Тема 21. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МОНОПОЛИЯ

1. Виды монополии. Монополия – самая крайняя, самая жесткая форма несовершенной конкуренции, предусматривающая контроль рыночной цены со стороны одной фирмы. Такой контроль может возникнуть вследствие как объективных, так и искусственных причин.

Так, наличие единственного месторождения полезных ископаемых или иного экономического ресурса приводит к возникновению сырьевой монополии.

Государственное регулирование спроса на некоторые товары и услуги (оружие, наркотики, алкоголь, табак и др.) порождают административную монополию.

При нецелесообразности для общества конкуренции, когда производство продукции, услуг силами одной фирмы обходится дешевле, чем нескольких (например, деятельность коммунальных служб по обеспечению населения водопроводом, газоснабжением, освещением и т. д.). В этом случае возникает естественная монополия.

Важным признаком любой монополии является наличие сверхдохода в форме монополистической прибыли. Чтобы ее присвоить, фирмы стремятся создавать специальные условия. Как результат, наряду с объективно существующими монополиями возникают искусственные.

2. Максимизация прибыли монополией. Власть монополии тем выше, чем ниже эластичность спроса на ее товар. Именно эту ситуацию и стремится использовать монополист на рынке, а при ее отсутствии – создать искусственно.

Для монополиста ситуация «нулевой» прибыли – (MC= MR= P) неприемлема.

В отличие от совершенного конкурента он контролирует не один параметр (объем производства), а два (плюс цену). Выбирая комбинацию «цена – количество», монополист стремится получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками. Сначала он оптимизирует количество, сокращая его до уровня, соответствующего MC = MR, а затем ищет приемлемую цену на кривой спроса. (рис. 21.1).


Рис. 21.1. Максимизация прибыли монополией

PCK – цена совершенной конкуренции; PM – цена монополии; QCR – объем производства при совершенной конкуренции; QM – объем производства при монополии.

Следовательно, формула максимизации прибыли:

МС=VR<P, (21.1)

где МС – предельные издержки; MR– предельный доход; P– цена.

3. Ценовая дискриминация и ее виды. Расширяя объем продаж с целью увеличения прибыли, монополия вынуждена снижать цены. В результате часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, снижает расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей, монополия применяет ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация – это продажа одинаковой продукции различным покупателям по разным ценам.

Сегментация рынка напрямую связана с неоднородной эластичностью спроса со стороны покупателей, поэтому чем выше умение монополиста различать группы покупателей с различной эластичностью спроса и чем надежнее способ разграничения рынка на секторы, тем больший доход можно получить (рис. 21.2):


Рис. 21.2. Разделение единого рынка монополией

а) неразделенный рынок;

б) «дорогой» рынок с неэластичным спросом;

в) «дешевый» рынок с эластичным спросом; D– кривая спроса.

График показывает, что суммарная выручка на «дорогом» и «дешевом» секторах рынка значительно превышает ее на неразделенном рынке.

Если графики совместить, то можно определить, как монополия изменяет кривую спроса на свою продукцию в результате сегментации рынка (рис 21.3).


Рис. 21.3. Кривая спроса на продукцию монополии

R – линия разделения рынка; D1E – отрезок кривой спроса на «дорогом» рынке; ED2 – отрезок кривой спроса на «дешевом» рынке.

Таким образом, монополист продает богатым дороже, бедным – дешевле, но в любом случае с максимальной доходностью для себя.

4. Ущерб, наносимый монополией. Сравнение поведения на рынке монополиста с поведением совершенного конкурента показывает, что он ведет себя менее эффективно, так как: а) цена, устанавливаемая монополией, всегда выше цены совершенной конкуренции; б) максимизируя прибыль, монополист не кривой спроса на «дешевом» рынке. достигает минимума издержек, а останавливается на более высоком уровне: его интересуют не издержки, а максимальный разрыв между ними и доходом.


Рис. 21.4. Ущерб, наносимый обществу монополией

QM – объем производства при монополии.

Названные недостатки являются прямым следствием отсутствия конкуренции при монополии. Монополист, помимо сказанного, наносит ущерб покупателям.

Из рис. 21.4 видно, что монополист, установив монопольную цену PM (цена совершенного конкурента PCK), отсекает от покупателя потребительский излишек на отрезке спроса Е1 – Е2, но и сам не может им воспользоваться.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх