|
||||
|
Дрессировка собак для окарауливания на блокпостахЕсли собака бывает на блокпосту время от времени, то владелец (дрессировщик) должен ее познакомить с обстановкой, проведя на длинном поводке по охраняемому участку. Затем он берет собаку на привязь и вновь проводит ее вдоль троса (проволоки). После этого останавливается посредине поста, подает команду «Охраняй!», показывая жестом направление возможного появления фигуранта, и отходит на 2—3 м от собаки в противоположную сторону. Через 5—6 мин по сигналу владельца появляется фигурант. Создавая небольшой шум, он продвигается в направлении поста. Если собака начнет облаивать приближающегося помощника, ее поощряют, повторяя команду «Охраняй!». Время появления фигуранта с момента постановки собаки на пост постепенно увеличивают. Теперь фигурант приближается к собаке, проникая на пост через ограждение, и нападает на нее. Вызвав агрессивную реакцию собаки, он пробегает вдоль поста, увлекая ее за собой. Владелец следует за псом, поощряя и подбадривая его, фигурант скрывается. Если у собаки отсутствует смещенная (переадресованная на владельца) агрессия, владелец сразу же подходит к ней и берет ее на короткий поводок. В этот момент снова появляется фигурант и атакует собаку. После борьбы он либо убегает, либо демонстрирует свое поражение (падает, замирает). В последнем случае его конвоируют за пределы территории, а собаку снова ставят на пост. При выраженности переадресованной агрессии владелец берет собаку на короткий поводок только тогда, когда она успокоится, после чего подает сигнал фигуранту, чтобы он появился. Первые занятия проводят в дневное время и только в присутствии дрессировщика. Затем вводятся различные усложнения. Занятия переносят на темное время суток и проводят при любых погодных условиях. Дрессировщик отходит от собаки в укрытие и выходит к ней только после громкого лая. Меняют тактику действий помощника: он приближается к посту менее демонстративно и пытается проникнуть на окарауливаемую территорию с разных сторон (справа, слева), периодически преодолевая ограждение поста различными способами. Не каждый подход фигуранта может завершаться борьбой и задержанием фигуранта, но упражнения всегда должны завершаться борьбой с человеком. При желании проводят задержание и конвоирование или задержание убегающего от поста человека. В последующем упражнения выполняют с привлечением двух фигурантов, которые действуют различными способами — последовательно или одновременно: появляются с разных сторон, один отвлекает собаку, а другой пытается проникнуть на территорию и т. п. От собаки требуется активная реакция на обоих помощников, хорошее переключение с одного на другое, облаивание или борьба с человеком в случае его проникновения. Продолжительность пребывания собаки на посту постепенно увеличивают. Время и количество появлений помощника в течение дрессировочного сеанса каждый раз меняют. Используют предметы и оружие. Техника дрессировки собак для окарауливания на неподвижном блокпосту практически такая же, как и при дрессировке для службы на подвижном блокпосту, с той лишь разницей, что фигурант всегда появляется с одной и той же стороны. Подготовка собак для свободного окарауливания должна учитывать, что возможный злоумышленник может предпринять попытку проникновения практически с любой стороны. Поэтому надо чередовать появление фигуранта или нескольких фигурантов с разных сторон. Особое внимание при этом следует уделить формированию хорошо выраженного демонстративного агрессивного поведения. Оборудование постов. Постом караульной собаки называют участок местности или закрытое помещение, предназначенное для охраны собакой и соответствующим образом приспособленное для него. Неподвижный блокпост устанавливают непосредственно у охраняемого объекта (у двери в склад, у сарая, входной калитки, крыльца и т. д.). Собаку берут на цепь, которую пристегивают к шлейке и к специально оборудованному столбу. При расположении караульной собаки у входной двери цепь можно прикрепить к шлейке на собаке и кольцу, закрепленному в дверной коробке или в днище установленной на посту будки. Длина цепи должна быть такой, чтобы собака могла свободно подходить к охраняемой двери, входу и т. д. Подвижный блокпост оборудуют следующим образом. Между столбами натягивают трос диаметром 1 см или проволоку толщиной 0,6 см на расстоянии от земли не менее 1,5 м. На всем протяжении и на ширину не менее 8—10 м участок блокпоста очищают от всего, что может препятствовать движению собаки. Посредине участка, несколько в стороне, устанавливают будку так, чтобы собака, слегка натянув цепь, могла зайти в нее. Около будки кладут деревянный щит размером 0,75 х 1 м. Пост свободного окарауливания с использованием собаки оборудуют при наличии ограждения вокруг охраняемого участка или объекта. Ограда должна быть сплошной, высотой не менее 2 м, и иметь входную калитку. Весь охраняемый участок очищают от мусора, колючих и режущих предметов. При использовании караульных собак внутри помещений (магазинов, складов, пакгаузов и т. п.) в них не должно быть свободного доступа к открытым пищевым продуктам или веществам, которые могут вызвать отравление собаки. Расположение всех предметов (грузов) должно обеспечить собаке подходы к дверям и окнам. Необходимо научить собаку правильно реагировать на замахи, бросание предметов и на необычное поведение нападающих. Защитная собака не должна бояться замахов руками, ногами и различными предметами. Не бояться — это не значит подставлять себя под удар, это значит смело идти в атаку на человека, запахнувшегося палкой, и, избежав удара, задержать человека. Но в то же время собака должна держать удар, т. е. терпеть боль (хотя бы средней силы) и не прекращать агрессивно обороняться. Причем и замахи, и брошенные в сторону собаки предметы, и боль, причиненная посторонним, должны стать для собаки сигналом к такому поведению. Дрессировать собаку начинают с первого же занятия и продолжают это делать в течение всего курса дрессировки подготовки параллельно с отработкой других специфических навыков. Обучение не бояться замахов. Обучение основывается на негативном научении. Негативным научением, или привыканием, называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Подчеркнем, что ключевой момент негативного научения — отсутствие последствий какого-либо раздражителя или действия, т. е. отсутствие положительного или отрицательного подкрепления. Привыкание наблюдается по отношению ко всем видам раздражителей или воздействий: световым (зрительным), слуховым, температурным, тактильным, вкусовым, запаховым и даже болевым. Указанное выше относится, однако, только к собакам, у которых нет отрицательного опыта по отношению к замахам. Если собаку когда-нибудь били и она боится замахов именно по этой причине, снижение выраженности страха будет происходить на основе закономерностей угашения условных связей, открытых И. П. Павловым. Вполне вероятно, что в основе привыкания и угашения лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин «привыкание» чаще употребляют в отношении врожденных, а угашение — приобретенных реакций. На первом этапе дрессировки определяют отношение собаки к замахам различными предметами и выясняют дистанцию, замахи с которой вызывают у собаки страх. Работу начинают с установленной дистанции страха, постепенно и последовательно уменьшая ее. При этом меняют предметы и характер манипуляции ими. Дрессировщик не только совершает угрожающие замахи предметами, но и ударяет ими по земле, производит с их помощью различные звуки (например, щелкает кнутом и т. п.). Задача дрессировщика и помощников заключается в том, чтобы дать понять собаке, что угрожающие замахи не служат предшественниками опасных для нее последствий. Продолжительность этапа определяется только характером ответной реакции собаки. Второй этап заключается в сокращении расстояния между собакой и помощником, активно манипулирующим предметами. В непосредственной близости от собаки он начинает замахиваться на нее руками, ногами, ударять по земле рядом с собакой и т. п. Приучают собаку к замахам как при формировании демонстративной агрессии, так и при отработке навыков борьбы с человеком, т. е. во время отработки хвата за жгут, рукав или костюм. Помощник замахивается на нее руками, ногами и предметами. Обучение правильно реагировать на бросание предметов. Собака не должна бояться брошенных в ее сторону предметов, проявлять по отношению к ним ориентировочного поведения и прекращать атаку человека. Но в то же время она должна избегать столкновения с брошенным в нее предметом. При дрессировке используют различные предметы. Их бросают в сторону собаки, но так, чтобы не причинить ей вред. Часть предметов демонстративно поднимают с земли. Обучить собаку уходить от удара предметом можно двумя способами. Первый — это, по сути, способ пассивной флексии. Собаку привязывают длинным поводком, используя широкий ошейник. К нему владелец пристегивает второй поводок длиной 2—3 м. При необходимости можно применить и удавку в качестве дополнительного ошейника. Желательно сосредоточить внимание собаки именно на брошенном предмете, поэтому он должен быть достаточно большим и лететь не быстро. Экспрессивность поведения фигуранта при атаке должна быть небольшой. Итак, помощник начинает атаку, возбуждая собаку, и, приблизившись к ней на достаточное расстояние, бросает в нее предмет. Как только он взлетит в воздух, владелец отдергивает собаку в сторону на 1—2 м. Помощник сразу же прекращает атаку и уходит, а владелец успокаивает и хвалит собаку. Если пса интересует предмет, ему дают возможность ознакомиться с ним. Так проводят 2—3 занятия. Затем помощник, бросив в собаку предмет, не уходит, а еще некоторое время имитирует атаку и только затем дает себя победить. На следующем этапе, приближаясь к собаке, помощник бросает последовательно два предмета, так, чтобы владелец мог заставить ее уходить от столкновения вправо-влево, т. е. двигаться челноком. После второго броска помощник сразу же уходит, а после нескольких занятий некоторое время имитирует атаку. В дальнейшем количество предметов можно увеличить до 3—4. На третьем этапе навык отрабатывают в движении. Владелец держит собаку на поводке, а помощник возбуждает собаку, не очень интенсивно, но достаточно для того, чтобы вызвать у нее желание атаковать. Помощник останавливается, а владелец, подав исполнительную команду, начинает приближаться к помощнику вместе с собакой. Как только она начнет движение, помощник бросает в нее предметы, а владелец воздействием поводка принуждает ее совершать уклоняющиеся движения, не прекращая атаки. Упражнение заканчивается непродолжительной борьбой с помощником. Можно научить собаку атаковать приближающегося помощника, двигаясь к нему зигзагообразно, независимо от того, бросает ли он в собаку предметы или нет. Попасть в собаку, меняющую направление, не так-то просто. Многие собаки в процессе дрессировки начинают рассматривать возможность борьбы с человеком и победы над ним как положительное подкрепление. И им легко дать понять: хочешь бороться и насладиться победой, приближайся к объекту атаки не по прямой, а зигзагообразно. В этом случае помощник возбуждает собаку, а владелец, взяв ее на поводок, после исполнительной команды начинает двигаться в его сторону. Пробежав 3—5 м, он принуждает собаку сделать отклонение от воображаемой прямой линии, например вправо, на расстояние около 2 м, после чего дает возможность собаке вступить в борьбу с помощником. Для ориентира можно вбить в землю малозаметный колышек и оббегать его. Занятия продолжают до тех пор, пока владелец не почувствует, что собака, опережая его воздействия поводком, сама отклоняется от прямой траектории вправо. Как только это произойдет, начинают отрабатывать отклонение влево в начале движения. Заканчивают упражнение отклонением вправо и, соответственно, атакой помощника. Таким способом можно научить собаку делать несколько отклонений, атакуя нападающего. При переходе к работе без поводка создают условия, исключающие борьбу собаки с помощником, если она побежит по прямой. Можно научить собаку избегать контакта с брошенным предметом и другим способом. Для этого заранее готовят слегка утяжеленные матерчатые предметы (мешочки) или предметы из мягкого пластика. Зимой можно швырять в собаку снежками. При попадании в собаку предметы должны вызывать лишь неприятные ощущения или очень незначительную боль. При имитации атаки помощник бросает эти предметы в собаку, но уже так, чтобы попасть в нее. Подавляющему большинству собак не нравится контакт с незнакомыми предметами, и они легко обучаются отскакивать в сторону. Однако в состоянии сильного агрессивного возбуждения могут не обратить внимания на такие контакты. Обучение правильно реагировать на необычное поведение нападающих. Собаки очень консервативны, в процессе дрессировки у них формируются устойчивые внешние и внутренние динамические стереотипы, в том числе и на поведение нападающих, которое на дрессировочных площадках, как правило, однообразно. Очень часто это происходит без злого умысла, подсознательно. Просто у помощников и дрессировщиков существуют свои стереотипы. Необходимо помнить об этом и готовить защитную собаку к самому неожиданному поведению нападающих. Издавать разнообразные звуки, вставать на четвереньки, вести борьбу лежа, прыгать на одной ноге, надевать различные маски, пользоваться музыкальными инструментами, быть по разному одетым, сбрасывать с себя и предлагать собаке различные предметы одежды и т. д. Дайте волю своей фантазии. Научите собаку при нападении на владельца не обращать внимания на кошек, собак и других животных. В то же время собаки привыкают к однообразному поведению своих владельцев. Однако владелец может быть активным участником отражения нападения, и собаку надо подготовить к этому. Необходимо научить ее помогать владельцу. Обычно это делают в процессе обучения собаки борьбе с нарушителем. Обратите внимание на то, как собака реагирует на вас, если вы лежите, стоите на четвереньках, громко кричите, берете в руки различные предметы, стреляете. Протестируйте свою собаку. Многие псы совершенно теряются, когда владелец вдруг ложиться ничком. Пользуясь законами негативного научения, обучите собаку не прерывать защиту от нападающих, независимо от поведения своего владельца. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|