|
||||
|
Тема 54. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ1. Спрос на деньги. Деньги необходимы, как минимум, для покупки товаров и оплаты услуг, а также для накопления их в качестве запаса. Эти исходные факторы и формируют спрос. Альтернативой деньгам на рынке выступают облигации и другие финансовые активы, поэтому, если эти неденежные активы принесут их владельцам больший процент, чем деньги, то население будет предпочитать покупку облигаций. Выгода владения деньгами, по сравнению с вложением их в ценные бумаги, заключается в следующих мотивах: – трансакционный мотив: деньги нужны для текущих расчетов в экономике; – спекулятивный мотив: деньги могут потребоваться для покупки тех же облигаций при благоприятных условиях; – мотив предосторожности связан с риском потери капитала. В целом людям свойственно ценить ликвидность денег, сравнивая свои предпочтения с динамикой процентной ставки. Кроме того, по мере роста доходов населения увеличиваются и цены, а значит, требуется больше денег для обслуживания экономики. Спрос на деньги – количество денег, которые домохозяйства и фирмы желают иметь в своем распоряжении в зависимости от имеющегося у них дохода и процентной ставки. Изменение процентной ставки приводит к скольжению величины спроса вдоль кривой МД, и чем она выше, тем меньшее количество денег остается у населения и, следовательно, тем с большей скоростью они должны обращаться, чтобы обслужить большее количество сделок. Изменение дохода населения ведет к сдвигу кривой МД вправо или влево (рис. 54.1). Рис. 54.1. Спрос на деньги МД – спрос на деньги. 2. Предложение денег – это количество денег, выпущенных в обращение Центральным банком страны. Если спрос формируется свободно на рынке в зависимости от потребностей населения в деньгах, то предложение всегда задается банковской системой государства (рис. 54.2). Рис. 54.2.Предложение денег Центральным банком страны MS – предложение денег. На величину денежного предложения влияют три ключевых фактора: – размер денежной которую формирует Центробанк страны; – соотношение резервы-вклады, показывающее возможность коммерческих банков по увеличению денежной массы; – коэффициент депонирования, отражающий способность населения вкладывать деньги в коммерческие банки. 3. Равновесие на денежном рынке. Рис. 54.3.Равновесие на денежном рынке MS – предложение денег; MD – денежная масса. В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие, т. е. обеспечивается равенство количества предлагаемых на рынке денег той общей сумме, которую желает иметь у себя население (рис. 54.3) Особенность денежного равновесия по сравнению с товарным и ресурсным рынками заключается в том, что оно является на рынке постоянным; в противном случае возникают серьезные сбои, нередко приводящие к финансовому кризису (как в августе 1998 г.). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|