• Светофор
  • Каким оно бывает
  • Письмо от незнайки
  • Где встречается этот цвет
  • На дороге
  • Какой цвет любимый
  • Назови предмет
  • Нарисуй одним цветом
  • Не пропусти
  • Ниточка-иголочка
  • Овощи и фрукты
  • Вспомни, как было
  • Юные дизайнеры
  • Раз, два, три – свой дом ищи!
  • Цветные классики
  • Разноцветные мячики
  • Волшебные шарики
  • Разбудим краски
  • Красивые куклы
  • Цветик-семицветик
  • Детки в клетке
  • Радуга-дуга
  • Ловим мышек
  • Где звенит колокольчик?
  • Догадайся
  • Зернышко к зернышку
  • Чудесные растворы
  • Прислушайся к себе
  • Глава 7

    Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета

    Восприятие цвета не дается человеку с рождения. Новорожденный ребенок видит мир черно-белым. Дети младшего дошкольного возраста видят все цвета, но еще не способны обращать внимание на нюансы и оттенки цвета. Механизм восприятия уже готов, необходимо научить ребенка им пользоваться. Взрослые помогают ребенку в совершенствовании этого обучения. Обучение восприятию состоит из двух основных составляющих: анализа и обобщения. Ежедневно сталкиваясь с различными цветовыми оттенками в повседневной жизни, ребенок с помощью педагога развивает свой эстетический вкус. Приведенные в сборнике примеры игр учат детей различать цвета, находить их в окружающей обстановке и запоминать их названия.

    Светофор

    Цель: учить детей различать цвета, находить заданные цвета в окружающей обстановке.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Игровой зал делится пополам меловой линией или шнурком, один из детей при помощи считалки выбирается водящим. Он становится у линии и загадывает цвет. Например, красный. Остальные дети должны показать этот цвет на своей одежде или в окружающем интерьере. Одежду других детей указывать нельзя. Если у ребенка нет такого цвета на одежде, он должен пробежать мимо водящего так, чтобы не быть пойманным. После того как все дети пересекут линию, водящим может быть другой ребенок.

    Каким оно бывает

    Цель: учить детей выделять признаки предметов.

    Оборудование: картинки с изображениями различных предметов.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть, он показывает карточки с различными предметами, а дети называют признаки этого предмета. Например, педагог показывает карточку с изображением мячика. Дети перечисляют его признаки: мяч круглый, упругий – отскакивает от пола, красного цвета, большой и т. д. По итогам игры выбирается ребенок, назвавший больше всех признаков.

    Письмо от незнайки

    Цель: учить сопоставлять цвета с предметами.

    Возраст: 3–5 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям почитать письмо от Незнайки. Дети слушают рассказ, замечают в нем ошибки и указывают на них. Все вместе обсуждают, в чем ошибся Незнайка и как правильно было написать. Текст письма может быть примерно таким: «Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провел в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило. В розовом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой речке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето кончилось, началась осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет желтый снег, все поставят в домах красные елки, украсят их черными шариками и разноцветными красивыми гирляндами. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощенье – розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания. Ваш друг Незнайка».

    Где встречается этот цвет

    Цель: запоминание цветов.

    Оборудование: флажки разных цветов – желтый, красный, зеленый, синий, белый, голубой и т. д.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям вспомнить известные им песни, сказки и стихотворения, в которых упоминаются цвета. Педагог показывает детям флажок, дети вспоминают строчки из стихотворений или песен, где упоминается такой цвет.

    На дороге

    Цель: развитие умения четко различать цвета светофора, внимательности, знакомство с правилами дорожного движения.

    Оборудование: три цветных бумажных круга с ручкой, чтобы их было удобно держать – зеленый, желтый, красный или картонная модель светофора, в которой можно переключать цвета.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает поиграть. Выбирается жюри из 3 человек, остальные дети делятся на пешеходов и водителей. Например, девочки будут пешеходами, мальчики – водителями. Все вместе вспоминают, какие цвета бывают у светофора, на какой цвет можно двигаться пешеходам и водителям. Педагог рисует на полу две широкие полосы, это будет дорога, и включает негромкую музыку. Воспитатель встает на перекрестке и переключает цвета на светофоре. Дети перемещаются по дороге согласно показаниям светофора. Жюри внимательно следит за перемещениями детей, отслеживает, чтобы все двигались только на зеленый цвет.

    Какой цвет любимый

    Цель: научить детей четко различать цвета и оттенки, правильно называть их названия, развитие внимательности.

    Оборудование: красочные картинки с изображениями сказочных героев.

    Возраст: 2–5 лет.

    Ход игры: воспитатель показывает детям картинки с изображениями сказочных героев: «Ребята, как зовут эту девочку? (Дети отвечают). Да, это Мальвина. Как вы думаете, какой цвет она любит больше всего? А почему вы так решили?» Дети могут ответить, что любимый цвет у Мальвины голубой, так как она всегда носит платья голубого цвета и даже волосы у нее голубые. Также педагог показывает изображения других персонажей, а дети предполагают, какой цвет у них любимый, объясняют почему и называют все цвета, присутствующие на картинке. Воспитатель обращает внимание детей на оттенки, отмечает, что голубой цвет похож на синий, розовый – на красный и т. д. Затем дети могут рассказать, какие цвета нравятся им. После того как все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает вспомнить других известных детям героев и подумать, какие цвета эти герои любят.

    Назови предмет

    Цель: развитие внимательности, запоминание цветов и их названий.

    Оборудование: кольца от пирамидок одинаковой формы, но разных цветов.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть, быстро показывая детям одно из колец, потом убирает его и произвольно выбирает детей, которые должны назвать предметы такого же цвета. Как только дети начинают затрудняться с ответами, педагог предлагает ответить желающим, затем все вместе перечисляют названные предметы. После этого воспитатель показывает следующее кольцо. Дети старшего дошкольного возраста должны давать ответы без промедления.

    Нарисуй одним цветом

    Цель: учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.

    Оборудование: цветные карандаши, листы бумаги.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель раздает детям цветные карандаши, по одному карандашу каждому ребенку, листы бумаги и предлагает нарисовать этим карандашом любой подходящий по цвету предмет. Для этого отводится 10–15 минут. Затем дети поочередно показывают остальным свои рисунки, говорят, что на них изображено и каким цветом. Если ребенок нарисовал неподходящий, с точки зрения воспитателя, предмет (синее солнце, например), не надо критиковать ребенка – можно сказать, что в полете творческой фантазии предметы могут принимать любые формы и цвета.

    Примечание: детей старшего дошкольного возраста можно разделить на команды и проводить соревнования – одним и тем же цветом нарисовать как можно больше предметов.

    Не пропусти

    Цель: научить различать цвета и их названия, развивать внимательность.

    Оборудование: разноцветные комплекты фишек для каждого ребенка.

    Возраст: 3–5 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Он раздает разноцветные фишки и читает любое стихотворение, где часто упоминаются цвета предметов. Например, стихотворение А. Барто «Петя рисует». Дети, услышав названия цветов, выкладывают фишки таких же цветов перед собой в ряд. После прочтения стихотворения педагог вместе с детьми проверяет получившийся цветовой ряд. Один из детей произносит название цвета, показывает его всем, другой ребенок продолжает. После этого педагог предлагает детям вспомнить песни, стихотворения, сказки, в которых упоминаются разные цвета.

    Для игры также можно использовать следующие стихотворения.

    Дождик (Е. Стеквашова)
    В синем небе бродят тучи,
    Гаснет солнца желтый лучик.
    Красный помидор сердит:
    – Что же солнце не горит?
    Рад зеленый огурец:
    – Ух, напьюсь я наконец!
    Ты прозрачною водой,
    Дождик, щечки мне умой.
    Мяч (А. Барто)
    Мой веселый, звонкий мяч,
    Ты куда помчался вскачь?
    Синий, красный голубой,
    Не угнаться за тобой.

    Ниточка-иголочка

    Цель: научить детей размышлять, закрепить знания о цвете.

    Оборудование: иголка с ниткой, образцы вышитых изделий, бумажные шапочки на голову разных цветов (или тканевые повязки) – желтая, синяя, красная, зеленая, белая, черная.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель показывает детям иголку и спрашивает: «Кто из вас знает, для чего нужна эта игла?» Дети отвечают, что иголками шьют. Педагог подсказывает, что иголкой можно не только шить, но и вышивать (берется цветная нитка, и ею вышивается узор), что нитки бывают самых разных цветов, а в итоге могут получаться очень красивые узоры. Показывает образцы различных вышивок и предлагает поиграть.

    По желанию выбирают Иголочку, она отворачивается. Остальные дети надевают цветные шапочки и становятся за ней в колонну – это разноцветные Нитки. Иголочка должна, не глядя, угадать, какая Ниточка стоит сзади нее. Она говорит:

    – Я узоры вышиваю,
    Ниточку в иглу вдеваю,
    Нить нужна мне.... (называет синюю).

    Дети хором:

    – Есть такая (если первый в ряду ребенок играет роль Синей Нити).

    Ребенок подходит сзади и берет Иголочку за талию. Затем Иголочка с Ниточкой обегают вокруг детей и возвращаются на свое место. Дети по команде воспитателя перемешиваются и становятся в колонну сзади Иголочки и Ниточки уже в другом порядке. И Иголочка снова угадывает стоящую ближе всех Ниточку. Игра продолжается до тех пор, пока все ниточки не окажутся нанизаны на иголку.

    Если Иголочка не угадывает цвет нитки, дети хором говорят:

    – Нет такой, – и Иголочка должна угадать, какого цвета Нитка стоит у него за спиной.

    Для этого задаются наводящие вопросы: «Ты похожа на солнышко? А на траву? А на небо?»

    Ниточки должны отвечать только «да» или «нет». И так продолжается, пока ребенок не угадает.

    Примечание: для малышей предварительно необходимо провести беседу о цветах (какого цвета снег, земля, солнце, трава), нарисовать картинки – синее небо, зеленая травка, желтое солнышко, синяя речка. Детям 5–7 лет можно добавить цвета: розовый, голубой, коричневый.

    Овощи и фрукты

    Цель: учить различать цвета, находить предметы заданного цвета, развитие быстроты и внимательности.

    Оборудование: муляжи овощей и фруктов или картинки с изображениями овощей и фруктов разных цветов – желтого, зеленого и красного. Например, желтые – дыня, банан, красные – помидоры, клубника, зеленые – огурец, кабачок. Овощей и фруктов разных цветов должно быть одинаковое количество.

    Возраст: 3–5 лет.

    Ход игры: педагог предлагает детям поиграть. Дети делятся на команды: «Желтая», «Красная», «Зеленая». Воспитатель раскладывает на столике муляжи овощей и фруктов или картинки с изображениями. По команде педагога дети начинают брать и складывать овощи своего цвета в свои корзинки. Побеждает команда, которая раньше всех заберет все свои овощи и фрукты.

    Вспомни, как было

    Цель: научить различать цвета, развивать внимательность.

    Оборудование: маски-шапочки с кисточками разных цветов.

    Возраст: 4–7 лет.

    Ход игры: педагог предлагает детям проверить, какие они внимательные. Он раздает детям разноцветные шапочки. При помощи считалочки или по желанию выбирается водящий. Несколько детей встают в ряд, водящий внимательно смотрит на них, запоминает порядок расположения цветов, затем отворачивается. Дети меняются местами или игроки заменяются другими детьми в масках того же цвета, водящий должен вспомнить в каком порядке были расположены цвета. После того как он справился с заданием, выбирается новый водящий, и игра продолжается.

    Примечание: для детей 4–5 лет в ряд достаточно поставить 3–4 игроков, для 6—7-летних детей игру можно усложнить: ввести большее количество игроков в цепочке, можно предложить детям меняться масками-шапочками для того, чтобы запутать водящего.

    Юные дизайнеры

    Цель игры: развитие творческих навыков.

    Оборудование: листы бумаги, краски, фломастеры, карандаши.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: вы предлагаете ребенку найти свое решение оформления его детской комнаты. Итак, вы задумали ремонт. Для этого вам нужно подобрать красивые обои, линолеум, потолок. Как это будет выглядеть? Попросите ребенка сделать эскизы. Играть можно вдвоем или втроем. После завершения работы, подводятся итоги. Беседа проводится по принципу: почему именно эти цвета, рисунок и т. д. выбрал ребенок.

    Раз, два, три – свой дом ищи!

    Цель: учить различать цвета, развитие быстроты реакции, переключения внимания, самостоятельности.

    Возраст: 3–5 лет.

    Оборудование: 4 картинки, на которых нарисованы одинаковые домики, раскрашенные в разные цвета. Например, первый домик – красный, второй – зеленый, третий домик – желтый, а четвертый – синий. Флажки или ленты 4 цветов этой же цветовой гаммы, по количеству участников. Число «жителей» каждого домика должно быть приблизительно одинаковым.

    Ход игры: всем детям раздают флажки. Можно учитывать пожелание ребенка, предпочитающего один цвет другому. Далее детям объясняют, что у хозяина красного флажка есть свой дом, он, как и флажок, – красный, у других детей цвет флажка тоже совпадает с цветом домика. По команде взрослого все дети расходятся по площадке, гуляют. А по сигналу «Раз, два, три, свой дом ищи!» бегут к своим домикам. Далее воспитатель проверяет, не забрел ли кто в чужой домик, и игра повторяется. Расположение домов воспитатель каждый раз меняет: там, где был синий дом, оказывается зеленый, а там где был желтый, стоит красный. Если кто-то из участников ошибается, попадая не в тот дом более двух раз, из дальнейшей игры он выбывает. В середине игры можно поменять у детей флажки. Неплохо было бы проводить эту игру под какую-либо легкую, веселую музыку.

    Цветные классики

    Цель игры: научить ребенка быстро ориентироваться в пространстве, различать цвета и называть их.

    Оборудование: линолеум, маркеры разных цветов, если игра проводится на улице – цветные мелки.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: возьмите кусок старого линолеума и начертите на нем маркером «классики». Игру лучше проводить на улице и начертить классики цветными мелками на асфальте. «Окошечки» «классиков» начертите разными цветами. Ребенок, прыгая из одного классика в другой, должен назвать цвет «окошечка», в котором он находится. Победителем оказывается тот, кто быстро и безошибочно назвал цвета «окошек». Игра должна проводиться динамично.

    Разноцветные мячики

    Цель игры: развитие творческих навыков и внимания.

    Оборудование: мячи, обручи, картонный диск.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: в конце зала лежат два обруча, а около них мячики двух цветов.

    Две команды стоят в шеренгах. Ведущий бросает картонный диск, у которого одна сторона, например, синяя, а другая зеленая. В зависимости от того какой стороной вверх упадет диск (синей или зеленой), первый участник каждой команды бежит вперед и кладет в обруч мяч соответствующего цвета. Далее ведущий опять бросает диск, и все повторяется снова. Ребенок, опередивший соперника, зарабатывает фишку для своей команды. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

    Волшебные шарики

    Цель: учить детей различать цвета, развивать память и образное мышление.

    Оборудование: 2 пенала с отодвигающимися в сторону крышками, 10–20 шариков 2 разных цветов, по размеру совпадающих с пеналами.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: в игре участвуют 2 – взрослый и ребенок. У каждого из них есть по пеналу и по 5 шариков (3 красных и 2 белых). Взрослый начинает игру первым. Он раскладывает в своем пенале шарики в любом понравившемся ему порядке. К примеру, он ставит первым белый шарик, за ним помещает красный, снова белый, а затем оставшиеся красные. Взрослый демонстрирует результат своей работы ребенку, обсуждает с ним расположение шариков, а затем закрывает пенал крышкой. Ребенок в своем пенале должен повторить расположение шариков и тоже закрыть пенал крышкой. Затем начинается проверка результатов: два пенала ставят рядом. Сдвигая потихоньку крышки, взрослый и ребенок сравнивают результаты своего труда. В самом лучшем случае расположение шариков в обоих пеналах должно совпасть. Если этого не произошло, дается еще одна попытка.

    Далее взрослый и ребенок меняются ролями, и загадывать расположение шариков будет уже ребенок. В игру можно играть и втроем, для этого пеналы отдаются детям, а взрослый, загадывая расположение шариков, просто рисует их на бумаге. Игру можно сделать более сложной, если использовать шарики не 2, а 3–4 цветов.

    Разбудим краски

    Цель игры: развитие творческих навыков.

    Оборудование: бумага, кисточки, краски, губки листы бумаги, краски, фломастеры, карандаши.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: разыграйте с ребенком следующую сценку.

    Вы выступаете в роли Кисточки, предварительно подготовив листок бумаги, кисточку, акварельные краски, губку.

    Кисточка. Я – кисточка. Опустите меня в воду, потому что я очень люблю купаться и глубоко нырять. Слегка поболтайте мною в воде, чтобы появились пузырьки. Теперь я как следует вымылась и напилась. Сейчас я вынырну и опущусь точно в краску, коснусь ее, напою водой и разбужу.

    Краска. Пожалуйста, кисточка, разбуди и другие краски.

    Вы помогаете ребенку неоднократно повторять эти движения: кисточку в воду – в краску, опять в воду – в краску.

    Краска. Наконец-то все краски смочены. Мы стали влажными и готовы к рисованию.

    Губка. Я – губка. Теперь намочите меня и слегка отожмите. Смочите мною лист, проводя по бумаге от края до края.

    Кисточка. Меня – в воду, в краску, на бумагу: кап! Кап! Кап! И вот уже капля краски растекается на влажном листе бумаги.

    Благодаря такой технике «акварель по сырому» рисунки получаются более нежными, изображение кажется живым, ребенку невероятно интересно наблюдать, как краски двигаются, сливаются, превращаются.

    Ребенку обязательно нужно проговаривать названия всех красок.

    Красивые куклы

    Цель: развитие творческих навыков.

    Оборудование: щиты, бумага, краски, кисточки.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: в конце зала устанавливают на столе щит с прикрепленными по сторонам двумя чистыми листами бумаги, сверху щита посередине укрепляют рисунок – контур куклы. Перед щитом на столе кладут краски, кисточки, воду.

    Играют две команды по 7 человек в каждой. По сигналу ведущего первые номера команды под музыку направляются к щиту и используют только одну краску, раскрашивая какую-то одну деталь из одежды куклы (например, бант), затем возвращаются на прежнее место и становятся в конце шеренги. В тот же момент к щиту бегут вторые номера и используют другую краску и т. д.

    Выигрывает команда, которая быстрее «оденет» куклу в ее красивый наряд.

    Цветик-семицветик

    Цель: учить детей находить предметы заданного цвета.

    Оборудование: цветок из бумаги с семью лепестками. С одной стороны лепестки белые, с другой на них имеются цветные пометки – цвета радуги.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: педагог предлагает детям поиграть. Дети делятся на 7 команд (или играют семеро детей), остальные будут участвовать в жюри. Педагог держит в руках большую ромашку. Видна только белая сторона. Дети должны по очереди подойти и выбрать для себя лепесток и оторвать его. Детям дается некоторое время, для того чтобы вспомнить предметы того цвета, который изображен на обратной стороне ромашки, которые существуют в природе. Через 2–3 минуты игроки (или команды) по очереди называют предметы. Сначала один ребенок (команда) называет предмет, затем второй и т. д. Предметы не должны повторяться. Побеждает ребенок (команда), который назовет больше предметов заданного цвета.

    Детки в клетке

    Цель: учить быстро и безошибочно называть цвета.

    Оборудование: нарисованные на большом листе животные и их детеныши, расположенные на разных концах бумаги, от каждого животного нарисовать дорожку к детенышу, состоящую из кубиков, кружочков, треугольничков разного цвета.

    Возраст: 4–7 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, смотрите, какая беда случилась в зоопарке – малыши потеряли своих родителей. Надо помочь им добраться до своих родителей». Суть игры такова: ребенок должен выбрать одного из животных и назвать все цвета в дорожке, соединяющей маму и детеныша. Дети по очереди подходят к рисунку, выбирают животное и перечисляют цвета в дорожке.

    Примечание: более простой вариант игры может включать в себя 3–4 пары животных, все дорожки изображаются разными фигурками, элементов в каждой дорожке немного – примерно 7–8. Для детей 6–7 лет игру можно усложнить – увеличить количество зверей, дорожки сделать более длинными и запутанными.

    По окончании игры воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворения, песни, загадки о разных животных.

    Для предварительного ознакомления можно использовать следующие стихотворения:

    С. Я. Маршак. Серия «Детки в клетке»Зоосад
    Рано, рано мы встаем,
    Громко сторожа зовем:
    – Сторож, сторож, поскорей
    Выходи кормить зверей!
    Вышел сторож из сторожки,
    Подметает он дорожки,
    Курит трубку у ворот,
    Нам обедать не дает.
    Долго, долго у решетки
    Мы стоим, разинув глотки.
    Знаем, знаем без часов,
    Что обед для нас готов.
    За обедом, за обедом
    Не болтаем мы с соседом,
    Забываем обо всем
    И жуем, жуем, жуем.
    Это трудная работа —
    Щеки лоснятся от пота.
    Где обедал воробей
    – Где обедал, воробей?
    – В зоопарке у зверей.
    Пообедал я сперва
    За решеткою у льва.
    Подкрепился у лисицы,
    У моржа попил водицы.
    Ел морковку у слона,
    С журавлем поел пшена,
    Погостил у носорога,
    Отрубей поел немного.
    Побывал я на пиру
    У хвостатых кенгуру.
    Был на праздничном обеде
    У мохнатого медведя.
    А зубастый крокодил
    Чуть меня не проглотил.
    Верблюд
    Бедный маленький верблюд:
    Есть ребенку не дают!
    Он сегодня съел с утра
    Только два таких ведра.
    Эскимосская собака
    На прутике записка:
    «Не подходите близко!»
    Записке ты не верь —
    Я самый добрый зверь.
    За что сижу я в клетке,
    Я сам не знаю, детки!
    Тигренок
    Эй, не стойте слишком близко —
    Я тигренок, а не киска!
    Львята
    Вы разве не знаете папы —
    Большого рыжего льва?
    У него тяжелые лапы
    И косматая голова.
    Он громко кричит – басом
    И слышно его далеко.
    Он ест за обедом мясо,
    А мы сосем молоко.

    Радуга-дуга

    Цель: развивать память, внимательность, учить запоминанию цветов.

    Оборудование: доска с магнитами, дугообразные полоски семи цветов радуги.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: педагог закрепляет на доске одну из полосок, показывает ребенку и закрывает доску ширмой или занавеской. Ребенок должен назвать цвет полоски. Затем педагог открывает ширму, закрепляет еще одну полоску и закрывает доску. Другой ребенок называет два цвета, показанные на доске. Игра продолжается до тех пор, пока на доске не окажутся все полоски. Дети должны безошибочно перечислить цвета полосок в той последовательности, в которой располагал их педагог на доске. Сначала при проведении игры полоски надо располагать в том порядке, в котором они идут в радуге, затем, когда дети хорошо усвоят порядок расположения цветов радуги, в игре каждый раз можно задавать новое расположение полосок.

    Ловим мышек

    Цель: развивать цветовосприятие, ловкость, быстроту.

    Оборудование: разноцветные шарики, корзинки или коробочки для каждого ребенка.

    Возраст: 4–7 лет.

    Ход игры: педагог предлагает детям поиграть в игру похожую на кошки-мышки. Но эта игра отличается тем, что все дети в этой игре будут Кошечками, им надо будет ловить мышек. А мышками будут разноцветные шарики. Дети-Кошки должны ловить «мышек», но не всех, а только одного цвета. Педагог высыпает из большой корзины разноцветные шарики, дети выбирают любой цвет и их собирают в свои корзинки. Выигрывает Кошка, собравшая больше всех мышек. Игра продолжается до тех пор, пока все шарики не будут собраны. Побеждает ребенок, собравший быстрее всех и больше всех одинаковых по цвету шариков. Дети не должны предварительно договариваться, кто какой цвет будет собирать.

    Где звенит колокольчик?

    Цель: развитие слуха, сближение детей.

    Оборудование: темная повязка для глаз, звонкий колокольчик.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: педагог предлагает поиграть, все вместе – дети и воспитатель – становятся в круг. При помощи считалочки выбирается водящий, ему завязывают глаза. Педагог становится в круг и звенит колокольчиком, водящий должен определить по звуку, где находится колокольчик, и подойти к нему. Когда водящий находит колокольчик, воспитатель снимает с него повязку и отдает ему колокольчик. Ребенок выбирает нового водящего (возможно, также при помощи считалочки), завязывает ему глаза, затем переходит в любое место внутри круга и звенит в колокольчик. Новый водящий должен его найти. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудут в роли водящих. Перемещаться дети могут только внутри круга. Каждый ребенок может быть водящим только один раз.

    Примечание: педагог должен внимательно следить, чтобы дети с завязанными глазами перемещались аккуратно и не падали.

    Догадайся

    Цель: закрепить знания о цветах.

    Оборудование: картон, фотографии.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: наклейте на несколько листов фотографии разных цветов и разрежьте их на кусочки. Переложите их и попросите ребенка сложить исходные картинки. После того как ребенок закончит эту работу, попросите его назвать все цвета, с которыми он встречался во время этой игры. Играть можно вдвоем, тогда игра примет соревновательный характер.

    Зернышко к зернышку

    Цель игры: развитие творческих способностей.

    Оборудование: семена, зерна, песок, мраморная крошка, йод, гуашь, зеленка, марганцовка, бумага, клей, корни деревьев, кора.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: вы предлагаете детям устроить конкурс картин. Вы рассказываете, что в своих картинах они могут использовать природный материал, комбинировать семена и зерна, песок и мраморную крошку с различными сухоцветами, колосками, корой деревьев, кореньями. А еще засыпной материал можно подкрашивать зеленкой, марганцовкой, йодом, гуашью. Прекрасно подкрашиваются белые и прозрачные семена и зерна (семена огурца, тыквы, рис).

    По окончании творческой работы вы беседуете с детьми о том, почему они использовали тот или иной природный материал и те или иные краски.

    Чудесные растворы

    Цель игры: развитие творческих навыков.

    Оборудование: стеклянная посуда с водой и акварельные краски.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: приготовьте маленькие глубокие тарелки и наполните их водой. Предложите малышу подкрасить воду в тарелках различными акварельными красками. Далее приготовьте такое же количество емкостей и попросите малыша проделать то же самое с акварельными красками, но при этом добавить побольше краски. Сравните результаты: чем больше краски растворено в воде, тем темнее получается раствор. Обратите внимание вашего малыша на оттенки одного и того же цвета, напомнив ему тем самым, насколько разнообразна палитра красок.


    Прислушайся к себе

    Цель игры: научить детей связывать эмоциональное состояние с цветом.

    Оборудование: бумага, цветные карандаши.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: маленькие дети еще не всегда верно могут описать, что именно происходит у них на душе. Можете предложить ребенку оценить свое эмоциональное состояние. Попросите ребенка прислушаться к себе. Поинтересуйтесь у него, в какой бы цвет окрасил свое настроение, на какое животное или растение похоже его настроение? Если бы он испытывал радость, какого бы цвета она была? На какое животное или растение он был бы похож? Таким образом, нужно попросить описать ребенка разные эмоциональные состояния, включая негативные: гнев, обиду и т. д.

    Нарисуйте контур человечка.

    Теперь пусть ребенок представит, что он чувствует радость. Попросите его заштриховать цветным карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем попросите малыша представить обиду, гнев, страх, счастье. Для этих эмоций выбирайте разные карандаши (для негативных – темные). Пусть ребенок объяснит, какой частью своего тела он ощущает эти эмоции, что их может вызвать.

    Чтобы обсудить с ребенком способы выражения гнева, попросите ребенка ответить на такие вопросы: «Что тебя может разозлить? Что ты чувствуешь в состоянии гнева? Что ты сделаешь, чтобы не злиться?» Пусть ребенок каждое слово окрасит в свой, по его мнению, цвет.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх