• Поезд
  • Я умею одеваться
  • Назови предмет
  • Кто как разговаривает
  • Построй домик
  • Матрешки
  • Близко – далеко
  • Комната Даши
  • Кто лишний
  • Гости
  • Повторялки
  • Юный парикмахер
  • День рождения обезьянки
  • Магазинчик
  • Найди игрушку
  • Крот
  • Узнай по голосу
  • Охота за флажком
  • Разноцветные игрушки
  • Вспоминалки
  • Путешествие
  • Веселый цирк
  • Третий лишний
  • Колобок
  • От буквы к слову
  • Отгадай слово
  • 1. Игра – обучение – развитие

    Основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра. При помощи нее ребенок не только учится манипулировать различными предметами, но и познает окружающий его мир.

    Многие родители недооценивают важность игры для малыша. Это является большой ошибкой, так как именно в результате этой деятельности развиваются самостоятельность, любознательность, умение общаться с окружающими людьми, применять имеющиеся знания на практике и получать новые. Именно поэтому очень важно формировать навыки и умения малыша в процессе игры.

    Но не стоит забывать и об особенностях дидактического материала, необходимого для данной деятельности. Все предметы должны быть достаточно крупными, яркими, объемными, чтобы вызывать не только интерес у ребенка, но и желание играть именно с ними. Все игрушки нужно периодически проверять, так как главным требованием являются все же исправность и безопасность для малыша.

    Исследования детских психологов показали, что именно в игровой деятельности ребенок учится заменять одни предметы другими. Именно это является началом таких умственных действий, как счет в уме, чтение про себя, использование символики и др.

    В этом разделе книги основное внимание уделяется развитию логического мышления, наблюдательности, памяти, речи ребенка. Данные качества в дальнейшем помогут ему легче перейти с дошкольной программы на школьную.

    Поезд

    Цель игры: помочь детям запомнить последовательность действий при перевозе кукол от одной станции к другой, побуждать пользоваться речью во время игры. Продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Ввести такие новые слова, как «станция», «железная дорога», «путешествие».

    Оборудование: большой игрушечный поезд, если есть – железная дорога; домики, которые будут выполнять роль станций; небольшие игрушки (медвежонок, зайчик, мышка, уточка и др.).

    Возраст: 3 года.

    Ход игры: воспитатель расставляет домики недалеко друг от друга и параллельно объясняет, что это станции, на которых всегда останавливаются поезда. Во время игры желательно дать каждой из них название.


    Затем руководитель предлагает ребятам покатать зайчика или мишку на поезде (при этом очень важно сделать так, чтобы игрушки не падали во время движения). Сначала воспитатель просит одного из детей перевезти игрушку с первой станции на вторую, затем немного усложняет задачу, вводя новые элементы игры (на данном месте высадить мишку и повезти дальше только уточку).

    В процессе игры воспитатель просит детей рассказать, видели ли они настоящие поезда, возможно, кто-то на них даже катался, понравилось ли ему это путешествие, куда они хотели бы съездить.

    Я умею одеваться

    Цель игры: научить детей последовательно одевать и снимать вещи, аккуратно их складывать в шкафчик, пользоваться такими словами, как «снять», «надеть» и «одеть», «повесить», «поставить», «убрать на место». Воспитывать аккуратность, терпение, любовь к порядку.

    Оборудование: кукла, шкафчик с одеждой для нее (платье, колготки, обувь, кофта, шапка, пальто или комбинезон).

    Возраст: 3 года.

    Ход игры: в данной игре участвуют 5–6 человек. Воспитатель объясняет ребятам, что сегодня кукла Маша пойдет гулять, но для этого ей необходимо одеться. Что для этого нужно? (Дети перечисляют ту одежду, которую надевают сами на прогулку). Затем руководитель открывает игрушечный шкафчик и показывает наряды куклы. Ребята выбирают из нее те, которые необходимы в данное время года. Только потом следует попросить одеть Машу, которая еще не знает, с чего нужно начинать. Если у ребят возникают трудности с одеванием куклы, так как наряды довольно малы, то воспитателю следует помогать словесно или действиями.

    После небольшой прогулки по комнате ребята решают, что куклу пора раздевать. Здесь необходимо подсказать ребятам, что вещи нужно складывать аккуратно и на свое место.

    Сделать игру более разнообразной и интересной можно, если попросить одного из ребят разговаривать от имени куклы. Тогда остальная группа с удовольствием будет общаться с Машей и играть с ней.

    Назови предмет

    Цель игры: познакомить детей с назначением таких предметов, как игла, утюг, зубная и одежная щетки, нож и др. Научить составлять уменьшительно-ласкательные существительные по аналогии (щетка – щеточка, нитка – ниточка). Учить детей правильно и четко произносить слова.

