|
||||
|
8. Другие актуальные вопросыВ данном разделе будут рассмотрены такие вопросы, как ликвидация фирмы, имущественные споры, налогообложение при аренде, перевод квартиры из жилого фонда в нежилой и др. Кроме того, вы узнаете о правах и обязанностях жильцов дома, о возможных проблемах с соседями и способах их решения. Ликвидация фирмыДанный раздел книги для тех, кто хочет ликвидировать свою фирму, но не знает, как это сделать. Ликвидация фирмы может быть произведена несколькими способами. Предприниматель может либо продать свою фирму другим лицам, либо исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Последнее с законодательной точки зрения классифицируется как ликвидация. Под ликвидацией предприятия в гражданском праве понимается прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Фактическая ликвидация фирмыМы говорим о ликвидации фирмы в России, поэтому будет нелишне затронуть такое понятие, как фактическая ликвидация фирмы. При этом фирма фактически перестает осуществлять какую-либо деятельность, не сдает налоговую отчетность, однако продолжает значиться в государственном реестре. Произведенный в соответствии с законодательством процесс ликвидации фирмы довольно трудоемкий. Кроме того, за несдачу налоговой отчетности предусмотрены штрафные санкции. Поэтому в российском бизнесе были разработаны легальные схемы фактической ликвидации. Ликвидация фирмы может быть осуществлена в одной из двух возможных форм: ? посредством смены учредителей и руководителя фирмы; ? путем реорганизации в виде слияния или присоединения (в этом случае все права и обязанности ликвидируемой фирмы переходят к другой фирме). Ликвидация фирмы путем смены состава учредителей и руководителя фирмыВ том случае, если руководитель предпочтет самостоятельно переоформить свою фирму, первой сложностью, с которой он столкнется, будет выбор человека, на которого можно переоформить ликвидируемую фирму. Дело в том, что самостоятельно найти желающих, которые захотят приобрести чужую фирму со всеми ее наработками и недоработками, не так просто, как кажется на первый взгляд. Для этой цели можно воспользоваться услугами номинальных учредителей или номинальных директоров. Следует отметить, что это довольно выгодно, поскольку последние в обязательном порядке заключат с руководителем договор на оказание юридических услуг. Смена состава акционеров проходит на основании договора уступки доли в уставном капитале (для ООО), либо договора купли-продажи акций по номинальной стоимости (для ЗАО). После этого новым составом акционеров принимается решение о смене руководителя, согласно которому нынешний генеральный директор будет освобожден от должности и назначен новый руководитель. Следует отметить, что данная процедура включает мероприятия по переоформлению ликвидируемой фирмы и передаче деловой документации новым ее учредителям и генеральному директору. Соблюдение данной процедуры является обязательной составляющей описываемого способа ликвидации фирмы. В данном случае важно строгое выполнение каждого пункта на законном основании. Все вышеперечисленные изменения проходят обязательную процедуру государственной перерегистрации, по итогам которой бывшему руководителю фирмы предоставляются документы, подтверждающие, что его фамилия и фамилии его партнеров не значатся в базе данных регистрирующих органов. После этого оформляется акт, согласно которому бывший руководитель передает, а вновь избранный – принимает все учредительные, бухгалтерские, банковские и другие документы фирмы. Подпись вновь избранного генерального директора в обязательном порядке заверяется нотариально, что предоставляет бывшему руководителю гарантию дееспособности нового генерального директора. Следует отметить, что вся процедура по смене генерального директора и учредителей занимает не более 5–7 дней, что имеет большое значение в случае необходимости оперативного снятия с себя ответственности за деятельность ликвидации фирмы. Ликвидация фирмы в виде реорганизацииЕще одним эффективным способом ликвидации фирмы является проведение реорганизации посредством слияния ликвидируемой фирмы с какой-либо другой фирмой (или присоединения к ней). Суть данного способа заключается в том, что ликвидируемая фирма присоединяется к другой и таким образом прекращает свою деятельность. Для этого генеральный директор должен предоставить номинальной фирме все учредительные и регистрационные документы, после чего она подготовит решение о слиянии или присоединении и все необходимые документы. После этого данные документы предоставляются в налоговые органы для регистрации. Одновременно с этим в СМИ публикуется объявление о реорганизации, а также в письменной форме уведомляются кредиторы и государственные органы. Когда вышеописанная процедура будет завершена, присоединяемая фирма прекратит свое существование и будет исключена из Единого государственного реестра юридических лиц и снята с налогового и других видов учета, а ее обязательства после реорганизации перейдут к фирме-правопреемнику. Аналогичная ситуация складывается и при слиянии. После этого бывшему генеральному директору будет выдан весь пакет документов, подтверждающих завершение процедуры реорганизации и прекращение деятельности его фирмы. При этом бывший генеральный директор передает всю документацию фирмы по акту приема-передачи. Следует учитывать, что данный способ ликвидации фирмы предполагает, что правопреемник просуществует лишь какое-то время, а затем будет ликвидирован в законодательном порядке. В том случае, если фирма, которую необходимо ликвидировать, зарегистрирована на территории другого региона, перед началом процедуры ликвидации следует провести процедуру смены места нахождения фирмы и лишь затем ликвидировать ее в форме реорганизации. Как и в случае изменения собственника, ликвидация фирмы путем реорганизации на самом деле не является ликвидацией. В данном случае гражданско-правовые обязанности собственника в отношении данной фирмы переходят к другим лицам. Основной задачей собственника перед началом данного вида ликвидации является реализация имеющихся активов фирмы. Несмотря на то что реорганизация является законным способом прекращения деятельности фирмы, собственнику следует особенно тщательно отнестись к выбору фирмы– правопреемника. При этом собственник должен четко осознавать, что его фирма с долгами не будет присоединена к действующей компании, которая будет расплачиваться и нести ответственность за прошлые нарушения и недоработки. Желающих расплачиваться за чужие ошибки нет, поэтому ликвидируемые фирмы присоединяют к аналогичным фирмам, имеющим только законно зарегистрированные учредительные документы. Одним из способов ликвидации фирмы путем реорганизации является выделение из состава ликвидируемой фирмы новой. Именно этой новой фирме передается вся (или наибольшая часть) кредиторской задолженности. В данном случае необходимой является передача некоторых низколиквидных активов и неликвидной дебиторской задолженности. После этого исходная фирма, избавившись от долгов, либо продается, либо сливается с другой, либо официально ликвидируется в установленном порядке. Можно поступить иначе. Для этого выделяется новая фирма, которой передаются не пассивы, а активы. После этого в отношении фирмы, которая получила долги, производится процедура банкротства. Следует отметить, что при данном способе с выделением фирмы, в отличие от слияния и присоединения, собственники не смогут скрыть своих истинных намерений, в результате чего их действия могут быть квалифицированы по статьям уголовного кодекса. Банкротство ликвидируемого должникаОно представляет собой одну из разновидностей упрощенных процедур банкротства. Данный вид не зря затрагивается нами, поскольку на практике в процессе добровольной ликвидации фирмы оказывается, что у фирмы имеется задолженность, которую нечем погасить. Упрощенный вариант процедуры банкротства отличается оперативностью проведения судебного разбирательства, а также осуществления этой процедуры. В данном случае применяется только один ее вид – конкурсное производство. Причины, по которым фирма-должник ликвидируется, в расчет не принимаются. Часто они могут быть не обусловлены недостаточностью имущества для удовлетворения всех требований. В подобных ситуациях важно следующее. В случае если фирма не может погасить требования кредиторов, ее ликвидация будет осуществляться в соответствии с нормами закона о несостоятельности. В качестве обязательного признака несостоятельности должно выступать установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемой фирмы для удовлетворения требований кредиторов наряду с уже принятым решением о ликвидации. Данное обстоятельство может быть установлено исполнительным органом управления либо ликвидационной комиссией фирмы. В этом случае генеральный директор фирмы-должника или председатель ликвидационной комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента выявления недостаточности имущества фирмы для удовлетворения требований кредиторов. Следует учитывать, что неисполнение данной обязанности влечет субсидиарную ответственность генерального директора и ликвидатора по обязательствам, возникшим по истечении вышеуказанного срока. Поэтому в случае необходимости решения вопросов, связанных с ликвидацией фирмы и банкротством, следует своевременно обращаться к профессионалам. Ответственность фирмы и ее должностных лицДеятельность любой фирмы, в частности коммерческой, связана с определенным риском. При этом далеко не каждый руководитель и учредитель могут рассчитать гарантированные пути перспективной деятельности фирмы. Именно поэтому для людей, вращающихся в мире бизнеса, особенно важным качеством является интуиция коммерсанта, которая вовремя даст знать, что необходимо ликвидировать фирму до привлечения к налоговой ответственности. Следует учитывать, что при определенных обстоятельствах дело на «засветившуюся» фирму и ее владельца может быть передано в правоохранительные органы и рассмотрено на предмет возбуждения уголовного дела. В Уголовном кодексе РФ содержится достаточное количество статей, которые могут быть применены в подобных случаях. Уголовная ответственность собственника, руководителя и главного бухгалтера фирмы может наступить в следующих случаях: ? при уклонении от уплаты налогов и сборов (если недоимка в бюджет крупного или особо крупного размера) (ст. 199 УК РФ); ? при непогашении недоимки посредством сокрытия средств фирмы (ст. 199 п. 2 УК РФ); ? при злостном уклонении от возврата кредиторской задолженности в крупном размере (ст. 177 УК РФ); ? при неправомерных действиях, сопровождающих банкротство, а также преднамеренном и фиктивном банкротстве (ст. 195–197 УК РФ) и др. Согласно ст. 75 УК РФ налоговый орган имеет право увеличивать уже имеющуюся у фирмы задолженность по оплате налогов и сборов с помощью начисления на эту сумму пеней. Пеня является компенсацией потерь государственного бюджета в результате недополучения налоговых сумм в положенный срок. В случае задержки уплаты налога пеня выступает в качестве дополнительного и обязательного платежа в бюджет. Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции ст. 75 УК РФ было предусмотрено следующее: «во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога». Действующая в настоящее время редакция этой статьи Налогового кодекса РФ никак не ограничивает налоговые органы в отношении размера начисления пеней. Поэтому следует иметь в виду, что даже незначительная задолженность перед государством может существенно увеличиться путем начисления пеней, которые потребуют с задолжника в обязательном порядке. Категорически не рекомендуется уничтожение бухгалтерских документов фирмы, поскольку в ст. 31 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая инспекция может «определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов или с нарушением установленного порядка». Поэтому при возникновении вышеописанных ситуаций, независимо от суммы кредиторской задолженности, следует обратиться к специалистам, которые помогут вам выбрать наиболее подходящий вариант ликвидации фирмы. Разумеется, в данном случае следует иметь в виду немалые материальные издержки, однако они все же будут значительно меньше, чем при самостоятельной ликвидации фирмы. Какие действия не следует предпринимать при ликвидации фирмыВ первую очередь не следует торопиться подавать уведомление о ликвидации фирмы в регистрирующий орган, поскольку законом наложен запрет на проведение каких-либо изменений по фирме, находящейся в процессе ликвидации. Поторопившись, вы можете ухудшить положение, поскольку в этом случае станет невозможным альтернативный способ ликвидации. За этим последуют проверки по налогам и сборам за последние три года, уплата задолженности в бюджет, уплата штрафных санкций, которые, скорее всего, возникнут в процессе проверок. Что касается исключения фирмы из Единого государственного реестра юридических лиц, оно возможно лишь при условии отсутствия задолженностей. Именно по этой причине процесс добровольной ликвидации фирмы зачастую растягивается на несколько лет. В том случае, если бухгалтерская и налоговая отчетности не сдавались из-за отсутствия хозяйственной деятельности, руководитель не освобождается от ответственности за несвоевременную ее сдачу. Помимо этого, руководитель обязан будет ее восстановить и заплатить по штрафным санкциям. Категорически не рекомендуем вам выбирать наиболее дешевые услуги по ликвидации фирмы. Вы, наверное, уже догадались, что ликвидация фирмы – дело хлопотное, соответственно, дешевые услуги гарантируют низкое качество выполнения работы, а иногда и добавляют проблемы. Иногда случается и так, что лица, которым продаются фирмы, являются несуществующими или «умершими» на день совершения сделки. Получается, что бывшие руководители, обратившиеся к «специалистам» за помощью по ликвидации фирмы без долгов и проблем, получили настоящие проблемы, от которых можно избавиться за иную плату, чем предполагалось вначале. При ликвидации фирмы особенно справедливо утверждение «Скупой платит дважды», поэтому не следует экономить на грамотном и качественном закрытии существующей фирмы. Не следует забывать о том, что фирма не может считаться закрытой без проведения соответствующей перерегистрации. Кроме того, забыв про фирму, вы не только не решите проблему, но и усугубите ее. Учитывая тот факт, что сведения о руководителях и учредителях всех фирм хранятся в Едином государственном реестре юридических лиц, до тех пор, пока эти данные не будут изменены на других лиц, первые будут продолжать нести ответственность как за действия, так и за бездействия фирмы (это правило распространяется и на несвоевременную сдачу бухгалтерской и налоговой отчетностей). Многие руководители ошибочно полагают, что непредоставление документов для проведения налоговой проверки (в случае если данная проверка уже назначена) освобождает их от ответственности. Однако на самом деле все обстоит иначе. Налоговому органу предоставлено законодательное право проведения проверки, соответственно налоговая инспекция имеет все основания для запроса информации по счетам в банках и на основании этих данных может начислять налоги и обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджет. Следует учитывать, что в данном случае платежи могут значительно превышать те, что были начислены по первичной бухгалтерской документации. Иными словами, действуя по принципу непредоставления бухгалтерии на проверку, фирма серьезно рискует стать задолжником перед бюджетом на крупную сумму. Для того чтобы специалисты помогли вам в решении вопроса ликвидации фирмы, вы должны предоставить им следующие документы: ? свидетельство о государственной регистрации фирмы; ? свидетельство о внесении сведений о фирме в Единый государственный реестр юридических лиц; ? свидетельство о постановке на налоговый учет (присвоение ИНН); ? учредительные документы, содержащие все зарегистрированные изменения и дополнения; ? протокол о назначении на должность руководителя фирмы; ? информационное письмо со статистикой; ? извещение страхователю из внебюджетных фондов; ? ксерокопии паспортных данных ваших участников и руководителя; ? последний сданный в налоговый орган бухгалтерский баланс с расшифровкой задолженности (перечень кредиторов и дебиторов). Имущественные спорыВ настоящее время российский рынок все еще находится в состоянии нестабильности, и ему только предстоит окончательно сформироваться. Именно поэтому гарантией безопасности бизнеса является знание способов его правовой защиты от различных посягательств как внутреннего, так и внешнего характера. Источники опасности для бизнеса могут быть разными, однако основной причиной большинства конфликтов, затрагивающих данную сферу, являются ошибки. Дело в том, что ошибаются все, поэтому такой риск всегда будет оставаться неотъемлемой частью деловой активности. Характерной особенностью имущественных споров является открытый конфликт, связанный с отношениями между людьми и имуществом (собственным или чужим). Независимо от сферы реализации конфликта объектом всех корпоративных конфликтов являются имущество и споры по поводу него. Чем более успешным и процветающим является бизнес, тем большую ценность он представляет как объект посягательства для конкурентов или бывших партнеров. Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что без знания эффективных способов защиты и правильного их применения на практике стабильность в долгосрочной перспективе не представляется возможной. Наиболее распространенными являются случаи, когда объектом недружественных притязаний конкурентов становится то или иное акционерное общество. Целью, как правило, является право обладания простым или квалифицированным большинством голосов в органах управления общества. Для этого производится скупка акций данного акционерного общества. В качестве защиты от подобного посягательства многие общества инициируют собственную скупку акций, однако со временем данный метод перестает работать, поскольку на рынке не остается свободных активов. В это время начинаются споры за обладание уже принадлежащие владельцам пакеты акций, сопровождающиеся подачей различного рода исков с целью оспорить права своих конкурентов на акции и получить в суде меры, предусматривающие ограничения прав распоряжения и использования данных акций, например запрет на голосование спорным пакетам акций. Помимо этого, для нейтрализации конкурента используется метод спорных ситуаций. В данном случае в роли продавцов акций могут выступать бывшие партнеры конкурента, недовольные контрагенты, бывшие супруги, родственники и другие лица, обладающие ценной информацией. Применяются также вынесение заочных судебных решений, регистрация компаний с аналогичным компании соперника названием (в том числе и за границей). Подобных методов очень много, однако цель, с которой они используются, одна – недружественное поглощение выбранной компании. Имущественные споры могут возникать по следующим причинам: ? последствия неисправимых ошибок государственных органов, допущенных данными органами в процессе приватизации государственного имущества;
? последствия недостаточной урегулированности в учредительных документах организации взаимоотношений между учредителями и несоблюдение правовых норм разрешения спорных ситуаций на этапе создания хозяйственных сообществ. Следует отметить, что эти два обстоятельства являются основными факторами возникновения конфликтных ситуаций между партнерами по вопросу имущества; ? последствия определенных пробелов в законодательном урегулировании партнерских отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что имущественные споры являются одними из наиболее сложных видов споров, встречающихся на практике. Следует учитывать, что все неблагоприятные последствия данных корпоративных споров могут быть сведены к минимуму при грамотном их решении в соответствии с действующим законодательством РФ. К имущественным спорам на практике относятся все конфликты, связанные с подтверждением прав на имущество, на денежные суммы, на владение имуществом и все формы его использования на основе договоров, возмещение имущественного ущерба, а также любые хозяйственные конфликты, обусловленные имущественными интересами. Следует отметить, что одним из наиболее часто встречающихся видов споров являются хозяйственные споры между юридическими лицами, связанные с возвратом дебиторской задолженности, а также споры, участниками которых являются частные лица (по возврату долгов). К особой категории относятся дела по незаконному выселению, расторжению договоров аренды, субаренды, а также самоуправство собственников помещения в отношении арендаторов. В перечисленных случаях особенно важным является индивидуальный подход, поскольку шаблонные ситуации встречаются на практике крайне редко. Таким образом, в каждом конкретном случае имеется проблема многогранного характера, и для ее решения должны использоваться элементы корпоративного, гражданского и административного, а также уголовного законодательства. Перевод недвижимости из жилого фонда в нежилойЕсли у вас есть квартира на первом этаже, вы можете сделать из нее магазин с отдельным входом и открыть свое дело, а если у вас есть большая квартира в центре города, вы можете превратить ее в офис и сдавать в аренду какой-либо фирме. Следует отметить, что последнее приносит немалую прибыль. Для того чтобы осуществить вышеописанные мероприятия, необходимо перевести квартиру из жилого фонда в нежилой. При этом нужно учитывать, что это довольно хлопотный процесс, требующий значительных временных и финансовых затрат, поэтому, если у вас нет времени на посещение необходимых инстанций, мы рекомендуем вам доверить это профессионалам. Перевод недвижимости из жилого фонда в нежилой происходит по определенной схеме. Сначала проверяется возможность данного перевода, поскольку для этой цели подходят далеко не все помещения. После получения подтверждения возможности перевода недвижимости в нежилой фонд, разрабатывается проектная документация, и лишь затем осуществляется перевод из жилого фонда в нежилой. После завершения данной процедуры осуществляется внесение изменений по данному объекту недвижимости в Единый государственный реестр прав, а владельцу выдается новое свидетельство о собственности.
Для перевода объекта недвижимости из жилого фонда в нежилой необходимо собрать и предоставить следующие документы: ? заявление, в котором должны быть указаны причины перевода; ? нотариальные копии правоустанавливающих документов на недвижимость; ? справка из Единого информационно-расчетного центра о том, что в квартире никто не зарегистрирован; ? заключение Госсанэпиднадзора; ? заключение Госпожнадзора; ? техническое заключение Института МосжилНИИпроект, либо другой организации, имеющей лицензию на проведение изыскательских работ в жилых зданиях; ? поэтажный план и экспликация; ? справка из районного управления, подтверждающся, что дом не внесен в планы капитального ремонта и реконструкции, а также не признан аварийным; ? информационное письмо из Архитектурно-планировочного управления о возможности устройства отдельного входа в квартиру; ? выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; ? акт технического обследования от балансодержателя здания; ? копии уставных документов (для юридических лиц); ? копии свидетельств о регистрации и постановке на учет в налоговый орган (для предпринимателей без юридического образования). Помимо этого, могут потребоваться дополнительные документы: ? свидетельство на право собственности (оригинал и нотариально заверенная копия); ? договор купли-продажи (оригинал и нотариально заверенная копия); ? ксерокопия паспорта; ? фотофиксация объекта. Как правило, срок перевода недвижимости в нежилой фонд составляет 3–5 месяцев. На завершающем этапе владельцу выдается свидетельство на нежилое помещение. Ниже представлен порядок действий при переводе недвижимости в нежилой фонд: ? сбор необходимых документов; ? предоставление их на Государственную межведомственную комиссию; ? определение стоимости перевода (расчет в городском БТИ); ? предоставление документов на городскую комиссию по приватизации и управлению жилищным фондом; ? подготовка и получение выписок из протоколов комиссий; ? оплата в бюджет вашего города установленной комиссией суммы; ? подготовка и получение распоряжения о переводе недвижимости в нежилой фонд; ? внесение изменений в БТИ; ? государственная регистрация перевода в нежилой фонд в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ПерепланировкаПри переводе объекта недвижимости из жилого фонда в нежилой, как правило, производится его перепланировка. При перепланировке недопустимыми являются следующие действия: ? полный демонтаж несущих стен; ? оборудование или перенос санузла над жилой площадью или кухней соседней квартиры (исключение составляют помещения на первом этаже и помещения, расположенные над нежилым помещением); ? демонтаж и уменьшение сечения вентиляционного канала (исключение составляют квартиры, расположенные на первом этаже). ? устройство жилых комнат без отопительных приборов; ? устройство жилых комнат без естественного освещения; ? устройство жилых комнат шириной менее 2 м 25 см; ? устройство жилых комнат площадью менее 9 м2; ? переустройство, затрудняющее доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам (и их замуровывание в стену); ? расширение площади кухни (или ее устройство) за счет площади санузла (и наоборот); ? устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в панельных стыках (местах расположения связей между сборными элементами) в типовых домах; ? установка отключающих или регулирующих устройств (счетчиков, рубильников, вентилей) на общих инженерных сетях при условии, что их использование влияет на потребление ресурсов в смежных помещениях; ? перенос радиаторов, а также устройство полов с подогревом на застекленных лоджиях и балконах. Налогообложение при арендеКак правило, большинство вопросов у плательщиков возникает по поводу налогообложения при арендных отношениях. Это в первую очередь касается возмещения налога на недвижимость и платежей за землю. Возникают сомнения по поводу суммы налога на недвижимость, исключаемой из балансовой прибыли при начислении налога на прибыль в случае, если арендатор в соответствии с договором возмещает арендодателю часть налога на недвижимость. Следует отметить, что, согласно Закону «О налоге на недвижимость», плательщиками данного налога являются юридические лица, в том числе и предприятия с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица, филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. При этом налогообложению подвергается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, которые являются собственностью плательщиков или находятся в их владении. Общая сумма на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов должна быть отражена в расчете налога на прибыль отдельной строкой. Следует отметить, что она исключается из балансовой прибыли. Таким образом, арендодатель при расчете налога на прибыль должен исключить общую сумму исчисленного налога на недвижимость, поскольку он является потенциальным плательщиком налога.
Сумма налога на недвижимость, возмещенного арендатором, по мере поступления включается в состав внереализационных доходов арендодателя. При этом исключение возмещенной суммы налога на прибыль из балансовой прибыли при расчете этого налога не является обязательным. В данном случае возмещение налога на недвижимость у арендодателя отражено через счета расчетов. Часто плательщиков интересует вопрос по поводу отнесения на затраты арендодателя сумм налога за землю при условии возмещения арендатором части земельного налога в соответствии с договором аренды. Согласно Закону «О платежах за землю», плата за землю является обязательной для всех землевладельцев, землепользователей (в данную группу входят и арендаторы) и собственников земли. При этом в качестве объекта налогообложения выступает земельный участок, находящийся во владении, собственности или пользовании. В Инструкции «О порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами» указано, что основанием для исчисления земельного налога являются государственный акт на земельный участок, удостоверение на право его использования, а также договор аренды или решение соответствующего органа о ее предоставлении. Следует отметить, что платежи за землю относятся на затраты, связанные с производством и реализацией товаров, услуг и т. д. По этой причине, являясь плательщиком налога за землю, арендодатель всю сумму исчисленного налога включает в затраты. Что касается суммы возмещенного арендатором налога, она по мере поступления у арендодателя относится на уменьшение затрат. Включение арендодателем в свои затраты суммы налога на землю, возмещаемой арендатором, не является обязательным. Арендодатель может включать ее в счета расчетов. Плательщики часто задаются вопросом, куда арендатор должен относить суммы возмещения налога на недвижимость и земельного налога, выставленные арендодателем.
Существует Указ Президента «О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности». Согласно п. 6 Указа № 495, арендодатели названных зданий, сооружений и помещений должны в течение трех месяцев привести размеры взимаемой арендной платы в соответствие с данным Указом. Следует также отметить, что в соответствии с п. 4 Положения об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, и условиях освобождения от арендной платы и предоставлении их в безвозмездное пользование в размер арендной платы, которая рассчитывается в порядке, установленном Положением, включаются налоги и платежи, уплачиваемые арендодателем, согласно налоговому, бюджетному и другим законодательствам. При этом размер арендной платы при условии применения понижающих коэффициентов не должен быть ниже амортизационных отчислений, налогов и платежей, относящихся в бюджет арендодателем в соответствии с названным законодательством (п. 5 Положения). Необходимо учитывать, что организации, которым указанные здания, сооружения и помещения переданы в безвозмездное пользование, обязаны возмещать плату за землю и налог на недвижимость соответственно занимаемой площади. Права и обязанности жильцовПриобретая жилую недвижимость, вы становитесь членом нового коллектива, поэтому необходимо соблюдать определенные правила, нести те или иные обязанности, а также знать свои права. РегистрацияПервое, что необходимо сделать, – зарегистрироваться в новой квартире. Несколько лет назад это называлось пропиской, однако на самом деле название не имеет значения. Любой гражданин обязан сообщить определенным органам адрес своего постоянного или временного места жительства. Согласно закону, в России такими органами являются Федеральная миграционная служба (ФМС) и отделы внутренних дел (ОВД). Следует отметить, что Федеральная миграционная служба, как правило, оформляет иностранцев, а регистрацией граждан Российской Федерации занимается милиция. Порядок регистрации граждан по месту жительства определяется инструкцией о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации. Таким образом, чтобы у вас не возникло проблем с администрацией, вы должны зарегистрироваться в постоянном месте жительства не позднее семи дней со дня переезда. Сбор документов у граждан осуществляют паспортные столы, а регистрационные действия проводит паспортно-визовый отдел ОВД. Поэтому не обязательно лично приходить в отдел милиции. Исключение составляют лишь граждане, имеющие судимость либо отметку в паспорте об обязанности выплаты алиментов.
Во время посещения паспортного стола следует обратить внимание на стенд с документацией, на котором всегда имеется перечень документов, необходимых для регистрации. Количество этих документов зависит от того, кого вы хотите зарегистрировать в качестве квартиросъемщика. На данном стенде также должны быть представлены образцы заявлений, которые должен подать гражданин, желающий зарегистрироваться. Ниже представлен перечень документов, которые потребуются вам для регистрации: ? документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт); ? военный билет (или временное удостоверение) – для граждан, которые должны стоять на воинском учете. В документе должна быть отметка о снятии с воинского учета по последнему месту жительства; ? документ, рассматриваемый как основание для заселения в объект жилой недвижимости (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда, признающее право использования жилого помещения, заявление лица, предоставившего гражданину данное жилое помещение). В том случае, если гражданин прописывает в квартиру другого человека, помимо перечисленных документов, необходимо предоставить паспорт того, кого необходимо прописать, а также согласие на регистрацию всех совершеннолетних членов семьи. Если гражданин уже оформил снятие с регистрации по последнему месту жительства, кроме перечисленных документов, необходимо предоставить адресный лист убытия. Этот документ выдают в паспортном столе в момент снятия с регистрационного учета. Что касается военнослужащих-контрактников, которые вместо паспорта используют удостоверения офицера, им при снятии с учета по последнему месту жительства выдают специальное свидетельство. Отдельно следует сказать о военном билете. В соответствии с законом для прописки гражданин должен встать на воинский учет по предполагаемому месту жительства. Для этого следует прийти в паспортный стол со всеми необходимыми документами. Это хлопотный процесс, однако избежать его невозможно, поскольку паспортисты должны выдать вам специальные бланки с указанием адреса предполагаемой регистрации, а в военкомате без данных бланков вас просто не примут. После проведения перечисленных мероприятий с отметкой о постановке на воинский учет необходимо снова прийти в паспортный стол и сдать паспортистам все собранные документы. Что касается регистрации в только что выстроенной новостройке, следует учитывать, что временного ордера на вселение, который выдает застройщик, будет недостаточно. В данном случае не остается ничего другого, как ждать оформления права собственности. По закону срок регистрации не должен превышать шесть дней: три дня – паспортному столу для подачи документов в ОВД, три дня – отделу милиции для требуемых подписей и печатей. Таким образом, при условии, что не возникнет сложностей с документами, вы будете зарегистрированы в течение недели. Следует учитывать, что в отдельных случаях в регистрации может быть отказано. При этом паспортно-визовая служба обязана обосновать свое решение в письменном виде. Данное требование содержится в п. 2.4 Инструкции МВД РФ. При этом ни в Инструкции, ни в Правилах регистрации граждан РФ и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории РФ, утвержденных постановлением правительства России от 17 июля 1995 г. № 713, не указаны возможные причины отказа. На данном основании можно сделать вывод, что под последними подразумевается, что сведения, предоставленные гражданином, не являются достоверными. Если гражданин получил отказ в регистрации и не согласен с данным решением, он имеет право подать жалобу в суд. Заявления на незаконные действия и решения органов власти госпошлиной не облагаются. Кто может быть зарегистрирован?В том случае, если квартира является собственностью гражданина и в ней никто кроме него не проживает, он имеет право прописать в нее кого угодно. Процесс существенно усложняется, если имеет место регистрация других жильцов (членов семьи). В этом случае, чтобы зарегистрировать еще одно лицо, необходимо предоставить в паспортный стол письменное разрешение всех совершеннолетних членов семьи. Если гражданин пользуется квартирой по договору социального найма, прописка проводится иным способом. Лицо, непосредственно подписавшее данный договор, считается ответственным квартиросъемщиком, или нанимателем. Он может прописать в квартиру членов своей семьи (дети, родители, супруг), однако собственник жилья, например муниципалитет, имеет право запретить прописку при условии нарушения норм учета жилплощади.
В ст. 50 Жилищного кодекса РФ имеется указание на то, что данные нормы устанавливаются местной администрацией. Следует отметить, что данное правило имеет исключения. Например, родители имеют право прописать к себе несовершеннолетних детей, несмотря на нормы учета жилплощади. В данном случае не требуется согласие других членов семьи, проживающих в квартире. Для регистрации других родственников необходимо подписать договор социального найма и вписать их в данный документ как членов семьи. Что касается граждан, не являющихся родственниками квартиросъемщика, они могут быть прописаны в квартиру лишь при условии, что суд признает их членами семьи ответственного квартиросъемщика. Права граждан, прописанных в квартиреВ большинстве случаев жильцы имеют представление о своих обязанностях, в число которых входят коммунальные и прочие услуги, ремонт квартиры, использование жилого помещения по его прямому назначению и др. Однако о правах, как правило, имеется довольно размытое представление. В зависимости от того, в своей или муниципальной квартире проживает гражданин, различаются и его права. Итак, ответственный квартиросъемщик имеет право на: ? вселение в жилое помещение других граждан; ? сдачу жилого помещения в поднаем; ? обмен или замену квартиры; ? разрешение на проживание в квартире временных жильцов; ? требование от собственника жилья (муниципалитета) своевременного проведения капитального ремонта квартиры, должного участия в содержании общего имущества в многоэтажном доме, предоставление коммунальных услуг. Вас, наверное, удивил пункт о праве на замену жилья. В данном случае требуются пояснения. Все знают, что плата за квартиру начисляется в соответствии с общей площадью жилья и количеством проживающих в ней лиц. Таким образом, чем больше площадь, тем дороже обходится ее содержание. Достаточно часто бывают ситуации, когда в квартире большой площади с несколькими комнатами проживает небольшая семья, состоящая из трех человек. Доход у этой семьи небольшой, коммунальные услуги оплачивать тяжело. Таким образом, если на одного жильца приходится площади больше, чем положено по норме, ответственный квартиросъемщик имеет право попросить местную администрацию предоставить ему квартиру меньшей площади. Следует отметить, что для этого ему необходимо согласие всех жильцов. Помимо этого, ответственный квартиросъемщик имеет право на получение жилплощади, если дом, в котором он проживает, подлежит сносу. При необходимости капитального ремонта или реконструкции дома местная администрация обязана на период проведения данных мероприятий обеспечить гражданина другим благоустроенным жильем. Согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ, члены семьи ответственного квартиросъемщика имеют аналогичные права и обязанности. Однако на практике это не совсем так. Например, правом прописки других граждан обладает только сам ответственный квартиросъемщик. Член семьи ответственного квартиросъемщика имеет право прописать лишь своего несовершеннолетнего ребенка. Следует отметить, что права гражданина, являющегося собственником квартиры, существенно отличаются от прав гражданина, являющегося ответственным квартиросъемщиком. За собственником закреплено право не только сдавать в аренду или наем свое жилье, но также производить операции продажи, обмена и дарения данного объекта недвижимости. Кроме того, собственник может прописать в свою квартиру любого человека независимо от того, является ли последний членом его семьи. А вот просить о замене своей квартиры на квартиру меньшей площади он не может. Что касается прав членов семьи собственника и прав самого собственника, они одинаковые. Исключение составляют только случаи, когда семейные отношения прекращаются, например в случае развода. Если бы муж и жена проживали в муниципальной квартире, изменений в праве пользования квартирой после развода не возникло бы. Однако, если пара проживала к квартире одного из супругов, после развода супруг, не являющийся собственником, теряет право проживания на данной жилплощади. В подобных ситуациях бывшие члены семьи, как правило, сами договариваются об условиях дальнейшего проживания в данной квартире. Если вопрос не удается урегулировать, граждане могут обратиться за помощью в суд. По иску одного из бывших членов семьи суд может разрешить истцу проживать в квартире в течение определенного срока (как правило, не более одного года). При условии, что бывший супруг не может обеспечить себя жильем (нетрудоспособность и т. д.), суд может обязать собственника квартиры предоставить бывшему супругу какое-либо жилье (ст. 31 Жилищного кодекса РФ). Временная регистрацияВ случае если вам по каким-либо причинам нужно съехать со своего постоянного места жительства на достаточно длительное время, вы должны сообщить в милицию о своем местонахождении. Это называется временной регистрацией по месту пребывания. Согласно закону, регистрация граждан России по месту пребывания должна осуществляться в течение 90 дней. Разумеется, прежде чем зарегистрироваться, необходимо получить согласие собственника или ответственного квартиросъемщика жилплощади, на которой гражданин собирается проживать. Только после этого следует обращаться в паспортный стол по месту предполагаемой регистрации. Для этого потребуются следующие документы: ? паспорт; ? заявление, написанное по установленной форме; ? договор найма, социального найма жилого помещения или заявление собственника квартиры, предоставляющего жилое помещение. Следует учитывать, что все остальные требования незаконны (в частности это касается оплаты коммунальных услуг на несколько месяцев вперед). Поэтому при столкновении с подобными фактами можно смело писать жалобу начальнику паспортно-визовой службы, в прокуратуру или в суд. Временная регистрация, как и постоянная, должна оформляться в течение шести дней. Что касается воинского учета, в данном случае это не является обязательным. В паспорт штамп о временной регистрации не ставится. Гражданину выдается специальное свидетельство с указанием адреса временной регистрации и паспортных данных. Следует учитывать, что для получения временной регистрации человека не снимают с регистрационного учета по постоянному месту жительства, иными словами, он не теряет прописки. Гражданин, получивший временную регистрацию по месту пребывания, приобретает статус временного жильца. В соответствии с тем, в какой квартире он зарегистрирован (в частной или муниципальной), его права могут различаться. Проживая в муниципальной квартире, гражданин в первую очередь должен соблюдать интересы проживающих здесь же людей. За все происшествия по вине временного жильца отвечать должен ответственный квартиросъемщик. Следует учитывать также, что срок временной регистрации не должен превышать шесть месяцев подряд. Если гражданин планирует дальнейшее проживание, ему необходимо зарегистрироваться снова. При условии, что квартира, выбранная для временной регистрации, является собственностью другого лица, срок регистрации и права пользования квартирой неограниченные. Однако правом распоряжения обладает только собственник. На практике оформление временной регистрации не вызывает никаких сложностей. Единственный нюанс – подачу документов в паспортный стол должен осуществлять собственник или ответственный квартиросъемщик. При этом находится мало желающих предоставить свое жилье и заниматься временной регистрацией арендатора. Поэтому в большинстве случаев свидетельство о временной регистрации получают незаконным путем или вообще обходят регистрацию. Оплата коммунальных услугСобственники и наниматели жилья обязаны своевременно оплачивать коммунальные услуги, включающие в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Правила оплаты и перечень других жилищных услуг зависят от того, в собственности находится квартира или нет. В том случае, если собственником квартиры является муниципалитет или ведомство, наниматель должен платить за использование жилого помещения, а также за его содержание и ремонт. Собственник помещения оплачивает содержание и ремонт помещения.
Размер платы за жилищные и коммунальные услуги зависит от региона. Это же относится к максимально допустимой доле расходов на данные цели в совокупном доходе одинокого гражданина или семьи. Что касается дохода семьи, в данном случае рассматривается среднедушевой доход. Он рассчитывается следующим образом: общий доход семьи делится на количество членов семьи. При этом не учитываются члены семьи, находящиеся в армии, в местах лишения свободы, а также состоящие на государственном обеспечении. Если среднедушевой доход одинокого гражданина или доход семьи меньше минимального установленного регионом размера, такая семья или гражданин может быть освобожден от оплаты коммунальных услуг (не полностью, а в пределах социальной нормы площади жилья, которая также устанавливается местными властями). По закону оплата коммунальных и жилищных услуг должна осуществляться не позднее десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. Таким образом, за февраль нужно заплатить не позднее 10 марта. В том случае, если в квартире установлены счетчики, оплата производится в соответствии с их показателями. Если счетчиков нет, оплата осуществляется по норме потребления, которая в каждом регионе индивидуальна. Платежи рассчитываются Единым информационным расчетным центром, который присылает пользователю по почте квитанцию с указанием суммы услуг за прошедший месяц. С этой квитанцией пользователь идет в банк и оплачивает ее. Следует отметить, что в настоящее время существуют более удобные методы оплаты коммунальных и жилищных услуг, например оплата через Интернет. Однако такой вид оплаты пока встречается крайне редко. ЛьготыДля отдельных категорий граждан предусмотрены скидки в оплате жилищных и коммунальных услуг. Например, многодетным семьям предоставляются скидки не менее 30%. Скидки 50% и выше предусмотрены для следующих категорий граждан: ? инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; ? инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, а также члены их семей (которые проживают совместно с инвалидами); ? участники Великой Отечественной войны и члены их семей (которые проживают совместно с ними); ? ветераны боевых действий и члены их семей (которые проживают совместно с ними); ? ветераны труда, награжденные орденами и медалями, а также удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; ? граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, инвалиды чернобыльской катастрофы и члены их семей (которые проживают совместно с ними); ? реабилитированные граждане (жертвы политических репрессий) и члены их семей (которые проживают совместно с ними); ? граждане, пострадавшие от радиационного воздействия при ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне. Следует отметить, что это далеко не полный перечень. Данные пункты являются минимальными порогами льгот, гарантируемых государством. В различных регионах они могут увеличиваться, кроме того, могут устанавливаться дополнительные категории граждан, имеющих право на льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг. Что касается малоимущих граждан, являющихся ответственными квартиросъемщиками по договору социального найма, они имеют право не оплачивать пользование помещением. Однако коммунальные услуги, содержание и ремонт квартиры они обязаны оплачивать. Гражданами, полностью освобожденными от оплаты жилищных и коммунальных услуг, являются Герои Советского союза, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а также члены их семей, совместно с ними проживающие. Следует отметить, что данные льготы сохраняются за пережившими супругами и родителями вышеперечисленных граждан. СубсидииВ том случае, если на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин тратит больше установленного муниципалитетами предела, он имеет право на компенсацию от государства (субсидию). Размер субсидий в разных регионах различен и устанавливается местными властями. Субсидии начисляются каждый месяц на счет в банке, открытый на имя получателя. Данный счет носит название «персонифицированный социальный счет». Оплата жилищных и коммунальных услуг производится в полном объеме без уменьшения на сумму субсидий. Граждане, являющиеся получателями субсидий, но по каким-либо причинам не имеющие возможности открыть счет в банке и использовать его, получают субсидии через почту. Следует отметить, что в этом случае размер начисленных за жилищные и коммунальные услуги платежей уменьшается на размер предоставленных субсидий, иными словами, гражданин получает квитанцию на меньшую сумму. Единой службы, предоставляющей компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, нет, в различных регионах данная услуга может оказываться в органах местного самоуправления, социального обеспечения, в жилищно-эксплуатационных организациях. Например, в Москве субсидии можно получить в Городском центре жилищных субсидий. Для того чтобы узнать местонахождение такой службы, следует обратиться в ЖЭК.
Перерасчет платы за коммунальные услугиВ случае если гражданин по каким-либо причинам вынужден продолжительное время отсутствовать в месте своего проживания (пребывание в больнице, командировке, в другом городе и т. д.), перерасчет по отоплению и жилищным услугам не производится. Поэтому следует учитывать, что, независимо от того, живет человек в квартире или нет, платежи за жилищные услуги начисляются. Коммунальные услуги оплачиваются в зависимости от факта использования. Таким образом, в случае временного отсутствия жильца он освобождается от обязанностей по их оплате на весь период отсутствия. Данный срок ограничен тремя годами. При этом учитывается полное количество суток, в течение которых гражданин отсутствовал. В этот срок не засчитывается плановое отключение горячей воды. В случае если вы хотите получить перерасчет оплаты коммунальных услуг, вы должны предоставить документ, подтверждающий ваше отсутствие в течение определенного срока. Это может быть официальная справка с места работы о командировке, заверенная справка из больницы, дома отдыха и т. д. Если вы проводите лето в загородном доме, необходимо предоставить справку из дачного кооператива. Может случиться и так, что в том месте, где вы находитесь, получить официальный документ не представляется возможным. В этом случае следует получить письменное подтверждение соседей по этажу или по коммунальной квартире. При этом соседи не должны куда-либо выезжать в указанный срок. Документ, подтверждающий отсутствие, необходимо предоставить своевременно. Конечно, данные сроки определяются в зависимости от ситуации, и в каждом конкретном случае они разные. Если вы все же не смогли предоставить документы вовремя, вы можете попросить перерасчет даже через шесть месяцев, но лишь при условии, что вы находились в больнице. Факт болезни в этом случае также необходимо подтвердить. Следует отметить, что гражданин имеет право потребовать перерасчет в случае, если горячую и (или) холодную воду включают только несколько часов в сутки. При этом перерасчет не производится, если отключение воды было обусловлено устранением угрозы здоровью граждан, предупреждением ущерба имущества граждан. Например, если вода была отключена вследствие залива соседней квартиры. Кроме того, перерасчет не начисляется при плановом отключении воды. Для того чтобы получить перерасчет, следует обратиться в Расчетный центр. В отдельных случаях данная служба имеет другое название, для получения точной информации нужно обратиться в ЖЭК. ВыселениеВыселение из муниципальной квартиры, как правило, обусловлено ее неоплатой. В этом случае минимальный срок задолженности должен составлять шесть месяцев. Следует учитывать, что выселение может осуществляться только по решению суда. При этом неплательщик не остается без жилья. По закону вместо прежней квартиры ему предоставляется другое жилье по норме общежития (6 м2 на человека). В большинстве случаев это либо комната в коммунальной квартире, либо комната в общежитии. При условии что гражданин не платит за квартиру по уважительной причине (задержка зарплаты, пенсии) и знает, что в ближайший период ситуация не изменится, единственным выходом из сложившегося положения является обращение в жилотдел с просьбой о предоставлении меньшего по площади жилья. В этом случае квартплата будет значительно ниже. Такие заявления, как правило, рассматриваются в течение трех месяцев. В том случае, если гражданин живет не один, обращаться с заявлением в жилотдел можно только при наличии письменного согласия проживающих с ним на данной жилплощади людей. Другая причина выселения указана в ст. 91 Жилищного кодекса РФ. Выселить ответственного квартиросъемщика и проживающих с ним людей можно при условии использования жилого помещения не по назначению, систематического нарушения прав и законных интересов соседей, а также бесхозяйственного обращения с жилым помещением, допускающего его разрушение. В данном случае речь идет о постоянном нарушении общественного порядка: громкой музыке, драках, криках и т. п. Все начинается с предупреждения нарушителя. В случае если последний проигнорирует предупреждение, его могут выселить по решению суда. При этом выселяют без предоставления другого жилого помещения. Что касается квартир, являющихся собственностью граждан, из них также могут выселить за неоплату. В данном случае за погашение задолженности по квартплате квартиру могут продать в судебном порядке, вычесть долг, а оставшуюся сумму выплатить собственнику. Выселить гражданина из его собственной квартиры могут также в случае ее незаконной перепланировки (при условии решения суда о том, что данная перепланировка нарушает права соседей и является угрозой их безопасности).
Сначала собственнику предлагают осуществить восстановление изначальной планировки квартиры. В случае неисполнения собственника выселяют и продают квартиру. При условии решения суда о том, что перепланировка не мешает соседям и не угрожает их безопасности, ее могут легализовать. В этом случае собственник должен подать документы для получения официального разрешения на перепланировку. Отдельно следует поговорить о выселении после развода. Если жилая недвижимость, являющаяся собственностью одного из супругов, принадлежала ему до брака (в порядке дарения, завещания и т. д.), после развода второй супруг не имеет прав на ее использование. В этом случае он полностью теряет право на проживание и должен быть выселен. При условии отсутствия другого жилья он может обратиться в суд и получить разрешение на проживание в течение определенного срока (не более шести месяцев). Если квартира была только оформлена на одного из супругов, например при приватизации, однако была приобретена в браке, по закону она является собственностью обоих супругов и после развода подлежит продаже. В данном случае нельзя выселить ни одного из супругов. ПерепланировкаСделать перепланировку квартиры в соответствии с собственными предпочтениями и вкусом – нормальное желание любого человека. Однако на практике перепланировка связана с большими сложностями. В том случае, если предполагается косметический ремонт, установка встроенной мебели, замена батареи, специального разрешения не требуется. Если же вам нужно перенести батарею в другое место, застеклить лоджию или подключить кондиционер, потребуется специальное согласование, поскольку данные виды работ классифицируются как переустройство. Общие условия осуществления перепланировки регулируются Жилищным кодексом РФ, а конкретные – устанавливаются субъектами. Таким образом, для проведения перепланировки сначала необходимо обратиться к «Порядку оформления перепланировки», действующему в вашем регионе. Для получения разрешения на перепланировку следует обратиться в жилищную инспекцию при местной администрации и предоставить следующие документы: ? заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. № 266; ? свидетельство о собственности на квартиру или ордер; ? акт технического состояния, заверенный начальником ДЕЗа; ? поэтажный план, экспликация из БТИ; ? письменное согласие всех членов семьи; ? проект или эскиз намеченных работ (может быть нарисован самостоятельно на плане БТИ). При составлении эскиза специалисты рекомендуют использовать два цвета – красный и зеленый, поскольку таким образом видно, что владелец планирует сломать (красные чернила) и что построить (зеленые чернила). Следует отметить, что по эскизу выполняются работы, не затрагивающие несущие конструкции (разборка легких перегородок, установка перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия, устройство проемов в ненесущих перегородках). Все, что связано с несущими стенами и перекрытиями, требует проекта. Конечно, заказ проекта требует времени и материальных средств, однако при сложных видах перепланировки он является обязательным. Копии правоустанавливающих документов в данном случае не требуют нотариального заверения. К копии можно приложить подлинник, который после проверки возвращается собственнику. Если дом, в котором планируется перепланировка, является памятником культуры, необходимо разрешение от местного управления по охране памятников архитектуры, истории и культуры. Все документы рассматриваются в течение 45 дней. В отдельных регионах этот срок может быть меньше. Например, для Москвы срок принятия решения на разрешение или запрет на перепланировку составляет 20 дней. Отказ в выдаче заявления может быть обусловлен тем, что в результате перепланировки: ? ухудшатся условия эксплуатации дома и проживания граждан; ? будет затруднен доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам; ? произойдет нарушение прочности и устойчивости несущих конструкций здания, что угрожает его разрушением; ? переустроенное помещение станет непригодным для проживания; ? уменьшится жилая площадь помещения. Если же принимается положительное решение, разрешение на перепланировку выдается в течение 3 дней. Вместе с разрешением владелец квартиры или его представитель (в соответствии с доверенностью) получает «Журнал производства ремонтно-строительных работ». С данным журналом собственник (или представитель) идет в ДЕЗ или другую управляющую домом организацию с целью регистрации даты начала и окончания ремонта, а также времени проведения работ. В данном журнале также делается запись о порядке и условиях вывоза мусора.
После этого раз в месяц квартиру посещает инспектор и проверяет соблюдение правил перепланировки. В том случае, если инспектор обнаружит нарушения или получит жалобы от соседей, он может приостановить работы, после чего они будут устранены. После того как перепланировка будет завершена, ее принимает специальная комиссия, членами которой являются: ? представитель органа, выдающего разрешение на перепланировку; ? представитель местной администрации; ? управляющий жилым домом; ? автор проекта; ? исполнитель работ. В случае если гражданин, по инициативе которого производится перепланировка, по уважительной причине не может присутствовать на приеме результатов перепланировки, его интересы может представлять доверенное лицо. Доверенность на представительство должна быть оформлена нотариально. При условии отсутствия каких-либо нарушений составляется акт, который утверждается органом, выдавшим разрешение на перепланировку, и затем передается заявителю. После этого сведения о внесенных изменениях фиксируются местными органами по учету объектов недвижимости (БТИ). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что перепланировка может осуществляться только на законных основаниях. Что касается незаконной перепланировки, проводящейся без получения согласия соответствующих органов, в данном случае предусмотрены определенные санкции. Последствия самовольной перепланировки определены ст. 29 Жилищного кодекса России. В том случае, если представители местных властей придут в такую квартиру и обнаружат нарушения изначальной планировки помещения, они могут потребовать, чтобы квартира была приведена в исходное состояние. В случае неисполнения данного распоряжения дело будет передано в суд. Если квартира является собственностью муниципалитета, ответственного квартиросъемщика могут выселить, а приводить жилое помещение в изначальное состояние будет собственник, т. е. муниципалитет. В случае незаконной перепланировки частной квартиры при неисполнении требования вернуть прежнюю планировку собственника квартиры выселяют в судебном порядке, а квартиру продают. Из полученных с продажи денег судебные приставы вычтут сумму, требуемую для восстановления планировки, а остаток вернут собственнику. При условии решения суда о том, что произведенная перепланировка не затрагивает интересов других жильцов и не квалифицируется как административное правонарушение, ее могут легализовать. Как разрешить проблемы с соседями?Шумные соседи – проблема, с которой хотя бы раз в жизни сталкивался каждый из нас. Громкая музыка, крики, ремонт, начинающийся рано утром и заканчивающийся поздно вечером, – все это обычные житейские ситуации. Особенно неприятно, если ваши соседи – любители просмотра ночных телепрограмм. Они могут включить телевизор на полную громкость и игнорируют все требования не шуметь. Некоторые наиболее осведомленные о своих правах жильцы отвечают, что до 23.00 имеют право шуметь. Следует учитывать, что на этот счет существуют четкие ограничения. Их можно найти в Постановлении Совета министров РСФСР от 25 сентября 1985 года № 415 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями...». Данное постановление является действующим. В нем говорится, что «пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23.00 до 7.00 часов должна соблюдаться полная тишина». Понятие ночного времени определяется актами регионального уровня. Вышесказанное однако не означает, что в другое время можно шуметь. В Постановлении № 451 говорится, что в остальное время запрещаются действия, создающие повышенный шум и вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях. Иными словами, если в дневное время жилец решил отдохнуть, а его сосед слушает громкую музыку, это считается нарушением. Особенно часто конфликты между соседями возникают на почве ремонта. Если соседи осуществляют перепланировку, сопровождающуюся разрушением стен и громкими звуками, следует учитывать, что они имеют право делать это только в определенный промежуток времени. Это время определяется региональным законодательством. Пути разрешения проблем с соседями выбираются в зависимости от того, какие у вас сложились отношения. Может быть, сосед просто не понимает, что мешает другим людям. В этом случае проблема может быть разрешена без конфликта с помощью телефонного звонка или личного визита. Однако на практике такое бывает крайне редко. Если ваш сосед – психически неуравновешенный человек или страдает алкоголизмом или наркоманией, попытки мирного решения вопроса скорее всего не возымеют никакого эффекта. В этом случае предпочтительнее вызвать милицию, которая обстоятельно объяснит соседу его права и обязанности и составит протокол. Сначала в таких случаях делается предупреждение. В случае если сосед продолжает шуметь, применяются штрафные санкции. Размер такого штрафа составляет от 50 до 500 рублей. Если и после выплаты штрафа сосед продолжает вести себя неадекватно, штраф выписывается в двойном размере. Следует учитывать, что в подобных случаях можно получить компенсацию за моральный ущерб (постоянное недосыпание, плохое самочувствие, невозможность нормальной деятельности утром) путем обращения в суд. Кроме того, не следует забывать о том, что, если сосед постоянно шумит и мешает соседям, его могут выселить из квартиры. Правда, это возможно только по решению суда, а требовать выселения имеют право как наймодатель, так и соседи. Что делать, если вашу квартиру залили соседи?Если вашу квартиру когда-либо заливали соседи, вы знаете, как неприятны потеки на стенах и отваливающаяся штукатурка. В подобных случаях необходимо знать, как возместить причиненный ущерб, поскольку промедление может привести к тому, что ремонт вы будете делать за свой счет. Во-первых, необходимо зафиксировать факт залива. Для этого следует обратиться в диспетчерскую ЖЭО, РЭО или ЖЭК, объяснить ситуацию и вызвать слесаря. До прихода слесаря можно попытаться решить вопрос с соседями мирно. Необходимо выяснить причину залива. Если соседи, залившие вашу квартиру, являются алкоголиками или наркоманами, предпочтительнее дождаться слесаря и уже с ним подняться к соседям. При этом следует учитывать, что соседи могут просто не открыть дверь, что происходит в таких ситуациях достаточно часто. Взламывать дверь соседей вы не имеете права, поскольку на это требуется разрешение суда. Разумеется, на это уходит определенное время, которое имеет для пострадавшего большое значение. Дело в том, что к тому моменту, когда у вас появится разрешение суда, виновник может устранить доказательства факта залива и сказать, что ничего подобного не происходило. Поэтому, если вы столкнулись с подобным поведением соседей, следует вызвать бригаду МЧС. Делать это следует через милицию, поскольку ее придется вызывать в любом случае. Конечно, сотрудники МЧС не имеют права производить взлом двери без причины (согласно Конституции России, частная собственность является неприкосновенной), однако в экстренных ситуациях (залив, пожар) это разрешается. Кроме того, в таких случаях нельзя исключать, что в квартире находится человек и есть угроза его здоровью и жизни. Ведь причиной залива может быть не только невнимательность соседа, но и несчастный случай. Разумеется, неприятно смотреть на потеки на стенах и потолке, однако, если вы хотите, чтобы ущерб был возмещен, не спешите делать ремонт, в противном случае вы не сможете доказать факт залива. Несмотря на все сложности, постарайтесь в день залива составить письменное обращение к начальнику жилищной организации. Опишите произошедшее и попросите создать комиссию для составления акта. После того как будет произведен осмотр места протечки, комиссия должна составить акт, в котором должна быть изложена причина залива и указан его виновник. Обратите внимание на то, что в акте должны быть зафиксированы все повреждения, нанесенные помещению. Если вред нанесен имуществу (мебель, техника и т. д.), это также должно быть указано в акте. Следует учитывать, что чем более подробно составлен акт, тем легче доказать факт залива и все имеющиеся повреждения имущества.
Данный акт подписывается представителем ЖЭКа и самим пострадавшим. При этом у пострадавшего должна остаться копия акта, а виновный должен ознакомиться с актом. После того как последствия залива будут зафиксированы, необходимо составить смету. Это необходимо для того, чтобы рассчитать предполагаемую сумму ремонта. Для этого можно обратиться в ЖЭК или независимое экспертное учреждение. Следует отметить, что у последнего должна быть лицензия. В большинстве случаев представители ЖЭКа не спешат на вызов пострадавшего и могут прийти лишь через несколько дней. Поэтому предпочтительнее обратиться в независимое учреждение, поскольку его специалисты проведут экспертизу незамедлительно. Правда, их услуги обойдутся вам дороже. Обращаться за экспертизой имеет смысл в том случае, если вы уверены, что добровольно соседи не собираются возмещать ущерб. Стоимость экспертизы при обращении в суд будет истребована с виновника залива. Однако, если сосед согласится возместить убытки без суда, деньги за экспертизу вам не вернут. Необходимо учитывать, что о проведении экспертизы следует предупредить виновника залива. Как правило, это делается с помощью телеграммы с уведомлением о получении. Таким образом, вам не придется лично общаться с соседом, кроме того, вы будете уверены, что он получил уведомление. При условии, что сосед согласен возместить указанную в смете сумму, он должен оплатить все расходы по ремонту квартиры пострадавшего. Помимо этого, виновный обязан возместить все убытки, причиненные имуществу, находящемуся в квартире, а также расходы на проведение экспертизы. Если же сосед, по вине которого произошел залив, отказывается возмещать ущерб, необходимо обратиться в суд. Для этого нужно подать иск мировому судье по месту жительства, поскольку именно эта инстанция рассматривает подобные дела (при условии, что сумма ущерба не превышает 50 000 рублей). Если же сумма ущерба составляет выше 50 000 рублей, необходимо обратиться в районный суд по месту жительства. Иск подается в районный суд и в том случае, если в вашем районе нет мирового суда. Пострадавший может составить иск самостоятельно или обратиться за помощью к юристу. Обратите внимание на то, что, если залив произошел по причине того, что прорвало батарею, возмещение ущерба следует требовать не с соседа, а с ЖЭО, поскольку данная организация должна следить за исправностью состояния инженерного оборудования. Это указано в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Иск можно передать судье через секретаря или отправить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Разумеется, первый вариант предпочтительнее, поскольку в этом случае можно быть уверенным, что исковое заявление попадет на рассмотрение к судье.
Не забывайте о том, что при подаче иска необходимо заплатить госпошлину, размер которой определяется в зависимости от цены иска (сумма, которую пострадавший требует с соседа). Квитанции по оплате госпошлины прилагаются к иску. Следует отметить, что истец не обязан присутствовать на судебных заседаниях. Его интересы в суде может представлять адвокат или любое осведомленное в юридических вопросах лицо (родственник, друг и т. д.) при условии, что он не является судьей, следователем или прокурором. Людям перечисленных профессий не разрешается представлять интересы истца в суде. Полномочия представителя оформляются в письменном виде и заверяются нотариально. Однако в отдельных случаях данное требование не является обязательным (ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ). После рассмотрения дела суд выносит решение. При условии, что данное решение будет принято в пользу истца, виновный в заливе будет обязан возместить нанесенный ущерб. В случае отказа данное решение можно обжаловать в районном суде (если дело рассматривалось мировым судьей) или в областном суде (если дело рассматривалось в районном суде). Регистрация некоммерческих организацийМы уже говорили о том, что в российском законодательстве идет строгое разделение всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Основное различие их состоит в том, что первые ставят перед собой цель извлечения прибыли, а вторые – не ставят данной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками организации. Напоминаем, что, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая данную прибыль между участниками. Регистрация некоммерческой организации необходима при условии, что владелец организации решил заняться благотворительностью или определенным видом деятельности, предусматривающей определенную организационно-правовую форму (например, негосударственное образовательное учреждение). Сначала следует определиться с организационно-правовой формой будущей некоммерческой организации. Для этого будущему владельцу предстоит ознакомиться с большим количеством законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, разработать соответствующие учредительные документы соответственно законодательству, а также разобраться в нюансах регистрации некоммерческих организаций. Разумеется, это длительный и трудоемкий процесс, грамотно осуществить который сможет только юрист-профессионал, специализирующийся на решении данных вопросов. Юрист должен провести с вами предварительную консультацию, которая даст возможность выбрать оптимальную организационно-правовую форму будущей организации. Для создания некоммерческих организаций необходимо иметь представление о том, каким образом создаются, регистрируются и осуществляют деятельность некоммерческие организации. Некоммерческие организации могут быть созданы в следующих формах: ? общественные и религиозные организации (это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей); ? общественные организации, существующие в форме общественных объединений (добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по желанию граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе данного объединения). Создание и деятельность общественных организаций регламентируется Федеральным законом «Об общественных объединениях». Виды общественных объединений: ? общественная организация; ? общественное движение; ? общественный фонд; ? общественное учреждение; ? орган общественной самодеятельности; ? политическая партия. В состав учредителей, членов и участников общественных объединений могут входить: ? граждане, достигшие 18 лет; ? юридические лица – общественные объединения; ? иностранные граждане и лица без гражданства (исключение составляют случаи, установленные Федеральными законами или международными договорами Российской Федерации). Что касается членов и участников молодежных общественных объединений, ими могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Число учредителей должно быть не менее трех. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|