|
||||
|
Четыре поры жизни – четыре времени годаБольшой палец составляет и тройственное число, и своими тремя суставами представляет, как мы уже видели, три мира. Остальные четыре пальца, разделенные на двенадцать суставов, дают, повторяем мы, число двенадцать в четырех, разделяясь следующим образом: Указательный – Юпитер: творение, весна, детство. Безымянный – Солнце: лето, юность. Мизинец – Меркурий: осень, зрелый возраст. Средний – Сатурн: печаль, холод жизни, старость, зима. Месяцы помещаются таким образомъ: они выходят из второго сустава Сатурна или среднего пальца. Средний, – второй сустав, – январь, третий – февраль. Указательный, – первый сустав, – март, второй – апрель, третий – май. Безымянный, первый сустав – июнь, второй – июль, третий – август. Мизинец, первый сустав – сентябрь, второй – октябрь, третий – ноябрь. Декабрь возвращается на первый сустав среднего пальца и восполняет таким образом три зимних месяца. Этот палец господствует над всей рукой; это – рок, неизвестная участь. И так как во всем есть аналогия, то год начинается в Сатурне, – в нем этот рок, это неизвестное будущее. Два первые месяца: январь и февраль – безжизненны и бессильны: это – ребенок в колыбели: в марте начинается весна. Марс есть как бы первый месяц действительного существования, он уже – борьба, воин, вооружившийся на битву. Потом следует апрель. Он раскрывает источник всемирного сока. Это плуг, проводящий борозду, это – детство, проводящее борозду жизни, в которую могущественная рука великого сеятеля бросает семена счастливого или печального будущего. Лето находится на пальце Солнца, – это лев, сила, пылкость, время созревания страстей. Это дева, поэзия, юность. Осень находится на пальце Меркурия; это время жатвы и плодов, возраст мужества, время богатства, науки. Последний месяц года, старость – возвращается на сатурнов палец – судьба. Январь также начинается на Сатурне – неизвестное будущее. Итак: год, подобно жизни, начинается судьбою и ею же оканчивается. Неизвестное вначале, неизвестное – в конце, год умирает для того, чтобы возродиться. Продолжается ли далее аналогия? Наблюдая течение природы, сомнение невозможно. Послушаем, что говорит Гердер[56] . «Растения предназначены к приведению грубых частиц в более совершенное состояние; они вбирают соли, масло, серу, ассимилируют и очищают их, ибо весь механизм их состоит в том, чтобы возводить низшие субстанщи в более совершенное состояние. Рост творения есть его собственное повторяемое усилие, дабы дать природе новые органические силы, а эти силы непрерывно стремятся принять новые формы. Все низшие существования, как будто направляются в своем развитии к человеческой форме. Может ли отставать человек? В природе все связуется. Если человек есть наиболее возвышенное кольцо в цепи земной организации, – он должен и начинать цепь высшего порядка, в которой он составляет самое низшее звено». Сама каббала, указывая нам преступные души, осужденные к жизни в новых телах, принимает каждое изменение этого тела только как опыт и для постепенного достижения чистоты, проходя, если необходимо, через страдание. Юпитер и Меркурий и, указательный и мизинец, представляют две средних годовых температуры: весну и осень. Два первых сустава находятся в сношении с равноденственными месяцами мартом и сентябрем. Аполлон и Сатурн одинаково имеют в своих первых месяцах – июне и декабре – два солнцестояния: летнее и зимнее. Это опять-таки два столба: Якин и Бохас. Рука также заключает десять зефиротов, из которых мы назвали только три первых: Кетера, Бинала и Шокмаха, чтобы не затемнить нам и без того нестройный рисунок. Мы считаем нашей обязанностью объяснить их здесь и обозначить их место на ладони. Рисунок зефиротов есть пентакль трех метафизических миров, изображаемых тремя треугольниками, нисходящими постепенно от творящего света, которого никакая человеческая мысль не может принести в наш земной мир. Каббалисты признают три солнца. Наше земное солнце есть только бледное отражение остальных двух. Зефироты суть эмблема этих высших миров, которые отражаются сверху вниз, подобно отражениям в воде. Таким образом Кетер, высшее бытие, отражается Тиферетом, красотой, а красота отражается истиной – Иезодом. Примечания:5 Poeter minores Groeci, р. 458 (Cantabrigix 1671). 56 Идеи философии истории человечества, т. I, стр. 261 и след. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|