    Оборудование: 2–3 большие пуговицы, нитки, детская зубная щетка, щетка для чистки одежды, картинки с изображением таких предметов, как игла, утюг, нож, ножницы.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель собирает всех детей вместе и открывает коробку, в которой находятся разнообразные предметы и картинки. Затем он просит ребят назвать то, что они увидели. Разложив все вещи на ровную поверхность, можно попросить определить, для чего они нужны.

    Подводя итог сказанного детьми, воспитатель обращает внимание малышей на то, что у каждого предмета есть свое назначение. Следует заметить, что бывают предметы, которые очень похожи, только имеют разную величину (щетка и щеточка), и предметы, которые сильно отличаются, несмотря на то, что называются по-разному (ключ от двери и ключ – небольшой ручей), а иногда по одному названию можно определить размер (стул-стульчик, кукла-куколка и др.). После этого воспитатель может попросить ребят назвать слова по аналогии, например нож и ножичек, игла и утюг и... и т. д. Таким образом, дети в данной игре не просто закрепляют имеющиеся знания, но и получают новые.

    Кто как разговаривает

    Цель игры: обратить особое внимание детей на то, что все животные общаются между собой по-разному; систематизировать уже имеющиеся знания ребят; учить воспринимать окружающую обстановку при помощи слуха.

    Оборудование: рисунки или крупные фотографии различных животных, таких как кошка, собака, медведь, корова, лягушка, утка, петух, ворона, мышь, магнитофонные записи голосов различных животных.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель рассаживает детей по кругу, в центр которого кладет рисунки или фотографии картинкой вниз. Затем говорит ребятам, что сегодня все животные забыли, как они разговаривают, поэтому им нужно помочь.

    Один из детей выходит в центр круга, берет картинку и показывает ее всем присутствующим. Ребята хором называют это животное. Потом водящий предлагает любому ребенку сказать, как оно разговаривает. Если малыш называет правильно, то он берет следующий рисунок.

    Когда все картинки закончатся, воспитатель может предложить ребятам отгадать животное по его голосу. Для этого следует включить магнитофонные записи зверей и птиц. Во время звучания руководитель спрашивает у детей: «Кто так сказал? Почему вы так решили?».

    Построй домик

    Цель игры: научить детей строить дом из кубиков; продолжить ознакомление с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник; закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом); вызвать у ребят желание играть вместе.

    Оборудование: 4–5 комплектов конструктора, состоящего из деталей, разнообразных по форме (прямоугольных, квадратных, треугольных и др.) и цвету; небольшие игрушки (волк и три поросенка).

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: дети разделены на 3–4 группы по 5–6 человек. У каждой из них набор деталей, необходимый для строительства домика.

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что сегодня будет необычная игра и рассказывает отрывок из сказки «Три поросенка», когда волк ломает домики, просто дунув на них трижды. Затем руководитель спрашивает: «Почему волк не сумел сломать домик старшего поросенка?». На что ребята отвечают, что он был сделан прочно, из камней.

    После этого воспитатель предлагает построить такие же крепкие домики, используя конструктор. Каждое действие ребят необходимо комментировать, например: «Сначала возьмите прямоугольник красного цвета, на него ровно поставьте квадратный синий кубик», «... а крышу мы сделаем из треугольника...». При этом руководитель показывает все на примере.

    Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети выполняли работу вместе, не ссорясь.

    После окончания «строительства» воспитателю следует похвалить ребят. Оценить домики можно при помощи волка и поросят, которые внимательно осматривают работы и приходят к единому решению, что все хорошо постарались и отлично справились с этим нелегким заданием.

    Матрешки

    Цель игры: научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький», распределять предметы на группы в зависимости от их размера; прививать любовь к комнатным растениям. Продолжать развитие речи детей.

    Оборудование: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, один большой домик, 3 комнатных растения разной величины и небольшая игрушечная леечка.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: игра заключается в том, что ребятам необходимо распределить все предметы по размерам: на большие, средние, маленькие. Затем воспитатель спрашивает, почему дети для большой матрешки пододвинули большой стульчик и цветок, а для маленькой – маленький. Потом руководитель просит ребят закрыть глаза и в это время убирает один из предметов. Малышам нужно не просто отгадать, чего не хватает, а точно назвать, что исчезло, например средний стульчик или большая матрешка.

    Можно предложить ребятам полить цветочки из леечки. При этом нужно обратить внимание на то, что большому цветочку требуется больше воды, чем маленькому, поэтому поливать его нужно немного дольше по времени.

    Во время игры дети с удовольствием рассматривают и другие комнатные растения, имеющиеся в группе, рассказывают о том, какие цветы растут у них дома и как за ними ухаживать.

    Близко – далеко

    Цель игры: учить ребят пользоваться такими словами, как «далеко», «очень далеко», «ближе», «очень близко»; вырабатывать умение сравнивать расстояния; продолжать обучение самостоятельности в игре со сверстниками без участия взрослого.

    Оборудование: 5–6 крупных игрушек (на выбор воспитателя), большой игрушечный грузовик для перевозки кукол.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель просит детей расставить игрушки в комнате таким образом, чтобы одни находились далеко, другие – не очень, а третьи – близко. Потом говорит, что эти куклы находятся очень далеко инужно перевезти их поближе (просит выполнить данное задание одного из ребят). Затем необходимо закрепить такие понятия, как «стало ближе», «не очень далеко», «еще ближе». Аналогичным образом игрушки перемещают в дальний угол, обращая внимание на то, что это очень далеко. Когда руководитель видит, что дети хорошо освоили понятия «далеко – близко», то можно попросить ребят передвинуть кукол еще ближе или еще дальше (для закрепления навыков).

    В дальнейшем можно разнообразить игру, если провести ее на улице во время прогулки. Это вызовет у ребят еще больший интерес к предметам, которые расположены далеко и поэтому на них раньше не обращалось такого внимания. Также следует отметить, что расстояние, которое в игровой комнате считалось очень дальним, на улице таким не является, потому что есть предметы, расположенные на еще большем расстоянии от нас.

    Комната Даши

    Цель игры: систематизировать знания детей о мебели и ее предназначении; научить различать эти предметы по картинке; развивать воображение, умение обобщать; обогащать словарный запас детей и побуждать их использовать в речи полные предложения, такие слова как «мебель», «обстановка» и др.

    Оборудование: кукла Даша, домик для нее, мебель соответствующих размеров (стол, стулья, кровать, шкаф и пр.).

    Возраст: 3–5 лет.

    Ход игры: воспитатель приносит в группу большой домик для куклы и говорит всем, что сегодня мы поможем кукле Даше правильно расставить имеющиеся предметы.

    Сначала необходимо показать детям мебель и спросить, для чего она служит. Ответы могут быть самыми разнообразными, например «стул, чтобы сидеть». При этом следует поправлять ребят, побуждая их говорить правильно («на стуле сидят», «кровать нужна для отдыха и сна»).

    Затем воспитатель может предложить расставить мебель. В процессе игры дети должны комментировать свои действия, объясняя, почему кровать поставили в спальню, а обеденный стол и стулья – на кухню.

    Особое внимание в данной игре следует уделять правильности установки предметов, так как нужно не только это сделать в определенной комнате, но и создать уют в домике, не нагромождая все в одном углу.

    Кто лишний

    Цель игры: вспомнить такие русские народные сказки, как «Репка», «Курочка Ряба»; продолжать развитие речи, внимательности и умения находить ошибки в услышанном тексте; воспитывать любовь к животным.

    Оборудование: для сказки «Репка» – куклы (игрушки), изображающие деда, бабку, внучку, собачку, кошку, мышь и репку, лисички. Для сказки «Курочка Ряба» необходимы вареное яйцо, куклы (игрушки), изображающие деда, бабку, курочку, мышку, медведя.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям вспомнить сказки про репку и курочку Рябу. Убедившись в том, что ребята их хорошо знают, руководитель начинает показывать при помощи кукол первую из них (здесь понадобится помощь ребят). Но нужно предупредить всех о необходимости быть внимательными и замечать, где была сделана ошибка.

    Сначала можно неожиданно ввести в повествование лишний персонаж, например, лисичку или медведя.

    Когда дети укажут на это, следует усложнить задачу, немного изменив сюжет (в сказке «Репка» после внучки следует позвать не Жучку, а мышку). Таким образом, дети не просто слушают сказку, но и принимают в игре активное участие.

    Если такой вид игры понравился ребятам, то можно инсценировать эти народные произведения, раздав роли мышек, кошек и других персонажей детям.

    Гости

    Цель игры: научить детей правильно накрывать на стол, подавать чай, ухаживать за гостями; развивать умение играть в коллективе сверстников; воспитывать аккуратность, привычку убирать за собой игрушки.

    Оборудование: игрушки (слоненок, котенок, цыпленок, волчонок), картинки с изображением этих же животных, детский набор посуды (блюдца, стаканчики, чайник), стулья и столик для игры.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель раскладывает на стульчики картинки с изображением животных и просит детей рассадить игрушки по своим местам (определенному рисунку должна соответствовать игрушка). Но сделать это нужно следующим образом: малыш должен взять игрушку в руки, подойти с ней к столику, поздороваться со всеми, спросить разрешения, чтобы присесть на стульчик. После этого ребята учатся аккуратно расставлять блюдечки, а в них стаканчики. Руководителю необходимо рассказать, что блюдца нужны не просто для красоты, а для того чтобы сохранить скатерть чистой. После помешивания чая дети кладут ложечку на блюдце и объясняют куклам, как нужно вести себя за столом.


    По окончании мероприятия нужно обязательно попросить всех убрать игрушки, уложить кукол спать.

    Повторялки

    Цель игры: закрепить знания детей о таких цветах, как синий, красный; ввести понятия «левый», «правый»; продолжить формирование умения выполнять четкие скоординированные действия руками и ногами одновременно.

    Оборудование: по два флажка (синий и красный) и одному небольшому мячу каждому ребенку.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: перед началом игры детей необходимо расставить таким образом, чтобы всем было хорошо видно водящего. Затем руководитель объясняет, что сегодня будем выбран самый внимательный ребенок. Для этого необходимо точно выполнять все действия за воспитателем. Для того чтобы ребятам было легче, желательно все движения комментировать: «Я беру в правую руку синий флажок и поднимаю его вверх», «Я беру двумя руками мяч и перекладываю его в левую руку, затем опять кладу на пол» и т. д.

    Детям можно предложить следующие задания: в правую руку взять красный флажок, а в левую – синий и развести их в стороны; поднять синий флажок вверх; удержать мяч в одной руке в течение 5 секунд; стоя на правой ноге, поднять флажки вверх; невысоко подбросить мяч и поймать его двумя руками.

    Если дети стоят в кругу, то можно попросить их передать соседу справа или слева флажок, взять мячик, поднять его высоко, встав при этом на носочки, и многие другие задания.

    Чтобы разнообразить игру, нужно попросить самого активного ребенка встать в центр круга и выполнять движения, которые остальные будут повторять. Можно прочитать детям стихотворение А. Барто «Флажок».

    Юный парикмахер

    Цель игры: систематизировать знания о профессиях; продолжить формирование коллектива; развивать самостоятельность детей при выборе игрушек, воображение – при создании прически; учить малышей играть вместе и с общими игрушками, проявлять заботу об окружающих; закрепить правила поведения в обществе; развивать речь ребят.

    Оборудование: игрушечные ножницы, фен, небольшое зеркало, расчески, флаконы изпод лака для волос, фартуки и другие предметы, необходимые для игры.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель спрашивает у ребят, кем работают их родители. Получив несколько ответов, он говорит: «Сегодня мы тоже будем работать. Но сначала нужно отгадать, что это за профессия». Для этого руководитель показывает подготовленное оборудование.

    Выслушав все ответы, воспитатель подсказывает ребятам, и все приходят к единому мнению, что эта профессия – парикмахер.

    Затем детей необходимо разделить на две группы, одна из которых будет посетителями салона, а другая – парикмахерами. Во время игры следует обращать особое внимание на технику безопасности при работе с данными предметами, несмотря на то, что они игрушечные.

    Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель сам делает прическу одному ребенку и просит остальных повторять за ним и придумывать что-то новое. За все новые идеи руководитель должен похвалить, тем самым вызывая еще больший интерес к игре.

    При этом не нужно забывать о том, что все игрушки, которыми пользуются ребята, общие. Их нельзя отнимать друг у друга, а следует просто вежливо попросить. Воспитатель побуждает детей пользоваться такими выражениями, как «дай, пожалуйста», «большое спасибо», «подожди немножко, я еще занят» и пр.

    Роль обезьянки можно поручить одному ребенку, а гостей – оставшимся, таким образом в игре будут участвовать все дети. В дальнейшем в эту игру дети будут играть самостоятельно.

    День рождения обезьянки

    Цель игры: продолжить изучение правил поведения за столом и в гостях; развивать самостоятельность детей в выборе игрушек и сюжета игры, воображения, речи воспитанников.

    Оборудование: игрушка (обезьянка), куклы – гости, небольшие коробочки, которые будут играть роль подарков, набор детской посуды.

    Возраст: 4–6 лет.

    Ход игры: воспитатель говорит всем: «Сегодня у нашей любимой обезьянки день рождения, ей исполнилось 5 лет, и она решила пригласить гостей. А кто к ней должен прийти, мы сейчас отгадаем!» Руководитель может прочитать загадки о тех животных, которые будут героями игры.

    Когда все гости в сборе, воспитатель спрашивает, не забыли ли они чего-нибудь. Ребята отвечают, что не хватает подарков. Здесь у детей может разыграться воображение, так как коробочка плотно закрыта и никто не знает, что находится внутри. Далее именинница накрывает на стол, угощает всех чаем, разговаривает с гостями.

    Магазинчик

    Цель игры: развивать у дошкольников воображение, речь, желание пользоваться уже имеющимися знаниями; продолжать закреплять навыки счета до десяти, умение играть в коллективе сверстников.

    Оборудование: небольшие предметы для продажи в магазинчике, сумочки для покупателей, монетки по 5-10 копеек, выполненные из картона, которые будут играть роль денег.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель объясняет детям, что все сегодня отправятся в магазин, чтобы сделать необходимые покупки. Можно задать ребятам вопросы следующего содержания: «Часто ли вы посещаете магазин? С кем больше всего любите ходить туда – с мамой или папой? Почему? Что вы обычно покупаете? Чем расплачиваются родители? Кто продает товар?» И так далее. Затем следует организовать свой магазинчик в группе. Для этого выбирается место, где будет прилавок, затем ребята аккуратно раскладывают товары и выбирают продавца. Каждому будущему покупателю выдается по 3–4 монетки.

    Эта игра должна проводиться под постоянным контролем руководителя, который будет следить за тем, чтобы ребята не пытались что-либо купить без очереди и правильно делали покупку. Также можно установить на каждый товар свою цену (1–2 монетки), тогда детям придется считать деньги, которые они уже потратили и которые еще остались.

    В данной сюжетно-ролевой игре можно пользоваться и предметами-заместителями, например небольшими треугольными и прямоугольными карточками, которые сыграют роль денег. Также можно заменить и товары, которые должны продаваться в магазине, на картинки с их изображением.

    Найди игрушку

    Цель игры: прививать детям сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации; развивать мышление и умение ориентироваться в помещении при помощи полученных команд.

    Оборудование: небольшая игрушка, например лягушонок, альбомный лист бумаги с нарисованной стрелкой, свисток.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель показывает ребятам игрушечного лягушонка и просит придумать ему имя, например Сема. Затем необходимо объяснить детям, что лягушонок Сема очень любит хулиганить, а именно прятаться. Искать игрушку мы будем с помощью подсказок «горячо (близко) – холодно (далеко)», которые будет давать наш проказник.

    По команде дети отворачиваются и закрывают глаза, но, услышав свисток, идут искать Сему.

    Для того чтобы упростить поиск, воспитатель подсказывает ребятам, положив на пол стрелку, указывающую в нужную сторону, а также словами «горячо» или «холодно». Это помогает детям сориентироваться в пространстве. Участнику, нашедшему лягушонка, разрешается спрятать его в следующий раз. Таким образом, водящие в этой игре постоянно меняются.

    Крот

    Цель игры: развитие памяти и вестибулярного аппарата у детей, умения двигаться с закрытыми глазами при помощи команд воспитателя.

    Оборудование: плотный платок или шарф для завязывания глаз, кегли или кубики для разметки дорожки, нарисованные на листках круги красного и зеленого цвета.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: руководитель спрашивает у малышей, знают ли они такого зверька, как крот, чем он отличается от других животных (проводит всю жизнь под землей), в чем его особенность (крот очень плохо видит, и ему приходится передвигаться почти вслепую).

    Воспитатель подробно рассказывает ребятам правила игры, которые заключаются в том, что необходимо пройти определенную дистанцию с закрытыми глазами, не задев препятствия. Для того чтобы всем было понятно, желательно показать все на примере. Руководитель выбирает одного ребенка, расставляет кегли и просит малыша медленно пройти эту дистанцию. Потом необходимо завязать игроку глаза и попросить пройти то же расстояние самостоятельно. Во время движения ребята подсказывают, куда нужно идти, чтобы не задеть препятствия. Если с данным заданием все справились хорошо, то его можно усложнить, заменив кегли листами бумаги с красными и зелеными кругами. Цвета означают разрешение и запрет движения в данную сторону.

    Узнай по голосу

    Цель игры: учить ребят играть в коллективе, развивать память, мышление и воображение, умение ориентироваться при помощи голоса.

    Оборудование: небольшой платочек и плотный шарф для завязывания глаз, свисток.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель просит ребят встать в круг, в центр просит выйти только одного участника, которому завязывают глаза шарфом.

    После того как руководитель подаст знак свистом, из круга в центр выходит один из детей и шепотом называет имя водящего, затем уходит на свое место. По следующему свистку ребенок снимает повязку с глаз и старается отгадать, кто к нему подходил. При этом водящий сначала указывает, мальчик это был или девочка, потом называет имя. Если его ответ будет верным, то участники меняются ролями. В случае неправильного ответа водящий остается прежним, но не более 3 раз. Если отгадать так и не удается, то участнику можно дать подсказку, например, у этого человека длинные волосы или у него красная кофточка.

    Для того чтобы разнообразить игру, можно предложить детям изменять голос или подходить к водящему с другой стороны, чтобы больше его запутать.

    Охота за флажком

    Цель игры: вырабатывать такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила воли, умение сознательно управлять своими действиями; учить проявлять инициативу и показывать свою индивидуальность; воспитывать отзывчивость, честность, желание общаться со сверстниками; развивать логику, быстроту мышления.

    Оборудование: небольшой флажок, 2 легкие подушки, гимнастическая скамья.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель выбирает не более 15 участников игры. Сделать это можно при помощи следующих загадок:

    1) чем копают землю? (лопатой);

    2) когда птицы улетают в теплые края? (осенью);

    3) в какой руке нужно держать ложку? (в правой);

    4) в какое время суток мы завтракаем? (утром);

    5) для чего нужны варежки зимой? (чтобы руки не мерзли) и т. п.

    Когда ребята, отгадавшие загадки первыми, набраны в команды, руководитель объясняет всем правила игры, которые заключаются в необходимости завладеть флажком, не позволяя другим участникам сделать то же самое. Для этого водящему и одному из игроков выдают небольшую легкую подушку, при помощи которой они должны «сражаться» за флажок на гимнастической скамье. В случае, если участник не удержал равновесие на скамье во время «боя», то он передает «орудие борьбы» следующему участнику. Но если не удержался водящий, то он меняется местами с участником, становясь обычным игроком.

    Разноцветные игрушки

    Цель игры: развивать у детей внимательность, быстроту реакции, умение принимать правильное решение в короткие сроки; закрепить понятий «красный», «синий».

    Оборудование: 5 кубиков синего и столько же кубиков красного цвета. Магнитофонная запись веселых мелодий или детских песен.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель расставляет на полу подготовленные кубики на определенном расстоянии друг от друга и выбирает 6 участников игры. Пока звучит музыка, ребята бегают по залу, но когда она заканчивается, руководитель громко называет цвет, например красный. Это означает, что участники должны успеть схватить кубик именно красного цвета.

    Из игры выбывает тот участник, которому не хватило кубиков нужного цвета или если он сделал ошибку и взял синий предмет.

    Следующим этапом игры убирают по одному кубику красного и синего цвета и включают музыку. Так продолжается до тех пор, пока в игре не останутся два игрока и по одному предмету красного и синего цвета. Победителем объявляется тот участник, который не сделал ни одной ошибки и первым успел взять последний кубик.

    Данную игру можно проводить несколько раз подряд, постоянно меняя участников. Ребятам будет намного интереснее, если победителей поощрять небольшими призами.

    Вспоминалки

    Цель игры: развивать память детей и умение видеть изменения, которые произошли с предметами; научить запоминать порядок расположения наглядного материала; повторить счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

    Оборудование: несколько предметов одинаковой величины (например, упаковка цветных карандашей, игрушечный медвежонок, небольшая книжечка, бумажный кораблик и коробка детского домино).

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: воспитатель раскладывает наглядный материал в ряд и просит детей назвать то, что они увидели. Затем руководитель предлагает ребятам повторить счет до 10 в прямом и обратном порядке (лучше сделать это хором, чтобы те, кто не умеет считать, могли повторять за всеми).

    После этого следует пересчитать количество предложенных предметов. Только теперь можно рассказать правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить порядок расположения наглядных материалов в ряду, а затем увидеть изменения, которые произошли.

    Воспитатель просит ребят еще раз последовательно назвать предметы, закрыть глаза и шепотом повторить их по порядку. В это время необходимо поменять местами, например, карандаши и книжку. Когда малыши откроют глаза, они должны сказать, что изменилось.

    Если дети хорошо усвоят правила игры, можно роль водящего предложить одному из них, а в процессе игры не только менять местами предметы, но и изменять их количество.

    Путешествие

    Цель игры: развивать творческие способности детей, речь, воображение, желание совершенствовать свои двигательные навыки, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитать любовь к музыке.

    Оборудование: маски зайчиков, лисичек, медвежат. Большой нарисованный автобус, стулья для всех ребят, расставленные как сиденья в транспорте.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо разделиться на 3 команды (зайчики, лисички и медвежата), надеть соответствующие маски и занять места в импровизированном автобусе. Затем следует вспомнить песенку «Мы едем, едем, едем...». Когда малыши с удовольствием споют 1–2 куплета, можно отправляться в дорогу. Для этого ребята представляют, что они за рулем.

    Для того чтобы ребята полностью прониклись своей ролью, руководитель начинает рассказ: «Сейчас мы находимся в густом-густом лесу, в котором обитает много разных животных. Вот уже проезжаем мимо высокой ели, где живут белочка и старый ворон. Посмотрите, они машут нам, давайте им ответим тем же. (Дети начинают дружно махать.) А вот и любимая поляна зайчиков. Смотрите, как они веселятся и зовут поиграть наших зайчат. (Команда зайчат выбегает из автобуса и начинает бегать и прыгать под музыку.)

    Но вдруг подул сильный ветер, зайчата задрожали и решили погрызть морковки, чтобы немного согреться (ребята имитируют движения), затем решают убежать в свои норки. (Дети садятся на свои места.)

    Итак, мы отправляемся дальше и вместе поем нашу любимую песенку. Посмотрите, как красиво вокруг, сколько цветов распустилось на этой полянке. А вот и медвежата лакомятся земляничкой. Наши герои тоже решили присоединиться к своим собратьям. (Медвежата выходят на полянку.) Какие все серьезные, наверное, они еще не распробовали те сладкие ягодки, которые поспели. А как приятно пахнут эти цветы, давайте нарвем букет для наших мам. (ребята пытаются представить и выполнить данные движения) Посмотрите, да это же поспела сладкая малина, давайте ее попробуем. К сожалению, нам пора отправляться дальше». Дети занимают места.

    После недолгого пути, во время которого дети споют второй куплет песни, руководитель объявляет следующую остановку и продолжает свой рассказ: «Вот мы сделали последнюю остановку, давайте посмотрим по сторонам, это же небольшая речка, а на ее берегу бегают маленькие лисята. (Команда лисичек покидает автобус.) Они так весело прыгают, что вдруг захотели пить. Давайте посмотрим, как же они будут это делать. Похоже, чистая водичка им очень понравилась, поэтому лисята начинают поглаживать свой животик. Теперь нужно умыть мордочку и отправляться домой».

    После такого «путешествия» желательно расспросить ребят, что им понравилось, какие трудности перед ними возникали, что помогло с ними справиться.

    Веселый цирк

    Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способностеи, наблюдательность; обучить элементарным мимическим приемам; воспитать любовь к животным.

    Оборудование: самые любимые игрушки детей (животные).

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: перед проведением данной игры необходимо сходить с детьми на прогулку, где они будут наблюдать домашних животных (кошку, собаку и др.) в естественных условиях. Затем следует предложить ребятам закрыть глаза и мысленно оказаться в цирке. Руководитель выясняет, кто из детей уже посещал цирк, что им особенно запомнилось (как правило, самыми интересными бывают клоуны).

    Воспитатель интересуется, хотели бы ребята сейчас стать маленькими клоунами. Самых активных фантазеров можно вывести вперед и дать им следующее задание: показать при помощи рук, ног и конечно же мимики то, что они сейчас услышат.

    Руководитель громко объявляет, что на арену цирка выходит известнейший клоун (называет имя) и показывает свою программу.

    Задание может быть следующим: «Ребята, представьте себе тихий теплый вечер на берегу реки. У вас замечательное настроение, вы лежите на спине (игрокложится на спину), но вдруг вам захотелось купаться, и вы резко вскочили и побежали к воде, окунувшись с головой. (Участник повторяет эти действия.) Но вода оказалась очень холодной, ведь уже осень. (Малыш делает сначала удивленное лицо, затем начинает дрожать) Да, придется надевать зимние сапоги и теплое пальто».

    В подобных играх могут участвовать и несколько человек, например при показе небольшого этюда о котенке и собаке: «Маленький толстенький котенок крепко спал на кровати, но вдруг ему приснился страшный сон, и малыш вздрогнул и проснулся. Он потянулся, зевнул, умыл язычком свою мордочку и пошел на улицу. Там его поджидала большая собака, которая громко залаяла и побежала за котенком».

    Задания воспитатель может подбирать на свое усмотрение, не забывая о том, чтобы они не были слишком сложными или простыми для данного возраста.

    Третий лишний

    Цель игры: научить детей группировать слова по общему признаку. Развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.

    Оборудование: крупные картинки с изображением стола, стула, яблока, сосны, дуба, книги, моря, реки, одуванчика, фасоли или гороха; настоящие фрукты и овощи – огурец, помидор, лимон, апельсин, банан; небольшие игрушки – котенок, мишка, слоненок; а также карандаши и краски.

    Выигрывает тот участник, кто был более активным и сделал меньше ошибок.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сегодня будет необычная игра, в которой надо будет находить лишние предметы и картинки. Для этого нужно повторить, что входит в понятия «игрушка», «овощ», «фрукт», «мебель» и некоторые другие.

    Только затем руководитель просит ребят найти один лишний предмет или картинку из трех предложенных. Расположить подготовленный материал можно следующим образом:

    1) стол, стул, яблоко (дети должны объяснить, что стол и стул – это мебель, а яблоко – фрукт, поэтому оно является лишним);

    2) сосна, дуб, книга (книга);

    3) яблоко, книга, горох (книга);

    4) апельсин, огурец, помидор (апельсин);

    5) карандаши, слоненок, краски (слоненок);

    6) мишка, котенок, стул (стул);

    7) банан, одуванчик, апельсин (одуванчик). Для детей семилетнего возраста можно

    немного усложнить задачу и не использовать наглядный материал, а попросить на слух определить лишнее слово. Например:

    1) синий, красный, баклажан (баклажан);

    2) горький, соленый, красивый (красивый);

    3) хорошо, альбом, плохо (альбом).

    Колобок

    Цель игры: развивать творческие способности детей, музыкальный слух; тренировать память.

    Оборудование: деревья и елочки для оформления пейзажа, фортепиано, игрушки для настольного театра – колобок, дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса, избушка.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку «Колобок». Дети с большим удовольствием начинают рассказывать ее. При необходимости руководитель исправляет ошибки, допущенные участниками игры. Далее желательно разучить песенку колобка, обращая внимание на то, что она каждый раз повторяется, увеличиваясь на одну строчку.

    После того как дети справились заданием, целесообразно будет рассказать сказку по ролям. Это будут хорошая подготовка к инсценировке.

    Следующим этапом следует распределить роли среди участников. Сначала роль колобка может взять на себя сам руководитель, затем передать ее самому активному ребенку. Так дети вместе с воспитателем показывают сказку зрителям (ребятам, которые не участвуют в показе), потом все меняются ролями и ребята самостоятельно, без помощи руководителя, инсценируют «Колобок». В дальнейшем дети могут сами не только показывать сказки, но и готовить к ним костюмы или аксессуары для персонажей на занятиях трудового обучения.

    От буквы к слову

    Цель игры: ввести понятия буквы и звука, показать их различия; продолжать работу над произношением таких звуков, как [Ш], [Щ], [Ц] и другие; развивать речь ребят, самостоятельность и желание играть вместе.

    Оборудование: картинки с изображением крупных букв «А», «М», «Н», «К» и других; картинки с изображением шапки, щетки, воздушных шариков, цапли.

    Возраст: 7 лет.

    Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сегодняшняя игра будет не совсем обычной. Надо подобрать как можно больше слов на определенную букву. Для этого нужно разделить детей на 3 команды по 7–8 человек. После того как будет показана буква, ее нужно четко произнести и только после этого начинать по очереди подбирать слова, начинающиеся с нее. В игре побеждает команда, которая безошибочно назвала большее количество слов, начинающихся с нужной буквы. В процессе игры руководитель обращает внимание ребят на то, что буква – это то, что мы видим или пишем, а звук – что произносим или слышим. Таким образом, у детей формируются понятия «буква», «звук». После окончания этого этапа можно попросить детей подобрать слова, в составе которых есть буквы «Ш», «Щ» или «Ц». При этом нужно следить за произношением, если это необходимо, повторять слова несколько раз и по слогам. Затем воспитатель по очереди произносит шипящие звуки и просит подобрать к ним нужные картинки.

    Отгадай слово

    Цель игры: научить детей выделять первые звуки в словах; обратить особое внимание на то, что из них можно составить слова, имеющие другое значение, продолжать обучение четкому произношению звуков, слогов и слов; развивать речь детей и способность самостоятельно собирать целое из частей.

    Оборудование: крупные картинки с изображением ослика (2 штуки), кита, нитки, телефона, редиса, арбуза, лисы, иглы, самолета, енота, хлеба; доска, на которой будут размещены рисунки в определенном порядке.

    Возраст: 7 лет.

    Ход игры: данная игра рассчитана на детей, хорошо подготовленных к школе. Если в группе их более 50–60 %, то она вполне подойдет. Во время проведения данного мероприятия ребята, не знающие букв, получат о них некоторое представление. Благодаря большому количеству наглядного материала интересно будет всем присутствующим.

    Воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Для этого он спрашивает, какие буквы знают ребята. Обычно к 7 годам большая часть группы знакома с алфавитом, поэтому все легко называют буквы. Только теперь можно объяснить правила игры, которые заключаются в необходимости составить слово из первых букв названий картинок.

    Затем руководитель просит четко назвать то, что нарисовано на картинке (например, ослик). После того как все произнесли слово, нужно сказать первый звук. Если подобная игра проводится впервые, то воспитатель сначала сам произносит его, только потом дети хором повторяют. Рисунок помещается на доске слева.

    Теперь таким же образом работают со вторым рисунком (китом), который помещается на доске правее. Когда первый звук назван, следует произнести два получившихся, которые образуют первый слог [ок].

    Затем руководитель показывает рисунок с нитками и вешает его на доску. Дети произносят первый звук – [н] и присоединяют его к первому слогу – [окн].

    Следующим этапом воспитатель показывает ослика, и все называют слово полностью – «окно».

    Далее ведется подобная работа с картинками, расположенными в таком порядке:

    1) кит, ослик, телефон (кот);

    2) редис, арбуз, кит (рак);

    3) лиса, игла, самолет, телефон (лист);

    4) ослик, редис, енот, хлеб (орех).







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх