|
||||
|
Раздел IIIОфициальный прием Кроме веселых и беззаботных праздников в кругу семьи каждому взрослому человеку время от времени приходится посещать или устраивать самому официальные приемы, званые обеды и ужины. Такое может случиться и в вашей жизни. Например, ваш муж пригласил к себе домой на ужин своего начальника с супругой, а вы совершенно неожиданно узнаете об этом за день до их визита. Что делать? В первую очередь, не надо паниковать, рвать на себе волосы или «пилить» своего супруга, терзая его воплями «Где взять деньги?», «У нас такая ужасная квартира!», «Что я надену?», «О чем я буду с ними разговаривать?» Вы должны понять, что скорее всего, эта встреча очень важна для вашего мужа и он сам нуждается в вашей поддержке. В сложившейся ситуации не нужно пугаться. Постарайтесь отнестись к этому сообщению спокойно и рассудительно. А мы, в свою очередь, постараемся помочь вам, рассказав о том, как следует организовать официальный прием. К приемам и официальным торжествам можно отнести не только встречи с коллегами по работе, деловыми партнерами, презентации, но и приемы по случаю помолвки, крещения ребенка, успешного завершения грандиозного проекта, повышения по службе и т. д. Как известно, приглашение на торжественные приемы бывают продиктованы прежде всего деловыми интересами. Обычно на официальных вечерах встречаются люди, которые связаны друг с другом каким-либо общим делом, работой или другим интересом. Именно эти встречи позволяют, во-первых, уладить некоторые вопросы по работе в менее официальной обстановке, а во-вторых, узнать друг друга поближе, что, безусловно, в итоге отразится и на их деловых отношениях. Познакомившись получше с гостями в течение последующих встреч, вы уже будете твердо знать, когда можно сменить официальную обстановку встреч на более непринужденную. Если вВы присутствовали на официальном приеме в доме своих знакомых, то с вашей стороны обязательно должно последовать ответное приглашение. Это общепринятая необходимость элементарного проявления вежливости. Нарушать эти правила крайне нежелательно. На званый обед вы можете пригласить своего босса, адвоката, лечащего врача, а также тех людей, которые вам интересны, кем вы восхищаетесь, но до сих пор не имели возможности познакомиться поближе. Официальные приемы, светские рауты составляют неотъемлемую часть жизни творческой элиты, политиков и бизнесменов. В наше время это стало очень модно. Но для того чтобы жить интересной жизнью, совсем не обязательно относиться к богеме. Возможно, ваши гости придут не во фраках на официальный ужин, но это не уменьшит торжественности происходящего. Вы можете устраивать официальные приемы в соответствии со своими возможностями. Благодаря вашим способностям и хорошему вкусу, они не уступят даже дипломатическим приемам. Существуют люди, которым не нравятся официальные церемонии и которые не считают подобные мероприятия праздничными. Для них светские рауты – это самое бесполезное и скучнейшее времяпрепровождение. Другие же настолько привыкли и любят устраивать различные приемы, встречи, что просто не представляют себе иного образа жизни. И их можно понять: знакомства и общение с интересными новыми людьми, новости из первых уст, мода, красивая, напряженная и импульсивная жизнь... Самый простой выход – пригласить гостей на званый обед или ужин в ресторан или кафе. К тому же, такой хитрый ход вполне можно оправдать своей занятостью. Но не всем это по карману, а некоторые просто не любят ресторанную атмосферу. Прием гостей в собственной квартире – более традиционный способ проведения званых обедов. Сегодняшний день предоставляет хозяевам широкие возможности для проведения подобных праздников. А чтобы это торжество не оказалось стрессовой ситуацией для хозяев дома, нужно всегда его устраивать в соответствии со своими материальными возможностями. Это значит, что не стоит приглашать в однокомнатную квартиру для официального приема более десяти человек, иначе вы и ваши гости испытаете дискомфорт, а праздник может вовсе не получиться. Если вы располагаете небольшими средствами, то все тщательно распределите, чтобы ваши гости не ушли голодными с вашего званого ужина. Посчитайте, сколько человек вы можете реально накормить, обязательно учтите разные мелочи и непредвиденные ситуации. Далеко не все готовы потратить последние деньги на то, чтобы поразить всех приглашенных роскошным обедом. Да и никто из гостей не станет ожидать от вас невозможного, так что меню на праздничный вечер может быть скромным и не содержать целого перечня изысканных блюд. Вы можете также прибегнуть к маленькой хитрости и выбрать определенную кухню для торжества. Это может быть недорогая, но очень вкусная кухня какого-нибудь азиатского племени или африканской народности. Таким образом, вы выдержите стиль и будете оригинальными. При небольшом разнообразии меню лучше отказаться от блюд с совершенно нетрадиционным вкусом. Помните, что не стоит слишком сильно усердствовать в изобретении новых экзотических блюд, поскольку многие гости, скорее всего, придерживаются более привычных вкусов в еде и могут не оценить ваших стараний – посчитать, например, что сырое мясо в салате несъедобно, а апельсиновый салат зря посолили. Торжественный обед или ужин предусматривает грандиозные приготовления, в которые входит не только полный набор блюд, напитков; хозяевам придется постоянно занимать гостей беседами, чтобы гости не успели заскучать. Проведение подобного торжества представляет собой целый ритуал с великим множеством правил поведения. Если же вы владеете достаточным количеством средств и знакомы с этикетом, то вам по силам устроить великолепный праздник. Гораздо меньше проблем создаст приглашение на чаепитие, коктейль, дегустацию вина, фуршет из рыбных блюд. Это тоже вполне официальное мероприятие, и оно потребует от вас минимального количества денежных затрат. В приготовлениях к официальному приему вам может потребоваться помощь. Располагая достаточными средствами, вы можете заказать несколько блюд или их заготовок из ресторана или кулинарии. Вы можете обратиться за помощью к друзьям, если думаете, что не справитесь сами. К тому же, нужно вовремя подумать и о себе, ведь вы не хотите выглядеть на этом празднике смертельно уставшей и обессиленной?.. Итак, определив круг гостей и их количество, выбрав определенный тип официального мероприятия, вы должны задуматься о приглашении гостей. Это нужно сделать заранее: предупредите гостей за 10–14 дней. Это друзья могут бросить все дела и примчаться к вам на пирушку после полуночного звонка, несмотря на то, что на следующий день всех ждет работа. А официальные приемы не терпят такого легкомысленного к себе отношения, поэтому хозяева дома обязательно должны приглашать своих гостей заранее. Чаще всего официальный прием организуется в честь какого-либо известного человека. Это может быть лауреат каких-либо конкурсов, или знаменитый певец, или писатель, или рок-гитарист. В таком случае сначала следует послать официальное приглашение главному гостю, причем за несколько недель до предстоящего события, и лишь получив его согласие, вы можете рассылать приглашения остальным участникам приема. Форма приглашения должна соответствовать поводу торжества. Выберите карточку или открытку классического типа для приглашения на официальный прием, открытку в виде елки – на рождественский ужин и т. д. При личных встречах не требуется официального приглашения, если, конечно, у вас не дипломатический прием. А вот очень занятых и деловых людей, у которых «расписано» все время на много недель вперед, лучше всего приглашать в письменной форме. Позаботьтесь о конверте, который будет выгодно отличаться на фоне прочих. Для ужина он может быть классическим: черным с мелким белым рисунком, серебристым – для ланча или коктейля, розовым – для приглашения на обед. Для такого письма обыкновенный тетрадный лист в клеточку не годится, лучше использовать тонкую бумагу хорошего качества, предпочтительно с водяным рисунком. Если вы не обладаете каллиграфическим почерком, то текст приглашения для делового лица лучше отпечатать на машинке. В остальных случаях можно написать приглашение от руки. Только учтите, что использовать для этого красные или зеленые чернила не стоит. Недопустимо посылать письмо с кляксами и исправлениями ошибок в имени приглашенного. Вам нужно будет приложить максимум усилий для того, чтобы ваше приглашение произвело благоприятное впечатление на адресата. Пригласительное письмо или открытку не принято начинать словами: «Здравствуйте!», лучше всего начать с обращения по имени к тому, кого вы приглашаете. Письмо-приглашение должно содержать в себе только необходимую информацию. При получении приглашения гости должны точно знать, когда и для чего их ждут. Например. «Мы просим Вас к ужину в 7 часов». Эта фраза означает, что гость должен прийти без опозданий и его ждет ужин. «Мы ждем Вас на коктейль с 17 часов». Такое приглашение дает право гостю задержаться максимум на полчаса. Фраза в пригласительном письме «Мы приглашаем Вас на фуршет с 18 до 20 часов», означает, что гость может появиться у вас дома в любое время в течение этих двух часов. Любое официальное приглашение требует ответа. Вы можете напомнить об этом приглашенному: «Просим ответить на приглашение». Ниже можно указать телефон, по которому гость может сообщить о своем решении. Это необходимо для того, чтобы хозяева знали заранее о количестве присутствующих во избежание недоразумений. Не стоит настаивать и требовать объяснений от тех, кто отказался прийти. За этим отказом наверняка скрывается уважительная причина. Если вы имеете дело с очень занятыми или забывчивыми людьми, то можно напомнить им о приближающемся празднике по телефону. Сообщение также можно оставить на автоответчике или передать через секретаря. На официальном празднике принято дарить цветы или подарки, но в этом случае надо учитывать, что хозяин не в состоянии сразу распаковать все подарки, поэтому все презенты временно складываются на специально отведенный для этого стол. По карточкам или визиткам легко можно будет догадаться, чей именно подарок вы держите в руках. Приглашенные могут до начала приема или после него прислать цветы с благодарственной запиской. Официальные праздники подразумевают и особый стиль в одежде. Для мужчин костюмы и галстуки – днем, фраки и бабочки – после семи часов вечера. Для женщин придуманы целые коллекции вечерней одежды. Но этого еще не достаточно, ведь на подобном мероприятии встречаются люди, зачастую совершенно незнакомые друг с другом, вот тут-то вы и можете проявить себя умением вести беседу. Искусству вести беседу в обществе несомненно можно научиться, для этого надо лишь вырабатывать в себе необходимые навыки, подобно тому, как овладевали искусством красноречия античные ораторы. Но это вовсе не значит, что встречи с друзьями должны превращаться в состязания в ораторском искусстве. Заниматься разговором, говорить только для того, чтобы сказать что-нибудь в обществе, которое ко всем лицам, и ко всем обстоятельствам относится поверхностно, которое шутя, с легким сердцем, будет говорить обо всем решительно – это такое искусство, перед которым пасуют и ученый человек, и одаренный талантами. Не каждому дана способность с легкостью вести умные речи. В искусстве разговора нужно упражняться, не впадая в болтливость, нужно уметь ориентироваться в темах разговора, нужно приноравливаться к человеку, и только со временем можно добиться успехов в этом. Прежде всего в разговоре нужно избегать крикливого «Я». Входить в интересы других – это особое умение. Хороший тон требует от нас, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние. Чтобы понравиться обществу, следует выбирать такие темы для разговора, которые вашему собеседнику ближе и которые его более интересуют. К неприятным членам общества принадлежат лица, имеющие привычку быть всем недовольными, во всем находить дурную сторону. Однако действительно хорошо воспитанный человек, имеющий опыт общения и такта, всегда скромен в своих требованиях, а в осуждениях незаносчив и благодушен. Если общество вам не знакомо, то с чужими людьми не следует начинать разговор о присутствующих, а лучше наблюдать и ориентироваться во взаимоотношениях их между собою. Слово – это сила, которая может обратиться против вас самих. Прежде чем осудить ближнего своего, поразмыслите, а нужно ли это делать. Не будьте завистливы. Не завидуйте открыто, так как собственное положение ваше от этого нисколько не улучшится. Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо, ясно собеседнику. Если слушающий вашу речь должен прерывать вас с просьбой повторить какое-либо слово, то собеседник скоро может утратить интерес к общению с вами. При этом речь должна быть не слишком громкой, иначе тем самым вы можете поставить себя в неловкое положение. Следует проявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешался кто-то третий, а тема разговора сугубо интимна. В обществе говорят обо всем, но не углубляются в вопросы, не разбирают какой-нибудь предмет всесторонне, а рассуждают кратко, но не поверхностно. Никогда не следует показывать вида, что разговор вам скучен, или вас утомляет, или что вы бы хотели беседовать с другими; не нужно смотреть в другую сторону во время разговора и вертеть в руках то, что попадет в руки, смотреть на часы. В разговоре не стоит превозносить себя, преувеличивать свои заслуги, хвастать своим кругом знакомств или упоминать имя какого-либо известного человека – это вряд ли кому понравится и будет свидетельствать об убогости вашего ума. И все-таки нужно сказать, что обществу ничто так не нравится, как хорошая тема разговора. Чтобы при общении с незнакомыми людьми чувствовать себя легко и непринужденно, чтобы без усилия завязать беседу и свободно вести ее (а не просто поддакивать), необходима определенная подготовка. При этом надо помнить, что в любом обществе ваше поведение должно быть естественным. Аффектация и притворство – враги всякой увлекательной беседы. Круг обсуждаемых проблем может быть широк, но все же лучше вести разговор на темы, где вы чувствуете себя уверенно, где вы «дома». Не утомляйте собеседников своими жалобами на здоровье или рассуждениями о погоде. Для того, чтобы разговор получился действительно интересным, содержательным и привлек внимание, надо призвать на помощь всю вашу изобретательность и чувство юмора. О чем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становится неудобным? Вы правильно догадались – о погоде. Это тема, интересующая каждого, безопасная, бесконфликтная. Неинтересная? Это верно. Но совсем не обязательно сразу заговаривать о чем-то серьезном. Подчас это может показаться претенциозным. В такой беседе лучше не касаться проблем личного характера, не склонять к этому партнера, не рассказывать доверительно о себе. Когда тема погоды будет исчерпана, можно поговорить, например, о телевидении, газетных новостях, спорте. В конце концов обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоих собеседников. В условиях домашнего приема такую тему подсказывают хозяева. Не следует поддаваться панике, если наступит минута, когда все вдруг умолкнут. Это вполне естественно. В такой момент можно угостить друг друга сигаретой, пирожным. Разговор возобновится. Дискуссия – это искусство. Включаясь в нее, нужно сразу же постараться уточнить, одинаковые ли представления у дискутирующих о тех или иных общеизвестных понятиях, ставших предметами обсуждения. Отстаивать свою позицию можно только с помощью объективных фактов, которых не знал или забыл собеседник. Не следует употреблять слов типа «тугодум», «эгоист», «циник», если даже это так. Аргументом может быть повышенный или иронический тон. В любой дискуссии следует избегать обобщений. Дискуссия даже на самую острую тему не превратится в ссору, если собеседники будут только защищать свою точку зрения, а не критически оценивать позицию противника. Замечание «Как примитивно ты рассуждаешь!» может стать началом ссоры. В дружеской дискуссии нет места, например, таким выражениям: «Неправда!», «Что?!», «Вас трудно понять». Ведь можно то же самое сказать по другому: – А мне кажется, что... – Простите, я не расслышал... – Я не совсем вас понял... Воспитанный человек редко рассказывает в обществе о своих личных делах, отношениях на работе, своих детях, недомоганиях, заботах, привычках, вкусах. Без особой надобности он не поделится и тем, что делал с утра. Культурный человек мало говорит и о делах своих ближних. Иными словами, не сплетничает. Если вам навязывают подобную тему, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Если сплетничают о вас, не следует вовсе обращать на это внимание. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай», никогда себя не оправдывают. Ведь часто бывает, что свою правоту вы доказываете человеку, который до этих пор вовсе не слышал о вас ничего дурного. Однако сказанное вами невольно настораживает, и может сложиться мнение, что за слухом что-то кроется. Сплетня, как только ею пренебрегают, погибает естественной смертью. Нередко собеседников занимает обсуждение внешнего вида знакомых. Подобные разговоры тоже не могут нас украсить. Не рассказывайте в обществе сенсационных, но не достоверных новостей. В небольшой компании не следует начинать разговор о том, что может остаться непонятным хотя бы одному из присутствующих. Это невежливо. Невежливо также говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих. Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не отдельные беседы. Не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют. В настоящее время трудно разделить темы разговоров на «мужские» и «женские». Но может случиться, что дамы хотят поговорить о модах, а мужчины о новом дизеле. Тогда стоит разделиться. Решительно не рекомендуется рассказывать о снах и предчувствиях, предаваться продолжительным воспоминаниям о прошлом, произносить в обществе длинные монологи. Особенно заставляют скучать собравшихся людей выступающие с одним и тем же репертуаром анекдотов и «забавных случаев». Некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Чужим детям можно сделать замечание, однако не в присутствии их родителей. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово. Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе это позволить, но только в дружеской форме, мягко, как бы между прочим. Можно сказать: «Говорят, что неприлично дуть на горячий чай» или: «Мне нравится этот человек, он никогда никого не отправляет к черту». В обществе не следует выспрашивать у партнера подробности его болезни, если он мельком заметил, что плохо себя чувствует или что лежал в больнице. Можно вежливо вставить: «Да, это малоприятно». Если человек захочет, он расскажет сам, что его беспокоит. Если ваш знакомый говорит: «Жена болеет», не спрашивайте: «Что с ней?» Лучше спросить: «Что-нибудь серьезное?» С женщинами, которые красят волосы, чтобы спрятать седину, лучше не обсуждать эту тему. Можно поздравить с новым красивым оттенком волос молодую женщину. Опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не говорите «Он уже старый» или «Ну, в этом возрасте...». Вообще интересоваться возрастом другого не следует. Если женщине говорят: «Вы уже немолоды» (иногда ведь так случается), она справедливо может ответить: «Зато хорошо воспитана». Не допытывайтесь, кто сколько зарабатывает. Большой бестактностью является пожелание выйти замуж женщине после 25 лет. Такая неделикатность встречается даже в отношении самых близких людей, в семье. Некрасиво выспрашивать у знакомой, почему она не вышла замуж, удивляться этому, вообще делать на эту тему какие бы то ни было намеки. Если кто-нибудь ссылается на занятость, уходит раньше или отказывается от встречи, не требуйте подробных объяснений. Если вам называют причину, не принимайтесь разубеждать, что она не так важна, не давайте советов, как ее преодолеть, и тем более не показывайте всем своим видом, что принимаете названный довод за отговорку. Даже если это и так, лучше показаться простодушным. Не спрашивайте профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте. Некрасиво публично заниматься самобичеванием, постоянно жаловаться на неудачи, на большой нос или кривые ноги. Может быть, ваш собеседник никогда этого и не замечал. Редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах. В компании мужчина может и, пожалуй, даже обязан говорить женщинам любезности, но при этом нужно быть корректным и ненавязчивым. Поток неловких любезностей лучше остановить как можно раньше и тише. «Простите, я не расположена к шуткам», «Вы повторяетесь», «Не лучше ли досмотреть передачу» – примерно так лучше всего ответить в подобных случаях. Говорить нужно спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию. На комплимент отвечаем короткое «Спасибо». Обычно тот, кто слишком старается держаться свободно, казаться остроумным и занимать общее внимание, чаще всего склонен ко всяческим «ляпам». Этим людям особенно стоит помнить, что абсолютно недопустимы шутки по поводу чужой фамилии, комплекции, лысины, роста, национальности, местожительства, цвета волос, образования, серьезной автомобильной аварии. Подобные шутки, повторенные неоднократно, выставят в дурном свете именно вас. Как реагировать на неуместный анекдот или бестактность? Ничто в таких случаях не действует лучше, чем минута общего молчания, которая воцаряется после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему. Если «острослов» без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которые приводят слушателей в замешательство, хозяину стоит его остановить: «Ты сегодня превзошел сам себя...». Анекдотами не следует сыпать, не давая слушателям опомниться. Лучше всего вспомнить анекдот к месту. Всегда мешает в полной мере оценить остроумный анекдот взрыв преждевременный смех самого рассказчика. Не рекомендуется злоупотреблять в обществе колкостями. Незадачливый умник, который старается с их помощью блеснуть перед выбранными для этой цели «жертвами», обычно производит удручающее впечатление. Заметим, что колкости часто выглядят наивно и фиксируют общее внимание на недостатках прежде всего самого «острослова». Полезно учиться не только говорить, но и слушать. А это не значит просто молчать. Нельзя смотреть на собеседника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. В то время, когда кто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, в зеркало. Следует смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания как свидетельство того, что вы понимаете, о чем идет речь. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю, слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз. БанкетБанкет (франц. banquet) – торжественный званый обед или ужин, устраиваемый в честь кого-либо, чего-либо. В зависимости от формы обслуживания различают следующие виды банкетов: банкет за столом с полным обслуживанием; банкет за столом с частичным обслуживанием; банкет-фуршет; банкет комбинированный; банкет-коктейль; банкет-чай. Банкет за столом с полным обслуживаниемЭтот вид банкета представляет собой торжество, где участники сидят за красиво сервированным столом, а подачу блюд и напитков производят официанты. На стол не ставят никаких закусок, блюд и напитков. Такой банкет проводят по поводу официальных визитов должностных лиц, иностранных представителей и делегаций, во время проведения международных встреч и симпозиумов, конференций, выставок и т. д. Сервировку банкетного стола с полным обслуживанием начинают с расстановки столов и накрытия их скатертью. Следует помнить, что белоснежная, хорошо отглаженная и правильно расстеленная скатерть придает столу особую торжественность. Если банкетные столы составлены из обеденных полированных ресторанных столов на 4–6 персон, то их покрывают сначала сукном, которое поглощает шум, впитывает влагу и придает устойчивость предметам сервировки. Затем стол сервируют мелкими столовыми тарелками на расстоянии 0,8–1,0 м друг от друга. Тарелки расставляют начиная от центра стола, сначала по одной стороне, потом по другой и следят за тем, чтобы тарелки стояли строго одна против другой. На мелкие столовые тарелки ставят закусочные, а слева на расстоянии 10–15 см – пирожковые тарелки. Затем раскладывают столовые приборы на расстоянии 0,5 см справа от столовой мелкой тарелки: столовый нож, правее от него на 0,5 см рыбный нож, потом, если в меню есть суп, столовую или десертную ложку и закусочный нож. С левой стороны от мелкой столовой тарелки кладут столовую вилку, затем левее рыбную и закусочную вилки. Далее раскладывают десертные (или фруктовые) ножи, вилки и ложки. В определенном порядке расставляют рюмки, бокалы, фужеры. На закусочные тарелки ставят красиво сложенные салфетки. Приборы со специями устанавливают попарно, один прибор на два гостя. Причем приборы ставят на уровне стеклянной (хрустальной) посуды, между предметами сервировки рядом сидящих гостей. Банкетные столы украшают цветами, национальными флажками стран, участники которых находятся за столом. Небольшие карточки с указанием фамилии, имени, отчества участника банкета располагают либо рядом с фужером (левее его), либо за мелкой столовой тарелкой и фруктовым прибором. Красиво оформленные бланки меню банкета размещают за пирожковой тарелкой. В меню содержится перечень всех закусок, блюд, напитков, а также сообщается повод проводимого мероприятия. Для иностранных гостей должен быть перевод названий блюд и напитков на их родной язык. Пепельницы на официальном банкете ставят на столы только к моменту подачи кофе. Банкет за столом с частичным обслуживаниемБанкет за столом с частичным обслуживанием – наиболее распространенный вид банкета при проведении товарищеских встреч, семейных торжеств, юбилеев и свадеб. Размещение гостей за столом, как правило, произвольное, однако для почетных гостей и устроителя банкета места предусматриваются в центре стола. Банкетный стол сервируют строго по меню столовыми тарелками, приборами, стеклом и хрусталем, салфетками. Кроме этого на стол за 30–40 минут до прихода гостей ставят холодные блюда и закуски, напитки и вазы с фруктами, приборы со специями, оформляют стол цветами. Банкет за столом с частичным обслуживанием продолжается 1,5–2 ч (кроме новогоднего и свадьбы, которые продолжаются значительно дольше). В меню банкета входит обычно большой ассортимент холодных блюд, закусок и различных напитков. Если банкет за столом с частичным обслуживанием проводят в обеденное время, то в меню добавляют первое блюдо – суп. Обычно на каждые 3,0–3,5 м длины стола, что соответствует 4–5 сидящим за столом с каждой стороны, расставляют все холодные блюда, закуски и напитки, указанные в меню. Если стол длиннее и количество участников больше, то на следующие 3,0–3,5 м стола количество блюд, закусок и напитков повторяется и т. д. Блюда и закуски в посуде на ножках или с высокими бортами (вазы, салатницы) расставляют ближе к центру стола, а с низкими бортами (блюда, лотки) – ближе к предметам сервировки, при этом чередуются закуски из рыбы, мяса и птицы. Посуду с блюдами и закусками расставляют в один или в два ряда в зависимости от ширины стола, количества закусок и размера посуды. Сливочное масло ставят рядом с икрой, соусы – рядом с блюдами, которым они сопутствуют. Вазы с фруктами и цветами устанавливают по оси стола, а расстояние между ними (по центру) используют для расстановки напитков. Бутылки с напитками ставят этикеткой к сидящим за столом гостям. Некоторые из бутылок (особенно закупоренные пробками) могут быть откупорены заранее. Бутылки, закрытые кронпробками (воды, пиво, соки, квас и др.), откупоривают за 5 минут до приглашения гостей к столу. Как и закуски, напитки расставляют по всей длине стола, чтобы каждый гость мог достать по своему выбору любой из них и налить себе в рюмку. После напитков раскладывают хлеб на пирожковые тарелки каждого гостя (пшеничный и ржаной). Затем после тщательной проверки (лучше в присутствии заказчика) готовности банкетного стола и обслуживающего персонала в банкетный зал приглашают к столу всех участников банкета. Банкет-фуршетНазвание «банкет-фуршет» происходит от французского слова «а-ля фуршет», что означает «на вилку». Основным столовым прибором во время еды здесь является закусочная вилка. Банкет-фуршет организуют обычно в случаях, когда в ограниченное время (1,0–1,5 ч) необходимо принять большое, количество гостей (это может быть официальный прием, юбилей, семейное торжество или другое праздничное мероприятие). Гостям предоставляется свободный выбор места в зале. Гости сами выбирают блюда и напитки, расставленные на столе, едят и пьют стоя за фуршетным столом или около него. В любое время они могут уйти с банкета, не дожидаясь его окончания. Столы для банкета устанавливают в зале в виде прямоугольника или в виде букв П, Т и Ш, но так, чтобы расстояние между столами и от столов до стен зала было достаточным – 1,5 м – для свободного передвижения гостей. У стен или по углам зала располагают небольшие круглые или квадратные столы, накрытые скатертями, на которые ставят сигареты, пепельницы, спички и цветы в высоких вазах, бумажные салфетки, Меню банкета-фуршета состоит в основном из закусок, ассортимент которых значительно шире, чем меню других банкетов. Иногда в меню банкета-фуршета включают вторые горячие блюда, например, поросенок или индейка, жаренные целиком, и др., которые подают как горячую закуску. Мясо предварительно нарезают небольшими ломтиками, затем снова придают форму тушки. Едят это блюдо, используя закусочную тарелку и закусочные приборы. Все закуски приготовляют (нарезают) небольшими порциями, чтобы их удобно было есть стоя с помощью одной вилки. Сервировка фуршетного стола. Фуршетные столы накрывают банкетными скатертями так, чтобы концы их со всех сторон стола свисали одинаково, на расстоянии 5– 10 см от пола. Углы каждой скатерти подвертывают с торцовых сторон внутрь, скрепляют концы с боковыми сторонами, образуя прямой угол. Различают два варианта сервировки фуршетного стола: одностороннюю и двустороннюю. При первом варианте стол сервируют только с одной стороны, используя его обычно для почетных гостей и устроителя банкета. Стол устанавливают перпендикулярно к основному столу на расстоянии 1,0–1,5 м или одной стороной к стене. Двустороннюю сервировку осуществляют с двух сторон стола. Накрытый скатертью фуршетный стол сначала сервируют стеклом (хрусталем): фужерами, стопками, лафитными, рейнвейными и водочными рюмками. Как правило, часть стекла (хрусталя) держат на подсобных столах и выставляют его по мере необходимости. Двусторонняя сервировка фуршетного стола является наиболее целесообразной. Расстановку стекла (хрусталя) при этом производят одним из следующих способов: в два ряда, группами, елочкой, змейкой. Сервировку стеклом в два ряда начинают с расстановки фужеров. На концах стола по его центру на расстоянии 15–20 см от торца ставят треугольником фужеры по 9–1, 1-17-21 шт. При длине стола свыше 7 м фужеры можно ставить также и в середине двумя симметричными треугольниками по 7–9 шт. Пространство между ними (25–30 см) служит для размещения бутылок с минеральными и фруктовыми водами. Рюмки располагают вдоль по центру стола двумя рядами, расстояние между которыми 20–25 см, а между рюмками 1,5–2 см. Расставляют рюмки в определенном порядке: сначала малого размера и емкости (водочные), затем среднего (лафитные) и, наконец, большие (рейнвейные). Чередование рюмок в обоих рядах должно быть одинаковым. Поэтому вначале ставят один ряд рюмок, а по нему выравнивают второй. Кувшины с соками по 1–2 шт. ставят с торцов стола перед фужерами, поэтому стаканы для соков располагают группами возле кувшинов. Сервировку стола стеклом (хрусталем) группами начинают с расстановки группы фужеров по краям стола, затем под углом 30–45 0 к оси стола расставляют параллельно друг другу группы рюмок (водочных, рейнвейных, лафитных) на расстоянии 50–60 см между группами. Если длина стола более 7 м, то дополнительно в центре стола устанавливают группу фужеров. При сервировке стеклом (хрусталем) змейкой, фужеры и рюмки расставляют вдоль всего стола, при этом соблюдая общий принцип – более высокие фужеры располагают в центре стола, низкие – ближе к краю. При сервировке хрусталем елочкой по продольной оси стола на расстоянии 60–80 см в центре ставят фужеры по 4–6 штук, затем под углом 45 0 с той и с другой стороны к краю стола ставят треугольниками по 3 штуки рейнвейные, лафитные и водочные рюмки. Если длина стола более 7 м, то до его середины направление рюмок под углом 45 0 делают с одной стороны стола, а на другой половине в обратном направлении. Для сервировки фуршетного стола необходимы закусочные и десертные тарелки. Количество тарелок для банкета определяют из расчета 1,5–2 шт. закусочных, 0,3–0,5 шт. десертных на каждого гостя. Закусочные тарелки ставят по обеим сторонам вдоль стола стопками по 6-10 шт. на расстоянии 2 см от края стола. Расстояние от торцов стола и между стопками тарелок 1,5–2 м. Десертные тарелки стопками по 3–4 шт. ставят чуть правее перед закусочными, ближе к рюмкам. При расстановке закусочных и десертных тарелок следует помнить, что эмблемы (вензеля, марки) ресторана на тарелке должны быть строго с противоположной к гостю стороны. Затем фуршетный стол сервируют приборами: закусочными ножами и вилками, фруктовыми приборами. Для обслуживания банкета количество приборов определяют из расчета на одного человека: вилки закусочные – 1,5–2 шт.; ножи закусочные – 0,5–1 шт.; ножи десертные (фруктовые) – 0,3–0,5 шт. Существуют два варианта сервировки фуршетного стола закусочными приборами: 1 вариант: вилки, по числу закусочных тарелок (6–8 шт.), кладут на ребро (острием к тарелке) слева от каждой стопки тарелок, а ножи закусочные (3–4 шт.) справа от тарелок. 2 вариант: вилки закусочные кладут на ребро правее закусочных ножей, острием к тарелке. Наиболее распространенным в ресторанах является первый вариант сервировки банкета-фуршет. Количество фруктовых ножей и вилок равно числу десертных тарелок (3–4 шт.). Расстояние между краем тарелок и первым ножом и вилкой должно быть 1,5–2,0 см. Перечницы и солонки (лучше открытого типа) ставят непосредственно на стол за тарелками с хлебом. В каждую перечницу и солонку кладут ложечки для специй ручкой вправо. Полотняные салфетки, сложенные в четверо, а за тем пополам, в количестве 30 % от числа гостей по 3–4 шт. укладывают за каждой стопкой закусочных тарелок. Банкет-коктейльБанкет-коктейль организуют при обслуживании участников международных симпозиумов, конференций, конгрессов, совещаний и других встреч. На банкете-коктейле можно принять большое количество гостей в сравнительно небольшом помещении. Различают банкет-коктейль деловой продолжительностью 40–50 мин, который организуют в промежутках (перерывах) на совещаниях, конгрессах, симпозиумах, и банкет-коктейль с целью отдыха продолжительностью до 1,5–2 ч, проводимый обычно в конце совещаний, иногда на открытом воздухе. Xарактерные особенности банкета-коктейля: все гости пьют и едят стоя; банкетные столы не расставляют, в зале у стен или по углам ставят небольшие столы, на которые кладут сигареты, спички, ставят вазочки с бумажными салфетками, цветами; тарелки и приборы каждому гостю не подают, вместо вилок гости используют шпажки; закуски и напитки официанты предлагают гостям на подносах, на нескольких подсобных столах размещают подносы для сбора использованной посуды. В банкетном зале устанавливают барную стойку. Меню банкета-коктейля состоит из мелкопорционных закусок: из холодных закусок – бутерброды (канапе) с икрой зернистой осетровых и лососевых рыб, семгой (кетой, балыком), осетриной, ветчиной, колбасой, сыром, тарталетки с паштетом, салатом; из горячих закусок – сосиски, люля-кебаб, котлетки, кусочки рыбы в тесте, кусочки шашлыка; из десерта – пломбир, желе, крем, фрукты, орешки и др. Из горячих напитков предлагают кофе, чай, из холодных – соки, воды (минеральную и фруктовую), коктейли. На банкете-коктейле предполагается следующая последовательность: 1) аперитив, а затем холодные закуски; 2) горячие закуски; 3) десерт; 4) фрукты; 5) горячие напитки (кофе, чай). Банкет-чайБанкет-чай проводят во второй половине дня, обычно в 16–18 часов. Продолжается банкет не более 2 часов. В центре банкетного зала ставят круглый, овальный или прямоугольный стол и стулья (кресла). Вдоль стен – диваны, кресла, а между ними 1–2 небольших столика, накрытых цветными скатертями, для цветов, сигарет, пепельниц и спичек. Меню банкета-чая состоит из мучных кондитерских изделий (торты, пирожные, сладкие пироги, печенье), шоколадных конфет, шоколада, варенья, меда, сахара, фруктов, молока или сливок и др. В меню банкета иногда включают 1–2 сладких блюда – желе, мусс, крем, пломбир и др. Банкет-чай выглядит значительно торжественнее, когда чай наливают из самовара. Самовар на подносе ставят на краю чайного стола или отдельно на приставной стол, покрытый скатертью. Слева от самовара располагают второй поднос, накрытый салфеткой, с чайными чашками, блюдцами и чайными ложками. На поднос перед самоваром чуть справа ставят заварочные чайники. На накрытый цветной скатертью чайный стол против каждого места гостя ставят десертную тарелку, справа и слева от нее раскладывают десертные ножи и вилки, а при наличии в меню фруктов – фруктовый прибор (за десертной тарелкой), затем справа и слева от тарелки раскладывают десертные ножи и вилки. Перед десертными тарелками иногда в особо торжественных случаях ставят бокалы для шампанского. Фужерами чайный стол не сервируют, так как к банкету ни минеральной, ни фруктовой воды подавать не принято. После этого на десертные тарелки раскладывают полотняные салфетки. Затем на столе расставляют (за 30–40 мин до начала банкета) сладкие блюда, различные мучные кондитерские изделия. Сладкий пирог или торт заранее нарезают на порционные куски. Ко всем сладким блюдам, кроме конфет в обертке и фруктам, подают специальные приборы для раскладывания (лопатки, вилки, щипцы и др.). Розетки ставят стопками по 5–6 штук у каждой вазы с вареньем, медом или джемом. Соблюдают определенную последовательность подачи блюд и изделий: в начале предлагают сладкие блюда, затем подают чай с мучными кондитерскими изделиями и последними – фрукты, орехи, конфеты. Чашку чая следует подносить к гостю правой рукой справа и ставить ее перед ним, правее десертного ножа, ручкой влево от гостя. При подаче сладкого блюда вместо десертной тарелки и приборов перед каждым гостем вначале ставят пирожковую тарелку, накрытую резной бумажной салфеткой, с десертной ложкой (ручка повернута вправо от гостя). На тарелку устанавливают креманку со сладким блюдом. Затем официант убирает использованную посуду, заменяя ее десертной тарелкой и приборами. Сладкие блюда (кроме мороженого) можно расставить на столе и до прихода гостей (за 10–15 мин). В меню банкета-чая можно включить кофе. В этом случае на поднос с чайными чашками ставят и кофейные чашки с блюдцами и кофейными ложками, а рядом с заварочными чайниками – кофейник с горячим кофе. Комбинированный банкетКомбинированный банкет состоит обычно из двух-трех банкетов, например из банкета-фуршет и банкета за столом с полным обслуживанием. Для проведения такого банкета требуется два смежных зала. Вначале гостей приглашают в первый зал с накрытым фуршетным столом (столами), в котором предлагают холодные закуски и напитки. Затем через 30–40 минут гостей приглашают в другой зал, подготовленный для банкета за столом с полным обслуживанием. После того как гости займут места за столом, им предлагают обед или ужин (в зависимости от времени дня). Обслуживание начинают с подачи горячих закусок. Затем подают суп (если это обед), второе горячее блюдо, десерт и кофе (или чай). Горячие закуски можно подать к фуршетному столу, тогда обслуживание за столом начинают с подачи горячих блюд. Комбинированный банкет можно организовать и из банкета-коктейля и банкета за столом с полным обслуживанием. Часто организуют банкет за столом с полным или частичным обслуживанием, на котором кофе (а иногда и десерт) подают в другом зале. К кофе предлагают шоколад, мучные кондитерские изделия (торт, пирожное), соответствующие напитки и табачные изделия. Накрывая праздничный стол, хорошенько подумайте о том, как рассадить приглашенных. Строго определенное место должно быть отведено конкретно каждому гостю. Перед началом приема разложите всем меню, а на тарелки – карточки с указанием имени, отчества и фамилии гостя. Цветные карточки с веселыми картинками и смешными надписями не подойдут для официального праздника. Оформление карточки и меню должно быть классическим и при этом не портить красиво накрытого стола. Зачастую гости оставляют меню себе на память о проведенных вместе приятных часах, поэтому уделите этому вопросу должное внимание. Меню можно сделать в виде старинного папируса с «гербовой печатью семьи». Но более широко распространено складное меню. Эта форма самая удобная. На правой внутренней стороне меню укажите очередность блюд, а на левой сообщите гостям о напитках, которые вы собираетесь им предложить. Название напитка вы можете так же написать под названием блюда, к которому напиток будет подан. Лучше, если меню и карточки с именами гостей будут выдержаны в одном стиле. Для более успешного обслуживания вечера пригласите официантов из ресторана. Вы можете выбрать по своему усмотрению вид услуг. В случае полного обслуживания вам можно ни о чем не беспокоиться – обо всем позаботятся официанты. Но если вы остановите свой выбор на частичном обслуживании, о некоторых вещах вам придется позаботиться самим. Если же вы вынуждены обслуживать стол самостоятельно, то откажитесь от тех блюд, которые требуют вашего частого присутствия на кухне. Возможно, ваши взрослые дети захотят помочь вам и с удовольствием похозяйничают на кухне самостоятельно. Стол должен быть накрыт в соответствии с правилами этикета. Большая фантазия и утонченный вкус помогут вам оригинально накрыть стол. Так что поверьте в свои силы, прислушайтесь к нашим советам и смело дерзайте. Первое, что вы должны решить, накрывая стол, – какая будет скатерть на праздничном столе. А это зависит от множества причин: от того, кого вы пригласили и по какому поводу, от цвета посуды, которую вы собираетесь поставить на стол... Сейчас в магазине можно выбрать все, что угодно, удовлетворить даже самый изысканный вкус. Можно выбрать посуду, скатерть и салфетки, идеально сочетающиеся по цвету и рисунку. Поэтому ваши возможности довольно широки, и единственное, что может ограничить поле вашей деятельности, так это семейный бюджет. Но при большом желании устроить официальный праздник, мы уверены, вы сможете справиться и с этой проблемой. К счастью, сейчас совсем не обязательно сервировать стол для праздничного обеда белой скатертью и серебром. Единственное правило, которого вам следует придерживаться, заключается в том, что делать все надо со вкусом и от души. Для торжественных приемов вы можете использовать белые, розовые скатерти, а так же скатерти пастельных тонов. Если Вы не уверены, что сможете правильно выбрать скатерть с рисунком, то лучше остановиться на однотонных вариантах. Бабушкины кружевные скатерти не вышли из моды, так что не спешите их выбрасывать. Они будут очень изящно смотреться на праздничном столе и создадут более уютную обстановку. Для званых обедов вы можете использовать скатерти всех оттенков розового и голубого, цветные скатерти и в полосочку. В этом случае ваша фантазия может быть безграничной. Для вечерних торжеств вы можете остановить свой выбор на традиционной белой, пастельной или даже скатерти более темных тонов (вишневого, кофейного или темно-синего). Главное, чтобы не нарушалось сочетание скатерти с посудой. Так, на темно-вишневой скатерти белая посуда с золотыми цветами будет выглядеть очень эффектно. Салфетки должны быть в тон скатерти. Салфетки из ткани просто созданы для официальных праздников. Но это не значит, что вы не можете использовать бумажные салфетки. На праздничном столе, оформленном в современном стиле, они будут всегда кстати. Не забудьте про украшение праздничного стола. Для этого вы можете использовать букеты цветов. На официальных приемах чаще используются «низкие» букеты. Они не загораживают гостей и не мешают им свободно общаться. Для классически накрытого стола подойдут также украшения из лент, однотонных или с тонкой вышивкой. Элегантные гирлянды из цветов, ткани, бумаги выгодно дополнят праздничный стиль предстоящего события. Для официального приема совершенно недопустимо, чтобы на столе стояли тарелки из разных сервизов. Вся сервировка стола должна быть выдержана в одной цветовой гамме. Для званого обеда и вечера количество тарелок, бокалов и приборов довольно велико. Постарайтесь, чтобы на столе не было ничего лишнего, кроме посуды и столовых приборов, необходимых гостям для трапезы. Расположите вилки, ложки, ножи, бокалы и тарелки и т. д. по всем правилам этикета. Стол нужно накрывать заранее, еще до прихода гостей, чтобы в спешке не забыть чего-то важного. Постарайтесь привести себя в порядок и приготовиться к приходу гостей, чтобы вам не пришлось, сломя голову, носиться по квартире в тот момент, когда в дверь позвонит первый гость. Появившихся на пороге гостей пригласите войти, помогите снять верхнюю одежду и проводите в гостиную. Первого гостя, если он не ваш близкий друг, не оставляйте в одиночестве: вам придется занять его разговором, пока не появятся другие. Если гости не знакомы, то их необходимо представить друг другу. Причем первым вы всегда представляете младшего (по возрасту или по положению) старшему, а затем старшего младшему. Сначала представляют мужчину женщине, а затем женщину мужчине. Представляя гостей друг другу, следует назвать имя, отчество и фамилию человека. Если потребуется, то можно упомянуть и о его общественном положении. При знакомстве с очень известными людьми – актерами, певцами, музыкантами, учеными и т. п. – это замечание опускается. Перед званым обедом принято угощать приглашенных гостей рюмочкой аперитива. Наполненные рюмочки подносит гостям хозяин дома или официант. Не стоит ни в этот момент, ни позже уговаривать гостя выпить, если тот отказывается. Затем можно пригласить гостей к столу. По основным нормам этикета, почетного гостя мужского пола вам следует усадить справа от хозяйки. Место же почетной гостьи – справа от хозяина. Все мужчины садятся за стол только после того, как это сделают все присутствующие дамы. Для успешного проведения праздника важно посадить рядом людей, которым будет интересно друг с другом общаться, – распределение за столом людей по рангам бывает не всегда удачным. Не стоит сажать рядом двух деловых партнеров, они и без того достаточно часто общаются друг с другом в рабочей обстановке. Уделите особое внимание гостям-иностранцам, иначе они могут оказаться в «языковой блокаде» и будут молча поглощать закуски. Вы сможете разом избавиться ото всех этих проблем, если стол, за которым будут сидеть ваши гости, будет круглым. По традиции, именно хозяйка предлагает начать трапезу, а первый бокал поднимает хозяин. Раньше это делали сразу после первого блюда. В настоящее время первые бокалы поднимают перед десертом или даже после него. На официальном празднике вполне уместны тосты, только постарайтесь не говорить слишком долго: ваши гости заскучают, а блюда на столе остынут. Во время официальной трапезы вполне допустимо вести светские беседы. Этот разговор может начать хозяин с каких-нибудь общих тем или он может завязаться естественным образом между гостями. Не заводите разговор о болезни, не интересуйтесь за столом о здоровье человека, который болен. Такой разговор неуместен за столом. Поинтересоваться здоровьем своих гостей вы можете до или после трапезы. Громкий смех, обсуждение всевозможных сплетен, шептание с соседкой считаются дурным тоном. Деловые разговоры, интересные только узкому кругу ваших гостей, тоже не стоит заводить за столом. А если кто-то из ваших гостей заговорил о работе, а все остальные гости заскучали, вы должны исправить ситуацию, тактично сменив тему разговора. За столом можно закурить только в том случае, если хозяин и хозяйка сами курят и приглашают вас присоединиться. В противном случае, для курения необходимо отвести определенную комнату, где должны стоять несколько кресел и небольшой круглый столик. На этом столе приготовьте все для курильщиков: сигареты, сигары, пепельницы, канделябры с зажженными свечами. Именно здесь обычно завязываются более тесные знакомства, происходят деловые переговоры и обмен информацией. Как известно, официальная церемония длится около двух часов, а банкет-коктейль или банкет-чай – 1,5 часа. Уходить с официальных приемов можно только после того, как уйдет виновник торжества – главный гость. После этого, все остальные гости тоже не должны долго засиживаться, а тепло поблагодарить хозяев дома за радушный прием и удалиться. ПрезентацияСейчас стало очень модно устраивать всяческие презентации, причем обставляются эти мероприятия с умопомрачительной роскошью. К сожалению, о существующих правилах проведения этого праздника практически никто и не знает, поэтому презентацию каждая фирма проводит так, как бог на душу положит... Однако нельзя забывать, что воздействие презентации, как и первого впечатления, обычно бывает глубоким. Ее успешное проведение во многом определяет успех дальнейших переговоров с партнерами. Извещения о презентациях даются в средствах массовой информации. Объявление о презентации
А вот еще одно объявление о презентации:
Для того, чтобы презентация была успешной, к ее проведению необходимо привлечь профессионалов. Вначале определяются место и сроки проведения презентации. Затем разрабатывается ее сценарий (программа). Время проведения презентации обычно ограничивается 1,5–2 часами. Презентации лучше всего проводить после обеда, примерно с 15 часов, с тем чтобы после нее можно было организовать коктейль или фуршет (17.00–19.00). Открывает и ведет презентацию обычно один из руководителей внешнеэкономической службы предприятия. Он также представляет руководителей всего предприятия. Затем можно показать фильм (10–15 минут) и сделать сообщение о деятельности предприятия, его экспортных возможностях (не более 30 минут). Оставшееся время отводится ответам на вопросы. Помещение, где проводится презентация, оформляется рекламными плакатами, стендами и т. п. Участникам презентации вручаются сувениры (рекламные подарки) с целью напоминания их получателям о фирме. В качестве рекламных подарков обычно используются недорогие предметы: записные книжки, календари, авторучки, пепельницы, зажигалки, значки. На эти предметы наносится название фирмы, а иногда ее адрес и характер деятельности. Демонстрация товаров на презентации является весьма убедительным средством рекламы. Особенно это относится к демонстрации машин, оборудования и приборов, которая позволяет убедить возможного покупателя в достоинствах конструкции, высокой производительности и качестве выпускаемой продукции. Очень важно вовлечь потенциального клиента в совместные действия. Это может быть, например, предложение об испытаниях приборов, о примерке одежды, передаче материалов на экспертизу прочности и т. д. На презентации клиент имеет возможность лично ознакомиться с товаром, потрогать его руками – у него подсознательно растет доверие к товару и фирме. Надеемся, теперь у вас не возникнет проблем по проведению презентации, вы сумеете произвести хорошее впечатление на своих деловых партнеров, и дела ваши пойдут в гору... |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|