду, предметы мебели, овощи, фрукты или еще что-нибудь. Например, я сказала: “Море волнуется... чудесным фруктом на месте замри”. Вы должны будете поднять карточку, на которой нарисован фрукт, и попробовать его изобразить. Тот, кто поднял правильную карточку и очень похоже изобразил предмет, который у него на карточке, получает фишку. Кто в конце игры наберет больше всех фишек, тот выиграл и получит приз».

    Найди друзей

    Цель: учить соотносить предметы друг с другом, анализировать свойства предметов.

    Оборудование: картинки с изображением различных птиц, рыб, домашних и диких животных. Количество картинок каждого вида должно соответствовать количеству играющих детей.

    Возраст: 3–5 лет.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, кто к нам пришел (появляется помощник воспитателя или ребенок старшей группы, одетый в костюм Водяного). Да это же Водяной к нам в гости пожаловал. А кто знает, где он живет? Правильно, в реке, пруду. Но что же он такой грустный?»

    Водяной садится на стул и грустно поет:

    Я Водяной, я Водяной,
    Поговорил бы кто со мной,
    А то мои подружки
    Пиявки да лягушки.
    Ах, жизнь моя жестянка!

    Ведущий: «Ребята, давайте поможем водяному найти друзей в его пруду. Вот на столе лежат рисунки. Вы должны выбрать картинки, на которых нарисованы те, с кем может дружить водяной».

    Задача детей – выбрать картинки с изображением рыб. Дети показывают рисунки педагогу. Если ребенок ошибся, воспитатель помогает с правильным выбором. После этого взрослый говорит: «Посмотри, водяной, как много друзей у тебя в пруду и ты можешь с ними поиграть и потанцевать».

    Звучит веселая музыка. Дети перемещаются по комнате, имитируя движения рыб. Водяной танцует вместе с детьми, при этом звучит веселая музыка.

    В следующий раз игра повторяется по тому же сценарию, но вместо водяного в гости к ребятам приходит Старичок-Лесовичок. Лесовичок говорит такие слова:

    Я Старичок-Лесовичок,
    Живу в глухом лесу я.
    Вокруг коряга и сучок,
    Вот и сижу, тоскуя.

    Дети должны выбрать из предложенных картинок те, на которых изображены дикие животные: заяц, лиса, волк, ежик, медведь. Затем все вместе танцуют. Каждый из детей имитирует движения того животного, чье изображение он выбрал.

    Еще одним вариантом игры может быть приход к ребятам в гости Хозяюшки, которая горюет:

    Ой, беда, беда, беда,
    Обвалились ворота.
    А зверята испугались,
    По полям все разбежались.

    Воспитатель предлагает детям помочь Хозяюшке собрать животных, которые жили у нее. Дети выбирают картинки с изображением домашних животных: кошка, собака, курица, корова, гусь, лошадь. Хозяйка радуется и вместе с ребятами-зверятами танцует веселый танец.

    И еще один вариант этой игры – игра с Ветерком. В комнату вбегает Ветерок. Он машет руками и говорит:

    Я легкий, легкий ветерок,
    Лечу, где захочу я,
    Но очень здесь я одинок,
    Боюсь, что загрущу я.

    Воспитатель предлагает помочь Ветерку. Задача детей – выбрать картинки с изображением птиц, а затем повеселиться вместе с Ветерком.

    Путешествие во времена года

    Цель: учить узнавать сезонные изменения в природе, пользоваться предметами-заместителями.

    Оборудование: бескозырки по количеству играющих детей, стулья для постройки корабля, штурвал, лист ватмана, на котором нарисованы 4 острова: один окрашен в желто-красный цвет, другой – в белый, третий – в зеленый, а четвертый – в разные цвета.

    Возраст: 4–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие: «А чтобы вы поняли, какие острова мы должны встретить на своем пути, отгадайте загадку:

    Ежегодно приходят к нам в гости
    Один седой, другой молодой,
    Третий скачет, а четвертый плачет.

    (Времена года).

    Педагог говорит: «Дети, мы сейчас отправимся в путешествие по временам года. Но для этого нам нужен корабль. А давайте все вместе его построим».

    Дети расставляют стулья, имитируя корабль. Назначается один ребенок на роль капитана. Все готово к отплытию. Педагог предлагает детям посмотреть карту, на которой отмечено место старта. Дети намечают путь корабля, проведя линию последовательно через острова Осень, Зима, Весна, Лето. Корабль дает гудок и отправляется в путь. Ребенок-капитан крутит штурвал, исполняя свою роль.

    Воспитатель говорит: «Впереди видна земля. Это остров. Давайте посмотрим по карте, как он называется (показывает на остров, окрашенный в желто-красный цвет). Кто догадался, как называется этот остров (дети отвечают). А послушайте загадку про этот остров:

    Всех наградила,
    Все загубила

    (Осень).

    Воспитатель: «Итак, дети, мы с вами приплыли на остров Осень. Предлагаю погулять по острову и назвать как можно больше признаков осени. Будем называть их по очереди. Кто не назвал, тот пропускает ход».

    Дети перечисляют признаки, характеризующие осень. Далее им предлагается отгадать загадки, связанные с осенними явлениями природы.

    Можно использовать следующий литературный материал.

    Летели тени по затетени,
    Малешеньки, пожелтешенки,
    С вихрями осенними,
    С забуйными ветрами.
    Заплакали малешеньки,
    Заплакали пожелтешеньки:
    «Где наша дубравушка,
    Где родная матушка!»

    (Опавшие листья).

    По полю рыщет, поет да свищет,
    Деревья ломает, к земле траву приклоняет.
    В селе мчится, в двери стучится,
    Ворота отворяет, пыль поднимает.

    (Ветер).

    Посмотрю я в окошко:
    Идет длинный Антошка.
    Он с неба пришел,
    Да и в землю ушел.

    (Дождь).

    Падают с ветки золотые монетки.

    (Осенние листья).

    Педагог совместно с детьми определяет самого активного ребенка. Теперь он будет капитаном. Воспитатель предлагает отправиться дальше в путь. Впереди остров, название которого скрыто в загадке:

    Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.

    (Зима).

    Педагог: «Посмотрите, дети, каким цветом нарисован этот остров на нашей карте. Правильно, белым. А почему? (Дети отвечают.) А какие еще зимние явления природы вы знаете?»

    Как и предыдущий раз, дети отвечают, сохраняя очередность. Далее взрослый опять предлагает отгадать загадки, имеющие отношение к зиме.

    Можно использовать следующий литературный материал.

    Белый Тихон с неба спихан.
    Где пробегает – ковром устилает.
    Всю зиму гулял, а весной убежал.

    (Снег)

    Гуляю в поле, летаю на воле,
    Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
    Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

    (Метель)

    Стоит стар старичок среди рати одинок —
    В сером сюртучке, в белом колпачке.
    У избы он побывал – все окно разрисовал;
    У реки погостил – во всю реку мост мостил.

    (Мороз)

    Висит за окошком
    Кулек ледяной,
    Он полон капели
    И пахнет весной.

    (Сосулька)

    Одеяло белое не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось,
    С неба на землю свалилось.

    (Снег)

    Летит – молчит, лежит – молчит.
    Когда умрет, тогда заревет.

    (Снег)

    Лежал, лежал, да в речку побежал.
    На дворе горой, и в избе водой.

    (Снег)

    Без рук, без ног, а рисовать умеет.

    (Мороз)

    Не драгоценный камень, а светится.

    (Лед)

    Старик у ворот тепло уволок,
    Сам не бежит, стоять не велит.

    (Мороз).

    Вырос лес, белый весь,
    Пешком в него не войти, на коне не въехать.

    (Морозный узор на окне)

    Опять подводится общий итог, определяется победитель, который становится капитаном.

    Следующий остров на карте окрашен в зеленый цвет. Дети угадывают название этого острова по цвету и по загадке:

    Была белая да седая,
    Пришла зеленая, молодая.
    Словно пава летела, на ниву присела,
    Распустила перья для всякого зелья.

    (Весна)

    Как и на предыдущих островах, дети соревнуются, кто больше всех назовет признаков весны. Педагог обращает внимание детей, что одно и то же явление может наблюдаться в разные времена года, например дождь. Просит детей рассказать, чем же отличается дождь осенью, весной и летом. После этого взрослый загадывает загадки:

    Громко стучит, звонко кричит,
    А что говорит, никому не понять
    И мудрецам не узнать.

    (Гром)

    Крупно, дробно зачастил,
    Всю землю напоил.

    (Дождь)

    Бежит бычок, золотой рожок.

    (Лучик солнца)

    Бежит, журчит.

    (Ручей)

    На этом острове также выбирается победитель, который направляет корабль на остров Лето.

    Воспитатель говорит: «Посмотрите, какой красивый этот остров, как много самого разного цвета на нем. А почему?» Дети называют признаки лета и отгадывают загадки. Воспитатель опять обращает внимание детей на повторяющиеся явления природы в различные времена года.

    Что выше леса, краше света, без огня горит?

    (Солнце)

    Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.

    (Молния, гром, дождь).

    Поднялись ворота,
    Всему миру красота.
    Приказало солнце: «Стой,
    Семицветный мост крутой».

    (Радуга)

    В синей чаще – алый мяч,
    Он и светел, и горяч.

    (Солнце)

    Красная девушка по небу ходит.

    (Солнце)

    Растет в траве Аленка
    В красной рубашонке.
    Кто ни пройдет,
    Всяк поклон отдает.

    (Земляника)

    Не птица, а с крыльями,
    Не пчела, а над цветами летает.

    (Бабочка)

    По окончании отгадывания опять выбирается капитан, и корабль направляется домой. Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им путешествие, по каким еще островам им хотелось бы попутешествовать.

    Матрешкины потешки

    Цель: учить соотносить объекты по величине, развивать пространственное воображение.

    Оборудование: платки, платочки, фартуки.

    Возраст: 2–4 года.

    Ход игры: в процессе подготовительной работы дети знакомятся со свойствами матрешки, усваивают, что игрушку можно собрать, лишь правильно соотнеся предметы по высоте.

    Взрослый предлагает детям отгадать загадку:

    Рядом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка.

    (Матрешка.)

    Далее воспитатель предлагает детям поиграть в матрешек. Игра основана на тексте В. Д. Берестова «Матрешкины потешки».

    Воспитатель делит детей на подгруппы: для детей 2–3 лет подгруппа состоит из 3 детей, для 3—4-летних – из 5 детей. Количество оставшихся детей должно соответствовать числу подгрупп.

    Необходимое условие: в подгруппы подбирать детей разного роста.

    Дети-матрешки подвязывают фартуки, надевают платки, берут в руку платочек. Воспитатель говорит:

    Дуйте в дудки, бейте в ложки!
    В гости к нам пришли матрешки.
    Ложки деревянные, матрешечки румяные.

    Входят матрешки. Воспитатель продолжает:

    Как у нашей у хохлатки
    Нынче вывелись цыплятки,
    А из одной скорлупочки
    Матрешки вышли в юбочке.

    Воспитатель: «Посмотрите, дети, какие румяные и веселые гости к нам пришли. А кто скажет, где живут матрешки? Правильно, маленькая матрешка расположена внутри той, которая побольше, а эта – в еще большей и т. д. А кто мне поможет правильно расставить матрешек, чтобы они помещались друг в друга?»

    Оставшиеся дети пытаются расставить матрешек по росту, начиная с самого маленького по росту ребенка. Если детей много, то каждый ребенок играет с отдельной подгруппой матрешек, если мало, то играют все вместе. Воспитатель сопровождает действия детей словами:

    Шли подружки по дорожке, было их немножечко:
    Две Матрены, три Матрешки и одна Матрешечка...
    Мышку встретили подружки и попрятались друг в дружке.
    А которая осталась, больше всех перепугалась.

    После того как дети правильно расставят матрешек, воспитатель предлагает всем вместе поводить веселый хоровод:

    Весь народ глядит в окошки:
    Танцевать пошли матрешки.
    Восемь водят хоровод, а девятая поет.

    Игру можно завершить следующими словами:

    Мы до полночи гостили, нас домой не отпустили.
    Оставляют ночевать, завтра снова чаевать!

    Игру можно повторить, поменяв детей ролями.

    Помоги Незнайке

    Цель: учить строить логические цепочки, развивать образное мышление, пополнять словарный запас.

    Оборудование: лопатки, лейки, семена в пакетике, вырезанные из картона цветы.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Но что-то он очень печален. Незнайка, что случилось?» Появляется Незнайка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы): «Какой же я невезучий. У всех моих друзей, коротышек из Цветочного города такие красивые цветы растут в саду, а у меня ничего не растет. Я и семена купил, да вот не знаю, как же мне их посадить. Что надо делать? Может, вы, ребята, знаете? Поможете мне?»

    Педагог: «Ну что, дети, поможем Незнайке? Посмотрите, он приготовил лопатки, купил семена, и лейка у него тоже есть. Кто нам расскажет, что надо делать сначала?» Спрашивает одного из детей, который должен четко сформулировать, что сначала необходимо вскопать землю. Взрослый предлагает показать для Незнайки, как это надо правильно делать.

    Далее другой ребенок показывает и подробно объясняет, что надо посеять семена в землю. Третий ребенок поливает из лейки землю там, где были посеяны цветы. Также дает подробное словесное объяснение. Четвертый ребенок размещает на месте посадки макет цветка, сопровождая свои действия словами. Незнайка благодарит детей за помощь и предлагает помочь ему засадить клумбу цветами.

    Дети разбирают лопатки, лейки семена, воспроизводя последовательность действий. Воспитатель с Незнайкой следят за правильностью производимых операций. После того как дети «посадят цветы», Незнайка всех радостно благодарит, а воспитатель предлагает ему вместе с детьми отгадать загадки про цветы:

    В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке.

    (Подсолнух).

    Держит девочка в руке облачко на стебельке.

    (Одуванчик).

    Белые душистые шарики висят на стебельке, как фонарики.

    (Ландыш).

    Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одежке.

    (Колокольчик).

    В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,
    У каждой сестрички – белые реснички.

    (Ромашки).

    Белая корзинка – золотое донце,
    В ней лежит росинка и сверкает солнце.

    (Ромашка).

    Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел.

    (Одуванчик.)

    Кто в садике живет?

    Цель: развивать фантазию, речь детей.

    Оборудование: аудиозаписи песен о домашних животных.

    Возраст: 3–6 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, представляете, к нам в детский сад прибежала мышка. Ей так у нас понравилось, что она решила остаться здесь жить. Но потом мышка сказала, что нашла себе местечко на кухне у одной хорошей семьи и будет жить там, но порекомендует наш садик своим приятелям. Как вы думаете, что мышка могла бы рассказать своим друзьям о нашем детском садике и о нас с вами?» По желанию выбирается ребенок и рассказывает историю, которую могла бы рассказать мышка, о том, какой просторный детский сад, какие в нем дружелюбные и веселые дети, как хорошо мышке жилось бы на кухне, что она могла бы там кушать. Педагог помогает ребенку, задает наводящие вопросы, остальные дети тоже могут помогать и подсказывать. Далее мышка может быть заменена другими персонажами: прилетела пчелка, прибежала кошечка, приполз жучок. Можно взглянуть на жизнь в детском саду глазами питомцев живого уголка.

    Примечание: для детей в возрасте5—6 лет игра проводится так же, по окончании игры дети перечисляют животных, которые могут жить в доме, вспоминают о них стихи, загадки, песенки.

    Для прослушивания можно включить песенку «Котенок и щенок» (слова В. Викторова, музыка Т. Потапенко).

    Какое слово пропущено?

    Цель: развивать мышление.

    Возраст: 2–5 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, нам пришло письмо от кота Леопольда, но вредные мыши перехватили конверт и прогрызли в нем дырки. Теперь непонятно, что написал нам Леопольд. Может быть, вы догадаетесь, о чем здесь идет речь?» Педагог читает стихотворение, пропуская слова, дети должны догадаться, какое слово нужно назвать.

    Для игры можно использовать стихотворение Д. Хармса «Пирог».

    Я захотел yстpоить бал,
    И я гостей к себе...(позвал)
    Кyпил мyкy, кyпил твоpог,
    Испек pассыпчатый...(пирог)
    Пиpог, ножи и вилки тyт,
    Hо что-то гости....(не идут)
    Я ждал, пока хватило сил,
    Потом кyсочек ... (откyсил)
    Потом подвинyл стyл и сел
    И весь пиpог в минyтy...(съел)
    Когда же гости подошли,
    То даже кpошек...(не нашли)

    Для игры можно использовать и любое другое стихотворение.

    Вышли белки поиграть

    Цель: учить детей устному счету, соотносить действия с текстом стихотворения.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: педагог читает стихотворение, дети по ходу чтения выполняют действия.

    Белочки (Д. Спилберг)

    В конце педагог добавляет:

    Пока мы с тобой считали,
    Белочки от нас сбежали.

    Что мы слышим

    Цель: учить излагать свои мысли, развивать фантазию и образное мышление.

    Оборудование: аудиозаписи со звуками природы – завыванием ветра и шумом моря или шелестом деревьев и голосами различных птиц и зверей – продолжительностью 5—10 минут.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем слушать разные звуки. Я хочу, чтобы вы сосредоточились и очень внимательно слушали». Включается запись, дети слушают. Во время прослушивания воспитатель тихонько рассказывает: «Я слышу, как шумят листья, мне кажется, что я иду по лесу. Вокруг много деревьев. Вы слышите, как поют птицы? Как вы думаете, что это за птица? А вот, кажется, где-то что-то льется. Наверное, рядом река или ручей...» Педагог предлагает детям пофантазировать, увидеть то, чего не видно. Предлагает наводящие вопросы – определить, какое сейчас время суток, солнечно в лесу или нет. По окончании игры можно предложить детям нарисовать увиденную мысленно картину.

    Высоко – низко, далеко – близко

    Цель: учить детей определять положение предмета, используя понятия «низко», «высоко», «далеко», «близко».

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: предварительно воспитатель читает детям сказку «Машенька и медведь». После прочтения педагог обсуждает вместе с детьми сказку, затем говорит: «Вот так Машенька перехитрила медведя, она говорила ему, что высоко сидит и далеко видит, а на самом деле сидела в коробе за его спиной, и медведь нес ее домой, к бабушке и дедушке». Затем педагог предлагает поиграть. По желанию детей или при помощи считалочки дети выбирают водящего. Он должен выйти из игровой комнаты. Оставшиеся дети загадывают любой находящийся в помещении предмет, затем расходятся по всей комнате и располагаются в разных местах. Водящего приглашают войти в игровую комнату и объясняют, что дети загадали предмет, а он должен отгадать, что это за предмет. Водящий может спрашивать у детей далеко или близко, высоко или низко находится этот предмет. Он по очереди подходит к игрокам и задает им вопросы. Отвечающий на вопрос ребенок не должен в момент ответа смотреть на предмет, он может отвечать только словами «высоко», «низко», «далеко», «близко». Если игрок затрудняется и не может определить высоко предмет или низко, он может показать примерный уровень высоты, на котором находится предмет; если игрок не может сказать, далеко предмет или близко, он может ответить «не очень далеко». Когда водящий угадывает предмет, ребенок, который последним давал подсказку, становится водящим и игра продолжается.

    Тик-так

    Цель: развивать мышление, учить детей правильно называть время, развитие памяти.

    Оборудование: вырезанная из картона большая стрелка.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в часы. Дети становятся в круг и берутся за руки, один из детей становится в середину круга и вытягивает вперед стрелку. Ребенок в середине круга движется по кругу, приговаривая: «тик-так, тик-так, тик-так». Педагог командует: «Стоп! Сколько времени?» Ребенок-Стрелка останавливается, а тот на кого укажет его рука, должен сказать: «Время ..... часов, ... минут, ... секунд» (время называется произвольно). Ребенок-Стрелка должен громко повторить. Игра продолжается. Если ребенок называет неправильное время (двадцать восемь часов, например), он становится Стрелкой.

    Указание: предварительно желательно провести беседу о часах, рассказать, какие часы бывают, дать детям послушать, как они тикают, объяснить, что у часов есть часовая, минутная и секундная стрелки и т. д.

    Разные профессии

    Цель: учить детей изображать пантомимой какие-либо действия.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: педагог предлагает детям игру. Он будет читать стихотворения о разных профессиях, а дети должны пантомимой изобразить эту профессию. При помощи считалки выбирается несколько игроков, после прочтения стихотворения каждый игрок показывает свою пантомиму, остальные дети оценивают, у кого лучше получилось. Далее выбираются новые игроки и читается следующее стихотворение. Желательно, чтобы в игре поучаствовали все дети.

    В игре можно использовать стихотворения Б. Заходера из серии «Строители».

    Портниха
    Целый день сегодня
    Шью.
    Я одела
    Всю семью.
    Подожди немного, кошка, —
    Будет и тебе одежка.
    Шофер
    Качу,
    Лечу
    Во весь опор.
    Я сам шофер,
    И сам – мотор.
    Нажимаю
    На педаль —
    И машина
    Мчится вдаль!
    Переплетчица
    Заболела
    Эта книжка:
    Изорвал
    Ее братишка.
    Я больную
    Пожалею:
    Я возьму ее
    И склею!
    Строители
    Пусть не сердятся родители,
    Что измажутся строители,
    Потому что тот, кто строит,
    Тот чего-нибудь да стоит!
    И неважно, что пока
    Этот домик из песка!
    Сапожник
    Мастер, мастер, помоги —
    Прохудились сапоги!
    Забивай покрепче гвозди —
    Мы идем сегодня в гости!

    Мягкое и твердое

    Цель игры: научить детей определять такие качества предмета, как «твердое» и «мягкое».

    Оборудование: мягкие игрушки – тряпичные, меховые, поролоновые, резиновые (экологически чистые) и иные; игрушки из твердого материала – деревянные, металлические (из легких сплавов), пластмассовые (экологически чистые) и иные; одна большая коробка (красочная, обклеенная яркой, разноцветной бумагой или самоклеющейся пленкой); два столика (если нет, то две коробки поменьше, тоже красочные); две наклейки, изображающие что-то мягкое, например пушистого котенка или цыпленка, и твердое, например, кубик, машинку, пирамидку и др.

    Возраст: 2–3 года.

    Ход игры: игра проводится с небольшой группой детей от 2 до 2,5 лет (7–8 человек) и от 2,5 до 3 лет (9—10 человек). Вначале педагог раздает каждому ребенку по игрушке и говорит: «Посмотрите, детки, какие у вас красивые игрушки. Давайте с ними поиграем (обращается к ребенку, у которого машинка). Саша, покажи, как ты катаешь машинку» и т. д. Можно предложить детям поменяться игрушками. Если кто-то не захочет меняться, нужно предложить другую игрушку. Педагог идет за ширму или в другой конец комнаты, где спрятана коробка с другими игрушками, приносит ее и говорит: «Вот вам, дети, еще игрушки, мы тоже будем в них играть». Важно обратить внимание на то, чтобы дети не побросали свои игрушки и не побежали за новыми. Педагог говорит: «Возьмите, дети, свои игрушки и принесите мне. (Дети выполняют просьбу, педагог ждет, пока все принесут игрушки.) Важно также, чтобы в комнате была дружелюбная атмосфера; чтобы дети не потеряли интерес к игре. Педагог: „Ребята, пожалуйста, положите аккуратно свои игрушки вот в эту большую коробку к остальным игрушкам. Пусть игрушки познакомятся и подружатся“. Дети выполняют просьбу, некоторые могут это делать с неохотой или вовсе отказаться, тогда следует добавить: „Пока игрушки отдыхают, я расскажу вам про них. А потом вы снова можете взять те игрушки, какие захотите. Давайте и мы отдохнем“. Воспитатель ведет детей к стульчикам, рядами стоящими друг напротив друга, и помогает сесть. Педагог тоже садится на маленький стульчик. Около него по сторонам стоят столики (или коробки поменьше). Коробка с игрушками осталась стоять на полу напротив педагога.

    Важно, чтобы педагог сидел на том же стульчике, что и дети, так как их глаза будут находиться почти на одном уровне во вовремя общения. Педагог говорит: «Ребята, сейчас вы все трогали игрушки, вы почувствовали, что некоторые игрушки твердые на ощупь, а некоторые – мягкие. Вот у меня в руках машинка. Она мягкая или твердая?» Предлагает детям потрогать машинку, сжать ее пальчиками, дети отвечают. «А плюшевый медвежонок? Зайчик тоже мягкий, и котенок, но их нельзя сжимать так, им может быть больно, нужно бережно относиться к животным. Их можно погладить (показывает на игрушке). А теперь мы, не торопясь, подойдем к коробке. Выберите себе игрушку и принесите к столикам. Вот этот столик (показывает) для мягких игрушек, на нем нарисован цыпленок, он мягкий и пушистый. Сюда подойдут те ребята, у кого мягкие игрушки». В этом время педагог может обращаться к тем детям, у которых мягкие игрушки: «Катюша, у тебя зайчик, он какой? (Девочка отвечает.) Погладь его, принеси вот к этому столику» (показывает). Дети кладут или сажают игрушки на определенные столики (или аккуратно по коробкам), пока в большой коробке не станет пусто. После этого дети еще раз подходят к столикам, сначала с мягкими игрушками, затем с твердыми, трогают их, определяют, что твердые игрушки не сжимаются, а мягкие сжимаются.

    Обезьянка заболела

    Цель игры: развить творческие способности, научить детей выражать свои эмоции, рассуждать на основе мини-спектакля.

    Оборудование: маска или костюм обезьянки, детская кроватка со всеми постельными принадлежностями или импровизированный диван из стульев, покрытых одеялом, 3 костюма матрешки для 3 девочек разного роста, костюм или шапочка пингвина (зайчика, мишки и т. д.), 2 костюма куклы (большие банты, пышные платья, туфли, носочки или колготки), 4 сделанные из бинтов формы: 2 – для рук, 2 – для ног. Для этого заранее (за день-два) наматывают бинты на руку (2 штуки), потом аккуратно снимают, получаются «варежки» из бинтов, так же делают «носочки» для ног, муляж банана или другого фрукта, книга.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: ребенок в костюме обезьянки играет на полянке: прыгает то на одной лапке, то на другой. Вдруг Обезьянка «занозила» левую лапку. «Ой», – воскликнула Обезьянка. Она хочет вытащить занозу, вытаскивает, дует на лапку. Прыгает дальше, ушибла заднюю лапку, потирает ушибленное место; прыгает снова и нечаянно «оцарапала» правую лапку и «прищемила» вторую заднюю лапку. Еле-еле дошла, «перевязала» (поочередно надела на «лапки» бинтовые «варежки» и «носочки») и легла на кроватку. Обезьянка «плачет», приговаривает: «Ой! Зачем у меня четыре лапки? Одна болит, другая ноет, третья не движется, а четвертая чешется. Ой-ой-ой!». Приходят Матрешки, приносят банан. Обезьянка машет головой, не хочет есть.

    1-ая Матрешка. Не плачь, Обезьянка, все заживет.

    2-ая Матрешка. Скушай банан, Обезьянка, и все пройдет!

    3-я Матрешка в это время гладит Обезьянку по голове ласково, бережно. Затем они прощаются и уходят. Обезьянке стало лучше.

    Приходит Пингвин. Он принес книгу, чтобы почитать Обезьянке.

    Пингвин. Здравствуй, Обезьянка. Решил навестить тебя. Почитать тебе книгу?

    Обезьянка рада и соглашается. Она слушает, Пингвин читает. Затем Пингвин уходит.

    Но вот пришли «куклы» Ляля и Галя.

    Ляля. Ну вот, добегалась!

    Галя. Ну вот, допрыгалась!

    Ляля. Вот у нас ручки не болят, ножки целы, гуляем себе и гуляем.

    Обезьянка сразу «вспомнила», что у нее болят лапки. Она сделала грустное лицо и, чуть не плача, смотрит на свои лапки.

    Галя. Плакать нечего, мы тебе правду говорим.

    И обе куклы ушли, даже не попрощавшись. Лапки у Обезьянки совсем разболелись. Но тут пришла девочка, маленькая Катя, и осторожно нарисовала на забинтованных лапках смешные рожицы. Обезьянка посмотрела на забинтованные лапки – и давай смеяться: «Ха-ха-ха! Какие у меня смешные лапки! Ха-ха-ха!» Катя стала тоже смеяться, а потом весело сказала: «Теперь твои лапки быстро заживут, и ты, Обезьянка, снова выйдешь гулять. Выздоравливай скорее!»

    Катя ушла. Лапки обезьянки быстро зажили. Обезьянка осторожно сняла повязки, хотя ей не хотелось (когда снимала, она вздыхала, гладила лапки в повязках).

    Появляются Матрешки, Пингвин, Катя, и все идут гулять. Куклы стоят в сторонке, им стыдно (изображают, как им стыдно: невеселые лица, глаза опущены, голова тоже слегка наклонена). Детям жалко кукол, они поняли, что поступили плохо, они прощают кукол, зовут с собой гулять.

    На этом игра заканчивается. По окончании игры проводится небольшая беседа со зрителями – детьми, которые не участвовали в игре.

    Беседа в основном состоит из таких вопросов: «Понравилась ли игра?», «Кто больше всех понравился?», «Почему?», «Кто не понравился?», «Почему?», «Как поступили бы вы на месте кукол?» и т. д.

    Хочу игрушку

    Цель игры: развивать умение выражать свои мысли.

    Оборудование: игрушки.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушки разных цветов). Задача ребенка – уговорить вас отдать ему этот предмет. Вы можете отдать вещь, когда захотите. Игра состоит из двух частей. В первой части малыш может просить предмет как с помощью слов, так с помощью мимики и жестов. Во второй – только с помощью мимики и жестов.

    После этого поменяйтесь с ребенком ролями. В эту игру можно играть не только вдвоем, но и парами.

    После окончания игры – обсуждение. Пусть ребенок поделится с вами впечатлениями. Отметьте, как было легче просить предмет, какие действия партнера повлияли на решение отдать его, оцените те же чувства, которые испытывали игроки.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх