|
||||
|
2. Трудности переходного возраста: коды любви, обольщения и сексаКультуры складываются и развиваются постепенно. На протяжении жизни многих поколений ничего существенного может не происходить. Но когда культуры все же меняются, то изменения происходят так же, как и в нашем мозге — через мощные запечатленные образы. Такие образы меняют «систему координар» культуры, и их значение передается последующим поколениям. Например, в Индии обезьяна лангур — священное животное так как в индийском эпосе, созданном более 20 веков назад, рассказывается об обезьянке, которая спасла похищенную жену царя. Образ, запечатленный в легенде, оставил такой глубокий след в культуре, что эти зверьки до сих пор пользуются полной свободой действий по всей стране и чинят настоящий беспредел, вызывая заторы на дорогах, совершая набеги на зернохранилища и причиняя местным жителям массу неудобств. Другой образ, заложивший культурную традицию, находим в Древнем Израиле. Языческие племена в жертву своим идолам приносили свиней, и это действо евреи находили в высшей степени отвратительным. Кроме того, свинья, питающаяся падалью и отходами считалась нечистым животным. Использование в пищу свинины вызывало массовые заболевания и ослабляло общину. Как следствие религия евреев запрещает есть свинину, и многие до сих пор придерживаются этой практики, хотя никто давно уже не сталкивается с языческими ритуалами жертвоприношения, а свиньи выращиваются в более гигиеничных условиях. Но впечатление от гибели множества поселян из-за пищевых отравлений и от шокирующих ритуалов было настолько сильным, что оказало влияние на культуру. Подобное происходит нечасто. Поэтому культуры рождаются и меняются медленно. Сравнительно молодая (всего двести с лишним лет) американская культура засвидетельствовала лишь несколько событий, способствовавших культурным сдвигам. Такую роль сыграли открытие и освоение западных земель, а также становление нашей страны как защитника в ходе двух мировых войн. Вполне возможно, что трагедия 11 сентября 2001 г. тоже оставила значимый след в культуре, но утверждать это наверняка можно будет лишь через несколько поколений. Как бы то ни было, если оценивать возраст культуры, как мы оцениваем возраст человека, американская культура еще очень молода. Конечно, она постарше культуры Канады или Южной Африки, но все же значительно младше британской и японской. Собственно, можно сказать что мы сейчас находимся в самом мучительном переходном возрасте, и эта метафора характеризует не только юность культуры, но и наше поведение, и реакции. Не убий: рецепт вечной молодости Незрелость культуры сказывается на многих аспектах нашего поведения и невероятно значима для самой культуры. Возможно это ее главная характеристика. Это лейтмотив почти всех сеансов раскрьтия, которые я провожу с американцами. Напротив, черты характерные для взрослых, такие, например, как терпение, опытность, рассудительность обнаруживают себя при работе с представителями более зрелых культур. Вы увидите этот контраст далее во всей книге. Юность нашей культуры напрямую связана с одним важным моментом — нам никогда не приходилось убивать своего короля. Любой взрослый когда-то был ребенком, маленьким и непоседливым. Потом наступал переходный период бунтарства. Однако в Америке этот этап приобрел необычную форму. Во многих культурах бунтарство выливается в убийство своих правителей (пример — казнь Людовика XVI во Франции), после чего трудный возраст заканчивается и начинается взросление. Мы же никогда своего короля не убивали, поскольку, в общем-то, у нас никогда его и не было. Мы восстали против единственного короля, пытавшегося нами управлять, но головы ему не отрубали. Мы просто предложили ему держаться от нас подальше. Таким образом, период бунтарства у нас не получил традиционного завершения. Мы не перешли на следующую стадию развития, а задержались на этой и закрепляем статус-кво охотно принимая иммигрантов. Эти люди покидают страны, которые достались им при рождении. Исход в Америку — великий акт протеста. Подобно американским революционерам, иммигранты отказываются от своей прежней культуры, вместо того чтобы поставить точку, убив правителя. Поэтому они так и остаются повстанцами, бунтарями, и постоянный приток таких людей поддерживает нашу культуру в переходном возрасте. Если взглянуть на американскую культуру именно с этой точки зрения, становится ясно почему мы добились успеха, продавая по всему миру такие продукты для тинейджеров как Coca-Cola, кроссовки Nike, фастфуд, джинсы и шумные кровавые боевики. Не дав миру ни одного классического композитора мирового уровня, Америка успешно экспортировала рок, хип-хоп и R&B — музыку для подростков. Американские баскетболисты, которые и читать толком не умеют, зарабатывают во много раз больше, чем американские ученые. Мы восхищаемся знаменитостями и с упоением следим за их выходками. Взять хотя бы американских любимцев — Майка Тайсона, Майкла Джексона, Тома Круза, Винус Уильяме и Билла Клинтона. Они нравятся нам по разным причинам. Но в первую очередь мы любим их за эксцентричность, за необычность, за то, что они не такие, как все. Их пример дает нам понять, что подобное поведение вполне приемлемо. Мы любим их, потому что они. подобно Дженнифер Уилбэнкс (сбежавшей невесте), боятся взрослеть. На самом деле все они спасаются бегством от взрослой жизни. Недавно The New York Times писала: «Майк Тайсон обладает магнетизмом, над загадкой которого социологи бьются до сих пор». А в USA Today о Тайсоне можно было прочитать: «Взлеты... и падения. Вверх, вниз, передышка и... в тюрьме. Как говорят врачи, беспокойный Тайсон решил, что пора взрослеть». Но кому же охота взрослеть? Есть такое типичное американское выражение «До сих пор не знаю, чем буду заниматься, когда вырасту». Его нередко можно слышать из уст тех. кому за 60 и 70. Майкл Джексон не хочет мириться со своим возрастом. Скоро 50 стукнет, а все еще тянет спать с детьми. Это нормально, если вам лет девять-десять и вы остались переночевать у приятеля. Но когда вам 47, а вы приглашаете на ночлег двенадцатилетних... Опра Уинфри позвала в свое шоу Тома Круза для рекламы нового фильма с его участием. Однако вместо рекламы фильма он целый час демонстрировал самого себя и собственную экстравагантность. Круз скакал по студии, вскакивал на диван, восторженно вставал на колено и беспрестанно говорил о любви к своей новой подруге. Когда моим детям было по 9 лет, они могли часами прыгать на кроватях. Никогда бы не подумал что так способны вести себя взрослые люди. Тем не менее сразу же после выхода шоу в эфир за субботу—воскресенье на новый фильм с участием Тома Круза билетов было продано на $65 млн. В 2005 г. Винус Уильяме выиграла чемпионский титул в Уимблдонском турнире — самом напряженном теннисном состязании. Строгое белое платье не помешало ей проявить энергичность, и, одержав победу, она принялась прыгать от радости, как дети скачут по диванам. Билл Клинтон был политическим гением не потому, что прекрасно разбирался в мировых проблемах, а потому, что воплощал американское культурное бессознательное. Это был лучший президент-подросток. Фантастический материал для комика в жанре stand-up — обман, ложные показания под присягой, сексуальный скандал — полный набор. Есть одна общая черта которая объединяет эти фигуры и вызывает наше восхищение, — их полное нежелание взрослеть. Они всегда молоды сердцем, чуточку безумны, порой неотразимы, порой производят жалкое впечатление, но всегда популярны. Это «вечные подростки» — какими хотели бы быть все американцы. В то же время они демонстрируют победу нонконформизма. В Америке можно проявлять чудачества и при этом оставаться успешным. Как сказал журналист Марк Миллер, «творческие личности, художники, артисты — эксцентричные не похожие на других и живущие в своей, непостижимой для нас реальности. — заслуживают всяческой похвалы, доброго отношения и восхищения благодаря их таланту и гениальности Да здравствует непохожесть». Это культура «белых ворон». А чего бы вы хотели — быть частью культуры юной или старческой? Американская культура: подросток во всех отношениях Как вы узнаете из этой книги, американскую культуру отличают многие признаки, характерные для переходного возраста: примат настоящего момента, резкая смена настроений, неугомонность и нежелание признавать авторитеты, стремление к крайностям, открытость переменам, уверенность, что всегда есть шанс исправить ошибку. Будучи американцами, мы считаем, что знаем больше старших (так, по вопросам внешней политики мы редко спрашиваем совета у Франции, Германии, России или Англии) мы считаем их представления устаревшими (нам неинтересно их мнение о глобальных проблемах); мы полагаем, что у них нечему учиться и нужно перестроить весь мир (мало кто — включая многих политических лидеров — извлекает уроки из истории, мы предпочитаем совершать собственные ошибки а не учиться на тех, что уже совершили другие культуры). Как и всех подростков, нас заботят проблемы любви, привлекательности и секса. В этом мы не оригинальны. Представителей многих культур интересуют эти вопросы — наверное, больше, чем многое остальное. В конце концов, секс нужен человечеству по крайней мере для сохранения вида. Однако бессознательное отношение американцев к этой теме беспрецедентно и определяется молодостью нашей культуры. Переходный возраст — пора смятения и противоречий. Сегодня ты полон надежд, а завтра разочарован. Мечты появляются, расцветают и увядают быстро, как весенние первоцветы. Непреложная истина в мгновение ока становится спорной. Все это можно сказать как о молодежи, так и о молодой культуре, и об этом ясно свидетельствуют коды, раскрытые в данной главе. Кого-то прочитанное может озадачить. Кто-то станет утверждать, что к нему все эти коды не имеют отношения. (И, возможно, он окажется прав. Конечно, каждый человек уникален, поскольку нашим поведением руководит еще и индивидуальное бессознательное.) Раскрытие кодов способно расстроить вас, но не забывайте, что сами по себе коды не несут никакой оценки, они нейтральны. Коды не выносят вердикт той или иной культуре. Американские коды всего лишь отражают нашу культурную молодость. Во многих случаях это хорошо и даже дает некоторые преимущества, как мы увидим в последующих главах. Молодость культуры объясняет, почему во многих отношениях мы лучшие в мире и почему мы идем в авангарде инноваций и реформ. Однако если бы понадобилось составить список сильных сторон американской культуры, то любовь, обольщение и секс в него бы не попали. И вы сами это знаете. В конце концов, говоря о каком-нибудь отъявленном сердцееде, мы можем назвать его Дон Жуаном или Казановой, а не Джо Смитом. «Новые очки» в виде культурного кода помогают понять, почему мы ведем себя так. а не иначе: Почему американские женщины так озабочены поисками «Мистера Совершенство»? Почему чиновники из Федеральной комиссии по связи (FCC) хмурятся при виде сцены кормления грудью на телевидении, но охотно допускают демонстрацию кровавых сцен в прайм-тайм? Почему американская женщина оскорбится, если ей вслед присвистнет какой-нибудь рабочий на стройке в Нью-Йорке, и в то же время будет польщена подобным знаком внимания где-нибудь в Милане? При чем здесь любовь? Сеансы раскрытия кода любви я проводил по всей стране. Я просил участников сосредоточиться просто на слове «любовь» — независимо от того, какая она: романтическая, родительская, родственная, любовь к стране, к животным или даже к спортивной команде. Но когда я направлял воспоминания людей в русло их первых впечатлений, результат в подавляющем большинстве был один и тот же. «Первые впечатления от слова "любовь" или того, что с ним связано, возникли, когда мне было года четыре или пять. Мама готовила на кухне мой любимый чизкейк. В воздухе пахло любовью. Мама открывала духовку, когда я сказал: «Я тебя люблю!» Она закрыла духовку подошла ко мне. поцеловала и ответила «Я тоже тебя люблю». Потом она дала мне большой кусок пирога, и я знал, что оно действительно меня любит». (Мужчина. 40 лет) «Мама нас очень любила, и весь День благодарения проводила у плиты. Она так радовалась, когда семья собиралась вместе, за столом, и мы ели... было столько любви и столько еды. Мы просто остановиться не могли». (Женщина. 36 лет) «Когда ты маленький, рядом всегда родители, которые заботятся о тебе и защищают. И тебе самому не нужно ни о чем думать и беспокоиться. Если случится что-то плохое, рядом всегда есть родные Мне не хватает этой защиты». (Женщина. 58 лет) «Лучшее сравнение для комнаты моих родителей — гнездо Бежевый ковер, голубые стены. В центре стояла кровать с огромным белым стеганым одеялом. Именно на этой кровати я сидел с мамой и спра- шивал ее обо всем на свете». (Мужчина. 21 год) «Помню, как. будучи маленьким мальчиком, лежал у мамы на коленях. Мы болтали и обнимали друг друга». (Мужчина. 65 лет) Первые воспоминания о любви участники сеансов связывали с материнской заботой — как мама кормит держит на руках, даруя чувство безопасности. И это совершенно понятно. В конце концов, на протяжении девяти месяцев наши матери обеспечивают нам самый роскошный «дом отдыха», какой только можно вообразить. Первоклассное обслуживание по первому требованию, не слишком жарко и не слишком холодно, бесплатная доставка в любом направлении и даже фоновая музыка в качестве развлечения (биение маминого сердца). И хотя в конце концов мы вынуждены покинуть это райское местечко, в период перехода из одного мира в другой мама всегда рядом, она кормит нас грудью, ухаживает за нами, знакомит с миром, придумывает, чем нас занять, с чем новым и интересным познакомить. Характер полученных ответов вполне согласуется с переходным возрастом нашей культуры. Ведь подростков постоянно бросает от жажды самостоятельности к желанию вести себя по-детски. В момент пребывания в инфантильном состоянии они ждут помощи от мамы (сознательно или бессознательно), ищут тихой гавани, которую обеспечивает материнская всеобъемлющая любовь. Но будучи в другом настроении, тинейджеры отвергают домашний уют и заявляют права на собственные ошибки. Когда я просил участников припомнить самые яркие впечатления от любви, то слышал самые разные истории. «Я ходило в колледж и было счастливо, что наконец-то обрела свободу. Но не все шло гладко. Попробовав впервые спиртное, я не могла остановиться. Что было потом, не помню, меня ужасно мутило. Никого из тек кто еще недавно увивался за мной, не оказалось рядом чтобы помочь мне». (Женщина. 50 лет) «Мне было 13 лет, и мне очень нравился один мальчик, но ему нравилось другая. Это был урок для меня, поскольку я считала, что красивее ее, а она толстая. Но я была избалованной и порой весьма вредной». (Женщина. 24 года) «Самое яркое воспоминание — когда мои родители решили расстаться. Я подслушивал их ночные разговоры. Атмосфера была очень напряженной, но все старались вести себя как обычно». (Мужчина. 37 лет) «Я представляю себе прекрасную белую лошадь и великолепную блондинку в развевающемся платье на фоне густого зеленого леса и водопада. Красивый мужчина встречается с ней и обнимает. Я мечтаю быть этой женщиной». (Женщина. 38 лет) Это была уже другая составляющая переживаний юности: когда попыт ки некоторых действий вызывают и радостное возбуждение, и разочарование могут привести и к победе, и к поражению. В большинстве рассказов ощущались дискомфорт и неудовлетворенность — так подросток описывает то, что ему не нравится или непонятно. Не забывайте: эти истории посвящались самым ярким воспоминаниям о любви. Пожалуй, важнейший момент в жизни подростка — утрата невинности. В молодости у любого человека наступает минута, когда идеалы меркнут. Это понимание обычно ведет нас к новому этапу зрелости, помогает выработать защитные механизмы. Но зачастую при этом остается ощущение крушения иллюзий. Описывая самые недавние воспоминания о любви участники сеансов постоянно возвращались к теме утраты идеалов. «Я знаю, чего хотят парни. Они говорят, что любят, но я-то знаю, что им нужно». (Женщина. 35 лет) «У меня трое детей от трех разных отцов, погибших от пуль. Пре жде чем умереть, я хотела бы родить еще ребенка, чтобы кормить его, любить его и чтобы меня любили просто так» (Женщина, 45 лет) «Я купил своей девушке кольцо с бриллиантом Помню, как она его сняла в машине в разгар ссоры, и я пришел в бешенство. Я схватил кольцо и вышвырнул его в окно Я сказал ей что, раз оно ток мало для нее значит, я его выброшу». (Мужчина. 31 год) Эти истории, сгруппированные по трем темам — самое первое впечатление, самое яркое воспоминание и воспоминания последнего времени, — вскрыли чисто американскую модель. Участники постоянно твердили о жажде любви, о том, как они нуждаются в ней. о вере в нечто под названием «настоящая любовь» но столь же непрерывно повторялся мотив разочарований. Недавние воспоминания по большей части были историями потерь, горечи и печали. Независимо от возраста американцы воспринимают любовь так же как подростки воспринимают мир, как волшебную сказку, которая редко сбывается. Код любви в американской культуре — ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ. Несомненно, несчастная любовь — явление интернациональное. Даже в культурах, где сохраняются браки по сговору, а ухаживания — редкость, существуют легенды о запретной любви и горечи утраты. Тем не менее бессознательные представления о любви в зрелых культурах, давно миновавших юношеский этап развития бывают очень разными. Во Франции понятие любви тесно переплетается с удовольствием. Французы не придают большого значения идеям истинной любви или «Мистера Совершенство». Во главе угла — утонченность наслаждения, а любовные отношения отличаются изощренностью. Любить — значит помогать партнеру в достижении максимального наслаждения, даже если для этого придется подыскать кого-то еще. Конечно, французские пары могут быть очень преданы друг другу, но понятие «преданность» здесь совершенно иное, чем в Америке (верность, к примеру, не обязательна). Соответственно формируются и ожидания людей. Итальянцы считают, что жизнь — это скорее комедия, чем трагедия, и не стоит упускать случай позабавиться. От любви они ждут удовольствия, красоты и в первую очередь — веселья. Отношения не должны быть тягостными или драматичными. Большую роль в итальянской культуре играет семья, своих матерей итальянцы буквально возводят на пьедестал. Для них настоящая любовь — материнская. Поэтому к романтическим отношениям они не предъявляют особых требований. Мужчины крутят романы с женщинами, но любви ждут от матерей. Женщины в свою очередь полагают, что только будучи матерью можно по-настоящему испытать и выразить любовь. Мужчина может считаться «Мистером Совершенство» постольку, поскольку способен дать женщине ребенка. Японцы, пожалуй, представляют лучшую иллюстрацию различия подходов к любви в разных культурах: юношеской и зрелой. Японские мужчины и женщины часто просят меня описать, как на Западе люди становятся мужем и женой. Я рассказываю, что юноша знакомится с девушкой (которая обычно моложе его) и постепенно они узнают друг друга все ближе и ближе. Если парень влюбляется, он делает девушке предложение, а если она тоже любит его то отвечает согласием. (В жизни, конечно, все несколько сложнее, но я рассказываю в самых общих чертах.) При этом слушатели обычно выказывают крайнее изумление. «Молодой человек? — переспрашивают они. — Разве он обладает достаточным жизненным опытом, чтобы принимать столь серьезное решение? Только родители могут знать, на ком жениться, чтобы создать хорошую семью. Вы говорите: девушка еще моложе. То есть она еще менее опытна!» Но больше всего их поражает идея брака по любви. «Любовь — это временная болезнь, — говорят они мне, — глупо в таком важном деле, как создание семьи, полагаться на что-то временное». Такое восприятие преобладает до сих пор, хотя «содержание» японской культуры и изменилось. Подростки в Японии теперь, вероятно, чаще ходят на свидания, чем когда-то их родители, больше времени проводят в клубах, знакомясь там со сверстниками, тем не менее большинство браков устраивают родители, и любовь здесь не играет особой роли. И хотя для американцев такой подход — дикость, в нем есть своя логика. В то время как почти половина браков в Америке заканчивается разводом, в Японии распадается менее 2% семей. Это вовсе не означает, что зрелые культуры имеют более правильное представление о мире. Читая эту книгу, вы увидите, что в некоторых случаях юношеский подход более эффективен. И все-таки с любовью в американской культуре не все в порядке. Женщина ищет «Мистера Совершенство», по- скольку верит историям из книг и кинофильмов: делая выбор, она надеется вылепить свой идеал, а потом разочаровывается, обнаружив тщетность своих усилий. Мужчина по тем же причинам ищет «Мисс Совершенство», находит женщину которая волнует его, верит, что все так и будет продолжаться вечно, а с рождением ребенка с унынием наблюдает, как меняются ее интересы. Конечно, погоня за совершенством предопределена культурным кодом — наше культурное бессознательное задает нереалистичную планку для любви. Но, как показывает процент разводов, код не делает нашу жизнь легче. Это тот случай когда понимание кода способно помочь разочаровавшимся в любви действовать наперекор коду себе на пользу Если вы видите, что ваше бессознательное провоцирует неудачу, вы можете начать относиться к любви более здраво. Не отказываясь от шанса встретить совершенство, можно искать человека, способного быть партнером, другом, нежным лю- бовником допуская при этом, что он не в состоянии удовлетворить все ваши потребности. Своеобразную рекламу на основе кода использует одна известная компания. Часть ее маркетинговой программы строится на идее «обманутых ожиданий», с которыми американцы бессознательно связывают любовь. Реклама изображает влюбленные пары, использующие бриллианты в знак вечной любви или неизменной преданности после долгих лет совместной жизни. Другое направление в рекламной кампании затрагивает практический аспект обманутых ожиданий подчеркивая инвестиционную ценность бриллиантов. Обе кампании опираются на код, обращаясь к нашей неистребимой вере в вечную любовь и предлагая компенсацию на случай, если жизнь развенчает иллюзии. Почему эта тема кажется нам щекотливой? «Мне было одиннадцать Кок то мы пошли с мамой по магазинам. У меня уже тогда появились формы, была красивая грудь, но косметикой мама пользоваться не разрешала. Но меня засмотрелся мужчина средних лет и подошел чтобы поговорить. Но мама была тут как тут. Она взяла меня за руку, и мы перешли на другую сторону Сначала я не поняла, что произошло. Просто почувствовала некую опасность». (Американка, 56 лет) Когда французская парфюмерно-косметическая компания L'Oreal пригласила меня провести сеансы раскрытия кода обольщения в разных странах мира, появилась возможность сопоставить американский код с кодами других культур, давно вышедших из переходного возраста. Естественно, коды в Америке и в других странах оказались разными. Но с самого начала сеансов раскрытия в Штатах я обнаружил поразительное постоянство в ответах, и это было поистине неожиданным открытием. Одно только упоминание этой щекотливой темы вызывает у нас, американцев, неприятие. «Я ходила в детский сад. Один мальчик очень хорошо ко мне относился, постоянно говорил, что я ему нравлюсь, все время играл моими игрушками. Однажды он так и ушел с одной из моих плюшевых зверюшек. И я это заметила, но ничего не сказала, не заплакала, потому что хотела, чтобы он снова пришел и поиграл со мной». (Женщина, 51 год) Ответы американцев не были похожи на реакцию респондентов ни в одной другой стране. Конечно же, в каждой культуре свое отношение к ухаживаниям и любовным ритуалам. Например, во Франции очень популярна поговорка: «Важно не то, что тебе дано, а то, как ты этим распорядишься». В отличие от американок, которые бросают вызов природе, при бегая к помощи пластической хирургии, липосакции, отбеливанию и протезированию зубов и бесконечно изнуряя себя гимнастикой, француженки стремятся подчеркнуть естественность своей внешности. Во Франции женщина может провести два часа перед зеркалом, стараясь придать себе такой вид, словно она ни минуты не потратила на свою внешность. Ее цель — показать полное равнодушие к собственной соблазнительности. На самом деле, если женщина откровенно накрашена, ее просто могут принять за проститутку. Стремление всеми силами привлечь мужчину демонстрирует безысходность и вызывает неодобрение во французской культуре. Это отношение распространяется и на названия предметов одежды, выступающих орудием соблазна Например, французское слово negligee восходит к однокоренному английскому neglect, что можно перевести как «не обращать внимания». Хотя француженка в неглиже может быть чрезвычайно при влекательной, она старается выглядеть так, словно ей все равно, как она одета. Тема косметики и попыток привлечь к себе внимание всплывала нечасто на сеансах с американцами. А если это случалось, то, как правило, она ассоциировалась с насмешками родителей. «Первый опыт, связанный с обольщением, я испытала, когда была еще маленькой. Я стащила у мамы косметику, и с двумя подружками мы воображали, будто мы уже взрослые, надели мамины туфли на высоком каблуке и не спеша прохаживались в них, пытаясь подра-жать моделям но подиуме. Тут пришла мама и очень огорчилось, что мы испортили ее косметику». (Женщина, 55 год) А вот англичане точнее англичанки, для исполнения любовных танцев включают музыку погромче. Английские мужчины связаны очень крепкими узами, более тесными, наверное, чем в любой другой стране. Они свято верят, что только мужчина может по-настоящему понять другого мужчину, поэтому и настоящая дружба в их представлении возможна только с представителем собственного пола. Они тратят массу времени в мужских клубах и свободные вечера проводят в мужской компании, даже если потом отправляются домой с женщиной. Конечно, это ведет к разобщенности между мужчинами и женщинами, и последние чувствуют себя отверженными. Недостаток мужского внимания тревожит и расстраивает их. Видя, что их не замечают, молодые англичанки в противоположность француженкам делают все, чтобы обратить на себя внимание. Они кричаще одеваются, носят мини-юбки, напоминающие скорее широкие пояса; оголяют животы и вставляют в пупки сережки, красят волосы в разные цвета, при этом порой — одновременно. В ход идут любые средства, лишь бы привлечь к себе внимание. Но английских мужчин это не трогает. Невозмутимость — их отличительная черта (вспомните, как в фильме «Титаник», когда все, как могут, спасаются с тонущего корабля, англичанин продолжает партию в карты приговаривая: «Игра хорошо пошла хотелось бы закончить»). Редко можно увидеть, чтобы англичанин, встретивший на улице красивую женщину, как-нибудь среагировал. Поэтому англичанкам приходится прибегать к бесконечным ухищрениям. И можно только гадать о тенденциях лондонской моды через пару десятков лет. В Америке женщины нечасто ведут себя столь вызывающе. И это опять же отражение культурного пубертата — поры, для которой характерны неловкость и неуверенность в себе. У американок всегда есть подспудный страх последствий открытых сексуальных проявлений, как, например, в рассказе одной из участниц сеансов раскрытия кодов. «Однаждь, в школе я наблюдала, как двое парней пытались поймать девушку. Это была игра, но внезапно борьба приняла неприятный оборот. Один из парней прикоснулся к груди девушки, и она врезала ему по носу. Тут подошел учитель. Девушка заявила, что ее хотели изнасиловать. Поднялся жуткий шум. С тех пор у меня не было желания играть в подобные игры с ребятами». (Женщина, 25 год) В то же время древняя культура Италии заложила в головы своих питомцев совсем иные представления. Для итальянца обольщение — это продуманная до мелочей, приносящая радость игра. Итальянцы обожают женщин и боготворят все, что с ними связано. В них самих гораздо больше женского, чем в мужчинах любой другой культуры. Собственно они уделяют своей внешности больше времени, чем итальянки. Мужчины в Италии без предрассудков относятся к косметике, пользуются детским шампунем, чтобы волосы были мягкими и блестящими, умащивают себя кремами и бальзамами, чтобы сохранить молодость, и очень трепетно относятся к выбору одежды, обуви и одеколона. Пожалуй, это самые элегантные из всех мужчин на свете, и цель их элегантности — обольщение. Поскольку женственность в итальянцах явно выражена, они легко находят с женщинами общий язык, и итальянки ценят это. Даже представительницы других культур иначе относятся к итальянцам, чем к другим мужчинам. Например, у себя на родине женщина может оскорбиться если мужчина присвистнет ей вслед (представьте американку, проходящую мимо рабочих на стройке), но если подобное происходит в Италии, она обычно польщена. По большей части это объясняется тем, что итальянцы ясно дают понять: в их внимании нет непристойности и женщине ничто не угрожает. И они очень убедительны, так как связь со всем женским — в их природе. Для мужчины-итальянца в сравнении с представителями обоих полов любой другой культуры обольщение больше связано с приятным времяпрепровождением. Это игра, и участие в ней важнее победы. Итальянец спокойно может подойти к незнакомке, воспеть ее красоту и сообщить, что влюбился с первого взгляда, и если дама не ответит взаимностью, он улыбнется, пожмет плечами и удалится. А через пять минут вы можете наблюдать его ухаживания за другой дамой, и если история повторится, он будет продолжать поиски, пока не попадется та, которая не устоит перед его обаянием. И что интересно, такой подход обеспечивает ему достойные шансы на успех. На сеансах с американцами я не встретился с подобной легкостью в отношении обольщения. Напротив, мужчины-американцы постоянно описывали замешательство, разочарованность и отчаяние, свойственные подросткам. «В этих вопросах я никогда особо не блистал Я всегда скованно чувствовал себя с девушками. Они постоянно смеялись, а я не понимал, над чем. Мне было стыдно, а почему — не знаю». (Мужчина, 20 лет) «Когда я был маленьким, лет четырех или пяти, все говорили, что я симпатичный. В школе у меня было подружка, мы постоянно были вместе, иногда держались за руки. Учитель рассказал об этом нашим родителям, и мне запретили с ней общаться. Наверное, это была моя первая любовь. Я очень расстроился и плакал целыми днями». (Мужчина, 35 лет) «У меня были принципы. Друзья надо мной смеялись и говорили, что так я никогда ни с кем не пересплю и что я настоящий урод. В старших классах секс был главной темой всех разговоров, и я чувствовал себя очень неловко Мне хотелось найти девушку котороя полюбит меня. Я боялся, что не буду знать, что делать». (Мужчина, 38 лет) Хотя японская культура и древняя, мужчины здесь обнаруживают похожее замешательство, как и их американские собратья. Однако причина в данном случае совсем иная. Поскольку браки, организуемые родителями до сих пор норма, у японских мужчин нет опыта в привлечении женского внимания. Самое популярное времяпрепровождение здесь — пойти в какой-нибудь бар и щедро заплатить официантке, которая будет подливать виски и выслушивать пьяную болтовню. Японцы окружают себя гейшами, порой по четыре-пять за раз, а когда напьются, могут даже заняться с ними сексом, однако они совершенно неспособны по-настоящему ухаживать за женщиной и добиваться ее. Истоки такого поведения лежат в культуре, которая учит, что любовь не заслуживает внимания и даже опасна («временная болезнь»). Исследования, проведенные мной в Японии, выявили, что для обоих полов любовная игра — утонченное искусство. Женщины проводят массу времени, ухаживая за волосами. Кроме того, они уделяют особое внимание шее используя не только питательные кремы, но и декоративную косметику. Они высоко укладывают волосы в безукоризненную прическу, чтобы подчеркнуть красоту шеи в вороте кимоно. Делается все это для привлечения мужчины, но это единственная известная мне культура, в которой столько времени посвящается части тела, никоим образом не связанной с процессом продолжения рода. Сеансы раскрытия кода обольщения были захватывающими во всех странах мира, хотя нередко они подтверждали то, что мне и так было известно, поскольку я уже успевал провести там какое-то время. А вот работа с американцами дала самые неожиданные результаты при всех моих познаниях в отношении юных культур. В сеансах приняли участие в общей сложности 300 человек из разных городов Они делились со мной своими самыми ранними, самыми яркими и самыми свежими воспоминаниями Так я получил 900 историй, на основании которых нужно было сделать обобщающий вывод. «Впервые мама велела мне поправить юбку, когда рядом были мальчики. Я тогда не поняла смысла. Какая разница — мальчики или девочки? Позже до меня дошло». (Женщина, 45 лет) «По поводу обольщения ничего в голову не приходит. Ничего не вспоминается. Может посиделки с друзьями за выпивкой: громко что-то обсуждаем, угощоем девочек, выпиваем с ними. Потом идем домой». (Мужчина, 40 лет) «Я встречалась с мужчиной старше меня. Он был очень милый, но все время хотел, чтобы я носила юбки. Мне казалось, что это старомодно, я любила ходить в джинсах. Однажды он сказал, что его заводит. когда на мне юбка. Больше я с ним не встречалась». (Женщина, 40 лет) Гнев, смятение часто упоминались в ходе сеансов наряду с историями про «тайных соблазнителей», воздействие на подсознание, про гипноз и обман. Так проявились присущие переходному возрасту черты, о которых я прежде не задумывался: подозрительность, протест против контроля и против всех, кто указывает, как тебе поступать. Как уже говорилось, эмоции — двигатель познания. Если к импринтингу привела неприятная эмоция, то и запечатлевшийся образ будет негативным. Как свидетельствуют ответы во время сеансов раскрытия, в американском обществе представления об ухаживаниях связаны с негативными ассоциациями. Американцы воспринимают обольщение как попытку заставить их делать то, чего они не хотят, или то, что делать не стоит. Код обольщения в американской культуре — МАНИПУЛИРОВАНИЕ. Воспринимая обольщение столь негативно, бессознательно мы распространяем подозрительность на любые отношения между мужчиной и женщиной. Даже если интерес обоюдный, на бессознательном уровне все равно сохраняется ощущение манипулирования. Именно в Америке появилось понятие «война полов». Многочисленные книги и ток-шоу призывают американцев ограждать себя от проявлений интереса со стороны представителей противоположного пола. Невероятно популярны фильмы, показывающие, как мужчина и женщина манипулируют друг другом, обольщая друг друга. И хотя эти книги, передачи и кинофильмы могут преподносить эту тему с юмором, сути дела это не меняет и смешного тут мало: тема обольщения вызывает у нас мучительную неловкость. После раскрытия кода L'Oreal приняла решение использовать эту информацию в маркетинговой кампании. Поскольку во Франции реклама строилась на чувственности и образе обольщения, меньше всего фирма хотела вызвать у американцев чувство неловкости и ощущение, что ими манипулируют. Было решено строить рекламную кампанию совершенно в ином ключе, без малейшего оттенка сексуальности, сделав акцент на положительном самоощущении женщины. Цель использования косметики L'Oreal не в привлечении мужчин, а в том, чтобы чувствовать уверенность в себе: «Ведь Вы этого достойны!». В рекламе говорилось об уходе за кожей и волосами, что вызывало бессознательные ассоциации скорее с материнской заботой, чем с манипуляциями. Отказавшись от кода обольщения в рекламе, компания обеспечила успешность своей стратегии. Был избран путь «в обход кода». Когда из вестно, что ассоциация продукта с определенным кодом вызовет негативную реакцию, можно найти способ обойти это код в рекламе. Другой подход, особенно полезный, если негативных ассоциаций не избежать (как мы увидим позже относительно кода алкоголя), — исходить из кода, но попы- таться деликатно сгладить отрицательную реакцию. Такая стратегия полезна для тех, кто хочет быть обольстительным. В конце концов рано или поздно каждый оказывается в ситуации обольщения, если, конечно, не давал обета безбрачия. Здесь лучшее средство — обезоруживающая честность: напрямую проявить свой интерес к объекту своих чувств, чтобы исключить всякое ощущение интриги или манипулирования. Негативный код никуда при этом не денется, но честность — негласное подтверждение кода — сгладит его воздействие. «У американцев секса нет, есть только сексуальные проблемы» (Марлен Дитрих) Глаз подростка не признает полутонов, все видится или черным, или белым. Хорошее или плохое, интересное или скучное, важное или бессмысленное. Такое восприятие превалирует в американской культуре, и на протяжении всей книги вы будете видеть примеры тому. Один из них — код секса. Уже зная коды любви и обольщения, я принялся за изучение кода секса, ожидая, что в нем непременно отразится определенный уровень дискомфорта. У меня практически не было сомнений, что интимные отношения вызывают у американцев немалый стресс. И все же результаты превзошли ожидания. «Все мужики козлы. Мы знаем, что им нужно. И мы им это даем, иногда. На мы-то знаем, для чего они говорят, будто любят нас». (Женщина, 14 лет) «Когда мне было 11 лет, мы однажды гуляли с моей сестрой (ей тогда было 12) и ее подружками. Мы забрались в здание начальной школы, и одна из подружек рассказала нам про ЭТО, она тогда тоже только что узнала. Я была напугана. Я совершенно не понимала, зачем все это нужно». (Женщина, 42 лет) «Помню, что мне жутко этого хотелось... многие годы я только об этом и мог думать. Но когда я занялся сексом в первый раз, все закончилось очень быстро, и я понял, что меня просто дурачили, рассказывая, как это классно. Я ждал чего-то необыкновенного, а чувствовал себя буквально побитым. Было просто жутко от такого облома». (Мужчина, 36 лет) ами прочитали книгу "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" (Are You Thereб God? It's meб Margaret). Речь там шла о сексе, и дома я показала книжку маме, так как мне хотелось знать, что же там такое происходит. И тогда мама впервые объяснила мне, что к чему. И это испугало и взволновало меня». (Женщина, за 40 лет) «Когда у меня появились признаки полового созревания, мне было 11 лет, и я была тогда сущим сорванцом. Мне вовсе не хотелось становиться женщиной. Я было очень серьезным ребенком, а родители не подготовили меня к такой перемене в жизни. Я не могла понять, что же будет дальше». (Женщина, 50 лет) «Будучи подростком, я узнал, что близкая подруга моей сестры — стриптизерша. С тех пор каждый роз, как я ее видел, мне хотелось сорвать с нее одежду и заняться сексом. Мои гормоны просто взбесились». (Мужчина, 34 года) Снова и снова в рассказах респондентов говорилось о победах и поражениях, о том, что кто-то дает, а кто-то получает, что кто-то доминирует, а кому-то приходится подчиняться. Даже если встречалось описание радостного опыта в сексе, то история все равно, как правило, заканчивалась невесело. Читая записи людей во время сеансов раскрытия, я обращал внимание не на то, что они говорили (помните: не верьте тому, что говорится), а пы- тался обнаружить некий общий смысл во всех рассказах. Я смотрел не на контекст, а на грамматику. Не на содержание, а на структуру. Так, в записях, посвященных сексу, обнаружился единый ритм в постоянном повторении таких слов, как «испуг», «боязнь», «волнение», фраз типа «Я чувствовал себя побитым» или «Я не знал, как теперь быть», обрывков предложений и «сбоев дыхания». Все это наводило меня на мысль о противостоянии, о конфронтации, но не такой, когда в конце концов все разрешается миром и обе стороны расходятся, довольные друг другом. Скорее все свидетельствовало о конфликте, в котором непременно один, а возможно, и оба, окажутся проигравшими. О конфликте жестоком и тяжелом. Итак, код секса в американской культуре — НАСИЛИЕ. Это еще один пример мышления в духе крайностей, характерного для незрелой культуры. Коль скоро секс вызывает у нас неудовлетворенность, мы связываем его с полюсом, противоположным удовольствию, — с тем. что вызывает боль и смерть. Очевидно к тому же, что к насилию наша культура относится более терпимо, чем к сексу. Мы считаем неприличным говорить о сексе за столом, но ведем длинные разговоры о войне, о преступности, о новых боевиках. Если мужчина собирается на охоту и планирует там подстрелить какое-нибудь животное, он может оповестить об этом всех друзей и коллег, а потом показывать фотографии на фоне добычи. Но если двое сослуживцев, не связанных узами брака, планируют наведаться вместе в ближайшую гостиницу, то вряд ли они расскажут об этом кому-нибудь, кроме самых близких друзей. Федеральная комиссия по связи штрафует телеканалы, демонстрирующие сцены кормления грудью (будто это хоть сколько-нибудь ассоциируется с сексом), но каждый вечер по тем же каналам можно увидеть постановочные сцены убийств и насилия, и никаких санкций за это не будет. Вспомните фильм «Война супругов Роуз», вышедший в 1989 г. Это история громкого развода, где главные роли сыграли Майкл Дуглас и Кэтлин Тернер. Под конец борьба перерастает в физический поединок, и герои падают с люстры. В сцене смерти персонажей герой Майкла Дугласа обращается к жене со словами: «Тебе было так же хорошо, как и мне?» Этот вопрос с сексуальным подтекстом в конце жестокого поединка, безусловно, соответствует коду. Режиссер Дэнни де Вито и автор сценария Майкл Лисон поняли, что на бессознательном уровне насилие замещает для американцев секс. Американская поп-культура полна примеров тесной связи этих двух понятий. Хип-хоп воспевает грубый секс. Есть целый жанр любовных романов. называемый «романтический триллер», где любовная линия развивается в эпицентре событий, связанных с серийными убийцами, террористами и т.д. А сцены с пощечинами, предваряющими пылкие объятия, вообще стали расхожим клише современного кинематографа. В нашей культуре несложно найти подобные случаи пересечения тем насилия и секса. Мужчины используют выражения типа «трахнуть», «отодрать». Женщина в шутку угрожает партнеру кастрацией, если он изменит ей. Среди старшеклассников и студентов широко распространена практика на свидании подмешивать в бокал снотворное и затем пользоваться беспамятством партнера. Бары для одиночек часто называют «мясные ряды». Все это нам знакомо. Ранее мы видели, как в L'Oreal решили избежать в рекламной кампании негативных ассоциаций, связанных с обольщением. Код секса тоже носит негативный характер, однако он широко и успешно используется маркетологами для продвижения товаров на рынке. Обращаясь к сексу в рекламе, они взламывают код. Хотя в большинстве случаев они не осознают, что прибегая к сексуальным мотивам, они связывают продукт и насилие, этот ход срабатывает по одной простой причине: американцев завораживает насилие. Вот вам пример: со 2 по 9 октября 2005 г. первое место по популярности занимал фильм «CSI: Место преступления», наполненный жуткими сценами. На втором месте был сериал «Отчаянные домохозяйки», повествующий о нескольких озабоченных женщинах из пригорода, которые оказываются втянутыми в ряд историй с убийством. Собственно, каждая из пяти наиболее популярных телепередач этой недели так или иначе была связаны с темой насилия. На этой же неделе первым по сборам в кинотеатрах шел ужастик «Туман», а на четвертом месте был триллер «Иллюзия полета», на шестом — «Домино», экшн об «охотнице за головами», занимающейся поиском беглых преступников, и на восьмом — «Оправданная жестокость». В прокате DVD больше всего спросом пользовались «Ужас Амитивилля» и музыкальные альбомы в стиле гангста рэп. Возможно, американцы и питают отвращение к настоящему насилию, но не могут устоять перед вымышленным. Это еще одно проявление нашей культурной незрелости: как подростки, мы ощущаем себя бессмертными, непобедимыми и нас влечет насилие как способ испытать свою неуязвимость. Использование секса в рекламе эксплуатирует именно эту идею. Американские горки Культуры меняются черепашьими темпами. Нам не суждено стать свидетелями завершения переходного периода нашей культуры. Не увидят этого ни наши дети, ни дети наших детей. Это значит, что коды любви, обольщения и секса сохранятся еще на многие поколения, и надо сказать, это не лучшее, что мы можем передать нашим потомкам. Однако нежный возраст — это катание на американских горках, и в последующих главах вы увидите, что культурная незрелость не только швыряет нас глубоко вниз, но и поднимает на необычайные высоты. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|