|
||||
|
Глава 6Игры, помогающие развитию слухового восприятия Слух играет огромную роль в развитии ребенка. Он необходим для правильного развития речи ребенка, позже – для усвоения грамоты. К 4–5 годам ребенок должен уметь правильно и четко произносить все звуки, но у некоторых детей этот процесс задерживается из-за неумения вслушиваться и выделять особенности звука. Наиболее интенсивно слух развивается на третьем году жизни, но в этот период малыши еще не отдают себе отчет, что именно они слышат, а улавливают только общий смысл. Необходимо научить детей прислушиваться, сосредотачиваться на звуке. Представленные здесь игры служат для решения именно этой задачи. При проведении игр речь педагога должны быть грамотной, четкой и эмоциональной, он должен хорошо знать слова стихотворений, песен, потешек, которые используются в игре, при этом необходимо все время переводить взгляд с одного ребенка на другого, чтобы каждый чувствовал, что стихотворение (песенка, потешка) звучит только для него. Во время игры воспитатель должен располагаться таким образом, чтобы дети постоянно видели его лицо, мимику, жестикуляцию. Речь педагога должна быть эмоциональной, но спокойной, важно не переусердствовать, не напугать детей слишком грубым голосом или страшным выражением лица, ведь малыши очень впечатлительны. Посидим в тишинеЦель: научить прислушиваться и внятно говорить шепотом. Оборудование: разбросанные по игровому залу детские игрушки – кукла, кроватка, мишка, пирамидка, ежик, машина. Возраст: 2–7 лет. Ход игры: игра проводится в небольшом помещении. Педагог рассаживает детей на стульчики на небольшом расстоянии друг от друга полукругом. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». После прослушивания стихотворения педагог задает вопросы: «Девочка хорошо себя вела?» Дети отвечают: «Хорошо». – «Мама будет довольна?» – «Довольна». Педагог указывает на разбросанные игрушки: «Маме, конечно, будет очень приятно, что дочка не шумела в комнате, дала отдохнуть. Но когда она проснется и увидит, сколько игрушек разбросано по комнате, она, наверно, очень расстроится. Вы же знаете, как все мамы любят порядок. Что же делать? (Дети подсказывают) Правильно, давайте соберем игрушки, но тихонько, постараемся не разбудить маму». Педагог просит детей вести себя очень тихо и шепотом дает задания: «Машенька, положи куклу в кроватку и накрой ее одеялом. Дима, отгони пожарную машину в гараж». Дети внимательно слушают, что им говорит воспитатель, встают со стульчиков, берут игрушки и кладут их на место. Примечание: дети от 4 лет должны сами комментировать свои действия. Воспитатель подчеркивает, что говорить нужно тихо, но четко и внятно, чтобы было понятно другим детям. Сказка о глупом мышонкеЦель: учить выразительному произношению. Оборудование: энциклопедия о животных или картинки с изображениями животных, книга со стихотворением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Возраст: 2–7 лет. Ход игры: воспитатель читает детям «Сказку о глупом мышонке». (отрывок) Пела ночью мышка в норке: По ходу чтения сказки педагог задает вопросы, дети отвечают: – Как пищит мышка? – Пи-пи-пи. – Какой у мышки голосок? – Тонкий. – А как пищит мышонок? – Тоже пи-пи-пи тоненьким голосом. – Давайте попищим, как мышка и мышонок. Дети пищат тоненькими голосами. По мере ознакомления с персонажами сказки дети обсуждают и повторяют голоса всех животных. После прочтения сказки дети рассматривают картинки с изображениями животных и вспоминают голоса этих животных. По дороге в детский садЦель: научить детей вспоминать и воспроизводить знакомые звуки. Оборудование: игрушечный медвежонок, картинки, изображающие, как медвежонок идет в детский сад. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель держит в руках игрушечного медвежонка и говорит: «Сегодня к нам в детский сад пришел медвежонок Тимка. Пришел он издалека и хочет нам рассказать о своей дороге, но вот беда, он умеет разговаривать только по-медвежьи, поэтому он нарисовал свою дорогу. Давайте поможем мишке и озвучим его рисунки». Педагог показывает детям картинки. «Вот Тимка выходит из берлоги. Его провожает мама-медведица и младший братишка, они машут ему лапами. Что мама сказала Тимке на прощание?» Дети отвечают: «До свиданья, Тимка» – «Как она это сказала, как разговаривают медведи?» Они рычат: «Р-р-р-р». – «Следующая картинка – медвежонок устроился на завтрак в зарослях малины, на него сел комарик. Как мы изобразим комарика?» – «З-з-з! Комарик звенит». – «Смотрим дальше: Тимка шагает по тропинке среди деревьев, на ветках прыгают воробушки. Как чирикают воробьи?» – «Чик-чирик, чик-чирик». – «Следующая картинка: Тимка идет по полю, вокруг порхают бабочки и летает большой майский жук. Как жужжат жуки?» – «Жжж-жж». – «Вот Тимка вышел из леса в город. Мимо него быстро проезжает машина» – «Машина гудит: У-у-у». – «Следующая картинка: за медвежонком бежит котенок. Как кричит котенок?» – «Мяу-мяу». – «А вот последняя картинка: Тимка пришел к нам в детский сад. Как мы его встречаем?» Дети хором: «Здравствуй, Тимка». Во время игры педагог следит, чтобы все дети внятно и четко проговаривали звуки, время от времени просит одного из малышей повторить звук. После проведения игры детям старшего дошкольного возраста педагог может предложить рассказать и озвучить свой путь в детский сад. Испорченный телефонЦель: научить детей четко и внятно передавать слова и воспринимать их. Оборудование: картинки с изображениями предметов – предметы с длинными названиями, состоящими из нескольких слогов, и с короткими названиями, включающими 1–2 слога. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: дети рассаживаются на стульчики полукругом, воспитатель предупреждает, что переспрашивать нельзя и что слова нужно произносить тихо, но четко. После этого педагог показывает сидящему с краю ребенку изображение какого-либо предмета таким образом, чтобы остальные дети не видели, что изображено на картинке. Ребенок смотрит на рисунок, поворачивается к рядом сидящему и на ухо называет, что изображено. Тот поворачивается к следующему и передает дальше по цепочке. Самый последний в цепочке ребенок говорит слово вслух, педагог показывает картинку и все сравнивают, изменилось слово или нет. Если слово дошло до последнего ребенка в целости и сохранности, воспитатель хвалит детей, говорит, как они хорошо умеют слушать и четко произносить слова. После этого все дети произвольно меняются местами, и игра продолжается. Если несколько раз подряд дети без ошибок передают слово, педагог спрашивает детей, готовы ли они к более сложным словам и предлагает карточки с короткими названиями предметов. Примечание: игру не надо проводить, если в группе есть дети с дефектами речи, или же надо избегать слова, содержащих звуки, трудные для произношения этих детей. Такая игра может помочь выявить проблемы со слухом, если после каждой цепочки проводить анализ, как слово изменялось от ребенка к ребенку. Два телефонаЦель: научить детей четко и внятно передавать слова и воспринимать их. Оборудование: картинки с изображениями предметов. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: когда дети хорошо освоят игру «Испорченный телефон», им можно предложить новый вариант этой игры. Дети делятся на две команды (в обеих командах должно быть одинаковое количество игроков) и становятся в один ряд с разрывом в середине между командами. Воспитатель встает между командами, подзывает стоящих ближе всех к нему игроков и показывает незаметно для остальных изображение предмета. Дети возвращаются на место и передают слово по цепочке. Как только загаданное слово дошло до последнего в цепочке, тот поднимает руку. После того, как вторая команда передала слово до конца, педагог по очереди подзывает к себе последних в цепочках игроков и те тихо говорят ему полученное слово. Выигрывает та команда, которая быстрее (и правильно) передала слово. После этого игроки в командах меняются местами, и игра продолжается. Зайка, угадай-каЦель: научить распознавать голоса. Оборудование: шапка-маска с изображением зайчика. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Дети становятся полукругом, педагог рассказывает такую историю: «Однажды зайка и медвежонок пошли гулять по лесу и увидели заросли дикой малины. Медвежонок очень обрадовался, он же очень любит сладкое. Он начал рвать и есть малину. Малины было так много, что медвежонок обо всем забыл, забрался далеко и потерял зайку из виду. Когда мишка наконец-то вдоволь наелся малины, он вспомнил про зайку, и ему стало очень стыдно, что он бросил друга одного. Он стал звать зайчика». Один из детей становится Зайчиком, он надевает маску и отворачивается от всех. Остальные дети по очереди играют роль Медвежонка. Воспитатель указывает на ребенка, тот говорит: Заинька, ау, ау, Зайка должен повернуться и угадать, кто из детей его зовет. Игра проводится несколько раз, затем роль Зайки играет другой ребенок. На лугуЦель: тренировать слух. Оборудование: маленькие колокольчики, повязка для глаз. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель показывает детям картинку с изображением коровы с колокольчиком на шее и спрашивает, для чего корове нужен колокольчик. Дети отвечают, чтобы корова не потерялась. Педагог предлагает поиграть в игру: все дети будут Коровками с колокольчиками на шее, а кто-то один Пастух, который должен собрать всех Коров. Дети берут в руки колокольчики и ходят по игровому залу так, чтобы колокольчик в их руке не звенел. Стоять на месте нельзя, надо все время перемещаться. Пастух с завязанными глазами ходит по залу, ориентируясь на звук колокольчика. До кого он дотронется рукой – тот попал в стадо и выбывает из игры. Через некоторое время Пастух меняется и игра продолжается. Три медведяЦель: научить различать тембр голоса, развивать внимательность. Возраст: 2–3 года. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть: «Мы знаем, как говорят животные на своем языке. Давайте вспомним знакомых нам животных». Дети перечисляют. Педагог говорит: «Все животные разговаривают на своем, понятном только им языке: кошки по-кошачьи, собаки по-собачьи...(Дети продолжают перечисление). Но, помимо этого, у каждого животного есть свой голос, так же как и у людей. Просто мы не всегда это замечаем. Например, кошки. Вспомните, как мяукает взрослая кошка и маленький котеночек». Педагог напоминает знакомую детям сказку о трех медведях. «Вспомните, каким голосом говорили папа-медведь, мама-медведица и сынок-медвежонок». Воспитатель предлагает детям почитать эту сказку. Когда в сказке встречается медведь, все вместе рычат грубыми голосами, когда медведица – нормальными и когда медвежонок – тонкими. Что это звучит?Цель: научить распознавать звуки. Оборудование: деревянная линейка, монетка, пластмассовый молоточек, пластиковая бутылка. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель говорит детям: «У каждой вещи есть свой голос (показывает заготовленные заранее предметы). Давайте послушаем, какой голос у деревянной линейки. (Стучит линейкой по столу). А вот у монетки другой голосок. (Стучит монеткой). Вот такой голос у молоточка (демонстрирует). А у бутылки вот такой (стучит бутылкой по столу). Запомнили?» После этого проводится обсуждение: воспитатель спрашивает, у кого из предметов самый громкий, самый звонкий и веселый, самый тихий голос. После этого педагог предлагает проверить, как дети запомнили звуки. Воспитатель убирает все предметы за ширму, ударяет предметом по столу, дети угадывают. Угадывать можно коллективно или индивидуально каждому ребенку. Примечание: для детей старше 5 лет задачу можно усложнить – расширить ассортимент предметов: добавить деревянную матрешку, кубик, несколько пластмассовых изделий, стеклянный сосуд. Мышиный праздникЦель: развитие внимательности, умения прислушиваться. Оборудование: аудиозапись с веселой музыкой, карандаш или другой деревянный предмет. Возраст: 3–6 лет. Ход игры: воспитатель рассказывает детям историю: «Под полом в кухне мышки решили устроить вечер танцев. Они раздобыли на чердаке магнитофон, записи песен и даже старую гирлянду. В перерывах между танцами будет угощенье – крошечки засохшего сыра, которые мышки собирали для этого случая целую неделю. Но кот Васька подслушал их разговоры и теперь хочет испортить им праздник! Он будет днем и ночью их караулить, потом неслышно подкрадется на своих мягких лапках и съест всех мышек! Что же им делать? И мышки придумали способ обмануть кота. Ночью они подкрались к Василию, намазали ему все лапы клеем и приклеили к ним кусочки дерева! Теперь, когда Васька идет, он громко стучит лапами (педагог стучит карандашом по столу). Мышки могут спокойно веселиться, но как только они услышат стук, все должны замереть!» Дети располагаются в игровом зале и представляют, что они мышки. Педагог включает негромкую музыку, дети прыгают, танцуют, веселятся, но при этом внимательно прислушиваются, не раздастся ли стук. Воспитатель выжидает некоторое время, затем негромко стучит карандашом по столу – кот идет. Дети должны замереть, педагог ходит среди них и смотрит, не пошевелится ли кто. Кто пошевелился – тот пойман котом и выбывает из игры. Приблизительно через минуту музыка возобновляется, и игра продолжается. Звонкая семейкаЦель: научить распознавать различные, но схожие звуки. Оборудование: 3–4 разные неваляшки в виде собачки, кошечки, мальчика и прочее, ширма. Возраст: 2–7 лет. Ход игры: воспитатель показывает детям различные неваляшки и спрашивает: «Как называются эти игрушки? (Дети отвечают) Правильно, неваляшки. Но посмотрите, какие они все разные. Вот эта неваляшка-собачка, эта – кошечка, эта неваляшка-девочка, а вот эта неваляшка-мальчик, это ванька-встанька. И у них разные голоса (покачивает неваляшками). Послушайте внимательно». Педагог по очереди звенит неваляшками, предлагая детям запомнить, у какой неваляшки какой голос. После этого предлагает поиграть: прячет неваляшек за ширму, берет одну из них в руку, звенит ею и предлагает детям угадать, какая из неваляшек поет. По указанию воспитателя отвечает один ребенок. Педагог спрашивает у других детей: «А вы согласны с ответом Миши? А ты, Саша, как думаешь?» Дети совместно предлагают ответ. Затем педагог показывает поющую неваляшку. Затем берет другую неваляшку и продолжает игру. Примечание: детям старше 4-летнего возраста можно предложить большее количество неваляшек, можно усложнить игру, например два раза подряд звеня одной и той же неваляшкой или звеня сразу двумя неваляшками. ЭхоЦель: научить регулировать громкость голоса. Возраст: 3–6 лет. Ход игры: воспитатель читает детям стихотворение Е. Стеквашовой «Эхо»: Поселилось в доме эхо Педагог предлагает детям поиграть – побыть эхом, дети становятся в круг, один из детей громко называет любое слово, стоящий рядом ребенок повторяет, но немного тише, следующий еще тише и т. д. Как только слово совсем замолкает, следующий ребенок называет новое слово и игра продолжается. КаруселиЦель: научить различать темп. Оборудование: любая игрушка (например, лисенок). Возраст: 3–7 лет. Ход игры: педагог держит в руках игрушку и говорит: «К нам в гости сегодня пришел лисенок. Он рассказал, что в прошедшее воскресенье мама и папа водили его в парк отдыха. Лисенок узнал много разных аттракционов – качели, карусели, лодочки, машинки, колесо обозрения. А какие аттракционы знаете вы?» Дети рассказывают, какие аттракционы им известны и на каких они катались. Воспитатель продолжает: «Вот лисенок говорит, что ему больше всего понравились карусели с животными. Он прокатился на них целых 3 раза, даже голова закружилась». Педагог предлагает поиграть в карусель. Дети становятся в круг и держатся за руки. Воспитатель проговаривает детям короткую речевку, просит запомнить. Все вместе начинают медленно говорить и в такт словам медленно идти по кругу: Мы пришли на карусели, Дети повторяют речевку 2 раза, все быстрее и быстрее произнося слова и ускоряя темп шага почти до бега. После этого речевка произносится еще 2 раза, но темп произношения и шага замедляется и останавливается совсем. Затем игра повторяется, но дети кружатся в другую сторону. Кошачье настроениеЦель: научить подражать различным интонациям голоса. Оборудование: игрушечная кошка. Возраст: 3–5 лет. Ход игры: воспитатель с печальным видом говорит: «У меня сегодня такое грустное настроение. Даже не знаю, чем его исправить. Дети вносят предложения, воспитатель ждет, когда ему предложат поиграть. Если предложения не поступают, предлагает сам: „Может быть, мне поможет игра? Да, наверно, надо поиграть. Ребята, а вы умеете различать, какое настроение у ваших мам и пап? А как?“ Дети отвечают, что по лицу, по голосу. Воспитатель словно невзначай берет в руки игрушку-кошку: „А как вы думаете, животные-дети понимают, когда у их мам хорошее, а когда плохое настроение?“ Дети отвечают, что да, понимают. „А как животные могут показать свое настроение?“ – „Так же, как и люди, мимикой, голосом“. Педагог оживленно: „Вот во что мы с вами поиграем – мы представим, что мы котята, и голосом расскажем о своем настроении“. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Педагог произвольно указывает на одного из детей и говорит, что он должен изобразить. Кошка сердится – ребенок говорит «мяу» сердитым голосом. Педагог советуется с другими детьми, убедительно ли ребенок изобразил интонацию, если неубедительно, просит повторить еще раз. Или может помочь другой ребенок. После этого обращается к другому ребенку и предлагает изобразить следующее: кошка радуется; кошка плачет; кошка жалуется; кошка веселится; кошка устала; кошка хочет спать. Дети могут предлагать свои варианты, также вместо кошки можно взять другое животное. Примечание: дети старшего дошкольного возраста могут играть в более сложный вариант этой игры, например один из игроков придумывает, какую интонацию надо изобразить, второй изображает, третий отгадывает. Кто там?Цель: учить детей различать звуки. Возраст: 2–4 года. Ход игры: воспитатель спрашивает: «Ребята, кто знает мультфильм „Каникулы в Простоквашино“? (Дети отвечают). А кто из героев вам больше всего нравится? Почему?» Мультфильм обсуждается, воспитатель ждет, когда вспомнят про галчонка, или напоминает сам. В процессе обсуждения мультфильма вспоминают разговор почтальона Печкина с галчонком, затем педагог предлагает поиграть. Одного из детей выбирают на роль Галчонка при помощи любой известной детям считалочки. Остальные дети загадывают, кого они будут изображать, по очереди подходят к Галчонку, стучат по деревянному предмету (стоящему рядом столу, стулу и т. д.) и говорят: – Тук-тук. – Кто там? – отвечает Галчонок. – Муу (гав-гав, мяу-мяу, ку-ка-ре-ку и т. д.). Галчонок отгадывает, кто пришел. Игра повторяется несколько раз, затем галчонок выбирается заново и игра продолжается. Ну, заяц, погоди!Цель: научить оценивать расстояние по голосу. Оборудование: две повязки для глаз. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм «Ну, погоди!»: волк все время пытается поймать зайчика, а хитрый зайчик обманывает волка. Воспитатель предлагает поиграть в такую игру: выбираются Волк и Зайчик, им надеваются повязки на глаза. Остальные дети встают в круг, держась за вытянутые руки. Волк и Зайчик передвигаются по кругу, можно придерживаться за других детей. Волк должен догнать Зайчика. Зайчик подает голос: «Мне не страшен серый волк». Волк отвечает: «Ну, заяц, погоди!». Таким образом, дети по голосу могут оценивать расстояние между ними. Остальные дети в кругу должны соблюдать тишину. Игра заканчивается, когда Волк поймает Зайчика или когда Зайчик наткнется на Волка. Затем дети выбирают новых Волка и Зайчика, и игра проводится заново. Громко – тихоЦель: научить детей регулировать громкость своего голоса, привить навыки социального поведения. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель читает рассказ и изображает Незнайку, помощник воспитателя изображает персонажей, встречающихся в рассказе: «Незнайка пошел погулять по городу. Идет он по улице и видит: впереди него женщина уронила кошелек. Он ей говорит: „Тетенька, вы кошелек потеряли“ (эту фразу педагог произносит негромко, бормоча себе под нос). Женщина идет дальше. Почему?» Вопрос адресуется детям, они отвечают, что надо было говорить громче. «Саша, покажи, как Незнайка должен был говорить». Ребенок повторяет, педагог следит, чтобы ребенок говорил громко и четко, но не кричал. «Вот теперь женщина услышала, взяла кошелек и поблагодарила Незнайку. Идет Незнайка дальше. Захотелось ему съесть мороженое. Подходит он к продавцу мороженого и говорит: „Дайте мне три порции эскимо, да побыстрее!“ (Воспитатель говорит громко, крикливо, помощник, изображающий продавца подпрыгивает на месте от неожиданности). А продавец отвечает: „Иди-ка ты, мальчик, сначала вежливо разговаривать научись, а потом за мороженым придешь“. Что Незнайка сделал неправильно? Как он должен был говорить?» Дети обсуждают ответ Незнайки, один из детей, по указанию педагога, просит продать ему мороженое – вежливо, негромко. Воспитатель продолжает рассказ: «Съел Незнайка мороженое и захотелось ему мультфильмов посмотреть. Зашел он в кинотеатр, пробрался на первый ряд, уселся и спрашивает соседа (обычным голосом): „Ну и чего сегодня показывают?“. Все вокруг на него оглядываться стали, шикать, чтобы не шумел. Как надо было сказать?» Дети отвечают, что шепотом, не забыть сказать «пожалуйста»... История может продолжаться долго, чтобы все дети поучаствовали в игре. Примечание: для детей младшего возраста история может быть упрощенной, например: «Кошка зовет своего малыша (воспитатель мяукает тихим голосом), котенок не слышит. Давайте поможем кошечке, позовем котенка погромче». Все дети громко мяукают и т. д. Что мы делали сегодняЦель: учить внимательно слушать и выполнять называемые действия. Оборудование: игрушки или предметы, присутствующие в рассказе воспитателя. Возраст: 2–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям проверить, какие они внимательные. Он начинает рассказ, дети внимательно слушают. Как только ребенок услышит свое имя, он должен выполнить описываемое действие. Например: «Мы сегодня утром делали зарядку. Саша делал приседания. Катюша делала наклоны...» и так далее, называя знакомые детям действия. Примечание: детям старше 4 лет можно предложить более сложные задания. Слушай шепотЦель: учить детей прислушиваться. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Один ребенок выбирается водящим, он выходит за дверь. Оставшиеся дети и воспитатель тихонько придумывают любое длинное слово, зовут ведущего и по знаку воспитателя хором говорят шепотом задуманное слово, сильно растягивая гласные – водящий должен угадать, что за слово было произнесено. Если ребенок угадал, он назначает следующего водящего. Если не угадал, слово произносят еще раз, но вслух и ребенок остается водящим еще. РадиоприемникЦель: развитие слуха, внимательности, групповой сплоченности. Оборудование: маленький мячик. Возраст: 3–5 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Дети все вместе изображают радиоприемник. Дети становятся в круг, берут в руки маленький мячик и начинают передавать по кругу. Воспитатель говорит: «Стоп». Ребенок, у которого в руках оказался мячик должен начать петь песню или рассказывать стихотворение, или просто произнести какие-то слова. Мячик сразу же передается по кругу дальше, воспитатель через некоторое время (15–20 секунд) снова говорит: «Стоп», говорящий ребенок замолкает, начинает петь или говорить тот, у кого в руках окажется мячик. Между выступлениями детей не должно быть пауз. Если ребенок теряется, все дети хором шипят – изображают помехи, пока ребенок не придумает, что ему сказать. Примечание: если играют дети в возрасте 6–7 лет, они должны продолжать песню, т. е. один ребенок начинает петь песню, другой, когда к нему попадает мяч, продолжает эту же песню и т. д. Пальчиковая играЦель: научить детей внимательно слушать и выполнять действия, выучить названия пальцев. Возраст: 3–5 лет. Ход игры: педагог складывает ладони вместе, растопыривает пальцы (дети повторяют за ним) и говорит стишок: |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|